Закон о негосударственных пенсионных фондах: изменения и нюансы

Федеральный Закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “О негосударственных пенсионных фондах” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (07 мая 1998 г.). Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд – особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) “О негосударственных пенсионных фондах” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (07 мая 1998 г.). Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд – особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” № 75-ФЗ от 07.05.1998

Российская пенсионная система контролируется властями. При этом существуют как государственные пенсионные инстанции, так и независимые. Деятельность органов из негосударственной группы регулируется 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”. Особо важные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в статье.

Между самим фондом и его вкладчиками должен быть заключен специальный пенсионный договор. Так, вкладчик обязуется уплачивать взносы, а фонд берет ответственность по выплате своему клиенту негосударственной пенсии. Существует и другая форма договора, речь в которой идет о пенсионном страховании обязательного типа. Согласно такому документу, фонд обязуется выплачивать застрахованному гражданину накопительную или срочную накопительную пенсию.

Принятие закона о негосударственных пенсионных фондах

История возникновения НПФ связана с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», принятым во время проведения реформ в экономике. В течение двух лет учредили около 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности была создана Инспекция НПФ, которую позже упразднили.

С 2008 года количество фондов стало сокращаться за счет слияний и самоликвидаций. В 2018 году насчитывается 94 НПФ.

До завершения акционирования пенсионные накопления участников фонда переводятся в ПФР. Для управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, предусмотрено вступление в страховую программу в обязательном порядке после проверки Центральным Банком. Эта программа необходима для гарантирования сохранности денежных средств вкладчиков.

Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.

Обязательные резервы НПФ

Федеральный закон № 75 предусматривает, что НПФ обязан обеспечить устойчивость исполнения обязательств относительно своих участников.

С этими целями создается страховой резерв. Его учет ведется обособленно. Банк России устанавливает особенности формирования и применения страхового резерва, а также регламентирует его нормативный размер. При нарушении этих требований наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

С аналогичными целями создают резерв по ОПС. Его формирование обеспечивается:

  • ежегодными отчислениями по ОПС за счет дохода от инвестиций;
  • средствами пенсионных накоплений, которые не были получены правопреемниками;
  • доходами от инвестиций средств фонда по ОПС.

Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.

Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.

Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.

Анализ действующей практики функционирования негосударственных пенсионных фондов

Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

Последние изменения, касающиеся деятельности негосударственных ПФ

Последние поправки в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ были внесены 3 июля 2016 года и вступили в силу 1 января 2017 года.

Изменения коснулись сразу нескольких статей настоящего закона. Пункт 9 ст. 7.1 в новой редакции гласит, что в оформленной на бланке Банка России лицензия негосударственного пенсионного фонда должна указываться информация о возможном ограничении на реализацию деятельности по обязательному пенсионному страхованию и НП обеспечению.

В п. 12 рассматриваемой статьи были внесены изменения, поясняющие возможные причины переоформления лицензии. Банк России уполномочен переоформить лицензирование в случае изменений в наименовании НПФ или смене действительного адреса фонда.

Статья 7.1 согласно акту от 2 июля 216 года дополняется пунктом 18. Текст этой части настоящей статьи уточняет, что НФП уполномочен осуществлять ту непосредственную деятельность, которая указана в лицензионном документе. Все возможные поправки оговариваются и согласовываются с Банком России.

Отчётная документация должна предоставляться в электронном виде, скреплённом электронной подписью (ст. 32.1, ч. 3).

Ст. 7.2 была дополнена частью 2.1. Согласно её нормативам, Банк России уполномочен аннулировать лицензирование негосударственного пенсионного фонда за отказ в выполнении требования о членстве в СРО (N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»). Появившийся в обновлённой ст. 14 пункт 6 также обязывает НПФ вступать в СРО в сфере финансового рынка.

Изменения коснулись сразу нескольких статей настоящего закона. Пункт 9 ст. 7.1 в новой редакции гласит, что в оформленной на бланке Банка России лицензия негосударственного пенсионного фонда должна указываться информация о возможном ограничении на реализацию деятельности по обязательному пенсионному страхованию и НП обеспечению.

Федеральный закон от 18.03.2020 N 61-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ” ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ

5 марта 2020 года

11 марта 2020 года

Внести в статью 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части первой слова “пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации” заменить словами “основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом”;

2) дополнить новыми частями второй – четвертой и частью пятой следующего содержания:

“Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей – пятой настоящей статьи.

Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий возраст, установленный частью второй настоящей статьи, но не свыше возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, для которых частью 1 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” предусмотрено право на получение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, при соблюдении условий, дающих право на назначение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент заключения пенсионного договора.”;

3) часть вторую считать частью шестой;

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

“Негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.”;

5) части третью и четвертую считать соответственно частями восьмой и девятой.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В случае, если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (в редакции настоящего Федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются положения, установленные статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (в редакции настоящего Федерального закона).

Читайте также:  Рефинансирование ипотеки в ДОМ РФ: официальные условия 2020

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

Краткое содержание

Российский Федеральный закон, который был принят 15 августа 1996 года и отредактирован 7 июня 2020 года, регламентирует правила прибытия в людей на территорию России и выезда из страны, будь они российскими гражданами, иностранцами или лицами, не имеющими какого-либо гражданства.

В данном документе рассматриваются также порядок предоставления защиты гражданам РФ тогда, когда они находится на территории другой страны и предупреждение обывателей, находящихся в России, о нежелательности посещения стран, где нет возможности верховной власти обеспечить их защиту.

В законе детально разбираются правила оформления, получения и элиминирования документов, по которым можно выезжать из России и въезжать в страну российским гражданам, иностранцам и лицам, не имеющим какого-либо гражданства.


Паспорт на бумажном носителе выдается на 5 лет, в электронном виде на 10 лет.

“Комментарий к Федеральному закону “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (постатейный) (Васильева Л.Н.) (“Юстицинформ”, 2006)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
“О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ”
ОТ 15 АВГУСТА 1996 Г. N 114-ФЗ
(Постатейный)
Л.Н. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Лия Николаевна, специалист в области конституционного права, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных отношений ИзиСП при Правительстве РФ.
Научные интересы: правовые исследования в области национальных отношений, миграционного законодательства Российской Федерации, государственно-правовые вопросы национальной безопасности. Автор ряда публикаций в “Независимой газете” (1996 – 2000) и в ведущих юридических журналах: “Журнал российского права”, “Право и политика”, “Политика и общество”, “Юридический мир”, “Законодательство и экономика”. Соавтор ряда исследований по вопросам взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти (“Исполнительная власть: организация и взаимодействие”, 2000).
15 августа 1996 года N 114-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Принят
Государственной Думой
18 июля 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 18.07.1998 N 110-ФЗ,
от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.01.1998 N 2-П)
Комментарий к преамбуле
Конституция РФ провозгласила, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. К числу таких прав ч. 2 ст. 27 Конституции РФ отнесено право каждого, как гражданина РФ, так и иностранного гражданина, лица без гражданства, свободно выезжать за пределы РФ. Более того, Конституция РФ устанавливает, что гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ, что также является важной гарантией реализации предоставленного конституционного права.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Комментарий к статье 1
В комментируемой статье определяются нормативные основы регулирования выезда из России и въезда на ее территорию. Конституция РФ закладывает основы правового регулирования: каждый может свободно выезжать за пределы РФ, гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из РФ и въезда в РФ, является комментируемый Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Нормативные положения, затрагивающие конкретные вопросы въезда и выезда, содержатся в ряде нормативных правовых актов. Например, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, Налоговом кодексе РФ, в Федеральных законах о государственной тайне, о государственной гражданской службе Российской Федерации, о бюджете, ряде других, в постановлениях Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 об утверждении Положения о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг, Положения об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию и др.).
Важной составляющей правового регулирования вопросов выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию стали международные договоры России. Конституция Российской Федерации установила в ч. 4 ст. 15, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2
Комментарий к статье 2
Гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из России, поскольку это стало бы прямым нарушением положений действующей Конституции (п. 2 ст. 27). Вместе с тем цели защиты безопасности государства, охраны его граждан требуют установления механизма реализации права на выезд из РФ. Основания и порядок выезда из России установлены Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. В соответствии с данным Законом право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”; в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы; задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осужден за совершение преступления – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Устанавливая ограничения права граждан России на выезд за ее пределы, Федеральный закон определяет, что гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ, тем самым подтверждая конституционное право граждан России на беспрепятственное возвращение в государство своей гражданской принадлежности. Более того, выезд гражданина РФ из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.
Статья 3
Комментарий к статье 3
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” определяет, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
несчастного случая;
аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.
Статья 4
Комментарий к статье 4
Положения комментируемой статьи, по сути, воспроизводят положение п. 2 ст. 61 Конституции РФ, в котором закреплено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительству за ее пределами. На дипломатические представительства и консульские учреждения РФ возлагается обязанность обеспечения мер по защите граждан РФ за рубежом.
Статья 5
Комментарий к статье 5
Положения комментируемой статьи продолжают развивать конституционное обязательство РФ перед своими гражданами, находящимися за ее пределами, по защите и покровительстве со стороны государства их гражданской принадлежности. Данные гарантии подкреплены положениями Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров России.
Статья 6
Комментарий к статье 6
Документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территории РФ, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Только эти документы дают право на выезд из РФ и на въезд в нее.
Иностранный гражданин, т.е. физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, находясь на территории России, для удостоверения своей личности может предъявить паспорт иностранного гражданина. Кроме того, федеральным законом или в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, может быть установлен и иной документ.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ (т.е. физического лица, не являющегося гражданином РФ и не имеющего доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства), являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Глава II. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 7
Комментарий к статье 7
В этой статье дается исчерпывающий перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ.
Статья 8
Комментарий к статье 8
Паспорт гражданину РФ для выезда из России и въезда на ее территорию выдается органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ в установленных на законодательном уровне случаях. Так, гражданину РФ, проживающему за пределами территории РФ, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в государстве пребывания указанного гражданина. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 января 1998 г. N 2-П отметил, что данное положение, по существу, препятствует выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в РФ, что не соответствует Конституции РФ.
Паспорт гражданину РФ выдается сроком на пять лет. Он действителен для выезда из РФ во все иностранные государства. Порядок въезда граждан РФ в иностранное государство определяется законодательством конкретного иностранного государства.
Оформление и выдача паспорта осуществляются органами внутренних дел по месту жительства, подтвержденному регистрацией, или по месту пребывания гражданина на территории РФ по его письменному заявлению, поданному лично либо через своего законного представителя. Если гражданин имеет место жительства и место пребывания в пределах одного населенного пункта, то он должен обратиться с заявлением о выдаче паспорта в орган внутренних дел по месту жительства.
С заявлениями о выдаче паспорта могут обращаться граждане, достигшие 18-летнего возраста, если иное не предусмотрено законом. Несовершеннолетнему гражданину со дня его рождения и до достижения 18-летнего возраста паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей). Гражданин, не достигший возраста 14 лет, может быть вписан в паспорта своих родителей по их просьбе. Заявление принимается при представлении заявителем (законным представителем) основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, или паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ, с отметкой о проживании за пределами территории РФ.
Гражданин РФ может обратиться за загранпаспортом в Министерство иностранных дел РФ, которое может оформить и выдать загранпаспорт гражданину РФ, проживающему на территории РФ, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории РФ и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел РФ.

Читайте также:  Пенсионный фонд Фурманов - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
“О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ”
ОТ 15 АВГУСТА 1996 Г. N 114-ФЗ
(Постатейный)
Л.Н. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Лия Николаевна, специалист в области конституционного права, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных отношений ИзиСП при Правительстве РФ.
Научные интересы: правовые исследования в области национальных отношений, миграционного законодательства Российской Федерации, государственно-правовые вопросы национальной безопасности. Автор ряда публикаций в “Независимой газете” (1996 – 2000) и в ведущих юридических журналах: “Журнал российского права”, “Право и политика”, “Политика и общество”, “Юридический мир”, “Законодательство и экономика”. Соавтор ряда исследований по вопросам взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти (“Исполнительная власть: организация и взаимодействие”, 2000).
15 августа 1996 года N 114-ФЗ

Кому нужна виза в Россию?

  • Для граждан Австралии
  • Для граждан Австрии
  • Для граждан Албании
  • Для граждан Алжира
  • Для граждан Анголы
  • Для граждан Афганистана
  • Для граждан Африки
  • Для граждан Бангладеш
  • Для граждан Бахрейна
  • Для граждан Бельгии
  • Для граждан Бенина
  • Для граждан Болгарии
  • Для граждан Ботсваны
  • Для граждан Буркина-Фасо
  • Для граждан Бурунди
  • Для граждан Великобритании
  • Для граждан Венгрии
  • Для граждан Вьетнама
  • Для граждан Габона
  • Для граждан Гаити
  • Для граждан Гамбии
  • Для граждан Ганы
  • Для граждан Гвинеи-Бисау
  • Для граждан Гвинейской Республики
  • Для граждан Германии
  • Для граждан Греции
  • Для граждан Грузии
  • Для граждан Дании
  • Для граждан Демократической Республики Конго
  • Для граждан Джибути
  • Для граждан Доминиканской Республики
  • Для граждан Европейского союза
  • Для граждан Египта
  • Для граждан Замбии
  • Для граждан Зимбабве
  • Для граждан Индии
  • Для граждан Индонезии
  • Для граждан Иордании
  • Для граждан Ирака
  • Для граждан Ирана
  • Для граждан Ирландии
  • Для граждан Исландии
  • Для граждан Испании
  • Для граждан Италии
  • Для граждан Йемена
  • Для граждан Кабо-Верде
  • Для граждан Камбоджи
  • Для граждан Камеруна
  • Для граждан Канады
  • Для граждан Катара
  • Для граждан Кении
  • Для граждан Кипра
  • Для граждан Китая
  • Для граждан Кот-д’Ивуара
  • Для граждан Кувейта
  • Для граждан Лаоса
  • Для граждан Латвии
  • Для граждан Лесото
  • Для граждан Либерии
  • Для граждан Ливана
  • Для граждан Ливии
  • Для граждан Литвы
  • Для граждан Лихтенштейна
  • Для лиц без гражданства
  • Для граждан Люксембурга
  • Для граждан Мавритании
  • Для граждан Мадагаскара
  • Для граждан Малави
  • Для граждан Малайзии
  • Для граждан Мали
  • Для граждан Мальты
  • Для граждан Марокко
  • Для граждан Мексики
  • Для граждан Мозамбика
  • Для граждан Монако
  • Для граждан Мьянмы
  • Для граждан Намибии
  • Для граждан Непала
  • Для граждан Нигера
  • Для граждан Нигерии
  • Для граждан Нидерландов
  • Для граждан Новой Зеландии
  • Для граждан Норвегии
  • Для граждан Объединенных Арабских Эмиратов
  • Для граждан Омана
  • Для граждан Пакистана
  • Для граждан Палестины
  • Для граждан Польши
  • Для граждан Португалии
  • Для граждан Республики Конго
  • Для граждан Руанды
  • Для граждан Румынии
  • Для граждан Саудовской Аравии
  • Для граждан Северной Кореи
  • Для граждан Сенегала
  • Для граждан Сингапура
  • Для граждан Сирии
  • Для граждан Словакии
  • Для граждан Словении
  • Для граждан СНГ
  • Для граждан Судана
  • Для граждан США
  • Для граждан Сьерра-Леоне
  • Для граждан Танзании
  • Для граждан Того
  • Для граждан Туниса
  • Для граждан Туркменистана
  • Для граждан Турции
  • Для граждан Уганды
  • Для граждан Филиппин
  • Для граждан Финляндии
  • Для граждан Франции
  • Для граждан Хорватии
  • Для граждан Центральноафриканской Республики
  • Для граждан Чада
  • Для граждан Чехии
  • Для граждан Швейцарии
  • Для граждан Швеции
  • Для граждан Шри-Ланки
  • Для граждан Эритреи
  • Для граждан Эстонии
  • Для граждан Эфиопии
  • Для граждан Ямайки
  • Для граждан Японии

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Последние изменения в законе о выезде и въезде в РФ

Последние изменения в Федеральном законе 114 о въезде и выезде в РФ были произведены 19 июля 2017 года при принятии ФЗ 270, редакция одобрена Советом Федерации 25 июля 2017 года. Изменения произошли в ст. 25.10. Внесена информация о том, что если лицо, проникшее на территорию Российской Федерации незаконно или участвует в угрозе обществу или государству, органами может быть принято решение о нежелательности нахождения лица в России. Исключению подлежат лица, инфицированные ВИЧ, но доказавшие, что болезнь излечима и гражданин как раз в процессе лечения.

В ст. десять описываемого закона предоставлена информация о паспорте. Он выдается гражданину сроком на пять лет, но при наличии электронного носителя гражданин вправе использовать его десять лет. В этой статье описан порядок выдачи удостоверения личности, обязательный пакет документов и форма заявления. Если лицо имеет вопросы, связанные с получением документов, рекомендуется ознакомиться со статьей десять.

В 15 ст. описаны случаи, когда выезд гражданина за границу может быть ограничен:

  • Если гражданин подписал контракт или договор, содержащий пункт об ограничении его выезда за пределы территории Российской Федерации, либо если он обладает сведениями, считающимися государственной тайной и относящимися к совершенно секретным;
  • Если арбитражный суд приступил к делу о несостоятельности или банкротстве лица, до вынесения приговора, оно ограничено в передвижениях за границу;
  • Направлен проходить военную службу;
  • Гражданин работает в сфере государственной безопасности по контракту. До истечения срока контракта он не может выезжать за пределы территории России;
  • Если возбужден судебный процесс, по которому гражданин проходит как обвиняемый или подозреваемый в совершенном преступлении;
  • Лицо сообщило о себе неверные, ложные или несоответствующие данные при составлении документов на выезд за границу;
  • Гражданин был осужден за совершенное преступление и отбывает срок или уклоняется от предписанных судебным органом обязательств.
Читайте также:  Стоимость ячейки и особенности ее аренды в Сбербанке при покупке или продаже квартиры

Согласно 20 ст., несовершеннолетнего гражданина обязан сопровождать один из родителей или же представитель, имеющий при себе доверенность на ребенка. Если же несовершеннолетнее лицо — сирота, такими детьми занимаются органы опеки и попечительства, выезжать за границу они могут в сопровождении представителя органа со специальными документами и разрешениями.

Согласно 114 ФЗ ст. 26 существуют случаи, когда иностранным гражданам или другим лицам запрещен въезд на территорию Российской Федерации:

  • Если переезжающий через границу гражданин нарушил правила таможенного контроля или совершил административное нарушение на границе, нарушил санитарные нормы;
  • Является участником группы или организации, деятельность которых запрещена или нежелательна на территории России;
  • Указал неверные данные или сообщил ложную информацию при въезде;
  • При пребывании на территории России в прошлый раз превысил срок и был депортирован или выслан из страны. Исключениями считаются обстоятельства непреодолимой силы, как тяжелая болезнь, стихийное бедствие и т. д.;
  • Более трех раз был привлечен к административной ответственности за преступления или нарушения.

В 26 описаны запреты на въезд определенным лицам, 27 ст. имеет схожие понятия, но в ней говорится о случаях, когда лицам въезд строго воспрещен и они — персоны нон-грата на территории РФ. Лицо совершило тяжкое преступление, участвовало в угрозе государственной безопасности или здоровью окружающих людей, не предоставило документов для пребывания в стране и т. д.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на выезд из страны и въезд в нее. Однако не все лица знают, что существуют случаи, когда государство или федеральные органы могут запретить гражданину выезжать или въезжать в страну. При незнании закона 114 о въездах и выездах лицо может совершить ошибку, при которой будет нести ответственность и в итоге не только не попадет в пункт назначения, но и будет наказан. Чтобы избежать ошибок рекомендуется прочесть закон и узнать собственные права и обязанности.

Что доказывать в суде по запрету въезда ст. 26 114 ФЗ

Соотвественно, в случае обжалования части решения УФМС или УМВД принятое по 4 ст. 26 114-ФЗ о неразрешении въезда на территорию РФ, Вам необходимо предоставить суду доказательства, относительно:

  1. обстоятельств, касающихся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации: с какого времени и как долго иностранец проживает на территории России (чем дольше, тем лучше);
  2. указать на его семейное положение (не только указать на близких родственников, но и на других членов семьи, проживающих в России. Если его связь с государством его гражданства утеряна (не осталось родственников, недвижимости и т.п.), то необходимо уведомить об этом суд;
  3. рода деятельности и профессии иностранца;
  4. наличия дохода и обеспеченности жильем иностранного гражданина на территории Российской Федерации;
  5. отношения иностранца к уплате российских налогов (оплата налогов по патенту, оплата налогов от трудовой деятельности – справка 2-НДФЛ и пр.);
  6. законопослушное поведение (положительные характеристики с места работы, учебы, благодарственные письма, ходатайства перед судом, справки об отсутствии судимости с родины и прочее);
  7. обращение о приеме в российское гражданство (заявление о получении РВП, ВНЖ, российского гражданства).
  1. обстоятельств, касающихся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации: с какого времени и как долго иностранец проживает на территории России (чем дольше, тем лучше);
  2. указать на его семейное положение (не только указать на близких родственников, но и на других членов семьи, проживающих в России. Если его связь с государством его гражданства утеряна (не осталось родственников, недвижимости и т.п.), то необходимо уведомить об этом суд;
  3. рода деятельности и профессии иностранца;
  4. наличия дохода и обеспеченности жильем иностранного гражданина на территории Российской Федерации;
  5. отношения иностранца к уплате российских налогов (оплата налогов по патенту, оплата налогов от трудовой деятельности – справка 2-НДФЛ и пр.);
  6. законопослушное поведение (положительные характеристики с места работы, учебы, благодарственные письма, ходатайства перед судом, справки об отсутствии судимости с родины и прочее);
  7. обращение о приеме в российское гражданство (заявление о получении РВП, ВНЖ, российского гражданства).

Ст. 22 ФЗ О порядке въезда из РФ и въезда в РФ”

Можем ли мы, как родители несовершеннолетнего ребенка дать свое согласие на выезд из РФ и въезд в РФ с бабушкой (либо с одним из родителей ребенка) на срок до достижения совершеннолетия дочери (сейчас ей 8 лет) в страны шенгенского соглашения США и латинской Америки и СНГ. Сколько надо оформлять таких нотариально заверенных согласий?

Ответы юристов ( 4 )

  • 3449 ответов
  • 1180 отзывов

Статья 20. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. Организация выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется юридическим лицом, отвечающим установленным требованиям, на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, заключенного между юридическим лицом, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерение заключить указанный договор, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы опеки и попечительства ведут учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, указанных в части второй настоящей статьи, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке. Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 22. Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, защита их прав и законных интересов за пределами территории Российской Федерации возлагаются на родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.

Никаких препятствий в законе к Вашей ситуации нет, поэтому Вы можете оформить данное согласие на указанных Вами условиях.

Статья 22. Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, защита их прав и законных интересов за пределами территории Российской Федерации возлагаются на родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимо урегулировать законом, ограничить усмотрение правоприменителей, чтобы таким категориям иностранных граждан не закрывали въезд в Россию – по усмотрению чиновников.

Общие положения

  1. указами главы государства, правительственными постановлениями, главным законом РФ, на основании законов федерации, которые приняты, а также соглашениями международного формата, регулируется выезд, въезд и транзит через территорию государства;
  2. гражданину РФ не может быть оказаны препятствия выезжающему за пределы государства, если это не запрещено законодательными актами федерации. Покидая границы страны, не ограничиваются права гражданина и его близких родственников;
  3. пересекая границу, Вы должны руководствоваться данным документом и ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»;
  4. пребывая за границей, консульства и представительства РФ гарантируют Вам безопасность на основании действующего законодательства;
  5. при возникновении проблем с обеспечением безопасности, Правительство проинформирует Вас о нежелательной поездке в данные страны; это не запрещает выезжать, а лишь является рекомендацией;
  6. совершая поездку за рубеж или возвращаясь обратно, жителям РФ в обязательном порядке нужно иметь документы, которые действительны в настоящее время м смогут служить удостоверением личности. Для лиц иностранного государства требуется не только действующий документ, подтверждающий личность, но и виза.


Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Добавить комментарий