Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»: основные понятия, нововведения 2021 года

Федеральный Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: основные положения

Принятый еще в конце 90-х годов Федеральный Закон об отходах производства и потребления предназначался для урегулирования обращения мусора, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Но спустя 20 лет ситуация не изменилась, а лишь ухудшилась. Деятельность вокруг по утилизации (и не только) твердых бытовых отходов (ТБО) оставляло желать лучшего. Требовались срочные меры, которые и были введены в качестве дополнения к этому нормативно-правовому акту.

Общие сведения о законе 89-ФЗ

Рассматриваемый нормативно-правовой акт был принят в мае 1998 года, но за 20 лет претерпел изменений, в него вносились поправки. Закон 89-ФЗ является основным документом, который устанавливает принципы обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами), степень их опасности, регулирует важные вопросы в этой сфере.

Указанный 89-фз об отходах производства и потребления свидетельствует об отношении государства к этой сфере. Именно он формирует нормирование ТБО и других видов отходов, регулирует их образование, хранение, транспортировку, переработку и утилизацию.

Характеристика этого нормативного правового акта (Закон): содержит 31 статью, которые распределены среди 8 глав.

Некоторые определения

Закон об отходах 89-ФЗ дает определение таким понятиям, которые характеризуют обращение ТБО: сбор, хранение, утилизация и другие. Так, под первым понимается прием мусора от физических и юридических лиц для их дальнейшего обращения.

Под размещением отходов понимается совокупность хранения и захоронения. Различает Законодатель хранение и накопление мусора. Под обеими процедурами понимается процедура перемещения отходов с целью их дальнейшей переработки и утилизации, а при необходимости и обезвреживания. Только срок хранения может превышать 11 месяцев, а накопления не может.

О классификации отходов

В первой главе Закона даются определения отходам (и другим ключевым понятиям), а также устанавливаются классы опасности. Всего их насчитывается пять – от 1 по 5, при этом опасность для окружающей среды и здоровья человека представляют первые четыре.

Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?

Этому посвящена третья глава нормативно-правового акта. Здесь приведены общие требования, которым обязаны следовать субъекты при обращении с отходами. В частности, после последних изменений и дополнений добавлены нормы, которые касаются деятельности субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в этой сфере. Если их деятельность негативно сказывается на окружающей среде, они обязаны:

  1. Уплачивать установленные средства за причинение экологического ущерба;
  2. Использовать технологические новинки в сфере безотходного производства;
  3. Принимать меры к самостоятельному мониторингу окружающей экологии;
  4. Документально подтверждать проведенный анализ мест, где хранятся отходы.

Кроме того, Закон номер 89-ФЗ в последней редакции требует от организаций, которые занимаются обращением отходов, получать специальные разрешения (лицензии). До середины 2016 года такого требования не было, вывозом мусора могли заниматься фирмы, не имея на это лицензий.

По мнению Законодателя, такое отношения стало одной из причин участия на рынке подобных услуг недобросовестных организаций. Введенный запрет с 1 июля 2016 года на занятие подобной деятельностью без лицензии направлен на существенное изменение ситуации.

Фирмы, которые занимаются сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов без лицензии подлежат наказанию в виде наложения административной ответственности.

О региональных программах

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Паспортизация отходов

Нормативно-правовой акт 89-ФЗ об отходах с изменениями обязывает субъекты хозяйствования определять класс опасности образуемого ими мусора. Определен следующий порядок действий:

  1. Выбирается смесь веществ, которые образуются предприятием в качестве отходов;
  2. Изучается и анализируется их состав с позиции пагубного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
  3. На основе полученных данных оформляется паспорт отходов соответствующего класса опасности (актуален для первых четырех).

Тут же указано, что с отходами, которые представляют опасность для окружающей среды, обязан работать специально подготовленный сотрудник. У него должно быть документальное подтверждение профессиональной пригодности, наличие соответствующего или дополнительного образования. Таких сотрудников обязаны принимать на работу ответственные лица на предприятии. Именно они вместе с руководством несут дисциплинарную и административную ответственность за нарушения с подбором кадров или их отсутствием.

Заключение

На этом рассмотренный Закон не заканчивается. Он регламентирует и другие важные вопросы, связанные с обращением мусора. Особенно актуально ознакомиться с его нормами субъектам хозяйствования, производство которых связано с образованием отходов 1-4 класса опасности.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
“Об отходах производства и потребления”

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 18, 19 июля, 7, 21 ноября 2011 г., 25, 29 июня, 28 июля 2012 г., 23 июля, 21 октября, 25 ноября 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 5, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 25 декабря 2018 г., 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2019 г., 7 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года

Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

ГАРАНТ:

См. План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации настоящего Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. N 1360-р

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Президент Российской Федерации

Для целей настоящего Закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

Законом устанавливается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, т. е. отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Также установлены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами. Запрещен ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами объявлены: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет Правительство РФ.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 июня 1998 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 26 ст. 3009

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2019 г. N 30-П положения статьи 24.1 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 483-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г., исключением пункта 4 и абзацев шестого – одиннадцатого пункта 10 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Пункт 2 статьи 3 изменений вступает в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по истечении девяноста дней со дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьи 12 настоящего Федерального закона пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ

Читайте также:  Можно ли будет отказаться от договора задатка и купли-продажи?

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Сегодня действует множество правовых документов, контролирующих сферу обращения с мусором. Центральное место занимает ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» (с изменениями), регламентирующий взаимоотношения субъектов хозяйствования, правила и требования по сохранению экосистемы.

  1. Коротко о самом законе
  2. Немного о каждой главе
  3. О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?
  4. Коротко о 3-ей главе
  5. Лицензирование
  6. Безопасность
  7. Обустройство территорий
  8. Техническое оснащение
  9. О 4-ой главе
  10. 5-ая глава
  11. Глава 6
  12. 7-ая глава
  13. 8-ая глава
  14. Нормирование
  15. Об экономическом регулировании
  16. Последние поправки
  17. Последствие несоблюдения закона
  18. Заключение

Коротко о самом законе

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» принят Госдумой РФ 22 июня 1998 года. Настоящий документ регламентирует нормативную базу обращения с мусором во избежание опасного влияния компонентного состава на здоровье человечества и окружающую среду, а также роль отходов в хозяйственной деятельности в качестве вторичного сырья.

Закон номер 89 определяет основные понятия и особенности процессов, сопровождающие «жизнь» отходов. Структура акта состоит из 31 статьи, систематизированных в 8 глав. Каждому разделу посвящен ряд вопросов в сфере обращения с утилем.

Настоящий закон в последней редакции нацелен на решение таких задач:

  • уменьшение свалок;
  • максимальная утилизация;
  • разработка безопасных методов переработки вторсырья;
  • санитарная очистка;
  • минимизация захоронений на полигонах.

Оптимизация правового регулирования производственных механизмов призвана повысить эффективность контроля и надзора в данной отрасли.

Немного о каждой главе

1-8 главы закона о мусоре охватывают следующие моменты:

  1. Общие положения:
    • направления государственной политики;
    • классификация ТБО;
    • принадлежность мусора.
  2. Компетенция органов местного самоуправления и исполнительной власти.
  3. Требования к ведению хозяйственной деятельности:
    • лицензирование;
    • обустройство полигонов;
    • правила транспортировки.
  4. Документооборот.
  5. Экономические аспекты.
  6. Тарификации деятельности, связанной с твердыми бытовыми отходами.
  7. Учет, надзор и контроль.
  8. Ответственность.

Положения закона о вывозе мусора дополняются иными нормативными актами в сфере санитарии и эпидемиологического благополучия населения.

Понятие отходов производства и потребления является базовым, и закрепление в статьях Федерального закона, определяющего правовые основы обращения с отходами, означает эффективность и единообразие толкования и применения норм.

О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?

Этот раздел документа называет основные принципы госполитики:

  • защита здоровья человека и экосистемы;
  • использование современных технологий;
  • максимальная переработка и обезвреживание сырья;
  • общедоступность информации;
  • международное сотрудничество.

Поддержание или восстановления благоприятных условий для природы и живых организмов – главная цель экологической политики.

Действующим законодательством определена классификация отходов на 2 группы:

  • опасные;
  • иные.

К опасному мусору относятся материалы, обладающие следующими свойствами;

  • взрывчатость;
  • огнеопасность (самовозгораемость);
  • выделение токсичности при совмещении с воздухом или водой.

Под «иными отходами» понимаются твердые бытовые отходы и остатки после их горения.

Закон выделяет 5 категорий утиля по степени опасности.

Уровень влияния на окружающую среду

необратимое нарушение экосистемы, не подлежащее восстановлению.

самовосстановление зараженной местности — 3 года.

обычное функционирование природных механизмов.

Коротко о 3-ей главе

Статьи 3-его раздела регламентируют условия и принципы осуществления деятельности субъектами хозяйствования. Существуют определенные требования.

Лицензирование

Получение разрешения обязательно в случае:

  • сбора;
  • транспортировки;
  • размещения;
  • обезвреживания;
  • переработки.

Порядок оформления документов определен постановлением ПРФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами». Ответственный орган – Ростехнадзор.

Срок действия лицензии — 5 лет. Продление осуществляется по заявлению предпринимателя-лицензиата. При изменении класса опасности, характеристик, типа и размещения отходов, лицензиат должен в течение 15 дней письменно уведомить лицензирующий орган.

Безопасность

Отходы производства и потребления подлежат манипуляциям при отсутствии угрозы негативного воздействия на окружающий мир.

  • сброс отходов в воду, недра и почву;
  • размещение отходов вблизи населенных пунктов, лесов, курортных, оздоровительных и рекреационных зон, миграции животных;
  • захоронение возле водных и минеральных ресурсов;
  • ввоз мусора на территорию РФ с целью захоронения и обеззараживания.
Обустройство территорий

Федеральный закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, неоснащенных техническими средствами для безвредной локализации отходов.

Базирование отходов проходит стадию согласования с Ростехнадзором.

Размещение, хранение и утилизация осуществляется с учетом классов опасности и индивидуальных свойств сырья.

Техническое оснащение

Сбор отходов и перемещение предполагает использование специального транспорта.

Ст. 15 закона устанавливает допуск лиц к работе с опасным мусором после прохождения профессиональной подготовки. За отсутствие знаний у ответственного сотрудника к руководителю компании применяются меры ответственности.

О 4-ой главе

Ст.18 раздела 4 охватывает особенности нормирования утильсырья.

Лимит на размещение – это допустимый объем конкретного вида отбросов, разрешенный для определенного метода с учетом экологического состояния данной территории.

Для каждого объекта локализации мусора разрабатывается отдельный проект нормативов. Государственный учет относится к инструментам госуправления, осуществляющийся путем ведения государственного кадастра. Отчетность ведется посредством предоставления статистических данных хозяйствующими субъектами в установленной форме. Контролю подлежат все виды отходов, кроме радиоактивных.

Перечень лиц, обязанных предоставлять подобные сведения, устанавливается Ростехнадзором. Исключением являются:

  • органы управления образования, культуры и спорта;
  • страховые и финансовые компании.

Государственный кадастр — форма систематизации данных об отходах, включающая три компонента:

  • ФККО;
  • федеральный реестр свалок;
  • банк информации о технологиях применения и обезвреживания отходов.

Организация единой системы относится к компетенции Ростехнадзора.

Представители исполнительной власти имеют право вести региональные кадастры.

5-ая глава

Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

  • охрана окружающей среды;
  • налоговое:
  • бюджетное;
  • гражданское;
  • другие.

Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

Глава 6

Государственный контроль – эффективная система мер выявления и предотвращения несоблюдения законодательных норм.

Экологический надзор осуществляется федеральными и территориальными органами исполнительной власти. Компетенция Ростехнадзора охватывает следующие направления деятельности:

  • осуществление контроля и надзора за системой единого учета отходов;
  • проведение проверок субъектов хозяйствования;
  • принимает нормативно-правовые акты относительно требований к процессу обращения с опасным сырьем:
  • разрабатывает методические рекомендации;
  • лицензирование;
  • выдача разрешений на трансграничное передвижение отходов;
  • ведение государственного кадастра и учета;
  • проведение работы в области паспортизации опасного мусора.

Ст. 32 устанавливает ответственность лиц за полноту и достоверность осуществления должностных функций.

7-ая глава

Этот раздел гласит о юридических последствиях ненадлежащего соблюдения норм экологического законодательства.

Выделяют следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Административная.
  3. Уголовная.
  4. Гражданско-правовая.

ФЗ «Об охране окружающей среды» гражданско-правовая и материальная ответственности объединены в один тип — имущественную.

Разрешение споров и определение наказания осуществляется в судебном порядке.

8-ая глава

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Лимиты устанавливаются на 5 лет, по истечению которых без подтверждения аннулируются.

Об экономическом регулировании

К принципам экономического регулирования относят:

  1. Уменьшение объема мусора путем максимального использования технологий переработки – приоритетный способ снижения опасного влияния на окружающую среду и получения вторсырья.
  2. Платность дислокации отходов — установления платы за:
    • сбросы загрязняющих материалов в пределах нормы;
    • выбросы в границах установленных лимитов.

Порядок расчета и оплаты за размещение регламентирован ст. 23 настоящего закона. Экономическое стимулирование обычно выражается в предоставлении налоговых и других преимуществ (льгот) при внедрении инновационных технологий.

Правовые основы определены ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Последние поправки

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 25 декабря 2018 года.

Суть дополнений заключается в возможности региональных операторов некоторых субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) не применять нормы закона. Также установлен порядок оформления исполнительными органами власти договорных отношений с организациями, квалифицирующимися на работе с ТБО в различных ситуациях (в т.ч. без отсутствия лицензии).

Что гласит 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

ФЗ об обращении с отходами (89-ФЗ) освещает правовые стороны вопроса, касающегося манипуляций, производимых с отходами от процессов производства и потребления. Соблюдение положений закона позволяет уменьшать отрицательное влияние на природную среду. Следование закону способствует использованию отходов как сырьевых ресурсов.

  1. Кратко о самом законе
  2. О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?
  3. Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
  4. Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
  5. О нормировании в действиях с отходами из закона
  6. Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона
  7. Ответственность за неисполнение закона

Кратко о самом законе

89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приняла Государственная Дума еще 22 мая 1998 года. С этой даты в закон вносились некоторые поправки и изменения.

Рассматриваемый ФЗ – это главный документ, в котором описаны основные принципы деятельности, заключающейся в проводимых манипуляциях с разными видами отходов, относящихся к разным классам по степени опасности.

Также закон говорит о ведении политики государства в этой области, о нормировании и регулировании процессов образования, хранения, захоронения, утилизации и обезвреживания отходов.

Закон состоит из 8 глав, 31 статьи. Некоторые статьи на сегодняшний день утратили свою силу, что также отражено в законе.

Более подробно рассмотрим данный закон с последними изменениями далее.

О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?

Глава I ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит об основных положениях. В ней даются основные определения, объясняется значение главных терминов. Так, например, разъясняется, что нужно понимать под «отходами производства и потребления». Такие отходы являются веществами, предметами, материалами, полученными в ходе производственного процесса, процесса потребления или оказания услуг, и подлежащие удалению.

В первой статье определяют также такие понятия, как хранение и накопление отходов. Изучив данные значения этих терминов, становится понятна разница между данными двумя понятиями. Хранение отходов подразумевает их перемещение для дальнейших утилизационных, обезвреживающих действий, а также для их захоронения на специально отведенные места на время, большее 11 месяцев, а накопление отходов – до 11 месяцев – т.е. это их временное помещение на специализированные площадки с такой же целью.

Первая статья формулирует определения и других терминов, связанных с процессами при манипуляциях с отходами. Статья определяет такое понятие, как сбор отходов – это (из ФЗ-89) их принятие от физических и/или юридических лиц для осуществления с ними дальнейших действий (переработки, перемещения, хранения и захоронения – совокупность последних двух действий составляет еще одно понятие – размещение отходов, и т.д.).

Первая статья говорит и об утилизации отходов. Под этим термином подразумевается возможность использовать разного рода отходы в изготовлении других товаров, материалов, в рециклинге, в получении из них каких-либо составляющих частей для их очередного применения.

Ст. 2 ФЗ говорит о положениях государственного регулирования в области, касающейся разных осуществляемых действий с образующимися отходами. Регулирование при этом происходит согласно принципам рассматриваемого ФЗ, а также в соответствии с положениями других законов и правовых актов на уровне РФ, субъектов РФ и на муниципальном уровне.

Последний пункт первой главы включает в себя классификацию отходов, основанную на степенях их опасности для живых организмов и природной среды. Эта классификация состоит из:

  • I класса – крайне опасных;
  • II класса – высокоопасных;
  • III класса – умеренно опасных;
  • IV класса – малоопасных;
  • V класса – почти не опасных отходов.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

Приоритетным сторонам политики нашей страны при совершении определенных действий с отходами посвящена Статья 3 ФЗ об отходах. Основополагающие принципы деятельности нашего государства в этой области содержат в себе следующие положения:

  1. Все действия, производимые с разного рода отходами, должны быть направлены на защиту человеческой жизни и здоровья, на сохранение биоразнообразия и нормального состояния экологической обстановки.
  2. Общественные интересы в области экологии и экономики должны быть строго взаимосвязаны для более стабильного развития общества.
  3. Внедрение и применение современных хороших, но недорогих технологических решений в деятельности, связанной с манипуляциями с отходами.
  4. Для сокращения массы отходов обязательной является максимально возможная переработка сырьевых запасов.
  5. Экономическое регулирование совершаемых действий и осуществляемых процессов в данной сфере так же с целью сокращения числа образующихся отходов и включение их в хозяйственную деятельность.
  6. Обеспечение доступа к информации в соответствии с законами РФ.
  7. Международное сотрудничество РФ, касающееся вопросов в данной области.

При определении приоритетных направлений страны в этой сфере была выделена такая последовательность:

  • максимально полное использование изначальных сырьевых ресурсов и материалов;
  • осуществление предотвращающих образование разнообразных видов отходов действий;
  • снижение общей массы всех отходов и совершение действий, способствующих понижению их классов опасности в местах их формирования;
  • манипуляции по обработке, обезвреживанию отходов, проведение утилизационных мероприятий.

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Читайте также:  Можно ли написать ходатайство в суд о замене исправительных работ?

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;

  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Разработанные региональные программы должны опубликовываться на Интернет-сайтах регионов РФ для обеспечения свободного доступа любому желающему.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от Правительства РФ.

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Нормированию посвящена Ст. 18 ФЗ-89. При работе организаций ИП и юрлиц, в ходе которой происходит образование веществ, их смеси и материалов, не пригодных для применения и подлежащих удалению, для упомянутых лиц устанавливаются определенные нормативные показатели образования отходов и лимиты по их возможному размещению, которые определяются согласно предельно допустимым концентрациям пагубных для среды компонентов. По методическим рекомендациям ИП и юрлицами (кроме представителей малого и среднего бизнеса) самостоятельно разрабатываются проекты нормативных показателей образования остатков производственной и другой деятельности и проекты лимитов на размещаемые отходы. Эти методические рекомендации утверждаются органом исполнительной власти (федеральным или субъекта РФ), получившим на то должные полномочия.

Представители малого и среднего бизнеса, в ходе ведения которого происходит образование промышленного, бытового мусора, должны давать отчетную информацию с данными, связанными с образованием, утилизацией, обезвреживанием, размещением такого мусора, в уполномоченный орган исполнительной власти.

При несоблюдении нормативных показателей и при превышении лимитов деятельность предприятий ИП и юрлиц может быть подвергнута ограничению, приостановке или может быть даже вообще запрещена.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением, указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны. Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах. Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Ответственность за неисполнение закона

Невыполнение требований данного ФЗ РФ ответственными лицами организаций и гражданами может привести к разным видам ответственности, вплоть до уголовной согласно положениям законодательства РФ.

Данный Федеральный закон посвящен манипуляциям, осуществляемым с отходами, полученными в ходе деятельности организаций и подверженных удалению, и требованиям, предъявляемым к этим действиям. Положения закона особенно необходимо знать ряду предпринимателей во избежание нежелательных проблем.

Как в действительности осуществляется реализация Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и какие изменения в нем могут быть произведены, рассказывают в следующем видео.

Рассмотрим Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»

89 ФЗ является источником информации о правовых сторонах деятельности, связанной с отходами, образующимися при производстве и потреблении.

Очень важно соблюдать ФЗ об обращении с отходами, поскольку это помогает минимизировать опасное влияние на экологическую обстановку, вести правильную систему учета и применять отходы производства и потребления в виде сырья.

  1. Кратко о законе
  2. О классах отходов по степени опасности
  3. Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
  4. Об обращении с отходами всех классов опасности
  5. О нормировании в действиях с отходами из закона
  6. Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона
  7. Ответственность за неисполнение закона

Кратко о законе

89 ФЗ принят 11 мая 1998 года Государственной Думой. Спустя некоторый промежуток времени в федеральном законе появились поправки и изменения.

В Федеральном Законе сказано о том, какие мероприятия проводит государство в этой области, как нормируются и регулируются следующие процессы:

  1. Образование отходов.
  2. Хранение.
  3. Захоронение.
  4. Утилизация.
  5. Обезвреживание.

Федеральный Закон содержит 8 глав и 31 статью, но стоит отметить, что некоторые статьи уже неактуальны, в ФЗ это указано.

О классах отходов по степени опасности

Величина отрицательного влияния различного вида мусора на экологию отличается. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации установил признаки, на основании которых классифицируются отходы производства и потребления.

Каждый класс характеризуется одной из степеней опасности:

  1. Очень высокая
  2. Высокая
  3. Умеренная
  4. Малая
  5. Незначительная
  • К первой группе относят отходы, содержащие ртуть, например, лампы и термометры.
  • Во вторую категорию входят аккумуляторы, щелочи, кислота серная.
  • Третий класс состоит из металлов, автомобильных масел и фильтров.
  • К четвертой категории следует отнести компьютерные запчасти, резиновые покрышки.
  • Пятая группа — картон, бумага и уличный мусор.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.

Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:

  1. Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
  2. Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
  3. Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
  4. Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
  5. Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
  6. Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
  7. Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.

Исходя из Федерального Закона 89, последовательность расстановки приоритетов в этом направлении следующая:

  1. Первоначальные ресурсы следует использовать по максимуму.
  2. Проведение мероприятий по предотвращению накопления различных отходов производства и потребления.
  3. Общая масса отходного сырья и классы его вредности должны быть снижены после проведения определенной деятельности.
  4. Проведение обработки. После чего мусор необходимо обезвредить и уничтожить.

Об обращении с отходами всех классов опасности

В Главе III ФЗ указано, какие предъявляются требования к проведению работ с отходами производства и потребления.

В последнем изменении статьи 11 ФЗ 89 говорится о деятельности юр. лиц и ИП, связанной с использованием помещений под различные отходные материалы. В Федеральном Законе можно узнать об обязанности ответственных лиц производить определенные денежные взносы за нанесение вреда экологии при проведении сбора и хранения отходов производства и потребления.

Для совершения манипуляций с отходным сырьем предусматривается применение новых разработок безотходных технологических процессов и анализа экологической обстановки в местах, где они размещены и захоронены.

Федеральный закон об отходах производства и потребления информирует о том, что юр. лица и ИП должны иметь лицензию на совершение таких операций:

  1. Сбор
  2. Перемещение
  3. Переработка
  4. Утилизация

Данное правило вступило в силу с 1 июля 2016 г. Согласно Федеральному Закону, если лицензия отсутствует, организация не имеет право осуществлять подобную деятельность.

В ст.13.2. Главы III ФЗ можно прочесть о том, что необходимо проводить мероприятия, затрагивающие обращение с отходами производства и потребления, нацеленные на следующее:

  1. Постройка помещений для проведения процесса утилизации материалов, которые не будут больше использоваться.
  2. Финансирование стройки сооружений, необходимых для проведения работ с ТКО.
  3. Проведение действий регионального оператора ТБО и ТКО (твердые бытовые и коммунальные отходы).
  4. Определение несанкционированных свалок.
  5. Предотвращение отрицательного влияния на экологию при осуществлении работ какой-либо организацией.
  6. Предоставление доступа к информации этой сферы.

Подобные мероприятия регионального уровня входят в госпрограмму.

В федеральном законе указано, что лица, участвующие в деятельности по образованию отходного сырья, обязаны распределить его по степени вредности. Для этого необходимо изучить состав, оценить уровень опасного влияния на природу и человека. Далее, основываясь на результаты, происходит паспортизация отходов.

Действия, совершаемые при присвоении паспорта определенного класса, определяются органом исполнительной власти государства, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Для проведения манипуляций индивидуальными предпринимателями и юр. лицами с различными отходами существуют определенные требования, прописанные в ст. 15 ФЗ 89.

Чтобы проводить манипуляции с отходным сырьем всех классов, требуются квалифицированные работники, имеющие подтверждающий документ.

В Федеральном Законе 89 указано, что ответственность за прием на работу сотрудников возложена на ответственных лиц предприятия.

В данной главе ФЗ есть перечень требований к объектам размещения отходов. Для этого понадобится:

  1. Наличие паспорта отходов.
  2. Особый транспорт для перемещения отходного сырья.
  3. Соблюдение техники безопасности.
  4. Сопроводительные документы.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Информация о нормировании содержится в ст. 18 ФЗ 89. При осуществлении работ ИП и юр. лиц, связанных с накоплением, в том числе раздельному сбору веществ, которые больше не будут применяться, необходимо придерживаться определенных лимитов по их размещению.

Согласно федеральному закону, существуют методические рекомендации, утвержденные органом исполнительной власти РФ, на основании которых ИП и юридические лица сами создают проекты, содержащие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Если нормативы и лимиты не соблюдены, на выполнение работ может налагаться запрет, а также деятельность может быть ограничена или приостановлена.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Законодательство имеет три основных пункта экономического регулирования деятельности, связанной с отходными материалами.

  1. Уменьшение объема мусора путем применения на производстве в виде вторсырья.
  2. ИП и юр. лица, проводящие мероприятия по распределению отходного сырья, должны выплачивать компенсацию, если отбросы вредят окружению. При наличии технических сооружений, защищающих экологию от отрицательного влияния отходов, плата с организации не взимается. Тарифы не распространяются на предприятия, накапливающие отходы производства и потребления в промежуток времени, не превышающий 11 месяцев, с последующей утилизацией.
  3. Экономическое стимулирование в виде снижения суммы компенсации, уплачиваемой организациями за нанесение вреда экологии, при наличии новейших технологических разработок. Льготы также предоставляются предприятиям, использующим биоразлагаемые материалы.

В статье 24.5 ФЗ 89 прописано об экологическом сборе, взимаемом с производителей и поставщиков товаров, подлежащих последующей утилизации в случае потери потребительских свойств.

Ответственность за неисполнение закона

Знание данного ФЗ необходимо для юридических лиц и ИП, проводящих работы с отходами, образующимися в процессе их деятельности. Совершаемые работы должны отвечать требованиям. Соблюдение федерального закона поможет избежать многих неприятностей.

Изменения 2021 года для владельцев онлайн‑касс

Эксперты Контур.ОФД рассказывают, какие правила уже действуют и к чему готовиться пользователям ККТ.

С 1 января 2021 года отменили ЕНВД

Изменить настройки на кассе нужно до начала продаж по новой системе налогообложения. Но для бизнеса, который перешел с ЕНВД на общий налоговый режим и использует ФН на 36 месяцев, ФНС сделала исключение. В этом случае разрешается не менять настройки кассы, пока у ключа фискального признака не закончится срок действия.

Если выдать чек с неверным налоговым режимом, продавца могут оштрафовать (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

С 1 января 2021 года начнут штрафовать за нарушение Закона о ККТ

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 и п. 5 Приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, проверки соблюдения требований Закона о применении ККТ были запрещены до 31 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года действие моратория прекратилось.

Читайте также:  Список отделов ПФР Красноборский район, Архангельская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Срок привлечения к ответственности за нарушения в области применения онлайн-кассы составляет один год (ч. 1. ст. 4.5 КоАП РФ). Это значит, что ФНС может выписать штраф за нарушение, которое было совершено в прошлом году.

Есть способ избежать санкций. Для этого исправьте нарушение раньше, чем налоговая о нем узнает. Как это сделать, читайте в статье про исправление ошибок на ККТ.

С 1 февраля 2021 года ИП на спецрежимах обязаны печатать в чеках названия товаров и услуг

В 290-ФЗ была предусмотрена отсрочка для предпринимателей на спецрежимах. Они могли не указывать в чеках наименования, количество и цену за конкретные товары, работы и услуги. С 1 февраля 2021 года печатать детализированные чеки обязаны все пользователи онлайн-касс без исключения.

Для работы по новым требованиям проверьте, что модель ККТ подходит для печати чеков с названиями товаров и услуг, и подключите товароучетную систему, чтобы сформировать каталог и передать его на кассу.

Ответы на частые вопросы о номенклатуре в чеке мы собрали в статьях:

За нарушение порядка применения ККТ для предпринимателей могут выписать предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей.

С 1 июля 2021 года ИП без сотрудников переходят на ККТ

Стартует последняя волна перехода на онлайн-кассы. С 1 июля 2021 года заканчивается отсрочка для предпринимателей без сотрудников, которые реализуют товары собственного производства или оказывают услуги (129-ФЗ от 06.06.2019).

Если ваш вид деятельности не относится к исключениям, то к июлю необходимо приобрести кассовую технику и заключить договор с ОФД.

Ранее мы писали, кто освобожден от ККТ и что нужно предпринимателям для перехода на онлайн-кассы.

Штраф за неприменение ККТ для ИП от четверти до половины суммы расчета, осуществленного без применения кассы, но не менее 10 000 рублей.

С 6 августа 2021 года регистрация ККТ только с новыми ФН-1.1М

21 декабря 2020 года вступил в силу Приказ ФНС России от 14.09.20 ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». В нем описан и новый формат фискальных документов для маркировки 1.2.

Формировать документы по формату 1.2 обязаны только продавцы маркированных товаров. При продаже немаркированной продукции и оказании услуг применяются форматы версии 1.05 или 1.1.

Для формирования чека в определенном формате нужно, чтобы формат поддерживали ККТ, кассовое ПО и ФН.

Новый ФН-1.1М поддерживает все версии форматов фискальных данных (1.05, 1.1 и 1.2). Поддерживает ККТ и кассовое ПО формат 1.2. или нет, решает производитель.

Переход на новый формат 1.2 будет плавным.

С 6 августа 2021 запрещается регистрировать ККТ с ФН, которые не могут поддреживать ФФД 1.2. А это значит, что после этой даты все обязаны использовать новый ФН-1.1 М, даже те, кто не продает маркированные товары. Разница лишь в том, что продавцам маркированной продукции нужно обновить прошивку на ККТ и ФН, а остальным — только ФН.

Важно! Если вы успеете зарегистрировать накопитель старого формата до 6 августа 2021 года, работать с ним разрешается до истечения срока действия. Это касается даже продавцов маркированной продукции

Нужна ли онлайн-касса ИП в 2021 году

Вот уже несколько лет в России происходит поэтапный переход на онлайн-кассы. Если сначала этот переход касался только средних и крупных предприятий, то постепенно обязанность иметь кассу появилась и у малого бизнеса. Причем для микропредприятий приобретение такой кассы часто является существенным расходом. Именно ИП следует знать, нужно ли в 2021 году приобретать и регистрировать онлайн-кассу и при каких условиях можно ее не использовать.

Онлайн-кассы для ИП в 2021 году

Для начала давайте разберемся, что же такое онлайн-касса (онлайн ККТ). Онлайн-касса — это электронное устройство, которое автоматически передает информацию о проведенных расчетах в налоговую инспекцию.

В каждой онлайн-кассе установлен фискальный накопитель. Так, онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца тем, что у них нет ни фискальной памяти, ни электронной защищенной контрольной ленты (ЭКЛЗ). Вместо них онлайн-кассы имеют фискальный накопитель. Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, которые пересылаются в ИФНС. Регистрация вновь вводимых кассовых аппаратов с 01.02.2017 осуществляется только с обязательной онлайн-передачей данных о наличных расчетах. Это значит, что если предприниматель должен работать с ККТ, то он обязан использовать ККТ в виде онлайн-кассы.

Но это еще не все. Кроме приобретения кассового аппарата, нужно заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) и приобрести фискальный накопитель. ОФД — организация, которая имеет государственное разрешение на хранение и передачу в налоговую фискальных данных (данных о налогооблагаемых расчетах). Список аккредитованных операторов фискальных данных можно найти на официальном сайте ФНС. Операторы взимают абонентскую плату за свои услуги (обычно в размере от 100 до 500 рублей за один аппарат).
У онлайн-касс есть свои преимущества:

  • если дополнительно приобрести у ОФД электронную подпись, то онлайн-кассу можно зарегистрировать без визита в УФНС. Раньше предпринимателю необходимо было стоять в очередях в отделениях ФНС для регистрации аппарата;
  • современные онлайн-кассы синхронизируются с аналитическими программами и онлайн-бухгалтерией, что значительно упрощает бухгалтерский и налоговый учет и дает возможность предпринимателю вести его самостоятельно, без привлечения бухгалтера;
  • значительное сокращение кассовой документации;
  • по отзывам предпринимателей, выездные проверки предприятий с онлайн-кассами стали проходить значительно реже.

На «Клерке» есть отдельный онлайн-курс про ККТ. Рассказываем, как работать с онлайн-кассами без штрафов. Записывайтесь вот тут и оплачивайте сразу картой. Получайте скидку 30 %.

Помимо того, что скрыть доходы от налоговой при онлайн-кассе значительно сложнее, недостатком новых касс является относительно высокая стоимость современного кассового аппарата и также дополнительные расходы.

Так, добавочно к онлайн-кассе приобретается фискальный накопитель, который можно приобрести только на 36 месяцев, если предприниматель использует УСН, ПСН или ЕСХН. На общей системе налогообложения можно приобрести накопитель на меньший срок. В среднем комплект с онлайн-кассой, фискальным накопителем и договором с ОФД обойдется в 20 тыс. рублей.

Однако для некоторых видов деятельности, например, торговли алкоголем нужны специальные кассы, что увеличивает итоговую стоимость. На рынке представлены онлайн-кассы стоимостью 3–4 тыс. рублей без учета фискального накопителя и стоимости услуг ОФД, однако такие варианты не очень удобны в использовании.

Для вновь зарегистрированного ИП есть смысл не покупать онлайн-кассу, а взять комплект в аренду. Некоторые операторы предлагают такую услугу. Так, аренда комплекта с современной компактной кассой от Сбербизнеса стоит от 2 300 рублей в месяц.

Не следует путать онлайн-кассу с эквайрингом. Эквайринг — это расчеты с покупателями с помощью банковских карт. Обычно для эквайринга требуется покупать отдельное устройство и оплачивать эту услугу как дополнительную, но некоторые поставщики онлайн-касс предлагают устройства «два в одном»: онлайн-касса и эквайринг в одном аппарате. Это очень удобно для индивидуальных предпринимателей, так как возможность оплатить картой привлекает большее количество клиентов.

По общему правилу применение онлайн-ККТ при расчетах с населением обязательно для индивидуальных предпринимателей, даже если прибыль пока не ожидается. Однако есть ряд исключений, которые мы рассмотрит далее.

Нужна ли онлайн-касса ИП на патенте

Патентная система налогообложения (патент) — система, при которой не нужно сдавать налоговые декларации, а уплата налога происходит по заранее фиксированной предоплате. Для расчета налога регион устанавливает величину максимального потенциального дохода для каждого вида деятельности. ПСН может быть выгодна, если предприниматель ожидает доход в большем размере, чем установлено в регионе.

Патентную систему налогообложения (ПСН) может применять только индивидуальный предприниматель и только к определенным видам деятельности. Это, в частности, розничная торговля, общественное питание, деятельность перевозчиков, ремонт мебели и обуви, услуги репетиторов и частные курсы (ст. 346.43 НК РФ). Также для плательщиков патента применятся упрощенный порядок кассовых операций: они вправе не вести кассовую книгу.

Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики на патентной системы могут не применять онлайн-КТТ, а вместо этого выдавать товарный чек (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Однако эта льгота не касается следующих видов деятельности на патенте:

  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техническое обслуживание и ремонт авто- и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание автотранспортных услуг;
  • ветеринарные услуги;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • оказание услуг по перевозке водным транспортом;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской или фармацевтической деятельностью;
  • услуги по прокату;
  • розничная торговля, услуги общественного питания;
  • производство молочной продукции;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Во всех перечисленных случаях ИП обязан применять онлайн-ККТ при любых оборотах, даже если у него нет сотрудников. И любая розничная торговля входит в этот список. Как разъяснил в прошлом году Минфин, ИП на ПСН обязан применять кассовый аппарат, даже если розничная торговля является его не основным, а дополнительным видом деятельности (письмо Минфина РФ от 20.08.2019 № 03-01-15/63724). Впрочем, в законе о ККТ перечислены ситуации, когда кассовый аппарат при торговле в любом случае не нужен:

  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • расчеты с агентом.

Это освобожденные виды деятельности.

Нужна ли онлайн-касса ИП без работников

Ранее действующее законодательство обязывало ИП без работников использовать онлайн-кассу. Однако 06.06.2019 был принят закон, который установил льготы для ИП, не использующих наемный труд. Они имеют право не применять онлайн-кассу до 1 июля 2021 года при ведении следующих видов деятельности:

  • реализация товаров собственного производства;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

Бланков строгой отчетности (БСО) в этом случае предпринимателю выдавать также не требуется (письмо Минфина РФ от 17.02.2020 № 03-01-15/10844). При этом следует учитывать, что ИП на ПСН по данным видам деятельности может осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю товарного чека или его аналога, содержащего все предусмотренные законом реквизиты.

Если ИП, занимающийся указанной выше деятельностью, решит принять на работу сотрудников, то в течение 30 календарных дней с даты заключения трудового договора необходимо будет зарегистрировать ККТ (п. 2 ст. 2 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

Таким образом, если бизнес ИП не связан с продажами собственных товаров или выполнением работ и услуг собственными силами, то он должен приобрести онлайн-кассу даже при отсутствии работников.

Кому положена отсрочка онлайн-кассы

В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ отсрочку в применении ККТ до 1 июля 2021 года получили индивидуальные предприниматели без наемных работников по трудовым договорам, работающие в сфере услуг или продающие товары собственного производства. Это единственная отсрочка, которая еще действует. У всех предыдущих отсрочек уже прошел срок действия. По планам ФНС абсолютное большинство предпринимателей в 2021 году должно иметь онлайн-кассу, когда пройдет срок действия последней отсрочки.

Штраф для ИП за отсутствие онлайн-кассы

Ответственность за нарушение работы с кассой установлена ст. 14.5 КоАП РФ. В зависимости от вида нарушения и его повторности предусмотрены следующие штрафы:

  • отсутствие или неприменение кассового аппарата — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей;
  • повторное неприменение кассового аппарата — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • применение неисправной или незарегистрированной кассовой техники или ККТ, нарушающее требования закона № 54-ФЗ, — от 1,5 до 3 тыс. рублей;
  • невыдача покупателю чека — штраф 2 тыс. рублей или предупреждение.

Следует отметить, что штрафы для юридических лиц значительно выше. Оспорить штраф за нарушение работы с ККТ довольно сложно, чаще всего суд становится на сторону проверяющих.

Так, 12.09.2019 специалистами московской налоговая инспекций была проведена проверка ИП Должановой А.С. на предмет соблюдения правил регистрации и применения контрольно-кассовой техники, порядка и условий ее регистрации и применения торговым павильоном. В ходе проверки было установлено, что при приобретении покупателем бутылки питьевой воды стоимостью 50 рублей кассир приняла денежную наличность и выдала покупку.

При этом контрольно-кассовую технику она не применила, соответствующий бланк строгой отчетности не выдала. Тем самым наличный денежный расчет был осуществлен без применения контрольно-кассовой техники. Инспекторы оштрафовали ИП на 10 тыс. рублей. ИП обратился в арбитражный суд, но тот оставил штраф в силе, так как было собрано достаточно доказательств вины предпринимателя (Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2020 № А40-301918/19-79-2326).

В то же время незаконный штраф иногда удавалось оспорить. К примеру, 26.02.2020 инспекторы осуществили контрольную закупку в магазине «Батарейка» города Тамбова, который принадлежал ИП Демкина А.В.. Контролеры поймали кассира на том, что при осуществлении расчетов ККТ она не применила, и назначили штраф 10 тыс. рублей. ИП обратился в суд. Суд факт нарушения признал, но заметил, что правонарушение совершается впервые и существенного вреда обществу не принесло, а также то, что ИП относился к микропредприятиям. Поэтому инспекторам следовало заменить штраф предупреждением согласно ст. 4.1.1. КоАП РФ. Судья штраф отменил (Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2020 № А64-1526/2020).

Ссылка на основную публикацию