Что проверяет опека при осмотре квартиры: жилищные условия ребенка, требования

Семьи усыновителей

Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.

Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):

  • в период от 5 до 7 месяцев;
  • в период с 11 до 13 месяцев;
  • в период с 23 до 25 месяца;
  • в период с 35 до 37 месяца.

По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.

В случае, если гражданин не согласен со сведениями, которые указаны в акте, он имеет право обратиться в суд. Например, если специалисты предъявляют завышенные требования к жилому дому.

На что в первую очередь обращают внимание органы опеки при осмотре жилищных условий?

Первое впечатление всегда самое сильное, поэтому встретить представителей опеки следует в опрятном виде. Независимо от материальной обеспеченности, принимающей стороны всегда можно создать приятное впечатление, одев чистую, аккуратную домашнюю одежду.

Определенно это сыграет правильную роль, так как встреча сотрудников ООП в нижнем белье или грязном, растрепанном виде не даст нужного эффекта.

Сотрудники ООП большее внимание уделят не дорогому ремонту или наличию предметов роскоши, а чистоте, опрятности жилища, соответствия его требованиям безопасности и площади. Если это деревенский дом, то большое внимание уделят расположению санузла и возможности ребенку пользоваться им.


Если инспекция прошла, то составление акта осмотра должно быть незамедлительным. Дело в том, что принимающая сторона расписывается в нем и имеет право на ознакомление.

Приемные семьи

Семьи, где воспитываются усыновленные дети, также подвергаются плановым проверкам. Периодичность проверок следующая:

  • первая проверка проводится в период от пяти до семи месяцев с момента усыновления;
  • вторая – в период с одиннадцати до тринадцати месяцев с момента, когда ребенок стал жить в семье;
  • следующая – в период с 23 до 25 месяцев;
  • далее – в период с 35 до 37 месяцев.

Последующие плановые проверки проводятся исходя из конкретной ситуации для каждой приемной семьи индивидуально.

Специалисты ООП незамедлительно выехали по адресу проживания матери несовершеннолетних внуков заявительницы. При посещении квартиры выяснилось, что невестка заявительницы вообще не употребляет спиртных напитков, оба мальчика находились дома, они выглядели ухоженными, в жилом помещении вкусно пахло пирогами, которые мать недавно достала из духовки. Квартира сияла чистотой.

Что проверяет опека при осмотре квартиры

О посещениях и проверках семей представителями органов опеки ходит много слухов и домыслов. Родители беспокоятся, что пыль на полках или детский плач станет причиной для изъятия ребенка из семьи. Непонимание цели и причин для проверки часто порождает недоразумения.

В данной статье мы разберемся, зачем органы опеки посещают семьи по месту проживания, как должны вести себя проверяющие и родители, чтобы проверка не нарушала закон.

В данной статье мы разберемся, зачем органы опеки посещают семьи по месту проживания, как должны вести себя проверяющие и родители, чтобы проверка не нарушала закон.

Проверки холодильников и шифоньеров: открывать или не стоит?

Органы опеки не вызывают у меня никаких эмоций. Хотя бы потому, что это – государственные органы, а значит, не имеют ни рта, ни рук, ни ног, ни сердца, ни даже пламенного мотора. Это — организации , а к организациям относится надо… никак. Сама по себе организация — ничто, фикция, функция.

А вот люди, которые в ней работают — они люди. И они бывают разные. В том числе, профессиональные, умные, добрые, талантливые, и вообще «на месте» в этой самой организации. А бывают — неумные, недобрые, непрофессиональные и т.п.

И если про первых мы готовы писать «ура», то другие вызывают не только «увы», но и раздражение…

Проблема в том, что раздражающую вас тётку из очереди в магазине вы можете просто обойти, а вот с идиотизмом конкретного сотрудника органа опеки часто приходится жить.

Что делать, если действия сотрудников опеки явно незаконны? Какие действия ООП допустимы, а какие — нет? Попробуем разобраться на очень узком сегменте деятельности органа опеки: проверке жилищно-бытовых условия детей, находящихся под опекой и в приёмных семьях.

Сначала — нормативная база. Собственно, Правила проведения проверок (Постановление №423) . Я оставил лишь те пункты, которые касаются семей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

8. По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

А теперь — по порядку.

Каковы основания для проведения проверки?

Для проведения любой проверки нужен акт (читай: постановление, приказ и т.п.) органа опеки о проведении проверки. Если проверка плановая, то это может быть раз в год издаваемая бумага с графиком проверок, или даже строка в самом акте о назначении опекуна, где указывается что-то вроде: «проводить плановые проверки в сентябре и апреле каждого года».

Про внеплановую проверку нужно знать следующее. Во-первых, она не может быть назначена произвольно, сначала должно поступить «обращение» от гражданина или от организации. Устное или письменное — но оно должно быть. Во-вторых, для проведения внеплановой проверки нужно издавать отдельное постановление, приказ или иной акт органа опеки. Нет отдельного (!) постановления об этом — тогда происходящее является не проверкой, а чем угодно иным: женщины из опеки просто пришли в гости. Если постановление вам не показывают (не знакомят с ним, не дают прочитать, скопировать, сфотографировать), можете считать, что его нет, и просто не открывать дверь.

Должен ли предупреждать орган опеки о своём визите?

Нигде в законе такая обязанность не указана. Но, с другой стороны, принимать нежданных гостей в любое время дня и ночи вы тоже не обязаны. Необходимости открывать дверь незнакомым людям у вас нет.

Вместо этого вы можете предложить следующее: «Давайте я приду в орган опеки сегодня часа через два, и мы лично договоримся о времени визита. Ничего за два часа не изменится, так? » .

Если дело настолько плохо, что орган опеки готов вызывать полицию и ломать дверь, пусть ломает. Сломанная дверь — ерунда по сравнению с тем, что к вам просто войдут и заберут ребёнка.

Но в большинстве случаев сотрудники органа опеки заранее вам позвонят и договорятся о времени визита, ведь никто не хочет стоять и стучать в закрытую дверь.

А кто может прийти вместе с опекой на проверку?

В Правилах, что я цитировал выше указано, что проверка проводится « уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства». И всё. Ну, может быть, двумя специалистами. Но — никем другим.

В вашу квартиру, конечно, может войти сотрудник полиции (если есть предусмотренные Законом «О полиции» основания) или вообще кто угодно, кого вы сами решите пустить.

Поэтому, если всё нормально, проверка проходит в плановом режиме, а пришедших Аллу Сергеевну и Наталью Филипповну вы знаете лично, то и вопросов не возникает. А если за дверью компания из непонятных людей, просите предъявить удостоверения. И в квартиру пропускайте только тех, кого вы сами готовы пригласить. Посторонних людей пускать нельзя. Только сотрудников опеки, и только тех, что пришли с проверкой.

Всякого рода доктора из поликлиники, психологи из ЦПСиД и т.п. «специалисты» не являются сотрудниками органа опеки и проходят мимо, а не к вам домой.

На что имеют право сотрудники опеки, проводящие проверку?

Цель проведения проверки прямо указана в Правилах: оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. Вот именно это и должно происходить.

Оценка жилищно-бытовых условий подопечного не означает, что можно открывать холодильник, пересчитывать трусы в шкафу, заходить в какую-либо комнату без спроса и т.п.

Помните, что ваш дом — ваша крепость, и здесь действуют ваши правила. Если у вас принято снимать обувь, обеспечьте визитёрам тапки. Или пусть носят (а часто – носят) с собой бахилы. Но и наличие бахил не позволяет им шастать везде без вашего приглашения. Проверка — не означает «обыск» или даже «осмотр», тут не уголовное дело, а вы — не преступник.

Что делать, если всё-таки сотрудница органа опеки открывает комод и лезет в бельё подопечного (считает апельсины в холодильнике)?

А что бы вы сделали, если это была не сотрудница опеки, а, положим, сантехник из ЖЭКа? Тот же тоже «по делу» оказался у вас в квартире?

Не стесняйтесь, захлопывайте дверцы (прямо по рукам): в нашем доме лазить по шкафам не принято. И основание-то очень простое: «Как вы себя ведёте при детях? Давайте мы придём в вашу контору и мой пятилетка с удовольствием исследует у вас все шкафы и тумбочки. И если найдёт конфеты… А тем более, если не найдёт…».

Может ли орган опеки беседовать с подопечным без присутствия опекуна?

В законе и в подзаконных актах это никак не оговорено. Не хотите выходить из комнаты, где разговаривают с подопечным — не выходите. Заставить вас нельзя. Нигде не написано, что вы должны обеспечить кому-то из сотрудников специальные условия, в том числе, уединение с ребёнком.

И если кажется, что вопросы, задаваемые ребёнку, некорректны, опекун, защищая права подопечного, в том числе и от топорного непрофессионализма отдельных сотрудников органа опеки, может вмешаться в этот «опрос».

Если орган опеки так невероятно сильно хочет интимного общения с ребёнком, что готов его для этого вывести из дома и забрать с собой — значит дело настолько серьёзное, что вам пора бежать к адвокату. В большинстве же случаев желание тихонечко переговорить с ребёнком «без мамы» связано либо с любопытством, либо, что чаще, с «неверно понятыми интересами службы». И то и другое вполне купируется присутствием при опросе ребёнка.

Конечно, совершенно неуместные вопросы вроде: «А велосипед точно 12 тысяч стоил?» или «Ну, что, Галя, бьёт тебя мама? В детдом-то хочешь?» надо просто прерывать, а таких сотрудниц недвусмысленно просить покинуть помещение.

Могут ли меня снимать и записывать на диктофон сотрудники опеки? А я могу?

Снимать на видео — нет, поскольку здесь очевидно нарушение частной жизни (ни вы, ни сотрудники опеки не давали разрешения вас снимать). Иногда, спрашивая разрешение, сотрудники опеки делают фотографии вашего жилища. Разрешать или нет — дело ваше. Может быть три-четыре фотографии сэкономят вам полчаса описаний стульев и стеллажей, но решать вам.

Что касается диктофона, то никаких ограничений по записи вами того, что происходит у вас дома при официальной проверке органа опеки, нет. Предупреждать об этом не надо (не обязательно), можете сами записывать. А вот орган опеки делать это может только с вашего разрешения. Нет разрешения — нет записи. Дело тут в том, что сотрудники органа опеки — на работе, и никакой тайны личной жизни у них в этот момент нет. А вот вы, напротив, находитесь дома, предмет проверки — как раз таки ваша семейная жизнь, и поэтому ваши тайны можете записывать только вы. Если хотите.

Читайте также:  Москва, Солнцево - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Что происходит после проверки?

В течение 10 дней сотрудник органа опеки должен подготовить и подписать («утвердить») у начальства акт проведённой проверки. Этот акт составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть направлен (вручён) тому, в отношении кого проверка проводилась .

Чаще всего этого об этом деликатно забывают. Но вы не ленитесь и на 11 день посетите орган опеки. Даже если там поклянутся, что отправят акт почтой, всё-таки попросите сделать копию (если надо, попросите письменно, заявлением). И — читайте внимательно. Если что не так — придётся идти в суд. Но это уже совсем другая история.

Ну, и парочку экзотических моментов.

Не надо ничего писать ЗА опеку. Например, одной из моих читательниц опека предложила написать «черновик» акта проверки и принести его в опеку.

Также нередко просят передавать фотографии детей или копировать грамоты об достижениях. Всё это, разумеется, невозможно требовать. Попросить (вежливо) — да, а вы, если хотите, можете дать или нет. Но не более.

В одной опеке Московской области, например, потребовали «завести инстаграм и выкладывать туда фоточки детей». А потом вообще велели опекунам и приёмным родителям сдать список своих аккаунтов в социальных сетях. Это, конечно, за гранью, и, конечно, ничего подобного делать не надо.

Как не делать? Вот просто брать — и не делать.

А усыновителей это всё тоже касается?

Не вполне. С усыновителями всё немного проще.

22. Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (далее — контрольное обследование), за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства в следующем порядке:

— первое контрольное обследование — в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

23. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

23(1). Отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка оформляется в течение 7 дней со дня проведения контрольного обследования, подписывается проводившим контрольное обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Отчет оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается лично усыновителю(ям) в течение 3 дней со дня утверждения отчета, второй хранится в органе опеки и попечительства. Отчет может быть оспорен усыновителем(ми) в судебном порядке.

Если совсем коротко: обследований меньше, исследуется меньший круг вопросов (например, НЕ обследуются жилищно-бытовые условия) и, конечно, должна соблюдаться тайна усыновления.

В завершение…

Вообще, нужно понимать, что став опекуном, а тем более усыновителем, вы подчиняете свою жизнь необходимости защиты прав и законных интересов ребёнка. И даже если для этого приходится быть настойчивым, спорить с сотрудниками опеки, не пускать, не открывать, не давать…. и что там ещё «не» — это ваш крест, вам его нести. Защищайтесь.

22. Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (далее — контрольное обследование), за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства в следующем порядке:

Обследование жилого помещения органами опеки

Может ли орган опеки проводит обследование жилого помещения без запроса суда, по моему заявлению? И правомерно ли орган опеки выдал заключение ответчицы по месту проживания ребенка не исследовав мое жилье и не общаясь ос мной?

Как можно дать заключение по месту проживания если его не исследовали органы опеки?

Роман добрый день

Возможно, данный документ Вам поможет. Если не согласны с актом, пишите что не согласны, назначайте экспертизу.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334

“О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423”

Вступает в силу:9 января 2010 г.

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от “___” ________ 2009 г. N ____, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).

Что именно будут проверять?

В приказе Минобрнауки №334 регламентирован процесс обследования условий проживания ребенка. Сотрудники ООП или комиссия должны провести проверку по следующим пунктам:

  • внешний вид ребёнка (опрятность и ухоженность его одежды, волос, кожи и т.д.);
  • здоровье малыша;
  • уровень социальной адаптации ребёнка;
  • уровень воспитания и образования (ходит ли ребёнок в учебные учреждения и есть ли у него пропуски);
  • уровень безопасности условий, в которых живет и развивается малыш;
  • состав семьи (особое внимание уделяется проверки законного представителя малыша и того, как часто он проводит с ним время);
  • санитарное состояние жилья (как часто проводиться уборка, наличие хлама в квартире и т.д.);
  • основания, которые подтвердят наличие угроз здоровью и жизни ребёнка, факт нарушения его прав;
  • финансовое положение семьи (средний уровень доходов на каждого домочадца).

Есть ряд условий, которые могут отнести к категории опасных для жизни, прав и здоровья ребёнка:

  • наличие большого количества насекомых;
  • неудовлетворительный вид ребёнка и других членов семьи;
  • наличие неприятных запахов, которых могут подтвердить неудовлетворительное состояние жилья;
  • грязь и бардак в помещении;
  • отсутствие сезонной одежды для ребёнка, нормального постельного белья и других, жизненно необходимых вещей;
  • отсутствие достаточного количества продуктов питания;
  • отсутствие условий для обучения и отдыха ребёнка;
  • доступ детей к опасным местам в доме (газовая плита, режущие предметы и т.д.);
  • аварийное состояние электропроводки, газовой плиты, духовки;
  • сомнительное поведение детей;
  • присутствие мусора, который свидетельствует о наличии вредных привычек у домочадцев;
  • присутствие большого количества животных, которые портят санитарное состояние помещения.
Читайте также:  Выплаты и детские пособия в Республике Калмыкия и Элисте в 2020 год


Стоимость ремонта и вещей в помещении для проверки не будет иметь никакого значения. Им важно показать чистую квартиру, без следов погрома и с исправной бытовой техникой.

Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

Повод для визита опеки

Посещение органами попечительства семей, может быть вызвано тем, что к ним поступила информация определенного характера, в данных случаях в ней должно быть сказано, что что-то угрожает здоровью ребенка либо препятствует его нормальному развитию и существованию. Подобные сведения могут быть получены, как в письменной, так и в устной форме, заявления могут поступить от отдельных граждан или от организации, например, школьных или дошкольных, где составлена характеристика. Подобным проверкам может подвергнуться любая семья. Итак, по каким же все-таки причинам органы опеки могут прийти:

  • если поликлиника сообщит сведения о том, что у ребенка не пройдены необходимые специалисты и отсутствуют положенные прививки;
  • из дошкольного или учебного заведения поступит информация о том, что ребенок регулярно приходит в неопрятном виде или на его теле, были замечены следы побоев;
  • информация может поступить от добросовестных соседей, например, если из квартиры регулярно слышны крики и скандалы, постоянный плач несовершеннолетнего;
  • в случаях если родитель был задержан сотрудниками правоохранительных служб;
  • заявление так могут подать сотрудники больниц если ребенок к ним попал с заболеванием, которое возникает если долгое время находиться в условиях не пригодных для проживания
  • если в семье имеется приемный малыш, то также могут посетить.

Как правило подобные организации согласовывают вопрос своего посещения семьи, дабы не стоять под закрытой дверью, договариваются о конкретном времени своего визита.

Внимание: граждан часто интересует вопрос, могут ли органы опеки прийти без предупреждения, да на основании ст.77 СК, в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка. В подобных случаях совместно с органами опеки прибывают и сотрудники полиции, которые вправе незамедлительно забрать ребенка.

Нормы, регулирующие деятельность работников опеки проводящих обследование условий жизни ребенка

На основании определенных законодательных актов органы опеки осуществляют свои деятельность:

  1. ФЗ-48 изданный 24.04.08г. название которого «Об опеке и попечительстве»;
  2. Семейный Кодекс РФ;
  3. Постановление правительства за номером 423 от 18 мая 09 г.

Контроль над данными организациями основывается на:

  • Конституции РФ;
  • ГПК РФ;
  • СК РФ.

В случаях, когда работниками превышены их полномочия, граждане, которые пострадали от этого вправе обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру. Осмотр жилого объекта органами опеки и составления акта обследования жилищно-бытовых условий

Если сотрудники опеки попадают на территорию жилого помещения, то следует знать на что смотрят органы опеки при осмотре квартиры, дома:

  1. на состояние жилого объекта, то есть посещаемое помещение должно быть чистым;
  2. также на то имеется ли у ребенка свое место для сна;
  3. в соответствии с возрастом у дитя должно быть оборудован свои угол, то есть место для игр и по необходимости должен иметься слон и стул для занятий;
  4. в холодильнике должны находиться продукты питания для ребенка в соответствии с его возрастными потребностями;
  5. наличие одежды по сезону;
  6. также в помещении должно быть отсутствие доступа к опасным предметам, бытовой химии, лекарственным препаратам и т.д.

Подобного рода проверки должны быть зафиксированы документально, то есть сотрудники должны составить акт комиссионного осмотра жилого помещения.

  • Конституции РФ;
  • ГПК РФ;
  • СК РФ.

Что проверяет опека при осмотре квартиры: жилищные условия ребенка, требования

Сегодня мне написала одна многодетная мама из Омской области:

“К нам сегодня опять приезжали с проверкой. Даже не постучались, зашли с вопросом, почему дочка 2 дня не в школе, а она заболела и мы не предупредили, еще вопрос: почему дети в долг питаются в школе? Я объяснила, что нет пока денег. Прошли посмотрели, что порядок везде, в бахилах были, все как надо. ничего не писали и я не подписывала. В понедельник приедут пожарники и они будут проверять условия печки, все ли в порядке. Говорят, это по всем многодетным будет проверка. Я думала они про нас уже забыли и оставят в покое, но нет же, приехали”.

Так получается, что с каждым днем наша личная-частная-семейная жизнь все больше и больше, помимо нашей воли, попадает под лупу внимания государственных органов.

И больше всего их интересуют именно наши дети. Как нас уверяют, контроль усиливается исключительно для защиты их прав и наилучших интересов.

В целом вышло так, будто родители, неожиданно для себя, сейчас стали невольными участниками какой-то жутковатой игры втемную, где на кону – их дети. А правила этой игры знает только тот, кто сам их и устанавливает. Родителей же не потрудились поставить в известность как о существовании новых правилах, так и об их содержании.

Все более актуальной становится проблема вмешательства в частную жизнь семьи через осмотры жилища, где проживает семья с детьми. С каждым днем растет количество причин для проникновения посторонних лиц в наши квартиры. Учителям, нужно давать отчеты о социальном статусе своих учеников, полицию заставляют ездить в семьи после вызова ими ребенку “Скорой помощи”, органы опеки проводят “профилактические” осмотры многодетных семей, которых против их воли приравняли к неблагополучным и так далее. Еще совсем недавно такого не было. И это наша новая неприятная реальность.

Читайте также:  Что делать, если уволили из-за того, что не вышел на работу?

Нам, родителям никогда не говорят, что именно в наших квартирах и домах проверяют эти непрошенные визитеры и прочие интервенты. По опыту могу сказать, что проверяют вот что:

запахи в квартире/доме -затхлость, сырость, гниение
внешний вид всех домочадцев
состояние ремонта
степень чистоты и порядка
домашние насекомые – мухи, тараканы клопы
наличие отдельных спальных мест для всех детей
наличие постельного белья, в том числе в шкафах
степень свежести постельного белья
наличие одежды и обуви по сезону и по размеру
наличие запаса продуктов питания в холодильнике, в кухонных шкафах
наличие детского питания, если дети младшего возраста
наличие приготовленного горячего блюда, супа
наличие игрового и/или учебного места
наличие игрушек, книг, развивающих игр, канц.принадлежностей
наличие памперсов, банных гигиенических принадлежностей
доступ детей к опасным предметам, опасным местам
состояние отопления, если печное
состояние электропроводки
наличие водопровода/канализации
исправность и чистота сантехники/холодильника
состав семьи
доходы семьи
совместное проживание больного/пьющего/старого человека
контактность детей
состояние здоровья детей на момент осмотра
конфликтность в семье
наличие бутылок или банок от алкоголя
присутствие домашних животных

Это из жизненного опыта.

А вот небольшой документ Министерства образования РФ, который рассказывает о том, что же именно должны у нас проверять по закону.

Документ называется Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334). Я сделала его пункты не по порядку, а по степени практической ценности для каждого из нас.

Конечно, это не захватывающее чтиво, все довольно скучно, но уж не обессудьте, занудство и сухость языка – это обыкновенное свойство нормативных актов.

Целиком Порядок можно посмотреть ЗДЕСЬ

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от “____”_________2009 г. N ______, содержащий:

– оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

– выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

– выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

– рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Необходимо знать и помнить, что этот акт вы обязательно должны получить на руки. И еще надо знать, что этот акт осмотра можно оспорить в суде. А это можно сделать, только получив его на руки и прочитав, что там написали господа визитеры:

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Так объясняется, для чего может проводиться обследование:

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Кто имеет полномочия проводить такие осмотры:

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Вот тут дополнителная красота документа – о пользе доносительства:

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

Ну и кто такой, этот загадочный “уполномоченный специалист”, сколько классов школы он закончил, имеет ли сам семью, детей, мы, конечно, так и не узнаем. Узнаем только то, что у него всего три дня после доноса:

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

И никакого другого выхода нам, кроме как повышать свою правовую грамотность, в такой ситуации нет. И хоть изредка бывают и неблагополучные семьи, и вообще всякие, но речь сейчас в первую очередь о том, чтобы обычных людей не коснулись возможные перегибы и чтобы элементарное игнорирование законов представителями власти не стали причиной чьего-то несчастья.

PS Акт осмотра органы опеки давать на руки не привыкли. Закон им не всегда писан, как известно.

Вот приблизительный текст заявления, который можно подать в канцелярию местной администрации, органа соцзащиты или др, подготовив его в двух экземплярах и обязательно получив на один из них входящий номер регистрации. Желательно также себе на память записать дату подачи заявления, чтобы в срок потребовать ответ. Давать ответы, в том числе в письменном виде – это тоже не всегда в почете у должностных лиц:

Главе Администрации или
ОСЗН или Комитета по образованию
( в зависимости от того, кому у вас подчиняется опека)
города/поселка/района
от ФИО
матери/отца
ФИО ребенка. дата рождения
Телефон для связи

ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОПИЙ АКТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно пункту 9 «Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденного приказом № 334 Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г.:

«Копия акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка.»

Поэтому прошу:

– предоставить мне копии всех актов обследований, проводимых представителями субъектов профилактики в моем доме по адресу:…

Указанные копии, заверенные в надлежащем порядке, прошу направить по почтовому адресу:

Тут ваш адрес

Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Город или поселок

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

По какому поводу может прийти опека?

Закон установил, что проверка органами опеки проводится лишь при возникновении угрозы жизни и здоровью ребенка. Но, бывает, госслужащие пытаются обойти Семейный кодекс – несовершеннолетних забирают на основании акта о безнадзорности, составленного полицией.

Проблема в том, что безнадзорность трактуется достаточно широко и акт может быть составлен даже в том момент, когда ребенок находится вместе с родителями. В такой ситуации представители государственных органов вполне могут счесть, что ребенок предоставлен самому себе.

Кроме того, законно вообще не впускать представителей опеки.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?

Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.

Как органы опеки проверяют жилищные условия

Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома. 6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

Не стоит вставать в позу и прятаться от проверяющих. Поставьте себя на место чиновника: что он должен подумать, стоя за закрытой дверью, из-за которой доносятся требования вызвать прокурора, предъявить ордер на обыск и тому подобное? Куда разумнее спокойно выяснить, чем вы обязаны такому вниманию, от кого поступило сообщение, что именно интересует проверяющих.

Этот кодекс существенно отличается от предыдущего. В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

Образец акта обследования жилого помещения

Для правильного отражения результатов проверки, сотрудниками опеки составляется акт. Он содержит основные характеристики помещения, оценку его состояния и другие важные моменты. Однако для того, чтобы иметь представление о его форме и содержании, необходимо ознакомиться с образцом документа.

В результате проведение осмотра жилого помещения при усыновлении или других вопросах, связанных с детьми, должно осуществляться с соблюдением законодательства.

Добавить комментарий