Права УК в отношении списков по должникам за коммунальные услуги

Какие законные меры могут применяться к собственнику за жилищно-коммунальные долги?

Представители управляющих организаций, ТСЖ, РСО и коллекторских агентств используют довольно много способов для возврата долгов с собственников жилья. И не все они законны. Есть откровенно неправомочные действия, встречаются и спорные моменты.

Для начала напомним, что существуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Они установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Правила разрешают ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) должника. Уведомление вам могут прислать заказным письмом или принести под расписку, если вы не платите за ЖКУ более двух месяцев. Достаточно, кстати, не платить только за одну коммунальную услугу, чтобы оказаться должником. И тогда вам грозит ряд санкций.

«Черные списки»

Некоторые УК, ТСЖ и РСО практикует размещение списка должников на досках объявлений около подъезда. Подобные списки стали выкладываться и на сайтах. На некоторые должников такие меры действуют, однако подобную практику можно оспорить, доказав, что это является вмешательством в личную жизнь должника или публикацией личных данных, что по закону требует согласия.

Визит представителей жилищных или коммунальных компаний

К должникам могут регулярно наведываться представители УК, ТСЖ или РСО, за услуги которых они не заплатили. Варианты встреч могут быть разными – в зависимости от стиля работы руководства и коллектива организации. Возможно предложение различных вариантов погашения долга и даже приглашение на временную подработку – например, дворником или уборщиком – для частичного расчета. Должнику могут предложить соглашение о замене одного обязательства другим. В этом случае задолженность переводится в разряд займа, т.е. на неплательщика возлагается обязанность выплатить организации еще и проценты по долгу.

Другие виды соглашений:

– о переводе долга на другое лица;

– о погашении задолженности в определенный срок. По данному соглашению устанавливается строгий период, за который задолженность должна быть погашена.

Должник может заключить с управляющей организацией, РСО или ТСЖ соглашение с графиком оплаты. В этом случае оказание услуг должно возобновиться в течение двух календарных дней со дня погашения задолженности. Но лучше заключать это соглашение до обращения в суд. После судебного заседания должнику нужно будет исполнять решение суда. И рассчитываться через судебных приставов

Также представители компаний могут рассказать должникам о субсидиях, которыми можно воспользоваться, если доход не превышает прожиточный минимум. Возможны лекции о том, как выгодно и полезно оплачивать счета за ЖКУ в срок. Бывают и случаи менее цивилизованных отношений. Особенно если работа по взиманию долгов передана коллекторам. Отметим, задолженность может быть передана в коллекторское агентство до суда и практически с первого дня возникновения. При этом по закону работу коллекторов должна быть исключительно информационной. Зачастую можно оспорить правомочность действия таких агентств – даже если в их работе не было криминального уклона. При заключении договора организациями-поставщиками ЖКУ с потребителями отдельным пунктом должно быть выделено, что она вправе передавать данные о задолжавшем потребителе третьим лицам. Если должником такого согласия не дано, то Роскомнадзор выдает ресурсоснабжающей организации предписание о необходимости прекратить неправомерную обработку персональных данных третьим лицом в трехдневный срок

Ограничение и приостановление услуг.

Приостановление или ограничение подачи коммунальных услуг осуществляется в следующем порядке:

1. Должнику направляется по почте заказным письмом или отдается под роспись письменное уведомление. В нем сообщается, что в случае непогашения задолженности в течение одного месяца с момента направления данного письма предоставление ему коммунальных услуг будет приостановлено или ограничено. Перечень таких услуг прилагается к уведомлению, которое передается должнику путем вручения под расписку или направления заказным письмом по почте;

2. В случае непогашения долга в указанный срок организация, который должен собственник, имеет право ограничить предоставление коммунальных услуг. Причем, предварительно, за трое суток, должно поступить дополнительное письменное извещение.

3. Через месяц после ограничения РСО, Управляющая организация или ТСЖ имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг. Таких, как электричество, горячую воду. В некоторых случаях – газ. Отключать холодную воду – незаконно. Отопление тоже не входит в список разрешенных, хотя зачастую это связано с тем, что нет технической возможности отключить тепло в конкретной квартире должника. При горизонтальной разводке и отдельных стояках это реально.

Многие РСО ставят заглушки, ограничивая работу канализации в квартирах должников. Способ оказался самым действенным. Некоторые юристы считают его не совсем законным, хотя в действующем Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг…» был убран прямой запрет на отключение канализации за неуплату, который существовал ранее. Вместе с тем в пункте 122 Правил прямо указано, что приостановление какого-либо вида коммунальных услуг не должно наносить вред общему имуществу многоквартирного дома; нарушать права других собственников, в том числе в отношении пригодности жилого помещения для постоянного проживания.

Также можно обращаться в суд, если отключение подачи коммунальных услуг будет произведено с нарушением вышеуказанного порядка – такое отключение считается незаконным. Причем, должник сможет подать в суд и потребовать не только возобновить предоставление коммунальных услуг, но и взыскать расходы на представителя, моральный ущерб, компенсацию вреда здоровью и прочие.

Пеня.

Среди досудебных санкция – начисление пени. Она начисляется, если плата внесена с опозданием или не внесена вовсе. За первый месяц просрочки граждане смогут избежать наказания, за последующие два месяца неуплаты кредиторы начислят пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а с 91-го дня – в размере 1/130 ставки.

Суд.

Если никакие меры не привели к оплате долга, то возможно его взыскание через судебное разбирательство. Причем, организация, подающая исковое заявление, должна предоставить сведения о попытках урегулирования конфликта в досудебном порядке. Должнику приходит уведомление о подаче искового заявления. И у него еще есть время до судебного заседания, обычно порядка трех недель, на погашение долга, хотя бы частичное. В противном случае уже суд обяжет выплатить долги. И расплачиваться придется через судебных приставов.

Арест имущества.

Если плательщик после этого не начинает гасить долги, приставы могут арестовать имущество: телевизор, стиральную машину – все, что может реализовываться на торгах.

Выселение из квартиры.

Эта мера применяется крайне редко. И обычно касается муниципального жилья. Ведь оно является собственностью государства, такое жилье можно законно забрать за долги. Правда, жильцов при этом должны выселить не на улицу, а предоставить им другое жилье, подешевле и похуже. Выселить должников из приватизированной квартиры очень сложно, но лучше не доводить до крайности

Добавим, чтобы избежать санкций, необходимо просто регулярно оплачивать счета за коммунальные услуги.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Правомерность обнародования списка должников ЖКУ

Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора” в подъезде или на придомовой территории. На самом деле, это является грубым нарушением ФЗ №152 “О персональных данных”. О правомерности обнародования списка должников ЖКУ сегодня и поговорим.

Персональные данные

Прежде чем разобраться в правомерности вывешивания на всеобщее обозрение списка должников жилищно-коммунальных услуг, необходимо разобраться в вопросе о персональных данных.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.

При заключении договора управления МКД управляющая организация получает от собственников их персональные данные. В работу управляющей организации входят функции по приёму первичных документов для регистрационного учёта граждан, а также ведению и хранению этих документов. То есть, управляющая организация получает право на обработку персональных данных собственников помещений в МКД.

Под обработкой персональных данных понимается их сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение. Сбор, хранение и распространение персональных данных регулируются ФЗ №152 “О персональных данных”. Нарушение закона, в частности, распространение персональных данных о человеке влечёт за собой административную ответственность.

Вывешивание списков должников ЖКУ

К сожалению, данная ситуация не редкость. Управляющие организации, а иногда и РСО имеют склонность вывешивать на дверях подъездов или на информационных досках во дворах МКД списки неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. При этом, они не задумываются о нарушении закона “О персональных данных”. За такие противоправные действия привлечь к административной ответственности могут именно управляющие организации.

Некоторые управляющие организации хитро обходят закон, размещая информацию о должниках ЖКУ с обезличенными данными. Например, только номер квартиры и сумму долга. Они читают, что обобщённая информация без разглашения других персональных данных не даёт возможности установить личность человека. Поэтому информацию можно считать обезличенной и соблюдение конфиденциальности в данном случае не требуется.

Но не следует пользоваться этими советами, чтобы не попасть под административные штрафы за разглашение конфиденциальной информации. Лучше работать с должниками индивидуально по другой схеме. Например, проводить персональные беседы с неплательщиками, обсуждать проблемы должников на общих собраниях собственников или оглашать общую сумму задолженности МКД.

Ответ Роскомнадзора

В связи со сложившейся ситуацией управляющие организации направили запрос в Роскомнадзор, является ли номер квартиры персональными данными физического лица и будет ли считаться нарушением ФЗ №152 размещение на информационных стендах УК информации о его задолженности с указанием суммы задолженности?

В своём ответе Роскомнадзор сослался на ст.3 ФЗ №152, согласно которой под персональными данными подразумеваются любые сведения, прямо либо косвенно относящиеся к определяемому физическому лицу. По мнению ведомства, эта информация должна быть персонализирована, чтобы позволить идентифицировать субъекта персональных данных.

Поэтому номер квартиры, по словам Роскомнадзора, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. То есть, размещение информации о должнике с указанием номера его квартиры и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку его персональных данных. Это, соответственно, не является нарушением закона “О персональных данных”.

Судебная практика

Однако нельзя принимать на веру данное разъяснительное письмо Роскомнадзора, поскольку судебная практика свидетельствует о противном. Конечно, каждый случай индивидуален, поэтому суды в разных регионах принимают различные решения по данному вопросу. И не всегда в пользу управляющих организаций.

Более того, нарушением считается даже предоставление по запросу председателя совета МКД распечатанного списка должников с указанием их номеров квартир и суммы задолженности. Например, постановлением судьи г.Кирова управляющая организация признана виновной в совершении правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ, но отделалась предупреждением.

Заместитель руководителя УК выдал по запросу председателю совета МКД письмо с приложением запрашиваемого списка должников с указанием их номеров квартир и суммы образовавшейся задолженности по оплате ЖКУ.

Суд посчитал это нарушением, поскольку адрес физического лица является его персональными данными. Поэтому указание адреса позволяет идентифицировать физическое лицо, что является несанкционированным распространением персональных данных собственников помещений в МКД.

Другим решением суда г.Ульяновска товарищество собственников жилья признано виновным по ст.13.11 КоАП РФ в распространении персональных данных без согласия их субъектов. Указанные действия нарушают права граждан и требования действующего законодательства. В результате ТСЖ назначен административный штраф.

И ещё одним решением суда г.Чебоксары вынесено обвинительное постановление в отношении управляющей организации, которая развесила списки должников с указанием их номеров квартир и суммы долга на дверях подъездов МКД. Суд посчитал это нарушением обработки и распространения персональных данных, что квалифицируется штрафом в размере 5 000 рублей по ст.13.11 КоАП РФ.

Согласие субъекта персональных данных

Согласно п.1 ст. 6 ФЗ №152 оператор в нашем случае в лице управляющей организации может обрабатывать персональные данные с согласия их субъекта в целях исполнения договора управления МКД.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.

Но работа по взысканию задолженности осуществляется не для исполнения УК договора управления, а для контроля исполнения обязательств собственниками. Поэтому для осуществления претензионно-исковой деятельности управляющей организации необходимо получить письменное согласие собственников на обработку их персональных данных. Нельзя в каком бы то ни было виде размещать и публично разглашать персональные данные о неплательщиках ЖКУ. Это грубое нарушение, за которое УК может получить штраф.

Кроме того, независимо от того, нужно или нет получать согласие собственников на обработку их персональных данных, управляющая организация обязана обеспечить их конфиденциальность. То есть, не допускать распространения персональных данных без согласия собственников (п.1 ст.7 Закона “О персональных данных”).

Читайте также:  Пенсионный фонд в Камень-Рыболове: особенности деятельности, режим работы, адрес

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

Согласно ст.9 ФЗ №152 согласие субъекта персональных данных на их обработку составляется в письменном виде и содержит:

  • ФИО, адрес субъекта персональных данных, номер, дату и орган выдачи паспорта гражданина;
  • наименование (ФИО) и адрес управляющей организации, получающей согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных (исполнение договора управления МКД, взыскание задолженности за ЖКУ, оказание услуг по начислению платы, печати и доставке квитанций);
  • перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных (ФИО, адрес, перечень, объём и стоимость потреблённых ЖКУ, учётно-регистрационные данные, сведения о составе семьи, прочие данные, необходимые для начисления платы за ЖКУ, размер задолженности);
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых даётся согласие, общее описание используемых УК способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, и порядок его отзыва.

Ответственность

За нарушение сбора, хранения, использования или распространения персональных данных наступает административная ответственность по ст.13.11 КоАП РФ:

  • для граждан – от 300 до 500 рублей;
  • для должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей;
  • для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Имеет ли право управляющая компания (УК, ТСЖ, ЖКХ) вывешивать списки должников по номерам квартир в подъезде – законодательное регулирование 2020 года

Управляющие компании в борьбе с неплательщиками нередко публикуют личные данные в свободном доступе. Размещают сведения, как правило, на информационных досках в подъездах. Но право ЖКХ вывешивать списки должников не подкреплено законом. Такие действия являются прямым нарушением ФЗ №152.

  • 1 Законодательная база о публикации списков должников
    • 1.1 Нормы
    • 1.2 Комментарии Роскомнадзора
  • 2 Нюансы обнародования
    • 2.1 С указанием Ф. И. О.
    • 2.2 Размещение на информационном стенде
    • 2.3 Вывешивать списки на дверях в подъезде
  • 3 В каких случаях нарушаются права должников
    • 3.1 Куда жаловаться о нарушении закона о персональных данных
    • 3.2 Суть закона
    • 3.3 Надзорные органы
    • 3.4 Составление жалобы
  • 4 Ответственность и штрафы за размещение информации

Законодательная база о публикации списков должников

В 2006 году федеральные законы в отношении конфиденциальных данных претерпели изменения. В 2020 г. привычная «доска позора» расценивается, как нарушение прав человека. Однако здесь также есть ряд нюансов.

Нормы

Право ТСЖ вывешивать списки должников не имеют законной силы, т. к. действия подпадают под статью о неразглашении персональной информации.

Такими сведениями являются любые данные, имеющие отношения к потребителю:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • адрес проживания;
  • финансовый и социальный статус.

Такая информация позволяет установить не только личность человека, но и его положение в обществе. При подписании контракта на управление многоквартирным домом компания или товарищество получает сведения о владельцах.

В деятельность обслуживающей фирмы включены условия по приему, сбору и хранению данных для регистрации жильцов. Таким образом, УК или ТСЖ законно приобретает права на обработку конфиденциальных сведений.

Посмотрите видео: “Списки должников – законно ли это.”

Расшифровка понятия:

  • сбор;
  • структуризация;
  • накопление;
  • хранение;
  • актуализация;
  • корректировка;
  • применение;
  • распространение;
  • блокировка;
  • ликвидация.

Эти действия закреплены и регулируются федеральным законом №152. Нарушение установленных норм влечет ответственность по КоАП России (ст. 13.11), а в некоторых случаях является уголовно наказуемым деянием.

Комментарии Роскомнадзора

В качестве урегулирования вопроса о том имеет ли право ТСЖ и УК вывешивать списки должников по номерам квартир, был направлен запрос в Роскомнадзор. В частности, управляющие компании хотели получить актуальные сведения о размещении такой информации в подъездах.

Надзорное ведомство дало обратную связь, ссылаясь на статью №3 ФЗ-152. В нормативном положении указано, что под конфиденциальными данными понимаются прямые или косвенные сведения о собственнике. В комментарии Роскомнадзора также было указано, что нельзя персонализировать во избежание идентификации субъекта. Однако номер квартиры не нарушает законность, т. к. не позволяет конкретизировать гражданина.

Таким образом, допускается вывешивать на доске в подъезде сведения об объекте недвижимости, где проживает должник. Однако не допускается указание фамилии, имени и отчества. В противном случае действия будут расценены, как нарушение ФЗ №152.

Нюансы обнародования

Законодатель разрешает управляющим организациями и ТСЖ проводить досудебное урегулирование с неплательщиками коммунальных услуг. Совершая те или иные мероприятия необходимо избегать ошибок и нарушения прав граждан.

С указанием Ф. И. О.

Список должников управляющих компаний не может содержать фамилию, имя и отчество, а также другие сведения. При заключении договора в соответствии со статьёй №9 ФЗ-152 организация должна получить от субъекта согласие на обработку персональной информации.

Документ составляется в письменном формате и содержит:

  1. Полный формуляр личности, сведения из паспорта.
  2. Название и адрес обслуживающей фирмы, которой выдано разрешение на прием и хранение конфиденциальных данных.
  3. Указывается цель обработки:
    • выполнение условий договора;
    • взыскание долгов по ЖКХ;
    • оказание услуг;
    • распечатка и доставка счетов на оплату.
  4. Перечисляется информация, которую разрешено обрабатывать:
    • Ф. И. О.;
    • адрес проживания;
    • список, цены и объем потребленных ресурсов;
    • наличие ИПУ;
    • состав членов семьи;
    • иные сведения, требуемые для исчисления платы за коммунальное обслуживание.
  5. Указание на ряд действий, которые УК может делать в отношении полученной информации и согласие гражданина с таким методом обработки.
  6. Период, в рамках которого действует разрешение.
  7. Процедура отзыва.

На заметку: некоторые работодатели требуют от сотрудников и соискателей при заполнении анкет указывать сведения о родственниках. При отсутствии письменного согласия от этих людей, гражданин нарушает действующий закон.

Размещение на информационном стенде

Если управляющая компания вывесила списки должников и по ней можно выявить субъекта, то это нарушение закона о персональной информации. Наказание регулируется КоАП России со ссылкой на ФЗ №152. Хотя ранее это являлось типичным случаем, в 2020 году следует публиковать сведения с осторожностью.

Вывешивать списки на дверях в подъезде

УК, а порой и ресурсоснабжающие предприятия, склонны размещать в подъездах списки о неплательщиках, с задолженностью от 10.000 рублей. При этом сотрудники организаций редко вспоминают о положениях федерального постановления №152. Однако за такие действия собственник может подать на них жалобу в надзорные ведомства и привлечь к ответственности, в т. ч. уголовной.

Некоторые обслуживающие фирмы хитрят, стараясь обойти закон, и вывешивают сведения о должниках в обезличенном виде. К примеру, указывая только номер жилого помещения и размер задолженности. В этом случае они опираются на официальный ответ Роскомнадзора. Такой вариант публикации персональных сведений не позволяет идентифицировать гражданина.

Ввиду этого обезличенная информация не является нарушением конфиденциальности. Однако эксперты рекомендуют не злоупотреблять таким методом, чтобы не навлечь штрафные санкции. Лучше разработать систему индивидуального подхода к каждому должнику.

К примеру, проводить разъяснительные мероприятия о последствиях неуплаты квитанций или вывешивать на информационных досках общий долг по многоквартирному дому. То есть не конкретизировать .

В каких случаях нарушаются права должников

Нарушение права председателем ТСЖ – вывешивать списки должников с раскрытием полной информации о собственнике.

Кроме того, попрание гражданских интересов происходит в следующих случаях:

  1. Указание в списке Ф. И. О. физических лиц, адреса проживания и размер долга.
  2. Публикация в Internet сведений о неплательщике без письменного согласия.
  3. Получение звонков на мобильный или стационарный телефон от незнакомых людей. При этом они называют человека по имени-отчеству, предлагая продукцию, услуги или проводя социологические опросы.
    В таких ситуациях необходимо запросить, откуда известна личная информация. Затем оставить заявку на удаление контакта в соответствии с ФЗ №152 .
  4. Наличие в печатных СМИ конфиденциальных сведений о человеке, опубликованные в результате переписи населения.
  5. Иные ситуации, когда третьи лица получили информацию о гражданине без соответствующего согласия.

На заметку:
если УК или председатель ТСЖ решили вывесить только Ф. И. О., без дополнительных сведений – это законно.
Когда в телефонном справочнике есть контакт физического лица (с его письменного разрешения) – не является нарушением.

Куда жаловаться о нарушении закона о персональных данных

Закон федерального назначения вступил в силу в 2007 г., но до сих пор физические лица не обращают внимания, когда происходит нарушение прав в рамках ФЗ №152. При этом каждый гражданин имеет защиту своих персональных сведений.

Если происходит вывешивание списков должников управляющей организацией с нарушением норм, то необходимо жаловаться в Роскомнадзор. Ведомство принимает обращения в электронном виде через официальный ресурс. Дополнительно можно пожаловаться в прокуратуру по региону проживания через онлайн-приемную.

Суть закона

В соответствии со статьей №3 ФЗ №152 любые сведения, раскрывающие и определяющие личность человека, являются конфиденциальными.

К такой информации о физическом лице относится:

  • Ф. И. О.;
  • полная дата рождения;
  • адрес проживания;
  • семейный статус;
  • социальное положение в обществе;
  • финансовая составляющая;
  • уровень полученного образования, в т. ч. профессия;
  • контакты, в т. ч. e-mail.

Разрешение на использование в любом виде этих сведений допускается только с письменного согласия. Отозвать документ гражданин может в удобное время. После подачи официальной заявки сбор, обработка и применение – запрещены.

Надзорные органы

При обнаружении персональных сведений гражданином на любом ресурсе (информационная доска в подъезде, СМИ, интернет) необходимо обратиться в Роскомнадзор. Своевременная подача жалобы позволяет предотвратить распространение личных данных, на которое не было дано разрешения.

Если все условия соблюдены по федеральному закону, то надзорный орган формирует протокол о нарушении гражданских прав. После проведения проверки на владельца ресурса будет наложено административное взыскание.

Составление жалобы

В тексте обращения указать на нарушения, отмеченные человеком. Рекомендуется давать отсылку на законодательные акты, подтверждающие обоснованность позиции. Не допускается в документе выражать эмоции, браниться, оскорблять, а также исправления ошибок.

Ответственность и штрафы за размещение информации

Если жилищная контора вывесила списки должников с личной информацией, то необходимо жаловаться в Роскомнадзор.

За нарушение ФЗ №152 компании грозит привлечение к административной ответственности в рамках статьи №13.11 КоАП России:

  • гражданину – штраф 300-500 руб.;
  • должностному лицу – санкции в размере 500-1000 рублей;
  • организации – 5000-10000 р.

В рамках УК РФ предусмотрена ст. №137 за нарушение неприкосновенности личной жизни:

  • выплата ущерба в сумме до 200.000 р. либо в объеме оплаты труда за 18 мес.;
  • привлечение к исправительным работам от 120 до 180 часов;
  • принудительные мероприятия на срок 12 месяцев;
  • заключение под стражу до 120 дней;
  • лишение свободы до 2 лет и права трудиться на определенной должности в течение трехлетнего периода.

Управляющая компания не уполномочена вывешивать на информационные стенды личные сведения о физических лицах, в т. ч. публиковать их иными способами. Если гражданин обнаружил персональную информацию на «доске позора должников», необходимо жаловаться в Роскомнадзор. Не нужно направлять заявление на имя директора УК, т. к. закон в этом случае не обязывает мирного урегулирования.

Посмотрите видео: “Россиян обяжут платить коммуналку за соседей должников.”

Права УК в отношении списков по должникам за коммунальные услуги

Законом установлено, что не позднее 10 числа каждого месяца жильцом должна вноситься плата за пользование жилищно-коммунальными услугами. Чтобы стимулировать произведение оплаты управляющая компания может предавать список должников по коммунальным платежам всеобщей огласке. Также к неплательщику могут применяться и иные санкции:

  • начисление пени на каждый день просрочки;
  • ограничение или приостановление услуг;
  • выселение из жилого помещения, чьим собственников является государство.

Понять, имеет ли право управляющая компания вывешивать списки должников в подъезде, можно только разобравшись с некоторыми нюансами законодательства и особенностями составления данных реестров.

Что говорит закон

Вопрос о квартплате регламентируется сразу несколькими нормативно-правовыми актами:

  1. Статья 153 Жилищного кодекса РФ. Здесь указано, что гражданин или организация должны своевременно погашать имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги перед компанией (УК). К числу лиц, ответственных за оплату ЖКУ, относятся:
  • арендатор помещения по договору социального найма (когда жилье принадлежит государству);
  • член жилищного кооператива, если в его собственность уже было предоставлено помещение;
  • собственник помещения, если оно уже было им получено от застройщика и (или) введено в эксплуатацию;
  • застройщик, если помещение уже было введено в эксплуатацию, но он еще не передал его собственнику.

Но арендатор жилого помещения по договору найма (когда квартира принадлежит частному лицу) не относится к числу тех, кто должен оплачивать ЖКУ. По закону, данное обязательство остается за собственником жилого помещения, а он уже по своему усмотрению договаривается с нанимателем.

Читайте также:  Пенсионный фонд Камешково - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

  1. Статья 155 Жилищного кодекса РФ. Здесь указано, что платежи по коммуналке должны быть оплачены не позднее 10 числа, идущего вслед за отчетным. При просрочке платежей или неполном погашении задолженности на каждый день нарастает пеня в размере 1/300 доли от ставки рефинансирования, установленной Центробанком.
  2. Постановление Правительства № 354 от 2011 года. Где указаны все иные вопросы, связанные с предоставлением услуг ЖКХ. В частности, в главе 5 перечислены обязанности собственника, одной из которых является необходимость произведения своевременной оплаты за предоставление ЖКУ. Если одна услуга или несколько предоставляется без использования измерительных счетчиков, то тарифные ставки определяет управляющая компания, о чем должна быть запись в договоре между ней и пользователями жилищно-коммунальных услуг.

В Главе 11 определены случаи, когда управляющая компания может ограничить или приостановить предоставление услуг жильцам. Так, в случае неоплаты ЖКУ при условии, что размер задолженности по одной услуге (или нескольких) превысил отметку в 2 месячных размера платы, УК отправляет жильцу уведомление о возможном ограничении предоставления ЖКУ. Далее закон гласит, что по прошествии 20 дней, когда неплательщик получит данное извещение и им не будет произведено оплаты, управляющая компания может ограничить предоставление услуги. Под ограничением может подразумеваться отключение света, горячей воды и т. д. на несколько часов. Если ограничение невозможно, но правление УК может принять решение о приостановлении услуги. При этом она будет возобновлена только после совершения платежа должником. Также приостановление ЖКУ возможно спустя 10 дней после введения ограничения.

Данное постановление считает неправомерным отключение отопления в отопительный период, а также отключение холодной воды в многоквартирном доме в любое время года. Помимо этого, не допускается приостановление ЖКУ из-за долгов, которое будет влиять на жильцов дома, производящих своевременную оплату.

Как и где ознакомиться с имеющейся задолженностью

Получить информацию о размере собственного долга можно в организации, предоставляющей ЖКУ. После 10 числа каждого месяца данная компания обновляет список должников по ЖКХ. Некоторые организации могут предоставлять информацию в онлайн режиме.

Чтобы добиться произведения оплаты по долгам управляющая компания может принять решение о предании списка должников огласке. Чаще всего перечень лиц, имеющих задолженность по ЖКУ, вывешивают на подъезде дома. Но здесь возникает вопрос о законности того, имеет ли право председатель ТСЖ (или любой другой организации) вывешивать списки должников.

Можно ли вывешивать списки на всеобщее обозрение

Для начала следует обратиться к Конституции Российской Федерации. Так, статья 23 гласит, что каждый имеет законное право на личную неприкосновенность, а также защиту своего доброго имени. В статье 24 Конституции указано, что распространение информации о личной жизни гражданина не допускается без его согласия. Кроме того, на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О персональных данных», который также запрещает кому бы то ни было опубликовывать информацию о частной жизни гражданина без его на то согласия. За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность.

Согласно закону, без разрешения гражданина не дозволяется размещать на всеобщее обозрение информацию, которая содержит его ФИО, год рождения, адрес и т. д. То есть ни товарищество собственников жилья, ни жилищно-коммунальное хозяйство не вправе вывешивать в подъезде дома список с указанием ФИО неплательщиков и суммой их долга.

Чтобы обойти закон и как-то простимулировать неплательщиков коммунальщики могут поступить иным образом. Вместо ФИО должников допустимо использовать обезличенные данные – просто номер квартиры с указанием суммы долга. Такие списки можно развесить без боязни попасть действие норм Федерального закона «О персональных данных».

В некоторых регионах Российской Федерации поступают по-иному. В Саратове есть специальная стена позора, куда вешают фото должников. Но на самом деле все фамилии на данной стене вымышленные, а местные власти пытаются таким образом «припугнуть» неплательщиков тем, что в скором времени и их фотография может оказаться на доске позора.

Что в себя включают коммунальные услуги — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Последствия наличия у УК существенного долга перед РСО

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Чем грозит УК наличие существенной задолженности перед РСО по оплате предоставленных коммунальных ресурсов? Меняется ли ситуация в условиях пандемии коронавируса, когда физические лица – собственники и наниматели помещений в МКД – не платят штрафы (пени) за просрочку оплаты услуг ЖКХ?

Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований

Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).

Мера ответственности

Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.

До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.

К сведению! Мера наказания в виде административного штрафа для УК или ее работника может быть заменена на предупреждение, если (ст. 4.1.1 КоАП РФ):

УК является субъектом МСП;

нарушение совершено впервые;

отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.

Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2020 № Ф07-4448/2020 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-10709.

В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.

Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.

Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2020 № Ф02-3204/2020 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2020 № Ф06-65712/2020 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2020 № Ф07-8104/2020 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2020 № Ф07-8079/2020 по делу № А42-10609/2019).

Срок давности привлечения к ответственности

Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2020 № Ф05-9548/2020 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2020 № Ф06-63555/2020 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2020 № Ф07-9096/2020 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

К сведению: днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном нарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).

Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена.

Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.

Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.

Исключение МКД из реестра при повторном правонарушении

Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.

Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.

Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.

Неплатежи со стороны собственников

Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?

Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.

Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.

Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.

Читайте также:  Можно изменить неверную запись в свидетельстве о рождении?

При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2020 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.

Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

О ситуации в условиях распространения коронавируса

С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).

Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.

Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.

В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.

Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?

Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.

Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.

Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».

Законно ли вывешивать списки должников за коммунальные услуги на подъездах?

Зачастую воздействие на лиц, которые не платят за коммунальные услуги, выглядит так: ЖКХ обнародует списки должников в подъезде за коммунальные услуги. Имеет ли право управляющая компания вывешивать списки должников? Законно ли вывешивать номера квартир и список с личной информацией о должниках в подъездах?

Что говорит закон?

С 2006 года ФЗ России относительно конфиденциальности данных подвергся изменениям. В 2020 г. все эти “вывешивания”стали расцениваться как нарушение прав граждан. Конечно, здесь имеется ряд моментов. ТСЖ вывешивать списки должников не имеет право по действующим законам. Действия такого плана попадают под статью о неразглашении личных информационных данных. Такая информация — это любые данные о пользователе, в том числе сведения о его фамилии, имени и отчестве, дате рождения, адресу, по которому он проживает, финансовый статус.

Разглашение информации такого рода позволяет многое узнать о гражданине. Когда заключается контракт на управление многоэтажкой, УК получает все данные о владельцах, проживающих в доме. Жилищное товарищество принимает, ведет сбор и хранит информацию собственников жилья. Выходит так, что управляющая компания, или же ТСЖ, законным методом приобретает права на личные данные. Все действия относительно обработки конфиденциальной информации и ее распространения регулируемы ФЗ №152, и возникшие нарушения норм потянут за собой ответственность, возможно даже уголовную.

Наказание за разглашение личных данных

Ставим вас в известность, что для сотрудников ЖКХ, вывесивших в подъездах перечень должников, есть административное наказание — штрафы за размещение информации. Что нельзя сказать о товариществах — они могут остаться безнаказанными.

УК и организации собственников жилья могут практиковать вывешивание перечня должников не нарушая законов — просто-напросто вместо Ф.И.О. стоит указывать только номер квартиры неплательщика и сумму задолженности.

Сотрудниками ЖКХ используются и иные методы — они помещают списки неплательщиков на гос.порталах в Интернете.

Приходим к выводу, что председатель ТСЖ может иметь право вывешивать списки с неплательщиками, но только без указания личных данных. Главное действовать без нарушения закона. Имеется 4 стандартных необдуманных ошибочных действия в работе с неплательщиками:

  • УК не хотят списывать долги, когда узнают, что на жилой площади нет прописанных людей;
  • личные разбирательства УК с неплательщиком;
  • неверное составление бумаг для оформления законного взыскания долга;
  • отключение коммунальных услуг.

Ошибки стандартные, и если должник окажется юридически подкованным, он легко повернет ситуацию в свою сторону.

Куда жаловаться о нарушении законодательства о личных данных

ФЗ №152 вступил в силу еще в 2007 году, но граждане и по сей день не берут во внимание, что их права нарушаются в случае вывешивания перечня должников с указанием фамилий. Когда вывешивание списков неплательщиков происходит с нарушениями, законный вариант защитить себя — обратиться в Роскомнадзор. Обратиться в ведомство можно путем электронного сообщения на сайте. Пожаловаться можно и в орган прокуратуры ответственному лицу.

Форма обращения содержит следующие поля:

Взгляд на ситуацию Роскомнадзора

С целью решения вопроса о правах вывешивания списков неплательщиков, когда не оплачиваются услуги ТСЖ и УК, был отправлен запрос в Роскомнадзор, с просьбой прояснить ситуацию. Конкретно, управляющий организации хотел узнать актуальные данные о том, можно ли размещать такую информацию в подъездах. Была получена обратная связь от надзорного ведомства, со ссылкой на статью 3 ФЗ №152.

В положении фиксируется, что под конфиденциальной информацией подразумевается прямая или косвенная информация о собственнике. В ответе Роскомнадзора было описано, что запрещается персонализация с целью избежать идентификации гражданина. Но обозначенная квартира и ее номер не нарушает закон, потому как не дает возможности конкретизировать субъект. Исходя из этого, допустимо вывешивать информацию о должнике на доске в подъезде. Но запрещается указывать информацию о фамилии, имени и отчестве. Иначе произойдет нарушение ФЗ РФ, и проблема будет рассматриваться в суде, а решение выноситься на усмотрение судьи.

Роскомнадзор счел списки должников в подъездах противозаконными

Размещение списков должников с указанием их ФИО или адреса является нарушением закона «О персональных данных», которое ведет к административной ответственности. Об этом сообщила замначальника управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Альфия Гафурова, выступая на семинаре для операторов персональных данных (проходил в онлайн-формате). По ее словам, ведомство «достаточно часто» получает жалобы граждан на размещение подобных списков в подъездах жилых домов.

Гафурова уточнила, что информация о сумме задолженности жильца вместе с ФИО или упоминанием полного адреса места жительства должника считаются персональными данными. Их публикация в подъездах, на официальном сайте компании и в СМИ без согласия должника является правонарушением. При этом она отметила, что в списках можно указывать сумму задолженности вместе с номером квартиры жильца или номером его лицевого счета. Как пояснил также выступавший на семинаре начальник управления по защите прав субъектов персональных данных Роскомнадзора Юрий Контемиров, полный адрес места жительства человека относится к категории сведений о месте жительства, и его публикация в списках должников требует согласия человека, «даже если там нет ФИО, даже если есть несколько собственников, в таком случае эта информация косвенно относится к каждому собственнику этого помещения».

Также он подчеркнул, что данные о лицевом счете и номере квартиры жильца относятся не к субъекту персональных данных, а к самому жилому помещению, и в таком случае получать согласие от должника не требуется. Контемиров также рассказал, что несмотря на то, что законодательство о персональных данных действует уже 13 лет, «до сих пор существует непонимание», что к ним относить.

Для решения этой проблемы в первом полугодии 2021 года специалисты завершат работу над «матрицей персональных данных», которую ведомство планирует разместить в открытом доступе. Он уточнил, что, например, ИНН, СНИЛС и электронная почта даже без дополнительной информации являются персональными данными, поскольку эти идентификаторы уникальны и присваиваются конкретному физическому лицу. При этом MAC-адрес (уникальный номер, который присваивается смартфону, компьютеру, роутеру и др. оборудованию на этапе производства) сам по себе не относится к сведениям об абоненте, но как только его начинают обогащать другими сведениями — геолокационными, об операционной системе, cookie-файлах или номере телефона, они «входят в область персональных данных».

По словам Альфии Гафуровой, за девять месяцев этого года Роскомнадзор получил 32 тыс. обращений в связи с нарушениями прав от владельцев персональных данных, из них 29% жалоб — на банки и кредитные организации, 18% — на интернет-сайты, 10% — на компании в сфере ЖКХ. За десять месяцев этого года ведомство направило 2121 требование об устранении нарушений в области персональных данных, а также составило 98 протоколов об административном правонарушении, общая сумма штрафов составила 427 тыс. руб.

Сейчас согласно статье 13.11 Кодекса об административных правонарушениях, за несоблюдение условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, если это повлекло неправомерный или случайный доступ, распространение этих данных и т.п., предусмотрен штраф в размере до 50 тыс.руб. для юрлиц, до 20 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей, до 1 тыс. для физлиц и до 10 тыс. руб. для должностных лиц.

В начале лета Минюст опубликовал проект нового КоАП, статья 33.1 которого предлагает штрафовать за невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности персональных данных юрлиц на сумму до 500 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей — до 300 тыс. руб., физлиц — до 20 тыс. руб., должностных лиц — до 100 тыс. руб.

В 2017 году Роскомнадзор в сообщении на официальном сайте также объяснял, что управляющие компании не вправе публиковать личные данные должников в интернете. При информировании должника управляющая компания может размещать информацию исключительно в объеме, не позволяющем идентифицировать конкретное физическое лицо.

Ссылка на основную публикацию