Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности

Правовое регулирование лицензирования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов таким образом осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В любом случае, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

По общему правилу, общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В тоже время, индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Следует отметить, что существует мнение о том, что лицензируемые виды деятельности обязательно должны быть сопряжены с предпринимательством. Однако, это не соответствует законодательству Российской Федерации (например: статья 19.20 КоАП РФ). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 января 2004 года по делу №Ф09-2532/03-АК.

В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности установленные статьей 17 указанного Закона.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии Законом о лицензировании.

Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования.

Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в статье 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

лицензирование банковских операций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»;

порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» установлен порядок лицензирования деятельности в области связи;

лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1992 года №2383-1 «О товарной бирже и биржевой торговле».

Указанные законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах. В связи с этим не лишним будет напомнить читателю, что высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.

Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование ».

Современное нормативно – правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)[36].

Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере в настоящее время является Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[37]. Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Общая правоспособность приобретается субъектами предпринимательства на основании п. 1 ст. 49 и ст. 51 ГК РФ с момента государственной регистрации. Основанием последующего возникновения статуса лицензиата является конкретизирующий объем правоспособности субъекта предпринимательства акт государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченного законом на предоставление соответствующих разрешений (п. 1 ст. 8 ГК РФ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Индивидуальный предприниматель не всегда может быть соискателем лицензии. Например, согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[38] поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены особенности лицензирования филиалов юридических лиц. Например, в соответствии с п. 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности[39] по каждому филиалу лицензиата оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения филиала. Документ, подтверждающий наличие лицензии, без приложения (приложений) недействителен.

Кроме того, иногда лицензирования недостаточно для возможности осуществления отдельных видов деятельности. Имеются в виду примеры установления законодательством более сложного, комплексного порядка правоприобретения: например, на конкурсной основе[40]. Такая практика обусловлена прежде всего необходимостью рационального использования ограниченных ресурсов (в частности, радиочастотного спектра), потребностями усиления защиты наиболее значимых интересов общества (жизни, здоровья населения). Подобное явление смешанного регулирования причисляется некоторыми авторами к феномену «административного конкурса», прямо не предусмотренного ни гражданским, ни административным законодательством и занимающего промежуточное место между административным актом и гражданско-правовой сделкой[41]

Далее из рассматриваемых специальных административно-правовых режимов, направленных на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, является режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности. Этот режим можно условно разделить на две части:

первая — лицензирование отдельных видов деятельности;

вторая — выдача иных государственных разрешений.

Административно-правовое регулирование в данной сфере обусловлено необходимостью государственного надзора и контроля за отдельными видами предпринимательской деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации[42].

Следует подчеркнуть, что административно-правовой режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности может рассматриваться и как режим, направленный на легализацию предпринимательской деятельности, и как режим, обеспечивающий ее безопасность для гражданского общества и государства. При этом, несмотря на то, что одной из целей реализации режима является предоставление субъектам предпринимательской деятельности специальной правоспособности на осуществление отдельных видов деятельности, которая может представлять опасность для гражданского общества и государства, целевые установки режима, в первую очередь, преследуют цели обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Именно поэтому данный административно-правовой режим, по нашему мнению, следует отнести к режимам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а не к режимам ее легализации[43].

Компетенцию субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование в этой сфере, а также правовой статус субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время определяют следующие основные нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (ст. 8, 34, п. «ж», «о» ст. 71, п. «к» ст. 72)[44];

2. ГК РФ (ст. 49,173,556, 559, 789,825,835, 845, 908, 938,1031,1063);

3. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[45] (ст. 40, 41);

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[46] (ст. 6, 7);

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[47];

7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[48];

8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[49];

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[50];

10. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[51];

11. Постановления Правительства РФ об утверждении положений о лицензировании конкретных видов деятельности и иные нормативные правовые акты (в настоящее время их действует более 60-ти).

Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности путем выдачи лицензий направлено, в первую очередь, на предос­тавление ее субъектам на основе лицензии специальной правоспо­собности.

Согласно ст. 2 Федерального закона №99-ФЗ лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Отличительной особенностью этого определения закона является то, что в нем законодатель отделил лицензию, как специальное разрешение, от документа, выдаваемого лицензиату, подтверждающего наличие у него лицензии. Таким образом, бланк, выдаваемый на руки лицензиату, более не рассматривается в качестве административного акта — специального разрешения (лицензии) на осуществление вида деятельности, а является подтверждением существования такового.

К числу субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование в сфере лицензирования, можно отнести Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Компетенция Правительства РФ в сфере лицензирования связа­на с регулированием и координацией деятельности лицензирующих органов. На Правительство РФ законом возложено:

– утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности (определение порядка лицензирования в каждой отрасли);

– наделение федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению лицензирования;

– установление видов деятельности, лицензирование которых в рамках федерального закона осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Основными органами, осуществляющими лицензирование отдельных видов деятельности, являются федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с Постановлением Пра­вительства РФ № 957 предоставлены полномочия по лицензированию. Эти органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию ими, обладают полномочиями по:

– переоформлению документов, подтверждающих наличие ли­цензий;

– приостановлению действия лицензий;

– возобновлению действия лицензий;

– прекращению действия лицензий в отдельных случаях;

– ведению реестра лицензий;

– контролю за соблюдением лицензиатами требований и условий лицензий при осуществлении видов деятельности;

– обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Режим лицензирования распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Права и обязанности двух групп субъектов в рамках административно-правового режима лицензирования, так же как и в других режимах, корреспондируют друг другом. В частности, праву на осуществление предпринимательской деятельности и получение лицензии корреспондирует обязанность лицензирующего органа предоставить это специальное разрешение. Помимо права на получение лицензии, предусматривается право каждого на получение информации о реестре лицензий, ведение которого возложено на лицензирующие органы.

Нормы, определяющие полномочия и порядок осуществления контроля лицензирующими органами в отношении лицензиатов, закрепляются в ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ. При этом нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[52] к данным правоотношениям не применяются.

Лицензирующие органы вправе:

– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

– запрашивать у лицензиатов необходимые объяснения и до­кументы;

– составлять на основании проверок акты (протоколы) с указа­нием нарушений;

– выносить предупреждения лицензиатам;

– выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки их устранения.

Кроме этого, лицензирующий орган наделен правом обращения в суд для решения вопроса об аннулировании действия лицензии, в случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

Федеральный закон №99-ФЗ предусматривает также право субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, на обжалование действий лицензирующих органов в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 9).

В судебной практике, связанной со сферой лицензирования отдельных видов деятельности, возникает достаточное количество споров. Так, в случае если организации или предприниматели полагают, что лицензирующий орган совершил действие или принял ненормативный правовой акт, не соответствующие законодательству и нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании данного акта недейсвительным, а действий — незаконными. В частности, обжаловать в арбитражный суд решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии[53]. Другим примером споров между субъектами является обжалование в судебном порядке решений лицензирующих органов о досрочном прекращении действия лицензий[54].

Однако данные споры вытекают не только из заявлений субъектов предпринимательской деятельности о признании незаконными действий лицензирующих органов. Например, большое количество споров возникает между субъектами предпринимательской деятельности по поводу недействительности сделок, заключенных без наличия лицензий на осуществление определенных видов деятельности[55]. Существо данных споров обусловлено тем, что специальная правоспособность субъекта предпринимательской деятельности на заключение сделок, исполнение которых предполагает деятельность, подлежащую лицензированию, зависит от наличия у него лицензии или специального государственного разрешения.

Читайте также:  Помощь государства в погашении ипотеки - помощь в выплате

Следует обратить внимание и на то, что ВАС РФ направлял судам специальное информационное письмо от 28 октября 1998 г. № СЗ-7/УЗ-819 «О Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»[56].

Существенным недостатком режима является также то, что его нормы не оговаривают возможность обжалования действий лицензирующих органов в административном порядке. Законодательное закрепление административного обжалования действий лицензирующих органов и их должностных лиц позволило бы оперативно защитить права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Реализация прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере лицензирования отдельных видов деятельности обеспечивается при помощи норм, устанавливающих порядок принятия решения о предоставлении лицензии, переоформления документов, приостановления действия лицензий и их аннулирования, а также порядок ведения реестров лицензий и получения сведений из них. Помимо этого нормами режима установлены перечни документов, необходимых для предоставления лицензий, и сроки принятия решения о предоставлении лицензии.

Ответственность лицензирующих органов и их должностных лиц, а также лицензиатов за нарушение правил установлена Уголовным кодексом Российской Федерации[57]. В первую очередь, это нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности — ст. 169), незаконное предпринимательство (ст. 171). Установлена также административная ответственность на нарушение режимных правил (ст. 7.3, 7.11, 8.14, 8.40, 9.1,14.1,15.6,18.13,19.20, 20.15, 20.16, 20.23 и др. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)[58].

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности распространяется также на предпринимательскую деятельность, связанную с использованием природных ресурсов (в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира), деятельность, связанную с использованием оружия, осуществлением внешнеэкономических операций, биржевую, бан­ковскую, страховую, нотариальную, образовательную деятельность и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также деятельность в области использования атомной энергии, защиту государственной тайны и др. При этом указанные сферы предпринимательской деятельности не включены в сферу регулирования Федерального закона №99-ФЗ.

Вместе с этим указанные правоотношения можно рассмотреть по аналогии с рассмотренными выше правоотношениями, выделяя в них схожие специализированные административно-правовые режимы, устанавливаемые для данных сфер и являющиеся однородными с режимом лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. К числу таких же режимов можно отнести сертификацию продукции и работ (услуг), а также их стандартизацию. В рамках данных административно-правовых режимов специально уполномоченные субъекты предоставляют сертификаты качества и сертификаты соответствия субъектам предпринимательской деятельности, что придает «легальную» оборотоспособность некоторым объектам предпри­нимательской деятельности (товарам, работам, услугам).

Несмотря на использование различной терминологии (лицензия, разрешение, государственное разрешение, сертификат и пр.), административно-правовые режимы лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности представляются единым блоком в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Как уже отмечалось выше, обусловлено это тем, что в данных режимах имеют место общие целевые установки, схожие и общие нормы и принципы регулирования.

Таким образом, базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере в настоящее время является Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Итак, в России, для того чтобы лицензирование не создавало неоправданных барьеров для занятия определенными видами деятельности перечень видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии, а также порядок получения лицензии урегулированы в законодательстве.

В Российской Федерации лицензирование, с одной стороны, регулируется единым законом о лицензировании, а с другой, особенности лицензирования в отдельных отраслях учтены при разработке положений. Данный подход следует признать правильным.

Федеральным законом №99-ФЗ не только установлен перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с данным нормативным правовым актом, но и исчерпывающий перечень видов (сфер) деятельности, лицензирование которых осуществляется на основе особых актов. Таким образом, устранена возможность применения лицензионного механизма в рамках подзаконного регулирования и решен вопрос об объектах лицензирования в России.

Касательно требований и условий, которые необходимо соблюдать для получения лицензии, то они должны быть обоснованными и действительно необходимыми для осуществления того или иного вида деятельности. То есть, применение лицензирования в целях регулирования предотвращения ограничения конкуренции является, несомненно, необходимым, однако также следует отметить, что данная мера не должна создавать необоснованные ограничения, что недопустимо.

Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности

Субъект предпринимательского права может осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения специального разрешения (лицензии), предоставляемого уполномоченными органами власти. Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия предоставляется на каждый лицензируемый вид деятельности. Исключение из этого правила определено в отношении некоторых видов деятельности, например, космической деятельности, медицинской деятельности. В рамках этих видов деятельности лицензированию подлежат определенные работы и услуги

В законодательстве закреплены несколькоправил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирующим органам предоставлены полномочия по предоставлению лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлению и возобновлению действия лицензий, прекращению действия лицензий, ведению реестров лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Нормы Закона о лицензировании предусматривают общий и упрощенный порядок лицензирования.

Для получения лицензии в общем порядке соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором помимо сведений о соискателе лицензии (например, для юридического лица – наименование, организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и др.) указывается также лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, и адреса мест его осуществления.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

– копии учредительных документов – для юридического лица;

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает после проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Такое решение оформляется соответствующим актом. Лицензирующий орган обязан в указанный срок в письменной форме уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа. Отказ в предоставлении лицензии возможен по следующим основаниям:

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии или лицензиат самостоятельно выбирают порядок лицензирования (общий или упрощенный). При этом упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Кроме того, упрощенный порядок лицензирования возможен только в отношении лицензирования видов деятельности, указанных в Законе о лицензировании (например, перевозки воздушным транспортом грузов). При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится, решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

За осуществление лицензируемых видов предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий предусмотрена административная (приостановление деятельности на срок до 90 суток, затем – аннулирование лицензии) и уголовная ответственность (в виде штрафа, обязательных работ, ареста, лишение свободы).39. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг

Проводят банковскую деятельность многие организации, различающиеся по наименованию, организационно-правовым формам, порядку учреждения, полномочиям и формам их осуществления, характеру действий и юридической ответственности. Вместе с тем все они входят в единую банковскую

систему РФ, состоящую из двух уровней. Первый включает Банк России, второйкредитные организации. В банковскую систему входят также филиалы и представительства иностранных бан-

ков. Возглавляет банковскую систему Банк России — специфичный государственный орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

У Банка России отчетливо просматриваются два крупных направления деятельности. Первое направление охватывает его многообразные функции как органа федеральной экономической службы, т. е. специфического органа государственного управления.

Второе крупное направление деятельности Банка России — осуществление банковских операций и сделок с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ. В отношениях с ними он выступает не как орган государственного управления, а как равноправный партнер — юридическое лицо, субъект гражданского права. Банк России имеет право, например:

· предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

· покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

· покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

· покупать и продавать иностранную валюту;

· покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

· проводить расчетные, кассовые и депозитные операции,

· принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

· выдавать поручительства и банковские гарантии.

Все кредитные организации являются коммерческими организациями со статусом юридического лица Предпринимательская деятельность осуществляется кредитными организациями на основании лицензии, выданной Банком России. Кредитной организацией является юридическое лицо, образуемое на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, которое для извлечения прибыли как главной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право совершать банковские операции..

Кредитные организации подразделяются на две большие группы:

1) коммерческие банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

2) небанковские кредитные организации, могущие осуществлять лишь отдельные банковские операции. Допустимые сочетания последних устанавливаются для них Банком России. Исчерпывающего перечня видов небанковских кредитных организаций в законодательстве нет. К ним относятся, например, ломбарды, кредитные товарищества и союзы, общества взаимного кредита, расчетные (клиринговые) центры.

Кредитные организации имеют право осуществлять следующие банковские операции:

• привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

• размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

• осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

• инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

• привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

• выдача банковских гарантий;

• осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитные организации, помимо вышеперечисленных, имеют право осуществлять следующие сделки:

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

• доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

• оказание консультационных и информационных услуг, а также иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исчерпывающего перечня подобных сделок закон не содержит. Кредитная организация вправе осуществлять любые сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитные организации в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций могут осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Так, они вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также совершать доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Правоведение. Курс Гариповой О.Н.

9. Основы правового регулирования экономической деятельности

9.1.Правовое регулирование экономической деятельности.

9.2.Лицензирование. Антимонопольная деятельность.

9.3. Законодательство в области финансов.

9.4. Правовое регулирование банковской деятельности.

9.1. Правовое регулирование экономической деятельности

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

– в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

– в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

Читайте также:  Допускается ли принятие наследства под условием или с оговорками?

– земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);

– каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

– не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

– равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

– гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

– возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г . конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 – 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

– Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;

– Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;

– Федеральный закон от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;

– Федеральный закон от 26 декабря 2008 г . № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

– Закон РФ от 26 июля 2006 г . № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;

– Закон РФ от 20 февраля 1992 г . № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;

– Федеральный закон от 22 апреля 1996 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

– Федеральный закон от 26 декабря 1995 г . № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;

– Федеральный закон от 8 февраля 1998 г . № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;

– Федеральный закон от 8 мая 1996 г . № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;

– Федеральный закон от 14 ноября 2002 г . № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

– Федеральный закон от 29 октября 1998 г . № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;

– Федеральный закон от 30 декабря 2008 г . № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;

– Федеральный закон от 29 ноября 2001 г . № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;

– Федеральный закон от 13 марта 2006 г . № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г . № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 – 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

– Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г .;

– Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г .;

– Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г .;

– Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

– Евразийская патентная конвенция 1994 г . и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

21. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, правовое регулирование, порядок.

Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

(Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Основные принципы осуществления лицензирования:

обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданная Московская лицензионная палата.

Лицензирующим органам Закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Данным правам лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию.

Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта.

Предусмотрено предварительное уведомление в письменной форме с указанием сведений, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.

Как отмечалось, новым Законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. На основании этого принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный Закон. Вместе с тем необходимо отметить, что Закон от 8 августа 2001 г. имеет весьма ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на достаточно большое количество видов деятельности, среди которых деятельность кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая, страховая, нотариальная, образовательная деятельность и др.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

(Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии, срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата.

Чтобы стать лицензиатом, т. е. лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы.

1. Заявление о выдаче лицензии. Помимо данных о соискателе в заявлении указывается вид деятельности, на который испрашивается лицензия.

2. Копия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом, в противном случае требуется предъявление оригинала.

4. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Размер платы устанавливается Правительством Российской Федерации. Ее максимальный размер в настоящее время указан в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и не может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Новый Закон определил твердый размер лицензионного сбора за рассмотрение заявления – 300 рублей.

5. Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Перечисленные документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган во всех случаях. Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.

В зависимости от специфики лицензируемого вида деятельности дополнительными документами может подтверждаться: соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям; соответствие специальным условия объекта, в котором (здание, сооружение) или с помощью которого (оборудование и иные технические средства) осуществляется такой вид деятельности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами.

Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора, во втором – причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован соискателем.

Выдача лицензиату документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. Лицензионный сбор за предоставление лицензии определен в размере 1000 рублей.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В реестрах указывается следующая информация:

– сведения о лицензиате;

– сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;

– лицензируемый вид деятельности;

– дата принятия решения о предоставлении лицензии и номер лицензии;

– сроки действия лицензий;

– сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;

– основания и даты аннулирования лицензий;

Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления служит утрата подтверждающего лицензию документа. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением и необходимыми документами не позднее чем через 15 дней. Закон о лицензировании устанавливает 15-дневный срок для обращения с заявлением и плату за переоформление документа в размере 100 рублей.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу: в случае ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; в случае реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулированиялицензии. Можно выделить две группы таких оснований. В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована:

1) в административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев;

2) в судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа. В этом случае лицензия аннулируется: если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; при неустранении лицензиатом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением. За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий в ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Мамонтове - адрес, телефон, режим работы отделения

Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере; совершение его лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.

Доходом в крупном и особо крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает соответственно 200 и 500 минимальных размеров оплаты труда.

Правовое регулирование лицензирования

Матвеенко П.В., консультант по налогам ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”.

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК – РФ)).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

По общему правилу общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Следует отметить, что существует мнение о том, что лицензируемые виды деятельности обязательно должны быть сопряжены с предпринимательством. Однако это не соответствует законодательству Российской Федерации (например, ст. 19.20 КоАП РФ). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 января 2004 г. по делу N Ф09-2532/03-АК.

В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”, если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности, установленные ст. 17 указанного Закона.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.

Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования.

Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в ст. 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

  • лицензирование банковских операций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны, подлежит лицензированию в порядке, установленном Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”;
  • порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”;
  • Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” установлен порядок лицензирования деятельности в области связи;
  • лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле”.

Указанные Законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах. В связи с этим не лишним будет напомнить читателю, что высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.

Лицензионный договор на программное обеспечение

Как составить лицензионный договор на программное обеспечение в 2021 году. Образец и комментарии по лицензионному договору на ПО

Предварительно ознакомьтесь с вариантами составления Лицензионного договора на программы для ЭВМ в Магазине готовых решений.

Образец лицензионного договора на программное обеспечение

Настоящий лицензионный договор на программное обеспечение заключен между . далее “Лицензиат” и . далее “Лицензиар” о нижеследующем.

1. Предмет лицензионного договора на ПО

1.1. Лицензиар предоставляет Лицензиату по настоящему Договору право использования программного обеспечения (далее по тексту – «Продуктов»), указанных в Приложениях (Спецификациях) к настоящему Договору, на условиях на условиях простой (неисключительной) лицензии, а Лицензиат обязуется выплачивать Лицензиару предусмотренное настоящим Договором вознаграждение.

Существенные условия лицензионного договора на программное обеспечение, без которых он не считается заключенным, составляют положения о лицензируемом объекте, разрешенных способах его использования и размере либо порядке определения лицензионного вознаграждения. Поэтому при составлении лицензионного договора на программы, прежде всего, необходимо уделять внимание согласованию и включению в него указанных выше обязательных условий.

Иные положения лицензионного договора на программы являются факультативными, т.е. в случае их отсутствия применяются нормы законодательства и обычаи делового оборота, которые восполняют пробелы. Однако это не означает, что они менее значимы для сторон с точки зрения обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору.

Различают лицензионные договоры с условием о предоставлении исключительной лицензии и простой (неисключительной) лицензии.

Под исключительной лицензией подразумевается предоставление Лицензиату права использования программного обеспечения без сохранения за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. При этом если в лицензионном договоре не предусмотрено иное Лицензиар (правообладатель) сохраняет право самостоятельного использования такого программного обеспечения теми же способами, в течение того же срока и на той же территории, что и лицензиат. Следует обращать на это внимание и при необходимости отдельно вводить ограничение права Лицензиара на самостоятельное использование таких программ.

И наоборот неисключительная лицензия подразумевает предоставление Лицензиату права использования программных продуктов с сохранением за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. По умолчанию (то есть если в лицензионном договоре не предусмотрено иное), выданная лицензия считается неисключительной.

1.2. По настоящему Договору Лицензиар разрешает Лицензиату использовать Продукты с даты подписания соответствующего Приложения (Спецификации), в котором они упомянуты, до окончания срока действия настоящего Договора (далее – «Срок»).

По желанию сторон можно определить срок лицензии указанием на определенный период времени (месяц, квартал, год) либо распространить его на весь период действия исключительного права на передаваемое программное обеспечение.

Ссылка на бессрочность предоставляемой лицензии, на наш взгляд, некорректна, т.к. срок действия исключительного права на программы и базы данных всегда ограничен. При этом согласно положениям п.4 ст.1235 ГК РФ, срок лицензионного договора не может превышать срок действия исключительного права.

Если срок лицензионного договора на программы (лицензии) не определен, договор считается заключенным на 5 (пять) лет. Поэтому вы можете столкнуться с ситуацией, когда желали оформить лицензию на весь срок действия исключительного права, а по факту она прекратится через пять лет после заключения договора, поскольку указание на бессрочность, порождает неопределенность срока.

1.3. Лицензиар разрешает Лицензиату использовать Продукты на территории, указанной в относящемся к таким Продуктам Приложении (Спецификации) к Договору (далее – «Территория»).

В случае отсутствия в лицензионного договоре на ПО указания на конкретную территорию, в пределах которой разрешено использование передаваемого программного обеспечения, применяются положения закона о возможности его использования на всей территории России (тем самым из территории исключаются иные страны).

1.4. В пределах Территории и Срока, предусмотренных настоящим Договором, Лицензиар разрешает Лицензиату использовать Продукты следующими способами:

Содержательно лицензионные договоры на программы различаются в зависимости от целей лицензирования. Как правило, выделяют две основные цели:

1) использование в собственной хозяйственной деятельности Лицензиата по функциональному назначению (договор с конечным пользователем), либо

2) распространение программы Лицензиатом в виде самостоятельного продукта либо в составе иного (производного или составного) продукта (договор с дистрибьютором).

В зависимости от этого в лицензионном договоре определяются допустимые способы использования программ и баз данных.

Например, для первого варианта может быть вполне достаточно разрешения на воспроизведение (синонимы: запись, копирование, установка или инсталляция), запуск и функциональное использование.

Тогда как второй вариант требует детальной проработки требований к порядку использования ПО в зависимости от вариантов его дальнейшей дистрибуции. Так для распространения готового программного продукта может дополнительно потребоваться право на распространение, доведение до всеобщего сведения (этот способ касается передачи/загрузки дистрибутивов по сети Интернет).

В случае создания на основе лицензионного программного обеспечения новой версии продукта либо включения в состав программного комплекса необходимо получить право на переработку (модификацию) и т.д.

С общим перечнем способов (прав) использования произведений можно ознакомиться в ст.1270 ГК РФ.

При этом необходимо обратить внимание на жесткое ограничение, согласно которому право использования программного обеспечения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным Лицензиату (см. п.1 ст.1235 ГК РФ). Таким образом, условие о способах использования программ для ЭВМ и баз данных нельзя формулировать путем указания на «все» права или путем исключения отдельных прав. В таком случае лицензионный договор не будет считаться заключенным.

2. Предоставление прав на использование программ по лицензионному договору

2.1. Лицензиар обязан предоставить Лицензиату экземпляры Продуктов на материальных носителях либо направить их Лицензиату сетевым способом по согласованию сторон не позднее 10 (десяти) дней с момента подписания соответствующего Приложения (Спецификации).

Как правило, право использования программ предоставляется одновременно с передачей их экземпляров. Для упорядочения отношений сторон передачу экземпляров и прав желательно оформить документально в виде двустороннего акта либо почтовой квитанцией /накладной об их отправке Лицензиату. В связи с отсутствием общих устоявшихся правил по данному поводу, процедура приемки-передачи должна быть детализирована в лицензионном договоре.

Особое значение документальное подтверждение передачи экземпляров и предоставления прав на программное обеспечение приобретает по внешнеэкономическим контрактам, где одной из сторон является нерезидент. В такой ситуации возникает необходимость соблюдения валютного законодательства, которое требует предоставления документов о фактическом исполнении договора.

3. Лицензионное вознаграждение за использование программ

3.1. Лицензиат обязуется уплачивать Лицензиару вознаграждение за право использования или/и использование прав на Продукты, предоставленные Лицензиату в соответствии условиями Договора.

3.2. Размер лицензионного вознаграждения или способ его определения, сроки и порядок выплаты согласуется Сторонами в Приложении (Спецификации), касающемся соответствующих Продуктов.

Существует масса вариантов определения вознаграждения по лицензионному договору. Конкретные условия о лицензионном вознаграждении зависят от цели заключения договора.

В случае оформления договора с конечным пользователем лицензионное вознаграждение обычно устанавливается в фиксированной сумме, которые может выплачиваться единовременно или в рассрочку.

По договору с дистрибьютором (реселлером) возможна выплата фиксированной суммы вознаграждения за каждый распространённый экземпляр или доли в доходе от его распространения. Могут устанавливаться различные порядок и сроки выплаты вознаграждения.

В последнем случае для расчета суммы вознаграждения на Лицензиата возлагается обязанность по предоставлению подробных отчетов о порядке использования лицензированных продуктов.

4. Отчетность по лицензионному договору

Важный раздел для лицензионных договоров , направленных на последующее распространение программных продуктов , поскольку размер лицензионного вознаграждения в них, как правило, связан с результатами деятельности Лицензиата.

Здесь необходимо согласовать форму, сроки и порядок предоставления отчетов, оформления актов по окончании отчетных периодов, обязанность по надлежащему ведению учета операций с лицензионными программными продуктами, хранению документации и предоставлению к ней доступа по требованию Лицензиара.

5. Гарантии по лицензионному договору

Типичный раздел для любых видов лицензионных договоров на программное обеспечение. Обычно включает подтверждение наличия прав на программные продукты, легальности их предоставления по договору и принятии Лицензиаром на себя разрешения возможных споров и компенсации ущерба в связи возможным нарушением исключительных прав третьих лиц в связи с использованием продуктов. Данные положения направлены на защиту интересов Лицензиата.

В целях ограничения ответственности Лицензиара здесь же обычно указывается, что программные продукты предоставляются «как есть», т.е. без обязательств о пригодности продуктов для целей Лицензиата или совместного использования с определенным программным обеспечением и аппаратными средствами и т.п.

6. Заключительные условия лицензионного договора

Здесь необходимо предусмотреть положения об ответственности, форс-мажоре, арбитраже, конфиденциальности и прочие общие для разных видов договоров условия.

Ссылка на основную публикацию