Врачебный контроль за водителями – планируются изменения в 196 ФЗ о безопасности дорожного движения

С 1 января 2021 года отменяется ряд нормативных актов в области обеспечения БДД

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 с 1 января 2021 года отменяются нормативные акты в области транспорта.

Причиной отмены стало Постановление Правительства РФ от 26 октября 2020 г. № 1742, которое, в свою очередь, отменяет с 1 января 2021 года ряд нормативных правовых актов устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора). Задачей министерств и ведомств является разработка и введение в действие с 1 января 2021 года новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и с учетом современного уровня технического и технологического развития в соответствующих сферах. В соответствии с Федеральным законом РФ № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», каждые шесть лет правовые акты будут заново переоценивать, отменять, и при необходимости вводить новые, с учетом современных требований. Поэтому все вводимые в действие нормативные акты будут действовать до 1 января 2027 года.

Далее перечислены некоторые из отменяемых нормативных актов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств»

  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 марта 2017 г. № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в Федеральном Законе О безопасности дорожного движения

Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ с поправками

Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
  • обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

2. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

3. Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, а также медицинская помощь, которая заключается в:

  • оказании скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение;
  • оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

4. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Особенности федерального закона о безопасности дорожного движения в 2020 году

Главная / Новости и изменения

Время на чтение: 4 мин

В конце 2020 года вступили в силу изменения в ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», привнесенные ФЗ №443 от 29.12.2017. Другие же нововведения, согласно ФЗ №386 от 30.10.2018, вступят в силу с 1 ноября 2020 года.

  • Организация дорожного движения
  • Установка тахографов
  • Допуск транспортных средств к участию в дорожном движении

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Общие положения ФЗ 196

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года на основании результатов третьего чтения изучаемого нормативного акта. Действующий на тот момент Президент Российской Федерации подписал изучаемый документ 10 декабря 1995 года. В то же время появилась первая официальная публикация Федерального закона о безопасности дорожного движения в РФ.

Читайте об актуальных изменениях ФЗ №115 здесь:

ФЗ 196 регламентирует принципы обеспечения безопасности дорожного движения на территории современной Российской Федерации. Целями рассматриваемого Федерального закона являются:

  • Охрана здоровья и жизни граждан;
  • Отстаивание имущественных прав и свобод;
  • Предупреждение и упразднение последствий дорожно-транспортных происшествий.

ФЗ о дорожном движении состоит из 8 глав и 33 статей. Структура изучаемого нормативного акта является следующей:

  • Глава 1 — Вступительные положения (ст. 1-4);
  • Глава 2 — Государственная политика в рассматриваемой сфере (ст. 5-9);
  • Глава 3 — Программы по обеспечению безопасности дорожно-транспортного потока (ст. 10);
  • Глава 4 — Требования по обеспечению безопасности на дорогах России (ст. 11-29);
  • Глава 5 — Государственный надзор (ст. 30);
  • Глава 6 — Ответственность за нарушение положений Федерального закона о дорожном движении (ст. 31);
  • Глава 7 — Международные отношения в рассматриваемой настоящим нормативным актом сфере (ст. 32);
  • Глава 8 — Заключительные положения (ст. 33).

Новая редакция ФЗ 196 была издана 26 июля 2020 года.

Основная терминология ФЗ 196

Для целей, преследуемых Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» используются следующие основные термины:

  • Дорожное движение — сочетание социальных отношений, возникающее при перемещении водителей, пассажиров и грузов в пределах дорог;
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — аварийное событие, в результате которого повреждено транспортное средство и погибли или были ранены граждане;
  • Участник дорожного движения — лицо, являющееся водителем, пассажиром транспортного средства или пешеходом;
  • Дорога — территория, обустроенная для передвижения на автомобилях;
  • Транспортное средство — машина, предназначенная для сухопутной перевозки людей и грузов;
  • Парковочное место — специально выделенный участок, помеченный специфическим знаком, на территории которого водитель уполномочен припарковать свой транспорт;
  • Аварийно-опасный участок дороги — участок общей площадью от 200 до 1000 метров (в зависимости от населённости конкретного пункта), на территории которого зафиксировано наибольшее количество ДТП за текущий год.

Полный перечень основных понятий, используемых в изучаемом Федеральном законе, предоставляется в статье 2 рассматриваемого нормативно-правового акта.

Также читайте: ФЗ 25 Закон о муниципальной службе.

Федеральный закон о транспортной безопасности с изменениями на 2018 г. Подробности по ссылке:

Установка тахографов

ФЗ №386 от 30.10.2018, а именно его первая статья, привнес во вторую статью ФЗ №196 от 10.12.1995 определение такого технического средства, как тахограф.

Тахограф – это аппарат, позволяющий контролировать и обеспечивать бесперебойную информацию о маршруте движения транспортного средства, его скорости, о времени работе и отдыха сотрудника (водителя) с невозможностью коррекции (со стороны водителя, например).

Двадцатая статья ФЗ №196 также претерпела изменения: так, новая точная формулировка исключила возможность использовать вместо тахографов какие-либо другие аппараты (десятый абзац первого пункта).

Какие были внесены изменения?

Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, изданные на территории современной России, регулярно проходят процедуру актуализации собственного текста. В процессе актуализации в статьи, документы или отдельные их пункты вносится ряд модифицирующих поправок, устаревшие положения закона при этом лишаются фактической юридической силы. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической и социальной атмосфере современной Российской Федерации.

Последние поправки в Федеральный закон о дорожном движении были введены 26 июля 2020 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 204-ФЗ. Посредством поправок, пункт 13 статьи 25 изучаемого нормативного акта дополнился абзацем. Текст данного абзаца гласит, что нормы, указанные в этой части, не относятся к гражданам Киргизии, а также стран, в которых русский язык закреплён в качестве официального. Имеется в виду положение, запрещающее управление автотранспортным средством на основании иностранных водительских прав.

Читайте также:  Надлежащее исполнение договора возмездного оказания услуг

Также читайте: ФЗ 184 о техническом регулировании с изменениями на 2020 год.

Важные положения Федерального закона о безопасности дорожного движения в РФ

В рамках подробного изучения ФЗ 196 рекомендуется обратить особое внимание на следующие статьи:

  • Ст. 12 — определяет основные требования по обеспечению безопасности на дорогах России. В частности, определяются нормы проведения ремонтных работ;
  • Ст. 19 — устанавливает прямые основания для запрета пользования транспортными средствами. Речь идёт о запрете эксплуатации неисправного автомобиля, а также управление машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Ст. 20 — устанавливает требования к юридическим лицам. В частности, предприятия и индивидуальные бизнесмены, ведущие на территории РФ деятельность, связанную с дорожным движением, обязаны: Организовывать занятость водителей, соответствующую регламенту текущего Федерального закона;
  • Соблюдать режим трудовых будней и отдыха водителей;
  • Обеспечивать условия для прохождения курсов повышения квалификации;
  • Упразднять опасность дорожно-транспортных происшествий и минимизировать последствия уже случившихся ДТП;
  • Обеспечивать удовлетворительное техническое состояние принадлежавших данным лицам транспортных средств;
  • Ст. 23 — устанавливает требования к обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его формирования. В частности устанавливается, что снижение уровня безопасности при изменении автомобильного потока не допускается;
  • Ст. 25 — предоставляет классификацию транспортных средств по следующим категориям:
      «А» — мотоциклы;
  • «В» — небольшие автомобили;
  • «С» — средние автомобили с небольшой вместимостью пассажиров;
  • «D» — автомобили с большим количеством сидячих мест (более 8);
  • «E» — прицеп, в случае присовокупления такового к транспортному средству, указывается сочетание букв (например, DE);
  • «Tm» — трамваи;
  • «Tr» — троллейбусы;
  • Иные типы транспорта, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    Также в статье 25 ФЗ-196 определяется порядок получения водительских прав.

    Изменения федерального закона о безопасности дорожного движения

    Сегодня федеральный нормативный документ рассматриваемого типа имеет много нюансов. Таковые нужно изучить прежде, чем вообще сесть за руль автомобиля.

    Для пешеходов знание законодательства также важно.

    Так как большая часть всевозможных проблем возникает как раз из-за банального непонимания основных моментов, которые регулируют вопрос использования ТС и передвижения по дорожному полотну.

    Существует достаточно широкий перечень вопросов. С основными таковыми нужно будет заранее ознакомиться.

    В стандартный перечень вопросов нужно будет включить следующее:

    • какое имеет содержание;
    • условия исполнения;
    • планируются ли поправки;
    • важные аспекты.

    Чем грозит угон автомобиля п статье 166 УК РФ с целью хищения, можно узнать в статье: статья 166 УК РФ об угоне автомобиля. Интересует вопрос, отменили или нет превышение скорости на 20 км,читайте здесь.

    Какое имеет содержание

    Сам документ рассматриваемого типа включает в себя достаточно широкий перечень самых разных разделов.

    В первую очередь это касается конечно же ряд глав – которые делят документа на определенные группы статей:

    ПоказателиОписание
    Гл.№1определяет все основные общие положения непосредственно связанные с использование настоящего федерального закона
    Гл.№3устанавливает базовые программы формирования безопасного дорожного движения на территории страны

    Далее обозначаются основные разделы которые регулируют безопасность дорожного движения, а также все остальные важные моменты по этому поводу:

    ПоказателиОписание
    Гл.№4основные, стандартные требования непосредственно к обеспечению безопасности дорожного движения
    Гл.№5как осуществляется федеральный государственный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
    Гл.№6какая существует ответственность

    Отдельно стоит отметить гл.№7. Данный документ определяет различные международные договора имеющиеся у Российской Федерации.

    Гл.№8 определяет заключительные положения. Со всеми тонкостями и нюансами нужно будет ознакомиться предварительно.

    Отдельное внимание нужно уделить некоторым статьям.

    В гл.№1 определены следующие разделы:

    ПоказателиОписание
    Ст.№1полностью и подробно освещает все основные задачи, которые определяет данная законодательная норма
    Ст.№2используемые в законодательстве термины (с данным разделом нужно обязательно ознакомиться, так как от этого напрямую зависит понимание всей отраженной в законе информации)
    Ст.№3перечисляются основные, базовые принципы обеспечения безопасности дорожного движения
    Ст.№4устанавливаются правовые основы, имеющие отношение к безопасности дорожного движения

    Очень важно ознакомиться с основной государственной политикой по поводу направления работы в обеспечении безопасности дорожного движения.

    К таковым основным направлениям, разобраться с которыми нужно будет предварительно, относится в первую очередь следующее:

    ПоказателиОписание
    Ст.№5устанавливается перечень основных направлений работы этого законодательного документа
    Ст.№6полномочия Российской Федерации как таковой, а также субъектов в данном направлении
    Ст.№8определяется участие общественных организаций и осуществление мероприятий в решении задачи определения безопасности дорожного движения

    Гл.№4 является основной и наиболее обширной, обязательно к рассмотрению. Важно также отметить, что существует достаточно широкий перечень требований.

    Именно таковые требования и рассматриваются в данной главе.

    Ст.№11 определяет требования к дорожному полотну, городской инфраструктуре – при проектировании и строительстве таковой. Ст.№12 – требования по ремонту дорожного полотна.

    Также допускается обустройство дорог объектами сервиса. Данный момент также затрагивается в ст.№13. Со всеми данными моментами нужно будет ознакомиться предварительно.

    Это важно уже для лиц, которые непосредственно занимаются строительством подобных объектов.

    Стоит отметить, что далеко не все ГОСТ и СНиП приведены в соответствии с нормами федерального законодательства. Именно поэтому нужно заранее ознакомиться со всеми таковыми моментами.

    Условия исполнения

    Именно в соответствии с данным федеральным законом осуществлено формирование правил дорожного движения.

    Важно отметить, что существует достаточно широкий перечень разделов ПДД которые регулируются как раз Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.95 г. «О безопасности дорожного движения».

    Существует специализированный государственный орган занимающийся регулированием и надзором в данной сфере – это дорожная полиция.

    ГИБДД уполномочена осуществлять проверку транспортных средств, документов у всех граждан управляющих автомобилями.

    Причем если ранее осуществлять проверку документов возможно было только лишь на стационарных постах ГИБДД, то сегодня остановка работником полиции может иметь место даже при отсутствии такового.

    Планируются ли поправки

    Незнание законодательных норм сегодня не освобождает от ответственности. Именно по этой причине очень важно следить за всеми изменениями, которые могут иметь место в конкретном случае.

    Важно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями процедуры оформления. Причем ежегодно осуществляется процесс реформирования законодательных норм.

    Существуют специализированные издания которые осуществляют публикацию информацию данного типа.

    В первую очередь это Российская Газета, а также некоторые другие. Например, «Коммерсантъ».

    Стоит заметить, что редактирование законодательных норм осуществляется ежегодно.

    Именно поэтому важно быть в курсе всех осуществляемых изменений. Причем изменения осуществляется также в рамках ПДД.

    Например, относительно недавно были внесены правки по следующим направлениям:

    1. Снятие государственных регистрационных номеров с автомобиля за тонировку.
    2. Увеличены штрафы за парковку.
    3. В случае оплаты штрафа в течение 10 дней с момента вынесения постановления возможно получить скидку в размере 50%.

    Отдельно нужно ознакомиться именно со штрафами. Так как наличие таковых может стать причиной серьезных неприятностей.

    Например, если в сумме штрафов, а также налоговых и судебных задолженностей составит 10 тыс. рублей и более – будет попросту невозможно выехать за пределы Российской Федерации.

    Ознакомиться с имеющимися штрафами возможно будет разными способами.

    Для этого можно использовать:

    • портал «Госуслуги»;
    • базу данных ГИБДД;
    • другое.

    Сам процесс оплаты штрафа также возможно будет осуществить различными способами. Например, при помощи Яндекс.Деньги или же Сбербанк. Процедура начисления штрафов имеет много тонкостей.

    После осуществления оплаты стоит обязательно обзавестись напечатанной квитанцией. Так как только таким образом можно будет не допустить различных проблемных ситуаций, сложностей.

    Видео: вопрос к ФЗ «О безопасности дорожного движения»

    Закон об обязательном регистраторе

    Сначала выясним, в каком виде поступали инициативы по введению изменения в действующем законодательстве об обязательном наличии видеозаписывающей аппаратуры в каждом автомобиле в России.

    Итак, такие новые проекты законов были в 3 формах:

    1. видеорегистратор обязателен по ПДД – каждый водитель должен бы был покупать устройство и устанавливать в салон своей машины по новому закону,
    2. та же формулировка, что и в предыдущем пункте, но только для определённой категории транспортных средств: автобусов (междугородних, организованно перевозящих детей, и других), грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, и тому подобных,
    3. обязательность укомплектованности новых автомобилей регистраторами – в этом случае нововведение внесли бы в Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств».

    Все эти проекты законов имели место в истории законодательства нашей страны. Но введён ли по меньшей мере один из них по состоянию на 2020 год?

    Вас также заинтересует:

    • Все поправки в ПДД 2020 года, которым суждено стать неправдой
    • Запрет авто без подушек безопасности – правда или нет?
    • В России запретили тонировку полностью, в том числе задних стёкол – правда или нет?

    Регистраторы теперь нужны по закону – это правда?

    Нет. Никаких новых законов для водителей автомобилей не вводилось вплоть до 27 Июля 2020 года. Это касается только изменений в Правилах дорожного движения. Ведь именно этот нормативный акт содержит обязанности водителей транспортных средств.

    Более того, в чистом виде такого законопроекта никогда и не предлагалось в качестве инициативы в Правительстве РФ. Не было и нет закона об обязательных видеорегистраторах в машинах обычных граждан.

    Обновление от 5.05.2020: Совсем недавно в интернете снова начали распространяться слухи о том, что устройства видеозаписи во всех автомобилях станут обязательны. В новых редакциях речь идёт о разных датах: 4, 11 или 12 мая 2020 года. Однако, все эти новости являются неправдой, «фейком», и официальных подтверждений данной информации нет. Почему, читайте ниже!

    Чем докажете?

    Всё очень просто:

    • вот действующая редакция ПДД,
    • вот действующий Техрегламент.

    Попробуйте поиском по странице ввести «видеорегистратор», «фиксация», «видеофиксация», «запись» и подобные слова – вы не найдёте ни единого пункта, обязывающего обычных водителей устанавливать в своих машинах видеорегистраторы по ПДД. Равно как не найдёте обязанности укомплектовывать автомобили с завода видеозаписывающими гаджетами, и никаких новых документов по части изменений в этих правовых актах не принималось и не вступает в силу.

    Закон о безопасности дорожного движения

    Авто стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но при этом, не стоит забывать, что это ещё и источник повышенной опасности. В связи с этим политика государства в области безопасности передвижения постоянно обновляется, можно даже сказать, ужесточается, поскольку статистика гибели на дорогах говорит об увеличении числа аварий и несоблюдении правил дорожного движения (далее ПДД). В этой статье мы расскажем, каким законом и актами в РФ регулируется эта область нашей жизни.

    Список актов о дорожном движении

    Регулировка деятельности на дорогах, а также определение мер безопасности и основных правил, которых должны придерживаться не только водители транспортных средств, но и пешеходы, в РФ происходит на основании следующих актов:

    1. ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в котором чётко определены правовые основы в области безопасности дорожного движения. Основными задачами нормативного акта являются охрана имущества, здоровья, жизни людей, защита законных интересов и прав, интересов общества и страны в целом по вопросам, касающимся предупреждения наступления аварий, связанных с автотранспортными средствами и тяжести от их наступления;
    2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, основным направлением которого является повышение эффективности применения транспортных средства, а также определение основных способов, отвечающих за безопасность на дорогах;
    3. ПДД, утверждённые вышеназванным Постановлением. Эти нормы содержат в себе основы поведения на дороге, обозначение знаков, разметки, которые неукоснительно должны соблюдать все члены движения на дороге. Основным назначением ПДД является снижение аварийности и наведение порядка и безопасности на дорогах.

    В связи с этим существует огромный перечень нормативных актов ведомств, касающихся перемещения на дорогах. Например, Приказ Минтранспорта РФ от 20 августа 2004 г. № 15 об определении норм рабочего времени и времени, полагающегося на отдых, для водителей.

    Общее количество актов, основным назначением которых является установление безопасности на дорогах, уже давно в РФ перевалило за 50. В этот список не входят ГОСТы, руководящие документы.

    Как видно из представленного выше, что вопрос, касающийся передвижения на дорогах, а также безопасности в этой сфере является одним из приоритетных направлений политики РФ, в связи с чем нормы, касающиеся автотранспорта, постоянно дополняются и изменяются, а ответственность — ужесточается.

    Закон № 196-ФЗ

    Закон о безопасности дорожного движения был принят в 1996 году. Как уже говорилось выше, названный нормативный акт направлен на защиту здоровья и жизни граждан и предупреждение транспортных происшествий.

    Принципы безопасности дорожного перемещения можно сформулировать следующим образом:

    1. Преобладание ценности человеческой жизни и здоровья над итогами хозяйственной деятельности;
    2. Ответственность государства должна быть больше чем ответственность граждан, участвующих в движении;
    3. Обеспечение безопасности передвижения есть ничто иное, как следование интересам и правам граждан;
    4. Безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в совокупности действующих норм при целевом подходе в деятельности.
    Читайте также:  Производственный контроль: что это такое, описание и особенности

    Названный нормативный акт состоит из восьми глав с общим количеством статей 33.

    Условно всё содержание закона о дорожном движении можно определить следующим образом.

    Глава 1 раскрывает общие сведения о законе:

    • задачи акта;
    • основные термины, используемые по тексту;
    • принципы обеспечения безопасности на дорогах;
    • основы перемещения на дорогах.

    Глава 2 информирует о государственной политике по этому вопросу:

    • основные направления работы;
    • полномочия госорганов, в том числе и в субъектах по вопросам, отнесённым к рассмотрению безопасности на дороге;
    • участие иные общественных организаций в вопросах, отнесённых к ведению этого закона;
    • учёт показателей, связанных с безопасностью на дорогах.

    Глава 3 информирует о существующих программах.

    Глава 4 определяет основные требования по вопросам безопасности:

    • при планировании, строительстве, ремонте и содержании дорожного полотна;
    • при его оборудовании объектами обслуживания;
    • необходимость временного ограничения при передвижении по дорожному полотну;
    • требования, касающиеся изготовления запасных частей к транспорту;
    • требования, связанные с использованием авто, а также его техническом осмотре;
    • список мероприятий, которые могут быть при организации дорожного движения;
    • перечень требований к предприятиям, предпринимателям, гражданам;
    • условия получения водительских прав, прекращение и приостановление их действия;
    • порядок обучения граждан в целях безопасного вождения авто.

    Глава 5 определяет, кто осуществляет надзор в этой области.

    Глава 6 устанавливает ответственность за нарушение законодательства.

    Глава 7 содержит сведения о международных договорах в этой области.

    Глава 8 о заключительных положениях, о порядке вступления в силу закона.

    Постановление Правительства 1090

    Постановление о ПДД было принято в 1993 году.

    В себе этот документ содержит правила (нормы), которые следует неукоснительно соблюдать всем участникам дорожного движения, во избежание аварийных ситуаций, итогом которых может явиться летальный исход.

    Состоит этот документ из следующих разделов:

    1. ПДД, включающие в себя 25 статей и 3 приложения, касающихся дорожных знаков, разметки и организации движения в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи;
    2. Основных положений при эксплуатации транспорта, а также обязанностей лиц, выпускающих такой транспорт в рейс. Названные нормы регламентируют, в каком должны быть все составляющие конструкции авто, на основании чего определяется их состав, какие должны быть параметры, а также технические характеристики.

    Если ПДД противоречит Закону

    Многих интересует вопрос, а что главнее Федеральный Закон о дорожном движении или ПДД? И что делать, если ПДД противоречат положениям, прописанным в законе?

    Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.

    По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.

    Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.

    Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.

    Участники дорожного движения: их права и обязанности

    Говоря о правах и обязанностях участников перемещения, следует обратиться к ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения. Названной статьёй регламентируется то, что право каждого гражданина на безопасность на дороге гарантируется государством, при этом такое право не должна нарушать права иных участников движения.

    Участники имеют следующие права:

    1. Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
    2. Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
    3. Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
    4. Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
    5. Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
    6. Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.

    Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.

    Последние изменения в ПДД

    С 14 декабря 2018 года начали действовать отдельные нововведения, касающиеся:

    • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
    • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
    • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
    • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
    • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
    • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
    • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
    • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
    • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
    • порядке передвижения в велосипедной зоне;
    • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

    Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.

    Закон 196 фз о безопасности дорожного движения

    • Я гражданин Узбекистан хочу работать в такси у меня права узбекское могу я работать?
    • Закон запрещающий управлением скутера до 50 см 3. без прав.
    • Закон о безопасности дорожного движения
    • Федеральный закон о безопасности дорожного движения
    • Фз о безопасности дорожного движения
    • Закон рф о безопасности дорожного движения
    • Федеральный закон рф о безопасности дорожного движения

    1) Где можно прочитать законы
    М.обл. “Об автомобильных дорогах” от 6.10.2003 года № 118/2003-03 раздел XI Организация дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на тер-рии Моск. обл.
    Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения.
    Заранее благодарю Вас.

    1.1. Ищите здесь http://mosobl.elcode.ru/search.asp http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=72420 Удачи.

    2) Вы так же можете обратиться в ГИБДД за проверкой дороги-это их обязанность контролировать безопасность дорог согласно пп. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 10. 12. 1995 №196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» делайте упор именно на несоблюдение безопасности дорожного движения, и в связи с этим возможную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. ‘По материалам юридической социальной сети www.9111.ru ©’ прошу “рыбу” по обращению.

    2.2. На основании статьи 779 Гражданского кодекса, составление любых документов осуществляется на платной основе. Вы можете обратиться к любому юристу личным сообщением или по контактным данным, указанным в профиле соответствующего юриста.

    2.3. Эт оплатная услуга. Можете обратиться к любому юристу на платной основе в личные сообщения, ст.779 ГК РФ. Расценки и порядок оказания услуги-надо узнавать в личной переписке. Что касается обязанности ГИБДД, то это действительно так. Контролировать безопасность дорог согласно пп. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 10. 12. 1995 №196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» – это обязанность ГИБДД. Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее – обязательные требования). 2. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее – органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Консультант Плюс: примечание. С 21 декабря 2018 года Федеральным законом от 20.12.2017 N 398-ФЗ статья 30 дополняется новым пунктом 2.1. См. текст в будущей редакции. 3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 – 8 настоящей статьи. 4. Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований. Консультант Плюс: примечание. С 21 декабря 2018 года Федеральным законом от 20.12.2017 N 398-ФЗ пункт 5 статьи 30 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по федеральному государственному транспортному надзору уведомлением о начале осуществления деятельности, указанной в пунктах 6 и 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. 6. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 7. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. 8. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, не допускается.

    2.4. Здравствуйте. В данном случае, вам всего лишь, необходимо направить заявление о проведении внеплановой проверки некоторого участка дороги, который не соответствует каким-то требованиям. Согласно ст. 30 ФЗ “О безопасности дорожного движения”: [quote]6. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; [b]поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;[/b] наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 7. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. 8. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, не допускается.[/quote] Дороги должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля Всего доброго.

    3) Мне 67 лет. В водительском удостоверении (без права работы по найму) стоит штамп: без медицинской справки не действительны. Медкомиссию проходил в прошлом (2013) году. Никаких ограничений в справке медиками не установлено. Последние изменения законодательства предусматривают прохождение медкомиссии только при получении водительского удостоверения. Влияет ли мой возраст на периодичность прохождения медкомиссии на право вождения автомашины и чем это регламентировано.

    Читайте также:  Пенсионный фонд во Владимире: особенности деятельности, режим работы, адрес

    3.1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О безопасности дорожного движения” Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

    3.2. Ваш возраст влияет на периодичность прохождения медкомиссии, для мужчин свыше 55 лет периодичность прохождения медицинского осмотра составляет 2 года. КоАП не предусматривает наказание за отсутствие при себе справки при управлении транспортным средством.

    4) Я гражданин Узбекистан хочу работать в такси у меня права узбекское могу я работать?

    4.1. Нет, если в рамках закона. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “О безопасности дорожного движения” [quote] Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами 13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.[/quote]

    5) Закон запрещающий управлением скутера до 50 см 3. без прав.

    5.1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, статья 25.

    Федеральный закон о безопасности дорожного движения в РФ

    Обстановка на дорогах зависит от поведения водителей, качества трассы и соблюдения правил управления транспортными средствами. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения РФ» (ФЗ №196) принят для регламентации правил поведения его участников и улучшения транспортной ситуации.

    1. Суть закона
    2. Основные требования к безопасности
    3. Содержание и ремонт дорог
    4. Безопасность водителей и транспорта
    5. Права и обязанности участников движения
    6. Как изменялся закон

    Суть закона

    ФЗ №196 распространяется на всех, кто имеет отношение к ситуациям на дорогах: органов государственной власти, водителей, пешеходов, производителей техники, перевозчиков людей и грузов.

    Основные цели закона:

    • обеспечить безопасность на дорогах;
    • защитить здоровье, жизнь граждан;
    • минимизировать негативные последствия ДТП.

    Во многом безопасность движения зависит от компаний, выполняющих транспортные перевозки. Требования к их работе следующие:

    • создать условия для качественной работы водителей;
    • организовать для них режим отдыха и труда;
    • ввести порядок прохождения регулярных медицинских осмотров;
    • застраховать транспорт;
    • оснастить спецсредствами контроля над скоростным режимом и рабочим графиком водителей.

    Установлена ответственность госорганов за состоянием дорог, находящихся в их ведении. Разграничены полномочия между федеральными государственными органами и властью субъектов в области контроля над дорогами.

    Общественные объединения могут исследовать причины аварий и проводить мероприятия для профилактики ДТП.

    Основные требования к безопасности

    Поездки на транспорте не должны представлять угрозы для жизни и здоровья людей. Поэтому вводятся требования к состоянию дорожного полотна, транспортных средств, движению автомобилистов.

    Содержание и ремонт дорог

    Строительство дорог ведется согласно действующим регламентам. Государственный строительный надзор проверяет, соответствуют ли построенные объекты техническим документам. Не допускается экономия в строительстве, приводящая к ухудшению качества покрытия дорог (ст. 11 ФЗ № 196).

    На трассах создают условия для безопасной езды: вывешивают предупреждения об аварийных участках, предоставляется информация о расположении медицинских организаций и пунктов связи.

    Безопасность водителей и транспорта

    Владельцы транспорта отвечают за его состояние, обязаны проходить технический осмотр и застраховать свою гражданскую ответственность. Установлены запреты на управление автомобиля с техническими неисправностями и вождение в состоянии опьянения.

    Автолюбители обязаны проходить медицинское освидетельствование для получения и замены прав. Также регулярные осмотры необходимы для шоферов, перевозящих опасные грузы и людей. После прохождения освидетельствования выдается заключение о наличии или отсутствии заболеваний, препятствующих управлению транспортом. Если проблемы со здоровьем будут обнаружены, то водителя направляют на дополнительное обследование и лечение. По результатам принимается решение о допуске к вождению.

    Права и обязанности участников движения

    Для получения права на вождение необходимо пройти медицинское освидетельствование, сдать экзамен и получить удостоверение на право вождения определенной категории транспорта.

    Гарантируется право на свободное перемещение по дорогам и получение от должностных лиц информации об их состоянии. В случае ДТП пострадавшие имеют право на бесплатную медицинскую помощь и возмещение ущерба, причиненного здоровью и транспорту.

    Как изменялся закон

    Правительство внесло в правовой акт больше конкретики. Усилены требования к организациям, осуществляющим перевозку грузов и пассажиров. Перевозчики обязаны:

    • проводить осмотр транспортных средств;
    • обеспечить места для стоянки авто;
    • организовать медицинские осмотры шоферов перед рейсами и после;
    • назначить лицо, ответственное за безопасность перевозок.

    Предприниматели должны проходить осмотры лично, если они самостоятельно осуществляют перевозки. Запрещается прием на работу водителей без российских прав, исключение сделано для граждан Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении.

    Водителей фур массой свыше 3,5 тонн обязали следить за их состоянием, соблюдать требования завода-изготовителя, анализировать и устранять причины аварий.

    Власти субъектов РФ наделили полномочиями:

    • временно ограничивать движение при создании опасной ситуации;
    • участвовать в обучении водителей;
    • информировать граждан о правилах движения;
    • утверждать перечни аварийно-опасных участков.

    Власти Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга получили право утверждать список транспорта, которому разрешено движение по полосе для маршрутных средств.

    Соблюдение закона обязательно для всех. Нарушителей привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения.

    Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

    Провокация дачи взятки

    Поимка взяточника преподносится, как доказательство борьбы с коррупцией и факт торжества справедливости. Часто так и есть. Но в ситуации беспомощности перед разгулом коррупции и необходимости обеспечивать показатели борьбы с ней некоторые сотрудники правоохранительных органов сами становятся на путь преступления, провоцируя человека на дачу или получение взятки. Такие действия формируют состав преступления, а сам взяточник освобождается от ответственности, поскольку совершил преступление под действием третьих лиц.

    Для того, чтобы избежать такого исхода, сотрудники правоохранительных органов стараются замаскировать взятку под оперативный эксперимент. В этой статье мы рассмотрим законодательство, судебную практику и иные нюансы провокации дачи взятки в реальной жизни.

    Является ли провокация взятки способом борьбы с коррупцией?

    История применения данного метода для противодействия коррупции в России давняя. Ещё до революции полицейские активно использовали такие «подставные взятки». При этом данный метод не был запрещён законом. Первый запрет возник в 1922 году, когда наказание за взяточничество назначалось в упрощённом судебном производстве, а количество таких дел достигло огромных масштабов.

    Сначала советские власти запретили провокацию дачи взятки, а в 1926 году в УК РСФСР ввели 119 статью, наказывавшую за провокацию её получения. Позже из УК эту норму исключили, но за аналогичные действия сотрудников милиции привлекали к ответственности за превышение служебных полномочий.

    Вновь в российское законодательство статья за провокацию взятки и коммерческого подкупа вернулась только в 1996 году. Это статья УК РФ №304.

    Такой подход к провокации взяточничества однозначно доказывает его пагубный характер. Сама суть оперативно-розыскной деятельности предполагает нахождение доказательств преступления, а не их искусственное создание. В случае подстрекательства к даче или получению взятки происходит именно последнее.

    Понятие провокации

    Хотя современное российское законодательство и наказывает за провокацию дачи и получения взятки, оно устанавливает для этого понятия довольно узкие рамки. Согласно 304 статье УК РФ попыткой дачи взятки считается передача должностному лицу денег или имущества или оказание имущественных услуг в целях искусственного формирования доказательств состава преступления. При этом важнейшим критерием провокации является передача ценностей без согласия получателя.

    Судебная практика долгое время игнорировала данное понятие, отрицая доводы защиты о том, что взятку спровоцировали сами сотрудники правоохранительных органов. При этом сложности возникали с доказательством превышения должностных полномочий сотрудников правоохранительной системы, отсутствия умысла в действиях получателя взятки, а также с трактовкой понятия «попытка». Разрешить возникавшие противоречия помог Верховный суд.

    Разъяснения Верховного суда

    В Постановлении Верховного суда №24 от 2013 года в пункте 32 даны признаки провокации, которые и расцениваются судами, как критерии для квалификации этого преступления. К таковым признакам относятся:

    • Передача денег или ценного имущества для искусственного формирования доказательств.
    • Наличие данных о том, что получатель взятки не согласен её принимать и осведомлённость правоохранителей о таких данных.

    Провокация дачи взятки считается завершённой, когда переданы деньги или ценности, даже если получатель их не принял или не знал о их передаче.

    Однако, если должностное лицо согласилось взять деньги, то провокацией такая взятка считаться не может, несмотря на наличие остальных критериев и доказательств.

    Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

    Телефон в Москве и Московской области:
    +7 (495) 266-02-45

    Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
    +7 (812) 603-78-25

    Бесплатная горячая линия по всей России:
    8 (800) 301-39-20

    Поскольку провокацию совершают без ведома или вопреки воле получателя взятки, то его нельзя считать виновным в её получении. Следовательно, он освобождается от ответственности. Это также указано в разъяснениях Верховного суда РФ.

    Ещё одним важным разграничением является отличие провокации и подстрекательства. Второй случай касается получения должностными лицами ценностей с их собственного согласия, но при склонении их к этому сотрудниками полиции. При этом должны иметь место обстоятельства вмешательства сотрудников полиции, без которых умысел на получение взятки не возник бы.

    В такой ситуации даже согласившись принять взятку, должностное лицо не совершает преступление и должно быть освобождено от наказания.

    Провокация или оперативный эксперимент?

    Нередко провокацию пытаются замаскировать под оперативный эксперимент. Но у этого метода работы правоохранительных органов есть чёткая цель – поставить под наблюдение и контроль уже начавшиеся коррупционные процессы. Благодаря этому правоохранители смогут их прервать. Следовательно, оперативному эксперименту должен предшествовать факт вымогательства или предложение со стороны должностного лица дать взятку. Факт должен быть подтверждён, а не основываться на предположениях. Подтверждением может быть заявление и опрос заявителя. Если эти требования не соблюдены, то действия оперативников будут считаться провокацией взятки.

    Ответственность за провокацию взятки

    Наказание в рамках 304 статьи УК РФ зависит от обстоятельств провокации дачи взятки. Санкции включают:

    • Штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода за 1,5 года.
    • Принудительные работы на 5 лет с запретом занимать ряд должностей на 3 года.
    • Лишение свободы до 5 лет с запретом занимать ряд должностей до 3 лет.

    Субъект преступления может быть общим и специальным. Во втором случае речь идёт о сотрудниках правоохранительных органов. Признание вины происходит на основании факта осознания провокатором фиктивности собственных действий. То есть он должен понимать, что его провокация направлена на создание видимости взятки и создание вымышленных доказательств несуществующего преступления.

    Основанием возбуждения уголовного дела на такого оперативного сотрудника будет жалоба должностного лица, которого пытались спровоцировать на дачу взятки. В судебной практике такую жалобу обычно подают в рамках защиты при разбирательстве дела по статье 290 УК РФ.

    Особенности судебной практики

    Хотя существуют описанные выше разъяснения Верховного суда, по-прежнему в судебной практике мало примеров признания доводов защиты о том, что взятка была спровоцирована оперативными сотрудниками.

    Один из таких успешных примеров – оправдательный приговор в отношении врача больницы, который выписывал поддельные больничные за деньги. Суд признал, что данные оперативного эксперимента не могу считаться доказательствами вины врача, потому что:

    • Эксперимент провели на основании показаний оперативного сотрудника.
    • Иных материалов, подтверждающих его показания, в деле не было.
    • Участвовавшие в эксперименте самостоятельно не собирались обращаться в больницу. То есть их участие в даче взятки было организовано искусственно.
    • Не были доказаны иные важные обстоятельства.

    Вывод суда заключался в том, что преступления не было бы, если бы его не инициировали полицейские.

    Но в схожей ситуации суд не принял доводы защиты и осудил чиновника, выдавшего помещение в аренду за взятку. В этом деле также:

    • Провокатор действовал под руководством полицейских и первым вышел на чиновника с предложением взятки.
    • В деле не было информации о случаях взяточничества подсудимого.
    • Провокатору не нужно было это помещение. То есть вся ситуация была создана искусственно только для того, чтобы привлечь получить доказательства взяточничества.

    Суд решил, что умысел взять деньги возник у муниципального чиновника вне связи с действиями полицейских, и провокация не имела места.

    Исходя из этого, приходится констатировать, что единой судебной практике по данному вопросу не существует. Защите стоит основывать свои доводы на разъяснениях Верховного суда, но нужно учитывать сложность в доказывании отсутствия даже косвенного умысла в действиях получателя взятки.

  • Ссылка на основную публикацию