Требования предъявляемые к уровню образования и стажу работы сотрудника

Единые квалификационные требования – это что такое?

Рассмотрим единые квалификационные требования, которые должны быть соблюдены при приеме на работу. Именно эти параметры используют для составления должностных инструкций работников образовательной сферы.

Специфика сферы

Сфера образования является одной из базовых, формирующих систему социальных, культурных, морально-этических, социальных ценностей. Единые квалификационные требования к работникам образования закреплены в специальном документе — квалификационном справочнике должностей образовательных работников.

О чем этот документ?

Это Единый тарифно-квалификационный справочник, где указаны характеристики всех должностей, пояснения обязанностей, требования к уровню знаний. Он утвержден Постановлением Правительства от 21.10.2002 года № 787.

В настоящее время все единые квалификационные требования изложены в этом справочнике. Остановимся подробнее на разделе, в котором представлены нововведения.

Предназначение документа

Документ разработан для помощи в рассмотрении вопросов, которые касаются регулирования трудовых отношений, создания эффективного руководства трудовых взаимоотношений в образовательных организациях. Также справочник был разработан для системы управления персоналом в учреждениях, независимо от их организационной и правовой формы, варианта собственности.

В соответствии с едиными квалификационными требованиями разрабатывают должностные инструкции. В разделе “Квалификационные характеристики должностей” (КХД) присутствует перечень обязанностей для сотрудников образования, учтены в нем уровни компетенции, специфика организации труда.

При использовании этого раздела для специальных инструкций допускается уточнение списка работ по определенному образовательному учреждению, учитывая особенности и свойства должности, а также разработка дополнительных требований к подготовке сотрудников.

Единые квалификационные требования позволяют увеличивать эффективность труда с учетом конкретной организации. Подобное расширение добавляет обязанности сотруднику смежной должности. Выполнение их не предполагает повышение квалификационного уровня, а также прохождения специального обучения.

Согласно пункту 9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с определенным качеством и в требуемом объеме, но не обладают достаточным уровнем подготовки и стажем работы, в виде исключения могут назначаться на должности, занимаемые ими фактически (согласно рекомендациям аттестационной комиссии).

Компоненты квалификационной характеристики

В единые квалификационные требования включена характеристика по каждой отдельной должности. В ней выделяют следующие элементы:

  • должностные обязанности (ДО);
  • должен знать (ДЗ);
  • требования к квалификации (ТК).

Раздел ДО содержит перечень главных трудовых функций, частично либо в полном объеме вверенных сотруднику на занимаемой им должности. В случае совмещения обязанностей следует использовать принцип взаимозависимости и однородности работ.

ДЗ — раздел, в котором содержатся основные требования, предъявляемые к сотруднику по объему знаний законодательства, методик, позволяющих ему эффективно справляться с должностными обязанностями.

ТК – определяют требования к стажу и уровням профессиональной подготовки.

Краткая характеристика

Перечень должностей разделен на три группы:

  • руководителей;
  • педагогических сотрудников;
  • учебно-вспомогательного персонала

Руководитель управляет образовательным учреждением согласно действующему в РФ законодательству. Он должен знать приоритетные и актуальные направления развития образовательной системы, законодательной базы, использовать нормативно-правовые документы в учреждении. Кандидат на руководящую должность должен иметь высшее образование по направлению «Управление персоналом», «Муниципальное и государственное управление», «Менеджмент». Необходимый стаж работы на руководящей должности должен составлять не менее пяти лет.

Заместитель руководителя образовательной организации ведет организацию текущей работы, занимается разработкой перспективного планирования, координацией деятельности педагогических сотрудников. Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, заместитель руководителя должен знать законодательную базу РФ, иметь высшее образование по направлению «Менеджмент» и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

Старший мастер

Он руководит производственными и учебными работами, касающимися профессионального обучения. Активное участие принимает в профориентации учащихся. Мастер должен знать приоритетные и актуальные направления функционирования российского образования, владеть законодательной базой, связанной с образовательной деятельностью в учреждении. Для данной должности необходимо высшее образование по профилю обучения и стаж работы от двух лет.

Среди должностных обязанностей: воспитание и обучение учащихся с учетом психолого-педагогических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Мастер должен формировать культуру личности, создавать условия для их социализации. В качестве обязательных условий к назначению на должность мастера выдвигается среднее либо высшее специальное образование по направлению «Педагогика» либо по профилю предмета. Это все требования к педагогам. Единый квалификационный справочник по данной должности не включает вопроса о стаже. В нем также указывается перечень необходимых знаний, умений и навыков к иным специальностям, касающимся образовательного учреждения.

Выделены в справочнике и единые квалификационные требования к рабочим профессиям. К примеру, водитель авто- и электротележки должен управлять ими, а также подъемными кранами и платформами, наблюдать за качеством крепления, погрузки и выгрузки, обеспечивать сохранность груза при транспортировке. Также он занимается оформлением документов на сдачу и прием грузов, выполняет текущий ремонт электро- и автотележек.

Он должен знать устройство, допустимую грузоподъемность, эксплуатационные характеристики оборудования, сроки и варианты зарядки аккумуляторов, особенности погрузки, укладки, крепления грузов, оформлять документацию, соблюдать правила техники безопасности.

Подведем итоги

Что включает в себя единый квалификационный справочник? Требования к водителю погрузчика, воспитателю, мастеру производственного обучения — все это можно найти в КХД. В обязанности водителя погрузчика, например, входит не только перевоз грузов, но и контроль качества погрузки, выгрузки, фасовки с применением погрузочно-разгрузочных средств и приспособлений. Также в его обязанности входит текущий ремонт используемого оборудования, включая и само транспортное средство.

Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР

Официальный сайт Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта

Телефон доверия +7 (499) 231-53-50

Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Квалификационные требования к кандидатам для поступления на Госслужбу

Квалификационные требования к кандидатам для поступления на государственную службу установлены статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой:

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” всех групп должностей гражданской службы, а также категории “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ

ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Наименование должности

Квалификационные требования к уровню профессионального образования

Квалификационные требования к стажу

1. Должности категории «руководители»

Главная группа должностей

Начальник управления

Высшее образование

Не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель начальника управления

2. Должности категории «помощники (советники)»

Главная группа должностей

Помощник руководителя федеральной службы

Высшее образование

Не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Советник руководителя федеральной службы

3. Должности категории «специалисты»

Ведущая группа должностей

Начальник отдела

Высшее образование

Без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Главный государственный инспектор

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

Высшее образование

Без предъявления требования к стажу

Старший государственный инспектор

Ведущий специалист-эксперт

Государственный инспектор

Специалист-эксперт

4. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 3 разряда

Высшее образование

Без предъявления требования к стажу

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда

Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности

Без предъявления требований к стажу

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда

Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности

Без предъявления требований к стажу

Специалист 2 разряда

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ

ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы и производительность труда.

Научный прогресс приводит к активному развитию производственных процессов и технологических особенностей, что в свою очередь оказывает существенное влияние на рынок труда, заставляя его меняться и следовать новым правилам и канонам.

Читайте также:  Заявление о признании безвестно отсутствующим, скачать образец

С каждым годом появляется все большее разнообразие новых профессий и специальностей, и для того чтобы более успешно и качественно выполнять свои обязанности по трудовому контракту, наемные служащие вынуждены находиться в процессе непрерывного развития, осваивая новые процессы и технологии, и тем самым повышая свои квалификационные умения.

Понятие квалификации работника

Учитывая факт постоянного развития человечества, поиска новых технологий и производственных процессов, основное назначение которых заключается в создании более комфортных условий для человека, все наемные сотрудники должны регулярно проходить обучение, тем самым повышая качество своей работы и знакомясь с новейшими особенностями того или иного вида занятости. Отсутствие такого процесса, как обучение предполагает, что квалификации руководящих работников и специалистов будут находиться на низком уровне, что не даст им возможность развиваться в профессиональном плане и занимать более ответственные позиции.

Анализируя определение, которое дает ст.196 ТК РФ, под квалификацией наемных служащих необходимо понимать определенный уровень знаний и умений, а также соответствующее обучение и опыт сотрудника, которые в совокупности помогают ему более качественно осуществлять свои обязанности по трудовому соглашению.

По сути квалификация является одним из важнейших компонентов системы профессионального образования.

Именно данная система направлена на то, чтобы постепенно повышать трудовые и профессиональные навыки служащих, обучая их новым производственным процессам и создавая условия, при которых качество выполняемой работы будет соответствовать текущим стандартам. Для того, чтобы успешно пройти процесс квалификации, наемные служащие должны пройти обучающий процесс социальных учреждений, которые ответственны за профессиональные навыки сотрудников.

Говоря другими словами, квалификация будет являть собой определенный компонент общей системы трудовых отношений, благодаря которому можно существенно повысить производительность на предприятии и качественный уровень выполняемых обязанностей.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов

На основании данных, указанных в ФЗ №236 от 03.12.2012, трудовое законодательство пополнилось таким понятием, как профессиональный стандарт. Закон гласит, что по сути данное определение являет собой определенный перечень требований, которые предъявляются к сотрудникам определенных профессиональных категорий, необходимых для осуществления более качественной трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт имеет гораздо более широкое понятие. Если работники без квалификации могут быть использованы на определенных участках работы, то отсутствие у них каких-либо стандартов работы приведет к тому, что в занимаемой должности наемному служащему будет отказано.

Таким образом, стандарты выступают в роли определенного связующего механизма между таким принципиальным понятием как обучение новому, а также уровень профессиональной подготовки, необходимый для применения всех полученных ранее навыков на практике.

Закон предусматривает, что обучение наемных сотрудников позволяет поднять их качество работы, производительность труда и сложность осуществляемых заданий. Ввиду этого закон определяет некие условия, при формировании которых стандарты будут представлять собой:

  • некую систему, для которой обучение сотрудников на предприятии будет иметь менее важное значение, нежели реально существующий опыт работы наемного служащего;
  • своеобразный механизм, основной целью которого будет установление более тесных связей между сферами образования и трудовой деятельности;
  • детализированную систему, которая будет устанавливать некие ограничения и предъявлять минимальные требования к профессиональному уровню наемного служащего, который позволяет ему исполнять свои обязанности на предприятии.

Зачастую профстандарт напрямую оказывает влияние на такой фактор, как заработная плата. Чем более высокая производительность труда у сотрудника, и чем больше у него гарантий от социальных или государственных учреждений, тем выше будет его заработная плата.

В данном аспекте заработная плата будет напрямую зависеть от того, какие умения демонстрирует работник при выполнении должностной инструкции и соответствуют ли они современным тенденциям. Именно для того, чтобы предоставить каждому работнику право на такой процесс, как переподготовка и повышение квалификации работников, и применяется аттестация, служащая в роли механизма осуществления на практике всех требований системы образования в профессиональном уровне.

Применение профессиональных стандартов

Закон гласит, что регулярная аттестация и непрерывное обучение помогают сотрудникам показать более высокий уровень своей профессиональной подготовки, что дает им право получать гарантии от социальных учреждений и спокойно выполнять свои обязательства по контракту.

Аттестация будет своеобразным вспомогательным механизмом, благодаря которому производительность и критерии оценки реального труда на предприятии будут пересмотрены, а сотрудник с каждым разом будет все больше соответствовать стандартам государственного образца, что скажется на таком факторе, как заработная плата.

Стоит отметить, что стандарты профессионального обучения могут быть использованы работодателем при формировании самых разных уровней рабочего процесса. В частности, речь идет о:

  • кадровой политике социальных и государственных учреждений, благодаря которой будет сформирована независимая система управления наемными служащими;
  • системе оплаты труда, то есть формирование такого фактора, как заработная плата на предприятии будет напрямую зависеть от того, как прошла аттестация сотрудников, и какие критерии дополнительного учета будут соответствовать проводимой производственной политике;
  • разработке должностных инструкций, которые являют собой своеобразный показатель, отвечающий за высокую производительность труда на предприятии, а также определяющий какие гарантии будут предоставлены служащим от государственных и социальных учреждений;
  • подготовке и обучении сотрудников благодаря регулярной оценки их деятельности в целом, и с применением такого механизма, как аттестация служащих организации;
  • формировании трудовых функций сотрудника, который он будет применять в своей работе для получения более высокого уровня производительности труда.

В том случае, если недостаточная квалификация работника не дает ему право занимать определенные должности, он обязан будет самостоятельно решить, каким образом ему достичь профессионального уровня, критерии которого будут полностью соответствовать требованиям государственных учреждений и организаций. Как правило, для этого он должен будет пройти процесс дополнительного обучения, и уже по его итогам – аттестацию.

За счет оценки его работы будет также сформирован и уровень такого фактора, как заработная плата. Соответствуя всем нормам закона, сотрудник автоматически получит более высокие показатели квалификации в целом, и будет исполнять свои обязанности на новом качественном уровне.

Уровни квалификации

Профессиональная квалификация являет собой основной показатель оценки того, насколько готов к работе тот или иной наемный служащий. Установление квалификационных стандартов напрямую зависит от требований государственных и социальных учреждений, а также специфики того или иного вида деятельности.

Закон определяет, что квалификация является своеобразным составным механизмом сферы образования, и включает в себя такие понятия, как ступень и уровень.

Ступень квалификации будет являть собой подготовку работников к получению дополнительного навыка, необходимого для качественной работы. Данный процесс имеет четкий план и цель, и на их основании служащий получит документацию, которая подтвердит его оценки при формировании новой производственной стратегии.

Уровень квалификации будет представлять собой некую степень профессионального мастерства, которая будет зависеть от множества факторов, таких как:

  • обучение;
  • критерии оценки деятельности;
  • текущий опыт в той или иной должности;
  • сложность работы и пройденная программа образования;
  • навыки и умения;
  • а также многое другое.

Уровень будет непосредственно оказывать влияние на карьерный рост служащего и его заработную плату. Чем более высокими будут качественные и квалификационные показатели служащего, тем более ценным сотрудником он будет считаться.

А чем выше уровень работника, тем он будет активнее привлекаться для разрешения проблем в системе управления персоналом и внедрении новых технологий и производственных процессов, цель которых будет заключаться в создании более комфортных и благоприятных условий для выполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями закона.

Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.

Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.

Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Читайте также:  Можно ли уволить работника за нарушение им требований охраны труда?

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.

Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.

Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.

Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).

Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

Основы государственной службы и кадровой политики

Квалификационные требования к должностям

Важную роль в функционировании должностной структуры гражданской службы играют квалификационные требования к должностям. Под ними понимаются единые профессиональные и иные требования, предъявляемые к претендентам на ту или иную должность гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности работников к определенному виду деятельности на государственной службе.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ определяет следующие основные квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу гражданской службы;
  • к стажу (опыту) работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам.

Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц поступающих, так и для уже находящихся на гражданской службе.

1. Требования к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.

Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы. Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «Юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной гражданской службе. Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей можно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего.

2. Требование к стажу гражданской службы. Данное квалификационное требование является также приоритетным, и практика государственной службы показала его необходимость. Лицам, имеющим большой стаж гражданской службы, должно отдаваться предпочтение при приеме. Для должностей федеральной государственной гражданской службы требования к стажу государственной службы были введены не Федеральным законом № 79-ФЗ, а указом Президента РФ № 123 от 30 января 1996 г. «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы». Этот указ определял стаж государственной службы при выдвижении: с должностей главной группы на высшие — не менее двух лет, с ведущей группы на главную — не менее двух лет, со старшей группы на ведущую — не менее двух лет, с младшей группы на старшую — не установлен.

3. Требования к стажу работы по специальности. В Федеральном законе № 79-ФЗ сроки перехода с одной группы должностей на другие не установлены. Но говорится, что квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта Федерации — законом субъекта РФ. Временные интервалы опыта работы по специальности были определены этим же указом Президента РФ. Так, для перехода с главной группы должностей на высшую необходимо не менее пяти лет, с ведущей на главную — не менее трех лет, со старшей на ведущую — не менее трех лет, с младшей на старшую — не менее трех лет.

4. Требования к профессиональным знаниям и навыкам. Такие требования предъявляются к служащему в целях повышения уровня его интеллекта, профессионализма и компетентности, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента (должностной инструкции).

Конкретные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных служащих устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего. То есть на гражданской службе РФ имеются общие квалификационные требования для всех должностей и особые для каждой конкретной должности.

В целом реализация квалификационных требований к должностям гражданской службы направлена на обеспечение высокого уровня профессионализма и компетентности кадров нашей административной власти.

Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение в должностном регламенте гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. № 79-ФЗ впервые определил содержание этого документа (ст. 47). Его значение заключается в том, что вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего.

Результаты исполнения должностного регламента служащим обязательно учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры чиновника.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер»: требования к образованию и стажу

В декабре 2014 года Минтруда России принял профессиональный стандарт «Бухгалтер» [1]. В нем он подробно расписал функции сотрудников бухгалтерии, а также дал требования, предъявляемые к лицам, претендующим на эту должность. Что это за требования, и каковы последствия принятия документа для бизнеса, читайте в нашей статье.

Образование работников бухгалтерии

Нормативный акт [2] предъявляет довольно высокие требования к образованию бухгалтера и особенного главного бухгалтера. Он указывает на уровни образования, соответствующие этим должностям.

Так, например, стандарт говорит, что бухгалтер имеет «среднее профессиональное образование», «дополнительное профессиональное образование». Такое описание сразу же вызывало вопрос: означает ли это, что рядовой сотрудник обязан иметь среднее профессиональное образование вместе с дополнительным?

Разъясняя данный нюанс, Министерство труда указало, что человек, желающий стать бухгалтером, может обладать средним либо дополнительным профобразованием по данной специальности. [3] В последнем случае ему также нужен опыт работы не менее трех лет, например помощником бухгалтера. [4]

Читайте также:  Какие имеет права и обязанности собственник нежилого помещения в многоквартирном доме и кому принадлежит имущество?

Следовательно, будущий бухгалтер обязан закончить колледж или техникум, отучиться в нём от двух до четырех лет (углубленная подготовка) или же пройти соответствующий курс, состоящий где-то из 630-ти часов, чтобы получить заветные корочки.

Кстати, такие курсы могут проводить, как образовательные учреждения, так и автономные некоммерческие организации, а также любые юридические лица, получившие лицензии. Понятно, что в данном случае не приходится говорить о высоком качестве обучения будущих работников бухгалтерии.

Еще более высокие требования к Главному бухгалтеру. Он обязан получить высшее либо среднее спецобразование. Как мы можем понять, разработчики акта не требуют от главбуха именно высшего профессионального образования. Ведь руководителем бухгалтерии может быть и бывший аудитор, а они, как правило – юристы. Поэтому руководитель бухгалтерии вправе иметь диплом, даже технического ВУЗа.

Далее, Профстандарт говорит о дополнительном образовании главбуха. Минтруд еще не дал разъяснений по этому вопросу. Однако мы попытаемся ответить на него логически. Итак, нормативный акт требует от руководителя бухгалтерии освоения дополнительных профпрограмм. Они в свою очередь подразделяются на повышение квалификации и переподготовку.

Повышение квалификации – это получение слушателями дополнительных знаний, изучение опыта, повышение профессиональных умений, а также навыков в рамках занимаемой ими должности. Это не новое образование. Поэтому ссылка на «повышение квалификации» относится к руководящим специалистам, уже имеющим высшее и среднее профессиональное образование по бухгалтерскому направлению.

Другое дело, если работодатель решил назначить главбухом бывшего аудитора с дипломом юридического ВУЗа или сотрудника с непрофильным высшим образованием. Вот здесь никак не обойтись без «профессиональной переподготовки», когда человек получает знания, умения и навыки для нового вида профессиональной деятельности. Фактически это упрощенное получение второго образования.

К недостаткам документа можно отнести тот факт, что он ничего не говорит о лицах с незаконченным высшим профильным образованием. Получается, что гражданин со средним профессиональным образованием может стать главбухом, а человек с незаконченным высшим по тому же направлению – нет. Это нелогично и несправедливо. Ведь многие бухгалтеры учатся заочно и к четвертому (а то и к третьему) курсу имеют необходимый опыт работы.

Стаж для занятия должностей

Исходя из разъяснений Министерства труда, соискатель со средним профильным специальным образованием вправе занять должность бухгалтера сразу после техникума или колледжа. А вот человек с дополнительным профессиональным образованием, должен иметь для этого не менее чем три года стажа работы в сфере учета и контроля.

Что касается главбуха. Если он имеет диплом ВУЗА, то стаж бухгалтерской работы должен составлять не менее трех из пяти лет, предшествующих назначению на должность. А вот если диплома нет, то он должен отработать в сфере бухучета пять из последних семи лет.

Обязательно ли исполнять Стандарт?

Подчиняться нормам Профстандарта обязаны государственные органы, публичные и непубличные акционерные общества, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и ряд других организаций.

Если же это частный предприниматель, либо фирма, зарегистрированная в форме ООО, то ей исполнять требования Стандарта пока необязательно. Подчеркнем – «пока».

Потому, что очень скоро законодатель внесет в ТК РФ ст.195.2, где опишет статус профстандартов. И вот тогда работодатель станет принимать только тех специалистов, образование и навыки, которых соответствуют требованиям данных документов.

Причины введения профессионального стандарта

Система образования, сложившаяся в СССР, не предусматривала массовой подготовки бухгалтеров для коммерческих организаций. В этом не было никакой необходимости. Однако бурные рыночные реформы 90-ых вызвали широкую потребность не просто в экономистах и плановиках, а именно в сотрудниках бухгалтерии. В результате бухгалтерами становились люди без профильного образования и опыта работы. Это приводило к серьезным ошибкам в бухучете и даже к налоговым преступлениям. Однако в середине «нулевых» ситуация выправилась и рынок получил достаточное количество грамотных специалистов. В результате возникла потребность стандартизировать требования к должностям, убрать с рынка лишних сотрудников (в основном предпенсионного или пенсионного возраста) и повысить квалификацию оставшихся.

Последствия внедрения профстандарта

Повышение требований к лицам занимающим должности в бухгалтерии приведет к росту зарплат квалифицированных кадров. Так в городах – миллионниках средняя зарплата профессионального бухгалтера уже составляет от 30 000 рублей и выше, а главного бухгалтера – от 70 000 рублей.

Кроме того, новые требования к образованию выгодны организациям, оказывающим услуги сфере обучения. После введения стандартов они отметили рост числа лиц, обратившихся к ним за переподготовкой или повышением квалификации. Естественно, это делается не бесплатно, что также повышает стоимость кадров на рынке труда.

В этих условиях малому бизнесу становится невыгодно принимать на работу высококлассных, но дорогих специалистов, платить им огромные зарплаты, отчислять деньги в Пенсионный фонд и ФСС.

Поэтому все больше и больше частных предпринимателей обращается за услугами по ведению бухгалтерского учета в специализированные компании, подобные нашей. И мы думаем, что в ближайшее время данный тренд сохранится.

[1] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1061н от 22.12.2014 года

[2] Прошел регистрацию в Минюсте России

[3] Письмо Минтруда РФ № 14-3/В-3 от 12.01.2016 года

Оглавление квалификационного справочника должностей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие положения”, II – “Должности руководителей”, III – “Должности педагогических работников”, IV – “Должности учебно-вспомогательного персонала”.

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации”.

В разделе “Должностные обязанности” содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации” определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование “старший” применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Ссылка на основную публикацию