Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

В каком случае возможно привлечение соисполнителей по договору, заключенному в рамках федерального закона 44-ФЗ?

На основании ФЗ-44 заказчик может установить требование об обязательном привлечении победителем закупки соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО. Это нужно заказчику для выполнения минимальных лимитов по привлечению СМП к исполнению государственных контрактов за текущий год. Но не во всех закупках предусмотрена такая обязанность, и подрядчику может потребоваться соисполнитель.

  1. Кто такой соисполнитель по госконтракту
  2. В каком случае возможно привлечение
  3. Порядок привлечения
  4. Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Кто такой соисполнитель по госконтракту

Соисполнителем по государственному контракту становится сторонняя компания, которая привлекается исполнителем для полного или частичного исполнения обязательств перед заказчиком.

Привлечение сторонних организаций при реализации госконтракта по 44-ФЗ наиболее распространено:

  1. При выполнении договоров подряда – привлекаются субподрядчики.
  2. При исполнении договора возмездного оказания услуг – привлекаются соисполнители.

Привлечение соисполнителей позволяет исполнителю получить содействие от сторонней организации в процессе исполнения государственного контракта.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Порядок привлечения

В случае если цена контракта превышает стоимость, которая установлена Постановлением Правительства от 2013 года №775 «Об установлении начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупки товара, работы и услуги….», заказчик должен прописать в контракте обязанность исполнителя предоставить информацию обо всех соисполнителях, которые подписывают договоры с ним, если цена подписанного контракта составляет 10% и более от цены контракта.

В Постановлении Правительства №1466 от 2016 года прописаны типовые условия контрактов с обязательным привлечением компаний из числа СМП и СОНКО. Для подтверждения выполнения своих обязательств победителю следует направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика.

Информация о привлечении соисполнителя передается заказчику в течение 10 дней после подписания договора исполнителя с соисполнителем. За непредоставление информации в отношении исполнителя могут начисляться штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки. Также сведения о нарушении исполнителем своих обязательств передаются в ЕИС.

По ч. 1 ст. 770 Гражданского кодекса согласовывать соисполнителей победитель обязан только при выполнении научно-исследовательских работ.

Для согласования соисполнителя исполнитель направляет заказчику письмо с указанием:

  • реквизитов компании-исполнителя и контактных сведений;
  • наименования и реквизитов заказчика;
  • номера государственного контракта;
  • ссылки на пункт контракта, разрешающий привлекать соисполнителя по контракту;
  • данных о сумме контракта;
  • указание на то, что остальные работы будут выполнены самостоятельно;
  • подписи руководителя;
  • даты передачи письма.

Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует. Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения. К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст. 31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика. Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года. В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны. Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное. Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

В данном документе указаны работы, которые исполнителю необходимо выполнить самостоятельно, а также изменения в части определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В список вошли 34 пункта, включающие подготовительные, земляные работы, инженерные работы, инженерную защиту, сварные работы, устройство кровли, фасадные, отделочные работы, устройство слаботочных, сантехнических, трубопроводных, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, сетей канализации, устройство автодорог, трубопроводов, туннелей, гидротехнические работы, работы по благоустройству и пр. Заказчик обязан включить в тендерную документацию работы, которые выполняются исполнителем самостоятельно. До июля 2018 года объем работ, которые исполнитель выполнил сам, не мог быть менее 15%, после указанного периода – не менее 25%.

Также по новому Постановлению были введены санкции за нарушение условий о запрете субподряда. Штраф составляет 5% от стоимости исполненных субподрядчиком работ.

Таким образом, практика привлечения соисполнителей является весьма распространенной в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. Привлечение соисполнителей может стать обязательным, если речь идет о реализации контракта с необходимостью передачи части работ участникам СМП и СОНКО. Запрет заказчика на привлечение соисполнителей может трактоваться, как нарушение антимонопольного законодательства и как нарушение конкуренции.

Письмо Минфина России от 16.04.2020 № 24-01-08/30644 “О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО”

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее – СМП, СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, но победителем данной закупки становится СМП, СОНКО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, к нему не предъявляется.

Также подпунктом “е” пункта 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО Приложения к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238, установлено, что в позиции 6 указывается сумма денежных средств, подлежащих уплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа СМП, СОНКО, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО. При этом в этой позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 указанного Федерального закона, является СМП, СОНКО, то в этой позиции учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.

Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ “О контрактной системе”

Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.

  • Привлечение соисполнителей по госконтракту
    • В каком случае возможно
    • Запрет на привлечение
    • Порядок привлечения соисполнителей
Читайте также:  Агентский договор на инкассаторское обслуживание предприятий (с преимущественным правом) - бланк 2021

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

Запрет на привлечение

С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился. Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату. К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:

  • работы подготовительного характера, проводимые на объекте капитального строительства, а также деятельность по возведению ограждений и защитных сооружений;
  • инженерная деятельность по подготовке и защите той территории, на которой планируется проводить строительную деятельность;
  • земляные, свайные работы, а также работы, направленные на формирование фундамента и основания возводимого здания;
  • возведение несущих конструкций, а также фасадных ограждающих конструкций здания;
  • работы по сооружению кровли и фасадов возводимого объекта капитального строительства;
  • проведение отделочных работ внутри здания;
  • устройство внутренних инженерно-коммуникационных систем, функционирование которых направлено на обеспечение полноценного функционирования всех необходимых сетей внутри здания и создание благополучной санитарной обстановки внутри здания;
  • установка технологического оборудования, в том числе подъемно-транспортных механизмов, и пуско-наладочные работы для проверки качества работы такого оборудования;
  • строительство наружных инженерно-коммуникационных сетей, используемых для полноценного функционирования возведенного здания;
  • устройство дорог, в том числе по ее верхнему покрытию и обустройству прилегающих территорий к самой дороге;
  • строительство верхней части железнодорожных путей;
  • строительные работы по возведению переходов для инженерно-коммуникационных сетей и трубопроводов для преодоления таковыми естественных и искусственных препятствий;
  • строительство туннелей и штолен, используемых для целей функционирования того или иного объекта капитального строительства (в том числе для регулирования транспортного обеспечения такого объекта);
  • строительство искусственных сооружений, в том числе природного характера;
  • проведение работ по углублению дна естественных и искусственных водоемов, а также водолазные работы, проводимые для определения состояния водоемов либо для очистки их ландшафта;
  • иные гидротехнические работы, направленные на сохранение или формирование естественных и искусственных водоемов, в том числе используемых для обеспечения водоснабжения различных объектов капитального строительства либо населенных пунктов;
  • работы по благоустройству той или иной территории объекта капитального строительства или населенного пункта.

Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.

В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.

Порядок привлечения соисполнителей

Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.

Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • после завершения процедуры подписания контракта исполнитель предоставляет сведения о привлекаемых субисполнителях, которые будут выполнять определенный перечень работ;
  • если заказчик одобряет тех субисполнителей, которых ему предложил основной исполнитель, то происходит согласование перечня и объема работ и услуг, которые будут выполнены соисполнителем. При проведении такого согласования необходимо учесть главное требование, которое в настоящее время применяется ко всем государственным контрактам, исполняемым с привлечением субподрядчика или соисполнителя – объем работ или услуг, которые будут выполнены основным исполнителем, не должен быть меньше двадцати пяти процентов от всего запланированного объема работ или услуг, предусмотренных по условиям контракта. При этом такое ограничение не распространяется на поставку товара, так как конечный отчет по всей произведенной поставке осуществляется только основным исполнителем;
  • после проведения всех необходимых согласований привлеченные соисполнители знакомятся с теми условиями выполнения взятых на себя обязательств, которые прописаны в контракте, а также в документации о проводимой закупке (ознакомиться с последней необходимо для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, каким образом происходил отбор соисполнителей). В некоторых случаях контракт, по которому будет привлечен соисполнитель, должен носить трехсторонний характер (то есть подписан не только заказчиком и исполнителем, но и соисполнителем), так как это даст гарантии всем сторонам, участвующим в соглашении, о том, что обязательства будут выполнены в полном объеме;
  • если трехстороннего контракта нет, то между основным исполнителем и привлеченными субисполнителями должно произойти подписание договоров выполнения работ или оказания услуг, по которым и произойдет выполнение взятых на себя обязательств. После их подписания такие договоры должны быть переданы в виде заверенных копий государственному или муниципальному заказчику для оформления в виде приложений к основному контракту (так как такие договоры могут потребоваться для подтверждения правомерности привлечения соисполнителей в случае проведения проверок контролирующими органами).

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы. В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Привлечение субподрядчика/соисполнителя к исполнению контракта по 44-ФЗ

  • Закупки по 44-ФЗ
  • Закупки по 223-ФЗ
  • Статьи
    • Обстоятельства непреодолимой силы по госконтрактам: как доказать?
    • Сговор на торгах – как распознать?
    • Как написать претензию госзаказчику
    • Юмор в госзаказе
    • Об электронном аукционе просто
    • Подача заявки на конкурс
    • Правовая основа работы специализированной организации
    • Участие в “молоточном” аукционе
    • Выбор специализированной организации
    • Подготовка к электронным аукционам
    • Анализ количества закупок на ЭТП
    • Сравнительный анализ рассмотрения жалоб
    • Мониторинг применения 223-ФЗ в 2015 году
    • Практика рассмотрения жалоб по 94-ФЗ
    • Арбитражная практика 94-ФЗ
    • Мониторинг применения 44-ФЗ в 2015 году
    • Договор на услуги спец. организации в 2013 – 14 г.
    • 44-ФЗ – практика применения
    • Как выиграть аукцион
    • Кто может стать участником аукциона или конкурса
    • Кто такой и чем занимается специалист по тендерам?
    • Контракт по 44-ФЗ или договор по 44-ФЗ?
    • Запрос на разъяснение аукционной документации
    • Заключение гос. контракта по 44-ФЗ
    • Институт гос. закупок
    • Аукционная документация по 44 ФЗ
    • Электронная подпись
    • Как правильно подготовить Форму 2 к первой части заявки аукционной или конкурсной документации?
    • Тендеры на строительство
    • Когда экспертиза не обязательна
    • Выиграть тендер
    • Критерий “Качество”, как инструмент победы в открытых конкурсах
    • Найти конкурсы
    • Извещение о проведении электронного аукциона
    • Регистрация на электронной площадке
    • Электронные торговые площадки
    • Типовое положение
    • Заявка на тендер
    • Муниципальные помещения – “за” и “против”
    • Организация государственных закупок
    • Организация закупок
    • Организация тендеров
    • Муниципальные закупки
    • Техническое задание на ремонт
    • Образец заполнения Формы 2
    • Как подписать документ ЭЦП
    • Протокол рассмотрения заявок
    • Аренда муниципального имущества (нестационарные торговые объекты)
    • Отдел торгов
    • Разработка технической документации
    • Конкурсная документация
    • Закупка по 44 ФЗ
    • Закупка услуг
    • Выиграть тендер
    • Закупка работ
    • Закупки товаров, работ, услуг
    • Как купить место на кладбище на аукционе?
    • Закупки Дикси – тендеры Дикси
    • Как появился судейсткий молоток?
    • Защита в контролирующих органах КЕЙСЫ 2017г.
    • Электронный аукцион по 44-ФЗ – подача заявки и правила участия
    • Необходимые документы для участия в торгах
    • Закон 223-ФЗ о закупках
    • Электронная подпись (ЭП) для электронных торгов
    • Частые ошибки при проведении тендеров
    • Можно ли начинать бизнес с участия в тендерах
    • План-минимум: что нужно для победы в тендере
    • 223-ФЗ: мифы и правда
    • Особенности открытого конкурса по 44-ФЗ
    • Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ: особенности
    • Коллективный участник закупок по 223-ФЗ: как образуется, требования к договору и ответственность
    • Как организовать работу тендерного специалиста
    • Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
    • Применение национального режима в закупках по 44-ФЗ
    • Четыре способа закрыть не полностью исполненный контракт по 44-ФЗ
    • Как происходит расторжение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон и в одностороннем порядке?
    • Сертификат СТ-1 и декларация о стране происхождения товара: когда нужны в закупках по 44-ФЗ
    • Единый агрегатор торговли «Березка»: что это и как работает
    • Допускается ли продление срока контракта по 44-ФЗ и какова ответственность за незаконную пролонгацию?
    • Запрос о разъяснении положений закупочной документации в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
    • Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения и обсуждение в ЕИС
    • Должен ли план-график соответствовать лимитам бюджетных обязательств по 44-ФЗ
    • Привлечение субподрядчика/соисполнителя к исполнению контракта по 44-ФЗ
    • Когда можно вносить изменения в условия контракта по 44-ФЗ
    • Сопровождение исполнения договоров после заключения
    • Мифы о 223-ФЗ: почему поставщики предпочитают 44-ФЗ
    • Что ждать в сфере торгов в 2021 году
    • Когда можно подать жалобу в ФАС на заказчика по 223-ФЗ, каковы порядок и сроки рассмотрения обращения?
    • Можно ли избежать ответственности за уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ: последствия уклонения и применяемые санкции
    • Госзакупки в 2020 году – самые важные изменения
    • Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ
  • Отдельные виды торгов
  • Образцы документов
  • Вопрос – ответ
Читайте также:  Что такое несостоявшиеся закупки по Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок”?

“Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому”.

Джованни Боккаччо

Субподрядчик/соисполнитель (СИ) – организация, привлеченная поставщиком/подрядчиком/исполнителем (ППИ) для частичного или полного исполнения контракта по 44-ФЗ.

Привлекать субподрядчика/соисполнителя невозможно постоянно: есть ограничения по объему работ, а то и прямые запреты на участие в контракте третьих лиц. Обо всех случаях расскажем в статье.

Когда поставщик/подрядчик/исполнитель может привлечь субподрядчиков/соисполнителей

При возмездном оказании услуг исполнитель должен выполнять контракт самостоятельно, если иное не указано в контракте. Обратная ситуация в подрядных контрактах: поставщик/подрядчик может привлекать субподрядчика, когда контракт прямо не запрещает делать этого.

Если заказчик проводит закупку среди всех участников и победителем становится ППИ не из числа предприятий СМП и СОНКО, то заказчик вправе установить требование об их обязательном привлечении.

Он прописывает требование в документации о закупке и дополнительно может указать:

  • объем работ для СИ;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщика/подрядчика/исполнителя за неисполнение требования.

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю запрещено привлекать субподрядчиков/соисполнителей

44-ФЗ не регулирует вопрос о привлечении субподрядчиков/соисполнителей и взаимодействии с ними прямо, поэтому между заказчиками и участниками возникают споры.

Бывает, заказчик без объяснения причин накладывает вето на привлечение субподрядчиков/соисполнителей. Наша практика показывает: представители ФАС чаще встают на сторону участника, если речь не идет о запрете на привлечение к работам из перечня Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. В перечне 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

В перечне N 570 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю нужно согласовывать субподрядчиков/соисполнителей с заказчико

Поставщик/подрядчик/исполнитель не обязан отчитываться о привлеченных субподрядчиках/соисполнителях, если цена контракта не превышает:

  • 100 000 000 руб для закупок по обеспечению муниципальных нужд и нужд субъектов РФ;
  • 1 000 000 000 руб для закупок по обеспечению федеральных нужд.

В противном случае ППИ должен направить заказчику информацию о субподрядчиках/соисполнителях, с которыми заключен договор на сумму более чем 10% от цены контракта. Обязанность согласовывать субподрядчиков/соисполнителей прописывается в контракте.

Другие условия, при которых их обязательно согласовывать:

  • порядок согласования установлен контрактом;
  • проведение поставщиком научно-исследовательских работ.

Примерный алгоритм по согласованию:

  1. После подписания контракта ППИ отправляет заказчику документы. В них указывает причину привлечения субподрядчиков/соисполнителей, данные по сумме контракта.
  2. Заказчик принимает документы, рассматривает.
  3. Если привлечение субподрядчиков/соисполнителей не нарушает условия контракта, заказчик запрашивает их перечень, контакты, реквизиты, объемы работ. ППИ готовит запрошенные документы и подает на согласование.
  4. В некоторых случаях заказчик утверждает персонал для проекта. Это справедливо, когда для исполнения работ или услуг требуется конкретный человек: дизайнер, автор, архитектор, композитор и прочие.

Если у вас остались вопросы – звоните в ГК «Ценный Контракт» по телефону 8 (495) 651-06-21. Поможем разобраться или подготовить правовое заключение для контролирующих органов.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик
Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП
  1. Сбербанк-АСТ
  2. АГЗРТ
  3. ЕЭТП
  4. РТС-Тендер
  5. Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
  6. Российский аукционный дом
  7. ЭТП ГПБ
  8. ТЭК-Торг
Федеральные органы власти
  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит
  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
Появится в 2020 году
  • Электронное актирование и приемка.
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика п лан-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Читайте также:  Заявление о составлении мотивированного решения суда. Образец и сроки составления мотивированного решения суда. Актуальность 2021 год

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Какие нужно предоставить документы при возврате товара?

Бывает, что возвращаясь после шопинга домой, мы начинаем рассматривать наши покупки. Иногда случается, что приобретенная вещь оказывается вовсе не такой, какой мы бы хотели ее видеть. Например, фасон не сидит так, как задумано, или расцветка абсолютно не сочетается с имеющимися аксессуарами. Что же делать в такой ситуации?

Далеко не все потребители знакомы со своими правами, и не знают, как правильно ими воспользоваться. Чтобы не терять свои силы, не тратить в пустую время и нервы, эффективно использовать все имеющиеся законные возможности, каждому покупателю необходимо иметь представление о правилах возврата покупок в магазин.

Какие документы необходимы при осуществлении процедуры возврата купленной продукции?

Первый вопрос, который обычно возникает у продавца, это есть ли у вас доказательства того, что вещь приобретена именно в его магазине. Таким доказательством, как правило, служит чек, кассовый или товарный. Либо иной документ, способный подтвердить оплату.

Выдавать этот чек при покупке – прямая обязанность продавца, кроме частных случаев, когда продавец является физическим лицом, реализующим товары в рамках ремесленной деятельности, либо на рынке.

Важно! В некоторых ситуациях индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют законное право брать оплату с покупателей наличными, не используя кассовые аппараты или платежные терминалы. Соответственно кассовые чеки в таком случае выдаваться не могут.

Обычно это бывает в следующих случаях:

  • Когда объект розничной торговли расположен в сельском населенном пункте, и продажей занимается один продавец.
  • Когда объект для розничной торговли располагается на рынках и ярмарках.Исключение составляет продажа запасных частей к автомобилям.
  • Когда торговля товарами носит разносной характер.

Кроме товарного или кассового чеков подтвердить факт оплаты могут следующие документы:

  • квитанции к приходному кассовому ордеру;
  • квитанции к отрывным талонам;
  • паспорт технический, который оформлен надлежащим способом;
  • руководство пользователя к изделию или инструкция по эксплуатации;
  • любой другой документ, который содержит информацию о наименовании изделия, о его стоимости, о дате приобретения, о самом продавце. Этот документ должен быть оформлен в порядке, утвержденном МАРТ.

Если вы продавец, то при требовании возврата, сначала всегда просите у покупателя кассовый или товарный чек, либо другой документ, способный подтвердить факт оплаты. Но имейте в виду, если чека у покупателя нет, и иных документов, подтверждающих оплату тоже нет, то вы все равно не можете отказать покупателю в его законном праве на возврат.

Иные доказательства, способные подтвердить покупку изделия в данном магазине.

Если вам необходимо доказать факт покупки, а чека нет, то используйте:

  • показания свидетелей;
  • части упаковки, на которой есть специфическая отметка, к примеру, с фирменным названием, логотипом, эмблемой магазина;
  • запись с приборов видеонаблюдения, которые фиксировали момент совершения сделки купли – продажи.

Чем можно удостоверить личность покупателя?

Часто при совершении возврата денег покупателю, продавец просит предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Тем не менее, договор розничной купли – продажи, это договор публичный. Это значит, что он совершается устно и не предполагает предъявления покупателем паспорта либо других документов.

Расторжение данного договора должно происходит в такой же форме. Поэтому, если вы продавец, то не требуйте у покупателя паспорт, или иной документ удостоверяющий личность, так как это незаконно.

Если вы приняли у покупателя деньги за товар, и использовали кассовое оборудование, на котором установлено СКНО, то при возврате денег за покупку обязательно зарегистрируйте факт возврата денежной суммы. Это требование закреплено в законодательстве РФ. Паспорт покупателя при этой операции так же не понадобится.

В течение какого времени покупатель имеет право сдать товар обратно в магазин?

Временной отрезок, в течение которого Закон о защите прав потребителей позволяет вернуть покупку в магазин, строго регламентирован. Это срок составляет 14 дней с момента совершения сделки купли-продажи. Отсчет начинается со дня, следующего за днем покупки.

Это срок установлен не для всех групп товаров, а лишь для тех, которые являются товарами надлежащего качества и не имеют дефектов. Таким образом, получается, что 2 недели, это время для раздумий.

Если у вас все–таки возникает желание или необходимость сдать покупку обратно, то делайте это следующими способами:

  • Просите продавца вернуть вам всю сумму за покупку. Имейте в виду, что продавец не может вычесть на свое усмотрение какую-либо часть денег.
  • Просите продавца заменить товар аналогичным. Если есть разница в цене, то требуйте сделать вам денежный перерасчет. Но если аналогичный товар стоит дороже, то будьте готовы оплатить разницу из своего кармана.

Закон о защите прав потребителей гласит, что продавцы обязаны принимать обратно изделия, имеющие дефекты и изъяны. Но так же он устанавливает и нормы, защищающие продавцов от необоснованных требований покупателей.

Если вы покупатель и хотите вернуть товар с браком, то вам нужно соблюсти следующие условия:

  • Не нарушайте срок, предусмотренный законом, который составляет 14 дней.
  • Не используйте товар по назначению. Целостность упаковки служит гарантией того, что вы не пользовались изделием, так что лучше не трогайте упаковку.
  • Если вы обнаружили внутренние дефекты, то смело несите товар назад, даже при наличии порванной упаковки.
  • Не удаляйте ярлыки, бирки, этикетки и иные фабричные элементы. Это обстоятельство будет указывать так же на то, что брак в изделии возник не по вашей вине.
  • Предоставьте продавцу чек товарный или кассовый, который вам выдавался в момент покупки изделия. Такой чек будет служить доказательством, что вы совершали покупку именно в этом магазине.
  • Если вы потеряли чек или случайно выкинули, то воспользуйтесь показаниями свидетелей. В случае если руководство магазина не считает убедительными эти показания, то составляйте официальную претензию и обращайтесь в судебные инстанции.

Как вернуть или обменять ювелирные изделия по закону, читайте тут.

Обмен товаров хорошего качества

Возврат товаров хорошего качества так же имеет ряд правил, установленных законодательством:

  • Если вы продавец, то пользуйтесь своим законным правом на удовлетворение требований покупателя в течение трех дней. И имейте в виду, если вы откажете потребителю в возврате, то он может подать на вас в суд.
  • Если покупатель приобрел у вас компьютерную или бытовую технику, либо автотранспорт, то доставку возвращаемого товара он должен осуществлять самостоятельно. Заранее разъясните потребителю этот момент, чтобы избежать недопонимания.
  • Готовьтесь оплачивать доставку за свой счет, если речь идет о крупногабаритном изделии, вес которого превышает 5 кг.
  • Изучите заранее список изделий, не подлежащих обмену. Это товары находятся в специальном перечне Постановления Правительства, и все вышеописанные правила к ним не относятся.

Существует ли возможность проведения возврата продукта, если у покупателя отсутствует документ, подтверждающий факт совершения покупки (чек)?

Если у вас возникла неприятная ситуация, когда необходимо вернуть изделие в магазин, то порядок ваших действий будет зависеть от того, по какой причине вы хотите вернуть товар.

Когда товар оказался некачественным, неважно продукты это или непродовольственные товары, то смело несите горе-покупку обратно в магазин. Берите с собой чек, показывайте продавцу на проблему в изделии и требуйте обменять на качественное изделие, или аналогичное. Если такого же товара хорошего качества в наличии не окажется в наличии, то требуйте вернуть деньги.

Но что делать, если чек вы потеряли или просто не взяли на кассе, когда делали покупку?

К тому же на рынках и ярмарках вообще выдача чеков покупателям чаще всего не предусмотрена.Не расстраивайтесь. Вернуть товар в магазин без чека тоже вполне возможно. Для этого изучите подробнее информацию ниже в данной статье и примените полученные знания на практике.

План действий по возвращению товара в магазин без чека.

  • Помните, что если ваша покупка с браком, то закон о защите прав потребителей полностью на вашей стороне. Но редко когда случается, что продавец с радостью встречает новость о том, что теперь он должен вернуть вам деньги за дефектное изделие.
  • Может даже так случиться, что продавец сделает вид, что вас видит впервые, и у него нет никаких оснований верить вам на слово о том, что покупка была совершена у него в магазине. Поэтому в ваших интересах сразу же представить веские доказательства.
  • Покажите продавцу гарантийный талон, если такой имеется. Обычно он присутствует у любых бытовых приборов.
  • Предъявите квитанцию, бирку, фирменную упаковку данного магазина, если речь идет об одежде и обуви.
  • Если ничего вышеописанного у вас нет, то просите прийти знакомых, которые присутствовали в магазине в момент совершения сделки. Они дадут свидетельские показания, которые тоже являются доказательством.
  • Если продавец не идет на встречу, то зовите старшего менеджера, и сразу предупредите, что вы намерены обратиться в общество по защите прав потребителей.
  • Для убедительности просите выдать вам письменный отказ от обмена изделия или возврата денег. В письменном отказе просите указать причины такого отношения.
  • Пишите на имя руководителя магазина заявление с просьбой возврата денег, и обязательно указывайте причину для возврата купленного изделия. Напомните продавцу, что в этой ситуации он обязан составить акт о возврате товара, который потребуется в налоговой службе.

Что делать, если продавец отказывается составлять акт возврата и как вернуть товар без чеков?

В подобных случаях суды обычно решают дела в пользу покупателей, и лишь на вас лежит выбор, доводить ли дело до суда, и тратить ли свои нервы и время на судебные процессы.

Даже если продавец согласился, что вещь вы приобрели у него,то он может ссылаться на ваше «неправильное» использование изделия. Особенно широко эта оговорка используется относительно бытовой техники.

В этом случае настаивайте на проведении экспертизы за счет продавца и на вашем присутствии в момент проведения экспертизы. Можете даже пригласить с собой свидетелей. Вы имеет полное право на подобные действия.

Если экспертиза подтвердит, что покупка оказалась с производственным браком, то продавец в течение недели обязан будет вернуть вам ее стоимость или произвести замену на аналогичное изделие.

Что делать, если вы купили одежду для своего знакомого человека, и она не подошла ему по размеру, а чека у вас не осталось?

Обращайтесь в магазин и просите продавца обменять этот же предмет одежды на такой же, но другого размера. Если подходящего размера не окажется в наличии у продавца, то и настаивайте на возврате покупки и просите вернуть вам деньги.

Что делать, если вы купили подарок другому человеку и сразу выкинули или потеряли чек, а подарок не нравится или не подходит по каким-либо причинам?

Если так случилось, то принесите товар обратно продавцу в течение двух недель и проследите, чтобы вещь не была использованной даже один раз. Лучше, если упаковка изделия, не будет нарушена. Главное в этой ситуации, доказать вышеперечисленными способами, что с момента покупки не прошло 14 дней.

Ссылка на основную публикацию