Материальная ответственность водителя перед работодателем

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Договор о материальной ответственности водителя — это соглашение, гарантирующе работодателю компенсацию причиненного ему вреда со стороны работника. В некоторых случаях ущерб в результате ДТП взыскать не получится даже при наличии подобного документа.

  • Сокращать ли рабочий день 5 марта
  • Для работодателей установят новую обязанность по размещению вакансий
  • Как и где хранится трудовая книжка работника
  • Как вернуть НДФЛ с платы за обучение
  • Основы делопроизводства: как сокращенно пишется «исполняющий обязанности»

Материальная ответственность водителя — это финансовое обеспечение обязанности сотрудника, управляющего транспортным средством компании, бережно использовать вверенное ему имущество. Распространяется оно на ущерб, причиненный нарушением правил дорожного движения, и в некоторых случаях при ДТП. Полностью возмещать ущерб, причиненный автомобилю, иные убытки работодателю или третьим лицам сотрудник не обязан. Но бывают случаи, когда полное возмещение на водителя возложить правомерно.

Работодатель вправе привлекать сотрудников к материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). По статье 238 ТК РФ, работник обязан возместить нанимателю причиненный ему прямой действительный убыток. С точки зрения должности материальная ответственность водителя за служебный автомобиль распространяется на:

  • затраты на ремонт, восстановление автомобиля после ДТП;
  • стоимость автомобиля в случае невозможности восстановления после ДТП;
  • штрафные санкции за нарушение ПДД;
  • компенсация потерь третьим лицам, если она выплачивается работодателем.

Статья 241 ТК РФ устанавливает ограничения возможного возмещения работником в пределах его месячного заработка в том случае, если не заключен договор о полном материальном обязательстве.

Можно ли заключить договор с водителем грузов

Нет, как бы этого ни хотелось работодателю, заключить договор о материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль в полном объёме невозможно. Управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых на сотрудника накладывается полная индивидуальная или коллективная (бригадная) ответственность. Указанные перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 №85.

Даже если договор материальной ответственности с водителем грузового автомобиля с упоминанием полных финансовых обязательств заключен, работник освобождается судом от обязанности возместить причиненный по его вине ущерб имуществу работодателя в полном размере. Допускается заключить контракт вида:

В каких случаях возможна полная ответственность

Не со всеми сотрудниками, управляющими автомобилем, допускается заключить контракт о полном материальном обязательстве. Случаи, когда наступает материальная ответственность водителя в полной мере:

  • умышленное причинение убытков;
  • причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинение убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, даже факт признания работника виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления не является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере. Если же материальная ответственность водителя грузового автомобиля установлена и подтверждена, взыскать потери разрешается в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется только судом.

В каких еще случаях водитель полностью отвечает за ущерб

Если сотрудник не просто управляет транспортным средством, но и осуществляет функцию экспедитора либо кассира. Так, правомерно заключить договор материальной ответственности водителя такси за автомобиль, где работник отвечает за ущерб в полной мере. Важно, чтобы договор с ним или должностная инструкция содержали перечень обязанностей, дающих право на заключение такого договора.

В этом случае полностью финансово отвечает сотрудник только за вверенные ему ценности, а ситуация с возмещением за автомобиль останется прежней.

Типовая форма договора полного обязательства предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 №85. Если речь идет про договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя бензовоза, то такая форма правомерна в случае признания бензина материальной ценностью. Тогда должность указывается как водитель-экспедитор.

Работодатель вправе включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму документа. Издавать приказ по организации для этого не нужно.

о материальной ответственности водителя-экспедитора

«12» апреля 2020 г.

Петров Петр Петрович, 27 августа 1970 года рождения, паспорт серия 1111 номер 123456, ОВД по Нижегородской области, код подразделения 100-131, зарегистрирован по адресу: г. Москва, ул. Цветочная, 14, кв. 15, проживает по адресу: г. Москва, ул. Цветочная, 14, кв. 15, именуемый в дальнейшем «Работник», с одной стороны,

и ООО «Весна» в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Работник принимает на себя обязательство нести материальную ответственность за недостачу или порчу переданных ему для перевозки и передачи грузов (далее — имущество), а Работодатель обязуется обеспечивать надлежащие условия для сохранности вверенного Работнику имущества.

1.2. Материальная ответственность Работника состоит в его обязанности возмещать причиненный Работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Работник обязуется:

2.1.1. Бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него обязанностей имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба.

2.1.2. Своевременно сообщать Работодателю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества.

2.1.3. Вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении вверенного ему имущества.

2.1.4. Давать письменные объяснения по поводу возникновения ущерба.

2.2. Работник вправе:

2.2.1. Участвовать в проведении проверок, проводимых для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

2.2.2. Знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.3. Работодатель обязуется:

2.3.1. Обеспечивать надлежащие условия для сохранности имущества, вверенного Работнику.

2.3.2. Знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный Работодателю, а также иными нормативными правовыми актами о порядке хранения, приема, обработки, продажи, перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом.

2.3.3. До принятия решения о возмещении ущерба Работником провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

2.4. Работодатель вправе:

2.4.1. С целью проведения проверки для установления причиненного ущерба создавать комиссию с участием соответствующих специалистов.

2.4.2. Требовать от Работника письменные объяснения для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа или уклонения Работника от предоставления указанных объяснений составлять соответствующий акт.

2.4.3. С учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с Работника.

3. Определение размера и порядок взыскания причиненного ущерба

3.1. Размер ущерба, причиненного Работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

3.2. Взыскание с виновного Работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению Работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления Работодателем размера причиненного Работником ущерба.

3.3. Если месячный срок истек или Работник не согласен добровольно возместить причиненный Работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с Работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только по решению суда.

3.4. Работник, виновный в причинении ущерба, имеет возможность добровольно возместить его полностью или частично. В этом случае Работник представляет Работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

3.5. В случае увольнения Работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

4. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность Работника

4.1. Материальная ответственность возлагается на Работника при наличии его вины в причинении ущерба.

4.2. Материальная ответственность Работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения Работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного Работнику.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение всего срока трудового договора с Работником.

5.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из сторон.

6. Реквизиты и подписи сторон

Работодатель ____________/__________ Работник ____________/___________

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Ограничения

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

Ответственность водителя-экспедитора

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

Договор материальной ответственности водителя экспедитора: образец

Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

Договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.

Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.

Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.

Механизм взыскания

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

  • установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
  • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Материальная ответственность водителя

Компании, нанимая работников, доверяют им различные ценности и имущество. Наниматель отвечает за своевременное обслуживание и ремонт различного оборудования, приспособлений и автотранспорта. В то же время подчиненный несет ответственность за сохранность вверенного ему имущества. Полнота возмещения вреда, причиненного из-за умысла (бездействия) работника, зависит от многих факторов. Одним из вопросов, вызывающих множество споров, является материальная ответственность водителя за автомобиль, груз и другие ценности.

Читайте также:  Участие в тендерах: с чего начать, документы, условия, пошаговая инструкция

Материальная ответственность водителя перед работодателем

Автомобиль является не только средством передвижения и источником опасности, но и обладает достаточно большой денежной стоимостью. Доверяя это имущество работнику, наниматель надеется на бережное и аккуратное отношение к машине со стороны подчиненного. В случае аварий, чрезвычайных происшествий или поломок часть последствий можно компенсировать за счет страховых выплат. Ущерб, превышающий размер выплат по страховке, можно попытаться взыскать с водителя.

В его положениях необходимо четко определить границы ответственности за автомобиль каждой из сторон договора. При этом необходимо помнить, что заключение соглашения, подразумевающего полную материальную ответственность водителя, является нарушением трудового законодательства.

Согласно положениям ТК РФ (ст. 244), Министерством труда разработаны перечни профессий и работ, для которых наступает полная материальная ответственность за причиненный ценностям или имуществу нанимателя вред. Профессия водителя транспортного средства в этих перечнях не указана.

Подтверждает это положение и судебная практика. В ходе неоднократных судебных разбирательств нанимателям указывалось, что договор о полной материальной ответственности водителей не соответствует требованиям трудового законодательства.

Полная материальная ответственность водителя

По общему правилу, отвечать за вред, причиненный транспорту нанимателя, водитель будет только в размере своей среднемесячной зарплаты (ТК РФ, ст. 241). Однако из этого правила есть несколько исключений. С водителя транспортного средства можно взыскать фактические убытки в полном объеме в следующих случаях (ТК РФ, ст. 243, постановление Минтруда № 85):

Целью поездки являлась транспортировка самого автомобиля до места назначения. Когда машина выступает только как средство доставки грузов или пассажиров, речи о возмещении ущерба в полном объеме не идет. Полная материальная ответственность за автомобиль для водителя наступает только в том случае, если в его обязанности входило доставить машину, как товар, к ее владельцу или покупателю.

  • Умысел шофера на причинение имуществу нанимателя ущерба. Он может выражаться как в определенных действиях, так и в бездействии водителя.
  • Например, элементарная лень не позволила шоферу отогнать машину на стоянку. Он оставил ее возле своего дома в не самом благополучном районе города. Ночью ее вскрыли и украли из салона магнитолу и коврики. Фактически умышленное бездействие привело к ущербу для имущества нанимателя.

    1. Противоправные действия, получившие свое подтверждение в ходе уголовного или административного разбирательства. Самым распространенным примером является совершение ДТП из-за несоблюдения правил дорожного движения.
    1. Вред имуществу нанимателя причинен из-за нахождения водителя в состоянии какого-либо опьянения.

    При этом наниматель должен помнить, что взыскать с нерадивого работника можно только фактический урон имуществу. Упущенная выгода не может быть возмещена виновным сотрудником.

    Материальная ответственность за грузы и пассажиров

    Еще одной ситуацией, которая вызывает множество споров и разногласий, является степень ответственности водителей, осуществляющих грузо- или пассажирские перевозки. Многие наниматели ошибочно полагают, что полная материальная ответственность за доставленный груз автоматически распространяется и на само транспортное средство.

    Это не так. Автомобиль выступает только как средство передвижения, а водитель не отвечает в полном объеме за его сохранность и невредимость. Кроме того, парадоксальная ситуация складывается, когда в машине помимо водителя присутствует экспедитор, в обязанности которого входит доставка груза по назначению. Фактически за товар отвечает один человек, а за автомобиль — другой. При этом экспедитор не может повлиять, например, на дорожную обстановку или нарушение ПДД водителем. А шофер следить, чтобы экспедитор не причинил ущерб машине.

    В таких случаях можно использовать два выхода из ситуации.

    • Во-первых, ввести бригадную материальную ответственность для водителя и экспедитора за целостность товара и транспорта.
    • Во-вторых, совместить должностные обязанности водителя и экспедитора для одного сотрудника. Такое решение позволяет заключать с шофером договор о полной материальной ответственности, так как профессия экспедитора есть в утвержденном Минтруда перечне.

    Также типичной ошибкой нанимателей является возложение полной ответственности за транспортное средство на водителей, в обязанности которых входит осуществление пассажирских перевозок. Свое решение они мотивируют тем, что шофер автобуса одновременно осуществляет прием денежных средств в оплату за проезд, а кассовые операции находятся в перечне работ, утвержденном Минтруда.

    Освобождение от материальной ответственности

    Вместе с тем, водитель не обязан возмещать любой вред, причиненный транспортному средству. Он может быть освобожден от материальной ответственности в следующих ситуациях:

    ущерб причинен третьими лицами, а водитель сделал все возможное для его предотвращения;

  • наниматель не обеспечил условия для нормальной эксплуатации автомобиля;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • руководство компании-работодателя приняло решение о не взыскании ущерба с водителя.
  • Нельзя взыскивать средства за восстановление машины после аварии, виновником которой являлся не сотрудник фирмы, а другой участник дорожного движения. Или ущерб автомобилю нанесен противоправными действиями третьих лиц, при этом машина находилась на территории компании-владельца или платной автостоянке.

    Кроме того, владелец транспортного средства (фирма) обязан своевременно осуществлять текущее обслуживание и ремонт автомобиля.

    Например, в случае аварии, причиной для которой послужил отказ тормозной системы, водитель может быть освобожден от выплаты денег на ремонт, если докажет, что он ставил в известность свое руководство о неисправности.

    Также не отвечает шофер за повреждения машины по причине различных природных или техногенных катастроф. Он не может предугадать, например, падение на машину кирпича из стены здания или ветки дерева.

    Наниматель тоже имеет право «простить» водителю стоимость ремонта или восстановления машины.

    При найме на работу водителя помимо трудового договора необходимо заключить с ним и соглашение о материальной ответственности за транспортное средство, на котором он будет выполнять свои должностные обязанности. По общему правилу, на автомобиль как средство передвижения или доставки товаров не распространяются положения о полной материальной ответственности. Исключение составляют ситуации, когда шофер виновен в причиненном ущербе.

    В остальных случаях, распространение полной материальной ответственности за груз или денежные средства, уплаченные за проезд, на транспорт является нарушением. Шофер может возмещать ущерб автомобилю или автобусу только в размере своей месячной зарплаты. А при наличии определенных обстоятельств освобождаться от выплаты ущерба.

    Как привлечь водителя к материальной ответственности

    Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

    Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.

    Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина – это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

    Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».

    Материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.

    Начнем по порядку. Итак, материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия. Это правило «активно» для любого сотрудника фирмы, и заключения дополнительного договора не требует. При этом ответственность ограничена среднемесячным заработком проштрафившегося специалиста (ст. 241 ТК РФ).

    Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно статье 242 ТК РФ, она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия (ст. 277 ТК РФ).

    Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

    «Закрыто-открытый» перечень

    Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

    Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой – у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

    Неприятный инцидент

    Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.

    С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода – бесполезно: компенсировать ее не удастся.

    По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

    А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

    Не «вверенное», а «используемое»

    Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).

    Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.

    Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

    Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

    Читайте также:  Имеет ли право работник совместить льготы для раннего выхода на пенсию?

    Другая зона риска

    Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом.

    Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться – подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

    Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, – напоминает г-н Павлов, – в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».

    Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода – бесполезно: компенсировать ее не удастся.

    Марина Скудутис и Анна Мишина, для журнала «Расчет»

    Договор – обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».
    Узнайте больше >>

    Материальная ответственность водителя перед работодателем

    Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Материальная ответственность водителя перед работодателем

    Любая работа, как известно, связана не только с выполнением своих обязанностей, но и с ответственностью за свои действия. Ответственность бывает разной: материальной, административной, уголовной. Все зависит от рода деятельности. Кто-то принимает на себя исключительно материальную ответственность. А кто-то несет ее в полной мере.

    Например, водитель автотранспорта. Он отвечает и за сохранность груза, если занимается грузоперевозками, и за сохранность транспортного средства.

    Если он перевозит людей, то отвечает, помимо вышесказанного, за их жизнь и здоровье, т. е. несет полную ответственность. В случае нанесения ущерба его могут привлечь, как к его возмещению, так и к административной или уголовной ответственности. Устраиваясь водителем, надо помнить, что управление автотранспортом, не только заработок, но и ответственность за все, что может произойти во время работы.

    Рассмотрим, как взыскивается ущерб с водителя, как можно избежать или существенно уменьшить возмещение.

    Оформление взыскания материального ущерба при ДТП с работника

    Для того чтобы определить кто виновен в нанесении ущерба, нужно осуществить несколько действий.

    Представим эту процедуру как пошаговую инструкцию:

    Шаг 1. На этом этапе определяем, был ли нанесен материальный ущерб. Затем, если он был нанесен, устанавливаем его размер (предварительно). Далее – предполагаемого виновника, который нанес организации ущерб, устанавливаем степень его вины.

    Обычно такие служебные расследования начинаются с докладной записки. Составляет ее либо руководитель виновника (непосредственный), либо сотрудник, материально ответственный за поврежденное, утраченное имущество, иные материальные ценности (если, конечно, он вреда не наносил).

    Шаг 2. После того, как, предварительно, установлен ущерб, а так же лицо, предположительно его нанесшее, назначается комиссия, которая и будет проводить служебную проверку, расследование. В нее включают бухгалтера, который ведет пострадавшее имущество, оценщика. Им может быть сотрудник, способный оценить понесенный ущерб или приглашенный эксперт, если своего оценщика нет.

    Можно поступить следующим образом: комиссия делает запрос независимому эксперту, получив от него результаты, включает их в отчет, который составляется по окончанию проверки. Комиссия обязана точно установить потери: что испорчено, повреждено, что пропало, величину ущерба (в денежном выражении).

    Шаг 3. С виновника запрашиваются объяснения по факту происшедшего (письменно). Можно сделать запись объяснения с его слов и дать виновнику с ними ознакомиться. В данном случае с него должны потребовать скрепить записанные с его слов объяснения своей подписью. Эти действия ни чем не отличаются от действий, проводимых при расследовании дисциплинарного проступка.

    Шаг 4. После того, как будут изучены все документы, определяется степень виновности лица, нанесшего ущерб, устанавливается возможность взыскания с него компенсации за ущерб, понесенный организацией. Отметим, что взыскать убытки можно не всегда. Но об этом мы поговорим позднее.

    Шаг 5. Комиссией составляется проект приказа о взыскании и подается на подпись руководителю. После того, как приказ подписан, производится взыскание. Но если удержать ущерб невозможно, надобность в составлении приказа отпадает.

    Шаг 6. Приказ направляется в бухгалтерию, которая и производит удержание в счет погашения ущерба.

    Нюансы при удержании материального ущерба:

    • Организация не может взыскать вред полностью на законных основаниях. В этом случае возможен вариант, что виновник добровольно даст свое согласие на возмещение убытков в полном объеме;
    • Законодателем установлено, что без суда размер удержаний с заработков виновника не должен быть больше 20 %. Суд может установить и до 50 %. Но для этого должны быть веские основания;
    • В случае увольнения работника (в период проверки) полное возмещение можно получить только через суд. Из тех выплат, которые работнику полагаются при увольнении, удерживаются 20 % и не более.

    Указанный порядок надо соблюдать неукоснительно, поскольку в случае малейшего нарушения закона действия могут быть опротестованы и отменены судом.

    Ошибки работодателей при взыскании материального ущерба с работников-водителей

    Если был нанесен ущерб, то удерживается он в большинстве случаев. Но, взыскивая ущерб, не важно, через суд или по приказу, надо помнить и учитывать некоторые моменты.

    Не подтвержден размер вреда, не установлены причины. Невозможно получить возмещение полностью, но работодатель пытается получить возмещение, тем самым нарушая норму ТК, в частности, гл. 39. Это дает возможность оспорить данное решение в суде и отменить наложенное взыскание.

    Именно в несоблюдении вышеуказанных обстоятельств, и заключается основная ошибка работодателей. Иначе говоря:

    • То, что с водителем был заключен договор о материальной ответственности (имеется в виду, полной), еще не является поводом, основанием для возмещения за его счет ущерба полностью. Надо помнить, что автомобиль не может быть объектом материальной ответственности (полной), поскольку служит для исполнения возложенных на водителя обязанностей. В законодательстве не предусмотрена норма, которая требует заключать с водителем договор о матответственности (полной).
    • Необходимо (и это очень важно) установить, что именно этот работник виновен в понесенных убытках, установить связаны ли между собой действия предполагаемого виновника и убытки. В противном случае к ответственности виновника привлечь не удастся.

    В ТК (в частности, в ст. 246) определено, что причиненный вред, размер его при порче, а равно утрате вверенного работнику имущества, определяется:

    • По установленным потерям;
    • Рассчитывается, учитывая сложившиеся на рынке цены. Те цены, которые действовали в данном регионе на тот момент, когда был причинен вред, но не ниже учтенной бухгалтерией стоимости стоящего на балансе, например, автомобиля, с учетом износа;
    • ТК (в частности, в статье 247) установлено, что до взыскания с работника убытков, проводится проверка, цель которой установить величину их, а равно и причину убытков. Для чего и создается приказом руководителя соответствующая комиссия.

    Иначе говоря, факт того, что ущерб был нанесен конкретным работником, должен быть подтвержден служебным расследованием.

    Необходимо (в обязательном порядке) получить от виновника письменные объяснения или записать их с его слов (ознакомление его с записанным и его подпись под записанными с его слов объяснениями, обязательны). Если он отказывается давать объяснения по факту нанесения ущерба или уклоняется от дачи объяснений, то отказ и тому подобное актируется.

    Надо помнить, что работодатель обязан доказывать, в частности:

    • Противоправность действий сотрудника;
    • Его действия, а равно, и бездействие;
    • Действительно ли есть прямой убыток;
    • Связь между вышеуказанным и вредом;
    • Соответствует ли договор (о материальной ответственности, неважно какой, полной или ограниченной), который был заключен с работником, установленным требованиям.

    То есть, те обстоятельства дела, которые способствуют правильному его разрешению.

    Эти нормы изложены в следующих законодательных актах:

    • ТК РФ.
    • Постановлении № 52 Пленума ВС РФ, п. 4.

    Последний документ называется – «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

    Если хоть одно из выше перечисленных обстоятельств доказано не будет, то к ответственности сотрудника привлечь не удастся.

    Прежде чем взыскать с виновника убытки, необходимо определить их размер. Это обязательное требование.

    Порядок возмещения убытков должен соблюдаться неукоснительно. Как производится взыскание установлено в ст. 248 ТК.

    Если работник дал свое согласие (добровольно) возместить убыток, то оно оформляется письменно. Например, соглашением. В противном случае удерживать из зарплаты сотрудника ничего нельзя.

    В законодательстве установлено (ТК, ст. 137), что удерживать из зарплаты виновника ущерба можно только тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или самим ТК. Например, в статье 248 (ТК) говорится о том, что, если размер вреда, нанесенный работником, в пределах его заработка (среднего), то взыскание, производимое по распоряжению руководителя, должно быть произведено не позднее 1-го месяца.

    Судебная практика по возмещению ущерба от ДТП в порядке суброгации

    Когда ущерб после ДТП возмещается с собственника автомобиля, читайте тут.

    Срок исчисляется с момента, когда размер окончательно установлен и выявлен виновник ущерба. После окончания этого срока, если расчет не произведен и работник возместить убыток добровольно отказался, то взыскание производится принудительно, через суд.

    В случае, когда ущерб выше среднего заработка, возмещение производится только судом. Когда на предприятии не созданы или не поддерживаются условия, обеспечивающие сохранность имущества и материальных ценностей, причиненный работником убыток возмещению не подлежит. Взыскать с него ущерб в подобной ситуации не возможно.

    Еще раз обратим ваше внимание на то, что ущерб взыскать невозможно, в случае, когда:

    • Налицо нарушение требований к заключению договора (о матответственности). Договор заключен с лицом, с которым подобные соглашения не заключаются;
    • Нарушен порядок возмещения ущерба;
    • Условия для сохранности имущества не созданы или не поддерживаются;
    • В ходе служебного расследования не установлена связь действий виновного лица с наступившими последствиями, т. е. возникновением убытков.

    Материальная ответственность водителя за служебный автомобиль

    Закон обязывает работника компенсировать убытки, которые были нанесены им организации, при расходах связанных с ухудшением состояния имущества и необходимостью его восстановления, замены. Он обязан также возмещать и вред, нанесенный его действиями третьим лицам, т. е. компенсировать работодателю убыток, возникший вследствие выплаченной им компенсации.

    Важно! Сумм возмещения не может быть больше среднего заработка (общего) виновника.

    Но в законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда возмещение превышает средний заработок и выплачивается в полном объеме. В нашем случае к ним относятся:

    • Умышленный вред. То есть, работник осознавал, что его действия нанесут ущерб;
    • Вред был нанесен в состоянии опьянения. Неважно, в каком: алкогольном, наркотическом или ином. Степень опьянения так же не важна;
    • Ущерб был нанесен в результате преступных действий работника. Факт преступного деяния устанавливается в суде и определяется его приговором.
    • Работником совершено административное правонарушение, в результате работодателю был нанесен ущерб. Данное деяние должно быть установлено соответствующим госорганом, например, полицией;
    • Работник нанес ущерб в тот момент, когда не исполнял свои обязанности.

    Надо отметить, что при перевозке грузов, большинство случаев нанесения вреда относятся к преступлениям, а равно и к правонарушениям.

    Важно! Ответственность в указанных случаях наступает только за те действия, которые непосредственно вели к ущербу. То есть, если доказана вина работника.

    В качестве примера рассмотрим простую ситуацию. Вы попали на служебном автотранспорте в ДТП. В ходе дознания по факту аварии установлено, что виновником ее вы не являетесь. Виновен в происшествии другой водитель. В этом случае вам возмещать работодателю ущерб не придется. Все убытки будут отнесены на счет виновника.

    Читайте также:  Наряд допуск на выполнение огневых работ: скачать бланк и образец заполнения в word, как заполнить

    Пути возмещения следующие: работодатель либо взыскивает через суд убытки с виновного лица, либо обращается за компенсацией к его страховщику. Если вина в совершенном ДТП лежит на вас, то запомните несколько моментов, которые возможно, помогут вам в ходе служебного расследования. Вы либо избежите возмещения, либо оплатите работодателю убытки по минимуму.

    Первое. Запомните, что в ходе расследования должны строго соблюдаться установленные законом правила (имеется в виду расследование по взысканию ущерба).

    Например, в обязательном порядке должны истребовать с вас объяснения в письменном виде. Нарушение этого правила вам только на руку, поскольку будет служить доказательством вашей правоты в суде.

    Второе. Оценка ущерба производится по рыночным ценам, действующим в регионе на момент причинения вреда. При этом они должны быть не ниже стоимости пострадавшего имущества, с учетом износа.

    На практике оценку часто производят независимые эксперты.

    Ваше право не соглашаться с их выводами и требовать новой экспертизы или оценки. Лучше всего обратиться с подобным требованием в ходе судебного разбирательства.

    Третье. Надлежащую эксплуатацию автотранспорта, а также его содержание обеспечивает работодатель.

    Важно! Любое нарушение указанных требований позволит вам либо избежать выплат, либо не выплачивать ущерб полностью. Однако в суде подобные нарушения доказать сложно. В качестве подтверждения можно использовать ваши служебные записки с требованием ремонта вверенного вам транспортного средства или иных действий, необходимых для его содержания в надлежащем состоянии и порядке.

    Четвертое. Убытки больше заработка (среднего), взыскиваются только через суд.

    Важно! Если данное требование не соблюдается, смело обращайтесь в суд с требованием взыскать в удержания, а так же и проценты за использование ваших денег.

    Пятое. Обязанность работодателя доказать наличие ряда фактов, связанных с возникновением убытков. В суде это сделать сложно, а порой не возможно.

    К сложно доказуемым обстоятельствам относятся:

    • Связь предполагаемого виновника с возникновением ущерба;
    • Что отсутствуют обстоятельств, которые исключают ответственность;
    • Противоправные действия виновника;
    • Размер, а равно, наличие вреда;
    • Соблюдался ли договор о материальной ответственности (полной), а равно, требования к его заключению.

    Если у суда возникнут сомнения в подобных доказательствах, то он может встать на вашу сторону и вынести решение в вашу пользу.

    Шестое. Нарушен срок обращения в суд. Законом установлен срок – 1 год.

    Если подобное произошло, то вы вправе потребовать от суда применить срок давности (исковой). Но, такие требования суд удовлетворяет не всегда. Впрочем, попробовать стоит.

    Седьмое. Суд может значительно уменьшить выплаты по взысканию ущерба, учитывая материальное положение виновника. Необходимо представить суду документы, которые подтвердят этот факт, и соответствующее ходатайство.

    Если подойти к делу грамотно, то можно найти еще множество обстоятельств, которые повернут рассмотрение дела в вашу пользу.

    Учтите так же, что суд чаще встает на сторону работника в споре с работодателем, поэтому не поленитесь и подготовьтесь к судебному заседанию тщательно, собрав все возможные доказательства своей правоты.

    Ответственность за груз

    Помимо возможной ответственности за автотранспорт, на водителя может быть возложена и ответственность за перевозимый им груз.

    Порядок взыскания в данном случае ни чем не отличается от взыскания матответственности.

    Есть, правда, один нюанс.

    Если груз при транспортировке пострадал, то работодатель обязан доказать, что именно вам доверена перевозка данного груза и то, что он со своей стороны принял все меры к его сохранности.

    Когда ответственности можно избежать?

    Ответственность не наступает в случае, если ущерб нанесен:

    • В обстоятельствах непреодолимой силы. Природные бедствия, атомный взрыв и тому подобное;
    • Действия, приведшие к ущербу, были связаны с крайней необходимостью;
    • В случае самообороны;
    • Хозяйственного риска (имеется в виду, нормального);
    • Неисполнение работодателем обязательств. В данном случае речь идет об условиях, которые работодатель обязан исполнить для того, чтобы обеспечить сохранность имущества, доверенного водителю.

    Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

    На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.

    Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

    Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

    Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

    В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

    На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее – Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).

    Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

    Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. “Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника” в журнале “Кадровая служба и управление персоналом предприятия”, N 3, март 2008 г.).

    Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.

    Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

    Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.

    В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:

    – когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);

    – умышленного причинения ущерба;

    – причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    – причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

    – причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

    – причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

    Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Котыло Игорь

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория

    20 января 2011 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Пенсионный фонд в Матвеево-Курганском районе Ростовской области: график работы, телефон, адрес

    Также Пенсионный Фонд обеспечивает меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 “Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет”.

    Клиентская служба (на правах отдела) (в Матвеево – Курганском районе) УПФР в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное)

    График работы

    Понедельник08:00 – 18:00, без перерыва
    Вторник08:00 – 18:00, без перерыва
    Средавыходной день
    Четверг08:00 – 18:00, без перерыва
    Пятницавыходной день
    Субботавыходной день
    Воскресеньевыходной день

    Контактная информация

    Телефон горячей линии8 (863) 306-10-20
    Телефон8 (86341) 2-27-45
    E-mailvolkovaea@071.pfr.ru
    АдресРостовская область, п. Матвеев-Курган, ул. Садовая, 4

    Схема проезда

    Телефон: 8 (86341) 2-27-45

    E-mail: volkovaea@071.pfr.ru

    Адрес: Ростовская область, п. Матвеев-Курган, ул. Садовая, 4

    Последние новости по соцподдержке граждан г. Ростова-на-Дону и Ростовской области

    В Ростове-на-Дону живет многодетная семья Коноваловых, в ней растут восемь детей: четыре девочки и четыре мальчика. Все школьники ходят в не обычную школу, а в музыкальный колледж. Но вот проблема: в обычной школе ученики питались бы бесплатно – и как малообеспеченные, и по программе обязательного обеспечения.

    В Ростовской области в наступившем году выросла сумма субсидии работающим семьям с невысокими доходами, многодетным и тем, кто потерял работу.

    С 1 января 2021 года в Ростовской области расширен круг получателей адресной социальной помощи. Это позволит назначить социальное пособие наименее защищенным категориям граждан.

    Последние федеральные новости по соцподдержке

    В России хотят создать общий стандарт предоставления мер социальной поддержки. Согласно законопроекту, разработанному в Минтруде и размещённому на федеральном портале правовых актов, с 2022 года некоторые пособия будет назначать Пенсионный фонд России (ПФР) вместо региональных органов власти. Через два.

    Президент уточнил порядок установления фиксированной выплаты к пенсиям родителям недееспособных инвалидов с детства.

    Льгота на бесплатное обучение в вузах для сирот стала бессрочной. Такое правило введено законом, который публикует сегодня “Российская газета”.

    Книги по социальной поддержке

    С помощью технологии адресной социальной помощи “Самообеспечение” можно повысить качество жизни малоимущих семей с детьми, проживающих в сельской местности. Суть данной технологии в том, что семьям оказывается целевая денежная помощь для развития подсобного хозяйства или индивидуальной трудовой деятельности. В результате появляются дополнительные источники дохода в натуральной и.

    Данное учебное пособие является комплексным исследованием учений о договорах в сфере семейного права, трудового права и права социального обеспечения. Эти договоры имеют общую с гражданско-правовыми договорами цивилистическую основу, но в то же время обладают существенными отличиями. Отличия обусловлены единством частных и публичных.

    Ссылка на основную публикацию