Градостроительный кодекс Российской Федерации в последней редакции с комментариями: законодательство о деятельности по градостроению

Градостроительный кодекс России 2020

Действующий Градостроительный кодекс появился как следствие земельной реформы, когда земля стала объектом рыночного оборота. В этих условиях селитебные территории начали стремительно меняться и далеко не в лучшую сторону. Прежняя нормативная база организации территорий, предназначенных для формирования и развития населённых пунктов, уже не могла справиться с этой задачей. Так появился Градостроительный кодекс 2004 г., который ориентирован на регулирование строительной деятельности не только в городах, но и в поселениях, официально признанных таковыми.

Функции и задачи

Градостроительный кодекс был принят позже таких базовых новых законов, как Гражданский и Уголовный кодексы. Сейчас он состоит из 9 глав и 63 статей.

Если из всех функций этого кодекса выделить главную, то это будет территориальное планирование. Борьба со стихийным развитием селитебных территорий ведётся давно, но принятие специального закона, предписывающего иметь план развития территории как основу для дальнейших действий, помогает упорядочить этот процесс.

Необходимость планирования развития территории влечёт за собой ряд закономерных действий. В результате их реализации ГрК РФ выполняет следующие функции.

  1. Зонирование. Территория населённого пункта должна быть разделена на зоны по назначению. Обязательно выделяются зоны перспективной застройки, которые обычно находятся в состоянии пустырей.
  2. Архитектурно-строительное проектирование. Оно представляет собой совокупность действий по составлению проекта застройки территории, возведению отдельных зданий, формированию инженерных коммуникаций, благоустройству придомовых территорий, созданию дорожной сети. Проектирование – это непрерывная сеть действий от составления проекта здания до авторского надзора и принятия объекта в эксплуатацию.
  3. Капитальный ремонт. Поскольку данное действие по своим масштабам является аналогом полноценной стройки, то регламентация этого процесса закономерно контролируется нормами ГрК.
  4. Эксплуатация зданий. Градостроительство – это не только регламентация возведения новых объектов, но поддержание в рабочем состоянии того, что уже построено.
  5. Благоустройство территорий. Под этим термином понимается создание инфраструктуры, рекреационных зон и других объектов, делающих жизнь людей в поселениях комфортной.

Задачи Градостроительного кодекса являются концентрированным проявлением из функций. Они состоят в том, чтобы:

  • обеспечивать безопасность строительства;
  • рационализировать использование земельных ресурсов в пределах населённой территории;
  • сформировать комфортную и безопасную среду жизнь людей;
  • создать систему населённого пункта как совокупности объектов с разными функциями.

Создание такой системы возможно при реализации законов, которые позволяют соблюдать интересы государства, населения и коммерческих организаций. Такова цель существования Градостроительного кодекса.

Структура

Несмотря на малое количество статей, кодекс плотно заполнен нормативами самого различного направления. Как и любой закон федерального уровня, ГрК начинается с главы под названием «общие положения», где описаны понятия, принципы, субъекты, отношения. Так же дано определение законодательства в области градостроительства. Оно состоит из данного кодекса, других нормативных актов федерального уровня, постановлений правительства, законов регионального уровня, ведомственных инструкций и подзаконных актов.

В остальном кодекс посвящён темам:

  • полномочий органов власти;
  • сметного нормирования;
  • планирования развития и зонирования территорий;
  • проектирования в строительстве и архитектуре;
  • эксплуатации строений;
  • информационного обеспечения действий в регламенте ГрК;
  • ответственности за нарушения нормативов кодекса.

В наибольшей степени развёрнута тема планировки территории, что и понятно, поскольку этот вид деятельности создаётся базис для всех остальных.

Отличие Градостроительного кодекса России от, например, Гражданского, Налогового или Уголовного состоит в отсутствии чёткого разделения на общую и особенную части. Видимо предмет регламентации не нуждается в большой законодательной преамбуле.

Алгоритм территориального планирования

Самая обширная часть ГрК построена по принципу последовательности действий. Глава 5 состоит из 19 статей, следование которым необходимо для того, чтобы провести полное, планирование развития территории. Для этого необходимо:

  • подготовить нужную документацию с проведением предварительных изысканий (ст. 41, 41.1, 41.2);
  • составить проект планировки и межевания (ст. 42, 43);
  • утвердить документацию по планировке (ст. 45, 46).

На этом процедура планирования должна закончиться, однако даже освоенное пространство развивается, что предполагает совершенствование структуры, замену одних строений другими, улучшение состояния среды. Для развития уже застроенных территорий составляются договоры, проводятся аукционы (ст. 46.2 – 46.11).

Градостроительный кодекс РФ в специальной своей части направлен на то, чтобы регламентировать два направления деятельности в формировании населённых пунктов. Это организация размещения объектов на территории, поделённой на зоны, а так же проектирование, строительство и эксплуатация конкретных зданий и сооружений. С помощью такого комплексного подхода и формируются пространства населённых пунктов.

Особенности градостроительного кодекса

Градостроительный кодекс – основополагающий законодательный документ, регламентирующий процедуры строительства, разграничение и использование земель и прочие аналогичные вопросы.

Содержание

Градостроение — это правовой режим, учитывающий характеристики застраиваемых территорий (что располагается на поверхности и под ней, учет этих нюансов в ходе стройки и т. д.) ГрК работает только с сопутствующей документацией, указывающей на правомерность землепользования и владения объектами, зарегистрированными в границах застраиваемых участков. Также в нем предусмотрена возможность комбинирования текущего и перспективного предназначения земель под капстроительство, если в наличии документы с планировкой всех существующих объектов и населенных пунктов.

Действие не затрагивает территории:

  • с памятниками, внесёнными в госреестр как объекты культурного наследия;
  • с линейными объектами;
  • где добываются полезные ресурсы;
  • относящиеся к владениям лесфонда;
  • с присутствием поверхностных вод;
  • особые природоохранные зоны.

Законодательные регламенты

Законодательство о градостроительной сфере регулирует все отношения, касающиеся архитектуры, планировки и зонирования территорий, капремонта, а также конструктивных характеристик при проведении оного. Согласно установленным правовым нормам к данным процедурам также имеют отношение другие кодексы: лесной, водный и земельный. Равным образом сюда относятся особо охраняемые объекты природы и культнаследия.

Главными элементами в регулировании взаимоотношений в градостроительстве являются их субъекты, так как они оказывают основные регулятивные действия относительно поведения других участников. Проще говоря, купить жилплощадь, предоставить разрешение на застройку площади — значит, совершить определённое взаимодействие с субъектом.

Участники отношений

Главным субъектом отношений в ГрК является Российская Федерация, затем муниципалитет, организации или физлица. Область рассматриваемых отношений подразделяется на три вида участников:

  1. Императивные субъекты гос. регулирования. Во 2 главе комментируемого кодекса обозначены все полномочия этой группы участников.
  2. Застройщики, которые непосредственно участвуют в производстве строительства и капремонта.
  3. Участники, несущие ответственность за нарушение законов в градостроительстве.

Физлицо, реализующее деятельность как ИП без создания юридического лица, может стать участником регулируемых отношений только в том случае, если оформлена госрегистрация в органах власти.

Для всех наделов на территории РФ создаётся специальная схема расселения, именуемая Генеральной. В ней показаны цели правительственной политики, система расселения, а также её развитие и зоны. Существуют ещё и консолидированные планы. Они разрабатываются для двух и более регионов РФ, а также их отдельных частей. Главная цель таких разработок — взаимовыгодные условия при планировке между субъектами и непосредственно управомоченным органом РФ. Сам проект застройки определённого надела может составляться и по инициативе градостроителя.

В городской край включают земли, относящиеся к перспективному развитию. Они чаще называются пригородной зоной. В таких зонах существует зелёная маркировка, носящая санитарно-гигиенические функции. Зонирование пригородов проводится в комплексных схемах с учётом лесной строительной документации. Для возведения предприятий и всякого рода учреждений для обслуживания населения, а также дорог и озеленения создаётся определённый проект, в котором расписана вся детальная планировка вышеуказанных объектов.

В состав пригородного района могут также входить объекты, размещённые за чертой поселения. Такие объекты обычно разделяют природную и хозяйственную площади (как пример: зона отдыха, резервные земли и т. д.).

Законодательство

Законодательство о градостроительстве состоит из действующего кодекса и ряда иных нормативных актов РФ. Обновлённая версия Градостроительного кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2006 года, опубликована Российской газетой N 297, 31.12.2005.

Правила безопасности градостроительных работ применяются в процессе строительства, профилактики чрезвычайных ситуаций природного происхождения, а также удаления их последствий, если таковые отношения не регулируются законами Российской Федерации.

Существуют комментарии, которые описывают рекомендательные действия при решении многих вопросов, касающихся градостроительной деятельности, но опираться следует только на высокий авторитет и силу аргументаций конкретных авторов.

Из практики в суде

По результатам исследования судебной практики касательно дел о признании прав собственности на самострои, а также ответных исков от муниципальных органов на разбор нелегально возведённых объектов чаще всего имеет длительный и сложный судебный процесс. Ввиду отсутствия аргументов у истца-коммерсанта о правах на самовольно построенный объект, равно как и у ответчика (муниципального органа) по сносу самостроя из-за ведения в нем коммерческой деятельности, подобные вопросы решаются в судах общей юрисдикции. Тот факт, что главным предметом спора является нежилое помещение, которое также может применяться в предпринимательстве никак не влияет на разрешение судебного дела, поскольку закон не запрещает физлицам владеть недвижимостью, относящейся к нежилой.

Если же у гражданина, владеющего самовольным строением, имеется статус ИП, но отсутствуют данные об использовании этого объекта в коммерческой деятельности — нет причины для отклонения дела о сносе объекта на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.

По решению районного судьи по иску, не подведомственному общей юриспруденции, прекращено дело по заявлению граждан Д. и Е. к городской администрации о признании прав собственности на нелегально построенное здание — торговое помещение. Отменив данный вердикт, судебная коллегия следующей инстанции заключила, что дело подсудно общей юрисдикции. Так как истцы, согласно предоставленным доказательствам, не зарегистрированы как предприниматели и не занимаются коммерческой деятельностью. Это обстоятельство оказалось главным поводом для подачи судебного заявления о признании прав на самовозведённое здание. Также указано об отсутствии информации о том, что эта постройка используется в целях извлечения прибыли.

Взаимодействие с обществом в градостроительных целях

СтепеньВид
Сбор документации по территориальному планированиюПубличные слушания о вредных факторах и размещении опасных объектов на поселенческих территориях
Подготовка генпланаПубличные слушания
Сбор подготовительных правил по использованию надела для застройкиПубличные слушания по заявлениям о нарушениях поставленных правил касательно застраиваемых площадей

Общие положения

Стандартно под градостроением воспринимается деятельность, принцип которой — застройка и развитие поселений на определённых территориях. Базой для регулирования отношений, возникающих в процессе градостроительства, служит ст. 51 ГрК РФ в последней редакции с комментариями.

Существуют определённые понятия, действующие в целях настоящего кодекса, а именно:

  • градостроительство — это комплекс работ по застройке земель и всех видов поселений. Такая деятельность реализуется путём планировочных, архитектурных, строительных, ремонтных работ, зонирования и реконструкции;
  • территориальное планирование — возведение целевых площадок и зон под будущие объекты кап.застройки в целях государственной или муниципальной необходимости;
  • сбалансированное формирование территорий — создание безопасных условий жизнедеятельности во время градостроительных работ, а также соблюдение стандартных правил использования природных резервов в интересах последующих поколений;
  • зоны, выделяемые в соответствии с законодательством — санитарные, защитные, водоохранные, охраняемые объекты культурного наследия (памятники, стелы и т. д.);
  • зоны целевого функционирования, где документально распланированы границы, а также их назначение;
  • градостроительное зонирование — распределение поселенческих площадей по особому регламенту;
  • общие правила застройки — основной свод норм градостроительного зонирования. В этом регламенте изображены зоны для будущей застройки, а также определён порядок использования этого документа и корректировок в нём;
  • регламент градостроения — разрешение на установление конкретных границ, а также применения поверхности в ходе застройки;
  • общественные территории — зоны, которыми пользуется основная часть населения (скверы, улицы и т. д.);
  • строительство — возведение всех видов построек;
  • реконструкция — видоизменение всех характеристик капстроительства (размер площади, производственных мощностей и техобеспечения). Этот пункт принят в использование после редакции в 2006 году согласно акту 210-ФЗ;
  • застройщик — физлицо или компания, на конкретном участке обеспечивающие застройку или реконструкцию.

Из этого следует, что ГК РФ— это основной законодательный акт, который регулирует все действия, касающиеся градостроительной деятельности.

Основные принципы

Согласно закону существует определённый перечень требований, которые должен предоставить застройщик:

  • создание сбалансированного развития территорий, основываясь на зонах застройки;
  • создание особого учёта по экономическим, социальным и экологическим факторам при строительстве;
  • предоставление соответствующих условий людям с ограниченными возможностями;
  • реализация застройки согласно правилам использования земель;
  • предоставление свободы действий для субъектов, принимающих прямое участие в градостроительстве;
  • соблюдение всех требований по техрегламенту;
  • исполнение всех норм безопасности проведения градостроительных работ, а также ответственность за их нарушение;
  • возмещение ущерба вследствие нарушения требований согласно законодательству.

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2004 года

24 декабря 2004 года

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельных участках разрешается возведение строений и сооружений вспомогательного использования.

Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2017 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее – национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений в части учета положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации при разработке и корректировке документов территориального планирования

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

2. Средства компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в целях сохранения и увеличения их размера при наличии соответствующего решения общего собрания членов саморегулируемой организации размещаются только на условиях договора банковского вклада (депозита), заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами (далее – договор), в валюте Российской Федерации в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств такого компенсационного фонда.

ГрК – Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ – Договор гражданско-правового характера;

ДМС – Добровольное медицинское страхование;

ДТП – Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор – государственный инспектор труда;

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

Градостроительный кодекс РФ

Градостроительный кодекс с комментариями. Действующая редакция 2021 года. Поиск по статьям.

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1 – Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
  • Статья 2 – Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 3 – Законодательство о градостроительной деятельности
  • Статья 4 – Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
  • Статья 5 – Субъекты градостроительных отношений

Глава 2. Полномочия органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

  • Статья 6 – Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 6.1 – Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 7 – Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
  • Статья 8 – Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
  • Статья 8.1 – Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 8.2 – Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Глава 3. Территориальное планирование

  • Статья 9 – Общие положения о документах территориального планирования
  • Статья 10 – Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 11 – Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 12 – Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
  • Статья 13 – Утратила силу
  • Статья 14 – Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации
  • Статья 15 – Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации
  • Статья 16 – Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
  • Статья 17 – Утратила силу
  • Статья 18 – Документы территориального планирования муниципальных образований
  • Статья 19 – Содержание схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 20 – Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 21 – Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
  • Статья 22 – Утратила силу
  • Статья 23 – Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
  • Статья 24 – Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
  • Статья 25 – Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
  • Статья 26 – Реализация документов территориального планирования
  • Статья 27 – Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
  • Статья 28 – Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
  • Статья 29 – Утратила силу

Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования

  • Статья 29.1 – Нормативы градостроительного проектирования
  • Статья 29.2 – Содержание нормативов градостроительного проектирования
  • Статья 29.3 – Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
  • Статья 29.4 – Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

Глава 4. Градостроительное зонирование

  • Статья 30 – Правила землепользования и застройки
  • Статья 31 – Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
  • Статья 32 – Порядок утверждения правил землепользования и застройки
  • Статья 33 – Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
  • Статья 34 – Порядок установления территориальных зон
  • Статья 35 – Виды и состав территориальных зон
  • Статья 36 – Градостроительный регламент
  • Статья 37 – Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
  • Статья 38 – Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Статья 39 – Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
  • Статья 40 – Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Глава 5. Планировка территории

  • Статья 41 – Назначение и виды документации по планировке территории
  • Статья 42 – Проект планировки территории
  • Статья 43 – Проекты межевания территорий
  • Статья 44 – Градостроительные планы земельных участков
  • Статья 45 – Подготовка и утверждение документации по планировке территории
  • Статья 46 – Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
  • Статья 46.1 – Развитие застроенных территорий
  • Статья 46.2 – Договор о развитии застроенной территории
  • Статья 46.3 – Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории
  • Статья 46.4 – Договор о комплексном освоении территории
  • Статья 46.5 – Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
  • Статья 46.6 – Договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
  • Статья 46.7 – Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
  • Статья 46.8 – Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства

  • Статья 47 – Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Статья 48 – Архитектурно-строительное проектирование
  • Статья 48.1 – Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
  • Статья 49 – Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории
  • Статья 49.1 – Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
  • Статья 50 – Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
  • Статья 51 – Разрешение на строительство
  • Статья 52 – Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
  • Статья 53 – Строительный контроль
  • Статья 54 – Государственный строительный надзор
  • Статья 55 – Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

  • Статья 55.1 – Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и содержание их деятельности
  • Статья 55.10 – Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.11 – Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
  • Статья 55.12 – Исполнительный орган саморегулируемой организации
  • Статья 55.13 – Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
  • Статья 55.14 – Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
  • Статья 55.15 – Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.16 – Компенсационный фонд саморегулируемой организации
  • Статья 55.17 – Ведение реестра членов саморегулируемой организации
  • Статья 55.18 – Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
  • Статья 55.19 – Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
  • Статья 55.2 – Приобретение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращение такого права
  • Статья 55.20 – Национальные объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.21 – Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
  • Статья 55.21-1 – Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.22 – Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
  • Статья 55.23 – Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
  • Статья 55.3 – Виды саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
  • Статья 55.4 – Требования к саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, необходимые для приобретения права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
  • Статья 55.5 – Документы саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
  • Статья 55.6 – Прием в члены саморегулируемой организации
  • Статья 55.7 – Прекращение членства в саморегулируемой организации
  • Статья 55.8 – Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
  • Статья 55.9 – Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов

Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений

  • Статья 55.24 – Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
  • Статья 55.25 – Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
  • Статья 55.26 – Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов

  • Статья 55.27 – Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
  • Статья 55.28 – Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
  • Статья 55.29 – Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования

Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности

  • Статья 56 – Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
  • Статья 57 – Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
  • Статья 57.1 – Федеральная государственная информационная система территориального планирования

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

  • Статья 58 – Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 59 – Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования
  • Статья 60 – Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
  • Статья 61 – Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
  • Статья 62 – Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах российской федерации – городах федерального значения москве и санкт-петербурге

  • Статья 63 – Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

© 2014-2021 Бизнес-справочник «кодификатор.ру»

Последняя редакция с комментариями по градостроительном кодексе РФ

ГрК в новой редакции обусловливает не только основной порядок и принципы застройки, но и определяет зоны, на территории которых разрешено возводить и осуществлять реконструкцию, производить иные действия строительного характера.

Предупредить нарушения, не допустить произвол и игнорирование существующих требований закона в сфере строительства – основная задача, которую преследовали законодатели, создавая ГрК РФ 2020 с комментариями.

Что это такое

По своей сути Градостроительный кодекс РФ представляет собой сборник, который регламентирует следующие аспекты:

  • планирование строительства, этапы застройки, вопросы в части благоустройства местных либо сельских населенных пунктов, формирует инфраструктуру (инженерные коммуникации, проекты дорог, социальные условия);
  • принципы осмысленного природопользования (охрана природы и окружающей среды, как благоприятные условия для жизни населения), сохранность объектов составляющих основу культурно-исторического наследия;
  • обеспечение взаимодействия между всеми сторонами правоотношений в градостроительной сфере, в общем, и в частных случаях на основе действующего законодательства.

Необходимо отметить, что правовую базу, регулирующую вышеперечисленные вопросы составляют правила и критерии застройки и пользования землей, которые, в том числе обозначены в Земельном кодексе РФ.

Помимо этого Кодекс детально прописывает компетенцию должностных лиц, законные права и ответственность строительных организаций работающих в отрасли.

Описание

Изначально Градостроительный кодекс РФ предъявляет требования к организации и составлению административно-правовых бумаг, которые оказывают непосредственное влияние на ход развития всех территориальных образований.

От этого зависят вн осимые изменения, происходящие как в отдельных муниципальных образованиях (городах и сельских поселениях), так и в государстве в целом. ГрК РФ выработан с целью упорядочить взаимодействие в ходе зонирования и планирования, а также в процессе строительства.

Определить степень значимости документа сложно – она огромна. Кодекс представляет ценность для каждого жителя РФ, но не все осведомлены, значительная часть в повседневной жизни даже не сталкивается с ним. Для граждан, которые не занимаются ежедневно тонкостями строительства, этот документ не играет роли.

Те, кто непосредственно задействован в строительной сфере, в том числе и на стадии проектирования, обязан знать Кодекс досконально. Градостроительная деятельность – показатель развития всей страны, поэтому безопасность ее проведения напрямую зависит от уровня знаний.

На территории РФ ГрК 2020 напрямую устанавливает порядок строительства городов и является главным регулирующим документом, поэтому другие правила и уставы должны с ним соотноситься. Именно он устанавливает качество и правильность возводимых застроек, одновременно принимая во внимание сохранность экологии, объектов составляющих культурное наследие, при этом учитывая и иные условия.

Скачать полную версию

Детально ознакомиться с нововведениями можно скачав последнюю редакцию Гражданского кодекса 2020 года с комментариями пройдя по ссылке.

С каких глав состоит

Как и другие Кодексы Градостроительный 2020 года строго разграничен. Его структура поделена на части, главы и т.д. Таким образом, новая редакция содержит 9 глав:

  1. Глава рассматривает и дает основные определения, указывает принципы, на которых строятся отношения регулируемые Кодексом.
  2. Уточняет объем полномочий, который предоставляется органом различного уровня в градостроительной отрасли.
  • Детально прописывает основные правила и принципы, используемые в планировании территорий городов.
  1. Глава детализирует распределение зон для строительства и правила использования близлежащих земель.
  2. Совокупно рассматривает планировку территорий выделенных под строительство.
  3. Устанавливает порядок архитектурно-строительного проектирования и рассматривает основные положения при осуществлении работ по реконструкции ряда строительных объектов.
  • Определяет порядок и механизм информационного обеспечения и взаимодействия всех сторон участвующих в строительном процессе.
  • Уточняет виды ответственности и особенности применения наказаний за несоблюдение и пренебрежение правилами градостроения.
  1. Глава посвящена особенностям градостроительства на территории Москва и Санкт-Петербурга.

Видео: Изменения

Комментарии к статьям

Комментарий к Градостроительному кодексу позволяет гражданам, не будучи квалифицированными юристами, не только понимать, но и пользоваться нормами документа.

Таким образом, лица будь то сотрудники местных исполнительных органов и ведомств, выполняющие обязанности, связанные с изучением и выдачей технической документации на строительство и осуществлением функций контроля за соблюдением действующих положений, как и проектировщики (застройщики) независимо от уровня строительной организации имеют единый инструмент для правильного понимания статей КрК РФ.

Посредством комментариев в более простой форме раскрывается суть правовых норм. Благодаря пояснениям из ряда других актов из смежных отношений способствуют глубокому пониманию сути освещаемого вопроса.

Ст. 51

Данная часть Градостроительного кодекса поясняет, каким образом и где возможно получить разрешение необходимое для строительства – документ, который предоставляет право застройщику выполнять указанные работы на заданной территории. Проектная документация проходит процесс анализа на соответствие нормам действующего законодательства.

Получив разрешение, застройщик вправе проводить не только строительство, но и реконструкцию, работы по капитальному ремонту или выполнять перепланировку объекта. Также в Кодексе прописаны случаи, когда разрешение вовсе не обязательно.

В соответствии с законом, нормами ГрК и Гражданского кодекса, застройщик обязан выполнять все требования относящиеся к строительству.

Ст. 48

Законодатель в содержании данной статьи указал основы, которые составляют правовой институт по части архитектурно-строительного проектирования, где предоставляются:

  • определения ч. ч. 1 – 4 относительно способов проведения двух видов архитектурно-строительного проектирования, а также их назначения и содержания, трех видов документов требуемых предоставить, если в соответствии с договором подготовку проектной документации выполняют ЮЛ и физлица;
  • обозначения касательно двух видов субъектов из области архитектурно-строительного проектирования, прописываются их полномочия, устанавливается запрет на требование согласовывать документацию, которая не предусмотрена в действующем Кодексе;
  • регламентация требований предусмотренных в ч. 5.1 предусмотренных в вопросе о выполнении работ, которые входят Перечень видов по инженерным изысканиям, а также в вопросы по подготовке требуемой проектной документации для реконструкции или строительства, затрагивающие капитальный ремонт. Кроме этого орган местного самоуправления получил обязанность предоставлять для строительства земельный участок из числа государственной или муниципальной собственности;
  • установление ряда характерных особенностей (ч. 5.2) при выполнении работ по договору связанных с подготовкой комплекса проектной документации, порядок определения ряда технических условий и его предоставления, устанавливается плата за услуги подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ст. 49

В данной статье дается определение, регламентация по теме проведения государственной экспертизы связанной с проектной документацией.

Законодатель указал правовые основы, которые необходимо соблюдать в ходе инженерных изысканий и назначении государственной экологической экспертизы касающихся строительства или реконструкции, выполняя капитальный ремонт в ряде территорий:

  • исключительная экономическая зона РФ;
  • внутренние или территориальные воды морей РФ;
  • континентальный шельф;
  • особо охраняемые территории природные (заповедники, заказники).

Ст. 52

Законодатель в комментариях к статье определил круг, составляющий основы всех процессов, от которых напрямую зависит ход строительства, процесс реконструкции либо работы в связи с капитальным ремонтом. Сюда включено определение относительно правовых норм, которые регулируют работы строительства, реконструкции и собственно капитального ремонта.

Помимо этого в ч.3 статьи дается регламентация требований предъявляемых к числу лиц осуществляющие строительно-ремонтные работы, определяется их круг полномочий и обязанностей.

По ч. 3.1 лица, которые планируют осуществлять строительную деятельность обязаны получить свидетельство в саморегулируемой организации о допуске к работам по оказанию строительных услуг.

Ст. 55

Статья устанавливает для застройщика необходимость обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением для получения разрешения, которое обязательно для ввода объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются документы устанавливающие право на земельный участок и градостроительный план, относящийся к нему.

Отсутствие у застройщика данных документов, согласно части шестой, ровно, как и несоответствие возводимого объекта капитального строительства, действующим требованиям градостроительного плана становится основанием отказать в выдаче разрешения, которое требуется для ввода в эксплуатацию.

Вторая часть статьи освещает ситуации, когда упомянутые нормы Кодекса не используют:

  • до момента, когда Правительство РФ примет градостроительный план, касающийся земельного участка;
  • разрешение на строительные работы по возведению данного объекта выдавалось до момента, когда в действие был введен настоящий Кодекс.

В третьей части определена необходимость создания органами местного самоуправления специальных комиссий, в функции которых входит разработка правил в части землепользования и застройки. Помимо этого до утверждения указанных правил, они могут принимать решения о необходимости изменения, в зависимости от условий, одного вида, который был разрешен для использования участка земли и объекта капитального строительства на другой.

Помимо этого, в статье указаны полномочия Правительства РФ, с правом дополнять и утверждать иной перечень документов, требуемый для получения разрешения, чтобы ввести построенный объект в эксплуатацию.

Целью данной процедуры является получение в максимально полный объем сведений, чтобы поставить на государственный учет объект капитального строительства.

Кроме этого устанавливается запрет требовать иные документы, для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо тех, что указаны в этой статье.

Статья 55 указывает и законное право застройщика оспорить отказ, полученный на заявление о выдаче разрешения.

Ст. 47

ГрК РФ в статье 47 указывает необходимые инженерные взыскания, которые требуется производить для подготовки соответствующей проектной документации и строительства. Кроме того данный этап выполняется и на стадии реконструкции объектов капитального строительства.

Подготовка всей проектной документации, включая само строительство (реконструкцию), не допускается без прохождения этапа инженерных изысканий.

В статье отмечается, что по действующему ГрК не требуется быть членом различного рода саморегулирующих организаций в части производимых инженерных взысканий:

  • унитарных предприятий, государственных и муниципальных, включая казенные, в случае подписания ими договоров подряда с органами исполнительной власти РФ для выполнения ими комплекса требуемых инженерных изысканий;
  • коммерческих организаций, в случае заключения договора подряда для проведения работ по инженерным изысканиям, в чьем капитале более 50% занимает доля, принадлежащая государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • юр. лиц, учредителями которых являются публично-правовые образования (за исключением тех, что упомянуты в п. 1 ст. 47) в случае достижения соглашения по договору подряда, основу которого составляет услуга на выполнение инженерных изысканий;
  • юр. лиц, 50% устава которых составляет капитал из числа публично-правовых образований, в случае, когда данные юридические лица заключили договор, главная задача которого состоит в выполнении спектра требуемых инженерных изысканий.

Новая редакция Градостроительного кодекса, вступившая в силу в июне в 2020 года, уточнила ряд обязанностей лиц, в чьей компетенции находятся вопросы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений. Помимо этого в документе детально прописаны вопросы в отношении обустройства прилегающих территорий.

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2021 года

Новая редакция Градостроительного кодекса вступила в силу 1 января 2021 года. Законодатели изменили порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и утверждения проекта правил землепользования и застройки.

Редакцию Градостроительного кодекса РФ с 01.01.2021 изменил федеральный закон №505-ФЗ от 30.12.2020, вступивший в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Его нормами уточнен порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.

Получение разрешения на ввод в эксплуатацию

Новой редакцией статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию необходимо представить:

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Проект правил землепользования и застройки

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Статья 31 ГрК РФ дополнена новой частью 8.4 следующего содержания:

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

  • Статья 55 Градостроительного кодекса РФ. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  • Статья 25 Градостроительного кодекса РФ. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
  • Статья 31 Градостроительного кодекса РФ. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
  • Статья 32 Градостроительного кодекса РФ. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Способы проверки больничного листа на подлинность

Больничный лист относится к документам строгой отчетности. На его основании выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Изначально средства предоставляются работодателем. Расходы компенсируются за счет средств ФСС.

Почему так важно проверять больничный лист на подлинность?

Средства из ФСС можно получить только в том случае, если больничный лист является подлинным. Если же документ поддельный, расходы работодателя компенсированы не будут. То есть это убытки компании.

Работодатель должен следить за соблюдением трудовой дисциплины. Как правило, больничные подделываются в виду того, что сотрудник желает организовать себе дополнительные дни отдыха. Задача руководителя – пресечение фактических прогулов. Именно для недопущения убытков и восстановления трудовой дисциплины необходимо проверять подлинность предоставленного документа.

Откуда появляются поддельные больничные листы?

Для того чтобы выявить поддельный документ, работодатель должен знать, что подделка больничных имеет место. Более того, это достаточно распространенное правонарушение. Существуют два пути получения неподлинных документов:

  • Их приобретение в специализированной компании. Существуют фирмы, которые занимаются подделкой документов и предоставляют соответствующие услуги.
  • Взятка врачу. Человек может предложить деньги медицинскому сотруднику за предоставление больничного при отсутствии оснований для его выдачи.

Вторая ситуация крайне редка. Связано это с тем, что врачи знают о своей ответственности за подлог и не идут на правонарушение. Однако если все-таки взятку дать удалось, выявить подделку практически невозможно.

Внешние признаки поддельного больничного листа

Существует много способов проверки поддельности документа, однако их использование подразумевает приложение некоторых усилий. Поэтому первым шагом руководителя должен быть осмотр больничного листа. По ряду внешних признаков можно определить, является ли он подделкой:

  • Цвет. Середина подлинного документа является голубоватой. Края его более темные, с оттенком фиолетового. Строки, в которые заносятся все данные о больном, имеют немного желтый оттенок. Поддельная бумага, как правило, отличается или более бледной, или более яркой расцветкой. Строки для внесения информации имеют белый цвет.
  • Бумага. Бумага оригинального документа довольно плотная, шероховатая. Она похожа на бумагу, на которой печатаются денежные купюры. При встряхивании ее слышен характерный шелест. Поддельный больничный лист печатается на более тонкой и гладкой бумаге.
  • Поверхность. На бумаге присутствует фоновая сетка. Нет ее только на поле, в которое врач ставит свою подпись. Документ создается с применением нескольких видов защитных волокон: синие (более яркие), розовые и зеленые (тусклые). Под ультрафиолетовой лампой явственно видны все волокна. На документе, который не является подлинным, фоновой сетки нет. Волокна его одного оттенка, что особенно заметно под ультрафиолетом.
  • Штрихкоды и микротексты. В правом верхнем углу присутствует штрихкод с 12 символами. Поле, на котором врач ставит свою подпись, подчеркнуто микротекстом. Он также присутствует на полях для подписи руководителя и главбуха. Разглядеть микротекст можно под увеличительным стеклом. На поддельном листе присутствует только линия для подчеркивания. На настоящем документе может отсутствовать бинарный код. Это не может считаться признаком подделки.
  • Номер бланка. Основной способ определения подлога – код бланка. На настоящем документе он прощупывается, так как выполнен типографским методом. Гладкость номера должна вызвать подозрения.
  • Водяные знаки. Лист нужно посмотреть на просвет. На нем должны быть водяные знаки: логотип ФСС, полная расшифровка аббревиатуры, а также две штуки колосьев. На поддельном документе водяных знаков или нет вовсе, или они различаются по внешнему виду.
  • Проверка с помощью специального оборудования. Для проверки можно использовать обычный детектор подлинности денежных средств. Под ультрафиолетом голубые и желтые цвета на бланке становятся зелеными и красными. Текст же различить становится невозможно. Если текст под ультрафиолетом остается, это явный признак подлога.
  • Ошибки в разделах. К примеру, название медицинского учреждения и его адрес указаны неверно. Также прописано ФИО врача, который не работает в указанной поликлинике.

ВАЖНО! Работодателю рекомендуется взять подлинный больничный лист и сравнить его с представленным документом.

Способы проверки подлинности документа

Проверить подлинность больничного листа можно следующими способами:

  • По идентификационному номеру через ФСС. Работодатель может проверить подлинность кода путем направления заявления в ФСС. Проанализировать наличие подлога можно по 9 порядковым цифрам и 3 числам штрих-кода. В заявлении нужно указать ФИО сотрудника, название медицинского учреждения. Отправляется оно заказным письмом. Запрос рассматривается на протяжении 1-2 недель. Ответ направляется работодателю в письменной форме.
  • Через медицинское учреждение. Заявление составляется на бланке работодателя. Запрос отправляется в медицинское учреждение, которое выдало больничный лист. Существуют учреждения-исключения, в которые запросы не отправляются: скорая помощь, санатории, станции переливания крови. Наличие подлога выполняется в соответствии с Приказом Минздрава №134н.
  • Через интернет. Нужно зайти на сайт ФСС в раздел «Информация для работодателя». В нем содержатся данные о номерах похищенных больничных бланков. Нужно иметь в виду, что информация поступает на сайт с запозданием 1-2 месяца.
  • Служба безопасности. На крупных предприятиях, как правило, есть служба безопасности. Поручить проверку через ФСС или другие органы можно ей.

Самый простой способ проверки – изучение внешних признаков. Получение информации через официальные органы требует затрат большого количества времени.

Ответственность за подлог

На работника за подлог документа строгой отчетности накладывается дисциплинарное взыскание. Также предусмотрена уголовная ответственность. Вменяется она на основании иска от работодателя или ФСС. В иске нужно сослаться на статью 327 УК РФ. Если сотрудник получил пособие по временной нетрудоспособности, то ему также может вменяться статья 159.2 УК РФ (мошенничество). На сотрудника может быть наложена следующая ответственность:

  • До 3 лет лишения свободы.
  • Штраф в размере до 120 000 рублей.
  • Исправительные работы.

Работодатель при подаче иска оплачивает все экспертизы по установлению подлинности документа. Если факт подлога будет доказан, с сотрудника можно затребовать компенсацию трат в соответствующем объеме.

К СВЕДЕНИЮ! Несмотря на распространенность подделки документов, факт их подлинности проверяется крайне редко. Связано это с трудоемкостью процедуры. При обращении в официальные органы придется ожидать ответа от нескольких недель до нескольких месяцев. Поэтому проверку больничного листа имеет смысл производить только в том случае, если присутствуют серьезные подозрения в подлоге.

Читайте также:  Как добиться выплаты задолженности по алиментам от бывшего мужа
Ссылка на основную публикацию