Обременение земельного участка: что это, виды, права и ограничения

Основания и способы наложения

Обременения могут накладываться на участок на основании:

  • законодательного акта, устанавливающего ограничения на эксплуатацию земли указанной категории;
  • договорных отношений между собственником и третьим лицом (например, долгосрочная аренда или ипотека);
  • судебного решения (например, установление сервитута или наложение ареста).

Справку об отсутствии обременений или выписку из ЕГРН можно получить одним из следующих способов:

Основания ограничения прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

  • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
  • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
  • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
  • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Нормативно-правовая база

Перечень обременений, их подробные характеристики и права собственников при наличии того или иного обременения представлены в Земельном Кодексе РФ:

  • Статьи 11.4-11.7 – информация о процессе образования участков земли и возникновении прав на них.
  • Статья 11.8 – информация о правах собственников при наличии тех или иных обременений.

О регистрации земельных участков с обременениями можно узнать из Федерального закона №122 от 21.07.1997 года (ред. от 02.06.16)


Выделяют частный и публичный сервитут. Частный сервитут предполагает удовлетворение интересов одного лица, а публичный – неограниченного количества лиц, которые получают права пользования участком земли для своих целей. Частный сервитут может возникать на основании заключенного соглашения или судебного решения. Основание для возникновения публичного сервитута являются нормативно-правовые акты, принятые местными или федеральными властями.

Доверительное управление

Это обременение накладывается при наличии договора между собственником и лицом, которому передается право пользования земельным участком.

Важно, что в данном случае землю доверенное лицо использует не в своих собственных интересах, а в интересах самого владельца. Хотя такой вид обременения и регистрируется Росреестром, но фактически это самое легко ликвидируемое ограничение: достаточно лишь прекратить договорные отношения.


Проверить наличие обременений — разумный шаг для каждого потенциального владельца земельного участка, поэтому следует взять выписку из ЕГРН. Заказать справку вправе любой гражданин, только необходимо знать кадастровый номер. Образец заявления на получение выписки можно найти в интернете или посмотреть на доске в МФЦ. Впоследствии справка пригодится при оформлении сделки, если купля-продажа состоится.

Фискальный залог

Налогоплательщики вправе претендовать на предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей. ФНС, предоставляя возможность реструктурировать долг, получает в залог недвижимость. Это фискальный или налоговый залог.

По сути, это особая разновидность ипотечного залога, но кредитором выступает не банк, а налоговая инспекция. Недвижимость становится залоговым имуществом и гарантирует погашение отсроченных налоговых обязательств. Между налогоплательщиком и ФНС заключается договор по ст. 73 НК РФ.

Если налогоплательщик не сможет рассчитаться с ФНС, то участок заберут в пользу государства в счет погашения задолженности.

В Основах законодательства о нотариате (утвержденным ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) указано, что нотариусы наделены полномочиями устанавливать запрет на отчуждение недвижимого имущества. Это запрещает собственникам продавать, дарить и обменивать земли.

Обременение может сильно ограничить права землевладельцев

Обре­ме­не­ние земель­но­го участ­ка (ЗУ) — это огра­ни­че­ние прав вла­дель­цев и соб­ствен­ни­ков ЗУ в поль­зу иных лиц, при кото­ром не про­ис­хо­дит утра­та прав соб­ствен­но­сти. Обре­ме­не­ние может быть вре­мен­ным и посто­ян­ным. Оно уста­нав­ли­ва­ет­ся дого­во­ра­ми, поста­нов­ле­ни­я­ми госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных орга­нов, нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми акта­ми (НПА). Про­да­жа земель­но­го участ­ка с обре­ме­не­ни­ем ста­но­вит­ся воз­мож­ной толь­ко при соблю­де­нии опре­де­лен­ных усло­вий, а в неко­то­рых слу­ча­ях она невоз­мож­на вооб­ще. В ста­тье рас­смот­рим:

  • какие огра­ни­че­ния и обре­ме­не­ния земель­но­го участ­ка суще­ству­ют;
  • как заклю­чить дого­вор куп­ли про­да­жи земель­но­го участ­ка с обре­ме­не­ни­ем;
  • как про­ве­рить земель­ный уча­сток на обре­ме­не­ние;
  • как снять обре­ме­не­ние с земель­но­го участ­ка.


Обре­ме­не­ние земель­но­го участ­ка (ЗУ) — это огра­ни­че­ние прав вла­дель­цев и соб­ствен­ни­ков ЗУ в поль­зу иных лиц, при кото­ром не про­ис­хо­дит утра­та прав соб­ствен­но­сти. Обре­ме­не­ние может быть вре­мен­ным и посто­ян­ным. Оно уста­нав­ли­ва­ет­ся дого­во­ра­ми, поста­нов­ле­ни­я­ми госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных орга­нов, нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми акта­ми (НПА). Про­да­жа земель­но­го участ­ка с обре­ме­не­ни­ем ста­но­вит­ся воз­мож­ной толь­ко при соблю­де­нии опре­де­лен­ных усло­вий, а в неко­то­рых слу­ча­ях она невоз­мож­на вооб­ще. В ста­тье рас­смот­рим:

Обременение земельного участка: что это, виды, права и ограничения

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о регистраии, Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Читайте также:  Помимо долга, жилец должен вовремя оплачивать текущие квитанции - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом
Ограничения (обременения) – наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
В соответствии с гражданским и земельным законодательством государственной регистрации подлежат следующие ограничения (обременения) прав на земельные участки:

  • ипотека земельного участка, возникающая на основании договора и в силу закона (ст. 11 Закона об ипотеке);
  • аренда(ст.1,12Закона о регистрации прав, запись об обременении сносится при регистрации дог.аренды)
  • доверительное управление земельным участком (ст. 1017 ГК РФ);(ст.1,30 Закона о регистрации прав, кроме дог.аренды земельных долей, не приведенных в соответствии с ГК,п.2 ст 16 Закона об обороте сельхозземель)
  • рента (ст. 586 ГК РФ);
  • аресты и запрещения на заключение сделок,залог, избранный в качестве меры пресечения (ст. 1,12.28 Закона о государственной регистрации прав);
  • права требования, предъявленные в судебном порядке (ст. 28 Закона о государственной регистрации прав);
  • обязательства по сохранению объектов культурного наследия(п.6 ст.12 Закона о регистрации, п.4ст.48, п.3 ст.63 Закона об объект.культ. наследия,п.3 ст.29 Закона о приватизациигосуд. И муниципального имущества)
  • решения об изъятии земельного участка (п. 4 ст. 279 ГК РФ);
  • сервитут (частный) ст.23 ЗК (право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества)(частный сервитут ст.274-277ГК, ст.1Закона о регистрации прав);
  • публичные сервитуты для прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, мелиорации; беспрепятственного доступа, прохода, проезда; для размещения межевых, геодезических и иных знаков;
  • Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента (ст. 15 закона о концессионых соглашениях №115-ФЗ от 21.07.2005).

Перечисленные в ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решениями суда бессрочно или на определенный срок. Такие ограничения могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Ограничения следуют за вещью, а потому при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу ограничения сохраняются.
Специальные ограничения прав на земельные участки
-публичные земельные сервитуты и иные ограничения прав на землю, устанвленные в соответствии с земельным законолательством (ст.23, ст.56 ЗК), в т.ч.
Автодорожный сервитуты в границах полос отвода и придорожных полос автомоб.дороги на срок более 1 года (закон об авто.дорогах№257-ФЗст.25)
Футбольные сервитуты (ст.32 Закона о подготовке ЧМФ-2018 №108-ФЗ)
Сервитуты в Новой Москве для размещения обектов федерального и регионального назначения (гл. 3 о присоединенных к Москве территориях №43-ФЗ)
Решение органов гос. власти И МСУ об изятии зем. участка и расположенной на нем недв-ти для гос. и мун. нужд (п.4 ст.239, п.2 ст 281 ГУ РФ, ч.3 ст. 32 ЖК РФ) Не подлежат регистрации решения об иъятии участков в Москве, права на кот. Не зарег. В ЕГРП (ч.17 ст.9 Закона о присоединенных к Москве территориях №43-ФЗ)
Ограничения права возведения зданий, строений, сооружений и проведения мелиоративных работ в связи с резервированием земель для государственных, муниципальных нужд (ст. 56.1 ЗК, п.9 Положения о резервировании земель для государственных, муниципальных нужд, утв. Помт-ем прав-ва РФ от 22.07.2008 №561)
Особенности регистрации сервитутов:
Частный сервитут — это вещное право лица, в пользу которого он установлен — облдателя сервитута (сервитуария), и одновременно — это ограничение прав собственника и обремение земельного участка. Частный сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прв (п.3 ст. 274 ГК РФ).
Публичный сервитут не является вещным правом, поскольку не имеет правообладателя — сервитуария — это только ограничение (обремение) прав собственника недвижимости, подлежащее в этом качестве гос. регистрации наряду с прочими граничениями прав на землю.
В силу двойственной природы частного сервитута запись о сервитуте вносится:
в случае обращения собственника земльного участка, обременненного сервитутом — запись о сервитуте как об огнаничении вносится только в подраздел III-3 ЕГРП.
В случае обращения сервитуария одновременно вносятся 2 записи — о вещном рпаве (в подраздел II-1 ЕГРП и об ограничении в подраздел III-3 ЕГРП.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о регистраии, Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Читайте также:  Список отделов ПФР Балтийский городской округ, Калининградская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Доверительное управление

В отношении земельных участков также допускается доверительное управление. В этом случае использование участка осуществляет управляющий — но не в своих интересах, а в интересах владельца или лица, которое укажет владелец. Этот вид обременения также подлежит регистрации в ЕГРП.

Наконец, довольно часто встречающимся видом ограничений является арест земельного участка. Он налагается судом в качестве меры, обеспечивающей исполнение судебного решения, и связан, как правило, с наличием непогашенного долга.

Порядок регистрации обременения

Оформляется сервитут через регистрацию договора в ЕГРП и внесение в кадастровый список соответствующей информации о земельном участке. Это дает право на проведение различных сделок, связанных с землей, в соответствии с положениями закона в каждом отдельно взятом случае. Например, любая продажа земельного участка с обременением невозможна без выписки из госреестра о его фактическом статусе. Осуществляться регистрация обязана по требованию правообладателя. Без его инициативы такое действие считается незаконным.

Документы для получения справки об отсутствии обременений на земельный участок
Определяющий момент полноценного и неограниченного пользования угодьем — это обременение земельного участка. Поэтому, получение выписки из ЕГРП является рациональным и уместным вариантом защиты владельца собственных прав. Такой отчет дает всестороннюю информацию о наличии обременения и сведения об общей площади участка, его хозяине, кадастровом номере, списке ограничений, если они есть, а также точном адресе объекта. Сверить данные полученной выписки на предмет их достоверности можно на сайте Росреестра.


Положение об ограничениях угодья регламентируются нормами закона, выступающего гарантом соблюдения государственных и общественных интересов. В связи с этим выделяют общие и специальные ограничения обременения прав на земельные участки:

Чем отличается обременительное бремя от ограничительного требования

При обременении, наложенном на объект, собственник обязан соблюдать правила эксплуатации земельным участком, касательно:

  • охраняемых границ рядом с газопроводом, линий электропередач;
  • строительства возле водоема.

Владельцу такого надела запрещено строить в зоне, которая проходит через его территорию. Нельзя осуществлять сделки с землей, если преградой служат долговые обязательства перед банками. Это значит, что нужно спрашивать разрешение у кредитора, пока не наступит полный расчет. В случае образования задолженностей, отказа от возврата средств, кредитная организация может продать участок, чтобы погасить недоимку.

Под ограничением следует понимать урезанные права на владение. Гражданин является собственником участка, но не может распоряжаться в полном объеме. Основанием служат законодательные акты ЗК РФ:

  • ст. 105 – дает представление о видах охранных зон;
  • ст. 56 – ограничивает права на использование территорий, где расположен животный, растительный мир, памятники культуры или природы.

Российский законодатель создал целый ряд ограничительных мер для правомерного владения угодьями. Полноценного распоряжения наделом не может быть из-за наличия любого вида обременения земельного участка.

Доверительное управление

В статье 1012 ГК РФ указано понятие и общие положения договора доверительного управления. По сути, это передача права пользования третьему лицу, но при условии, что действия будут направлены для достижения интересов собственника и обеспечения сохранности, надела.

Попросту говоря, надел передаётся другому лицу, которое использует землю по прямому назначению, но полученная прибыль передаётся собственнику, а это лицо, именуемое экономом, получает оговоренное вознаграждение.

  • с целью обеспечения исполнения денежного (имущественного) обязательства;
  • для предотвращения реализации спорного объекта.

Нюансы начисления выплаты в 2020 и 2021 годах

  1. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребёнком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребёнком возраста 8 лет.
  2. В 2020 году ежемесячная выплата предоставляется за прошедший период, начиная со дня достижения ребёнком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
  3. Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребёнком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.

В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребёнка.

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие нужны документы на пособие от 3 до 7 лет?

Для получения ежемесячной выплаты родитель представляет в учреждение по месту жительства, месту пребывания заявление о назначении ежемесячной выплаты по утвержденной форме. Заявление должно быть лично подписано заявителем с проставлением даты заполнения заявления.

При обращении граждан за ежемесячной выплатой лично в органы социальной защиты населения либо МФЦ заявление о назначении указанной выплаты подается с предъявлением документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта).

Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются органом социальной защиты населения либо МФЦ в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Кассационная жалоба об отмене решения районного суда образец".

Такими сведениями являются: сведения о рождении и смерти ребенка, сведения о заключении (расторжении) брака, сведения о лишении (ограничении, восстановлении) родительских прав, сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. А также информация о выплаченных пенсиях, пособиях, доходах от продажи и аренды имущества и т.п.

Сведения органом социальной защиты населения либо МФЦ у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации).

Такими сведениями являются: сведения о рождении и смерти ребенка, сведения о заключении (расторжении) брака, сведения о лишении (ограничении, восстановлении) родительских прав, сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. А также информация о выплаченных пенсиях, пособиях, доходах от продажи и аренды имущества и т.п.

Условия

Для получения ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет (при обучении в общеобразовательном учреждении – до 18 лет) необходимо соблюдение ряда условий:

  • семья проживает на территории субъекта, в котором подается заявление на назначение пособия;
  • доход на одного члена семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума;
  • семья имеет низкий уровень имущественной обеспеченности (в отдельных случаях);
  • ребенок, на которого назначается пособие, проживает вместе с заявителем.

Пособие может быть получено на родных и усыновленных детей, а также на детей, находящихся на попечении или под опекой. Выплата предоставляется в том случае, если семья не получает от государства денежные средства на содержание вверенных детей по договору опеки/попечительства.

Не могут получить пособие:

  • граждане, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  • граждане, лишенные родительских прав или ограниченные в них;
  • женщины, проходящие контрактную военную службу за пределами России.
  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении ребенка (если ребенку больше 14 лет – его паспорт);
  • справка о составе семьи;
  • справки о доходах всех членов семьи за последние 3 месяца;
  • сведения о доходах, получаемых со всех источников (пенсии, пособия, стипендии и т.д.);
  • справка из общеобразовательного учреждения об обучении в нем ребенка – на детей старше 16 лет;
  • документы об усыновлении (опекунстве, попечительстве) – при наличии;
  • справка из органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце – для назначения повышенного размера пособия;
  • справка о призыве отца ребенка на военную службу или о прохождении службы – для назначения повышенного размера пособия (при желании);
  • справка об обучении отца ребенка в военном образовательном учреждении – для назначения повышенного размера пособия (при желании);
  • справка о пребывании должника в одном из установленных учреждений (колония, больница и т.д.) и/или отсутствии у него заработка (решение суда) – для назначения повышенного размера пособия (при желании);
  • сообщение органов внутренних дел (ОВД) об отсутствии результатов установки места нахождения должника – для назначения повышенного размера пособия (при желании);
  • справка о выезде должника за границу или о взыскании алиментов с него в иностранном государстве – для назначения повышенного размера пособия (при желании);
  • справка о прекращении выплаты пособия по другому месту жительства – при необходимости;
  • трудовая книжка – для неработающих родителей;
  • нотариально заверенная доверенность (при обращении через представителя).

Статья 6. Обращение за ежемесячным пособием на ребенка

1. Заявление о назначении (перерасчете) ежемесячного пособия на ребенка с указанием сведений о доходах семьи подается по выбору заявителя в письменной форме или в форме электронного документа лично либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в государственный орган социальной защиты населения Республики Дагестан по месту жительства (фактического проживания, место пребывания) одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), с которым проживает ребенок, или посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Государственный орган социальной защиты населения Республики Дагестан и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после получения заявления направляет в установленном законодательством порядке межведомственный запрос о представлении необходимых для назначения (перерасчета) и выплаты ежемесячного пособия на ребенка документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – органы и организации), за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” перечень документов, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

3. Перечень документов, необходимых для назначения (перерасчета) и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, определяется Правительством Республики Дагестан.

3. Перечень документов, необходимых для назначения (перерасчета) и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, определяется Правительством Республики Дагестан.

Добавить комментарий