Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

Изъятие автомобилей и военный учет транспортного средства. Правда или вымысел.

Многие соцсети и разные новостные издания пестрят информацией о якобы грядущих конфигурациях в законы, связанные с военными действиями. Ходит масса слухов, что абсолютно все автомобили граждан страны, не имеющих отношения к воинскому учету, нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате, а уж в случае начавшихся военных действий практически все автомобили, не исключая легковые, можно будет чуть ли не конфисковать на законных основаниях у любого гражданина в военных целях. Разберемся, где вымысел, а где правда.

1. Что за новый закон, действует ли он сейчас.

Скорее всего, слухи начались с обсуждения проекта изменений в ныне действующий Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151, которым утверждается перечень и порядок учета транспортных средств, передаваемых обычными гражданами военным Российской Федерации.

То есть речь идет всего лишь о проекте изменений, не более того. А что такое проект? Проект это текст закона, который предлагается для принятия и подписания. Каждый день их предлагают большое количество, и только единицы принимают форму закона.

Таким образом, сегодня нового закона нет, согласно которому у людей в Российской Федерации отнимут все транспортные средства в случае войны или которым обяжут срочно поставить транспортные средства на учет. У законодателей возникла лишь очередная идея внести изменения, которые так и не были внесены. Стоит отметить, что приказы Минобороны вообще не относятся к категории именно законов, а являются подзаконными актами, которые лишь конкретизируют и детализируют предписания законов.

Даже в случае, если появляются новые проекты, а их может быть несколько разных вариантов одновременно, то совершенно не обязательно, что его примут и подпишут в установленном законом порядке.

Подытожим, на август 2019 года нового закона (приказа, постановления, указа и прочего), которым на граждан возлагалась бы обязанность передать в обязательном порядке свои легковые транспортные средства в случае военных действий государству или обязательно поставить на военный учет указанные, нет.

2. Какие же правила действуют сегодня?

Итак, с 1998 года действует Указ Президента России с последними изменениями в октябре 2015 года), которым утверждается положение о военно-транспортной обязанности граждан страны (http://base.garant.ru/179480/). Согласно указу, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного обеспечения транспортными средствами военных в Российской Федерации именно в период мобилизации и в военное время.

В перечень транспортных средств входят: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств по закону понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность действует уже с почти как 20 лет, заключается в том, что в военное время граждане и организации должны предоставить войскам, формированиям и органам те транспортные средств, которые применяются в этих формированиях и войсках. При этом гражданам выдаются документы, которые подтверждают предоставление ими транспортных средств. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению гражданами войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. В эти перечни входят:

L6– квадроциклы и квадрициклы,

M2 и M3– автобусы весом до 5 тонн и более,

N– все грузовые машины,

O– все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,

G– машины повышенной проходимости,

Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).

Исходя из изложенного выше, сделаем вывод, что правила, по которым граждане Российской Федерации обязаны передать транспортные средства в военное время войскам формирований существуют уже много-много лет. Категории M1, то есть легковые машины, граждан, в данном перечне нет. То есть, закон этот вовсе не новый, а давно существующий, о котором вдруг решили вспомнить под какую-то «горячую» тему средства массовой информации. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика в случае военных действий и при военном положении.

Обращает на себя в указанном перечне категория G. Согласно действующим правилам, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M (в том числе и М 1) и N, если они удовлетворяют таким требованиям, что в них имеется, к примеру хотя бы одна передняя и одна задняя ось, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один мехахнизм аналогичного действия, если они могут преодолевать подъем 30%, угол въезда должен быть не менее 25°, угол съезда должен быть не менее 20° и прочее.

3. Смогут ли у Вас изъять автомобиль, относящийся к категории легкового.

По действующему закону, нет Легковой автомобиль изъять не имеют права и в случае военных действий. Однако все проекты изменений на данную тему касаются именно автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, то есть внедорожников и кроссоверов. Понятие «изъятие» не корректно с точки зрения юриспруденции, так как само по себе изъятие является мерой административно-правового воздействия, выражающейся в принудительном лишении лица права пользоваться и распоряжаться своей вещью. В данном случае, имеется в виду все же временное пользование вещью, а именно автомобилем.

Вряд ли стоит беспокоиться владельцам малолитражек и «легковушек» с передним приводом. Опять же, повторимся, на данный момент, нет принятых и вступивших в силу новых изменений по поводу обязательного изъятия у граждан или организаций легковых автомобилей в случае военных формирований и военных действий.

4. В чем был смысл проекта изменений с идеей «передать легковой автомобиль военным».

Легковые автомобили граждан и организаций категории M1 не должны направляться в места, где идет война и активные боевые действия, предлагали те, у кого возникла идея дополнить список, указанный выше транспортных средств категорией M1.

Якобы обязанности предоставить для военных свой автомобиль должна возникнуть только в случае недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили обязательно будут возвращены их собственникам и владельцам, а в случае причинения ущерба транспортным средствам в результате военных действий, ущерб обязательно будет компенсироваться владельцам. Однако, не понятно, из каких именно источников и каким образом. Видимо, подразумевалось, что будет разработаны еще и правила оценки ущерба владельцу транспортного средства в случае использования указанно при военных действиях, так как методом оценки ущерба достаточно много.

5. Подведем итог.

Изменений в ныне действующие правила и законы нет. Обязанность по передаче транспортных средств определенных категорий вооруженным силам в случае военных действий существует очень давно. Легковые автомобили никуда не передаются в случае военных действий. Все проекты изменений, а их невероятное количество, пока не имеющих статус в установленном законом порядке принятых и подписанных, не стоят пристального внимания и не должны вызывать беспокойство. Однако, следить за законотворчеством все же следует.

Легковые автомобили граждан поставят на воинский учет

Перечень автомобильной техники, которая может быть передана армии в случае введения военного положения, планируется изменить. Новый приказ Минобороны предусматривает постановку на учет всех гражданских легковых автомобилей. Усилится и контроль за «переписью» машин. Предполагается, что информацию о транспорте, находящемся в собственности юрлиц, военным будут передавать не только ГИБДД, Гостехнадзор и Росстат, но и налоговая служба. Эксперты считают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся армии. В первую очередь в документе речь идет об отечественных внедорожниках.

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект «О внесении изменений в приказ министра обороны РФ от 14 марта 2014 года № 151» (документ имеется в распоряжении «Известий»). Новый документ вносит поправки в перечень транспортных средств, подлежащих учету в мирное время в военных комиссариатах. В проекте сказано, что в список будут включены автомобили категории технического регламента Таможенного союза «М1». В нее входят все легковые машины, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо водительского, не более восьми мест для сидения.

Сейчас проект приказа проходит процедуру межведомственных согласований и антикоррупционную экспертизу. Документ еще может быть серьезно переработан, в него могут внести существенные изменения.

Мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.

Как указывается в документе, техника поступит на вооружение вновь формируемых на военное время соединений и воинских частей. Предпочтение при мобилизации будет отдаваться внедорожникам отечественного производства. В первую очередь — автомобилям УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»).

Мобилизованная техника не будет направляться в район боевых действий. В проекте приказа также не идет речи об изъятии автомобилей у собственников. На гражданских машинах военнослужащие смогут передвигаться только до тех пор, пока в часть со складов резерва не прибудут штатные машины. Сразу после этого автомобили вернут владельцам, а собственникам выплатят компенсацию, которая рассчитывается, исходя из времени эксплуатации военными и полученных повреждений.

В мирное время техника, подлежащая мобилизации, будет находиться на строгом учете. В военкомате на каждый автомобиль заведут карточку технического состояния. В ней укажут, есть ли возможность эксплуатации транспортного средства без предварительного ремонта, каковы последние данные техосмотра и отметят наличие полиса ОСАГО.

В проекте приказа также говорится, что на воинский учет теперь будут ставить мобильные компрессорные и электрические станции, а также агрегаты электропитания. Они понадобятся армии для организации базовых полевых лагерей и электропитания систем вооружения.

Кроме того, Минобороны собирается усилить контроль за учетом автотранспорта. Информацию о легковушках и спецтехнике, находящихся в собственности юридических лиц, в военкоматы будут передавать не только территориальные органы и подразделения ГИБДД, Гостехнадзора и Росстата, но и Федеральной налоговой службой (ФНС), рассчитывают в военном ведомстве.

В Федеральной налоговой службе «Известиям» заявили, что «вопрос не относится к компетенции ФНС России».

В пояснительной записке к документу особо отмечается, что увеличение количества источников данных об автотехнике позволит повысить «достоверность предоставленной информации».

— У каждой российской воинской части есть утвержденная организационно-штатная структура, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Помимо численности личного состава, его вооружения, средств связи, в этих документах указывается и автомобильная техника. Если штатной техники нет в наличии, ее должны заменить другие образцы со схожими тактико-техническими данными. К примеру, по штату должен быть УАЗ-469. Если машины этого типа нет на военных складах, то ее заменяет военная «Нива». И только если не будет «Нивы», ее место займет мобилизованная гражданская машина.

Иностранные внедорожники с колесной формулой «4Х4» мобилизуют в крайнем случае. В число таких машин, кстати, попадают люксовые джипы. Например, Toyota Prado или VW Touareg.

— Вооруженным силам в первую очередь потребуются полноприводные внедорожники, – рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев. — Желательно отечественные, так как они знакомы личному составу. Обычные легковые машины мало пригодны для использования в военно-полевых условиях. До них дело не дойдет.

Владельцам обычных легковых автомобилей не стоит волноваться, согласен первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

— Нововведения никак не отразятся на мирной жизни автовладельцев, — пояснил «Известиям» Вячеслав Лысаков. — А в случае войны это будет тем более неактуально.

Как признался депутат, ему сложно представить, что легковой седан Lexus или Mercedes потребуется для военных целей.

В Советском Союзе существовала система мобилизации автотранспорта, при которой учитывались все машины, находящиеся на балансе предприятий народного хозяйства, и личные авто. В случае необходимости в армию отправились бы не только УАЗики лесников, но и представительские «Волги» различных организаций. Сегодня, согласно приказу Минобороны от 2014 года, мобилизации подлежат, например, автобусы, грузовики, прицепы, тракторы и другая техника.

Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон? Летом 2018 года во всех средствах массовой информации начала появляться информация о том, что парламентарии внесли изменения, касающиеся правил военного времени. Если верить данным, то теперь абсолютно все автомобили, даже принадлежащие гражданским, должны пройти регистрацию в военном комиссариате. В случае проведения в регионе военных действий, то машины могут попасть под изъятие. И это правило касается даже легковых машин.

Правда ли и начало действия

Можно сказать, что это правда, но только не все. Действительно о том, что планируется вносить изменения в приказ Министерства обороны под номером 151, даже подготовили проект закона. Название проекта «перечень технических средств, которые должны быть предоставлены в распоряжение военным силам Российской Федерации». Но стоит уточнить, что на сегодняшний день этот документ не имеет юридической силы и находится только в разработке.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Читайте также:  Как осуществляется получение выписки из ЕГРЮЛ на бесплатной основе и платные способы получения

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!


Потому, когда в разных новостных лентах или в прессе с желтым заголовком появляются статьи о том, что граждане России лишаться своих автомобилей в случае начала войны или о том, что теперь в обязательном порядке нужно регистрировать легковой автомобиль в военном комиссариате, не верьте – это не правда. Реальность состоит в том, что законодательный проект существует, он находится на доработке. Он действительно вносит корректировки в приказ Министерства обороны № 151. Однако, нет уверенности в том, что наступят факт, которыми пугают СМИ:

  • Не факт, что собственники будут обязаны проводить процедуру постановки на учет транспортные средства;
  • Нет уверенности. Что даже в случае регистрации военные смогут беспрепятственно отбирать машины у гражданских лиц;
  • Не факт, что предложенные корректировки будут доведены до конца. Это значит, что легковые автомобили останутся у своих собственников, даже в случае военных действий.

Но о чем, все-таки, идет речь в тех корректировках, предлагаемых законодателями?

Новый законодательный акт

Изменения связаны с исправлениями и дополнениями приказа, содержащего список транспортных средств, которые должны будут поставить на воинский учет. Напомним, что в старой версии приказа содержится транспорт, не использующийся в массовом порядке. Однако, после того, как изменения вступят в силу, в этом перечне окажутся и легковые автомобили

На сегодняшний день приказ № 151 содержит список машин определенных категорий:

  • Категория L6. Сюда относятся квадроциклами и квадрициклами;
  • Категории М2 и М3. Сюда относятся автобусы, масса которых либо ниже, либо выше 5 тонн;
  • Категория N, содержит грузовые машины разных классов;
  • Категория О. прицепы, которые используются к грузовикам, автобусам или мотоциклам;
  • Категория G. Могут забрать автомобили, у которых повышена способность проходить различные препятствия;
  • Использование специальной техники. Сюда относятся скорая помощь, тракторы, бульдозеры.

В указанный выше список, которые действует на сегодняшний день, после принятия проекта, будут добавлена еще одна категория транспортных средств М1. Это значит, что все легковые машины, где для сидения пассажиров можно выделить не больше 8 мест. Также учитывается масса транспорта – не больше 3,5 тонн.

Если проанализировать, то внесенный проект не является таким уж новым. Этот закон существует уже давно и только сейчас средства массовой информации подняли крик, как только узнали об изменениях в списках. Еще 20 лет назад владельцы внедорожников в России должны были после покупки сразу проводить регистрацию в отделениях военного комиссариата по региону. Только после получения специального документа можно было начинать процедуру постановки на учет в комиссариате.

Имеют ли право отбирать машину?

Согласно текста вносимых изменений, то да имеют. Стоит отметить, что машины с низким клиренсом, выпускаемые современным автопромом, будут интересовать военных в последнюю очередь. Основной упор закона делается на машины с высоким подъемом, имеющим полный привод при управлении. Это значит. Что под действие закона первыми попадут автомобили типа внедорожник и кроссовер. Такое уточнение делает и депутат, который является автором указанного проекта закона.


О том, что это будет изъятие, тоже не совсем корректно использовать это понятие. На сегодняшний день в законодательстве изъятие проводится только в рамках делопроизводства. Если рассматривать с точки зрения административного права, то здесь изъятию подвергаются бумаги, вещи. Но здесь нет транспортного средства. Также для того, чтобы обеспечить в деле доказательства, производят изъятие, однако, это делается не для обеспечения нужд государства.

Как будет работать закон после внесения корректировок

Нововведения, которые говорят о том, что военные в случае необходимости возьмут в пользование транспортное средств категории М1 (легковые авто), но на передовую легковые машины отправляться не будут. Это понятно, смысла от их использования нет. Однако, если в руки армии попадет кроссовер или внедорожник, то не исключена его отправка в места, где проходя активные бои. Основной целью будут машины марки Нива и УАЗ.

Согласно законопроекту изъятие будут проводиться только в случае острой нехватки военной техники или в случае ожидания указанной техники к местам проведения активных военных действий. После того, как острая необходимость в легковом автомобиле у военных пропадает, машина будет возвращено обратно собственнику. В случае повреждения автомобиля или его полного уничтожения, то со стороны государства будет произведена компенсация за повреждения или возвращена полная стоимость.

К сожалению, о том, как именно будет проходить выдача денежных средств, в законе не сказано. О том будет составлена калькуляция или другой способ неизвестно. Однако, если будут использовать единый расчет, то выплаченных денежных средств может не хватить на проведение ремонта поврежденного автомобиля. Также как их не хватит на покупку нового авто.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, про изъятие автомобилей и воинский учёт ТС. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

В 2018 году в социальных сетях и печатных изданиях появились новости о том, что правительство решило пересмотреть нормы военного времени. В этих поправках рассказывается, что все автомобилисты должны встать на учёт в военкомат. Согласно этому закону, если начнётся война, у граждан заберут их автомобили для введения военных действий.

Будет ли введён закон?

Министерство обороны на самом деле готовится сделать поправки в Приказ No151 “О перечне средств для предоставления вооружённым силам РФ”. Этот закон ещё не вступил в силу, его только готовятся выпустить.

То есть не нужно слепо верить кричащим заголовкам. Даже если законопроект начнёт работать, то нет гарантии, что:
правительство будет забирать все машины. Скорее всего, изъятия легковых автомобилей проводится не будет. И нет гарантии, что Дума вообще примет этот закон. Статья расскажет, о чём говорилось в этом проекте, и когда он может стать обязательным.

Содержание закона

Изменения в законодательстве касаются регистрации автомобилей. До 2019 года в список машин, подлежащих изъятию в случае военных действий, были включены только некоторые виды транспортных средств. Сейчас в этот список могут попасть и машины легкого типа.

В тексте 2019 года сказано, что изымать будут автомобили:

  1. Класса L6. Сюда относят все виды квадроциклов и квадрициклов;
  2. Класса M2 и M3. В этот класс входят все виды автобусов;
  3. К классу N относят все типы грузовых машин;
  4. К классу O относят все прицепы, относящиеся к транспорту;
  5. К классу G относят автомобили, имеющие повышенную проходимость;
  6. Специальные единицы транспорта.

В перечень планируют автомобили легкого типа. Условия для включения в список — автомобиль имеет меньше восьми сидений и весит меньше трёх с половиной тонн.

Этот законопроект не возник на пустом месте. Ранее существовали законы, позволяющие правительству пользоваться автомобилями, автобусами и специальной техникой, изъятой у граждан. Даже в недавнем прошлом владельцы внедорожников обязаны были регистрировать свои машины в военном комиссариате.

Какие автомобили будут забирать?

Первым делом будут изымать внедорожные автомобили. Министр обороны подчеркнул, что машины любого типа у граждан могут забрать лишь при ведении военных действий. Также скорее всего заберут машины типа УАЗ и вездеходы, у которых есть от восьми колёс. Министерство обороны сейчас занимается ведением изменения в существующий закон, изданный в марте 2014 года. Он находится под номером No151. В данный момент решение согласовывается с другими ведомствами и текущим правительством.

К перечню автомобилей, которые находятся на военном учёте, подпадут и транспортные средства типа М1. В эту категорию относят не только машины с небольшим количеством сидений, но и другие средства передвижений. Самый подходящий транспорт для ведения военных действий — это внедорожные отечественные автомобили. Например, УАЗ-439, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»). Но конечно заберут не только отечественные марки автомобилей. Мобилизируют скорее всего и Toyota Prado, VW Touareg, BMW X 5, Chevrolet Captiva, Suzuki Grand Vitara, Subaru Forester, Ford Explorer, Honda CR-V, Infiniti и другие. Нет гарантии, что под закон не попадут «Жигули».

В тексте закона написано, что все машины возвратят их собственникам сразу же после того, как военнослужащие обзаведутся другими машинами. Эти машины поступят из резервных запасов. Собственники могут рассчитывать на возмещение ущерба, если их машина была повреждена в результате военных действий. Размер компенсационных выплат зависит от того, какое количество времени эксплуатировался автомобиль, и насколько серьёзно был повреждён. Однако зарегистрировать машину в военном комиссариате могут и в мирное время. Предполагается, что у каждого автомобиля будет своя личная карта. И в ней будут содержаться информация о техническом осмотре, состоянии автомобиля и текущем полисе страхования.

Мобилизовать личные автомобили правительство может только в случае начала военных действий. Военное положение будет объявлено, если к государству будет проявлена внешняя агрессия, либо появится угроза нападений. В данный момент по законодательству мобилизовать могут только автомобили, относящиеся к классу грузовиков и автобусов.

Возможно ли изъятие легковых автомобилей?

Да, это возможно. Но это далеко не самое важное, о чём нужно тревожиться в случае войны.
К тому же, большинство современных машин представляют собой именно транспорт легкового типа. Эти машины вряд ли будут интересовать военные силы. Нужно отметить, что изымать будут автомобили, у которых повышенный клиренс. К этим автомобилям можно отнести внедорожники и кроссоверы. Именно об изъятии автомобилей этих категорий говорится в новом законодательстве.

Нужно будет ставить автомобили легкового типа на учёт?

Эту процедуру не называют присвоением имущества. Изъять вещи ил и документы могут только у человека, против которого возбуждено административное дело. Обычно эти предметы используют, чтобы доказать вину подозреваемого. Забирают автомобили только для обороны.

Порядок проведения процедуры

Вряд ли для ведения боевых действий будут использовать машины типа М1. В ведении военных действий не будет смысла использовать легковые машины, так как их характеристики не подходят для войны. Однако есть вероятность, что для войны будут использоваться внедорожники и кроссоверы. В законопроекте говорится именно о таких автомобилях. Например, об УАЗе и Ниве.

Однако забирать автомобили будут только в том случае, если в военных частях не будет хватать собственных средств. Или же забрать машину могут, если вся техника занята. Когда военные действия закончатся, все транспортные средства вернут их собственникам. За нанесение транспорту существенного ущерба владельцу должны будут выплатить денежное возмещение. Не указано каким образом правительство компенсирует причинённый транспорту ущерб.

Как встать на учёт?

Все владельцы автомобилей должны будут поставить свои машины на государственный учёт. Пока этого делать не надо. Но если правительство примет этот законопроект, то следовать ему нужно обязательно. На сегодня проект обсуждается в Думе и прорабатывается детально.

Возможно ли принудительное изъятие?

Каждый автомобиль должна будет сопровождать карточка, в которой сотрудники комиссариата укажут информацию о состоянии транспортного средства, и возможности использования автомобиля в результате военных действий. Карточку нужно будет обновлять после каждого технического осмотра и диагностики автомобиля.

Следует помнить, что сами граждане не обязаны регистрировать свою машину в военном комиссариате. Ни один гражданский правовой акт не содержит даже намёка на то, что владельцы должны зарегистрировать машины на случай войны.

Сотрудники военного комиссариата опрашивают сотрудников ГИБДД и вносят данные в соответствующие документы.

Что делать, чтобы комиссариат не забрал машину?

Иногда сотрудники комиссариата могут снять машину с учёта. Пункт восьмой Приказа No 151 говорит, что снять автомобиль с воинской регистрации могут в следующих ситуациях:

  1. Изменилось место жительства владельца машины. В этом случае машину всё равно будут учитывать, но уже в другом отделении ГИБДД.
  2. Машина была снята с регистрации в текущем отделении ГИБДД.
  3. Ели машина не попадает под текущее законодательства, то есть не включена в число подходящих для военного использования машин.

Выходит, что не могут забрать только ту машину, которая была снята с регистрации и не используется. Чтобы машину не забрали, придётся сделать её нерабочей. А на это далеко не каждый согласится.

Заключение

Не так уж страшно, если правительство будет использовать имущество граждан в военных целях. Тем более забирать будут не все авто, а только подходящие для ведения боевых действий. К ним можно причислить лишь некоторые виды машин. Большинству граждан не стоит беспокоиться о состоянии машины. Ясно, что в ход военных действий машины скорее всего пострадают. Но новый закон ясно сообщает о том, что нанесённый технике ущерб скорее всего будут компенсировать. И поэтому изъятие машин не так сильно отразится на гражданах.

  • О проекте
  • Справочник
  • Библиотека
  • Каталог компаний
  • Отзывы
  • Консультации
  • Задать вопрос
Читайте также:  Налоговая проверка ИП: виды, порядок проведения, документы, штрафы

Делитесь фотографиями и оценивайте фотографии других пользователей

Мы собрали подборку видео о ремонте и обслуживании автомобилей УАЗ

Что разрешат ГИБДД. Полный список нововведений 17:50, 26 декабря 2020 Версия для печати

Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.

Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут.

Забирать СТС у водителей

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС

Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.

«Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.

Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году. Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят. Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.

Проводить экспресс-тесты на алкоголь

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование

Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение. В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате. Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.

«Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов. — Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.

Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. «Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно. Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.

В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.

Конфисковывать автомобили

Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.

Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены. В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался. Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.

Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.

К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона.

Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.

Вскрывать автомобили (но не у всех)

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо. «Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.

Взимать долги по штрафам с иностранцев

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов. Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется. Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье

В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.

Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.

Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников

Карательная безопасность. ГИБДД будет изымать документы при любой неисправности авто

МВД продолжает закручивать гайки и усложнять требования к техосмотру. Теперь инспекторов ГИБДД хотят наделить новым правом – отбирать свидетельство о регистрации, если у машины будет неисправность. Даже малейшая поломка – неработающие фары или дворник – обернутся потерей документов. Появится новое понятие «внеочередного техосмотра», на который будут отправлять нарушителей. По идее, власти хотят повысить безопасность дорожного движения. Но к законопроекту есть вопросы, большая часть которых – о логике и справедливости.

Без тормозов и СТС

Сейчас по ст. 12.5 Административного кодекса инспектор ГИБДД выписывает штраф 500 рублей и отправляет авто на штрафстоянку, если у машины неисправны тормоза или рулевое управление. Если нарушения менее значительные, например, не горят фары или не работают поворотники, инспектор также выписывает штраф и отпускает водителя ехать дальше. Конечно, предварительно дав наставления о том, что неисправность нужно устранить.

Мелкие неисправности тоже могут обернуться потерей СТС. Фото: twimg.com.

По этой же статье есть более серьёзные нарушения, за которые не только выписывают штраф, но и лишают прав по этой статье. Однако МВД считает, что действующих санкций недостаточно, и предлагает ужесточить законы «О безопасности дорожного движения», «О госрегистрации транспортных средств» и «О техосмотре», пишет «Коммерсант».

Читайте также:  Необходимая спецодежда и средства индивидуальной защиты, которые должны быть в организации – обеспечение работников
Итак, что хочет сделать МВД:
  • если инспектор выявит любую неисправность на дороге, от неработающих фар и «аварийки» до разных шин на одной оси или внесения изменений в конструкцию авто, то запретит эксплуатацию транспортного средства;
  • по ст. 12.5 КоАП составят протокол, а действие диагностической карты приостановят;
  • в течение 72 часов водитель должен исправить поломку и пройти «внеочередной техосмотр» – такое понятие появится в законе о ТО;
  • станция техосмотра подтвердит, что неисправность устранили, внесёт сведения в базу ГИБДД, и запрет снимется автоматически.

Если водитель проигнорирует новые требования, ГИБДД изымет свидетельство о регистрации транспортного средства. Тогда с машиной практически ничего нельзя будет сделать: ни поставить на учёт, ни внести изменения в документы. А за вождение без СТС налагается штраф 500 рублей по ст. 12.3 КоАП.

Возникают следующие вопросы:
  1. Что будет с ОСАГО на время «заморозки» диагностической карты? Ведь по закону страховка недействительна без техосмотра. Значит, если водитель с «замороженной» картой попадёт в аварию и будет виновником, у страховщика появится право регрессивного требования. То есть, страховая оплатит убытки пострадавшему и потребует у виновника компенсацию расходов.
  2. Как автомобиль доставят до станции техосмотра или места ремонта, если его эксплуатация запрещена? По логике, это должен сделать эвакуатор. Тогда за чей счёт? Явно не бесплатно и не за счёт государства.
  3. Как инспектор ГИБДД может точно оценить состояние транспортного средства? Будут ли при этом использовать какие-либо приборы и оборудование? И как на дороге можно объективно оценить неисправность авто? И можно ли будет оспорить решение инспектора независимой экспертизой?

Эксперты сомневаются в том, что проверка будет объективной. Например, президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин не верит в честность затеи:

Как бы это не превратилось в кормушку на основе сговора инспектора и ближайшего пункта техосмотра. Гаишник обеспечивает оператору стабильный поток клиентов, тот делится прибылью, – прокомментировал «Ъ» эксперт

Техосмотр становится жёстче

С 1 марта 2021 года вступают в силу новые правила ТО и выдачи диагностических карт. Процедуру будут фиксировать на камеры: до прохождения техосмотра и после. При этом сфоткать процесс на «мыльницу» не получится – у станции должны быть специальные устройства, одобренные Росстандартом, которые привязывают снимки к геолокации. За нелегальный техосмотр будет реальный тюремный срок.

Выполнять техосмотр смогут только легальные станции. Фото: yandex. net.

Закупка нового оборудования обойдётся в миллионы рублей, а после пандемии такие траты могут позволить себе не все предприниматели. Следовательно, сократится количество легальных станций. Весной это может привести к коллапсу – автомобилисты, которым потребуется талон техосмотра для ОСАГО, встанут в очереди у легальных станций, которые не смогут оперативно обслуживать всех клиентов.

В МВД считают, что таким способом смогут полностью «обелить» процедуру техосмотра. Меньше неисправных авто на дороге – меньше ДТП. Дефектные авто стали причиной 6,3 тыс. аварий в 2020 году, но большинство произошло по серьёзным причинам: чрезмерная тонировка, разные шины на одной оси, неисправные фары, изменения конструкции. К тому же в самом МВД считают, что главное зло – это состояние дорог, о чём говорил глава ведомства Владимир Колокольцев.

Правовые и организационные основы исполнения изоляции от общества

Изоляция от общества как мера уголовно-правового принуждения

Виды уголовных наказании, связанные с изоляцией от общества, и основания их применения. В ст. 44 УК РФ закреплены наказания, связанные с изоляцией от общества. К их числу следует отнести следующие:

  1. арест;
  2. содержание в дисциплинарной воинской части;
  3. лишение свободы на определенный срок;
  4. пожизненное лишение свободы.

Основаниями применения данных мер государственного принуждения являются 1 Государственное правовое принуждение имеет юридические и фактические основания своего применения. Под «юридическими основаниями принуждения» понимаются нормативно-правовые акты, на основе которых к субъекту права могут быть применены принудительные меры. Под фактическими основаниями применения принуждения, в первую очередь, следует понимать юридически значимые факты, которые служат поводом для принудительного воздействия, и принятый компетентным органом или должностным липом акт применения права. : фактические – наличие деяния, содержащего все признаки преступления (ст. 8 УК РФ); юридические – вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению (ст. 390 УПК РФ).

Правовые основы применения мер уголовно-правового характера, связанные с изоляцией от общества . К таковым актам следует отнести Конституцию РФ (1993 г.). Базовым документом, регламентирующим исполнение данных мер принуждения, является УИК РФ. В ч. 1 ст. 2 УИК РФ сказано, что Уголовно-исполнительное право Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что немаловажное значение в вопросах регламентации порядка применения уголовно-правовых мер имеют Уголовный кодекс РФ (1996 г.); Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2001 г. 2 Правовые основы применения мер уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, закреплены: Конституция РФ (ст. 2, 7, 15, 17, 20, 21, 22, 27, 28; ч. 3 ст. 32, 35, 38-41, 45-56; ч. 3 ст. 62; ч. 2 ст. 63, п. «о» 71 и др.); Уголовно-исполнительный кодекс РФ (гл. 1, 2, 3, 10-17, 19, 20, 21, 22); Уголовный кодекс РФ (ст. 10, 13, 15, 18, 19, 20, 44, 54-58, 79, 80; ч. 3 ст. 81, 84, 85, 86; ч. ст. 92, 93 и др.); Уголовно-процессуальный кодекс РФ (гл. 47 посвящена вопросам, связанным с исполнением приговора; ст. 397 регламентирует исполнение притвора. В ст. 399 предусмотрен порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. В ст. 400 рассматривается ходатайство о снятии судимости). Важную роль при исполнении наказания играют Приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»; от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»; Приказ Министерства обороны РФ от 29. 07. 1997 г..№ 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» и др. С развитием демократии в России, построением правового государства, интеграцией ее в европейское правовое пространство уголовно-исполнительная политика меняется. В данной сфере правового регулирования все большую роль играют такие отрасли права, как гражданское, трудовое, семейное, а также международные стандарты и договоры, которые Российской Федерацией ратифицированы. Конкретизацию и детализацию указанное законодательство находит в ведомственных нормативных актах (приказах, инструкциях, указаниях).

Цели и принципы изоляции . В ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса отражены цели, ради достижения которых применяются данные уголовные наказания, это: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В уголовном законодательстве ч. 2 ст. 43 также закреплены цели, которые преследует наказание: оно применяется для восстановления социальной справедливости, а также для исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Как видим, цели уголовного закона и уголовно-исполнительного не совсем совпадают. Как отмечают Л.И. Зубков, В.Л. Уткин, «это не означает, однако, что уголовно-исполнительное законодательство игнорирует цель восстановления социальной справедливости, что эта цель ему не присуща». И далее они пишут, что уголовное законодательство не раскрывает само понятие «восстановление социальной справедливости», оно носит оценочный характер, его содержание раскрывается через другие понятия (возмещение ущерба, соразмерность содеянного виновным и воздаваемого за это со стороны государства ответного воздействия, общественное самосознание), а также через закрепленный в ст. 6 УК РФ принцип справедливости 3 Уголовно-исполнительное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации д-ра юрид. наук, профессора А.И. Зубкова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. – М., 1999. – С. 385. . Принципы исполнения уголовных наказаний закреплены в ст. 8 УИК РФ, где можно выделить общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы.

В ст. 16 УИК РФ закреплены учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества . Наказание в виде ареста исполняется арестным домом. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселения, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой; в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ) – следственным изолятором или тюрьмой; наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима дня осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. В отношении военнослужащих к наказанию – содержание в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенным дня этого дисциплинарными воинскими частями; арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.

Режим (условия) изоляции . В ст. 82 УИК РФ дается понятие режима. Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов. личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции Российской Федерации и согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях закреплены в гл. 13 УИК РФ.

Обеспечение прав осужденных, изолированных от общества . Лица, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, являются гражданами России и в соответствии с Конституцией РФ обладают правами и свободами человека и гражданина, которые для государства являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). В силу данного обстоятельства при формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей уголовно-исполнительные правоотношения, должно быть учтено это положение закона. В настоящее время защита прав заключенных вышла за рамки одного государства и является предметом охраны международного уровня. Россия вступила в Совет Европы, ратифицировала множество международных конвенций, пактов, договоров и других документов правового характера. Она признает резолюции и решения международных организаций, в том числе Европейского суда по правам человека (г. Страсбург, Франция) 4 К числу таких документов в первую очередь следует отнести: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме (1989 г.). Минимальные стандартные правила СЮН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1989 г.), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней (Россия ратифицировала данный акт в марте 1998 г.), Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) и другие. . В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные правовые акты в данной сфере правового регулирования, которые Россия подписала или ратифицировала, являются составной частью ее правовой системы.

Обращения осужденных . В ч. 4 ст. 12 УИК РФ закреплено право осужденных на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд. органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Ст. 15 УИК РФ предусматривает обращения осужденных и порядок их рассмотрения. Осужденные к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, обращения подают через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления, жалобы осужденных, рассматривают их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и доводят принятые решения до сведения осужденных.

Основания прекращения изоляции . В ст. 172 УИК РФ закреплены основания освобождения осужденных от отбывания наказания. Ими являются:

а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

б) отмена приговора суда с прекращением дела производством;

в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

д) помилование или амнистия;

е) тяжелая болезнь или инвалидность;

ж) иные основания, предусмотренные законом.

Ссылка на основную публикацию