Минэкономразвития предложило свои идеи для банкротства граждан по экономичной процедуре

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России

Минэкономразвития завершило работу над поправками в закон о банкротстве. Комплексные изменения должны сделать банкротство цивилизованным способом возврата долгов и спасения честного бизнеса, рассчитывают в ведомстве. Текст законопроекта опубликован на портале раскрытия нормативно-правовых актов, его вступление в силу предполагается с 2021 года.

Большинство банкротств в России — контролируемые, заявляла Федеральная налоговая служба (ФНС). Желающие избавиться от долгов недобросовестные предприниматели, назначая «своих» арбитражных управляющих, затягивают процедуры банкротства, включают в реестр требований аффилированных кредиторов и прячут активы.

«Минэкономразвития подготовило фундаментальные изменения всего института банкротства. Если они будут приняты, то банкротства в нашей стране изменятся кардинально», — сказал журналистам замминистра экономического развития Илья Торосов на презентации законопроекта, передал корреспондент РБК.

Количество банкротств предприятий в России постоянно растет, за последние восемь лет оно удвоилось. В 68% случаев кредиторы ничего не получают, а в 37% предприятия входят в процедуры банкротства уже без активов, говорят в Минэкономразвития. Ранее ФНС оценивала, что без активов в процедуру банкротства входят 70% компаний. В результате кредиторам возвращается только 5% задолженности.

Новая процедура реструктуризации

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов. Если большинством голосов кредиторы приняли решение, что это возможно, должник должен предоставить план по реструктуризации. У кредиторов будет возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  • период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
  • срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
  • обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.

Это позволит исключить «вечных банкротов», которые продолжают по пять—десять лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по долгам, пояснил Торосов.

Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность такой сделки — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.

Сейчас редкое банкротство укладывается в два года, отмечает партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов. Для изменения ситуации с контролируемыми банкротствами, по его словам, «нужно «ускорить» правосудие в части рассмотрения споров о признании сделок недействительными, а также реформировать исполнительное производство — ввести институт частных приставов». Тогда появится возможность привлекать ответственных за банкротство лиц к субсидиарной ответственности, поясняет адвокат.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Ускорение торгов благодаря «качелям»

Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%. Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

  • Введение англо-голландского аукциона позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие. Минэкономразвития предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Только три из восьми отобранных площадок имеют банкротные секции, рассказал РБК председатель совета национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» Игорь Сорокин. По его мнению, действующая система из 48 площадок прозрачна, 90% из них работают на рынке более шести-восьми лет, а фантомные площадки-однодневки исчезли с 2016 года после обязательного требования состоять в СРО. «Чем мотивирован отказ от действующей системы, нам не поясняют», — отметил Сорокин.

Маркетплейс с имуществом банкротов

Из-за низкого спроса и конкуренции на торгах в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности. Процедура сложна для потенциальных покупателей; понимают, как купить имущество при банкротстве, только специалисты, пояснял ранее РБК замглавы ФНС Константин Чекмышев.

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техзадание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы, уточнил Торосов.

«Маркетплейс для банкротств — прорывная идея, которая действительно поможет сдвинуть рынок с места и запустить продажи на качественно новую орбиту», — считает адвокат Сергей Кислов.

Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа.

Минэкономразвития вновь предлагает ввести упрощенное банкротство граждан

28 декабря 2018 г. Министерство экономического развития сообщило о подготовке проекта изменений в Закон о несостоятельности в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан.

В пояснительной записке к проекту указано, что вступившие в силу с 1 октября 2015 г. нормы закона, регулирующие процедуры банкротства физических лиц, оказались недоступны для значительного числа должников, находящихся в затруднительном материальном положении. В этой связи Минэкономразвития России – разработчик проекта – предложило предусмотреть в законе упрощенную процедуру банкротства физлиц, которая позволит расширить практику применения гражданами данного института и повысить его доступность.

Повторное появление законопроекта

Это не первая попытка Минэкономразвития по введению такой новеллы в Закон о банкротстве. Впервые аналогичный проект был представлен на обсуждение в сентябре 2016 г. и затем неоднократно подвергался корректировкам по итогам экспертных оценок.

Однако в конце 2017 г. работа над законопроектом была приостановлена. Последняя редакция документа на тот момент, в частности, предполагала малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства без привлечения финансового управляющего.

Как писала «АГ», тогда Федеральная палата адвокатов представила правовую позицию, в которой, поддержав концепцию разрабатываемого законопроекта, предложила внести в него изменения, ограничив круг возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими. Также ФПА указывала, что судебное представительство несостоятельных граждан должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.

Стоит отметить, что на момент подготовки этого материала в паспорте проекта 2016 г. была размещена новая версия документа, а сам он переведен в статус публичного обсуждения. Текущая версия документа значительно отличается от последней редакции, представленной в том числе для оценки ФПА.

В Федеральной палате адвокатов «АГ» сообщили, что новый законопроект также будет изучен и на него будет представлена правовая позиция: «Обсуждаемая сегодня законодательная инициатива касается законных прав и интересов граждан, поэтому адвокатское сообщество не может оставаться в стороне и примет участие в ее обсуждении».

Основные положения

В частности, как следует из проекта, упрощенная процедура банкротства может быть применима только к гражданам, общий размер долга которых составляет от 50 тыс. до 700 тыс. руб. Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть подано как самим должником, так и кредитором – если его требования составляют от 500 тыс. до 700 тыс. руб. и не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Арбитражный суд отказывает во введении общей процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, при наличии любого из следующих обстоятельств: заявитель либо СРО арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего; отсутствие средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедуры.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре рассматривается в течение 5 рабочих дней после даты отказа в удовлетворении последнего из заявлений о признании должника банкротом по общей процедуре, а при отсутствии таких заявлений – в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

При этом решение о признании должника банкротом и введении упрощенной процедуры может быть принято без вызова сторон и без проведения судебного заседания. По ходатайству должника или кредитора либо по инициативе суда заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть рассмотрено в судебном заседании, в котором вправе участвовать как гражданин, так и его кредиторы.

Вынося решение о признании должника банкротом по упрощенной процедуре, суд вправе на основании имеющихся в деле доказательств определить максимальный размер исключаемой из конкурсной массы суммы ежемесячных расходов гражданина (с учетом лиц, находящихся на его иждивении), разъяснив при этом должнику, что тот не вправе распоряжаться иным своим имуществом, входящим в конкурсную массу. При этом лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством об изменении указанного размера.

Копия решения о признании должника банкротом по упрощенной процедуре направляется судом должнику, а также кредиторам, сведения о которых указаны в списке кредиторов. Копии остальных судебных актов, принимаемых в рамках упрощенной процедуры банкротства, направляются при наличии письменного ходатайства.

Решение суда о введении упрощенной процедуры банкротства обжалуется в общем порядке. Прочие судебные акты, принятые в рамках этой процедуры, могут быть обжалованы в течение 14 календарных дней со дня принятия. Принятые в таких случаях судом апелляционной инстанции судебные акты обжалованию в кассацию не подлежат.

Проект также предусматривает, что при упрощенной процедуре банкротства собрание кредиторов проводить не обязательно – оно может быть проведено по инициативе должника, кредиторов или финансового управляющего. Если собрание инициирует кредитор, он несет расходы на его подготовку и проведение.

На финансового управляющего возлагаются обязанности по ведению реестра требований кредиторов и соблюдению порядка удовлетворения этих требований, опубликованию сведений в установленном порядке, а также подготовке и направлению в суд отчета о результатах проведения процедуры банкротства. Он также вправе принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества гражданина-должника за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле лиц. Кроме того, в ряде случаев финансовый управляющий обязан проводить опись, оценку и (или) продажу имущества должника.

Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации – другие его счета подлежат закрытию по мере обнаружения, а остатки денежных средств на них перечисляются на основной счет.

Если в ходе упрощенной процедуры банкротства в собственность должника поступит имущество либо существенно возрастут его доходы, он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом суд, финансового управляющего и прочих лиц, участвующих в деле.

Читайте также:  Западная Двина - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Не ранее истечения срока для предъявления требований кредиторов, но не позднее окончания срока предъявления возражений на них гражданин (или финансовый управляющий – в случае возложения на него таких полномочий) обязан направить в суд, а также участвующим в деле лицам предложения о порядке продажи имущества либо уведомить их об отсутствии в составе конкурсной массы имущества, которое может быть продано.

При обнаружении по истечении указанного срока имущества финансовым управляющим либо кредиторами они вправе представить свои предложения о порядке его продажи с указанием перечня имущества и его цены: начальной, если предусмотрены торги, либо минимальной – при прямой продаже.

В случае удовлетворения ходатайства на продажу имущества должника с торгов расходы несет заявитель, и торги проводятся финансовым управляющим или организатором аукциона. Возражения против предложенного порядка продажи имущества, в том числе стартовой и (или) минимальной цены, должны быть направлены в течение 15 рабочих дней с даты получения предложений о порядке продажи. Соответствующее определение суда может быть обжаловано. Заявление об оспаривании сделки гражданина может подать кредитор, независимо от размера его требований, а также финансовый управляющий.

Проект предусматривает основания перехода из упрощенной процедуры банкротства гражданина к общей. Это может произойти при выявлении существенного несоответствия размера долга условиям применения упрощенной процедуры, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с заявлением, ко дню введения процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре. Иной причиной может стать обнаружение или поступление в ходе упрощенной процедуры в собственность гражданина имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.

Если должник скрывал активы или совершал иные неправомерные действия (например, декларировал соответствие требованиям, необходимым для применения упрощенной процедуры, в то время как реально он им не соответствовал), определение о завершении процедуры может быть пересмотрено, а требования кредиторов в непогашенной части – восстановлены.

Оценка экспертов в сфере банкротства

Комментируя законопроект, партнер АБ «Юрлов и Партнеры» Кирилл Горбатов отметил, что он обсуждается экспертами с 2015 г., причем его начальный вариант существенно отличался от нынешнего.

Так, подчеркнул эксперт, один из самых дискуссионных вопросов тогда состоял в обсуждении необходимости участия финансового управляющего в рамках упрощенной процедуры граждан. В итоговом варианте его участие все же предусмотрено, хотя спектр его действий существенно ограничен.

«Основной замысел состоит в том, что финансовый управляющий будет осуществлять какие-либо дополнительные действия (поиск имущества должника, проведение собраний, реализация имущества) лишь при инициативе кого-либо из кредиторов и при условии, что тот готов финансировать эти мероприятия. Таким образом, время на проведение процедуры банкротства значительно сокращается, поскольку управляющий не проводит формальных, не имеющих в определенных случаях смысла процедур, однако при этом у кредиторов сохраняется возможность с помощью финансового управляющего получать дополнительную информацию об имуществе, о сделках должника с целью определять перспективность того или иного процессуального действия в рамках банкротства», – отметил он. По мнению Кирилла Горбатова, принятие поправок должно обеспечить доступ большего числа граждан (потенциальных банкротов) к процедуре банкротства за счет ее сокращения и удешевления.

Адвокат АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов отметил, что, введя в 2015 г. положения, касающиеся несостоятельности (банкротства) физлиц, государство фактически предоставило гражданам, оказавшимся в крайне затруднительном материальном положении, возможность «обнулить» свою финансовую историю и начать жизнь, что называется, с чистого листа. «Неудивительно, что количественные показатели данной категории дел стали увеличиваться в геометрической прогрессии», – подчеркнул он.

Эксперт добавил, что проект поправок о введении упрощенной процедуры является закономерным развитием института банкротства граждан и направлен, с одной стороны, на повышение доступности для должников, с другой – на значительное снижение финансовых, организационных и временных затрат по реализации процедур банкротства арбитражными судами, финансовыми управляющими, кредиторами и должниками. «Подобные изменения, несомненно, следует признать положительными, однако вопрос их реальной эффективности лежит исключительно в плоскости правоприменения. Уверен, что время и практика все расставят на свои места», – резюмировал адвокат.

Директор департамента корпоративного права юридической фирмы «РКТ» Елена Кравцова также в целом положительно оценила законопроект. «Общая процедура банкротства является достаточно громоздкой, арбитражный управляющий обязан совершать множество строго регламентированных действий (публикации, уведомления кредиторов, отчеты и проведение собраний, розыск имущества и т. д.), не считая судебных заседаний в рамках процедуры и обособленных споров», – пояснила она.

Эксперт отметила, что в настоящее время расходы на проведение процедуры банкротства должника могут составлять от 100 до 300 тыс. руб., при этом значительной статьей расходов являются сопровождающие процедуру многочисленные публикации в официальных изданиях, касающихся инвентаризации, оценки и продажи имущества должника (публикации о торгах).

По мнению Елены Кравцовой, проект существенно удешевляет процедуру банкротства в связи с упрощением порядка рассмотрения требований кредиторов, отсутствия необходимости многих публикаций, а также упрощения порядка продажи имущества. Она не усмотрела в проекте нарушения прав кредиторов, поскольку при предоставлении финансирования они могут потребовать проведения финансового анализа и основательного розыска имущества должника с целью установления обстоятельств банкротства. Эксперт полагает, что возложение бремени расходов на кредиторов также будет способствовать взвешенному подходу к применению данных институтов.

При этом Елена Кравцова полагает, что принятие проекта в нынешней редакции вряд ли существенно повлияет на количество процедур, поскольку при расчете стоимости имущества должника также учитывается стоимость единственного жилья, что не позволит использовать упрощенный порядок банкротства.

У управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова проект вызвал смешанные чувства. «С одной стороны, необходимо положительно оценить усилия Минэкономразвития России по стремлению максимально в теории упросить процедуру банкротства и приспособить ее для списания долгов с граждан, попавших в настолько тяжелое финансовое состояние, что они не в состоянии оплатить расходы по обычной процедуре банкротства, – пояснил он. – С другой стороны, не вижу практического решения поставленной задачи при оставлении в схеме упрощенного банкротства фигуры арбитражного управляющего без обеспечения надлежащего финансирования его работы».

По мнению адвоката, проблема недостаточно эффективной работы закона связана ни с недостаточностью денег у среднего должника для оплаты расходов в деле о банкротстве, а с тем, что финансовые управляющие не заинтересованы заниматься банкротством граждан за 25 тыс. руб. за процедуру. Эксперт считает: при понимании, что у Минэкономразвития не было возможности получить недостающее финансирование за счет средств бюджета, а у должников этих средств нет, в проекте была предпринята попытка подступиться к проблеме одновременно со всех сторон: уменьшить объем необходимой работы для управляющего и переложить финансирование дополнительной необязательной работы на тех кредиторов, кто ставит перед управляющим соответствующие задачи или препятствует ему в реализации базовых мероприятий, предусмотренных упрощенной процедурой. По мнению эксперта, в теории это призвано сделать упрощенную процедуру менее трудозатратной для управляющего.

Сергей Егоров также отметил, что претензии вызывают «пределы упрощения» упрощенной процедуры банкротства. «Полагаю, что проект не содержит достаточной определенности во многих нормах. Соглашусь, что процедуру реструктуризации задолженности для проведения упрощенной процедуры можно безболезненно исключить, так как и в общих процедурах банкротства она приводит только к нерациональному увеличению сроков и расходов. Однако как на практике будет применяться норма, например, предлагающая должнику в свободной форме набросать заявление о своем банкротстве, которое затем предлагается рассмотреть арбитражному суду то ли в судебном заседании, то ли без проведения такового – по усмотрению суда? – задается вопросом эксперт. – При этом внятные критерии такого усмотрения не сформулированы».

В целом, полагает адвокат, в текущем виде законопроект представляется «сырым» и нуждающимся в доработке.

Право списание

“Банкротство – это цивилизованный способ высвободиться от бремени безнадежных долгов и начать новую жизнь. Процедура не должна быть обременительной и дорогостоящей для людей с низким уровнем дохода”, – подчеркнул Илья Торосов.

Законопроект предусматривает два типа процедур: судебную и внесудебную. Судебное банкротство сможет инициировать как сам должник, так и кредитор. Гражданин при подаче заявления должен подтвердить, что соответствует определенным критериям. Общий размер его долга – от 50 до 700 тысяч рублей (в течение последних 6 месяцев перед подачей заявления возникло не более четверти долга). В течение последнего года человек не совершал безвозмездные сделки по отчуждению имущества стоимостью более 200 тысяч рублей и не было продавал его дороже 2 млн рублей. При этом общая стоимость его имущества, исключая то, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственное жилье, на момент подачи заявки не превышает 500 тысяч рублей. Претендент на банкротство не должен менять фамилию в течение 6 месяцев до подачи заявления, а также иметь неснятую судимость.

Кредитор может инициировать банкротство, если долг составляет от 500 до 700 тысяч рублей и просрочен более 3 месяцев

Решение о признании гражданина банкротом и о реализации имущества по упрощенной процедуре может быть принято арбитражным судом без вызова сторон и без проведения судебного заседания в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления. Если у него обнаружатся активы стоимостью более 500 тысяч рублей (или он получит их), то на основании ходатайства участвующих в деле лиц может быть осуществлен переход в процедуру банкротства по общим правилам.

Если процедуру запускает сам должник, участие в деле арбитражного управляющего необязательно. В случае его утверждения по инициативе кредиторов на него возлагается ограниченный круг обязанностей, в том числе ведение реестра требований кредиторов, удовлетворение требований кредиторов, подготовка отчета, в некоторых случаях также проведение описи, оценки и продажи имущества. Если арбитражный управляющий не утвержден, то имущество реализуется самим гражданином.

Процедуру внесудебного банкротства можно будет проводить по заявлению неплатежеспособного гражданина, если в отношении него не введена иная процедура и в случае отсутствия у него имущества.

Начало проведения такой процедуры влечет прекращение начисления процентов по всем обязательствам, одновременно, и гражданин теряет право получать займы, кредиты, выдавать поручительства. Если во время процедуры обнаружится поступление в его собственность имущества, то дело может быть продолжено в общем или упрощенном порядке.

По истечении одного года внесудебное банкротство завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

В законопроекте прописан четкий порядок финансирования процедур внесудебного банкротства граждан.

Каждая саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих создает фонд поддержки внесудебного банкротства граждан. Он формируется в соответствии с правилами, утверждаемыми саморегулируемой организацией, в том числе за счет ежегодных взносов ее членов. Размер фонда – не менее 500 тыс. рублей. При расходовании средств, фонд должен быть пополнен в течение трех месяцев.

Выплаты арбитражным управляющим из фонда производятся согласно правилам, утверждаемым самой саморегулируемой организацией. Вознаграждение арбитражного управляющего за рассмотрение заявления гражданина составляет 3 тысячи рублей, а за осуществление полномочий в ходе процедуры – 2 тысячи рублей (если иной размер не установлен правилами саморегулируемой организации арбитражных управляющих). Кредитор может заключить с АУ соглашение о вознаграждении и оплате расходов.

Руководитель проекта “Федресурс” Алексей Юхнин:

– Рождение процедуры банкротства физлиц, в том виде, в котором она есть сейчас, происходило долго, трудно, с большим количеством обсуждений, и результат на тот момент был приемлемым. На данный момент стало понятно, что есть значительная часть граждан, которым банкротство необходимо (не могут платить по своим даже небольшим долгам), но недоступно (поскольку дорого и трудно). При этом такие граждане не имеют имущества, а их доходы весьма незначительны. Соответственно, для таких людей должны существовать правила недорогого и необременительного списания долгов. Да и в целом процедура должна быть оптимизирована для всех граждан.

Сегодня это особенно актуально. Доступная для граждан процедура банкротства призвана снизить социальную напряженность. У людей появится возможность в текущих непростых условиях решить проблему просроченного долга в цивилизованной форме. Если будет введен мораторий на банкротство компаний, суды смогут сосредоточиться на делах в отношении граждан. Вопрос, смогут ли саморегулируемые организации арбитражных управляющих финансировать процедуры, в условиях все того же моратория на банкротство компаний, приносящего управляющим доход. Поэтому, на мой взгляд, на текущем этапе более жизнеспособна процедура, не требующая затрат СРО, и с минимальным участием арбитражного управляющего.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Реформе банкротства придется доказать свою состоятельность

Законопроект о банкротстве стал едва ли не самым заметным событием недели. Работа по нему будет ускорена, сказал «Эксперту Online» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.. В ходе этой работы важно учесть мнение экспертов и деловых кругов, оценивающих документ критически

О серьезных изменениях процедур банкротства в рамках нового законопроекта заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В Госдуму проект официально еще не поступил, но его концепцию профильный комитет поддерживает. «Тема банкротства обсуждалась на этой неделе президентом на встрече с правительством. Потом подробные разъяснения дал Андрей Рэмович Белоусов. Продолжается и будет ускорена работа по соответствующему законопроекту», — сказал «Эксперту Online» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В итоге изменений юрлица будут проходить процедуры банкротства примерно по той же схеме, по которой банкротятся простые граждане, серьезные перемены затронут институт арбитражных управляющих. Говоря о необходимости реформы института банкротства как таковой, ряд экспертов оценивает законопроект критически. По их мнению, призванный сохранять жизнеспособные предприятия, новый документ может не справиться с этой задачей, а то и ухудшить условия ее решения.

Три главных новшества

Андрей Белоусов 10 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» после совещания президента Владимира Путина с членами правительства РФ, на котором обсуждалась тема совершенствования института банкротства, назвал основные новеллы готовящегося законопроекта.
«Во-первых, это оптимизация самих процедур банкротства. У нас вместо пяти теперь будет две процедуры. Причём, акцент будет делаться не на ликвидацию предприятий, а на реабилитацию. То есть, на процедуру погашения долгов», — сказал Белоусов.

Согласно проекту закона, вместо действующих ныне процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления останутся только две: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация).

Читайте также:  Список отделов ПФР Кашинский городской округ, Тверская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

По словам первого вице-премьера, в России должен появиться совершенно новый механизм отбора арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор, и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и, при этом, не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — отметил Андрей Белоусов.

Третья новелла, по его словам, касается существенного повышения роли саморегулируемых организаций, членами которых являются арбитражные управляющие. «Эти организации сейчас фактически никакой ответственности за арбитражных управляющих не несут. Теперь они будут отвечать не только деньгами, но и по результатам деятельности самих этих арбитражных управляющих. Вводятся дополнительные требования, повышенные требования, к использованию компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций», — подчеркнул он.

В качестве причин необходимости скорого принятия законодательных поправок указывается также то, что кредиторы в рамках дел о несостоятельности в 2020 году не получили около 3 трлн рублей, которые им причитались, а так называемые квазирейдеры эксплуатируют пробелы в законодательстве.

Документом предусмотрены глобальные изменения процедур банкротства, усиление ответственности арбитражных управляющих и независимости их отбора, процедуры торгов по реализации имущества и другие.

Реформа-то созрела

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.

Дела давно минувших лет

Законодательство о банкротстве сложилось в начале двухтысячных годов и с тех пор системно не менялось. «С тех пор было внесено очень много точечных изменений — более ста. Но системно оно не менялось. И, конечно, за 20 лет это законодательство безнадежно устарело», — напомнил накануне Андрей Белоусов.

Управляющий партнер «Зиневич и партнеры» Игорь Зиневич полагает, что реформа института арбитражных управляющих, представляет собой, по сути, «передел рынка, в котором теперь будут царить новые правила игры». Специалист пояснил, что от арбитражных управляющих зависит очень многое в исходе процедуры банкротства.

К примеру, во власти АУ сделать заключение о преднамеренном банкротстве должника. Или даже о его фиктивном банкротстве. А уже это «проекция к уголовно наказуемому деянию», указал Игорь Зиневич. В свою очередь кредиторы используют аналитическое заключение АУ в качестве доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении ответственных лиц.

Проще говоря, арбитражный управляющий всегда зависим от конкретного лица. При этом реформа предполагает по сути огосударствление данного института. «Конечно, независимого АУ встретить в России можно, но намного реже», — заметил Зиневич.

Затянувшаяся революция

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.

Реструктуризация долгов у граждан предполагает, что должник может договариваться с кредиторами о рассрочке исполнения обязательств, скажем, на три года по плану реструктуризации. И в течение трёх лет выполнять такой план. Если же кому-то за три года это не удается, то следующей процедурой является реализация имущества. И уже вот эта вторая процедура, уточняет Игорь Зиневич, совпадает с процедурой банкротства юрлиц, которая называется конкурсное производство.

«Не может быть». Поддержан

Ранее РСПП направил на имя начальника Государственно-правового управления Президента РФ Ларисы Брычевой своё заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (есть в распоряжении «Эксперт Online»).

«Законопроект в текущей редакции не может быть поддержан и требует существенной доработки с учетом следующего», — говорится в заключении РСПП. Из 22 пунктов можно выделить наиболее важные моменты, которые касаются института арбитражных управляющих (АУ), а также СРО (Саморегулируемых организаций), от которых они действуют.

По мнению РСПП, новшества законопроекта, подготовленного Минэкономики, «не только не улучшают действующее регулирование, но, напротив, нарушают баланс интересов должников и кредиторов, могут привести к увеличению количества злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц и в целом снизят эффективность процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Многие замечания экспертной группы РСПП затрагивают нововведения, которые касаются СРО и арбитражных управляющих (АУ). К примеру, сокращение минимального числа членов саморегулируемых организаций со 100 до 10 (или 20) человек, в зависимости от типа, фактически превратит этот институт в управляющие компании, которые будут действовать исключительно в интересах своих участников.

В документе также сказано и о «лишении статуса арбитражного управляющего на два года для арбитражных управляющих, состоявших в саморегулируемой организации в течение года до ее исключения из единого государственного реестра саморегулируемых организаций». Это «представляется необоснованным и ущемляющим права арбитражных управляющих».

Помимо этого, Союз промышленников и предпринимателей не устроило и исключение из законопроекта нормы о максимальном размере выплаты из компенсационного фонда СРО на возмещение убытков. Кроме того — порядок выбора арбитражного управляющего при помощи баллов.

А также — возможность выполнения функций АУ организациями, созданными рядом госкорпораций. Как следует из письма РСПП на имя помощника Президента РФ, «в соответствии со статьей 168.1 Закона о банкротстве в редакции Законопроекта полномочия арбитражного управляющего стратегических организаций могут также осуществляться учреждениями, созданными ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», опорным банком для оборонно-промышленного комплекса». В организации, объединяющей представителей крупнейшего частного бизнеса, не согласны с трактовкой статуса госкорпораций, по сути, наделяющей их преимуществом в вопросах банкротства.

По поводу критики новелл со стороны РСПП, депутат Николаев отметил, что «это входит в прямую обязанность представлять бизнес в органах власти и в обществе». «Но все их опасения почему-то связаны с реформированием института арбитражных управляющих. Однако всем уже давно понятно, что данный институт себя уже давно изжил, потому как единого сообщества арбитражных управляющих не существует», — отметил законотворец.

Вынужденное нововведение?

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.

С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.

«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Обратная сторона реформы

Негативные последствия принятия законопроекта могут негативно сказаться на защищённости бизнеса, уверен доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнулин.

Тут возникает два момента.

Первый. Сокращение процедур оздоровления существенно снижает вероятность выживания организации, попавшей под данную процедуру. Нарушается баланс между частным интересом кредиторов и интересом самой организации, деловая активность которой прекратится, следовательно, нарушается интерес ее поставщиков, потребителей, которые потеряют своего контрагента, нарушается интерес работников, которые потеряют при ликвидации организации свои рабочие места.

Второй. Сокращение минимальной планки членов СРО может привести к созданию «карманных», аффилированных СРО, используемых как инструмент для недобросовестной конкуренции, а также рейдерских захватов через процедуру банкротства.

Кроме того, по словам эксперта РУДН, нарушается публичный интерес государства, которое при увеличении доли ликвидированных в ходе банкротства предприятий недополучит налоговые поступления в бюджеты.

«Таким образом, данные предложения более выгодны кредиторам, так как упростят и сократят процедуры, предшествующие распродаже активов предприятий», — считает аналитик.

В общем и целом, все новеллы, связанные с отказом от лимита ответственности СРО и случайной выборкой АУ, на первый взгляд кажутся позитивными, но есть сомнения в их эффективной реализации на практике, беспокоятся опытные юристы.

Если размер взыскания превысит компенсационный фонд СРО, то остаётся без ответа вопрос, из какого источника он будет выплачен. Случайность выборки АУ также может стать полем для злоупотреблений, указывают судебные специалисты. Уже известно и о ряде других претензий, которые, вместе с перечисленными в письме РСПП, высказываются в предпринимательском сообществе. Это касается, например, сохранение и даже расширения применимости нынешних норм о субсидиарной ответственности в руководстве проходящих через банкротства компаний, побуждающих тех же АУ вводить в действие механизм такой ответственности вместо нормализации работы предприятия, и других аспектов.

По оценкам со стороны бизнеса, законопроект сохраняет и усиливает систему предпочтений интересов крупных кредиторов, включая те же госкорпорации, а также фискальных интересов, перед задачами сохранения работоспособных компаний, оказавшихся в трудном положении по причинам изменения конъюнктуры, хорошо известных трудностей доступа к финансированию, а также, в последнее время, из-за пандемии.

Законопроекту, не прошедшему еще и «нулевого чтения», предстоит, очевидно, стать предметом активной дискуссии, поскольку он затрагивает интересы всего отечественного бизнеса и способен стать либо очередным препятствием, либо подмогой его развитию.

Минэкономразвития предлагает дать гражданам выбор варианта банкротства

Лента новостей

  • 01:01 Статистика: Франция зафиксировала в январе рекордное снижение рождаемости — на 13%
  • 00:30 Коронавирус: ЕС сохраняет строгие меры против новых штаммов
  • вчера, 23:57 Сан-Марино начинает вакцинацию «Спутником V»
  • вчера, 23:35 Ученые встревожились из-за сильного замедления Гольфстрима
  • вчера, 23:04 Лидеры ЕС не приняли решение о введении сертификатов о вакцинации
  • вчера, 22:51 Вице-премьера Башкирии задержали по уголовному делу
  • вчера, 22:25 Оператор «Северного потока — 2» рассказал о финансовой ситуации проекта
  • вчера, 22:05 ФССП открыла дело о взыскании долгов с Филиппа Киркорова
  • вчера, 21:40 Умер один из создателей советского «Винни-Пуха» Владимир Зуйков
  • вчера, 21:25 В киевском офисе партии Медведчука идут обыски и задержания
  • вчера, 21:15 МИД показал возвращение дипломатов из КНДР на дрезине
  • вчера, 20:49 Украина объявила в розыск Анатолия Шария
  • вчера, 20:22 Коты Эрмитажа получат 3 тысячи евро по завещанию
  • вчера, 19:53 Задавивший бабушку с внучкой Шариков отсидит 4,5 года в колонии
  • вчера, 19:38 Пашинян позвонил Путину, чтобы обсудить ситуацию в Армении
  • вчера, 19:25 Twitter признали злостным нарушителем российских законов
  • вчера, 18:49 Экипаж МКС временно заделал две трещины в российском модуле
  • вчера, 18:39 Мособлсуд оставил в силе приговор «самому крупному неплательщику НДФЛ» Константину Пономареву
  • вчера, 18:24 Навальный этапирован из СИЗО
  • вчера, 18:20 Россияне раскупают авиабилеты в Грузию
  • вчера, 17:50 ФАС завела дела на Альфа-банк и Совкомбанк
  • вчера, 17:44 Собянин назвал возможные сроки новых послаблений карантина
  • вчера, 17:22 Большунов не смог взять медаль в спринте на лыжном чемпионате мира
  • вчера, 16:53 Свыше 120 тысяч москвичей хотели бы видеть памятник на Лубянке
  • вчера, 16:29 Суд заочно арестовал собственника сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» Белойвана
  • вчера, 16:23 Украина заблокирует РБК, LiveJournal и еще более 400 сайтов
  • вчера, 15:49 В РСТ спрогнозировали сроки открытия европейских границ для россиян
  • вчера, 15:21 В Германии задержали немца за шпионаж в пользу России
  • вчера, 14:49 Якутский «шаман» ранил полицейского самодельным клинком
  • вчера, 14:21 Владелец отеля в Перми получил пять лет колонии после гибели пятерых человек
  • вчера, 13:54 Байден не стал менять посла США в России
  • вчера, 13:38 Власти Москвы готовы к лету свести к минимуму ковид-ограничения
  • вчера, 13:13 Пашинян обратился к сторонникам на площади Республики
  • вчера, 12:59 Власти отложили введение новых правил техосмотра до 1 октября
  • вчера, 12:48 В Кремле с тревогой наблюдают за событиями в Армении
  • вчера, 12:26 Мосгорсуд признал законным домашний арест Любови Соболь
  • вчера, 12:15 Предельная отпускная цена вакцины «Спутник» снижена вдвое
  • вчера, 11:58 Премьер Армении уволил главу Генштаба ВС после его требований об отставке кабмина
  • вчера, 11:47 Пашинян объявил о начале реформирования армии
  • вчера, 11:37 Система С-400 попала в массовое ДТП в Подмосковье
  • вчера, 11:34 Пашинян сообщил о попытке военного переворота в Армении
  • вчера, 11:29 СК запросил арест владельца «Корчмы Тарас Бульба»
  • вчера, 11:23 Генштаб Армении потребовал отставки Пашиняна и правительства
  • вчера, 11:00 В России выявлено 11 198 новых случаев COVID-19
  • вчера, 10:45 Союз потребителей предложил выдавать продовольственные карточки получателям жилищных субсидий
  • вчера, 10:15 Каждый десятый бизнес в России может закрыться в этом году
  • вчера, 09:50 Половина жителей Саратова остались без воды из-за аварии
  • вчера, 09:26 В Армении уволен замглавы Генштаба после критики слов Пашиняна об «Искандерах»
  • вчера, 09:06 Си Цзиньпин заявил о ликвидации бедности в Китае
  • вчера, 08:46 Счетная палата не досчиталась почти 100 млрд рублей по таможенным платежам
Читайте также:  Постановление об административном правонарушении, образец, заполненный бланк

Все новости »

Это можно будет сделать через суд или во внесудебном порядке

Минэкономразвития предлагает разрешить гражданам самим выбирать, как банкротиться — через суд или во внесудебном порядке, передает «Интерфакс».

Замминистра экономического развития Илья Торосов сообщил на заседании комитета Госдумы по собственности, что планируется объединить два существующих законопроекта об упрощении процедуры банкротства физлиц.

Один подготовлен Минэкономразвития и предусматривает освобождение арбитражных управляющих от ряда обязанностей в делах о несостоятельности граждан, имеющих долги до 700 тысяч рублей. Им не придется проводить собрания кредиторов, анализировать финансовое состояние должника, а поиск его имущества они будут проводить только по поручению и за счет кредиторов. Благодаря этому, считают в Минэкономразвития, затраты на дело о несостоятельности гражданина снизятся.

Второй законопроект разработан в Госдуме, он предлагает во внесудебном порядке признавать физлицо банкротом и списывать долг через год в случае, если у должника нет подлежащего продаже имущества.

Для гражданина эта процедура должна быть бесплатной, а гонорар в размере 3 тысяч рублей управляющему предполагается платить из специально сформированного Фонда поддержки внесудебного банкротства граждан.

Минэкономразвития предложило реформировать процедуру банкротства в России

Реструктуризация долгов, жесткая ответственность арбитражных управляющих, голландский аукцион и маркетплейс имущества банкротов — комплексные меры должны кардинально изменить институт банкротства, ожидает Минэкономразвития

Минэкономразвития завершило работу над поправками в законодательство о банкротстве. Комплексные изменения должны сделать банкротство цивилизованным способом возврата долгов кредиторам и спасения честного бизнеса, рассчитывают в ведомстве. Текст законопроекта опубликован на портале раскрытия нормативно-правовых актов, а срок вступления его в силу запланирован с 2021 года.

Большинство банкротств в России — контролируемые. Желающие уйти от долгов недобросовестные предприниматели, назначая «своих» арбитражных управляющих, сейчас затягивают процедуру банкротства, включают в реестр требований аффилированных кредиторов и выводят активы.

«Минэкономразвития подготовило фундаментальные изменения всего института банкротства. Если они будут приняты, то банкротства в нашей стране изменятся кардинально», — сказал журналистам заместитель министра экономического развития Илья Торосов на презентации законопроекта, передал корреспондент РБК.

Количество банкротств предприятий в России постоянно растет, за последние восемь лет оно удвоилось. В 68% случаев завершенных процедур кредиторы ничего не получают, в 37% случаев предприятия входят в процедуры банкротства уже без активов. В результате кредиторам возвращается только 5% задолженности.

Новая процедура реструктуризации

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, сообщили в Минэкономразвития. Для сравнения, в США аналогичный показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Число банкротств выросло почти в полтора раза

Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов перед кредиторами. Если большинством голосов кредиторы приняли решение, что реструктуризация возможна, должник должен предоставить план по реструктуризации. Он должен быть гибким, а у кредиторов — возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия, а также отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  • ограничить период реабилитации сроком до четырех лет;
  • сократить срок ликвидации до 1–1,5 года. Сейчас средний срок ликвидации превышает два года;
  • обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить хозяйственную деятельность через девять месяцев после открытия конкурсного производства.

Указанные меры призваны в том числе исключить «вечных банкротов», которые продолжают по 5–10 лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по текущим обязательствам перед кредиторами, пояснил Торосов.

Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность продажи компании без инвентаризации через реорганизацию в форме выделения — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.

Количество банкротств в России за 2019 год выросло почти на 57%

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих.

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц и контроля над процедурой банкротства. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, насколько выше средних показателей по стране были возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов арбитражного управляющего.

  • Фиксированное вознаграждение — арбитражные управляющие будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас арбитражные управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные управляющие затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения. Вознаграждение должно храниться на специальном счете и передаваться управляющему только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процедура, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра. Размер вознаграждения будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании, уточнил Торосов.

  • Наказание в виде временного запрета на профессию.

Арбитражные управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротства за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы в случае выплат из компенсационного фонда по обязательствам одного из управляющих СРО не покроет недостающую сумму за три месяца, организация распускается и все арбитражные управляющие не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Ускорение торгов благодаря «качелям»

Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%. Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну торговую сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

  • «Голландский аукцион» позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

Минэкономразвития также предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок. Такой статус имеют восемь операторов: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Маркетплейс с имуществом банкротов

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие. В среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности. Это происходит из-за низкого спроса и конкуренции на торгах — процедура для потенциальных покупателей сложна; понимают, как купить имущество при банкротстве, только специалисты, пояснял ранее РБК заместитель главы ФНС Константин Чекмышев.

Минэкономразвития анонсировало запуск маркетплейса с имуществом банкротов

Чтобы привлечь к торгам больше потенциальных покупателей и повысить конкуренцию на торгах, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов. Удобство и прозрачность позволят расширить круг потенциальных покупателей имущества банкротов, включая физлиц, отметил Торосов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техническое задание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы, уточнил замминистра.

Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции арбитражных управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа стратегических организаций.

Минэкономразвития представило новую редакцию законопроекта о банкротстве

«Работа над ошибками» заняла больше двух месяцев

Минэкономразвития РФ представило профильным государственным ведомствам и профессиональному сообществу обновленную версию законопроекта о банкротстве (несостоятельности). Над этим документом ведомство работало в течение всего 2020 года и рассчитывало на его скорое принятие Госдумой. Однако в ноябре законопроект получил жесткие «рецензии» от ГПУ президента РФ и Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева, после чего был отправлен на доработку.

В заключениях ГПУ и исследовательского центра частного права упоминалось более 10 концептуальных замечаний к законопроекту. ДОЛГ.РФ ранее подробно ознакомился с документами: ГПУ отмечало, что в новом законе о банкротстве слишком радикально поступили с процедурой наблюдения, упразднив ее. Были замечания к разработанной Минэкономразвития системе оценки деятельности арбитражных управляющих. Также, ГПУ посчитало излишним наделение функциями арбитражного управляющего государственных корпорации, предложенное авторами законопроекта.

В Исследовательском центре частного права обратили внимание на отсутствие в законопроекте возможности судебного утверждения плана реструктуризации, даже если с ним не согласны кредиторы. Отмечалось, что наделение правом голоса кредиторов по текущим обязательствам, которое предложили в Минэкономразвития, будет способствовать усложнению процедуры банкротства. Существенным минусом документу исследовательский центр назвал и норму о наделении кредитных организаций правом запрашивать у ФНС информацию о нарушении должников. Эксперты центра считают данную новацию несправедливой по отношению к другим должникам.

В обеих «рецензиях» утверждается: в такой редакции законопроект не мог быть передан в Госдуму для рассмотрения. Что, судя по всему, стало некоторой неожиданностью для его авторов. После отправки документа в ГПУ и исследовательский центр, замминистра экономического развития Илья Торосов утверждал, что никаких концептуальных изменений в документ рецензенты вносить не будут, и уже в конце 2020 года он будет направлен в Госдуму. Принятие нового законопроекта о банкротстве нижней палатой парламента было запланировано на весну 2021 года.

Но достаточно объемные замечания к документу внесли коррективы, на «работу над ошибками» Минэкономразвития понадобилось более двух месяцев. Как следует из новой редакции документа (копия есть у ДОЛГ.РФ), замечание ГПУ о слишком резкой отмене процедуры наблюдения не было учтено (по крайней мере в прямой формулировке). В обновленном законопроекте, в рамках дела о несостоятельности, упоминается только три «сценария» развития событий: реструктуризация обязательств должника, введение конкурсного производства и заключение мирового соглашения.

«Законопроект направлен, в том числе, на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов. Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — говорится в пояснительной записке к документу.

Среди новаций документа, прошедшего двухмесячный «апгрейд», можно найти норму о возложении функций арбитражного управляющего на ВЭБ.РФ: как указано в тексте законопроекта, государственная корпорация сможет как самостоятельно выполнять полномочия корпоративного управляющего отдельных категорий должников, так и делегировать эти обязанности «созданному ею специализированному учреждению, не имеющему права заниматься предпринимательской деятельностью».

Также, вводится понятие «антикризисный управляющий», в действующем сейчас законе о банкротстве упоминается только арбитражный и конкурсный управляющие. Как уточняется в документе, антикризисный управляющий будет заниматься исключительно процедурой реструктуризации.

Доцент департамента стратегического и международного менеджмента ВШЭ Дмитрий Кнатько ранее говорил ДОЛГ.РФ о своевременности закрепления в законодательстве должности антикризисного управляющего. По мнению эксперта, антикризисные управляющие должны обладать большей гибкостью и иметь более широкую базу знаний. Бизнес и экономика страны в целом, как подчеркнул Дмитрий Кнатько, действительно нуждается в таких специалистах.

В данный момент новая редакция законопроекта о банкротстве передана для ознакомления в Торгово-промышленную палату РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, общественную организацию «Деловая Россия» и другие профессиональные сообщества. Пока они анализируют документ и составляют свои «рецензии».

Первым впечатлением от новой редакции законопроекта с ДОЛГ.РФ поделился вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, член Совета московской «Деловой России» Владимир Кузнецов:

Он также рассказал, что членами Ассоциации и представителями предпринимательского сообщества готовится обращение в Государственно-правовое управление при президенте РФ, в которому будут по пунктам обозначены основные проблемы нового законодательства о банкротстве.

В самом Минэкономразвития от оперативных комментариев пока воздерживаются. На запрос ДОЛГ.РФ представитель ведомства ответил, что пояснения по поводу документа пока что готовятся.

Ссылка на основную публикацию