Возвратный лизинг – это инструмент, применяемый банками: право РФ

Возвратный лизинг

Возвратный лизинг представляет собой систему взаимосвязанных соглашений, при которой фирма – собственник земли, зданий, сооружений или оборудования продает эту собственность финансовому институту (банку, страховой компании, инвестиционному фонду, фирме, специально ориентированной на лизинговые операции) с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга. Возвратный лизинг выступает в данном случае как альтернатива залоговой операции, причем продавец собственности, который в результате сделки становится ее арендатором, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя. Возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех хозяйствующих субъектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств. Важным преимуществом возвратного лизинга является использование уже находящегося в эксплуатации оборудования в качестве источника финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого возможностью использовать налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд, особенно если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его уставным капиталом и заемными фондами. При возвратном лизинге арендная плата устанавливается по следующей схеме: сумма платежей должна быть достаточной для полного возмещения инвестору всей суммы, которая была выплачена им при покупке, и плюс к этому обеспечивать среднюю норму прибыли на инвестированный капитал.

Сделка совершается в следующей последовательности:

  • 1. заключается лизинговое соглашение между арендодателем и арендатором;
  • 2. лизинговая фирма покупает оборудование у арендатора – собственника оборудования;
  • 3. арендатор регулярно выплачивает арендные платежи согласно условиям лизингового контракта.

Преимущества такой сделки для первоначального собственника, а впоследствии лизингополучателя оборудования состоят в следующем:

  • – он может прибегнуть к услугам лизинговой компании в случаях, уже после покупки оборудования, когда стало очевидным, что отвлечение значительных средств из оборота на закупку этого оборудования привело или может привести к ухудшению его финансового положения;
  • – он получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, возвращает затраченные на закупку оборудования средства, сохраняя при этом за собой право владения и пользования этим оборудованием;
  • – он может вести переговоры с лизинговой компанией (которые иногда могут занимать длительное время) уже имея необходимое ему оборудование и используя его. Кроме того:
  • – арендные платежи вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли предприятия и учитываются, как текущие оперативные расходы;
  • – от арендатора требуется представить меньшее, чем при получении банковского кредита дополнительное гарантийное обеспечение сделки (акций, облигаций, банковского поручительства или каких-либо других форм гарантий).

Таким образом, даже те компании, которые на момент покупки оборудования по каким-либо причинам не хотели, не могли или попросту не знали о возможностях лизинга, имеют возможность использовать все его преимущества (включая ускоренную амортизацию, отнесение лизинговых платежей на себестоимость и т.д.) уже после приобретения оборудования. Эта схема лизинга часто используется именно с целью получения налоговых льгот, предусмотренных для договора финансовой аренды.

Наконец, возвратный лизинг часто является наиболее эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия. Величина арендных платежей при данном виде лизинга зависит в основном от текущей стоимости кредита и стоимости арендуемого оборудования за вычетом амортизации.

Разность между покупной ценой оборудования и ценой его реализации лизингодателю обычно не выплачивается арендатору, а учитывается в амортизации, либо пропорционально распределяется через арендные платежи. В случае, если рыночная цена на момент заключения сделки ниже, чем не амортизированная остаточная стоимость оборудования, разница учитывается на балансе арендатора как убытки.

Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем через привлечении банковских ссуд, если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его уставным и заемным фондами. Следует также подчеркнуть, что данный лизинг является источником средне- и долгосрочного рефинансирования, в то время как коммерческие банковские кредиты выдаются, как правило, на срок в 1,5 года с необходимостью их последовательного возобновления.

Сделка по возвратному лизингу нередко рассматривается как возможный способ минимизации налоговых платежей. Однако нужно понимать, что существенно сэкономить на налогах с ее помощью вряд ли удастся. А вот риски возникновения претензий со стороны налоговых органов при этом весьма высоки.

В договоре возвратного лизинга можно найти определенные противоречивые аспекты. Он не вполне соответствует «обычным» лизинговым договорам, так как не связан с вложением капитала в основные фонды. Скорее наоборот, он приводит к уменьшению стоимость внеоборотных активов лизингополучателя. Кроме того, в договоре возвратного лизинга участвуют не три, а две стороны. Специфика их взаимоотношений такова, что контролирующие органы нередко усматривают в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов и отсутствие экономического смысла. Поэтому если партнеры примут решение заключить такой договор, они должны быть готовы защищать свои права при предъявлении инспекторами необоснованных претензий.

Интересно сравнить получение банковского кредита и привлечение денежных средств и использованием возвратного лизинга.

Чтобы привлечь кредит, лизингополучатель должен обладать финансовыми показателями, квалифицирующими его как надежного заемщика. Если он испытывает сложности с оборотными средствами, получить деньги будет непросто. В то же время лизингодатель зачастую имеет достаточно привлекательную структуру баланса. Это позволяет ему на более выгодных условиях привлечь заемные средства, в том числе для приобретения предмета возвратного лизинга (включая вариант с его залогом).

Для лизингодателя риск вложения денежных средств по договору с лизингополучателем ниже, чем у банка при выдаче кредита на сопоставимую сумму. Лизингодатель не должен проводить дополнительные мероприятия, чтобы обратить взыскания на имущество не может поступить непосредственно в собственность залогодержателя, а подлежит реализации на торгах. После них залогодержатель получает возмещение за счет выручки от продажи, а остаток средств возвращается залогодателю (ст.349- 350 ГК РФ) Статья 349. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ) http://www.rus-gk.ru/st349. То есть в зависимости от конъюнктуры рынка в конкретный момент реализация предмета залога может быть невыгодна залогодержателю. Однако ему придется продавать залог или новировать отношения по договору, чтобы получить имущество в качестве отступного.

При возвратном лизинге лизингодатель имеет более широкие возможности по компенсации своих расходов за счет предмета лизинга. В связи с этим оплата лизингополучателем риска контрагента может быть уменьшена по сравнению с ситуацией, когда он получит кредит. К тому же Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164 – ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон) наделяет лизингодателя дополнительным инструментом защиты своих финансовых интересов. Ему предоставляется право бесспорно списания со счета лизингополучателя просроченных лизинговых платежей в случае их задержки более двух раз подряд (п.1 ст.13 Закона).

Таким образом, выявляется и экономический смысл сделки для лизингодателя. Он имеет возможность разместить свои свободные или привлеченные средства на условиях платности с небольшим риском на нужный промежуток времени. При этом он получает право контролировать использование и обслуживание лизингополучателем предмета лизинга. Кроме того, ему не требуется лицензия для такого размещения финансов, так как деятельность в сфере лизинга в настоящее время не лицензируется.

Кроме перехода имущества в собственность лизингополучателя по окончании срока действия договора возвратного лизинга, сторонами могут быть предусмотрены и иные варианты его дальнейшей судьбы. Лизингополучатель может продлить договор лизинга (п.7 ст.15 Закона) либо заключить еще один договор на согласованный сторонами срок (правда, это уже будет договор аренды). Любой из этих вариантов позволяет сторонам установить меньшие ставки платы за услуги лизингодателя в период действия договора лизинга. В итоге лизингополучатель сэкономит дополнительный объем необходимых ему оборотных средств.

Договор возвратного лизингам предоставляет некоторые возможности в плане оптимизации налоговой нагрузки. Правда, не следует возлагать на него слишком большие надежды.

Наиболее крупная преференция – ускоренная амортизация предмета лизинга для целей исчисления налога на прибыль с коэффициентом не более 3. этот коэффициент вправе применять та сторона, у которой лизинговое имущество, согласно условиям договора, учитывается на балансе. Если это лизингополучатель, то он может уменьшить свою базу по налогу на прибыль на увеличенную сумму амортизационных отчислений. Если же имущество находится на балансе лизингодателя, то данное право дается ему. При этом льгота опосредовано влияет и на налоговую нагрузку лизингополучателя – через сумму лизинговых платежей, одним из компонентов которых является величина амортизации.

Другие варианты снижения налогов, которые предоставляет договор возвратного лизинга, малозначительны. Конечно, лизинговые платежи составляют часть расходов лизингополучателя, учитываемых при налогообложении, и увеличивает его суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость. Однако нельзя забывать, что лизингодатель, напротив, уплачивает с этих сумм налог на прибыль и НДС. Так что в качестве инструмента снижения совокупной налоговой нагрузки группы компаний возвратный лизинг не подходит. К тому же при реализации предмета лизинга у его прежнего собственника возникает оборот, учитываемый в облагаемой базе по указанным налогам. При этом налог на прибыль еще можно минимизировать, продав имущество по остаточной стоимости. Однако избежать обязанности уплаты НДС сможет только организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ) http://www.nds-ks.ru/catview.php?id=1 или субъект упрощенной системы налогообложения.

На практике нередко делаются попытки применять в рамках лизинговой сделки тот или иной вид альтернативной оплаты (векселей, взаимозачетов, уступок права требования). Кроме того, используется длительные отсрочки оплаты имущества, приобретенного лизингодателем у прежнего собственника. Однако приемы такого рода приводят к возникновению серьезных налоговых рисков. Отношения сторон могут быть квалифицированны как не соответствующие характеру лизинговой деятельности. А это, как минимум, повлечет невозможность применять повышающий коэффициент к нормам амортизации. А как максимум – контролеры признают сделку не имеющей экономического смысла и направленной на экономию налогов, а потому недействительной. В результате налогоплательщику придется отстаивать свою правоту в суде.

Определение проблемы связаны с признанием расходов для целей исчисления налога на прибыль, причем как у лизингодателя, так и у лизингополучателя. Отметим, сто они присущи всем лизинговым сделкам. Часть неопределенностей в отношении расходов лизингодателя с 1 января 2006 года была устранена Федеральным Законом № 58 – ФЗ от 6 июня 2005 г. однако проблемы остались у лизингополучателя. Дело в том, что налоговые органы и Минфин России не желают рассматривать выкупную стоимость лизингового имущества как неотъемлемый компонент лизинговых платежей. Соответственно, они отказываются принимать ее в составе текущих, а не капитальных расходов.

Иногда в качестве преимущества лизинговых сделок называется возможность сэкономить на уплате налога на имущество. Для этого предмет лизинга должен быть принят на баланс лизингодателя в качестве доходных вложений в материальные ценности(счет 03). Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (Статья 374. Объект налогообложения НК РФ) http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=374. На этом и основывается невключение стоимости лизингового имущества в налогооблагаемую базу так как основные средства отражаются на счете 01.

Читайте также:  Минимальная пенсия в СПб: сумма выплат, условия получения

Впрочем, если одна из сторон лизинговой сделки не является плательщиком налога на имущество (например, в связи с применением специального налогового режима), то назначение ее балансодержателем действительно помогает сэкономить на налоге.

Главной отличительной чертой финансового лизинга от лизинга возвратного является то, что срок лизинга очень близок к сроку службы оборудования, и, как правило, по окончании срока лизинга оборудование переходит в собственность лизингополучателя по минимальной остаточной стоимости. Финансовый лизинг позволяет, а полно мере использовать экономические преимущества лизинга.

Финансовый лизинг (схема № 2)позволяет вновь созданным компаниям быстрее развит свой бизнес без отвлечения значительных средств, т.к. договор лизинга более долгосрочный и гибкий по условиям, чем кредитный договор. Это позволяет подобрать удобный порядок оплаты лизинговых платежей.

Возвратный лизинг (схема № 3) интересен, прежде всего, тем предприятиям, кто испытывает нехватку оборотных средств, планирует разделить бизнес и активы, изменить структуру управления производством и имуществом, получить экономию по налогам. Кроме того, возвратный лизинг позволяет увеличить ликвидность балансовых активов лизингополучателя.

Преимущества такой сделки для первоначального собственника, а впоследствии лизингополучателя оборудования состоят в следующем:

  • · он может прибегнуть к услугам лизинговой компании в случаях покупки оборудования, когда стало очевидным, что отвлечение значительных средств из оборота на закупку этого оборудования привело или может привести к ухудшению его финансового положения;
  • · он получает от лизинговой компании стоимость оборудования, возвращает затраченные на закупку оборудования средства, сохраняя при этом за собой право владения и пользования этим оборудованием;
  • · арендные платежи вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли предприятия и учитываются, как текущие оперативные расходы;
  • · от арендатора требуется представить меньшее, чем при получении банковского кредита, дополнительных гарантийных обеспечений (имущество, находящееся в собственности предприятия, акции, облигации, банковские поручительства или какие-либо другие формы гарантий).

Наконец, возвратный лизинг часто является наиболее эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия.

Возвратный лизинг, также как и финансовый, возник очень давно и, естественно, не у нас. Федеральный закон «О лизинге» № 164 -ФЗ от 29.10.1998 г. в ред. От 29.01.2002 г. № 10 – ФЗ http://base.garant.ru/12113492.htm юридически закрепил возможность применения данного инвестиционного механизма и право пользоваться всеми присущими финансовой аренде льготами. Хотя формулировка понятия «возвратный лизинг» была заменена на более общую: «Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения». До внесения изменений это называлось разновидностью финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Возвратный лизинг предполагает наличие системы взаимосвязанных соглашений (договор возвратного лизинга, договор купли-продажи, соглашение о зачете встречных требований), при которой предприятие собственник имущества продает эту собственность лизинговой компании с одновременным оформлением договора о долгосрочной финансовой аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга, с обязательством обратного выкупа и переходом права собственности к лизингополучателю.

Преимущества возвратного лизинга аналогичны финансовому лизингу. Отличие заключается лишь в том, что лизингополучатель получает в пользование помимо оборудования еще и живые деньги.

Иногда в качестве преимущества лизинговых сделок называется возможность сэкономить на уплате налога на имущество. Для этого предмет лизинга должен быть принят на баланс лизингодателя в качестве доходных вложений в материальные ценности(счет 03). Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (Статья 374. Объект налогообложения НК РФ) http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=374. На этом и основывается невключение стоимости лизингового имущества в налогооблагаемую базу так как основные средства отражаются на счете 01.

Возвратный лизинг – это инструмент, применяемый банками: право РФ

Многообразие лизинговых схем, не противоречащих законодательству, позволяет добиться существенных преимуществ в экономической или налоговой сферах. Одной из наиболее нестандартных схем финансовой аренды является возвратный лизинг, который включает в себя условия купли-продажи имущественных активов с последующей передачей их продавцу в срочное пользование.

При возвратном лизинге происходит реализация имущественных активов с одновременной обратной их передачей в финансовую аренду бывшему собственнику. Таким образом, алгоритм действий сторон будет существенно отличаться от стандартных условий лизинга и характеризуется следующими особенностями:

Возвратный лизинг: плюсы и минусы

Т. Ю. Кошкина, редактор журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Деньги никогда не бывают лишними. Как только они появляются, всегда находится то, на что их хочется потратить. Причем это верно как в отношении личного кошелька каждого из нас, так и в отношении расчетного счета крупного предприятия или небольшой фирмы. Однако чаще всего, к сожалению, дела обстоят иначе: есть острая потребность в приобретении каких-либо товаров, работ или услуг, а свободные денежные средства отсутствуют. Что делать? Если организация по каким-либо причинам не может взять кредит в банке или заем у физического или юридического лица, то остается воспользоваться советом кота Матроскина (из мультфильма «Каникулы в Простоквашино») и продать что-нибудь ненужное.

Впрочем, безвыходных ситуаций, как говорится, не бывает. Поэтому если у предприятия нет ничего лишнего и бесполезного, то можно реализовать, например, оборудование или объект основных средств, а чтобы это не помешало ведению хозяйственной деятельности, сразу же взять это имущество в лизинг. В результате организация получит от покупателя необходимые ей деньги и будет продолжать использовать основные средства в своей коммерческой деятельности, периодически перечисляя лизингодателю лизинговые платежи.

Покупатель-лизингодатель тоже внакладе не останется. Он воспользуется вычетом по НДС со стоимости этого имущества и будет получать лизинговые платежи, включающие в себя не только стоимость самого предмета лизинга, но и вознаграждение за хлопоты.

К тому же у одной из сторон появится возможность при начислении амортизации применять в целях налогообложения прибыли повышающий коэффициент, равный трем.

Право на жизнь закреплено в законе!

Схема обычного, классического варианта лизинга заключается в следующем. Предприятие, нуждающееся в тех или иных объектах основных средств, обращается в лизинговую компанию, которая приобретает необходимое имущество у поставщика и передает его предприятию в лизинг. Соответственно, предприятие именуется лизингополучателем, лизинговая компания – лизингодателем, а поставщик – продавцом имущества (п. 1 ст. 4Закона о лизинге[1]).

Предметом нашего исследования сегодня будет другой, реже применяемый на практике вариант договора – возвратный лизинг. В этом случае лизингополучателем и продавцом имущества является одно и то же юридическое лицо. И названная норма Закона о лизинге допускает такую возможность: продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. Поэтому сомнений быть не должно, с юридической точки зрения предприятие вполне может стать продавцом-лизингополучателем.

Автомобиль и станок – хорошо, а здание – лучше!

В пункте 1 ст. 3 Закона о лизинге сказано, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Иными словами, организация вправе самостоятельно решать, какое принадлежащее ей имущество будет предметом договора возвратного лизинга.

Ложка дегтя

Ни Минфин, ни налоговики не отрицают правомочности заключения организациями договоров возвратного лизинга. Об этом, например, свидетельствуют письма Минфина России от 31.08.2007 № 03-03-06/1/627 и УФНС по г. Москве от 06.12.2007 № 20-12/116518. Однако, проводя камеральные и выездные проверки, инспекторы никогда не оставляют такие сделки без пристального внимания. К сожалению для налогоплательщиков, результатом такого интереса, как правило, является доначисление налога на прибыль и исключение сумм НДС из состава налоговых вычетов. Тем не менее, как мы отмечали выше, право на жизнь возвратного лизинга закреплено в федеральном законе, а это значит, что решение инспекции о начислении недоимки, пеней и штрафов можно оспорить в судебном порядке. Главное – доказать, что сделка имеет экономический смысл.

Итак, чтобы не быть голословными, обратимся к ситуациям из жизни конкретных налогоплательщиков.

Истина – в суде!

Постановление ФАС СЗО от 11.01.2008 № А56-8598/2007

Предметом договора возвратного лизинга было здание торгового комплекса. По результатам выездной налоговой проверки инспекция признала неправомерным уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы лизинговых платежей, указав на экономическую необоснованность сделки. При этом ИФНС сослалась на заключение договоров (купли-продажи и лизинга) в один день и на совпадение в одном лице покупателя здания и лизингодателя, а также продавца здания и лизингополучателя. По мнению налогового органа, единственной целью сторон было достижение минимизации отчислений налогов в бюджет за счет лизинговых платежей.

Арбитры напомнили налоговикам, что возможность применения возвратного лизинга, по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца, предусмотрена ст. 4 Закона о лизинге и имеет разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон данной сделки, не влекущие необоснованной налоговой экономии.

Суд согласился с доводами собственника здания о том, что спорные сделки заключены с целью единовременного получения крупной суммы денежных средств, необходимой для расчета с кредиторами, при возможности выкупа у лизингодателя здания торгового комплекса в течение 7 лет. Таким образом, этот шаг снизил для общества риск применения кредиторами в отношении него экономических санкций за несвоевременную оплату товаров (работ, услуг), а также исключил необходимость получения банковских кредитов с уплатой соответствующих процентов. При этом само здание осталось во владении и пользовании организации.

Поскольку инспекция не доказала необоснованность налоговой выгоды общества, арбитры решили, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ лизинговые платежи за принятое в лизинг здание организация правомерно включила в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Условимся, что во всех последующих судебных актах мы не повторяем ссылки на ст. 4 Закона о лизинге и пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, а приводим лишь дополнительные аргументы в пользу налогоплательщика.

Постановление ФАС ПО от 18.03.2008 № А55-8133/07-5

Налоговый орган указал на притворность договора возвратного лизинга, считая, что целью его заключения было получение налоговой выгоды за счет:

–увеличения расходов предприятия на сумму лизинговых платежей;

–предъявления НДС, содержащегося в этих платежах, к вычету;

–уменьшения налоговой базы по налогу на имущество путем списания с баланса остаточной стоимости теплоходов (предмета спорного договора).

Арбитры учли, что сделка купли-продажи осуществлена по рыночной цене, а сам договор возвратного лизинга полностью соответствует действующему законодательству, и признали решение ИФНС недействительным.

Постановление ФАС ПО от 24.04.2007 № А65-16414/2005

Отменяя начисление недоимки по налогу на прибыль, арбитры указали:

–при возвратном лизинге выкупная цена всегда больше, чем цена продажи имущества лизингодателю, так как лизинговые платежи включают в себя не только цену имущества, но и лизинговые (арендные) платежи за его использование;

–имущество, полученное в лизинг, используется в основной производственной деятельности, направленной на получение прибыли;

–целью заключения договора возвратного лизинга является привлечение капитала для пополнения оборотных средств. Причем хозяйственные операции, осуществленные организацией при исполнении договора лизинга, не соответствуют ни одному из критериев необоснованной налоговой выгоды, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53[2].

Читайте также:  Исковое заявление о признании сделки купли-продажи действительной образец - бланк 2020

Таким образом, судьи решили, что предприятие правомерно отнесло лизинговые платежи к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Постановление ФАС УО от 19.12.2007 № Ф09-10406/07-С3

Вывод суда: возвратный лизинг дает возможность продавцу предмета лизинга единовременно получить крупную денежную сумму для финансирования срочных текущих расходов, погашения задолженности и впоследствии постепенно выплачивать полученную денежную сумму в качестве лизингополучателя. Расходы в виде лизинговых платежей являются экономически оправданными, а вычет НДС правомерным.

Заметим, что ВАС РФ Определением от 06.06.2008 № 4905/08 отказал в передаче данного дела в свой Президиум для пересмотра в порядке надзора.

Перечень судебных актов, в которых инспекция потерпела фиаско, можно продолжить[3] . Однако во всех них выводы арбитров созвучны: сделка возвратного лизинга имеет прямой экономический смысл, в связи с чем необоснованно утверждать, что единственной целью участвующих в ней сторон является возмещение НДС и завышение расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

О лизингодателе особо

Претензии налоговики предъявляют не только лизингополучателям, но и лизингодателям. Считая лизинговые компании участниками финансовых схем, инспекторы отказывают им в вычете сумм «входного» НДС со стоимости приобретенного имущества. Доводы у ИФНС те же – заключение сделки, лишенной экономического смысла, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в виде суммы НДС. В качестве дополнительного аргумента инспекторы часто приводят то, что лизинговая компания для оплаты имущества использовала кредитные или заемные денежные средства.

Очевидно, что деятельность лизингодателя и его участие в реализации сделки возвратного лизинга направлены на получение доходов в виде вознаграждения, которое, как правило, входит в состав лизинговых платежей. Несложно догадаться, что, находя договор возвратного лизинга соответствующим действующему законодательству, арбитры и в таких спорах встают на сторону налогоплательщиков[4] . А довод налоговиков о привлечении кредитов и займов обычно «разбивается» позицией Пленума ВАС РФ, который в п. 9Постановления № 53 указал, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг и т. д.).

[1] Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

[2] Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

[3] См., например, постановления ФАС ВВО от 30.11.2007 № А82-18965/2005-15, ФАС СЗО от 06.04.2007 № А56-21355/2006.

[4] См. постановления ФАС УО от 03.03.2008 № Ф09-930/08-С2 и от 30.10.2007 № Ф09-8894/07-С2, ФАС СЗО от 27.04.2007 № А56-2164/2005 и от 09.04.2007 № А56-10366/2006 и др.

Покупатель-лизингодатель тоже внакладе не останется. Он воспользуется вычетом по НДС со стоимости этого имущества и будет получать лизинговые платежи, включающие в себя не только стоимость самого предмета лизинга, но и вознаграждение за хлопоты.

Недостатки возвратного лизинга

Основной недостаток состоит в том, что при заключении договора право собственности на предмет переходит к лизингодателю.

Соответственно, при невыполнении арендатором условий договора (уклонении от оплаты аренды и т.д.), собственник сможет легко изъять объект сделки из пользования лизингополучателя.

Такие отношения можно сравнить с кредитными, где залогом выступает имущество (машина, постройка и т.д.), но кредитору изъять объект в свою пользу будет гораздо сложнее.

Еще один нюанс – повышенное внимание ФНС к подобного рода сделкам. Лизингополучателю следует заранее подготовиться к проверке соответствующими органами, чтобы в случае возникновения вопросов, он мог предоставить экономическое обоснование заключения договора ОЛ.

Если же налоговой удастся найти доказательства того, что лицо прибегло к ВЛ для уклонения от уплаты налогов, у него могут возникнуть серьезные проблемы.

Такие отношения можно сравнить с кредитными, где залогом выступает имущество (машина, постройка и т.д.), но кредитору изъять объект в свою пользу будет гораздо сложнее.

Экспертное мнение

За разъяснением наиболее существенных вопросов, относящихся к возвратному лизингу, мы обратились к Коммерческому директору ООО “Лентранслизинг” Паславскому Дмитрию.

– Дмитрий, какие основные отличия возвратного лизинга от классического лизинга?

– А. Основным отличием для Лизингодателя является осознание того, что возвратный лизинг чаще всего используется при необходимости привлечения оборотных средств, что говорит о не самом уверенном финансовом состоянии Лизингополучателя. Поэтому к сделкам по возвратному лизингу лизинговые компании относятся крайне настороженно.
Исключениями являются случаи, когда возвратный лизинг применяется:

в качестве альтернативы прямого лизинга (например, если предполагаемый объект прямого лизинга неликвидный, то Лизингодатель может предложить Лизингополучателю заключить сделку возвратного лизинга на более ликвидные объекты, находящиеся в собственности Лизингополучателя);

если схема приобретения нового имущества крайне сложная и сопряжена с определенными рисками до момента поставки имущества в Россию. Лизингодатель может предложить Лизингополучателю приобрести предмет самостоятельно, а после поставки оформить предмет в возвратный лизинг (иногда это хороший вариант для приобретения недвижимости);

достаточно понятным для Лизингодателей (в т.ч. с точки зрения экономической целесообразности) является возвратный лизинг новой недвижимости (когда фирма, только построив объект, стремится таким образом частично вернуть средства в оборот).

Б. Среди Лизингодателей бытует мнение, что возвратный лизинг привлекает особое внимание налоговиков (хотя это полноценный, предусмотренный 164 ФЗ вид лизинга; поэтому многие Лизингодатели избегают возвратного лизинга в чистом виде. В связи с этим часто используются механизм, когда привлекается третья компания, которой Лизингополучатель продает Предмет, а затем эта компания выступает продавцом для Лизингодателя.

– Какие объекты подходят под данный вид лизинга?

– Любые ликвидные объекты с учетом их возраста, при условии экономической обоснованности сделки (иными словами, те же, что и при прямом лизинге).

– Какие объекты банк не берет в лизинг и почему?

– Оценка залогов банком и при прямом, и при возвратном лизинге происходит одинаково — с одними и теми же дисконтами; на дисконт влияет в т.ч. и возраст Предмета лизинга – чем старее объект тем выше дисконт.

– Как часто клиенты обращаются за данным видом лизинга?

– В зависимости от ситуации на кредитном рынке: если самостоятельно под действующий бизнес компании привлекают кредиты без каких-либо проблем, то возвратный лизинг практически им не интересен.

– Насколько он дороже обычной ставки кредитования малого бизнеса (15-18%)? Как формируется ставка по данному виду лизинга? Зависит ли она от каких-то факторов риска?

– Ставки по возвратному лизингу абсолютно такие же, как и по прямому. Они зависят от ликвидности Предмета лизинга, финансового состояния Лизингополучателя и возможностей того или иного Лизингодателя.

– Каковы риски потери объекта для клиента при данном виде лизинга?

– Ровно те же, что и при прямом лизинге. Риск гибели, хищения и порчи страхуется. Существует риск наличия обременения Предмета при его приобретении,– но это вопрос доверия Лизингополучателю (т.к. он выступает Продавцом). При прямом лизинге также нет иных гарантий отсутствия обременения кроме доброго имени Продавца.

– Какие дополнительные расходы несет клиент при оформлении сделки?

– Дополнительные расходы могут возникнуть при оценке предмета лизинга оценщиком, т.к. она может быть признана необходимой для подтверждения стоимости.

– Каков первоначальный взнос, и от чего он зависит?

– Первоначальный взнос зависит от:

Предмета (его ликвидности);

возможностей и желания работать по сделке Лизингодателя;

Все как при прямом лизинге.

возможностей и желания работать по сделке Лизингодателя;

Как выгодно применять инструменты возвратного лизинга: рекомендации АРВЛ

Специалисты Ассоциации развития возвратного лизинга (АРВЛ) рассказали, как при помощи лизинговой сделки оптимизировать бизнес-процессы и решить финансовые вопросы

Особенности возвратного лизинга

Возвратный лизинг — сделка, одинаково удобная для бизнеса и частных лиц. Лизингополучатель продает имущество (чаще всего транспорт, оборудование, технику и т.д.) лизинговой компании, но продолжает пользоваться им как арендатор.

Такая сделка позволяет решить финансовые проблемы и не лишиться имущества.

В сравнении с банковским кредитом лизинг выигрывает по многим пунктам. Чтобы заключить лизинговую сделку, не нужно быть гражданином РФ, предоставлять огромное количество документов или отчитываться за целевое использование средств. Также не нужно подтверждать уровень доходов и возраст компании.

Прежде чем совершить сделку, стоит продумать экономическое обоснование для налоговой. Иначе это чревато штрафами и разбирательствами: использование лизинга просто для снижения налоговой нагрузки и заключение сделок между взаимосвязанными компаниями запрещены.

Специалисты о роли государства в регулировке возвратного лизинга

По мнению специалистов АРВЛ, возвратный лизинг полезен государству и возможен при условии свободного финансового рынка и мягкой регулировки со стороны государства. Это подтверждает и решение Суда Евразийского Экономического Союза, который отметил, что правительство РФ не может вводить более жесткие ограничения, чем те, что регламентированы Союзом.

Если использовать жесткие меры вроде исключения игроков рынка, это приведет к уходу в «подполье», серому рынку, уменьшению налоговых сборов, сокращению рабочих мест и отсутствию свободы выбора в финансовом секторе.

Честный и прозрачный бизнес, который создает рабочие места, не боится работать в открытую и выполняет все налоговые обязательства, принесет пользу участникам рынка и государству.

Развитие рынка и повышение стандартов

Эксперты RAExpert отметили рост рынка лизинга. С 2017 по 2019 сумма сделок на нем увеличилась с 155 млрд до 255,8 млрд рублей.

Увеличение числа операций приводит к увеличению налоговых отчислений. В 2017 за счет сделок по лизингу, включая ВЛ, компании направили в казну 141,5 млн рублей, а в 2018 — 261,7 млн.

Не только бизнес, но и частные лица могут использовать преимущества лизинга в финансовых операциях. Сегодня так поступают от 3 до 7% частников. Лизинговые сделки привлекают прозрачностью и отсутствием вмешательства третьих сторон.

Особенно это актуально сейчас, когда в период пандемии наблюдается снижение доходов. Чтобы помочь гражданам выйти из этой непростой экономической ситуации, в апреле 2020 Ассоциация возвратного лизинга запустила механизм «лизинговых каникул». По своей сути они напоминают «кредитные каникулы», анонсированные президентом России Путиным В.В, только без господдержки.

Не последнюю роль играет и скорость обработки заявлений. Чтобы ускорить процесс принятия решений и минимизировать возможность задержек по обращениям, в Ассоциации автоматизировали систему обработки заявок на реструктуризацию.

С момента постепенного снятия ограничений это решение доказало свою востребованность и необходимость для лизингополучателей. Так, в апреле 2020 года поступило 576 обращений граждан, из которых 70% получили одобрение и были реализованы практически. В мае из 437 обращений людей, попавших в сложную экономическую ситуацию, обоснование помощи получили 63%.

Суммарно за период пандемии Ассоциация развития возвратного лизинга получила обращения от 1000 клиентов, из которых предоставила поддержку 600.

Ассоциация развития возвратного лизинга объединяет 26 лизинговых компаний по всей России. Их задача — повышать стандарты качества отрасли и создавать оптимальные условия для развития. Участники Ассоциации стремятся к поддержке лизинговых компаний по всему Таможенному союзу.

В сравнении с банковским кредитом лизинг выигрывает по многим пунктам. Чтобы заключить лизинговую сделку, не нужно быть гражданином РФ, предоставлять огромное количество документов или отчитываться за целевое использование средств. Также не нужно подтверждать уровень доходов и возраст компании.

Читайте также:  Как оплатить земельный налог по ИНН онлайн: подробная инструкция

Необходимые документы

При оформлении договора ВЛ необходимы следующие документы:

  • учредительные документы (для физического лица – удостоверение личности);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего документ (устав компании, приказ руководителя);
  • удостоверение личности лица, подписавшего договор от компании;
  • копия последнего отчета о финансовой деятельности, в т.ч. подтверждение приема имущества на баланс компании;
  • свидетельство о госрегистрации, ИНН.

При лизинге автомобиля необходимо приложить ПТС и полис ОСАГО (КАСКО).

Лизингодатель (новый владелец), наоборот, берет имущество на баланс, а значит должен оплачивать налог на имущество. В то же время, этот налог устанавливается на основные средства (счет 01), а лизингодатель может отнести имущество на счет 03, где размещаются доходные вложения, не облагаемые налогом. Однако такой подход не всегда принимают налоговые органы, и возможно судебное разбирательство. В любом случае, налоги на приобретенное имущество включаются в лизинговые платежи, а потому не убыточны для лизингодателя.

Что собой представляют децентрализованные закупки

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Заказчики в данной модели несут ответственность за процедуру закупки, отвечают за ее эффективность и реализацию всех этапов от планирования до исполнения контракта по нормам 44-ФЗ.


Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Как появилась централизация

Такое понятие, как «централизация закупок в контрактной системе» описано в ст. 26 44-ФЗ. Смысл здесь сводится к тому, что приобретать продукцию для нужд нескольких госзаказчиков может один уполномоченный орган (центр). Делегировать часть закупочных обязанностей могут следующие категории покупателей:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Местные администрации.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Подобная система может преследовать две цели. Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема. Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести продукты питания сразу на все детские сады района. Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена за единицу продукции была бы выше.

Во-вторых, данный подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур. Те же садики освобождаются от сложных административных процедур. Кстати, часто именно по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган.

Исходя из положений ФЗ-44, централизация условно может быть разделена на два вида: базовую (ч. 1 ст. 26) и расширенную (ч. 2-3 ст. 26).

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

соответствие планам закупок;

проверка комплектности документов;

наличие в документах необходимых сведений;

соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

ТАК ЛИ ХОРОША ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАК КАЖЕТСЯ?

Как и у любых процессов, централизованные закупки имеют ряд плюсов и минусов в своём проведении. Причем, минусов меньше, что, на первый взгляд, странно для специфики государственных закупок. С них и начнём.

К минусам централизованных закупок можно отнести следующие факторы:

  • за счёт количества закупаемых товаров, работ и услуг, а соответственно и количества Заказчиков, увеличивается срок подготовки документации о закупке и исполнения контракта. Особенно этот минус очевиден при освоении остатков лимитов денежных средств и проведении закупок в конце финансового года;
  • объединение однородных/схожих товаров, работ и услуг в одну закупку не всегда является плюсом для Заказчика, так как порой увеличение объема закупаемых ТРУ влечет снижение конкуренции между потенциальными участниками закупки.

Очевидными плюсами централизованных закупок служат следующие факторы:

  • высокая квалификация сотрудников, организующих централизованные закупки. Как правило, эти специалисты имеют самую высокую степень подготовки в области государственного заказа, постоянно обучаются, в курсе всех тонкостей Закона о контрактной системе, порой сами выступают преподавателями на курсах повышения квалификации государственных заказчиков. Так сказать «высшая каста» среди контрактных управляющих и работников закупочных комиссий.
  • за счёт бОльшего объема приобретаемых ТРУ цена контракта ниже, чем средняя на рынке. Опт дешевле розницы, это мы все прекрасно знаем. Но не стоит забывать, что этот плюс может обернуться и в минус, о котором мы писали выше.
  • облегчается работа контролирующих органов. Как бы это парадоксально не выглядело на первый взгляд, но очевидно ж, что одну крупную закупку проверить контролёрам легче, чем пять маленьких.

Удачных вам закупок, коллеги!

Очевидными плюсами централизованных закупок служат следующие факторы:

Примеры из практики

Многие регионы РФ давно ведут консолидированные торги. Централизация в регионах осуществляется через совместные заказы и укрупнение лотов. Рассмотрим успешные примеры:

  1. Алтайский край. В регионе работает ведомственная модель. За закупочный процесс отвечает КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края». Задача заказчиков — планирование госзакупок, заключение и исполнение госконтрактов. Центр осуществляет методологическую поддержку подведомственных организаций. Экономия бюджета за первый квартал 2020 года достигла 265,2 млн руб.
  2. Архангельская область. Действует порядок проведения аукциона через агентство централизации закупок — контрактное агентство Архангельской области. В его функции входит нормирование, планирование заказов, определение поставщиков. Центр разработал типовые формы для заказчиков по 223-ФЗ. Специалисты уполномоченного органа ведут методическую и образовательную работу, повышают квалификацию работников контрактной службы. Экономия бюджета за 2019 год — 1,274 млрд руб.
  3. Иркутская область. Заказы по 44-ФЗ с НМЦК выше 500 тыс. руб. и торги по 223-ФЗ с НМЦД выше 5 млн руб. проводит министерство по регулированию контрактной системы. Министерство организует заказы по целевым межбюджетным трансфертам. Специалисты ведомства утвердили единые правила госзаказа для региона, внедрили региональную информационную систему и установили правила взаимодействия центра и заказчиков, приобретающих товары, работы и услуги по закону 223-ФЗ. Экономия за 2019 год — 168,097 млн руб.
  4. Нижегородская область. В регионе функционирует частичная межведомственная централизация для госзаказа лекарств. Препараты реализуют по самой низкой стоимости в РФ при содействии ГП НО «Нижегородская областная фармация».
  5. Тульская область. Работает специальный «Центр организации закупок». В сотрудничестве с министерством финансов Тульской области и департаментом по регулированию контрактной системы разрабатывают и актуализируют методическую, методологическую документацию и типовые документы: проекты контрактов, техзадания, описание объектов заказа и обоснования НМЦК. По аналитическим данным, в 2019 году через центр закупок заключено контрактов больше, чем аналогичных соглашений в 2018 году. Собирают в единую базу сведения о проблемах и жалобах, которые возникают при госзаказе.

А вот реальный пример из ЕИС.

  1. Алтайский край. В регионе работает ведомственная модель. За закупочный процесс отвечает КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края». Задача заказчиков — планирование госзакупок, заключение и исполнение госконтрактов. Центр осуществляет методологическую поддержку подведомственных организаций. Экономия бюджета за первый квартал 2020 года достигла 265,2 млн руб.
  2. Архангельская область. Действует порядок проведения аукциона через агентство централизации закупок — контрактное агентство Архангельской области. В его функции входит нормирование, планирование заказов, определение поставщиков. Центр разработал типовые формы для заказчиков по 223-ФЗ. Специалисты уполномоченного органа ведут методическую и образовательную работу, повышают квалификацию работников контрактной службы. Экономия бюджета за 2019 год — 1,274 млрд руб.
  3. Иркутская область. Заказы по 44-ФЗ с НМЦК выше 500 тыс. руб. и торги по 223-ФЗ с НМЦД выше 5 млн руб. проводит министерство по регулированию контрактной системы. Министерство организует заказы по целевым межбюджетным трансфертам. Специалисты ведомства утвердили единые правила госзаказа для региона, внедрили региональную информационную систему и установили правила взаимодействия центра и заказчиков, приобретающих товары, работы и услуги по закону 223-ФЗ. Экономия за 2019 год — 168,097 млн руб.
  4. Нижегородская область. В регионе функционирует частичная межведомственная централизация для госзаказа лекарств. Препараты реализуют по самой низкой стоимости в РФ при содействии ГП НО «Нижегородская областная фармация».
  5. Тульская область. Работает специальный «Центр организации закупок». В сотрудничестве с министерством финансов Тульской области и департаментом по регулированию контрактной системы разрабатывают и актуализируют методическую, методологическую документацию и типовые документы: проекты контрактов, техзадания, описание объектов заказа и обоснования НМЦК. По аналитическим данным, в 2019 году через центр закупок заключено контрактов больше, чем аналогичных соглашений в 2018 году. Собирают в единую базу сведения о проблемах и жалобах, которые возникают при госзаказе.

Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

  • Уполномоченные органы и уполномоченные учрежденияв сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками
  • Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ
  • Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

  • базовая;
  • предметная;
  • ведомственная.

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

  • базовая;
  • предметная;
  • ведомственная.

Особенности централизованных закупок

Централизованные закупки — это вид закупочной деятельности, при котором один орган государственной власти наделяется полномочиями приобретать товары, заказывать работы и услуги, необходимые одновременно нескольким государственным заказчикам с целью дальнейшей их передачи искомым заказчикам.

Добавить комментарий