Какие общие и дополнительные требования предъявляются к участникам закупок по федеральному закону о госзакупках 44-ФЗ?

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ по новым правилам

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, установленные российским законодательством о контрактной системе и иными нормативно-правовыми актами и позволяющие подрядчикам участвовать в тендерах. В списке девять пунктов, среди них:

  • соответствие закону;
  • нет долгов по налогам;
  • не идет процедура банкротства;
  • нет конфликта интересов с госзаказчиком.
Скачать проект приказа Минстроя об установлении обязательных квалификационных требований к участникам закупок
Скачать законопроект об изменении ст. 31 44-ФЗ о дополнительной проверке на соответствие требованиям

Новые обязательные требования к участникам закупок

Минстрой на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект приказа, который утверждает обязательные квалификационные требования к участникам закупок, которые связаны с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в рамках ст. 201.15-1 – 201.15-2-1 федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 о несостоятельности (банкротстве). В целом они повторяют общие требования по ст. 31 44-ФЗ, но есть и особые условия для участия в таких закупках, в частности, наличие:

  • спецразрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, который связан с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Новые правила для проверки поставщиков на соответствие

Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 31 об общих условиях допуска к участию в торгах 44-ФЗ, — госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Подробнее, как проверять поставщиков, в статье: «Как проверить соответствие участника общим требованиям».

Эти меры направлены на недопущение к закупкам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.

С 01.01.2021 вступает в силу постановление правительства №917 от 18.07.2019, которое предусматривает, что в ЕИС автоматически формируется информация о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства по ст. 19.28 КоАП. Следовательно, и изменения в ст. 31 закона о контрактной системе заработают с 2021 года.

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель.

У поставщиков есть разные регистрационные данные — организационно-правовая форма, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве либо на территории, для которых утвержден льготный режим (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), или же в офшорных зонах.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто решил участвовать в закупке, установлены ст. 31 закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые (общие) требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона №127 от 26.10.2002) и не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверяют участника на банкротство на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения подтверждают декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые прямо связаны с закупочной деятельностью по ст. 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя должны отсутствовать административные наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании и главному бухгалтеру и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участника ранее осудили за такие правонарушения, но судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик вправе участвовать в закупочной деятельности.
  5. Лицо, принимающее участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (приказ Минфина №108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (письмо Минфина №24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо учитывать, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. Нет прочих ограничений для участия (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом №504 от 31.12.2017).

Соответствие этим параметрам подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона п. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, которая не всегда формируется с помощью функционала электронной площадки.

По ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона №44, заказчик вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Если же говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с постановлением правительства №99 от 04.02.2015, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Есть и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в закупочной сфере.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон №223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к поставщику по 223-ФЗ, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. В Положении этого заказчика указано, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей и положительная деловая репутация. А заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР с помощью сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе №44 нет никаких указаний на то, что участники должны сертифицировать деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждают такую добросовестность в свободной форме (письмо ФАС №ИА/71669/18 от 07.09.2018, письмо Минэкономразвития №ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона №223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (письмо ФАС №СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

Многие учреждения злоупотребляют полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования: связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Некоторые заказчики требуют соблюдения особых условий для формы и содержания заявки, наличия выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходят из этой ситуации через разработку типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Если закупочная комиссия обнаружила несоответствия участника единым требованиям закупки или тот предоставил недостоверную информацию, его отстранят. Отстранение от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки осуществляют в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона №44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования по ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия условиям и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (письмо Минфина №24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным в ч. 1.1 ст. 31. Если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверке по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ

эксперт в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ, кандидат юридических наук

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Читайте в статье, какие это требования и какие поставщики не имеют права участвовать в закупках

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, устанавливая регламент проведения процедур закупок, в том числе определяет систему требований к их участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и, так называемые, иные требования.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.).

2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов.

5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности. Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию.

6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

Читайте также:  Права и обязанности несовершеннолетних подростков от 14 до 18 лет в России в 2021 году

7. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком. По этому вопросу см. также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.

9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст. 31 декларируется.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. В случае установления дополнительных требований, соответствующая информация должна быть указана в документации о закупке.

По вопросу применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Письмом Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15, Письмом Минэкономразвития РФ от 23.12.2016 № ОГ-Д28-14953.

Заказчику следует иметь в виду, что при закупке товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072, дополнительным требованием к участникам закупки является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов (плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов; плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчиком может быть установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505). Если заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства и другие), к участнику закупки устанавливаются требования исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). К этой же группе можно отнести требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ. Так, к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг Правительство РФ вправе установить дополнительные требования.

Обратите внимание, что отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем процедуры закупки может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник не соответствует единым, дополнительным или иным требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.

Какие общие и дополнительные требования предъявляются к участникам закупок по федеральному закону о госзакупках 44-ФЗ?

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает жесткий регламент проведения процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе законодатель установил требования, которые вправе предъявлять к потенциальным поставщикам государственные заказчики.

  1. Правовое регулирование
  2. Перечень общих требований
  3. Что относится к дополнительным требованиям
  4. В каких случаях допускаются
  5. Документы, которые подтверждают соответствие требованиям
  6. Избыточные требования
  7. Чем грозит несоответствие требованиям

Правовое регулирование

Для принятия участия в закупке по 44-ФЗ поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они прописаны в ст. 31 44-ФЗ. Не соответствующий требованиям участник не имеет права участвовать в торговой процедуре.

Требования, которые допускается предъявлять к участникам закупки, установлены Постановлением Правительства №99 от 2015 года. При установлении дополнительных требований информация об этом указывается в документации по закупке.

Вопросам применения дополнительных требований к участникам государственной закупки посвящен Обзор судебной практики от Президиума ВС от 2017 года, Письма МЭР от 2015 года №23275-ЕЕ/Д28и и от 2016 года №ОГ-Д28-14953, ФАС РФ №АЦ/45739/15.

Перечень общих требований

Все требования, которые предъявляются к участникам закупки, можно разделить на две группы:

  1. Общие (единые) требования.
  2. Специальные (или дополнительные) требования.

Под общими требованиями понимаются те, которым должны соответствовать абсолютно все участники закупок. В числе общих требований можно выделить следующие:

  1. Участник закупки должен соответствовать законодательным требованиям, которые предъявляются к лицам, занимающимся поставками товаров, выполнением работ и оказанием услуг, являющимися предметом закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Данное требование буквально означает, что заказчику нужно проанализировать законодательство на предмет требований к оказанию отдельных услуг или выполнению работ. Например, законодательно может быть прописано условие об обязательном наличии лицензии у поставщика или требования к членству в СРО и пр.
  2. Поставщик не имеет ограничений для участия в данной контрактной закупке. Например, если конкурентная закупка проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства или СОНКО, то участие в ней компаний другого типа строго запрещено. Отнесение компании к малому бизнесу достаточно просто задекларировать.
  3. В отношении потенциального участника закупки не должна вестись процедура ликвидации. На основании ст. 61 ГК под ликвидацией компании понимается официальное прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей к другим компаниям. Ликвидация может быть добровольной (проводиться по решению собственников компании), происходить из-за истечения сроков действия юрлица или достижения им целей создания, а также принудительной. В последнем случае ликвидация производится по решению суда или налоговой инспекции.
  4. Отсутствие открытого процесса признания компании финансово несостоятельной, на котором было принято решение об открытии в отношении нее конкурсного производства (по п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). На основании ст. 2 ФЗ-127 «О несостоятельности» под банкротством понимается признанная судом неспособность должника в полном объеме погасить требования кредиторов по денежным обязательствам, оплате выходных пособий или труда лиц, которые работают по трудовому договору. Открытое конкурсное производство заканчивается ликвидацией юрлица. Сведения об открытом процессе банкротства в отношении компании размещаются в открытом доступе и найти их можно на сайте ЕФРСБ.
  5. Деятельность участника закупки на дату подачи заявления не приостановлена за правонарушения по нормам КоАП (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административной приостановки деятельности прописано в ст. 3.12 КоАП. Данный вид административного наказания предполагает временное прекращение деятельности физлиц без должного юридического оформления в виде юрлица или ИП.
  6. Отсутствие непогашенной налоговой задолженности, а также недоимок по сборам и иным обязательным платежам (по п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В данном случае учитываются недоимки, задолженность за прошлый календарный год, размер которых превышает 25% от балансовой стоимости активов участника закупки за отчетный период. В сумму задолженности не входит недоимка по платежам, по которым были получены отсрочка, кредит или рассрочка, либо которые были реструктуризированы. Также не учитываются долги, по которым было подано заявление об обжаловании.
  7. Отсутствие у участника закупки судимости за совершение экономических преступлений, уголовного наказания за незаконное предпринимательство, ответственности за получение или дачу взятки, посредничество во взяточничестве. Если заказчик обнаружил факт того, что определенный участник имеет судимость за данные правонарушения, но к моменту участия в торгах она была погашена или аннулирована, то такой поставщик может принять участие в закупке на законных основаниях.
  8. Отдельное требование установлено для руководителей участника, главного бухгалтера и членов коллегиального исполнительного органа по п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. На момент проведения закупки в отношении них не должно действовать уголовное наказание в виде запрета занимать отдельные должности, связанным со спецификой поставляемого товара, услуги или работы, либо административная ответственность по ст. 3.11 КоАП в виде дисквалификации.
  9. На основании п. 7.1 ч. 1 ст.31 44-ФЗ к участникам закупки предъявляется требование о непривлечении в течение 2 лет к административному наказанию, предусмотренному по ст. 19.28 КоАП за незаконное вознаграждение юрлица.
  10. Отсутствие конфликта интересов на основании п. 9 ч. 1 ст.31 44-ФЗ. Данное требование является универсальным и распространяется на случаи, когда контракт подписывается с единственным поставщиком. Под конфликтом интересов понимаются, например, случаи, когда руководитель заказчика, контрактной службы, контрактный управляющий, член закупочной комиссии состоят в браке или являются близкими родственниками (родителями, детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками) выгодоприобретателя. В качестве выгодоприобретателя понимают физлиц, которые косвенно или напрямую владеют более, чем 10% голосующих акций.
  11. Участник закупки не может являться офшором по п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Перечень офшорных зон, на которые следует ориентироваться, был утвержден Приказом Минфина от 2007 года №108н.

На основании п. 11 ч .1 ст. 31 44-ФЗ в установленных требованиях не должно содержаться иных ограничений для участия в закупке. В противном случае, заинтересованные лица могут пожаловаться на некорректные сведения в закупочной документации в ФАС.

Что относится к дополнительным требованиям

Дополнительные требования устанавливаются Правительством в зависимости от вида закупки. Так, в Постановлении Правительства от 2015 года №99 к ним относят:

  1. Опыт.
  2. Деловая репутация.
  3. Персонал в численности, которая нужна для исполнения контракта, и с должным уровнем квалификации.
  4. Наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  5. Недвижимость.
  6. Оборудование и иные материальные ресурсы для реализации госзаказа.
  7. Техсредства (например, для сохранения объектов культурного наследия).
  8. Опыт при исполнении подобного рода контрактов в последние три года (применимо к строительным работам).
  9. Опыт владения морскими и речными ТС (при заказе на морские или речные перевозки).

В каких случаях допускаются

Правительство вправе установить дополнительные требования для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов, аукционов.

Дополнительные требования по Постановлению Правительства №99 от 2015 года обоснованы при заказе технически сложных, инновационных, высокотехнологичных товаров и услуг.

Заказчику следует учитывать, что при закупках товаров из Приложения к Постановлению Правительства от 2017 года №1072 (позиций 3-29 перечня) к дополнительным требованиям к участникам закупки относят использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов: плит ДСП или аналогичных плит из древесины, а также других материалов; плит ДВП или иных материалов. Страной происхождения данных материалов выступает РФ или государство из состава ЕАЭС.

Заказчик вправе установить дополнительные требования об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП по Письму Минфина РФ от 2017 года №24-05-09/62505. Компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков, если сорвала госконтракт или уклонилась от его подписания. Хотя установление требования об отсутствии участника в РНП не является обязательным условием по 44-ФЗ, но подавляющее большинство заказчиков пользуется данным правом, поэтому данное требование можно формально считать единым. Обычно об этом факте заказчик просит предоставить поставщика декларацию, хотя он имеет возможность проверить данные сведения самостоятельно.

Дополнительные требования к участнику закупки заказчик может устанавливать в ограниченных случаях. Так, при приобретении заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (кроме случаев подписания контрактов на создание литературных произведений или произведений искусства) к участнику закупки предъявляется требование об обладании исключительными правами по п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

К дополнительным можно отнести и те требования, которые предусмотрены по ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ: к участникам закупки по оказанию консультационных, аудиторских или смежных услуг Правительство устанавливает дополнительные требования.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям

Заказчику нужно понимать, что соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ требуется подтвердить документально. Тогда как свое соответствие остальным пунктам требуется задекларировать.

Для соответствия требованиям законодательства к поставщикам определенных товаров, работ и услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ участнику следует приложить к заявке копии:

  • лицензий;
  • свидетельств СРО;
  • сертификатов соответствия.

При проведении закупки через запрос котировок вопрос необходимости предоставления различных свидетельств и сертификатов является спорным, так как заказчик не может требовать дополнительные документы. Но судебная практика показывает, что заказчика наделяют правом запросить данные документы, так как они указаны в п. 1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ.

Дополнительные требования в виде финансовых ресурсов, численности и квалификации персонала, опыта работы на рынке или в рассматриваемой отрасли требуется подтвердить документально. Для этого подойдет финансовая и налоговая отчетность, выписка из реестра исполненных контрактов и пр.

Избыточные требования

Избыточные требования – это условия, ограничивающие конкуренцию участников закупки в процессе проведения процедуры государственного заказа. Это противоправные действия заказчика, за которые ему может грозить ответственность.

Так, например, некоторые заказчики выставляли в документации требование по оценке деловой репутации исполнителя с применением специального индекса (ИДР). Более того, как было выявлено сотрудниками ФАС, от подрядчиков требовалось засертифицировать данный индекс через оформление сертификата соответствия. Это существенно ограничивало конкуренцию между участниками закупочной деятельности. Между тем в ФЗ-44 отсутствуют указания на обязательное оформление сертификата на деловую репутацию. Участники могут подтвердить факт своей добросовестности в свободной форме по Письму ФАС №ИА/71669/18 от 2018 года.

Стоит также учесть, что все требования к участникам заказчик обязан прописать в закупочной документации. Заказчик не вправе в ходе закупки выдвигать дополнительные требования.

Чем грозит несоответствие требованиям

При несоответствии участника требованиям ему грозит отстранение от дальнейшего участия в закупке. Отстранение участника от закупки или отказ от подписания контракта с победителем происходит в любой момент до подписания контракта. Это возможно, если закупочная комиссия обнаружит факт несоответствия установленным единым или дополнительным требованиям либо факт предоставления недостоверных сведений поставщиком. Проверка на соответствие участников требованиям относится к неотъемлемым обязанностям конкурсной комиссии.

Если отстраненный участник стал победителем закупки, то заказчик не позднее 1 рабочего дня должен подготовить и разместить в ЕИС протокол об отказе в подписании контракта. Протокол должен содержать сведения;

  • о месте и времени его подготовки;
  • о юрлице, с которым заказчик отказался от заключения контракта;
  • об основаниях отказа;
  • реквизиты документов, которые подтверждают факт несоответствия участника требованиям.

В течение 2 рабочих дней подготовленный протокол следует передать победителю.

Таким образом, требования к участникам закупки – это установленные законодательно условия, позволяющие подрядчикам участвовать в закупках. Заказчики не вправе устанавливать требования, которые не разрешены по 44-ФЗ. Участник должен соблюдать требования в ходе всей закупочной процедуры, иначе его вправе отстранить в любой момент.

Участник закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок” и требования, предъявляемые к нему

Для того чтобы принимать участие в различных закупочных процедурах, исполнитель обязан подтверждать соответствие тем или иным требованиям, которые устанавливаются на основании требований действующего законодательства.

  • Нормативная основа требований к исполнителям
  • Общие и дополнительные требования к участникам закупочных процедур
  • Избыточные требования как нарушение действующего законодательства и меры ответственности за их формирование
Читайте также:  Как изменить дату рождения в паспорте в 2021 году? Можно ли изменить возраст?

Какие именно требования вправе установить заказчик для исполнителя и что подразумевается под избыточными требованиями?

Нормативная основа требований к исполнителям

Регулирование вопросов, связанных с установлением требований к исполнителям, потенциально участвующим в закупочных процедурах, осуществляется с помощью Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает правила и требования, в соответствии с которыми государственный или муниципальный заказчик должен формировать параметры, по которым должty осуществляться отбор потенциальных исполнителей по контрактам.

Так, основные требования, которые должны быть установлены в отношении потенциальных исполнителей заключаемых государственных и муниципальных контрактов, формируются на основании положений статьи 31 указанного федерального закона. В соответствии с положениями части 1 данной статьи устанавливается общий перечень требований, которые должны быть сформулированы в закупочной документации ко всем участникам той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта.

Кроме того, на основании положений части 9 статьи 31 данного закона может быть произведен отказ в заключении контракта, если заказчик или контролирующий орган обнаружит, что заказчик по каким-то причинам не соответствует установленным требованиям к исполнителям в закупочной документации.

Общие и дополнительные требования к участникам закупочных процедур

При формировании тех или иных требований к потенциальному участнику закупки заказчик должен понимать, что он имеет право руководствоваться при этом только тем перечнем, который был сформирован в действующих нормах права, а именно в статье 31 указанного Федерального закона, а также в специально утвержденных нормативных актах, например, Постановлениях Правительства Российской Федерации.

Общие требованияДополнительные требования
Необходимость соответствия всем требованиям, которые действующим законодательством предъявляются к участникам закупочных процедур.Наличие достаточного количества денежных средств или материальных активов для того, чтобы выполнить договорные обязательства.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, который принял решение об участии в закупочной процедуре, не должна проводиться, независимо от ее стадии, процедура ликвидации организации.В отношении используемого оборудования, а также существующих материальных ресурсов должно быть оформлено право собственности.
Организация или индивидуальный предприниматель не должны приостанавливать свою деятельность на момент участия в закупочной процедуре, в том числе по собственному решению или по решению суда, вступившему в законную силу.В отношении исполнения конкретного контракта у потенциального исполнителя должно хватать опыта для выполнения взятых на себя обязательств, а для того, чтобы подписать конкретный контракт, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан подтвердить свою добросовестную деловую репутацию.
В период участия в закупочной процедуре юридическое лицо должно погасить все имеющиеся у него долги перед налоговыми органами таким образом, чтобы общая сумма задолженности не превышала 25% от стоимости всех имеющихся активов у такого юридического лица. При этом отсутствие возможных задолженностей должно быть подтверждено документально за исключением тех случаев, когда по таким налоговым выплатам была предоставлена отсрочка платежа или его рассрочка.Наличие квалифицированного кадрового состава юридического лица для того, чтобы сотрудники в нужное время и в нужном объеме смогли выполнить условия подписанного контракта.
Руководитель и главный бухгалтер юридического лица либо сам индивидуальный предприниматель не должны иметь судимостей, в том числе полностью погашенных, которые возникли в результате назначения наказания по статьям о преступлениях экономической направленности в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации, если такие должностные лица были лишены права занимать определенные должности или заниматься теми или иными видами деятельности. Если судимость погашена, и все ограничения сняты, то потенциальный исполнитель имеет право принять участие в процедуре.В том случае, если речь идет об участии в закупочной процедуре субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то к таким участникам закупки независимо от того, идет речь о конкурентной или неконкуретной закупочной процедуре, устанавливается дополнительное требование в виде необходимости предоставить документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть привлечены к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях, то есть по поводу передачи должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества или обещания таковых действий в качестве платы за удовлетворение интересов передающего лица.При проведении закупочных процедур, которые направлены на исполнение нужд государственного оборонного заказа, процедура может быть проведена на усмотрение заказчика в открытом или закрытом виде. В случае последнего варианта проведения закупочной процедуры заказчик вправе установить требование о том, что субъекты малого предпринимательства принимать участие в таких закупках не имеют права.
При проведении закупки продуктов интеллектуальной деятельности потенциальный исполнитель обязан подтвердить наличие у него исключительных прав на такие продукты, за исключением случаев, когда в качестве объекта закупки выступают произведения литературы, кинематографа или музыкального искусства.Если заказчик установил требование к потенциальным исполнителям предоставить обеспечение исполнения контракта, то победитель вправе предоставить такое обеспечение в виде банковской гарантии. Однако для такой гарантии могут быть установлены свои требования, например, срок ее действия должен быть дольше не менее, чем на месяц срока действия заключенного контракта, размер гарантии должен полностью перекрывать не только обеспечение исполнения, но и возможные штрафные санкции, а сама гарантия должна получить положительный результат проверки по реестру выданных банковских гарантий.
Между заказчиком или его должностными лицами и потенциальным участником закупки не должно быть конфликта интересов (например, сотрудники заказчика, ответственные за проведение закупочной процедуры, не должны состоять в родстве с должностными лицами потенциального исполнителя).В случае проведения закрытых закупочных процедур, направленных на удовлетворение нужд Вооруженных сил Российской Федерации, а также Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным участникам процедур, как, например, необходимость предоставления списочного состава работников потенциального исполнителя, которые будут выполнять работы или оказывать услуги для реализации конкретного контракта, так как исполнение такого контракта может быть сопряжено с оформлением допусков на режимные объекты.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно проводиться процедуры включения в Реестр недобросовестных поставщиков, а также они не должны находиться в этом реестре, даже если до момента исключения их из него осталось времени меньше, чем до заключения контракта.Если речь идет о закрытой процедуре для заключения контракта на обеспечение нужд Вооруженных сил Российской Федерации и прочих силовых ведомств, которые обеспечивают безопасность государства, то заказчик вправе установить требования об этнической и национальной принадлежности сотрудников, которых победитель закупочной процедуры планирует задействовать для исполнения контракта. При этом такое требование не будет считаться избыточным или дискриминирующим, так как подобные контракты заключаются в целях обеспечения бесперебойного функционирования конкретного заказчика, осуществляющего мероприятия, направленные на защиту государства и его интересов и безопасности.
Не должно быть установлено в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя других ограничений, которые могут быть сформулированы на основании положений действующего законодательства в сфере закупок.
Компании, принимающие участие в государственных и муниципальных закупках, не имеют права быть оффшорными или находиться в процедуре оформления этого статуса.

Данные требования могут быть установлены заказчиком независимо от того, о какой процедуре идет речь. Однако их выставление должно быть обосновано с точки зрения производственной необходимости, а также с позиций соблюдения действующего законодательства.

Избыточные требования как нарушение действующего законодательства и меры ответственности за их формирование

В настоящее время нередки случаи, когда заказчик устанавливает какие-либо дополнительные требования к потенциальным участникам закупочной процедуры. Установление требований, которые законодательством в сфере закупок не предусмотрено, является грубейшим нарушением в части обеспечения свободной конкуренции.

К требованиям, которые носят характер избыточных, могут относиться, например, требования о необходимости предоставления специальных допускных документов на осуществление различных видов работ, например, строительных или монтажных, которые не требуются с точки зрения действующего законодательства, так как выполнение строительных работ, предусмотренных техническим заданием в описании объекта закупки, не требует получения специального допуска. Установление таких требований чревато для государственного и муниципального заказчика целым рядом штрафных санкций.

На должностное лицо в этом случае будет наложен штраф в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта, но не менее пяти и не более тридцати тысяч рублей либо в размере одного процента от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Чаще всего установление избыточных требований происходит в техническом задании к проводимой закупочной процедуре. Наиболее распространенным вариантом установления таких требований именно в техническом задании следует рассматривать необходимость для потенциального исполнителя предоставить дополнительные документы, которые могут подтверждать право на оказание тех или иных услуг.

Техническое задание играет ключевую роль при формировании документации о закупке. Именно по этой причине следует тщательно соблюдать сформированные правила его составления, в том числе для того, чтобы избежать установления избыточных требований.

Требования к участникам закупок – это своего рода гарантия для государственного или муниципального заказчика получить качественное удовлетворение своих потребностей. Однако, если требования будут излишними, заказчик может получить штраф за нарушение действующего законодательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Какие требования предъявляют к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Требования к участникам закупки — это запросы, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам. Главное условие для таких позиций в документации — не ограничивать конкуренцию.

Общие требования для участников тендеров по 44-ФЗ

Единые требования к участникам закупки обязательно устанавливаются заказчиком. Они не зависят от способа проведения закупки, предмета торгов. Такие запросы определяются для потенциальных поставщиков. Вот основные требования и условия допуска к участию в торгах 44-ФЗ:

  1. Не проводится ликвидация.
  2. Не является офшорной компанией.
  3. Отсутствуют решения арбитража о банкротстве и проведении конкурсного производства.
  4. Деятельность не приостановлена (проверяется на момент подачи заявки).
  5. Не зафиксирована задолженность по налогам и обязательным платежам за предыдущий год.
  6. У руководства участника или у единоличного поставщика (физического лица) нет судимости по статьям 289 – 291.1 УК РФ. Исполнитель не дисквалифицирован.
  7. Отсутствуют санкции за незаконное вознаграждение. Информация проверяется за два года, предшествующих подаче заявки.
  8. Не установлен конфликт интересов сторон.
  9. Участие в госзаказе не ограничено действующим законодательством РФ.

Требования устанавливают для каждого тендера для всех исполнителей без исключения (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ) и обязательно включают в документацию: перенесите полный текст законодательных норм (п. 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Правила действуют для всех способов, кроме электронного конкурса — заказчики ставят обязательное условие о том, что в составе заявки направляется декларация о соответствии участника аукциона п.3–9 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Если организация проводит электронный конкурс, то в такую декларацию включается и подтверждение соответствия п. 11 ч. 1 ст. 31.

Ситуативные требования

Определенные закупки подразумевают наличие особых квалификации и компетенций у потенциальных исполнителей. Это отражается в требованиях по ситуациям. Заказчики запрашивают лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, аккредитации, если предмет закупки относится к деятельности, требующей официальной сертификации (лицензирования, аккредитации).

Аккредитация понадобится при закупке услуг по техосмотру транспорта (ч. 1 ст. 5 170-ФЗ) и не только, а вот членство в СРО потребуется в случае госзаказа по кадастровой деятельности и различных видов оценки (ст. 29, 32, 33 221-ФЗ от 24.07.2007, ст. 4, 15.1 135-ФЗ от 29.07.1998).

Запрос о лицензировании (аккредитации, СРО) устанавливают следующим образом: ответственный исполнитель перечисляет подробный перечень подтвердительных регистров, которые впоследствии предоставляет участник торгов. Но этим условием не стоит злоупотреблять. Если заказчик укажет слишком длинный список, он ограничит конкуренцию для потенциальных поставщиков. Лучше просто установить обобщенное требование о наличии лицензии или членстве СРО.

При определении особых требований надлежит соблюдать ряд правил:

  • при одновременном заказе лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности запрещается запрашивать лицензию (Решения по делу № ВП-538/16 от 15.11.2016, по делу № К-1708/16 от 20.10.2016, по делу № КГОЗ-403/16 от 06.09.2016);
  • при приобретении технологически, комплексно и функционально связанных товаров, работ и услуг заказчику разрешено запрашивать лицензию на определенный вид деятельности, не разбивая закупку на лоты (Решение Омского УФАС России № 03-10.1/166-2016 от 11.07.2016);
  • при проведении запроса котировок не допускается включение условия об обязательном лицензировании, в составе заявки надлежит предоставлять декларацию о соответствии (ч. 3, 4 ст. 73, пп. «а» п. 4 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса, аукциона и запроса предложений (в том числе электронных) для участников определяется обязанность предоставлять в составе своих предложении копии подтвердительных документов (пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 3 ч. 9 ст. 83.1 44-ФЗ);
  • при госзакупке исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности поставщик обязан обладать такими правами, это подтверждается декларацией (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России № Д28и-481 от 17.02.2016).

Отсутствие участников в реестре недобросовестных поставщиков

Это не обязательное условие. Заказчик сам определяет, предъявить ли к потенциальным исполнителям требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков или нет (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ). Если хотите, чтобы контрагент реализовал контракт надлежащим образом, включите запрос об отсутствии в РНП в закупочную документацию (ч. 5 ст. 31).

При формировании извещения ответственный специалист ставит галочку в специальном поле электронного документа.

Дополнительные требования к участникам

Такие условия включаются в документацию не всегда. Вот в каких случаях возможны дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ):

  1. При проведении электронного аукциона, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса (открытых и закрытых процедур).
  2. При наличии технической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера в отношении предмета закупки (Приложения № 1, 2 ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Дополнительные требования касаются квалификационной, материальной и финансовой обеспеченности потенциального поставщика. Законодательство допускает устанавливать запросы:

  • о деловой репутации поставщика;
  • материальных и нематериальных ресурсах, необходимых для исполнения контракта;
  • технической оснащенности потенциального исполнителя;
  • наличии определенного имущества (недвижимость, оборудование), привлекаемого к исполнению госконтракта;
  • опыте работы в конкретной сфере и уровне подготовки (квалификации) специалистов.

Дополнительные условия включаются в закупочную документацию наравне с обязательными (ч. 5 ст. 31 44-ФЗ). Их надлежит обосновывать и в документах закупки, и в плане-графике (п. 3 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ, ч. 6 ст. 2 71-ФЗ). Если заказчик включает дополнительные требования в закупочную документацию и извещение (просто ставим галочку рядом с конкретным предложением в ЕИС и подробно описываем запрос для поставщика), участник подает заявку совместно с документами, подтверждающими его соответствие. В качестве доказательств подойдут копии контрактов, актов выполненных работ, копии трудовых книжек, дипломы и приказы о присвоении квалификационных степеней у исполнителя и его сотрудников, реестровые записи о наличии имущества.

Порядок получения подтвердительных документов такой:

  1. Потенциальный поставщик направляет требуемые регистры оператору электронной площадки.
  2. Оператор публикует информацию в реестре аккредитованных участников (ч. 12 ст. 24.2 44-ФЗ).
  3. Получаете от оператора в составе вторых частей заявок (ч. 8.2 ст. 66 44-ФЗ). В составе заявки этих документов не будет.

Требования по 223-ФЗ

В торгах по закону о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 вправе участвовать физические, юридические лица или объединение таких лиц. Организатор закупки, заказчик или его работники не принимают участия в собственных закупках. Обязательные уточняющие требования к поставщику по 223-ФЗ не предусмотрены. Заказчики самостоятельно определяют необходимые и достаточные условия для потенциальных поставщиков.

Читайте также:  ПФР Тульская область, Веневский район, Венев, Южный микрорайон, 69: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Каждый тендер проводится с конкретным набором запросов к исполнителю. Состав требований зависит от предмета закупки, отраслевой специфики, особых технических характеристик и потребительских свойств приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ).

Для закупок по 223 ФЗ работает ключевое правило: все действия заказчик прописывает и утверждает в Положении о закупке (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3). Все запросы необходимо составлять в соответствии с Положением и включать их в документы закупки и извещение. Если заказчик предъявит требование, которое не указал в закупочных документах, участник сможет пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу.

При разработке условий надлежит соблюдать нормативы ФАС и принципы Федерального закона № 223:

  1. Требования к потенциальным поставщикам полностью обоснованны, предъявляются ко всем участникам, соответствуют предмету закупки. Особые условия не создают преимуществ и незаконных ограничений конкуренции. Завышение требований не допускается, исключение — специфические потребности заказчика (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-3271/2017 от 04.05.2017).
  2. Все требования отвечают принципу изменяемости. Они конкретизированы и понятны для каждого потенциального поставщика и подтверждаются определенными документами.
  3. Для групповых участников предъявляются совокупные требования, а не отдельные запросы для каждого лица. Несоблюдение этого правила является противоречием принципам закона № 223 и грозит штрафными санкциями (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-25552/2016 от 08.07.2016).

Заказчики вправе разрабатывать и утверждать список единых требований и предъявлять их к участникам при проведении конкурентных процедур (способ и предмет закупки значения не имеют). В случае специфических торгов допускается включение дополнительных и квалификационных условий для потенциальных поставщиков.

Собрали в таблице все требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Их надлежит включать при проведении каждой закупки. Вносятся в документацию и извещение для подтверждения надежности будущего контрагента.

Устанавливаются только при наличии такой нормы в Положении заказчика. Не вправе противоречить принципам закона № 223 (ч. 1 ст. 3).

Условия направлены на уточнение конкретных сведений об участнике. Не являются избыточными, завышенными и ограничивающими конкуренцию.

Подтверждают определенную квалификацию или принадлежность потенциального поставщика. Все условия соразмерны предмету торгов. Составляйте корректные формулировки. Такие запросы позволяют участникам оценить, смогут ли они выполнить заказ надлежащим образом.

Применяются редко. Такие условия воспринимаются участниками как ограничения и приводят к жалобам в ФАС.

Если устанавливаете особое условие, которое существенно ограничит конкуренцию среди участников, выведите его из списка требований и включите в критерии оценки заявок (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2017 № Ф05-20582/2016).

Требования к участникам закупки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о требованиях, которым должен соответствовать участник для того, чтобы принять участие в госзакупках. Требования к участникам закупки установлены в статье 31 44-ФЗ. Данные требования подразделяются на единые (общие) и дополнительные . Ниже мы подробно рассмотрим все эти требования, а также поговорим о том, каким образом участник должен подтвердить свое соответствие им.

Содержание:

К единым (общим) требованиям относятся:

1) соответствие требованиям установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: приложением копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия.

2) непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

4) отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

5) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (это касается физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юр. лица);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (это частный случай, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты);

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей;

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

8) участник закупки не является офшорной компанией.

Как подтверждается соответствие требованию участником: предоставлением выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора).

Помимо вышеперечисленных единых (общих) требований Заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП) информации об участнике закупки. Я не случайно выделил в тексте слово «вправе», т.к. установка данного требования это право Заказчика. Но как показывает практика, данное требование установлено практически в каждой проводимой закупке. Поэтому это требование смело можно отнести к единым (общим) требованиям.

Как подтверждается соответствие требованию участником: декларированием.

Думаю, что с едиными (общими) требованиями все понятно. Теперь давайте с вами поговорим о дополнительных требованиях к участникам. Что это за требования и в каких случаях они устанавливаются?

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсов
  • аукционов.

Также Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок:

  • аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
  • консультационных услуг.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

К дополнительным требованиям относятся:

1) наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Как подтверждается соответствие требованиям участником: приложением подтверждающих документов.

Ниже на рисунке в схематичной форме представлены требования к участникам закупки.

Информация об установленных единых (общих) и дополнительных требованиях указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Т.е. ещё на этапе изучения документации о закупке вы будете точно знать, какие требования к участнику закупки установлены Заказчиком.

Важно также помнить, что:

— Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок помимо тех, что предусмотрены 44-ФЗ;

— указанные единые (общие) и дополнительные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок;

— комиссия Заказчика по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным единым (общим) требованиям, т.е. участнику достаточно будет просто продекларировать соответствие установленным единым (общим) требованиям, а задача Заказчика их проверить (образцы соответствующих деклараций Вы сможете найти здесь) ;

— если Заказчиком установлены дополнительные требования (финансовые ресурсы, оборудование, опыт, квалификация), то в этом случае участник закупки обязан документально подтвердить соответствие этим требованиям;

— отстранение участника закупки от участия или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

На этом сегодня все. До встречи в новых статьях! Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье.

С чем связан дефицит трудовых мигрантов в России вы 2021 году. Изменения в миграционном законодательстве

Новый 2021 год для многих принес перемены, в том числе для трудовых мигрантов. Дефицита в них ранее не наблюдалось, но сегодня все наоборот – на рынке не хватает неквалифицированной рабочей силы. Куда исчезли трудовые мигранты и что ждет оставшихся в России в 2021 году?

  • 🤷‍♂️ Дефицит трудовых мигрантов в России
    • Могут ли места иностранных рабочих занять россияне
  • 👇 Новшества для мигрантов в 2021 году
    • Единая электронная виза
    • Приостановка течения сроков действия документов
    • Изменения в приеме иностранцев на работу
    • Сокращение квот на РВП
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

🤷‍♂️ Дефицит трудовых мигрантов в России

Трудно сказать, сколько мигрантов занято в российской экономике. Не помогает даже официальная статистика. Дело здесь в особенности подсчета, который ориентируется на миграционный учет, а цифры там дублируются. Например, если мигрант за год въехал в Россию два раза, то миграционная служба зафиксирует, что это два человека, хотя по факту – один.

Другая проблема – нелегалы, которые не оформляют документы, не платят налоги и не включены в статистику. По примерным подсчетам, в России около 8 миллионов неквалифицированных иностранных рабочих.

Дефицита в мигрантах никогда не наблюдалось – наоборот, казалось, что их вокруг слишком много. Все изменилось в 2020 году с эпидемией коронавируса. На сегодняшний день в России наблюдается недостаток иностранных рабочих. Этому есть две причины.

Первая причина – весной 2020 года были закрыты границы, фактически прекратилось авиа- и железнодорожное сообщение. Летом власти согласовали вывозные рейсы, в том числе в среднеазиатские страны, и многие мигранты поспешили вернуться на родину. Для многих из них в России просто не стало работы: частный бизнес закрылся или начал выживать, как мог, сокращая штат – первыми убрали неквалифицированных работников. Кто-то поспешил уехать, понимая, что, в противном случае, возвращение на родину затянется на неопределенный срок.

Вторая причина – из-за тех же закрытых границ Россия недополучила мигрантов, которые обычно приезжали летом на сезонные работы.

Дефицит возник из-за того, что уехавшие теперь не могут вернуться обратно, а некоторым стало некуда возвращаться – рабочие места закрылись. Чтобы мигранты вернулись, нужны как минимум экономическая база и свободное перемещение через границы.

Могут ли места иностранных рабочих занять россияне

Россияне вряд ли смогут полноценно заменить мигрантов – во всяком случае в ближайшее время. Даже при дефиците трудовой силы за некоторые виды работ россияне браться просто не хотят – например, за тяжелый неавтоматизированный труд или за работу в цехах. Традиционно высокий показатель иностранных работников был именно в этих сферах.

Связано это как с зарплатами (низкими или же не оправдывающими ожидания россиян), так и с тяжелыми, вредными условиями труда.

Если бы россияне массово устраивались на работу, которую выполняют мигранты, в стране не было бы нужды в таком количестве работников из-за рубежа.

👇 Новшества для мигрантов в 2021 году

Миграционное законодательство в новом году претерпело изменения. Разберемся, какие новшества ждут мигрантов, и к чему они приведут на практике.

Единая электронная виза

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №305, с 1 января 2021 года вводится единая электронная виза в Россию. Она действительна для 52 стран, с которыми у России установлен визовый режим – список этих государств регламентирован Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2020 №2571-р. Для граждан государств, которым для въезда в Россию изначально не требовались визы, все остается без изменений.

Предполагается, что введение электронных виз поможет развитию туризма и привлечет инвестиции. Но мигрантов это тоже касается – такая электронная виза действует по всей России, срок пребывания по ней составляет 16 дней, а оформить ее можно для гостевых или деловых поездок.

Для оформления визы не нужно ни приглашения, ни документов, подтверждающих цель поездки, а подать заявку можно онлайн через сайт Консульского департамента МИД.

Приостановка течения сроков действия документов

Изменения касаются правового положения иностранных граждан, которые оказались в непростой ситуации из-за эпидемии коронавируса. Согласно Указу Президента РФ от 15.12.2020 №791, до 15 июня 2021 года приостанавливается течение сроков действия документов, которые истекали в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

К таковым документам относятся:

  • визы;
  • разрешение на временное пребывание;
  • вид на жительство;
  • свидетельства участников госпрограммы по переселению;
  • удостоверения беженцев;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в России;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцами.

Проще говоря, если срок действия одного из вышеуказанных документов истекает ранее 15 июня 2021 года, то он будет продлен до этой даты.

Изменения не касаются граждан и обладателей вида на жительство (ВНЖ) государств, с которыми у России открыто регулярное транспортное сообщение.

Изменения в приеме иностранцев на работу

В порядке приема иностранных граждан на работу в 2021 году случилось несколько важных изменений. Согласно Приказу МВД России от 10.12.2020 №856, вводится новый регламент постановки иностранцев на миграционный учет. Если иностранный гражданин проживает на территории работодателя, то и регистрировать его обязан работодатель. К примеру, иностранец проживает в помещении, которое принадлежит работодателю. В таком случае наниматель обязан сам подать документы в МВД для постановки работника на миграционный учет.

Еще одно изменение действует с прошлого – 2020 – года. Согласно Приказу Минздрава РФ от 15.06.2020 №581н, для всех иностранных граждан, прибывающих в Россию для трудоустройства, обязательно тестирование на наличие коронавируса. Без прохождения теста нельзя будет получить патент или оформить разрешение на работу. При положительном тесте в выдаче разрешения на работу будет отказано.

Последнее изменение коснулось не непосредственно мигрантов, а их работодателей. Согласно Приказу МВД России от 30.07.2020 №536, в 2021 году работодатели должны заполнять бланки о трудовом найме мигрантов, об увольнении мигрантов и о трудоустройстве мигрантов в специализированную организацию по новой форме. Актуальные формы приведены в вышеуказанном Приказе МВД.

Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина с 1 января 2021 года работодатель обязан отчитываться по-новому, иначе миграционный отдел откажет в приеме отчетности.

Сокращение квот на РВП

Многие мигранты несколько лет пытаются получить квоту на разрешение на временное проживание (РВП) в РФ, но в 2021 году сделать им это будет еще сложнее.

Сейчас действует Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2020 №2883-р. Согласно документу, количество квот сокращено в полтора раза. Если в 2020 году квот было 60 000 штук, то в 2021 году – всего лишь 39 000 штук. То есть по всей России шанс получить квоту будет только у 39 тысяч иностранных граждан. Понятно, что это только усилит конкуренцию и сделает ситуацию еще более напряженной.

Нужно отметить, что количество квот плавно уменьшается с каждым годом, а между тем есть люди, для которых квота на РВП – это единственный шанс «зацепиться» в России.

Таким образом, нельзя сказать, что миграционное законодательство в России становится мягче. В 2021 году для мигрантов будет ряд послаблений, но в каких-то аспектах ситуация только ужесточится.

Ссылка на основную публикацию