Ежегодный медицинский осмотр работников: понятие и этапы проведения

Новый порядок медосмотров с 1 апреля 2021 года: главные изменения

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

29 января 2021 года Минюст зарегистрировал приказ Минздрава № 29н от 28 января 2021 года об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медосмотров работников. Приказ действует с 1 апреля 2021 года, и касается медосмотров, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. По нему мы будем работать семь лет. Предлагаю краткий обзор нового порядка медосмотров.

Что изменилось в проведении медосмотров по новым правилам

С 1 апреля 2021 года больше не действует приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Ему на смену пришел приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н. В нем прописаны:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1)
  2. Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Кроме того, вступил в действие и совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н. В нем утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие которых требует проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Оба приказа действуют до 01 апреля 2027 года .

Обратите внимание! Приказ № 302н утрачивает силу с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020, утвердившего новый перечень вредных факторов. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров и перечень противопоказаний утверждены Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

До указанной даты допускаются оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467).

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно учесть, что приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ — а это работники с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, на охранников с оружием, на работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п).

Скачайте документы:

Изменение 1. Скорректировали список документов для организации и проведения предварительных медосмотров

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно знать о трех основных изменениях:

  1. В направлении теперь нужно указывать номера полиса ОМС и ДМС (если есть)
  2. Полис работнику нужно предъявить во врачебную комиссию
  3. Сведения о проведенной диспансеризации медорганизация теперь должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр

Сам порядок проведения периодических медосмотров не изменился. Предварительный медосмотр проводят для лиц, поступающих на работу. Поэтому проводите медосмотр до заключения трудового договора. Если соискатель не подходит для работы по медицинским показателям, вы можете трудовой договор с ним не заключать. Чтобы составить мотивированный отказ, используйте медицинское заключение. Работодатель получает один экземпляр, поэтому просить документ у работника вам не нужно.

На медосмотр работник должен предоставить врачебной комиссии:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Направление на медосмотр от работодателя
  • Решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию (если такое освидетельствование положено)
  • полис ОМС, а также полис ДМС (при наличии). Это новое требование (п. 9 Приказа Минздрава № 29н)

Работник вправе, но не обязан предоставлять выписку из своей медкарты по месту прикрепления.

По новым правилам: сведения о проведенной диспансеризации медорганизация должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр.

Изменение 2. Для периодических медосмотров разрешили использовать мобильные врачебные бригады

Периодический осмотр разрешили проводить, в том числе, и с использование мобильных бригад врачей-специалистов, но до этого необходимо пройти диагностические исследования в медицинской организации. (п.4 приказа № 29н от 28.01.2021).

Изменение 3. Заменили список контингентов

Список контингентов заменили списком работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру. Требования к документу, заменившему список контингентов, перечислены в пункте 21 прил.1 к приказу № 29н от 28.01.2021.

По старым правилам: на данный момент в порядке № 302н требуется указать наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: достаточно будет указать должность и наименование вредных факторов, установленных в ходе СОУТ.

Изменение 4. Разрешили не отправлять список некоторых работников в Роспотребнадзор

Теперь не все работодатели должны отправлять список работников в Роспотребнадзор – а только отдельные отрасли: общепит, торговля, водопроводные, медицинские организации, детские учреждения, и организации, указанные в приказе Минздрава и Минтруда России № 998н/1420н от 31.12.2020 г. (п.22 приказа № 29н от 28.01.2021).

По старым правилам: ранее в 302 н было указано, что включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: теперь в п.22 нового приказа № 29н указано иначе:

Изменение 5. Медосмотры нужно проводить на основании результатов СОУТ

По старым правилам: медосмотры по химическому, биологическому, физическому факторам могли быть установлены не только в ходе СОУТ, но и в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также источником информации были эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

По новым правилам: по факторам — химическому биологическому, физическому, трудового процесса медосмотр проводят вне зависимости от класса условий труда, на основании данных специальной оценки условий труда. Теперь в п.10 приказа № 29н указано, что в списке работников указывают должность и фактор, установленный в ходе СОУТ, или вид работ.

Изменение 6. Офисникам опять придется проходить медосмотры, но не всем

Для работников, которые используют ПЭВМ, медосмотр потребуется. Обратите внимание, что в новом перечне факторов есть пункт 4.2.5 «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)». В отмененном приказе 302н было указано в п.3.2.2.4 электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня). В новом приказе эту оговорку убрали. Это означает, что придется проводить медосмотр и для офисников, если на работника воздействует фактор в данном спектре частот.

Информацию об этих показателях вы можете получить из результатов производственного контроля условий труда на рабочих местах. Из отчета СОУТ вы об этом не узнаете — измерения ЭМП на персональных компьютерах при проведении СОУТ не проводят (прим. 5 к п. 1.5 приложения 2 утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Изменение 7. Направлять на медосмотры придется всех сотрудников медорганизаций

Теперь придется направлять на медосмотры весь персонал медицинской организации, включая бухгалтеров, дворников или юристов, если они официально в ней трудоустроены. Это произошло потому, что пункт приказа 302н «17. Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных» заменили на пункт: «27. Работы в медицинских организациях».

Изменение 8. Медосмотров для работников торговли и общепита стало меньше

В новом порядке медосмотров указано, что для организаций общественного питания, торговли, а также в буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте, медосмотр проводится только в отношении работников, контактирующих с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. Это означает, что теперь не нужно проводить медосмотры для всех сотрудников поголовно. Направляйте только тех, кто готовит, складирует, довозит, продает пищевые продукты, непосредственно касаясь их. Если во время инвентаризации комиссия посещает цеха по изготовлению продукции, контакт с пищевыми продуктами происходит. Поэтому медосмотр также нужен (п. 29 приказа № 29н).

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников

Организация проведения медицинских осмотров работников

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Обязанность обеспечить прохождение работниками медицинских осмотров лежит на работодателе. Для прохождения работниками обязательного медицинского осмотра (обследования) организация должна заключить договор с медицинским учреждением, которое имеет соответствующую лицензию.

Для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодатель самостоятельно определяет и утверждает контингенты. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

  • наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов*, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов специальной оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

* Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Порядок проведения предварительных медицинских осмотров работников

При приеме на работу работодатель выдает работнику направление для прохождения медосмотра в лечебном учреждении, с которым заключен соответствующий договор.

Направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов и в нем указывается: наименование работодателя, наименование медицинской организации, вид медицинского осмотра, ФИО работника и его дата рождения, наименование должности (профессии) или вида работ, вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя и выдается лицу, поступающему на работу под роспись. Работодатель обязан организовать учет выданных направлений.

Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию направление, паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность), паспорт здоровья работника (при наличии), решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются медицинская карта амбулаторного больного (форма N 025/у-04) и паспорт здоровья работника – в случае если он ранее не оформлялся.

В медицинской карте и паспорте здоровья работника отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра.

На каждого работника ведется один паспорт здоровья, которому присваивается номер и указывается дата его заполнения.

Медицинская карта хранится в установленном порядке в медицинской организации, а паспорт здоровья выдается работнику на руки по окончании осмотра.

По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра. Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.

Порядок проведения периодических медицинских осмотров

Для проведения периодических медицинских осмотров работодатель на основании утвержденных контингентов составляет поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям).

В поименных списках лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) указываются:

  1. ФИО, профессии (должности) работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру;
  2. Наименования вредного производственного фактора или вида работы;
  3. Наименования структурного подразделения работодателя (при наличии).

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

  • подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов*, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке;
  • выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ*.

* Приложение 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Поименные списки утверждаются работодателями, и не позднее чем за 2 месяца до начала осмотра направляют медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра. Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить с календарным планом работников, подлежащих периодическому осмотру.

Руководитель медицинской организации, осуществляющей медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии. Председателем комиссии должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии. Членами комиссии должны быть специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.

Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании нормативных правовых актов.

В соответствии с Планом проведения периодических медицинских осмотров работодатель обязан своевременно направить работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры при наличии показаний.

Для прохождения периодического медицинского осмотра работник представляет в медицинскую организацию:

  1. Направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы;
  2. Паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
  3. Паспорт здоровья работника (при наличии);
  4. Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Работникам, прошедшим периодический медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается медицинское заключение, подписанное председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверенное печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональным фактором, должны находиться на диспансер­ном наблюдении у лечащего врача, или врача-специалиста по профилю заболевания, либо у врача-профпатолога.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.

Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации.

Частота проведения периодических медицинских осмотров работников

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (Приложение 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте предварительных или периодических осмотров.

Предварительный и периодический медицинский осмотр работников. Периодичность, порядок проведения и направление в медицинскую организацию

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров за счет собственных средств. К обязательным медосмотрам относятся: предварительный (при поступлении на работу), периодический (в течение трудовой деятельности), внеочередной. Во время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Кроме того, работодатель вправе не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров или в случае медицинских противопоказаний.

Читайте также:  Необходимая спецодежда и средства индивидуальной защиты, которые должны быть в организации – обеспечение работников

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проходят:

  • работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на работах, связанных с движением транспорта (для лиц в возрасте до 21 года осмотры проводятся ежегодно);
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других сфер деятельности проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Выдаем современные
удостоверения по Охране труда
на пластиковой основе

Периодичность медицинских осмотров, перечень врачей, участвующих в обследовании, список лабораторных и функциональных исследований устанавливается на основании типа вредного и (или) опасного производственного фактора на конкретном рабочем месте, а также вида работ, который выполняет работник, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» №302н.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Для прохождения обязательных медицинских осмотров работодателю необходимо оформить направление в медицинскую организацию, в котором указывается:

  • наименование работодателя;
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
  • дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов.

Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись.

Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.

Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.

© ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности»
2013-2021

Проведение медосмотров работников с 1 апреля 2021. Что изменилось по новым правилам

С 1 апреля 2021 года вступает в силу Приказ Минздрава, согласно которому, профилактические медосмотры работников будут проводиться по новым правилам. Расскажем, какие изменения планируются в действующем порядке предварительных и периодических осмотров, к чему следует подготовиться работодателю и какие обследования теперь предстоит пройти работникам.

  • 💡 Правовые нормы. Сроки вступления изменений в силу
  • 🩺 Что изменилось в проведении медосмотров по новым правилам
  • 👩‍⚕️ Категории работников, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам
  • 💁‍♀️ Основания для медосмотров
  • 🏥 Место проведения
  • 📋 Формирование направления
  • 👇 Порядок проведения
    • Этап 1. Предварительные согласования
    • Этап 2. Сбор и передача комплекта документов работником в медицинскую организацию
    • Этап 3. Прохождение медицинского осмотра работником
    • Этап 4. Получение заключения по результатам обследования
  • 💫 Итоги

💡 Правовые нормы. Сроки вступления изменений в силу

С 1 апреля 2021 года вступает в силу Приказ Минздрава России №29н. Он заменит действующий сейчас порядок проведения предварительных осмотров и перечень противопоказаний, утвержденных ранее Приказом Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 года.

Новый приказ распространяется на медицинские осмотры, предусмотренные частью 4 статьи 213 Трудового кодекса, и будет действовать как минимум 6 лет – до 1 апреля 2027 года.

Приказ №29н содержит два приложения:

В дополнение к указанному Приказу с апреля 2021 года вступает в силу Приказ Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31 декабря 2020 года, где указан перечень вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. В списке опасных или вредных производственных факторов выделены 5 групп:

  • химические;
  • биологические;
  • аэрозоли;
  • физические;
  • факторы трудового процесса.

Он так же будет действовать до 2027 года.

🩺 Что изменилось в проведении медосмотров по новым правилам

Изменениями в порядке проведения медосмотров по новому Приказу стали:

  1. Список контингентов заменен на список работников. При формировании списка необходимо указать должность работника и наименование вредного фактора по Специальной оценке условий труда (СОУТ).
  2. Списки некоторых работников разрешили не отправлять в Роспотребнадзор. Такую обязанность за работодателями сохранили только в отношении отдельных отраслей: торговли, общепита, водопроводных организаций, детских учреждений, медорганизаций.
  3. Происходит сращение медицинского осмотра с диспансеризацией. По новым правилам работодатель имеет право организовать для работников прохождение первого этапа диспансеризации или профосмотра на средства ОМС. Стоимость услуг, которая покрывается ОМС, не будет учтена в договоре, подписанном с работодателем.
  4. Работодатель должен утверждать не только списки работников для прохождения медосмотров, но и списки штатных единиц, которые подлежат предварительному осмотру при трудоустройстве.
  5. Утвержден новый список документов для проведения периодических медицинских осмотров.
  6. Уменьшен объем медосмотров для работников торговли и общепита.
  7. Увеличен перечень работников для прохождения медосмотров в медицинских учреждениях и сфере бытовых услуг.
  8. Узаконена работа выездных мобильных бригад при проведении осмотра.
  9. Допускается учитывать результаты диспансеризации при прохождении осмотра.
  10. Скорректирован объем медицинского обследования.

👩‍⚕️ Категории работников, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам

Действие Приказа №29н распространяется только на работников, перечисленных в части 4 статьи 213 Трудового кодекса:

  • занятых на работе с вредными (опасными) условиями труда;
  • работников автотранспорта;
  • работников сферы общественного питания;
  • работников образования и медицины;
  • работников торговли;
  • работников пищевой промышленности;
  • работников водопроводных сооружений;
  • работников, имеющих контакты с пищевой продукцией при их производстве и хранении и пр.

Периодичность проведения осмотров определяется по Перечню работ и опасных производственных факторов.

Приказ Минздрава России №455н «О внесении изменения в Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников. » от 18 мая 2020 года закрепил право сдвигать графики проведения обязательных медосмотров и позволил работодателю не отстранять работников, не прошедших осмотр. На основании Приказа работодатель может отложить проведение медосмотра при введении режима повышенной готовности или ЧС на срок до 6 месяцев. Но есть исключения: не допускается отмена или перенос медосмотров для работников детских организаций, сферы красоты и гигиены, медицины, аптек, бассейнов, работников пищевой сферы.

Претерпел изменения перечень видов работ, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры. В нем содержатся уточненные требования в отношении работ на высоте, работ по обслуживанию электроустановок, водолазных работ и пр. Все это позволит работодателю более точно определить список работников, требующих проведения медосмотра.

Предварительные медицинские осмотры перед трудоустройством должны пройти работники, чья деятельность связана с транспортом, опасными и вредными факторами, вахтовики и работники Крайнего Севера, а также сотрудники:

  • сферы общественного питания;
  • торговли продуктами питания;
  • детских и медицинских учреждений;
  • водопроводных сооружений.

Что касается медицинского осмотра для офисных сотрудников, то еще по нормам Приказов Минтруда и Минздрава России №187н/268н от 3 апреля 2020 года работу за компьютером исключили из вредных факторов: соответственно, проведение осмотра не потребуется. Но некоторым офисным работникам по новым правилам потребуется проходить медосмотры. В пункте 4.2.5 Приказа №29н есть оговорка: осмотр нужен, если на работника воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц-2 кГц, 2 кГц-400 кГц).

Также направлять на медосмотры будут весь персонал медицинских организаций без исключения, включая бухгалтеров, дворников, юристов и пр. Указанные изменения затронули и работников сферы бытовых услуг (например, ателье, ремонт обуви) и коммунального хозяйства. Из числа работников сферы торговли и общественного питания направлять на периодические осмотры нужно будет тех, кто задействован в приготовлении, складировании и продаже пищевой продукции.

Работники в возрасте до 21 года, занятые на вредных производствах, проходят периодические осмотры ежегодно. Внеочередные медосмотры сотрудники проходят при наличии медицинских рекомендаций или после нетрудоспособности.

Стоит учитывать, что прохождение медосмотра является обязанностью работника и за уклонение его можно привлечь к дисциплинарной ответственности и отстранению от работы по нормам статьи 76 Трудового кодекса.

С учетом перечней работников, которые должны быть обследованы, работодатель должен составить два списка:

  1. Поименный список работающих сотрудников, подлежащих периодическим осмотрам.
  2. Список лиц, подлежащих предварительным осмотрам при приеме на работу. Этот список должен содержать наименование профессии по штатному расписанию, а также наименование вредных производственных факторов и работ.

‍♀️ Основания для медосмотров

Основанием для проведения предварительных периодических осмотров является определение соответствия состояния здоровья лица должности, на которую такое лицо принимают.

Предварительные осмотры проводят до заключения трудового договора. Если соискатель не пригоден для работы по медицинским показаниям, то работодатель может выдать работнику мотивированный отказ в приеме на работу. Работодатель получит один экземпляр медицинского заключения на руки.

Периодические медицинские осмотры проводятся в целях своевременной диагностики профессиональных заболеваний: они позволяют выявить заболевания на ранней стадии и минимизировать риск их возникновения, а также определяют медицинские противопоказания для работы на занимаемой должности. За организацию медицинских осмотров отвечают работодатели.

Приказ №29н от 28 января 2021 года “Об утверждении проведения предварительных и периодических медицинских осмотров…”

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый Приказ №29н от 28.01.2021 регламентирующий порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Приказ №29н от 28.01.2021 подготовлен Министерством Здравоохранения РФ и полное название звучит так: “Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры”.

Вероятно, новый документ заменит Приказ 302н от 12 апреля 2011 года, но в официальной редакции Приказа №29н об этом не говорится.

Приказ №29н от 28.01.2021 включает в себя следующие разделы:

  • Приложение №1 Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
  • Приложение №2 Перечень медицинских противопоказаний при выполнении работ с вредными и (или) опасными факторами среды, при выполнении работ, при которых проводятся предварительные или периодические медицинские осмотры.

Приложение №1 Приказ №29н от 28.01.2021

Приложение №1 включает в себя:
– общие требования;
– порядок проведения предварительных медицинских осмотров;
– порядок проведения периодических медицинских осмотров;
– приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”.

Наименование вредных и (или) опасных производственных факторовПериодичность осмотровУчастие врачей-специалистовЛабораторные и функциональные исследования
IХимические факторы…
IIБиологические факторы…
IIIАэрозоли и пыли…
IVФизические факторы…
VФакторы трудового процесса…
VIВыполняемые работы

Приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”

В 23 разделе объединили все пищевые и около пищевые профессии и производства.

Про эпидемические показания мы рассказывали в этой статье.

Объединение всех пищевиков в один раздел достаточно удобно. Если в Приказе 302н, было отдельное разделение на предприятия пищевой промышленности (14), общественное питание / торговлю (15), переработка молока (26) – сейчас для всех единые требования. Это будет удобно и медицинским организациям, и работникам, и работодателям.

Раздел 25 предназначен для педагогов и воспитателей.

В новом Приказе №29н от 28.01.2021 также нет отдельного разделения и для сферы образования, как это было в Приказе 302н. Ранее выделяли три раздела: для школ (18), детских садов и социальных учреждений (20) и лагерей (19) – сейчас все уместили в одном пункте.

Коммунальщикам искать себя в 26 разделе. Сюда же будут отнесены работники сферы услуг (парикмахеры, салоны красоты, гостиницы, бани и т.п.)

Раздел 27 предназначен для медицинских работников.

Приложение 1 Общие требования к проведению предварительных и периодических медицинских осмотров.

Предварительный медицинский осмотр проводится с целью уточнения соответствует ли состояния здоровья лица той работе, на которую он претендует.

Периодический медицинской осмотр проводится с целью:
– раннего выявления ухудшения показателей здоровья под влиянием факторов трудовой среды;
– наблюдения за состоянием здоровья работника в процессе трудовой деятельности для выявления профессиональных заболеваний;
– выявления наличия противопоказаний к трудовой деятельности.

Предварительный и периодический медицинский осмотр могут проводить медицинские организации как государственные, так и частные, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Медицинские осмотры могут проводится как на базе медицинских учреждений, так и выездными бригадами. При организации выездных бригад необходимо обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований для проведения медицинского осмотра в полном объеме.

То есть, не всегда выездной медицинский осмотр может гарантировать, что сотрудникам не придется дополнительно посетить медицинское учреждение. Учитывайте это при выборе способа проведения мед осмотра для своих сотрудников.

Организация проведения медицинского осмотра, как предварительного, так и периодического, остается обязанностью работодателя.

Медицинские организации могут получать информацию о состоянии здоровья работника (при проведении медицинского осмотра) у медицинской организации, в которой обслуживается работник (например, по месту жительства).

Порядок проведения предварительных медицинских осмотров (МО) .

Проведение предварительного МО работника осуществляется на основании направления, которое оформляем работодатель (или его представитель).

В направлении должно быть указано:

  • Информация об организации (наименование работодателя / контактный телефон / e-mail)
  • Вид деятельности по ОКВЭД
  • Информация о медицинской организации (наименование / фактический адрес / контактный телефон / e-mail)
  • Вид медицинского осмотра (предварительный или периодический)
  • Информация о работнике (ФИО, дата рождения, пол)
  • Отдел (при наличии) и профессия работника
  • Перечень опасных / вредных факторов или вид работ (в соответствии с Приложением 1)
  • Номер страхового полиса (ОМС или ДМС)

Направление должно быть подписано представителем организации, с указанием должности и ФИО. Рекомендуется ставить печать организации для предотвращения попытки подделать направление.

Направление на мед осмотр выдается сотруднику под роспись. Также направление может быть сформировано в электронном виде, при условии наличия системы электронных подписей со стороны работника и работодателя.

Работодатель обязан обеспечить учет всех выданных направлений. Учет может быть организован и в электронном виде.

Как может выглядеть журнал выдачи направлений на медицинский осмотр, продление ЛМК, направление на психиатрическое освидетельствование.

Что необходимо взять с собой в медицинскую организацию?
  • направление на медицинский осмотр
  • СНИЛС
  • паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность)
  • заключение психиатрического освидетельствования (для кого предусмотрено)
  • страховой полис (ОМС или ДМС)

Работник может предоставить выписку о прохождении диспансеризации, данные будут учтены при проведении медицинского осмотра. Результаты диспансеризации действительны в течении одного года.

На что будут обследовать?

Первое, что предстоит – заполнить анкету для сбора анамнеза (история ранее перенесенных заболеваний), факторы риска (курение, алкоголь), образ жизни (уровень физической активности).

  • Индекс массы тела
  • Общий анализ крови
  • Клинический анализ мочи
  • Электрокардиограмма (ЭКГ)
  • Измерение артериального давления (АД)
  • Уровень общего холестерина
  • Уровень глюкозы в крови (натощак)
  • Определение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний
  • Флюорография или рентгенография в двух проекциях

Если в течении года была проведена флюорография / рентгенография / КТ легких – исследование не проводится. В медицинский центр нужно будет предоставить результаты предыдущего обследования.

Обязательным для всех остается осмотр следующих специалистов:

  1. врач – терапевт
  2. врач – невролог
  3. врач – психиатр
  4. врач – нарколог

Для женщин обязательным остается осмотр врача – гинеколога с обследованием на флору (бактериологический анализ) и атипичные клетки (цитологический анализ на выявление ранней онкологии).

Теперь, помимо стандартного гинекологического набора, всем должны проводить УЗИ органов малого таза . И все также, после 40 лет, женщины проходят маммографию обеих молочных желез.

Работодатель вправе организовать диспансеризацию вновь принимаемых сотрудников и (или) ежегодный профилактический осмотр для подготовки документов для формирования заключительно акта.

Стоимость услуг, оплачиваемых при проведении диспансеризации или ежегодных профилактических осмотров, проведенных по полису ОМС, не должны включатся в договор при проведении предварительного медицинского осмотра.

Медицинский осмотр считается завершенным, когда работник прошел всех заявленных врачей-специалистов, лабораторные и инструментальные исследования или предоставил актуальное медицинское заключение. В случае, если осмотр пройден не полностью, работодателю направляется соответствующее уведомление. Сотрудник до работы не допускается.

По окончанию медицинского осмотра оформляется заключение. Заключение составляется в трех экземплярах (работнику / работодателю / медицинской организации). В течении 5 рабочих дней работник получает свой экземпляр заключения.

Мы в Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!

Вам также может понравиться

Новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для общепита: обзор изменений

Дизайн производства с точки зрения управления аллергенами

Санпин по коронавирусу. СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” с изменениями от 13.11.2020 №35

13 комментариев к « Приказ №29н от 28 января 2021 года “Об утверждении проведения предварительных и периодических медицинских осмотров…” »

ребята спасибо, серьёзно обработали материал Приказа, доступно, понятно. Один вопрос есть ли необходимость согласовывать списки с Роспотребнадзором?

Владимир, спасибо за Вашу обратную связь.

Читайте также:  Агентский договор на инкассаторское обслуживание предприятий (с преимущественным правом) - бланк 2021

Списки с РПН согласовывать не нужно.
В разделе “Требования к периодическим медицинским осмотрам” указано следующее:

Работодатель самостоятельно готовит списки сотрудников на МО.
Далее направляет из в РПН с сопроводительным письмом. Обычно делается в 2х экземплярах.
Один комплект документов отдаете в РПН, где они ставят визу о принятии списков.

Потом вы передаете эту информацию в свой мед центр, им это нужно для формирование заключительно акта и передачи сведений в РПН.

НО списки ни с кем согласовывать не нужно. Приехали – отдали – штамп получили на своем экземпляре и все.

Александра, добрый день!
Подскажите, пожалуйста,
1.правильно ли я понимаю, что в направлении необходимо будет указать Либо перечень опасных/вредных факторов Либо вид работ ?
Например, если сотрудники гостиницы (конкретно повара) относится к 23 пункту по виду работы , это указывается в направлении , Без дополнительного указания опасных/вредных факторов?
2.каким образом можно понять какой сотрудник работает с опасными/вредными факторами? (Это СОУТ?)
спасибо за ответ

Ангелина, добрый день! Спасибо за вопрос.

1.правильно ли я понимаю, что в направлении необходимо будет указать Либо перечень опасных/вредных факторов Либо вид работ ?

Да, все верно. В направлении вы указываете пункт и (или) наименование вида работ. Если мы говорим про поваров в гостинице для них будет пункт 23 по новому Приказу 29н.

2.каким образом можно понять какой сотрудник работает с опасными/вредными факторами? (Это СОУТ?)

Совершенно верно, в ходе проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на каждое рабочее место определяется наличие или отсутствие вредного фактора. Если вредный фактор будет установлен – это отражается в документе на данное рабочее место. Классификация факторов приведена в статье.

Добрый день.
Хочу получть комментарий по поводу вредных и опасных факторв.
1. Допустим, в карте СОУТ на рабочем месте указаны 7 ВПФ, и только по 2 из них имеется превышение ПДК (установлен класс 3.1). Какие ВПФ необходимо указывать в направлении на периодический медосмотр – все 7 или только те, по которым есть превышение ПДК?
2. В карте СОУТ определены вредные факторы, но общий класс условий труда 2 (допустимый). Нужно ли направлять работников на периодический медицинский осмотр?

Елена, добрый день!
Уточните пожалуйста к какой категории относится ваше предприятие?
Что за производство (пищевая / металлургическая / нефтепереработка)?
Это поможет дать более развернутый ответ

Елена, при изучении документов мы можем обозначить следующую информацию.

1. Ни приказ 302н (еще действующий), ни приказ 29н (который вступит с 1 апреля) – не отражает прямой связи между классом опасности по СОУТ и кратностью или необходимостью проведение предварительного и периодического медицинского осмотра.

2. В приказе 302н есть перекрестные ссылки с Приказом 33н от 24.01.14 года по СОУТ.

19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее – поименные списки) с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда , проведенной в установленном порядке *(3) . В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

Но по итогу, это так же не дает разъяснения на Ваш вопрос.

3. С 1го апреля так же вступает в силу Приказ 1420н, определяющий при наличии каких ВФ трудового процесса проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В приказе описаны те же 6 факторов, про которые мы говорим в статье.
И опять мы не увидим уточнение – про превышение ПДК или норматив.
Если трактовать дословно: есть фактор – обследуйте работников.

4. Если мы погрузимся в документ по ОТ. Приказ 33н, то имеем следующее:
В заключении, где описывается строка 040
Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте
Там пунктом 7 указано – “Проведение медицинских осмотров” – есть смысл посмотреть, что указано в вашем отчете.

5. Кроме ФВ, проверьте не попадают ли ваши работники в перечень работ, указанных в разделе VI “Виды работ” Приказ 1420н – это напрямую не связано с СОУТ.

По итогу:

1. Допустим, в карте СОУТ на рабочем месте указаны 7 ВПФ, и только по 2 из них имеется превышение ПДК (установлен класс 3.1). Какие ВПФ необходимо указывать в направлении на периодический медосмотр – все 7 или только те, по которым есть превышение ПДК?

– в соответствии с Приказом 29н, который синхронизируется на приказом 1450н – указываем все вредные факторы, которые установлены на производстве, не зависимо от того, превышают они ПДК или нет.

2. В карте СОУТ определены вредные факторы, но общий класс условий труда 2 (допустимый). Нужно ли направлять работников на периодический медицинский осмотр?

– смотрим заключение на рабочие места, строку 040 – там должно быть написано, попадают сотрудники под необходимость проходить мед осмотр или нет.

Личное рассуждение автора:
Не исключаю парадокс, если при наличии вредного фактора 3.1, в рекомендациях будет отсутствовать в 040 о проведении медицинских осмотров 🙂
В таком случае, я бы все равно обследовала сотрудников хотя бы на превышающие ПДК показатели, так как есть существенный риск развития проф. заболевания.

Мы направили ваш вопрос специалистам по ОТ, как получим ответ, выложим дополнение.

Дополнение по Вашему вопросу от специалиста по ОТ

Если применять правила приказа 302н, то включаете факторы и виды работ исходя из правил, установленных п.19 приложения 3. В этом приказе у некоторых факторов есть уточнение, при каких условиях его надо включать (занятость по времени, класс условий труда и т.п.).

В приказе 29н такие уточнения отсутствуют и есть правило, согласно которому в списки включаются виды работ и факторы из приложения к данному приказу наряду с факторами, установленными в результате СОУТ.

Класс условий труда при этом не имеет никакого значения!

Вредные факторы есть и на рабочих местах с КУТ 3.1, и на рабочих местах с КУТ 2. Смотрите, какие из них идентифицированы.

Ответ предоставлен экспертом журнала СанЭпидконтроль

Предварительные и периодические медицинские осмотры

Одним из важнейших мероприятий по охране труда является проведение медицинских осмотров, они бывают предварительные и периодические.

Комплект документов по медосмотру СКАЧАТЬ

Однако, прежде чем приступить к их рассмотрению, разберемся для чего они вообще нужны.

Медосмотр — это мероприятие, направленное на выявление у сотрудника противопоказаний по состоянию здоровья к виду работ, которые он должен выполнять. Другими словами, врачебная комиссия дает заключение о том, позволяет ли здоровье сотрудника работать ему в штате организации, или нет.

Медосмотр является обязательным мероприятием, и проводится за счет работодателя. Медосмотр регулируется Приказом Минздрава 302н.

Предварительные медицинские осмотры

Предварительный медосмотр — это мероприятие, которое проводит работодатель перед приемом на работу сотрудника в штат организации с целью выявления у него противопоказаний к будущей работе.

Отсутствие предварительного медицинского осмотра может подвергать риску жизнь и здоровье как самого будущего работника, так и других сотрудников организации — авария, получение травмы, возникновение группового несчастного случая и так далее.

В ходе проведения расследования несчастного случая, трудовой инспектор всегда запрашивает результаты прохождения медосмотра при приеме на работу и последующие. Если несчастный случай произошел по причине допуска сотрудника к работе без результатов медосмотра с пометкой “годен”, то работодателя ждут штрафные санкции, а если вдруг погибли сотрудники, то и уголовная ответственность.

Периодические медицинские осмотры

Периодический медосмотр — это выявление у сотрудников развития профессиональных заболеваний на ранних стадиях, а также прочих отклонений в организме, которые не позволяют выполнять ту или иную деятельность.

Причиной таких отклонений могут стать различные факторы, начиная от различных травм (не обязательно производственных) и заканчивая осложнениями от перенесенных заболеваний.

Периодический медицинский осмотр проводится на постоянной основе с определенной частотой. В каждом отдельном случае, частота проведения медицинских осмотров отличается. Она зависит от степени воздействия вредных факторов на организм работника в процессе выполнения им трудовой деятельности. Чем сильнее и вреднее воздействие какого-либо фактора, тем чаще требуется проверка текущего состояния здоровья работника.

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника врачами-специалистами, после лабораторных и функциональных исследований на вредные факторы и вредные работы.

Если результаты прохождения “свежего” периодического медицинского осмотра еще не получены, а сроки действия старого уже истекли, работодатель должен отстранить сотрудника от работы, до момента получения результатов медицинского осмотра. За несоблюдение периодических медосмотров действуют те же самые штрафы и идентичная ответственность, что и при периодических медосмотрах.

Последовательность проведения медицинских осмотров

Рассмотрим пошагово прохождение медосмотра при приеме на работу для новых работников, и действующих на примере продуктового магазина.

Медосмотры проводятся для сотрудников, которые еще не оформлены в штат и являются кандидатами на определенную должность (предварительные медосмотры), и для действующих сотрудников организации, с целью отслеживания состояния их здоровья (периодические медосмотры).

ПРИМЕР:

В штат продуктового магазина входят: директор, три продавца, грузчик и водитель. Последовательность действий такая:

1. Перед медосмотром определяем кто из работников должен проходить обязательное психиатрическое освидетельствование — направляем продавцов, грузчика и водителя (читайте об этом по ссылке выше).

2. Определяем контингент работников, которым необходимо обязательно пройти медосмотр. Этот список утверждаем в организации и направляем в Роспотребнадзор.

Смотрим, у кого из сотрудников магазина есть опасные факторы и опасные работы. Список опасных факторов и работ указан в Приказе 302н:

Приложение №1. “Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры”

  • Химические — ни одной из должностей магазина нет таких факторов;
  • Биологические — ни одной из должностей нет таких факторов;
  • Физические — ни одной из должностей нет таких факторов;
  • Факторы трудового процесса — возможны физические перегрузки для грузчиков, однако, чтобы определиться точно, необходимо провести специальную оценку условий труда.

То есть в рамках рассматриваемого нами условного продуктового магазина, есть вероятность наличия только фактора физических перегрузок.

Примечание: перечень вредных производственных факторов берем из результатов специальной оценки условий труда, которую мы ранее провели в магазине, а также методики оценки профессиональных рисков.

Приложение N 2. “Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников”.

Здесь указаны виды работ, для выполнения которых у сотрудников могут быть противопоказания. Список этот довольно внушительный и охватывает различные сферы деятельности. Аналогично приложению №1, для каждого вида работ существует свой перечень врачей и исследований.

В пункте 14 присутствует формулировка “Работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, а также транспортировке их на всех видах транспорта”. Соответственно, сюда у нас попадают продавцы, грузчики и водители, так как все они участвуют в реализации и транспортировке продуктов.

В пункте 27 присутствует формулировка “Управление наземными транспортными средствами”. Соответственно под эту категорию попадают водители.

Обратите внимание, что если определённая должность попадает под определение нескольких положений рассматриваемого документа, то работника необходимо направлять по ВСЕМ выявленным пунктам.

Итак, в список контингентов для направления на медосмотр попадают:

Грузчик — приложение №1. п.4.1., приложение №2. п.14.
Продавец — приложение №2. п.14.
Водитель — приложение №2. п.14., п.27.

3. Создаем приказ о закреплении обязанности прохождения работниками медицинских осмотров. Организуем ознакомление с этим приказом всех работников. Для кандидатов проводится предварительный медицинский осмотр, а для действующих сотрудников периодический.

4. Назначаем приказом лицо, ответственного за проведение медицинских осмотров. Именно данный сотрудник будет выдавать направлениям кандидатам или действующим сотрудникам.

5. Заключаем договор с медицинским учреждением. Это делается уже после того, как список должностей определен и направлен в Роспотребнадзор. Обратите внимание, чтобы организация имела все необходимые лицензии и разрешения на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

6. Направляем работников на медосмотр в данную медицинскую организацию для прохождения медицинского осмотра. Так как медицинских осмотров два вида, рассмотрим подробно каждый из них.

6.1 Н аправляем работника на предварительный медосмотр.

Кандидату, успешно прошедшему психиатрическое освидетельствование, под роспись выдается направление на предварительный медицинский осмотр. В направлении обязательно указываются пункты приказа 302н, по которым он должен пройти медосмотр

Выдача направлений фиксируется в журнале. Самый удобный вариант — это заведение отдельного журнала под каждый вид мероприятия.

После прохождения предварительного медосмотра в медоучреждении работнику выдадут заключение, подписанное председателем медицинской комиссии. С данным документом кандидат направляется в отдел кадров, и если никаких противопоказаний не выявлено, то его оформляют в штат организации. Теперь все последующие медицинские осмотры буду для него уже периодическими.

6.1 На правляем работника на периодический медосмотр.

В отличие от предварительного, сроки такого медосмотра можно спланировать, так как пункты приказа 302н имеют свою периодичность. В связи с этим, работодатель в конце каждого года составляет календарный план прохождения сотрудниками периодических медицинских осмотров. Составляется он таким образом, чтобы сроки действия текущего медосмотра не нарушались. Работодатель организовывает ознакомление работников с утвержденным календарным планом.

Уполномоченное работодателем лицо при приближении даты прохождения периодического медицинского осмотра выдает работнику направление. Данная выдача фиксируется в журнале под роспись. Обратите внимание, что работодатель обязан освободить от работы сотрудника в день прохождения им медосмотра, с сохранением заработной платы. Не допускается направлять работника на медосмотр в его выходной.

После прохождения предварительного осмотра составляется заключение. Заключительный акт составляется на специальном бланке. Периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключения, в котором указывается наличие или отсутствие противопоказаний для дальнейшей работы.

В конце каждого года, работодатель должен забрать в медицинской организации заключительный акт периодического медицинского осмотра.

По итогам обследования медучреждение обобщает его результаты и совместно с территориальным органом Роспотребнадзора и представителями работодателя составляет заключение.

Медицинская организация предварительно обобщает имеющиеся результаты, вносит их в заключение и вместе с отчетом о выполнении рекомендаций предыдущего профосмотра, календарным планом и списками работников отправляет в адрес территориального органа Роспотребнадзора для рассмотрения.

Надзорное ведомство, в свою очередь, анализирует все предоставленные сведения, при необходимости формирует рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий на предприятии и рассматривает отчет об исполнении предыдущих рекомендаций. При отсутствии замечаний заключительный акт оформляется медицинским центром и подписывается участвующими сторонами в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания процедуры проведения периодических медицинских осмотров. Документ утверждается председателем врачебной комиссии, заверяется печатью, распечатывается в четырех экземплярах и направляется в течение 5 календарных дней:

  • работодателю;
  • территориальному органу Роспотребнадзора;
  • местному центру профпаталогии.
  • Оставшийся экземпляр хранится в медцентре на протяжении 50 лет.

В случае, если работники не прошли обследование по своей вине либо если было выявлено их несоответствие установленным нормам, то это должно быть зафиксировано в заключении (обычно в разделе «Рекомендации работодателю»). При этом допуск таких сотрудников к выполнению трудовых обязанностей возможен только после прохождения ими профосмотра или повторного обследования соответственно.

После того, как вы направили всех работников на все необходимые исследования, необходимо контролировать периодичность, и не допускать нарушения сроков прохождения периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований. Направляйте сотрудников на данные мероприятия заблаговременно, учитывая сроки подготовки медицинскими учреждениями необходимых документов. Осуществлять контроль позволит правильное составление календарных планов и тщательный контроль за сроками мероприятий.

Что делать, в случае выявления у работника противопоказаний?

Если противопоказания выявлены у кандидата в ходе предварительного медицинского осмотра, то работодатель не принимает такого работника в штат.

В случае действующих сотрудников ситуация немного иная. В соответствии с действующим законодательством, а именно статье 73 ТК РФ, в случае выявления у работника противопоказаний, с его письменного согласия работодатель обязан перевести его на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 8 статьи 77 ТК РФ основанием для прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы. В том числе, пункт 5 ст. 83 ТК РФ предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

В ходе их прохождения некоторые сотрудники могут быть направлены на так называемое дообследование. Делается это в тех случаях, когда у врачей есть подозрения на наличие противопоказаний у работника, однако для точного определения диагноза исследований в рамках проводимого медосмотра недостаточно и требуются дополнительные. В данном случае работодатель обязан оплатить (если это потребуется) все необходимые медицинские обследования работника (согласно направлению медицинской организации) и сохранить за ним место работы (должность), а, также, средний заработок на время прохождения данного дополнительного обследования.

Читайте также:  Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

Штрафы за непроведение медосмотров

В том случае, если процедура организации медицинских осмотров нарушена, то согласно положениям статье 5.27.1. КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда», работодателю грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 15 000 до 25 000 рублей
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей

Обратите внимание, что данном случае штрафы могут суммироваться за каждое такое выявленное нарушение. Таким образом, если в организации не пройдут медицинский осмотр 10 человек, Вам грозит штраф порядка 1 300 000 рублей, а также приостановка деятельности на срок до 90 дней, так как нарушения будут считаться повторными (пункт 5 КоАП РФ Статьи 5.27.1.). На практике такое случается крайне редко, однако исключать такую вероятность не стоит.

Подводя итог рассмотрения процедуры проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, можно сделать вывод, что данное мероприятие является важным инструментом в организации безопасной деятельности организации. Помимо предотвращения негативных ситуаций, оно позволяет отслеживать состояние здоровья сотрудников в ходе их трудовой деятельности и на ранних стадиях предотвратить развитие профессиональных заболеваний.

В этой статье мы подробно разобрали, что такое предварительные и периодические медицинские осмотры, в каком случае периодический осмотр является завершенным, какие документы требуются для реализации данных процедур.

Субсидии бюджетным организациям на иные цели: что изменится с 2021 года

Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса — от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования — станет больше.

Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований [1] . В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать:

  • цели, условия и алгоритм предоставления субсидий;
  • сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах;
  • формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии.

Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы).

Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на:

  • капремонт недвижимого имущества;
  • приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.;
  • финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС (такие цели установили в Свердловской области) [2] .

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий.

Так, комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга [3] утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм. Аналогичный подход выбрали в Ростовской области [4] : большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай [5] . В качестве обоснования может выступать:

  • информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
  • либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия — рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований).

В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.

В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом [6] . В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод — расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);
  • метод индексации — объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;
  • нормативный метод — расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований — в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);
  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму [7] , утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.

Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться.

Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей.

Например, в Свердловской области (см. сноску 2) решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области [8] установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение. В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

Сейчас органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие — в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

[1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.

[2] Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели» (с последующими изменениями).

[3] Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р «Об утверждении порядков предоставления субсидий на иные цели в 2020 году».

[4] Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509 «Об утверждении Порядка определения объема и условиях предоставления из областного бюджета государственным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству здравоохранения Ростовской области, субсидий на иные цели» (с последующими изменениями).

[5] Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Республики Алтай, на иные цели».

[6] Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п «Об утверждении Порядка расчета объема субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Свердловской области, на иные цели».

[7] Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

[8] Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».

Ссылка на основную публикацию