Каков порядок обращения по возможности помилования к президенту РФ?

Как правильно составить прошение о помиловании

Российское законодательство даёт Президенту право помиловать осуждённого. Он может сократить его срок или вовсе освободить его от отбывания наказания. Кто имеет право подавать прошение о помиловании и как это сделать правильно, читайте далее.

Что такое помилование?

Конституция РФ в 50-й статье определяет право каждого гражданина ходатайствовать о помиловании. Однако это могут делать только те, кому назначено наказание. При освобождении по амнистии помилование применить нельзя.

Помилование не ограничено конкретными видами преступлений. Осуждённый может просить:

  • Освободить его от дальнейшего отбытия наказания.
  • О смягчении наказания.
  • О сокращении срока без изменения наказания.

После отбывания срока заключения за каждым осуждённым в течение определённого времени сохраняется судимость. Снять её досрочно можно по решению суда или обратившись с прошением о помиловании к Президенту.

Помилование может быть только индивидуальным. Принять решение должен лично Президент.

Прошение о помиловании: образец

Строгой формы такого ходатайства не предусмотрено. Примерный образец прошения о помиловании Президенту России должен включать следующую информацию:

  • В шапке (в правом углу) указывается, кому оно адресовано (Президенту Российской Федерации) и данные просителя (ФИО, дата рождения, место отбывания наказания).
  • По центу заглавие «Ходатайство о помиловании».
  • Описание совершённых преступлений и назначенного наказания, просьба о замене наказания или его смягчении с указанием доводов в пользу такого решения.
  • Просительная часть должна содержать конкретную просьбу (например, заменить пожизненное заключение на 20 лет лишения свободы).
  • Список прилагаемых документов.

В приложении обычно высылают копию приговора суда, характеристику из ИК, справку о состоянии здоровья.

Важно указать в тексте на признание вины и раскаяние. Также можно ссылаться на общественно полезные действия из собственной биографии. Чем больше документов, доказывающих доводы просителя, будет приложено к ходатайству о помиловании, тем больше шансов на его рассмотрение.

Как рассматривается?

Процедура принятия решения определена Указом Президента РФ №1500 (от 28.12.2001 года). В каждой области и крае страны действуют комиссии из 11 человек, которые принимают решение об обоснованности ходатайства. После этого оно передаётся в администрацию Президента.

Для осуждённого процесс подачи прошения о помиловании, следующий:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Обращение в администрацию ИК. Прошение регистрируется и направляется в УФСИН.
  • Заключённый получает письменное уведомление об отправке его заявления в УФСИН.
  • Далее оно попадает в региональную комиссию для предварительной оценки, после чего отправляется в администрацию Президента, если соответствует требованиям закона.

В администрации ИК можно попросить приобщить к делу документы, отсутствующие у самого заключённого, но подтверждающие факты из текста прошения.

Отказать в этом, как и в отправке ходатайства не имеют права.

Прошения осуждённых условно направляются в уголовно-исполнительную инспекцию региона. Граждан, отбывший срок, и просящий о снятии судимости должен обращаться прямо в региональную инспекцию, адрес которой он может найти на сайте Правительства региона.

Из администрации ИК в УФСИН направить прошение о помиловании должны в течение 10 дней (по тяжким преступлениям – 20 дней). Далее даётся неделя для передачи их в местную комиссию. Если оно не было отправлено осуждённый имеет право жаловаться в Прокуратуру.

Комиссия готовит своё заключение в течение месяца. Хотя решение о помиловании может принять только Президент, данный документ комиссии играет важную роль и может повлиять на его мнение. При его оформлении учитывают:

  • Характер и опасность преступления.
  • Поведение заключённого в ИК.
  • Отбытый срок.
  • Возмещение вреда.
  • Сведения о состоянии здоровья и семье.

Комиссия имеет право учитывать и иные документы, а также запросить характеристику из ИК. Далее прошение передают губернатору или главе муниципального собрания, которые направляют его Президенту. Этим должностным лицам даётся 15 дней на рассмотрение ходатайства.

Сроки рассмотрения и порядок освобождения

Помилование Президентом отражается в его указе. В тексте документа содержатся данные помилованного и конкретное решение. При этом не указывают причины помилования.

  • В ИК, где отбывает наказание помилованный.
  • В УФСИН.
  • Губернатору области или главе муниципального собрания.

Помилованный не является реабилитированным. Также указ Президента не освобождает его от требования возместить ущерб, причинённый потерпевшим от преступления.

Президент РФ принимает решение в течение 2 дней с даты подачи ему прошения о помиловании.

Кого не помилуют?

Строгих ограничений закон не содержит, но согласно Положению 2001 года не удовлетворяют прошения тех, кто:

  • Преступил закон умышленно во время условного срока.
  • Злостно нарушал порядок отбывания в ИК.
  • Ранее был освобождён условно-досрочно.
  • Ранее был помилован.
  • Получил замену неотбытой части срока более мягким наказанием.

Однако данные требования не строгие, а рекомендательные.

Порядок подачи и рассмотрения ходатайств о помиловании

Общие положения

Статьей 89 Конституции Российской Федерации установлено, что исключительное право на осуществление помилования принадлежит Президенту Российской Федерации.

Помилование – это акт милосердия, применяемый только в отношении лиц, осужденных за преступления любой степени тяжести.

В соответствии со ст. 50 Конституции Российской Федерации, о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда.

При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании, принимается одно из следующих решений:

а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;

б) сократить неотбытое наказание на определенную часть;

в) заменить назначенное наказание или неотбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

г) снять судимость;

д) освободить осужденного от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено.

Порядок обращения с ходатайством о помиловании

Порядок предоставления и рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании регулируется Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Указ Президента РФ).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Далее ходатайство о помиловании представляется в администрацию исправительного учреждения, которая регистрирует его в специальном журнале в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента РФ. Также, по просьбе осужденного, могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. О направлении ходатайства о помиловании для дальнейшего рассмотрения осужденному объявляется под роспись на копии сопроводительного письма.

Затем ходатайство осужденного о помиловании с прилагаемыми документами направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы – Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю (далее – ГУФСИН России по Приморскому краю).

После регистрации, а также проверки полноты и качества представленных документов, ГУФСИН России по Приморскому краю направляет все материалы в Комиссию по вопросам помилования, образованную на территории Приморского края (далее – Комиссия по вопросам помилования) по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22.

Порядок рассмотрения ходатайства о помиловании

Комиссия по вопросам помилования не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации – Губернатору Приморского края заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного, в котором рекомендует помиловать осужденного либо отклонить его ходатайство.

Губернатор Приморского края не позднее чем через 15 дней (в отдельных случаях не позднее чем через 10 дней) вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица прилагаются все указанные выше документы.

При решении вопроса о помиловании принимаются во внимание следующие обстоятельства:

– характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

– поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

– срок отбытого (исполненного) наказания;

– совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

– применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

– возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

– данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

– другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства

В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании осужденного соответствующий Указ Президента Российской Федерации о помиловании направляется в течение двух дней после его издания Губернатору Приморского края, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании, осужденный уведомляется письменно, и повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Рекомендации для родственников и других заинтересованных лиц, обращающихся с ходатайством о помиловании осуждённого, отбывающего наказание в местах лишения свободы

1. Ходатайство о помиловании должно быть адресовано Президенту Российской Федерации и направлено начальнику исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание либо в Комиссию по вопросам помилования. Любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного, со всеми необходимыми материалами, прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.

2. В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого в материалах дела имеется приговор суда. Юридически значимые факты должны быть подтверждены справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями, прилагаемыми к ходатайству.

3. В прошении можно перечислить заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

4. Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, на какой стадии рассмотрения находятся материалы о помиловании осужденного.

Ходатайство о помиловании

Ходатайство о помиловании. Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Порядок представления ходатайств о помиловании

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Какие документы нужно приложить к ходатайству о помиловании

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.
К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Читайте также:  На пакетике с наркотиками могут найти отпечатки 15-летнего, что ему будет грозить?

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

На что обращают внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (п. 3 ст. 310 УПК РФ).
Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П «с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».

Ходатайство о помиловании

Президенту РФ _________________
(Ф.И.О. Президента)

От ___________________________
(Ф.И.О. осужденного)

Ходатайство о помиловании

«___»__________ ____ г. приговором ________ (наименование суда) ___________ суда (копия приговора прилагается) я был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ______ УК РФ _____________, и осужден к ______________ с отбыванием наказания в ________ (указать преступление) _____________.

Я раскаиваюсь в совершенном преступлении ____________ (привести доводы, свидетельствующие о том, что осужденный раскаялся и более не представляет серьезной общественной опасности) __________________.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 85 УК РФ

Помиловать меня и заменить _______________ более мягким видом наказания

Вариант №1
сократить срок наказания до ______________;

Вариант №2
освободить меня от дальнейшего отбывания наказания).

Приложение:
1. Копия приговора ______ (наименование суда) _______ суда от «___»__________ ____ г.
2. __________________________________.

____________/_______________/
(подпись) (расшифровка подписи)

Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Автор статьи – Руководитель практики по уголовным делам

Смирнов Ярослав Владимирович

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Конституционное право на помилование

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента. Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

Читайте также:  Принуждение к труду: статья УК РФ, при угрозе наказания, несовершеннолетних

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Процедура помилования осужденного в России

Помилование осужденного – исключительная компетенция Президента РФ (статья 89 Конституции РФ). Возможность помилования предусмотрена ст. 85 УК РФ. Порядок помилования осужденных в РФ регламентируется Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 07.12.2016) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», а также утвержденным этим Указом «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации».

Что подразумевается под помилованием

Помилование – решение (акт) Президента РФ в отношении конкретного осужденного по уголовному делу.

Решением о помиловании лицо может:

  1. Быть освобождено от отбывания наказания.
  2. Получить сокращение наказания.
  3. Получить более мягкое наказание вместо ранее назначенного вида.
  4. Быть освобождено от судимости (судимость снимается) после отбытия наказания.

Для помилования осужденный должен написать в адрес Президента РФ соответствующее ходатайство. Но прежде чем документы дойдут до конечной инстанции, им придется пройти рассмотрение на нескольких промежуточных этапах.

Для подачи ходатайства нет ограничений. Однако Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании (далее – Положение) определяет, что такое решение, как правило, невозможно, если осужденный:

  • Совершил умышленное преступление в период испытательного срока при условном наказании.
  • Является злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
  • Ранее условно-досрочно освобождался от наказания.
  • Ранее освобождался от наказания по амнистии.
  • Ранее уже был помилован и освобожден от наказания.
  • Ранее получил замену наказания на более мягкое.

Эти ограничения серьезно усложняют задачу получения помилования, но не лишают права на обращение с ходатайством. В исключительных случаях все-таки возможно принятие положительного решения.

Порядок помилования

Кто осуществляет помилование в РФ – это, по сути, не столь важно. Если ходатайство дошло до Президента, то высоковероятно оно будет удовлетворено. Проблема в том, что до этого надо пройти множество промежуточных этапов, и в рассмотрении вопроса может быть отказано почти на каждом из них.

Этапы подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании:

  1. На имя Президента в письменном виде готовится ходатайство о помиловании. Его можно написать в свободной форме.
  2. Ходатайство подаётся (направляется) в администрацию учреждения, где содержится осужденный, или инспектору УИИ ФСИН, где он состоит на учете.
  3. Администрация учреждения, где содержится осужденный, после получения ходатайства готовит представление (излагает свою позицию), а также собирает и прикладывает к нему документы:
  • копии приговора (приговоров) и всех судебных актов, которые принимались в связи с обжалованием приговора (приговоров) и (или) в связи с решением вопросов его исполнения;
  • извещение о вступлении приговора в силу;
  • медсправку о состоянии здоровья заявителя;
  • информацию о возмещении осужденным ущерба, если он был установлен приговором суда;
  • анкету осужденного;
  • информацию о ранее рассмотренных ходатайствах о помиловании, если они были;
  • информацию о применении к осужденному амнистии, помилования, УДО, если такие решения были;
  • характеристику на осужденного (включается в текст представления), где обязательно должны быть изложены сведения о поведении, отношении к труду (учебе), а также о позиции осужденного в отношении совершенного им преступления;
  • другие документы, которые способны повлиять на решение о помиловании и которые администрация учреждения считает необходимым приложить к ходатайству;
  • другие документы, который осужденный попросил приложить к своему ходатайству.
  1. Если заявитель впервые осужден за нетяжкое преступление, пакет документов вместе с ходатайством в течение 10 дней со дня подачи прошения направляется администрацией учреждения в территориальный орган ФСИН. При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление на направление ходатайства и документов-приложений отводится 20 дней.
  2. Копия представления направляется администрацией учреждения в местную прокуратуру, которая осуществляет надзор за деятельностью этого учреждения.
  3. Орган ФСИН, получив пакет документов, в течение 5-7 дней направляет их в региональную Комиссию по вопросам помилования, а также информирует о поступившем ходатайстве ФСИН.
  4. Комиссия рассматривает поступившие документы в течение 30 дней и дает письменное заключение о целесообразности применения помилования. Заключение представляется на рассмотрение главе соответствующего субъекта федерации.
  5. В течение 10-15 дней Глава субъекта федерации готовит заключение по представленному ходатайству и документам, а затем вносит свое представление о целесообразности применения помилования Президенту РФ.
  6. Список лиц, которые рекомендованы на региональном уровне к помилованию, публикуется в региональных СМИ в течение месяца.

Если в процессе подготовки, направления и рассмотрения документов, связанных с ходатайством, происходят какие-то изменения, влияющие на решение о помиловании, такие сведения должны быть представлены по цепочке всем ответственным лицам и органам. В процессе рассмотрения ходатайства ответственные лица и органы вправе делать необходимые запросы сведений и документов.

Для принятия решения Президентом РФ нет конкретных сроков. Как правило, этот вопрос решается первично на уровне Администрации Президента. Таким образом, решение может быть принято как очень быстро, практически сразу, как только будут представлены все документы, так и с некоторой задержкой. Практика такова, что очень многое зависит от личности осужденного и совершенных преступлений. Если нет какого-то общественного или политического резонанса, все вопросы решаются в дежурном порядке.

Хотя окончательное решение остается за Президентом, огромное значения для удовлетворения ходатайства имеют позиции Главы субъекта федерации и региональной комиссии по вопросам помилования. В ряде случаев к процедуре помилования определенных лиц подключается Комиссия федерального уровня.

В случае удовлетворения ходатайства издается соответствующий Указ Президента РФ. При отказе в удовлетворении прошения повторное письмо президенту о помиловании осужденного допускается только через год. Правда, этот срок не является строгим для соблюдения. Если возникнут исключительные обстоятельства, то вопрос может быть рассмотрен ранее. Как правило, такая возможность используется, когда инициативу в помиловании проявляет федеральная Комиссия по вопросам помилования или вопрос иным образом ставится непосредственно перед Президентом.

Какие нужно собрать справки и документы для помилования? Сам осужденный документов не собирает. Это компетенция учреждения, где он содержится. Но если необходимо усилить свою позицию, собираются документы, которые могут повлиять на положительное разрешение вопроса. Собрать нужные документы можно:

  • самостоятельно направляя письменные запросы в соответствующие инстанции;
  • через своего адвоката;
  • через родственников или других доверенных лиц.

Необходимость самостоятельного сбора документов возникает только в одном случае – ставится вопрос о снятии судимости. Правда, это встречается очень редко. В этом случае лицо, которое уже отбыло наказание и хочет снять судимость, должно самостоятельно собрать документы – все те, что для осужденного готовит администрация учреждения. Кроме того, порядок подачи ходатайства для решения указанного вопроса предусматривает самостоятельное представление всех документов в региональную комиссию по вопросам помилования.

Скачать ходатайство о помиловании президенту:

Какие обстоятельства влияют на положительное решение вопроса

Обязательно учитываются:

  1. Обстоятельства преступления (преступлений), тяжесть, характер, последствия и пр.
  2. Характеристики на заявителя до и после приговора.
  3. Отбытый срок наказания (больше шансов тогда, когда отбыто хотя бы 1/2 срока, а лучше – 2/3 или 3/4).
  4. Прежние судимости и факты привлечения к уголовной ответственности, ранее принятые решения об амнистии, помиловании, замене наказания, УДО и т.п.
  5. Отношение осужденного к преступлению (признал, не признал вину и по каким мотивам).
  6. Возмещение вреда от преступления.
  7. Данные о личности заявителя, особенно возраст, состояние здоровья, семейное положение.
  8. Исключительные обстоятельства, которые должны быть учтены при решении вопроса. Например, необходимость освобождения, чтобы заботиться о ребенке, оставшемся без попечения родителей. Или необходимость заботиться о пожилых и больных родителях, инвалидах.

Как правило, решение о помиловании принимается очень индивидуально. То есть никакого массового или типового подхода в данном случае нет. До Президента РФ доходит относительно небольшое количество ходатайств, а положительное решение принимается в единичных случаях.

Учитывая, что нет ограничений для подачи ходатайства о помиловании, этим правом может воспользоваться каждый. Другой аспект – будет ли это целесообразно. Многие осужденные подают прошения каждый год. Но следует учитывать, что помилование – далеко не единственная возможность получить освобождение от наказания, сократить срок, заменить наказание на более мягкое или снять судимость. Намного быстрее, а зачастую и эффективнее решать вопросы в судебном порядке. Поэтому в каждом случае целесообразно рассматривать и использовать все возможности и не надеется только на помилование.

Прошение о помиловании президенту России

Наверняка многие слышали о помиловании и знакомы с определением этого термина. В своей журналистской практике я уже сталкивалась с термином и сегодня могу с уверенностью сказать, что речь идет не о простом определении, а о дополнительной возможности для осужденного лица получить свободу.

Законодательство РФ имеет достаточно гуманные основы, и каждый человек, оступившийся раз и совершивший преступление, имеет право на помилование. Возможность подать аналогичное прошение предоставлена и родственникам нарушителя. Давайте поговорим не только о том, какие возможности предоставляет такое обращение, но и какие нюансы следует принимать во внимание при подаче прошения о помиловании.

В чем заключается суть помилования?

Несмотря на некоторое представление о значении термина, люди не всегда понимают, кто осуществляет помилование в РФ и куда потребуется обращаться для этой цели. Есть несколько нюансов подобного обращения и заключаются они в том, что поданное прошение может содержать разные просьбы, а точнее:

  • о смягчении наказания;
  • об уменьшении срока заключения;
  • о снятии судимости.

Здесь многое зависит от того, каковы обстоятельства дела и может ли виновное лицо в принципе рассчитывать на получение снисхождения. Фактически осуществление помилования происходит на основании специального акта. Ответ на вопрос о том, кто осуществляет помилование, – Президент РФ. Лишь главное лицо государства вправе принимать такое решение.

Важно! Даже если в рамках конкретного дела и по отношению к конкретному лицу осуществляется помилование, это вовсе не означает, что преступник невиновен. Речь идет всего лишь о том, что Президент РФ его простил, но не предоставил полную реабилитацию.

Какие существуют основания для принятия решения о помиловании?

Осуществление помилования осуществляется лишь при наличии законных на то оснований. Обычно каждое конкретное дело внимательно изучается, рассматривается наличие отягчающих и смягчающих моментов, а лишь потом выносится решение о помиловании (если это возможно).

В качестве оснований для принятия положительного решения по ходатайству можно отметить следующие моменты:

  1. Тяжесть последствий совершенного деяния не очень значительная.
  2. В заключении гражданин вел себя положительно.
  3. Срок нахождения в тюрьме значительный.
  4. Совершение преступления или проступков в испытательный срок.
  5. Информация о других ходатайствах и обращениях.
  6. Компенсация допущенного ущерба по отношению к потерпевшей стороне.

Дополнительными факторами, способными оказать положительное влияние, могут стать такие моменты, как семейное положение и существенный возраст (или молодой возраст) заключенного, наличие у него детей и состояние здоровья.

Все эти факторы в совокупности дают общее представление о преступнике, чтобы в дальнейшем принять окончательное решение относительно поданного им ходатайства о помиловании. Применяется помилование исключительно к осужденным по приговору суда лицам.

Кто имеет право на подачу прошения?

Подробности и правовые нормы по данной теме описаны в ст. 85 УК РФ. Здесь же указаны категории граждан, которые могут воспользоваться данной возможностью и подать ходатайство.

В целом, подать обращение может любой человек, а точнее:

  1. Россияне, осужденные и отбывающие срок на территории страны.
  2. Иностранцы, приговоренные к заключению в другом государстве, но отбывающие наказание в РФ.
  3. Отсидевшие лица, судимость с которых еще не снята.

Внимание! Подавать прошение о помиловании могут не только россияне, но и иностранные граждане, совершившие преступное деяние на территории РФ.

Кто не может рассчитывать на снисхождение?

Помимо перечня категорий людей, которые могут обратиться с ходатайством, есть еще и список лиц, которым вряд ли будет предоставлено помилование:

  • нарушители порядка и правил в заключении;
  • лица, умышленно совершившие злодеяния в испытательный период;
  • заключенные, освобожденные по амнистии на момент рассмотрения ходатайства;
  • преступники, которые ранее освобождались по УДО.

Важно! Повторно решение о помиловании не принимается. Если преступник вновь совершил правонарушение, то прощен он не будет.

Порядок обращения за помилованием

Чтобы воспользоваться своим правом и рассчитывать на возможное снисхождение, стоит очень внимательно отнестись к этапам процедуры:

  1. Осужденному необходимо воспользоваться стандартным образцом и составить ходатайство о помиловании на имя Президента РФ.
  2. Передать документ руководству исправительного заведения, которое, в свою очередь, в течение 20 суток обязано направить обращение в Минюст РФ.
  3. Через 7 дней документы будут направлены в рабочую группу, а в течение месяца поступят к Президенту РФ.
  4. Окончательное решение принимает исключительно глава государства.

Внимание! Ответа приходится ожидать в совокупности до 2,5 месяцев, поэтому стоит заранее побеспокоиться о правильном составлении бумаги и о приложении к ходатайству всех необходимых документов.

Как быть в случае отказа?

Если по ходатайству было принято отрицательное решение, то повторно обратиться за помилованием можно через год. В исключительных ситуациях сделать это можно раньше, но при условии, что по делу появились новые обстоятельства.

Заключение

Завершая написание материала, можно сделать несколько заключительных выводов, характеризующих общую тему заметки:

  1. Помилование – это возможность для заключенного уменьшить срок заключения или выйти на свободу.
  2. Правом на помилование обладают все заключенные при исполнении определенных условий.
  3. Для получения желаемого необходимо подать ходатайство в установленной форме.
  4. В случае отказа можно направить обращение повторно, но только через год. Лишь в исключительных случаях сделать это можно раньше завершения 12 месяцев.

Приложение. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

Информация об изменениях:

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н в приложение внесены изменения

Межотраслевые правила
обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

С изменениями и дополнениями от:

27 января 2010 г., 20 февраля 2014 г., 12 января 2015 г.

I. Общие положения

1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

2. Требования настоящих Правил распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. В целях настоящего приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Читайте также:  Вся правда кому на самом деле принадлежит Сбербанк: кто владеет, учредители и акционеры

Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 5 внесены изменения

5. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 6 внесены изменения

6. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

7. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н в пункт 8 внесены изменения

8. Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ*, оформленных в установленном порядке.

Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н пункт 9 изложен в новой редакции

9. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

10. Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.

11. В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

II. Порядок выдачи и применения СИЗ

12. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н в пункт 13 внесены изменения

13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н пункт 14 изложен в новой редакции

14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

15. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих # , профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.

16. Предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н в пункт 17 внесены изменения

17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н в пункт 18 внесены изменения

18. Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору).

Работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют.

Руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов).

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 12 января 2015 г. N 2н в пункт 19 внесены изменения

19. В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки “до износа” на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.

Указанные выше СИЗ также выдаются на основании результатов проведения специальной оценки условий труда для периодического использования при выполнении отдельных видов работ (далее – дежурные СИЗ). При этом противошумные вкладыши, подшлемники, а также СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве “дежурных”, выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте.

20. Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.

Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой.

В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.

21. СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.

Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.

В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.

22. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

23. СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника.

24. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.

25. В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.

26. Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

27. Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем – индивидуальным предпринимателем. В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ остаются в нерабочее время у работников.

28. Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.

29. В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

III. Порядок организации хранения СИЗ и ухода за ними

30. Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.

В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

31. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).

32. В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору.

33. В зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ.

IV. Заключительные положения

34. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

35. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящих Правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

36. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) настоящих Правил в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации** федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

* Дерматологические средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных факторов для использования на производстве подлежат государственной регистрации Роспотребнадзором в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 “О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (ч. II), ст. 124; 2007, N 10, ст. 1244) и от 4 апреля 2001 г. N 262 “О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1711).

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878.

Ссылка на основную публикацию