Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорит о том, что заказчик вправе осуществлять необходимые ему закупочные мероприятия доступными способами, которые смогут обеспечить конкуренцию потенциальным исполнителям. Исключение составляют только закупки, проводимые с единственным поставщиком.

Если же речь идет о закупках малых объемов, начальная максимальная цена контракта по которым не превышает ста тысяч рублей, то такие закупки также могут быть признаны несостоявшимися по причине непрохождения закупочной сессии на едином агрегаторе торговли.

Что такое несостоявшаяся закупка

Несостоявшуюся закупку нельзя путать с отмененной, так как заказчик вправе отменить закупочную процедуру в любой момент до объявления торгов, если для этого возникнут объективные обстоятельства, например, сокращение или полное прекращение финансирования по определенной статье.

Закупка может быть признана несостоявшейся и по решению суда или Федеральной антимонопольной службы, в результате чего заключенный контракт по итогам такой закупочной процедуры должен быть расторгнут.

Основания признания закупок несостоявшимися

В зависимости от того, о какой конкурентной закупочной процедуре идет речь, основания для признания ее несостоявшейся до вынесения соответствующего решения суда или Федеральной антимонопольной службы в соответствии с положениями действующего федерального законодательства в сфере закупок существенным образом различаются.

Для конкурса

Если речь идет о признании несостоявшимся проводимого конкурса вне зависимости от его формы, к перечню оснований следует отнести:

Для аукциона

В случае с проведением закупки методом электронного аукциона несостоявшимся данное закупочное мероприятие будет признано в следующих случаях:

Для запроса котировок

Для запроса котировок перечень оснований, по которым его можно признать недействительным, выглядит следующим образом:

Признание всех указанных закупок несостоявшимися влечет за собой определенные последствия и для заказчика, и для исполнителя.

Что делать заказчику, если закупка не состоялась?

Вариант действий для заказчика зависит только от того, на основании чего закупочное мероприятие признано несостоявшимся.

Для случаев, когда закупка не состоялась по причине несоответствия всех потенциальных исполнителей требованиям действующего законодательства или документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

Если закупка не состоялась, так как только один участник соответствует требованиям, то алгоритм выглядит следующим образом:

Как действовать поставщику?

Для поставщика алгоритм поведения зависит от того, о какой несостоявшейся закупке идет речь.

Если он каким-либо образом уклонится от подписания контракта, заказчик в соответствии с закупочным законодательством признает его «уклонистом» и вносит в Реестр недобросовестных поставщиков. Если ценовых предложений во время торгов подано не было, заключение контракта происходит на основании начальной максимальной цены контракта, которая была установлена при объявлении закупки. Если заказчик признал только одного исполнителя соответствующим требованиям на основании вторых частей заявок, то контракт заключается по той цене, которую озвучил именно этот поставщик.

Если говорить о запросе предложений или конкурсе, то сначала потребуется дождаться согласования закупки с контролирующими органами. Максимальный срок, в течение которого происходит согласование, составляет не более десяти дней, после чего заказчик обязан оповестить потенциального исполнителя о возможности или невозможности заключения контракта.

Если контракт был предложен к подписанию конкретному поставщику, он обязан его подписать, так как, в противном случае, может быть подвержен санкциям в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Что такое несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ? Каковы основания для признания закупки несостоявшейся?

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

  1. Понятие несостоявшейся закупки
  2. Отличительные черты
  3. Основания признания закупки несостоявшейся
  4. Для конкурса
  5. Для аукциона
  6. Для запроса котировок
  7. Для запроса предложений
  8. Действия заказчика, если закупка не состоялась
  9. Если не состоялся конкурс
  10. Если не состоялся электронный аукцион
  11. Если не состоялся запрос котировок
  12. Если не состоялся запрос предложений
  13. Иные положения
  14. Действия поставщика, если закупка не состоялась

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены. Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика. Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними. НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.
Читайте также:  Какой процент дохода максимально могут забирать с зарплаты ФССП?

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

44‑ФЗ простым языком. Часть 8

В этой части заканчиваем рассказ об открытом конкурсе на бумаге: как поставщикам подавать заявки, по каким правилам заказчик их оценивает, как подписывать контракт и что происходит, если конкурс не состоялся.

Как участник подает заявку на открытый конкурс?

Порядок, место и сроки подачи заявки прописаны в документах закупки. Заявку на бумажный конкурс подают в запечатанном конверте, через который нельзя просмотреть содержимое. Заказчик может предложить участникам закупки шаблон заявки, но использовать его необязательно.

Содержание заявки

Заявка должна содержать всю указанную заказчиком в документации информацию :

  1. Для юридического лица: название, адрес, телефон организации, ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа (или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа). Для физического лица: ФИО, паспортные данные, адрес.
  2. Оригинал или нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше 6 месяцев от даты публикации конкурса в ЕИС. Электронную выписку, заверенную квалифицированной электронной подписью инспектора, принимают не все заказчики. Лучше не рисковать и приложить бумажную.
  3. Иностранные компании прикладывают:
    • копии документов, удостоверяющих личность,
    • заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юрлица или ИП в соответствии с законодательством иностранного государства.
  4. Документ, дающий право сотруднику действовать от имени юрлица:
    • копию решения о назначении или избрании,
    • копию приказа о назначении сотрудника на должность, дающую эти полномочия.

Если от имени участника действует другое лицо, то к заявке необходимо приложить доверенность на право это делать (с печатью организации и подписью руководителя) или ее нотариально заверенную копию. Если такую доверенность подписывает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, то к заявке нужно приложить документ, который подтверждает эти полномочия.

  • Декларацию о соответствии единым требованиям к участникам закупок (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
  • Копии учредительных документов для юридического лица.
  • Оригинал или копию решения об одобрении крупной сделки в этих случаях:
    • обеспечение заявки или контракта для участника — крупная сделка,
    • сумма контракта — крупная сделка, а учредительные документы организации-участника или законодательство требуют наличие такого решения.
  • Оригиналы или заверенные копии документов, которые подтверждают преимущество для предприятий уголовно-исправительной системы и организациям инвалидов.
  • Документы о том, что участник и объект закупки соответствуют условиям, запретам и ограничениям, если в закупке действует национальный режим. Если таких документов не будет, то товары будут считаться иностранными.
  • Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО, если закупка объявлена для этих категорий участников.
  • Помимо перечисленных документов в состав заявки включают:

    Можно подать только одну заявку на закупку или на отдельный лот. Заявку на совместное произведение искусства могут подать несколько человек, при этом они будут считаться одним участником закупки.

    Если закупка проводится на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, то участник может подать заявку только одну такую работу.

    Участник несет ответственность за достоверность предоставленной информации и документов.

    Оформление заявки

    На конверте обязательно указывают наименование открытого конкурса. Также можно указать информацию о лице, которое подает заявку, но если такой информации не будет, заявку все равно примут.

    Все листы заявки на бумаге (или каждый ее том) необходимо:

    Заказчик не может устанавливать другие требования к оформлению заявки, кроме перечисленных. Посмотрите, как правильно заверять документы.

    Прием заявок

    Заказчик регистрирует каждый конверт, поступившую в срок. Нельзя отклонить заявку, если на конверте нет информации о подавшем его лице. Этого также нельзя требовать в конкурсной документации.

    Прием заявок прекращается, как только наступил срок вскрытия конвертов. Заказчик обязан сохранять конфиденциальность заявок. Запрещено повреждать и открывать конверты до их вскрытия.

    Если заявка подана после окончания срока подачи заявок, заказчик ее не рассматривает и отправляет обратно, если на конверте есть адрес отправителя.

    Если не подано ни одной заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если в закупке несколько лотов, не состоявшимся признается только тот лот, на который не подали ни одной заявки.

    Вскрытие конвертов с заявками

    Комиссия вскрывает все поступившие заявки одновременно: в то время и в том месте, которое было указано в закупке. Все участники, подавшие заявки, могут присутствовать на вскрытии конвертов или наблюдать за процессом в режиме реального времени. Также заказчик обязан вести аудиозапись процедуры.

    Подать, изменить или отозвать заявку можно непосредственно на вскрытии конвертов, о чем заказчик объявляет перед вскрытием. Если кто-то подал две заявки или заявки на несколько научно-исследовательских работ в рамках одной заявки, заказчик их не рассматривает.

    Заказчик объявляет вслух и вносит в протокол:

    Если на конкурс не подали ни одной заявки или подали только одну, открытый конкурс признают несостоявшимся. Это фиксируют в протоколе вскрытия конвертов. Протокол подписывают все присутствующие члены комиссии сразу после вскрытия заявок и размещают в ЕИС не позже следующего рабочего дня (в течение трех рабочих дней, если закупка на научно-исследовательские работы) .

    Оценка заявок

    Заявки оценивают не дольше 20 дней с даты вскрытия конвертов. Продлить этот срок можно в закупках в сфере науки, культуры или искусства, но не больше чем на 10 рабочих дней. Если заказчик продлил срок, он размещает информацию об этом в ЕИС.

    Заявку признают соответствующей, если ее оформление и содержание, а также подавший ее участник соответствуют 44-ФЗ и требованиям заказчика из конкурсной документации. Заявку отклоняют, если участник:

    При этом нельзя отклонять заявку, если участник:

    Комиссия оценивает заявки по критериям из конкурсной документации. Если только одна заявка соответствует требованиям или нет ни одной, конкурс признают несостоявшимся.

    Подведение итогов

    По результатам оценки комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности условий. То есть заявка участника, который предложил лучшие условия, получит первый номер. Если в нескольких заявках одинаковые условия, меньший номер присваивается той, что поступила раньше.

    В конкурсе на несколько научно-исследовательских работ будет несколько победителей.

    В протоколе рассмотрения и оценки фиксируют:

    В протоколе рассмотрения единственной заявки фиксируют:

    Протоколы составляют в двух экземплярах, все члены комиссии их подписывают. Один экземпляр хранится у заказчика, другой вместе с проектом контракта отправляют победителю конкурса в течение трех рабочих дней с даты подписания. Также в течение одного рабочего дня протокол публикуют в ЕИС.

    Любой участник может отправить заказчику запрос на разъяснения результатов конкурса, на который заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней. Также любой участник может обжаловать результаты конкурса.

    Все протоколы и аудиозапись вскрытия конвертов заказчик хранит не меньше 3 лет.

    Заключение контракта

    Контракт заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации протокола оценки. Условия берут из заявки победителя и конкурсной документации. Цена контракта не может превышать НМЦ. Победитель подписывает контракт не позже 10 дней с момента публикации протокола, обязательно предостав обеспечение контракта.

    Если победитель не выполняет эти условия, его признают уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик:

    Как только участник подпишет контракт, у заказчика есть 10 дней, чтобы подписать его со своей стороны. Если заказчик этого не сделает, он признается уклонившимся. Победитель конкурса может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки, которые он понес из-за отказа заказчика.

    Деньги за обеспечение заявки возвращают победителю в течение 5 рабочих дней после заключения контракта.

    Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

    Признание открытого конкурса несостоявшимся

    Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком в этих случаях:

    Заказчик вносит изменения в план-график и проводит повторный конкурс в этих случаях:

    Повторный конкурс

    Заказчик публикует извещение о повторном конкурсе в ЕИС не меньше чем за 10 дней до вскрытия заявок. В документации повторного конкурса заказчик может изменить только срок исполнения контракта, добавив к нему время на проведение повторного конкурса, и может увеличить цену на 10%. Объект закупки, количество товара и требования к участникам менять нельзя.

    Если повторный конкурс тоже не состоится по перечисленным причинам, заказчик вносит изменения в план-график и проводит закупку запросом предложений, не меняя объект закупки.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

    2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

    3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

    4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

    5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

    6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

    7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

    8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

    8.1) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

    8.2) контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

    9) единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт);

    10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

    11) специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

    12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

    13) контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее – контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

    14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

    15) эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    16) совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

    17) электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

    18) оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

    19) специализированная электронная площадка – соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

    20) оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

    2. Понятие “банковская гарантия” используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации.

    Кратко и доступно о главных аспектах 44-ФЗ

    Структура

    У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности. Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует 44-ФЗ, который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.

    Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

    Что регулирует закон

    Федеральный закон № 44 регламентирует контрактный порядок осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных нужд.

    Он отменяет действие закона № 94-ФЗ с 1 января 2014 года.

    Конкретнее он регулирует:

    Не входят в регулирование 44-ФЗ:

    Принципы контрактной системы

    В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

    Участники

    Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников.

    Госзаказчик — это государственная организация, которая нуждается в определенных услугах или товарах.

    В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту. К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

    В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта.

    Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик. Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса.

    Поставщик является исполнителем по контракту с соблюдением 44-ФЗ.

    Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ. У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.

    Поддержка государством малого бизнеса очевидна: на сегодняшний день более 15% от общего объема закупок госзаказчики проводят у субъектов малого бизнеса.

    Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:

    1. Сбербанк-АСТ.
    2. АГЗРТ.
    3. ЕЭТП.
    4. РТС-Тендер.
    5. Национальная электронная площадка (ранее — ММВБ).
    6. Российский аукционный дом.
    7. ЭТП ГПБ.
    8. ТЭК-Торг.

    Поставщик и заказчик — это далеко не все участники такого процесса. Посредником выступает одна из торговых площадок (оператор ЭТП), а также банки и надзорные органы.

    Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки. Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС.

    Единая информационная система (ЕИС) — это интернет-ресурс, который содержит реестр всех заключенных договоров, а также информацию о черных и белых списков потенциальных участников. Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно.

    Осуществление закупок и определение поставщика

    Если изложить процесс кратко, закупочная процедура в рамках 44-ФЗ состоит из таких этапов:

    1. Заказчик в лице государственного органа публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов по тендеру.
    2. Поставщик, который соответствует требованиям ст.31 44-ФЗ, направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике.
    3. Заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение.
    4. В результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом.
    5. Поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего госзаказчик оплачивает услуги.

    Обеспечение заявки

    При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки.

    При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация.

    Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

    Заключение контракта и его стоимость

    Статья 34 44 Федерального закона посвящена требованиям к оформлению договора. Согласно инструкциям, контракт должен содержать следующую информацию:

    Цена договора — величина постоянная и остается неизменной в течение срока контракта.

    Но в ряде ситуаций можно менять стоимостное выражение договора:

    Какие бывают тендеры

    Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки.

    Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

    Контрактная служба

    Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

    Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

    Особенности осуществления отдельных видов закупок

    Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

    Планирование

    В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.

    С 1 октября 2019 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.

    Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

    Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.

    Мониторинг и контроль

    44-ФЗ диктует ряд определенных правил.

    Сегодня каждый заказ для исполнения государственных закупок проходит процедуру мониторинга — это систематический сбор, обобщение и оценка имеющихся данных о прохождении тендеров и контроль за выполнением планов и планов-графиков закупок.

    Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:

    Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:

    Основными контролирующими органами нашей страны признаны: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций входит надзор и контроль за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и многое другое.

    Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

    Главным контрольным органом в сфере закупочных процедур является Федеральная антимонопольная служба, которая выполняет ряд следующих функций, направленных на надзор за исполнением закона 44-ФЗ.

    Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

    Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

    Таким образом в результате проверки или по поступившей жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. В таком случае ее корректируют или полностью отменяют, а виновные обязательно привлекаются к ответственности.

    Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.

    Ответ недели: осуществление закупки в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ

    Вопрос: Указывать ли в контракте, что он для СМП и применять ли все другие условия, предусмотренные законодательством для СМП при исполнении контракта, если по итогам проведения процедуры определения поставщика путем проведения открытого конкурса, она признана не состоявшейся, то есть подана одна заявка и контракт заключается по п. 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

    Сообщаю Вам следующее:

    В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, заказчик вправе отменить указанное в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНО) в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

    Таким образом, в указанных случаях Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в отчете, указанном в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

    Исходя из изложенного, считаем, что при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик не применяет условия, предусмотренные законодательством для СМП при исполнении контракта.

    В материалах СПС КонсультантПлюс не содержится разъяснений уполномоченных органов, консультаций, авторских материалов по указанному Вами вопросу.

    Между тем, услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс и носит справочный характер. Обращаем Ваше внимание, что согласно Регламенту оказания услуги «Линия консультации» от 01.04.2016 эксперты Линии консультации не осуществляют толкование нормативных актов при отсутствии опубликованных комментариев. Кроме того, разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

    Учитывая изложенное, за дополнительной консультацией Вы можете обратиться в территориальное управление ФАС России: to59@fas.gov.ru.

    Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

    Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 26.02.2019 о порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, сообщает следующее.

    В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи.

    Частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

    В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

    Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, а также форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 (далее соответственно — Правила, Постановление N 238).

    Вместе с тем требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, содержащиеся в Правилах, в настоящее время не предусматривают положений, позволяющих учитывать закупки, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    В настоящее время в рамках работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закупок Минфином России подготовлен и в установленном порядке направлен на согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление N 238.

    При этом частью 2 статьи 4, частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Учитывая изложенное, до принятия указанных изменений в Постановление N 238 при заполнении отчета за 2018 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик руководствуется положениями статьи 30 Закона о контрактной системе, в том числе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 указанной статьи Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок включает закупки, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

    Дополнительно Департамент обращает внимание, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, Федеральное казначейство осуществит мероприятия, направленные на обеспечение формирования отчетов в соответствии с принятыми и вступившими в законную силу изменениями статьи 30 Закона о контрактной системе (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=28276).

    Документ 2

    На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 — 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона N 44-ФЗ заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Согласно пункту 3 части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не включаются.

    В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, заказчик вправе отменить указанное в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНО) в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНО.

    Таким образом, в указанных случаях Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в отчете, указанном в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

    Документ 3

    …Исходя из ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона N 44-ФЗ.

    Как следует из изложенного, в п. 4 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ указывается на то, что контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть использована утвердительная форма глагола (заключается), но в то же время приведено указание на п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

    В п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, то есть указано на право, а не на обязанность заказчика заключать контракт таким способом.

    В Законе N 44-ФЗ прямо не указано, обязан ли заказчик заключать контракт в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

    Обратимся к исследованию судебной практики.

    В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2015 N Ф10-355/2015 суд заключил, что из Закона N 44-ФЗ не следует, что заказчик в любом случае обязан заключить контракт с единственным участником аукциона, оставшимся после рассмотрения первых частей заявок, заявка которого на участие в таком аукционе признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и аукционной документации.

    В Определении Верховного Суда РФ от 10.08.2015 N 310-ЭС15-5426 данная точка зрения признана правомерной. Признание несостоявшимся электронного аукциона при соответствии заявки единственного участника требованиям Закона N 44-ФЗ и аукционной документации не порождает обязанность учреждения как заказчика в любом случае заключить договор с заявителем. Суд установил, что причиной отказа в заключении договора являлось в том числе проведение новой конкурентной процедуры определения подрядчика, уточнение описания объекта закупки, изменения условий договора, а также то, что целью аукциона является определение подрядчика, предлагающего наименьшую цену контракта.

    Учитывая позицию Верховного Суда РФ, казенное учреждение заключать контракт с ООО как единственным участником указанного аукциона не обязано. Казенное учреждение вправе не заключать контракт с ООО как единственным участником указанного аукциона и принять решение о проведении нового электронного аукциона по оказанию услуг.

    Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

    Гадисламова Ирина Мидхатовна

    Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

    Госзакупки на всех уровнях власти в России регулирует федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ действует с 1 января 2014 года и за время существования не раз изменялся и дополнялся. Для тех, кто интересуется госфинансами и хочет разобраться в структуре контрактной системы, «ГосЗатраты» разбирают актуальные положения закона. Первую публикацию посвящаем участникам закупок.

    Участники контрактной системы определены в третьей статье 44-ФЗ:

    Заказчики делятся на три группы:

    Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (Бюджетный кодекс РФ, статья 6).

    К участникам закупок относятся любые юридические и физические лица (в том числе, зарегистрированных в качестве ИП). Статус участника возникает при подаче заявки на конкурс, по его итогам участник может быть признан поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Участниками госзакупок не могут быть юрлица, зарегистрированные в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон (определен Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н).

    С 1 января 2019 года все без исключения госзакупки проводят в электронной форме. Технологическими посредниками в этом процессе выступают электронные площадки – сайты, на которых проводят конкурентные процедуры определения поставщиков. Для закрытых процедур используются специализированные электронные площадки – информационные системы, доступ к которым осуществляется с использованием защищенных каналов связи. Соответственно, владельцы этих сайтов/информационных систем – операторы электронных площадок – также входят в число участников контрактной системы в сфере госзакупок.

    Перечень операторов электронных площадок:

    (Утвержден распоряжением правительства РФ от 12 июля 2018 года №1447-р)

    1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
    2. АО «Единая электронная торговая площадка»;
    3. АО «Российский аукционный дом»;
    4. АО «ТЭК – Торг»;
    5. АО «Электронные торговые системы»;
    6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»;
    7. ООО «РТС – тендер»;
    8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

    Специализированная:

    1. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения – это государственные или муниципальные органы, казенные учреждения, которые проводят централизованные закупки. Уполномоченной организации передаются полномочия по процедурам закупки товаров и услуг для одного или нескольких заказчиков. Пример такой организации – ГКУ «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области».

    Заказчик может привлечь на основе контракта специализированную организацию, которая будет выполнять часть функций по проведению закупки. Например, разрабатывать аукционную документацию, размещать информацию в единой информационной системе и на электронной площадке. В отличие от уполномоченных органов и учреждений, специализированная организация действует от имени заказчика, госконтракт также подписывается от имени заказчика.

    К проведению госзакупок могут привлекать экспертов и экспертные организации. По определению закона, это «обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла» физическое или юридическое лицо, которое осуществляет по договору «деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам».

    На высшем уровне госзакупки регулируют два федеральных органа исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728). Министерство финансов регулирует контрактную систему в целом. Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзора в сфере государственного оборонного заказа и в сфере госзакупок.Кроме того, ФАС согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков. Контроль и надзор за процессом закупок осуществляют также уполномоченные органы в субъектах и муниципалитетах.

    Нормативно-правовые акты по теме:

    Текст подготовила Анастасия Уткина.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *