Изменение налоговой ставки НДС в России при реализации продовольственных товаров

Какие ставки НДС применять в 2021 году

Какие ставки НДС действуют в 2021 году? Произошло ли опять повышение ставки НДС? Приведем таблицы со ставками НДС и комментариями.

Повышение ставок НДС с 2021 года

Последнее повышение НДС произошло с 2019 года. Тогда основную ставку НДС подняли с 18 до 20 процентов. Это повлекло за собой множество последствий (в частности, увеличение стоимости некоторых товаров).

Однако с 2021 года основные ставки НДС сохранены. Да, изменения по НДС с 2021 года довольно много. Но они не затронули основные ставки. Подробнее об этом см. “Как поменялся НДС с 2021 года“.

Основные ставки НДС в 2021 году

В 2021 году для расчета НДС действуют несколько основных ставок – 20%, 10% и 0%, и несколько расчетных ставок – 20/120, 10/110 и 16,67%, которые используются в зависимости от вида операции:

Ставка 20% процентов

Это общая ставка, которая применяется к большинству операций (п. 3 ст. 164 НК РФ). По этой ставке облагайте операции, которые не указаны в Налоговом кодексе РФ как основания для применения других ставок.

Ставка 10 процентов

Ставка, по которой налог начисляется при ввозе и реализации отдельных товаров, а также при реализации отдельных услуг. В п. 2 ст. 164 НК РФ указаны товары и услуги, а в перечнях, утвержденных Правительством РФ, – коды товаров. Например, эта ставка применяется при реализации продовольственных или медицинских товаров (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Ставку 10% можно назвать пониженной. Она используется при ввозе и реализации социально значимых товаров, а также при реализации отдельных услуг.

Ставка 0% процентов

Применяется при экспорте, международных перевозках и других операциях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Ставки 20/120 или 10/110

Это расчетные ставки, которые используются в случаях, когда налоговая база включает НДС. Основные случаи перечислены в п. 4 ст. 164 НК РФ. Например, получение авансов, удержание НДС налоговым агентом. Расчетная ставка 20/120 либо 10/110 применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция.

А отличатся друг от друга расчетные ставки 10/110 и 20/120 размером НДС, которым облагается тот или иной товар (операция). Если была льготная ставка 10%, то в расчет идет первый вариант. Если 20 процентов, то второй.

Ставка 16,67%

Особая расчетная ставка, которая применяется только в двух случаях: при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и при оказании иностранными компаниями физическим лицам услуг в электронной форме (п. 4 ст. 158, п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

Таблица с основными ставками НДС 2021 года

Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:

СтавкаОбласть применения
0%· Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.
· Международные перевозки.
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.
10%· Реализация продуктов питания.
· Реализация товаров детского назначения.
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.
20%Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории

Таблица со всеми ставками НДС на 2021 год

В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.

Ставка НДС – 0 процентов

1) вывезены в таможенной процедуре экспорта;

2) помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

3) вывезены в таможенной процедуре реэкспорта. Нулевая ставка применяется, если ранее эти товары были помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Нулевую ставку можно применять и при вывозе продуктов переработки или отходов, которые образовались в процессе переработки;

1) по перевозке экспортируемых или реэкспортируемых товаров. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

2) перевозке экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

1) международных перевозок, в том числе перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

2) перевозки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

3) перевозки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, на территорию другого иностранного государства.

подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

1) для международных перевозок, в том числе для перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

2) для транспортировки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России;

3) для транзитных железнодорожных перевозок товаров через территорию РФ из одного иностранного государства в другое.

подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

1) с перевозкой экспортируемых или реэкспортируемых товаров. При этом на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

2) перевозкой экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

3) транзитной перевозкой товаров через территорию России.

– вывозимых за пределы России (в том числе на территорию стран – участниц ЕАЭС);
– помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

Нулевую ставку могут применять только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

– с континентального шельфа;
– из исключительной экономической зоны;
– с российской части (сектора) дна Каспийского моря.

– иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
– сотрудниками этих представительств и проживающих вместе с ними членов семьи.

Изменение налоговой ставки НДС в России при реализации продовольственных товаров в 2019 году

1 января 2019 года в законе Российской Федерации от 03.08.2018 №303-ФЗ произошли изменения. Перемены коснулись налога на добавленную стоимость (НДС), который повысился с 18% до 20%.

  • Разновидности налога на добавленную стоимость
  • Налоги при реализации продовольственных товаров

В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса организация к стоимости своего выпускаемого товара обязана добавить сумму, которая по новой налоговой ставке равна уже 20%. На тех же условиях пока осталось применение НДС 10%. Условия, которые освобождают налогоплательщика от данного налогового вычета, также пока остались прежними.

Разновидности налога на добавленную стоимость

По состоянию на 1 марта 2019 года в 164 статье Налогового кодекса Российской Федерации установлено три ставки на добавленную стоимость: 20%, 10% и 0%. Реже применяются расчетные ставки: 20/120, 10/110 и 16,67%:

  1. Налог 20% чаще всего устанавливается в документах по налогообложению. Иногда в ходе одной сделки используются несколько различных ставок. В этом случае необходимо установить размер ставки для каждой конкретной операции.
  2. Налог 10% называют сниженным. Он проставляется в документах при изготовлении и продаже социальных товаров и услуг.
  3. Налог 0% рассчитывается только для сделок по перевозке пассажиров и багажа, а также экспорту товаров.

Расчетные ставки 10/110 и 20/120 указываются в документах, если налог удерживается специализированным учреждением – налоговым агентом, который и перечисляет процент в бюджет. Исчисление налоговых сумм по данным показателям также допустимо, когда обязательства по уплате налога передается как имущественное право (п. 4 ст. 164 НК РФ). При этом выбор соответствующей ставки 10/110 или 20/120 зависит от размера НДС, на который приходится услуга или товар.

Так, если использовался процентный показатель 10, то применяется 10/110, а если в налоговых документах это значение равно 20%, то 20/120.

Тот же самый процент рассчитывается в процессе продажи предприятия как имущественного комплекса (п. 5 ст. 174.2, п. 4 ст. 158 НК РФ).

Налоги при реализации продовольственных товаров

Какой процент НДС будет установлен в процессе изготовления и продажи продтоваров, зависит от особенностей деятельности компании и конкретного вида товара. Существуют три варианта налогообложения для пищевых товаров:

  • НДС 0%;
  • НДС 10%;
  • НДС 20%.

Освобождение от уплаты налога получают следующие организации:

  • осуществляющие производство или реализацию продуктов питания в столовых общеобразовательных и медицинских учреждений (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализующие продукцию за пределы Российской Федерации (п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работающие по ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • совершающие свою деятельность по упрощенной системе налогообложения, исключая суммы от посреднических и импортных сделок (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Практически весь список социальной корзины входит в установленный налоговым законодательством перечень льготных продуктов:

  • мясо и мясопродукты. Исключаются копчености, консервы и деликатесы;
  • яйца;
  • рыба, море- и рыбопродукты. Исключаются рыбные деликатесы и ценные виды рыб;
  • хлеб и хлебопекарные изделия;
  • молоко и молочные продукты;
  • растительные масла и маргарин;
  • зерно, крупы и продукты их переработки;
  • мука и макаронные изделия;
  • овощи;
  • питание для детей;
  • питание людей, страдающих от сахарного диабета;
  • сахар и соль.

Изготовление и сбыт всех остальных пищевых товаров проводят по НДС 20%. Повышенный налоговый процент проставляется в документах также в том случае, если организация не смогла подтвердить обоснованность получения льгот.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, в 2021 году

  • В каких случаях НДС с 1 января 2021 года составляет 10%
  • Изменения в списке продуктов и детских товаров в 2020-2021 годах
  • Итоги

В каких случаях НДС с 1 января 2021 года составляет 10%

Для налога на добавленную стоимость в России действует несколько ставок. В 2021 году их величина составляет 0%, 10% и 20% (пп. 1-3 ст. 164 НК РФ). Разница между ними обусловливается:

  • привязкой к деятельности определенных видов, в большинстве своем предусматривающих при ее ведении пересечение границ России — для ставки 0%;
  • предоставлением льготных условий обложения налогом по ряду товаров и некоторых услуг — для ставки 10%.

Ставку 20% надлежит использовать во всех прочих ситуациях, если они не требуют применения расчетной ставки (производной от 10% или 20%), при которой налог вычисляется от суммы, включающей в себя его величину (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В каких же случаях действует НДС 10 процентов? По состоянию на 01.01.2021 НДС 10% относится (п. 2 ст. 164):

  • к ряду продовольственных товаров, в том числе:
    • к живым скоту и птице;
    • получаемому от них мясу и продукции, изготовленной с использованием этого мяса (кроме деликатесов);
    • продуктам, возникающим в процессе жизнедеятельности скота и птицы (молоку, яйцам) и создаваемой на их основе продукции;
    • маслу растительному, за исключением пальмового масла, которое с 01.10.2019 облагается НДС по ставке 20% (закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ);
    • маргарину и жирам специального назначения;
    • сахару и соли;
    • хлебу, крупам, муке, макаронным изделиям;
    • живой рыбе и морепродуктам (кроме деликатесов) и создаваемой из них продукции;
    • продуктам, производимым для детей и диабетиков;
    • овощам, включая картофель;
    • с 01.10.2019 — фруктам и ягодам, включая виноград (закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ);

В применении ставки 10% к фруктам и ягодам есть некоторые нюансы. Читайте о них в Обзоре от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • товарам, предназначаемым для детей:
    • к трикотажным изделиям;
    • одежде швейного производства (кроме изделий из натуральной кожи и натурального меха, за исключением овчины и кролика);
    • обуви (кроме спортивной);
    • кроватям, матрацам, коляскам, подгузникам;
    • игрушкам и пластилину;
    • канцтоварам, предназначенным для обучения и развития;
  • лекарствам и изделиям медицинского назначения (кроме освобождаемых от налога);

О том, как облагается НДС реализация медицинского оборудования и медикаментов, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

  • перевозкам, осуществляемым по воздуху внутри России (кроме облагаемых по ставке 0%).

По видам (применительно к кодам этих видов) приведенные в этом списке товары конкретизируются в постановлениях Правительства РФ:

  • от 31.12.2004 № 908 — в отношении продтоваров и товаров для детей;
  • от 15.09.2008 № 688 — по медицинским товарам;
  • от 23.01.2003 № 41 — в отношении печатной продукции.

Поэтому для поиска ответа на вопрос: «На какие товары применяется НДС 10 процентов в 2021 году?» — следует обращаться не только к действующей редакции НК РФ, но и к актуальным редакциям этих постановлений, имея при этом в виду, что текст первого из документов (постановления № 908) в течение года дважды обновлялся.

Изменения в списке продуктов и детских товаров в 2020-2021 годах

С 01.07.2020 по ставке 10% облагаются ввоз и продажа некоторых молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира. Так, в перечень продовольственных товаров, при продаже которых налог нужно платить по ставке 10%, внесены следующие молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира:

  • напитки, коктейли и кисели;
  • желе, соусы, кремы, пудинги, муссы, пасты и суфле;
  • консервы сгущенные.

Кроме того, по пониженной ставке должна облагаться и реализация молокосодержащего мороженого. Эти изменения предусмотрены постановлением Правительства от 09.03.2020 № 250.

В 2019 году изменения в постановление № 908, содержащее перечень облагаемых НДС 10 процентов продуктов и товаров для детей, внесены постановлениями Правительства РФ:

  • от 30.01.2019 № 58 (начало действовать с 09.02.2019) — им в список продуктов добавлены филе рыбы и прочее рыбное мясо (включая фарш) в свежем и охлажденном виде;
  • от 06.12.2018 № 1487 (начало действовать с 01.04.2019) — здесь список поправок достаточно широк.

Чего конкретно касается обновление в списке товаров с НДС 10 процентов — на какие именно продукты и детские товары оно распространяется? Полный перечень изменений таков:

  • в части продтоваров:
    • для живых скота и птицы добавлено указание о том, что к льготируемым не относятся их племенные виды;
    • для жиров и масла животного происхождения, а также для пальмового, кокосового, пальмоядрового бабассу и иных растительных масел исключена пометка о предназначении их для пищевых целей;
    • для супов и бульонов, приготовленных на мясе, уточнено, что к ним не относятся не только овощные, но и иные, не содержащие мяса;
    • к числу животных, исключаемых из состава потребителей кормов вареных, добавлены декоративные грызуны и рептилии;
    • уточнено, что из числа льготируемых исключаются также прочие виды пищевого льда;
    • в список внесены инкубационные яйца, за исключением племенных;
    • детализирован состав продуктов для кормления животных, а в число тех, кто исключается из состава их потребителей, добавлены декоративные грызуны и рептилии;
    • уточнены коды для лука репчатого и луковичных овощей, а также для прочих овощей;
  • в отношении товаров для детей:
    • существенно расширен перечень льготируемых трикотажных и швейных изделий за счет добавления в текст описания определения «аналогичные»;
    • чулочно-носочные изделия привязали к росту ребенка;
    • к перчаткам, рукавицам и митенкам добавились варежки;
    • путем добавления предлога «до» уточнен размер одеял, постельного белья, кроватей и матрацев;
    • в списке обуви появилась имеющая верх из резины;
    • к числу кроватей добавлены люльки и кровати-манежи;
    • в отношении колясок возникло уточнение об ограничении их технической оснащенности заводской комплектацией;
    • существенно расширен перечень игрушек для катания детей за счет включения в список квадроциклов и других подобных им изделий;
    • уточнены коды для кукол, изображающих людей, и их принадлежностей;
    • к пластилину добавились иные материалы для лепки и идущие с ними в комплекте принадлежности, необходимые для этого процесса;
    • детализированы коды для подгузников.

Таким образом, за счет изменений 2019 года перечень товаров со ставкой НДС 10 процентов расширился.

Итоги

Ставка НДС 10% относится к числу льготных и применяется к товарам, указанным в НК РФ, но с кодами видов продукции, упоминаемыми в специальных постановлениях Правительства РФ. В п. 2 ст. 164 НК РФ, а также в одно из указанных постановлений (№ 908) в 2019-2020 годах внесены изменения, расширившие перечень товаров, реализуемых с пониженной ставкой.

Изменение налоговой ставки НДС в России при реализации продовольственных товаров

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 октября 2019 г. N 03-07-07/83320 О применении ставки НДС при реализации и (или) ввозе на территорию РФ фруктов и ягод (включая виноград)

Вопрос: Руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), просим дать разъяснения по вопросу применения с 01.10.2019 ставки НДС в размере 10% для операций по реализации на территории РФ фруктов и ягод (включая виноград).

Так, в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ для отдельных видов продовольственных товаров предусмотрено налогообложение НДС по налоговой ставке 10%.

С 01.10.2019 г. Федеральным законом от 02.08.2019 г. N 268-ФЗ внесены изменения в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с которыми в группу продовольственных товаров, операции по реализации которых на территории РФ облагаются НДС по пониженной ставке 10 процентов, включены также фрукты и ягоды (включая виноград).

Последним абзацем п. 2 ст. 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности – ТН ВЭД) определяются Правительством РФ.

На основании данной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее – Постановление N 908) утверждены следующие перечни кодов видов продовольственных товаров:

– Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее – Перечень ОКПД);

– Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее – Перечень ТН ВЭД).

Как указывал Минфин России в многочисленных письмах (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-07-07/1527, от 12.01.2018 N 03-07-07/810, от 27.11.2017 N 03-07-07/78204, от 03.07.2018 N 03-07-07/45913), организация вправе применять налоговую ставку по НДС в размере 10% при реализации продукции, указанной в приведенных перечнях. В отношении же реализации продукции, не включенной в них, применяется ставка 18 процентов (в действующей редакции НК РФ – 20%).

В письме Минфина России от 20.08.2019 N 03-07-07/63683, например, указано: “Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по НДС в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. В отношении реализации продукции, не включенной в Перечни, применяется ставка 20 процентов”.

14.03.2019 года судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации вынесла Определение Верховного суда от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119.

В указанном определении содержится вывод, что Для целей применения ставки НДС в размере 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП (ОКПД2), установленным Правительством Российской Федерации. Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не коду ОКП (ОКПД2) (аналогичная информация отражена в письме Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25566).

В письме Минфина России от 20.08.2019 N 03-07-07/63676 указано:

“В целях определения конкретных кодов видов фруктов и ягод (включая виноград) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), в отношении которых с 1 октября т.г. будет применяться пониженная ставка НДС, в настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 “Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов”.

Однако утвержден данный проект так и не был.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями 2 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 34.2 НК РФ, ООО просит Минфин России разъяснить следующее:

Правомерно ли с 01.10.2019 применять пониженную ставку НДС в размере 10% в отношении операций по реализации на территории РФ фруктов и ягод (включая виноград), введенных в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ с 01.10.2019 г., но без включения кодов реализуемых товаров в Перечень ОКПД на указанную дату?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения ставки налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 268 ФЗ “О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 268-ФЗ) подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.

В настоящее время в целях реализации Федерального закона N 268-ФЗ Минсельхозом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908”.

Данным проектом постановления предусмотрено распространение действия постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.

Заместитель директора ДепартаментаН.А. Кузьмина

Обзор документа

Согласно изменениям в НК при реализации и (или) ввозе в Россию фруктов и ягод (включая виноград) применяется ставка НДС 10%.

Минфин сообщает, что готовятся изменения в правительственный перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%. Поправки будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 г.

Применение новых ставок НДС: не все так просто

Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала

Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ внес коррективы в НК РФ, благодаря которым изменены налоговые ставки НДС: при продаже фруктов и ягод (включая виноград) теперь (с 01.10.2019) применяется пониженная (10 % вместо 20 %) ставка налога, а при реализации пальмового масла, напротив, повышенная (20 % вместо 10 %). Однако для 10 %-й ставки есть обязательное условие: конкретные коды должны быть включены в правительственный перечень, но с его обновлением и случилась заминка. В итоге возникли многочисленные вопросы. Вправе ли таможенники проводить таможенное оформление фруктов по прежней ставке? Могут ли при таких обстоятельствах торговцы применять пониженную налоговую ставку НДС? На что еще обратить внимание? Ответы – в статье.

Реализация пальмового масла.

С 01.10.2019 применяется повышенная ставка НДС.

В пункте 2 ст. 164 НК РФ перечислены товары и услуги, реализация которых подлежит льготному налогообложению.

В этом же пункте сказано, что коды видов продукции, перечисленных здесь, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2),
а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 утверждены:

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых НДС по ставке 10 % при реализации (далее – Перечень ОКПД 2);

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10 % при ввозе на территорию РФ (далее – Перечень ТН ВЭД).

До недавнего времени реализация пальмового масла облагалась по налоговой ставке НДС 10 %.

Федеральный закон № 268-ФЗ исключил этот продукт из абз. 6 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, соответственно, с 01.10.2019 к его реализации применяется ставка НДС базовая – 20 %.

Предварительная оплата.

Если продукт оплачен предварительно до указанной даты, «авансовый» НДС с полученной суммы рассчитывается по ставке 10/110 (абз. 2 п. 1 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 167, п. 8 ст. 171 НК РФ). Соответствующие данные продавец заносит в книгу продаж (п. 3 и 17 Правил ведения книги продаж).

Предъявленный продавцом налог (абз. 2 п. 1, 3 ст. 168, п. 5.1, 6 ст. 169 НК РФ) покупатель вправе заявить к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ).

В момент отгрузки (с октября 2019 года и далее) продавец исчислит НДС по ставке 20 % (п. 3 ст. 164, п. 14 ст. 167 НК РФ), при этом заявит к вычету «авансовый» НДС по ставке 10/110 (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ, п. 22 Правил ведения книги покупок). Покупатель, в свою очередь, учтет в составе вычетов «входной» НДС по ставке 20 % и восстановит «авансовый» НДС по ставке 10/110 (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Но поскольку сумма налога по сделке из-за изменения ставки меняется, стороны могут договориться о доплате налоговой разницы. Во всяком случае именно такие рекомендации давала ФНС в Письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ для схожей ситуации: повышения с 01.01.2019 базовой ставки.

Важный момент: если между сторонами возникают разногласия, обязательно нужно обращать внимание на то, как установлена цена договора. Если она установлена с указанием:

«цена, кроме того НДС» – дополнительные затраты несет покупатель. Компенсировать доплату он сможет при наличии права на вычет;

«цена, в том числе НДС» (или просто «цена») – повышение ставки оплачивает продавец, если не договорится с покупателем об увеличении цены.

Вопросы импортеров.

Итак, в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ пальмовое масло с 01.10.2019 не числится, вместе с тем в Перечне ТН ВЭД оно осталось (соответствующие коррективы на 01.12.2019 еще не внесены).

Вероятнее всего, данный факт не станет препятствием для взимания таможенниками «ввозного» НДС по ставке 20 % (ведь нормы Налогового кодекса на основании п. 1 ст. 4 имеют приоритет над подзаконными актами, в том числе над постановлениями Правительства РФ). Начисление этого налога в отчетности не отражается; вычет будет произведен в сумме уплаченного (20 %-го) налога и отражен в декларации по НДС в строке 150 «Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров…» разд. 3.

Но не станет ли это при формальном подходе поводом для снижения вычета?

Надеемся, что нет. Чтобы заявить вычет по НДС, в книге покупок нужно зарегистрировать документы, которые подтверждают уплату «ввозного» НДС на таможне (Письмо ФНС России от 22.02.2019 № СД-4-3/3108). И если НДС при ввозе пальмового масла уплачен по базовой ставке, эту сумму можно легко подтвердить, значит, и проблем с вычетом быть не должно.

Реализация фруктов и ягод: пониженная ставка под вопросом.

О проекте перечней

Федеральным законом № 268-ФЗ не предусмотрено специальных правил применения ставки НДС пониженной в отношении фруктов и ягод (включая виноград). Следовательно, по факту отгрузки после 01.10.2019 НДС исчисляется по ставке 10 %, а при получении предоплаты (также после 01.10.2019) – по ставке 10/110.

Однако для применения пониженной налоговой ставки НДС нужно, чтобы код продукции соответствовал тому, что указан в правительственном перечне.

Для применения ставки НДС 10 % достаточно, чтобы реализуемый в России товар был поименован хотя бы в одном из перечней (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, письма Минфина России от 06.05.2019 № 03-07-14/32743, ФНС России от 15.05.2017 № СД-4-3/8999@). Например, если код ввезенного товара не приведен в Перечне ОКПД 2, однако соответствует коду из Перечня ТН ВЭД, импортер вправе реализовать товар на территории РФ с применением ставки НДС 10 %.

Однако если в Перечне ТН ВЭД импортируемый товар отсутствует, но он есть в Перечне ОКПД 2, применять льготную ставку нельзя. Специалисты финансового ведомства в Письме от 11.04.2019 № 03-07-07/25566 делают на этом акцент, подкрепляя свой вывод Определением ВС РФ от 14.03.2019 № 305-КГ18-19119 по делу № А41-88886/2017.

В перечнях ОКПД 2 и ТН ВЭД коды видов фруктов и ягод (включая виноград) не приведены, а соответствующие коррективы, как было указано выше, еще не внесены.

Вместе с тем Минсельхоз совместно с финансовым ведомством (в целях реализации Федерального закона № 268-ФЗ) разработал проект изменений в Постановление Правительства РФ № 908: Перечень ОКПД 2 планируется дополнить разделом «Фрукты и ягоды (включая виноград)», включающим следующие позиции.

Код

Наименование

Фрукты тропические и субтропические (кроме бананов, включая плантайны, свежие)

Плоды цитрусовых культур

Плоды семечковых и косточковых культур

Семена плодовых культур

Ягоды и плоды растений вида Vaccinium

Плоды деревьев и кустарников прочие, не включенные в другие группировки

Рассада ягодных культур

Культуры плодовые и ягодные, включая черенки и отводки

Культуры плодовые семечковые

Культуры плодовые косточковые

Виноград (культура ягодная)

Культуры плодовые и ягодные прочие

* Для целей применения настоящей позиции следует руководствоваться как кодом ОК 034-2014, так и наименованием товара.

Перечень ТН ВЭД планируется дополнить разделом того же наименования «Фрукты и ягоды (включая виноград)».

Финики, инжир, ананасы, авокадо, куайява, манго и мангостан, или гарциния свежие

из 0804 10 000 0

из 0804 40 000 0

Цитрусовые плоды свежие

из 0805 10 800 0

апельсины прочие свежие

из 0805 21 000 0

мандарины (включая танжерины и сатсума) свежие

из 0805 22 000 0

из 0805 29 000 0

вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых свежие

из 0805 40 000 0

грейпфруты, включая помело свежие

лимоны (Citrus limon, Citrus limonum) и лаймы (Citrus aurantifolia, Citrus latifolia) свежие

из 0805 90 000 0

цитрусовые плоды прочие свежие

Арбузы, дыни и папайя свежие

Яблоки, груши и айва свежие

Абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы, терн, алыча (ткемали, вишнеслива) свежие

Земляника (клубника), малина, ежевика, смородина черная, белая или красная, крыжовник, клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium, киви, хурма, барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, ягоды дикорастущие свежие

из 0810 90 750 0

барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты свежие

ягоды дикорастущие свежие

Семена, рассада, корни, черенки и отводки фруктовых и ягодных культур (включая виноград)

корни, черенки и отводки плодовых деревьев (включая виноград), кустарников, кустарничков, семена и рассада ягодных культур

семена плодовых деревьев

Причем, как подчеркивает Минфин в письмах от 05.11.2019 № 03-07-14/85038, от 31.10.2019 № 03-07-14/84073[1], проектом предусмотрено, что обновленные перечни распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2019.

Предполагаем, что пониженную ставку можно применять до того момента, когда появятся соответствующие изменения в перечнях. Однако руководствоваться проектом, который еще может быть изменен, – неправильно. Иными словами, пока точно не известно, в отношении каких наименований и кодов фруктов и ягод (включая виноград) можно применять ставку НДС 10 %, безопаснее применять общую налоговую ставку НДС.

Предварительная оплата

Не исключено, что у налогоплательщика-продавца может сложиться следующая ситуация: аванс (условно 120 руб.) получен им, например, в сентябре, начислен «авансовый» НДС (в сумме 20 руб.), а отгрузка произведена в тот момент, когда точно известно, что в отношении этого товара применяется пониженная ставка НДС (110 руб., в том числе НДС – 10 руб.). Тогда возникает вопрос: какую сумму «авансового» налога заявить к вычету?

«Авансовый» НДС подлежит вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгрузки, с даты отгрузки соответствующих товаров, в оплату которых засчитывается ранее полученная оплата (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Следуя нормам НК РФ (в рамках предложенного примера), налогоплательщик сможет заявить к вычету с даты отгрузки товаров НДС в сумме 10,9 руб. (120 руб. х 10 / 110).

Вместе с тем известно, что применять вычеты по НДС, исчисленному с полученной предоплаты, в сумме, превышающей сумму налога, исчисленную в момент реализации товаров, можно на основании п. 5 ст. 171 НК РФ только в случае изменения условий соответствующего договора, согласно которым стоимость товаров уменьшается на сумму НДС, относящуюся к величине снижения ставки налога, и в случае возврата соответствующих сумм авансовых платежей покупателю.

Таким образом, возникшую разницу в сумме 9,1 руб. (20 – 10,9) можно заявить к вычету в случае, если стороны договора изменят условия, по которым стоимость товаров уменьшается на разницу в части НДС и эта разница возвращается покупателю.

Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли порядок применения вычетов по суммам НДС, исчисленным с авансовых платежей, в случаях изменения в последующих периодах условий налогообложения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Так, при получении с учетом НДС предварительной оплаты в счет расчетов за поставку товаров, стоимость которых в момент их отгрузки не подлежит налогообложению или освобождена от налогообложения, у налогоплательщика-продавца право на вычет по НДС, исчисленному и уплаченному с полученных авансовых платежей, возникает, только если в договор купли-продажи вносятся изменения, уменьшающие стоимость товаров на сумму НДС, а сумма излишне полученного налога в составе оплаты (частичной оплаты) возвращена покупателю (см., например, письма от 19.03.2015 № 03-07-14/14963, от 21.10.2013 № 03-07-07/43824, от 15.05.2012 № 03-07-07/51).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога по возвращенным авансовым платежам могут производиться в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата.

Если же после внесения в договор изменений стоимость товаров без учета НДС соответствует ранее установленной сторонами стоимости товаров с учетом налога, то сумма НДС, исчисленная при получении оплаты (частичной оплаты), вычету не подлежит.

В главе 21 НК РФ произошли изменения в отношении налоговых ставок НДС при реализации пальмового масла, а также фруктов и ягод (включая виноград). Однако возникли сложности с применением новых, в частности пониженных, ставок, так как соответствующие правительственные перечни своевременно не скорректированы. Надеемся, в ближайшее время этот вопрос будет решен.

[1] Аналогичные разъяснения представлены в письмах Минфина России от 30.10.2019 № 03-07-14/83477, № 03-07-14/83679, от 29.08.2019 № 03-07-07/83320.

Изменение ставок НДС в 2019 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2019 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, – повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2019, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 01.01.2019 производится изменение ставок НДС: основной налоговой ставки НДС – с 18 на 20 %, и расчетных ставок – с 18/118 на 20/120 и с 15,25 на 16,67 %.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %), то все-таки целесообразно уточнить:

  • сохранится ли цена договора в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) за счет уменьшения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, которая в указанном случае будет составлять уже не 100 000,00 руб., а 98 333,33 руб. (118 000,00 руб. х 100/120);
  • сохранится ли стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере 100 000,00 руб. при увеличении цены договора до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % – 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС – косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % – 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру – корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее – Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

– перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

– исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. – 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. – 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» – ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2019 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2019, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары – до 01.01.2019 или после.

Напомним, до 01.01.2019 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг – физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя – организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

От редакции. Приглашаем 22.11.2018 в 1С:Лекторий на лекцию «Изменение ставок НДС с 2019 года, вопросы переходного периода». Лектор – О.С. Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России. Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте 1С:ИТС .

Детальная инструкция по подсчету голосов на общем собрании собственников (ОСС) многоквартирного дома (МКД) в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2020 г. N 4751-ОГ/04 О требованиях к количеству голосов от общего количества голосов в многоквартирном доме для одобрения на общем собрании собственников условий договора управления

Вопрос: Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в МКД принимает решение об условиях договора управления МКД, в том числе о цене договора.

При этом ч. 1 ст. 46 ЖК РФ не содержит специальных требований к количеству голосов собственников на ОСС, необходимых для принятия этого решения. В связи с этим можно предположить, что для принятия соответствующих решений на ОСС достаточно простого большинства проголосовавших за выбор конкретной УК и размера тарифа голосов, при наличии кворума на ОСС в более чем 50% голосов.

В то же время, существует правовая позиция, высказанная специалистами Минстроя РФ в письме от 06.09.2019 г. N 32453-ОГ/04, о том, что решение об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно быть принято более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.

В связи с этим прошу пояснить, требуется ли, по мнению Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя РФ, более 50% голосов от общего количества голосов в МКД для одобрения на ОСС условий договора управления (в части тарифа на содержание и ремонт жилья).

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Таким образом, договор управления многоквартирным домом признается заключенным, если он подписан более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

При этом следует отличать количество голов собственников, необходимых для заключения договора управления, от количества голосов собственников, необходимых для достижения кворума для принятия решения реализации способа управления путем выбора управляющей организации и заключения договора управления.

Так, кворум для принятия решения о выборе способа управления и заключения договора управления достигается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

На основании вышеизложенного, договор управления заключается во исполнение решения о заключении договора управления при достижении кворума, предусмотренного частью 1 статьи 46 ЖК РФ для принятия такого решения.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Обзор документа

Минстрой указал, что договор управления многоквартирным домом признается заключенным, если он подписан более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

При этом следует отличать количество голосов собственников для заключения договора управления от количества голосов для достижения кворума для принятия решения о реализации способа управления путем выбора УК и заключения договора управления. Кворум достигается большинством голосов от общего числа голосов участвующих в собрании собственников.

Договор управления заключается во исполнение решения при достижении кворума.

Принятое на общем собрании решение является обязательным для всех собственников, в т. ч. для тех, кто не участвовал в голосовании.

Читайте также:  Брак – что это такое: правовое понятие, виды брачных отношений, обязанности супругов
Ссылка на основную публикацию