Какими правовыми нормами регулируется закупка топлива по 44-ФЗ и в чем ее особенности?

Как производится закупка топлива по 44-ФЗ, и кто устанавливает максимальные цены на топливо для нужд госзаказчиков?

Закупка топлива и смазочных материалов (ГСМ) государственными и муниципальными заказчиками регулируется:

  • законом 44-ФЗ;
  • Гражданским кодексом;
  • Распоряжением Правительства №471-р;
  • Постановлением Правительства №19;
  • локальными отраслевыми нормативными актами;
  • Положением о закупке конкретного заказчика.
  1. Способы закупки топлива
  2. Процедура закупки и образец контракта
  3. Регулирование цен на топливо
  4. Формулы цены
  5. Как устанавливается НМЦК

Дополнительное регулирование закупок топлива, как стратегического ресурса, в ряде случаев необходимого для поддержания жизнеобеспечения граждан, призвано обеспечить его бесперебойные поставки и исключить манипулирование ценой топлива сторонами контракта. В частности, ч. 1 ст. 76 закона 44-ФЗ гласит, что если суд признал госконтракт на поставку топлива для нужд жизнеобеспечения недействительным, или контракт был расторгнут до исполнения по другой причине, заказчик имеет право быстро закупить топливо через запрос котировок вне зависимости от установленной ранее цены контракта.

Гражданский кодекс регулирует общие условия заключения и исполнения контракта, как гражданско-правовой сделки. В частности, рамочный контракт, предполагающий по условиям ст. 429.1 ГК обозначение общих условий договора с их уточнением отдельными договорами, к закупкам не применяется, поскольку положения ст. 34 44-ФЗ требуют, чтобы контракт сразу включал существенные условия (фиксированную цену, предмет закупки и т. д.).

Способы закупки топлива

Топливо значится в списке товаров, закупать которые заказчик обязан путем проведения электронного аукциона, согласно Распоряжению Правительства 471-р. При этом в ч. 2 ст. 59 закона 44-ФЗ сказано, что товары из перечня Распоряжения 471-р заказчики также могут приобретать методами:

  • запроса котировок;
  • запроса предложений;
  • закупки у единственного поставщика.

Таким образом, для определения поставщика топлива неприменим только аукцион в стандартной (не электронной) форме, а также конкурентные переговоры и другие особые способы определения поставщиков.

Процедура закупки и образец контракта

Обеспечение заказчика топливом по 44-ФЗ происходит в следующем порядке:

  1. Определяются способ выбора поставщика и начальная цена контракта.
  2. Проводится закупочная процедура и определяется победитель.
  3. Составляется проект контрактаи размещается в ЕИС.
  4. Победитель направляет возражения по условиям проекта контракта, согласовываются существенные условия.
  5. Стороны подписывают контракт, и он считается вступившим в силу.
  6. Производятся поставки топлива, и заказчик организует приемку товара.
  7. При соответствии характеристик топлива заявленным в условиях закупки заказчик подписывает акт приемки и перечисляет поставщику оплату.
  8. Стороны истребуют друг с друга неустойки при наличии нарушений со стороны контрагента, и контракт закрывается.

Проект контракта на поставку топлива должен включать в себя:

  • реквизиты заказчика и исполнителя;
  • код закупки и предмет контракта;
  • формула цены и порядок расчетов;
  • обязательства сторон;
  • сроки поставок;
  • порядок приемки и экспертизы качества топлива;
  • порядок обеспечения контракта;
  • гарантии и ответственность.

Предметом контракта является обеспечение заказчика топливными ресурсами и сопутствующим обслуживанием за плату. К обязательствам поставщика относятся осуществление поставок по условиям контракта, предоставление проб для контроля качества, а также своевременное информирование заказчика о возможных сбоях на АЗС поставщика. При этом заказчик обязан своевременно перечислять плату за топливо и организовывать приемку товара в соответствии с условиями контракта.

Существенные условия вносятся в контракт на основании закупочной документации и заявки победившего участника закупки. К таким условиям относятся цена топлива, способы и сроки поставки и приемки товара, а также порядок предоставления поставщику налогового вычета, если он имеет право на такой вычет.

Исполнение контракта может происходить за один или несколько этапов. При этом контракт считается полностью исполненным, когда топливо будет поставлено и принято по акту приемки в объемах, указанных в контракте или дополнительном соглашении, а средства перечислены поставщику.

Закрытие контракта происходит на основании следующих документов:

  • товарных накладных;
  • актов приемки;
  • экспертных заключений о качестве (при необходимости).

После отгрузки последней партии топлива заказчик подписывает товарную накладную для поставщика, потом составляет и подписывает акт приемки, потом дается платежное поручение на перечисление оплаты.

Истребование неустоек может происходить и после закрытия контракта в порядке арбитражного судопроизводства.

Регулирование цен на топливо

Постановление Правительства №19 гласит, что при закупке топлива в закупочной документации необходимо указывать формулу цены и максимальное значение цены для топлива. С 7 августа 2019 года начальная максимальная цена на топливо для госзакупок устанавливается ФАС по согласованию с Минэкономразвития (Постановление №1074).

В результате принятых нововведений цена на топливо определяется так:

  1. ФАС определяет максимальную цену топлива для данной закупки.
  2. В закупочную документацию вносится величина максимальной цены и формула цены для расчета.
  3. Определяется победитель закупки, и в контракте фиксируется формула цены и ее значение за единицу топлива.

Формулы цены

Обычно используется следующая формула цены на топливо:

С = Л * К, где:

  • Л – стоимость одного литра (или кубического дециметра) топлива;
  • К – количество закупаемых литров.

Если закупаются твердотопливные элементы, то они измеряются в тоннах. При закупке нескольких видов ГСМ (например, два вида бензина и смазочное масло) используется формула цены:

С = Л1 * К1 + Л2 * К2 + … + ЛхКх, где:

  • Л1…Лх – цены каждого вида закупаемых ГСМ;
  • К1…Кх – число литров каждого вида.

Как устанавливается НМЦК

Начальная максимальная цена топлива устанавливается ФАС исходя из среднерыночных цен и рыночной конъюнктуры, поэтому чрезмерное снижение цены в ходе торгов может служить признаком коррупционного сговора или отсутствия реальной возможности исполнить заказ. В ч. 9 ст. 37 закона 44-ФЗ сказано, что если в результате торгов цена на топливо станет ниже начальной на 25% и более, то поставщик, предложивший такую цену, должен предоставить письменное обоснование такой цены, а также подтвердить наличие технической возможности выполнить требуемые поставки.

Как закупить топливо: пошаговая инструкция

Закупка ГСМ — это процедура по приобретению горюче-смазочных материалов и топлива учреждениями, выступающими в роли заказчика. 11.04.2018 вступили в силу новые правила, касающиеся госзакупок топлива. Рассказываем, как теперь проводить подобные закупки по 44-ФЗ.

Закупка бензина по 44-ФЗ осуществляется теми заказчиками, которые имеют в своем фонде автотранспортные средства. Закупка ГСМ по 44-ФЗ с последними изменениями производится в соответствии с ПП РФ № 19 от 13.01.2014 с учетом нормативов, вступивших в силу в 2020 году (ПП РФ № 387 от 31.03.2018). Как покупать бензин по 44-ФЗ, рассмотрим более детально далее в статье.

Выбираем способ определения поставщика

Закупка ГСМ по 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ.

Для того чтобы определиться со способом проводимой госзакупки, необходимо воспользоваться регламентом, установленным Федеральной контрактной системой. Согласно данному положению, организация-заказчик в обязательном порядке проводит электронный аукцион для тех ТРУ, которые входят в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016).

Закупка ГСМ по новым правилам подразумевает использование новых кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. В нашем случае объектом госзакупки выступает топливо. Данная позиция относится к ОКПД 2 19.20.21, который входит в аукционный перечень, поэтому заказчик обязан провести торги путем ЭА.

Однако организация также вправе воспользоваться следующими способами закупок (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • запрос предложений, запрос предложений в электронной форме (начиная с 01.07.2018);
  • заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, закупка бензина по 44-ФЗ 2020 года может проводиться одним из четырех вышеуказанных способов приобретения топлива.

Прописываем формулу цены бензина

Начиная с 11.04.2018, при подготовке закупочной документации и заключении договора с победителем закупки необходимо включать обязательное условие о максимальном значении цены. В обязательном порядке применяется формула цены контракта на поставку бензина. Если ранее при заказе топливной продукции по ОКПД2 19.20.21 указывалось, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения договорных отношений, то в настоящий момент в документации и контракте условие о цене необходимо прописывать следующим образом (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ):

«Максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) представляет собой цену Контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона № ___ от «___» _______ 2020 г.) и составляет ________ рублей, в том числе НДС _____% ___ рублей (или без НДС).

Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…»

Если данные условия не включены в ЗД и в контракт, то контрактные отношения будут считаться незаключенными (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Самая понятная и наиболее распространенная формула цены на бензин 44-ФЗ такова:

Она означает, что цена топлива, которую оплачивает заказчик за установленный контрактными отношениями период, вычисляется путем суммирования произведений отпускных цен за единицу и объемов поставки за период поставки.

Эту математическую запись удобно применять в случае, если предельная стоимостная величина одного литра бензина является фиксированной.

Таким образом, в положениях госконтракта указывается как ЦК и формула ее определения, так и предельная (максимальная) цена единицы (литра) ГСМ.

Представим пример формульного расчета.

Организация-заказчик заключила госконтракт на сумму 500 000 рублей. Количество приобретаемого товара — бензина АИ-92 — 12 000 литров. Соответственно, ПМЦ одного литра составляет 500 000 / 12 000 – 41,7 руб. Период поставки составляет 6 месяцев — с июля по декабрь 2020 года. Следовательно, в течение одного месяца организация использовала 2000 литров. В июле-октябре закупаемый ГСМ стоил 41,7 руб., а в ноябре и декабре — 41 руб. Соответственно, стоимость топлива по контракту, согласно формуле, будет такой:

ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6.

ЦК = 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. = 333 600 + 164 000 = 497 600. Экономия — 2400 руб.

Так как у заказчика больше нет необходимости прописывать условие о неизменности ЦК, то теперь в случае выявления расхождения между стоимостной величиной поставки и максимальной ценой контракта договорные отношения можно не изменять и не расторгать.

В соответствии с действующим законодательством, организация-заказчик вправе использовать любую удобную для него формулу ЦК.

Подробнее о существующих формулах можно прочесть в нашей статье «До 11 апреля госзаказчикам необходимо найти формулу бензина».

Отметим, что в скором времени начнет действовать Постановление Правительства № 1074 от 08.09.2018, посредством которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Однако в настоящий момент единой формулы нет, и заказчик вправе воспользоваться наиболее удобной для него математической записью.

Максимальная ЦК устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и, начиная с 01.07.2018, ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ — на уровне ценового предложения победителя закупочных процедур, с которым в итоге и заключается контракт.

При планировании закупок топлива НМЦК рассчитывается по общему правилу — на основании положений ст. 22 44-ФЗ.

Работаем с каталогом товаров (КТРУ)

Закупка топлива осуществляется в соответствии с действующим в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг — КТРУ.

Сведения с подробно описанными характеристиками объекта закупки размещены в ЕИС и применяются с 01.04.2018.

Характеристики, которые описывают конкретное топливо в каталоге, — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы закупаемый бензин соответствовал стандартам качества, в закупочной документации также можно указать конкретный ГОСТ с целью соблюдения единых требований к качеству и безопасности ГСМ. ГОСТ для топлива утвержден Постановлением Госстандарта № 404 от 09.12.1997.

В КТРУ приведены две единицы измерения топлива — литры и кубические дециметры. Заказчик вправе выбрать одну из них. При этом не допускается использование наименований, значений и характеристик ТРУ, которые не зафиксированы в каталоге. За нарушение данной нормы организации-заказчику грозит штраф в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в сумме 3000 рублей на должностное лицо (Решение Мордовского УФАС № 414 по делу № 356 от 27.06.2018).

Прописываем специальные условия в проекте контракта

После того как закупка бензина будет завершена и по результатам конкурентной процедуры определится победитель, с таким участником заключается договор на поставку топлива (бензина, ГСМ).

Также возможна закупка ГСМ у единственного поставщика — по нормам п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Еще на этапе подготовки закупочной документации в проект контракта необходимо включить ряд специальных условий в соответствии со спецификой закупаемой продукции:

  1. Срок поставки — те периоды, в которые у заказчика возникает необходимость в потреблении топлива.
  2. Порядок поставки. Существуют 3 возможных варианта: самовывоз, поставка за счет исполнителя, по пластиковым (топливным) картам.
  3. Условие о максимальной ЦК и формуле цены.
  4. Способ и порядок оплаты — авансирование, платеж с отсрочкой или по факту поставки.
  5. Регламент сдачи-приемки продукции. В данном пункте необходимо утвердить отгрузочные документы и документацию, подтверждающую качество топлива (паспорт качества, сертификат соответствия).
  6. Наступление ответственности за нарушение сторонами условий договора.
  7. Срок действия контрактных отношений и возможность (невозможность) заключения дополнительного соглашения в случае возникшей потребности со стороны заказчика.
Читайте также:  ЭЦП для юридических лиц - как и где получить? порядок оформления и сроки

Закрываем контракт

Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.

Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.

Контракт закрывается на основании следующих документов:

  • отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
  • отчетов о потреблении от поставщика;
  • товарных накладных на отпуск топлива.

Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.

Все вышеуказанные документы не имеют закрепленных строгих бланков отчетности и могут быть разработаны заказчиком самостоятельно.

Какими правовыми нормами регулируется закупка топлива по 44-ФЗ и в чем ее особенности?

Заказчики, у которых на балансе есть автотранспортные средства, должны регулярно закупать топливо для них. Такие закупки по 44-ФЗ имеют определенные особенности.

  • Какими правовыми нормами регулируется
  • Способы проводимой закупки
  • Стоимость топлива в закупках
  • Алгоритм закупки
  • Внесение специальных или существенных условий в контракт
  • Когда контракт считается исполненным, и на основании каких документов происходит закрытие контракта

Какими правовыми нормами регулируется

При закупке ГСМ государственным и муниципальным заказчикам следует руководствоваться положениями:

  1. 44-ФЗ;
  2. Постановлением Правительства №19 от 2014 года;
  3. Постановлением Правительства №387 от 2018 года, которое вступило в силу в 2019 году (оно ввело важные изменения в закупку топлива: правила твердой цены более не действуют).
  4. Распоряжением Правительства №471-р от 2016 года, в котором перечислены товары, закупаемые исключительно в аукционной форме.

Топливо относится к ОКПД 2 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин». Согласно классификатору, указанный код включает в свой состав:

  1. Моторное топливо.
  2. Автомобильный и авиационный бензин.
  3. Дизельное топливо.
  4. Судовое топливо.

Возможен ли рамочный контракт на поставку топлива в рамках контрактной системы? Под таким договором понимается контракт с открытыми условиями (по Гражданскому кодексу). Законодательство о контрактной системе не содержит прямого запрета на такие договоры. Но заказчику не следует забывать об обязанности включения в текст контракта существенных условий, без которых контракт нельзя рассматривать как подписанный. С их учетом госконтракт на поставку топлива не подходит под определение рамочного.

Способы проводимой закупки

Выбор способа закупки ГСМ в рамках 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ. Заказчик по контрактной системе в обязательном порядке должен провести аукцион в электронной форме для тех товаров, работ и услуг, которые прописаны в аукционном перечне по Распоряжению Правительства №471-р от 2016 года.

Но с учетом положений ч. 2 ст. 59 44-ФЗ организация может воспользоваться и иными способы закупок:

  1. Запрос котировок.
  2. Запрос предложений, в том числе в электронной форме (начиная с июля 2018 года).
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, для закупки топлива заказчик может воспользоваться одним из перечисленных способов закупки.

Важно понимать, что электронный аукцион является приоритетным способом госзакупки топлива, так оно представлено в аукционном перечне. Тогда как другие формы закупок допускается применять в ограниченных ситуациях.

В Распоряжении Правительства от 2017 года №2594-р были определены единственные исполнители закупок топлива для служебного автотранспорта МВД на 2018-2019 годы.

Стоимость топлива в закупках

Начиная с апреля 2018 года в процесс подготовки закупочной документации и заключения договора с победителем закупки теперь обязательно включаются условия о максимальной цене контракта на поставку бензина. Также теперь в обязательном порядке нужно применять формулу цены госконтракта на поставку бензина.

Ранее в процессе заказа топлива по ОКПД2 19.20.21 нужно было указать, что цена контракта является твердой и не подлежит изменениям при исполнении договора. Теперь сведения о цене контракта прописываются с учетом ч. 2 ст. 34 44-ФЗ. Здесь прописываются реквизиты итогового протокола электронного аукциона, цена товара, сумма НДС, формула цены контракта. Оплата по госконтракту осуществляется через перечисление денег на расчетный счет поставщика на основании выставленных им счетов или счетов-фактур, а также по товарной накладной, которая была подписана сторонами.

Самая распространенная формула цены на бензин предполагает, что цена топлива, которая оплачивается заказчиком за определенный период времени, рассчитывается через суммирование произведений цен на единицу (литр) и объема поставки за отдельный период. Данную формулу предпочтительно применять, если предельная величина стоимости литра бензина выступает фиксированной.

В случае использования указанной формулы в аукционную документацию нужно включить данные о том, что цена за единицу ГСМ не должна превышать цену, определенную по итогам аукционных закупочных процедур. Таким образом, в тексте госконтракта должна быть указана цена контракта и формула для ее расчета, а также максимальная цена литра ГСМ.

Заказчику более не нужно прописывать условие о неизменной цене контракта. Поэтому при выявлении расхождения между стоимостью и максимальной ценой контракта договорные отношения допускается не расторгать. Такие правила были внедрены по Постановлению Правительства №19 от 2018 года. В список товаров, которые допускается закупать без указания твердой цены, включили моторное топливо, автомобильный и авиационный бензин. Ранее в данном документе были указаны агентские услуги, страховые и кредитные услуги, а также некоторые другие.

Стоит учитывать, что по новым правилам заказчик вправе использовать любую удобную ценовую формулу топлива. На это указал в своих разъяснениях Минфин по письму №24-03-08/31865 от 2018 года.

Но скоро должно начать действовать Постановление Правительства №1074 от 2018 года, с помощью которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Но на текущий момент единая формула отсутствует, и заказчик вправе использовать наиболее удобную для себя формулу.

В договоре указывается, что цена контракта не может превышать максимального значения, которое прописано в госконтракте, и уточняется, что данная максимальная стоимость включает все расходы поставщика, в частности, на поставку товара, изготовление топливных карт, уплату налогов и сборов.

Алгоритм закупки

Закупка моторного топлива производится по следующему алгоритму:

  1. Выбирается способ определения поставщика.
  2. Прописывается формула расчета цены.
  3. Описывается объект госзакупки.
  4. Публикация в ЕИС извещения о закупке.
  5. Проведение закупку и выбор победителя.
  6. Прописываются существенные условия в госконтракте, проект контракта направляется победителю.
  7. У победителя будут ограниченные сроки для подписания контракта и отправки его заказчику.
  8. Заказчик подписывает контракт со своей стороны.
  9. Осуществляется поставка.
  10. Подписываются итоговые документы.
  11. Производится оплата.
  12. Заказчик передает сведения об исполненном контракте в реестр, а также размещает в ЕИС отчет об исполнении контракта.

Характеристики, которые описывают топливо по каталогу – это октановое число и экологический класс. Для того чтобы бензин соответствовал стандартам качества, в документации о закупке также допускается указать конкретный ГОСТ. Это нужно для соблюдения единых требований к качеству и безопасности топлива.

ГОСТ для бензина был утвержден Постановлением Госстандарта №404 от 1997 года. Согласно каталогу, заказчик может выбрать одну из следующих форм измерения топлива: литры или кубические дециметры. Использование заказчиком наименований, характеристик и значений, которые не прописаны в каталоге, не допускается. Нарушение указанной правовой нормы грозит заказчику штрафом на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП в размере 3 000 р.

Внесение специальных или существенных условий в контракт

После того как закупочная процедура была завершена, и был определен победитель, с участником закупки должен быть подписан договор на поставку топлива (бензина или ГСМ). Закупка может осуществляться также по результатам приобретения товара у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Еще в процессе подготовки закупочной документации в проекте контракта должны быть указаны специальные условия исходя из специфики закупаемых товаров. В их числе такие:

  1. Сроки поставки: это те временные промежутки, когда у заказчика возникает потребность в топливе.
  2. Порядок поставки. Здесь допускается выбор одного из следующих вариантов: самовывоз, поставка по топливным картам (данный способ является наиболее популярным), поставка за счет исполнителя.
  3. Место поставки. По письму Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1197 указывать конкретное место поставки в закупочной документации недопустимо, так как это ограничит количество участников закупки. Заказчик может лишь территориально определить удаленность от места поставки с указанием границ. Тогда как в договоре прописывается конкретное место поставки.
  4. Условие о максимальной цене контракта и формуле цены.
  5. Способ и порядок оплаты: с авансированием, платеж с отсрочкой, по факту поставки
  6. Регламент сдачи-приемки топлива. В этом пункте утверждаются отгрузочные документы и документы, которые подтверждают качество продукции: паспорт, сертификат соответствия.
  7. Ответственность за нарушение договорных условий.
  8. Сроки действия госконтракта и возможность заключения допсоглашения при необходимости.

Когда контракт считается исполненным, и на основании каких документов происходит закрытие контракта

Государственный контракт считается исполненным после того, как весь объем топлива, который предполагался к поставке, будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком. Это факт находит свое подтверждение в подписываемых обеими сторонами документах.

Учет топлива у компании-заказчика осуществляется на основании топливных карт, в которых указывается объем поставленного товара в литрах. Карта выдается ответственному за эту закупку сотруднику.

Поставщик обязан ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу топлива, а также приложить отчет о его потреблении. Закрытие госконтракта производится на основании следующих документов:

  1. Отчет держателя топливной карты с приложением чеков и путевых листов.
  2. Отчеты о потреблении топлива, которые были представлены поставщиками.
  3. Товарные накладные на отпуск ГСМ.

К актам приемки и внутренней экспертизы могут приравниваться чеки, полученные от поставщика. Все они не имеют унифицированной формы и могут быть подготовлены самостоятельно.

Таким образом, в марте 2018 года российским правительством был скорректирован перечень случаев, когда при подписании контракта на закупку товаров прописывается формула для расчета цены на топливо и максимальное значение цены контракта. Согласно последним законодательным изменениям, начиная с 2018 года твердые цены для приобретения топлива не применяются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Особенности закупок ГСМ

Особенности

Установленные в 44-ФЗ правила госзакупки ГСМ с 2020 г. претерпели некоторые изменения. Теперь следует более ответственно относиться к способу выбора поставщика и уделять повышенное внимание техзаданию и контрактному проекту.

Кроме того, ФАС РФ в рамках 44-ФЗ разработала специальные правила расчёта НМЦК в процессе закупки топлива.

Внесены изменения в ПП РФ № 19 от 13.01.2014, положения которого посредством ПП РФ № 387 от 31.03. 2018 дополнены возможностью заключать контракты на поставку моторного топлива, в том числе автомобильный и авиационный бензин.

Особенности закупки ГСМ по 44-ФЗ предполагают существование отличий от приобретения прочих товаров.

Эти отличия имеют такие черты:

  • запрещение закупать ГСМ по цене единицы товара, работы, услуги согласно ПП РФ № 387;
  • по тому же правительственному постановлению необходимость в ходе закупки указывать максимальное значение цены контракта;
  • необходима формула цены контракта на поставку бензина или иного топлива;
  • необходимость учитывать при приобретении топлива его специфические условия доставки и хранения;
  • особенности оплаты партий ГСМ, которая предполагает наличие акциза, составляющего значительную часть цены топлива;
  • необходимость наличия у лиц, проводящих операции с нефтепродуктами, свидетельства о соответствующей регистрации.

Требование более тщательно подходить к выбору поставщика ГСМ предопределяет повышенное внимание, которое следует уделять определению способа проведения закупки топлива.

Наиболее рекомендуемые способы:

  • электронный аукцион с неограниченным размером НМЦК;
  • котировочный запрос в электронной форме с НМЦК, не превышающем 500 тыс. руб.;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • закупка ГСМ у единственного поставщика, которая ставится в более определённые рамки.

П. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ ограничивает цену контракта с единственным поставщиком максимумом в 600 тыс. руб.

Однако пандемия коронавируса 2020 г. дала возможность заказчикам осуществлять любые закупки, включая и ГСМ, по условиям п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Финальная стоимость подобного контракта не ограничивается по величине. При этом ФАС по причине данной чрезвычайной ситуации не рассматривает активную закупку у единственного поставщика в качестве недобросовестного дробления заказа для ухода от конкурентных процедур.

Читайте также:  Признание гражданина умершим: подача искового заявления, образец, судебная практика

Закупочные процедуры, связанные с ГСМ, проводятся на основе каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), расположенном в ЕИС. Топливо, например, бензин при его описании имеет специфические характеристики в виде октанового числа и экологического класса. Чтобы соблюсти единые требования к качеству и безопасности топлива, в закупочной документации необходимо указывать конкретный ГОСТ.

Кроме того, КТРУ предполагает использование 2 единиц измерения объёма топлива: литры и кубические дециметры. Заказчик волен использовать любую из них, но не имеет права присовокуплять к ним иные способы измерения объёма.

Топливные закупочные процедуры также подразумевают специфичность заключаемых госконтрактов. Помимо традиционных позиций, в них необходимо включать:

  1. Чёткие сроки поставки, что связано с необходимостью учитывать периодичность потребности заказчика в ГСМ.
  2. Порядок поставки в виде самовывоза, по топливным картам или за счёт исполнителя.
  3. Местоположение поставки.
  4. Сведения о максимальной цене контракта и ценовой формуле.
  5. Порядок и способы оплаты в виде платежа с отсрочкой, по факту поставки или с предварительным авансированием.
  6. Правила приёмки ГСМ с описанием в госконтракте проверки качества продукции на основе изучения паспорта и сертификата соответствия, способа её приёмки, перечня документов, сопровождающих процесс сдачи-приёмки в виде отгрузочной документации.
  7. Степень ответственности за невыполнение контрактных условий.
  8. Возможность в случае необходимости включения в договор допсоглашений.

Расчёт НМЦК

ФАС РФ выработала правила расчёта НМЦК в ходе закупок ГСМ. Данная процедура обозначается как обязательный этап при оформлении документации касательно закупок ГСМ. Антимонопольная служба предлагает несколько формул расчёта НМЦК в зависимости от места отгрузки топлива:

1. С нефтеперерабатывающего завода –

;

;

3. Поставка бензина с АЗС, где с помощью 2 формул необходимо рассчитать наибольший результат –

,

,

где в этих формулах:

  • ЦEТI — усреднённая цена единицы предназначенного для закупки моторного топлива, которая рассчитывается в качестве среднеарифметического годового значения ежедневных территориальных биржевых индексов в зависимости от количества биржевых торговых дней;
  • ЦOТIР — усреднённая стоимость единицы предназначенного для закупки моторного топлива, которая определяется в качестве среднеарифметического годового показателя ежедневных территориальных внебиржевых индексов цен;
  • ЦСП — усреднённая потребительская стоимость нефтепродуктов в субъекте РФ, предназначенных для потребления;
  • КИПЦ — индекс инфляции, который публикуется на сайте Минэкономразвития РФ в прогнозе социально-экономического развития России за 12 месяцев;
  • Т — стоимость транспортировки единицы продукции от места производства до места потребления;
  • V — объём поставки моторного топлива в тоннах или литрах;
  • 1,1 — максимальный коэффициент, который отражает расходы нефтебаз, включая расходы по хранению и перевалке моторного топлива в месте хранения;
  • 1,15 — максимальный коэффициент, который отражает расходы автозаправочных сетей на 1 л моторного топлива;
  • К — индекс колебания оптовых цен.

Где найти

Закупочные процедуры, связанные с ГСМ, фиксируются в КТРУ, расположенном в ЕИС. Чтобы осуществить поиск, нужно:

1. На главной странице портала закупок ЕИС активировать в «Информации для пользователей» позицию «Каталог товаров, работ, услуг».

2. На открывшейся затем странице необходимо кликнуть на баннер с надписью «Нефтепродукты».

После этого откроется перечень различных видов закупок, ориентированных на ГСМ.

Кроме того, для успешного поиска можно использовать популярные российские агрегаторы, например:

Инструкция: как закупать бензин и ГСМ по новым правилам

Закупка бензина по 44 ФЗ актуальна для тех заказчиков, в фондах которых имеется автотранспорт. Эта сфера регулируется ПП России № 19 от 13 января 2014 года с учетом последних изменений, которые действуют с 2020 года (ПП № 387 от 31 марта 2018 года).

Допустимые способы отбора исполнителя

Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.

Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.

Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • заключение сделки с единственным поставщиком;
  • запрос предложений в электронном виде.

Как прописать формулу цены

С 11.04.2018 при составлении закупочной документации и заключении сделки с победителем следует обязательно прописывать договоренность о максимальной цене. Должна использоваться и формула цены на бензин 44-ФЗ. Если до этой даты при заказе топлива с кодом 19.20.21 по ОКПД2 указывалось, что цена контракта задается твердо и меняться каким-либо образом в процессе исполнения контрактных обязательств не может, то теперь в документации и самом договоре информация о цене должна прописываться по правилам ч.2 ст. 34 44-ФЗ:

При отсутствии этих сведений в контракте и закупочной документации, договорные отношения будут признаны незаключенными (следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ).

По самой понятной и распространенной формулой цены на топливо цена бензина, оплачиваемая заказчиком за обговоренный в контракте период, может рассчитываться как сумма произведений цен отпуска единицы продукции и объемов поставки:

Такая модель удобна для применения, когда предельная стоимость одного литра топлива — величина фиксированная. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями предполагает указание в контракте как цены контракта и формулы для ее определения, так и предельной цены за единицу (литр) ГСМ.

Пример расчета по формуле

Заказчик заключил договор на сумму 550 000 руб. Количество закупаемого бензина АИ-95 — 12 000 литров.

Получается, что ПМЦ одного литра — 550 000 / 12 000 = 45,8 руб.

В качестве периода поставки указаны 6 месяцев — январь-июнь 2020 года. По расчетам, за один месяц компания-закупщик использует 2 000 литров топлива. В январе-апреле закупаемый бензин стоил 45,2 руб., а в мае и июне — 45,8 руб. Поэтому стоимость товара по контракту будет такой:

ЦК = 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. = 361 600 + 183 200 = 544 800 рублей.

Экономия — 5 200 рублей.

Как прописать НМЦК

НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.

НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.

Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.

В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.

Как работать с каталогом ТРУ

Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.

Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.

Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.

В КТРУ приводятся две единицы измерения ГСМ и топлива — это дм3 и литры. Заказчик выбирает одну из них. Недопустимо указывать наименования, значения и характеристики продукции, не зафиксированные в каталоге. За нарушение этого требования грозят штрафные санкции в размере 3 000 руб. на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП России).

О специальных условиях

Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:

  1. Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
  2. Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
  3. Информация о формуле цены и максимальной цены.
  4. Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
  5. Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
  6. Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
  7. Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.

Как закрывается контракт

Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.

Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.

Для закрытия контракта необходимы документы:

  • товарные накладные на отпуск топлива;
  • отчеты о потреблении от исполнителя;
  • отчеты держателей топливных карт.

В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ЗАКУПОК ТОПЛИВА МОТОРНОГО

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ЗАКУПОК ТОПЛИВА МОТОРНОГО

Изменения в правилах закупок топлива моторного (включая автомобильный и авиационный бензин) в рамках Закона № 44-ФЗ

Обращаем внимание заказчиков и уполномоченных органов на следующие изменения в правилах закупок топлива моторного (включая автомобильный и авиационный бензин), которые произошли в связи с внесением изменений в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе Федеральным законом от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ:

Изменение № 1:

С 01.07.2019 г. согласно новой редакции пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в извещении о закупке ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается формула цены и максимальное значение цены контракта в случаях, установленных в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Такие случаи установлены в настоящее время в Постановлении Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 “Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта”.

К ним, в частности, относится заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.

Таким образом, с 01.07.2019 г. формула цены и максимальное значение цены контракта на поставку топлива обязательны не только в документации, но и в извещении об осуществлении закупки (например, извещении о проведении электронного аукциона и извещении о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку топлива).

ВАЖНО: Автору затруднительно себе представить, как Федеральное казначейство и операторы электронных площадок смогут реализовать данное нововведение об обязательности указания формулы цены контракта в извещении в ЕИС и на ЭТП. Поэтому во избежание нарушений данной нормы закона из-за возможных ограничений функционала ЕИС и ЭТП по указанию в извещении формулы цены контракта и максимального значения цены контракт целесообразно формировать извещение об осуществлении закупки помимо функционала ЕИС также и в виде отдельного электронного документа.

Изменение № 2:

С 01.07.2019 г. действует часть 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе,согласно которой положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта применяются к максимальному значению цены контракта, если самим 44-ФЗ не установлено иное.

Это означает, что максимальное значение цены контракта применятся по отношению к любой норме Закона № 44-ФЗ, где используется термин «начальная (максимальная) цена контракта».

В соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке.

До 01.07.2019 г. заказчикам при закупках топлива было затруднительно воспользоваться данной нормой Закона № 44-ФЗ, поскольку формула цены привязывается к максимальному значению цены контракта, а не к начальной (максимальной) цене контракта.

Читайте также:  Список отделов ПФР городской округ Моршанск, Тамбовская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Однако, с учётом того, что теперь максимальное значение цены контракта приравнивается к начальной (максимальной) цене контракта, то заказчик по согласованию с поставщиком вправе увеличить количество поставляемого топлива на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и максимальным значением цены контракта, указанным в извещении и документации о закупке на поставку топлива.

Изменение № 3:

С 01.07. 2019 года заказчикам необходимо очень внимательно относится к формулировкам контракта на поставку топлива моторного в части касающихся его качества.

Настоятельно не рекомендуется при описании требований к качеству поставляемого топлива использовать формулировки в проекте контракта:

– «объём предоставления гарантий качества».

Дело в том, что при использовании этих формулировок для описания требований к качеству поставляемого топлива, заказчик, руководствуясь частью 1 статьи 96 и частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, обязан устанавливать с 01.07.2019 г. в извещении и документации о закупке наряду с требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта поставщиком топлива также и требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств.

Гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением поставщиком топлива банковской гарантии или внесением денежных средств в размере, не превышающем 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке топлива, а значит и его оплата, не могут производиться заказчиком без предоставления поставщиком топлива гарантийных обязательств (см. 7.1 ст. 94 ФЗ-44).

Естественно, с учётом особенностей функционирования рынков топлива в субъектах РФ такой заказчик, который бездумно пропишет у себя в контракте требования о «гарантии качества» и «объёме предоставления гарантий качества» элементарно останется без топлива, так как поставщики топлива, с высокой долей вероятности, откажутся поставлять топливо с предоставлением обеспечения гарантийных обязательств.

Возникает вопрос: а как же прописывать требования к качеству поставляемого топлива?

Ответ: абсолютно также как они и раньше прописывались (пояснение: новая редакция Закона № 44-ФЗ не устанавливает запрета на описание качественных характеристик объекта закупки), но без использования фраз «гарантии качества», «срок предоставления гарантии качестве товара», «объём предоставления гарантий качества».

В каком порядке устанавливается обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ?

В рамках 223-ФЗ заказчик может предусмотреть две разновидности обеспечительных мер:

  1. Обеспечение заявки.
  2. Обеспечение исполнения договора (контракта).
  1. Обеспечение заявки
  2. Банковская гарантия
  3. Денежные средства
  4. Размер и сроки внесения
  5. Возврат обеспечения
  6. Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ
  7. Размер
  8. Возврат

Обеспечение заявки вносится всеми участниками закупки. Оно направлено на предотвращение участия в закупке недобросовестных поставщиков, которые не имеют цели подписания договора в случае победы в тендере.

Обеспечение заявки

По общему правилу, предусмотренному в п. 25 ст. 3.2 ФЗ-223, заказчики в рамках данного закона могут самостоятельно определиться со способами обеспечения заявки. При этом им стоит опираться на положения Гражданского кодекса.

Обеспечение заявки может иметь вид:

  1. Банковской гарантии.
  2. Денежной суммы.
  3. Иной формы. К другим способам обеспечения по п. 1 ст. 329 ГК можно отнести залог, поручительство и пр.

Порядок внесения обеспечения регулируется Постановлением Правительства «Об утверждении дополнительных требований…» от 2018 года №657.

Для прочих участников закупки мерами по обеспечению заявки по 223-ФЗ могут выступать гарантии от кредитной или коммерческой организации либо внесение обеспечительного платежа. Виды обеспечительных мер определяются заказчиком, а поставщики сами выделяют наиболее предпочтительный способ для внесения обеспечения (заказчик не вправе указывать на одну форму гарантии).

Банковская гарантия

Использование банковской гарантии для обеспечения заявки – удобный для участника способ обеспечения заявки, благодаря которому, тот может не отвлекать средства из оборота. Обычно при небольшой цене договора поставщики вносят нужную сумму деньгами, при крупных контрактах применяют гарантию.

Возможность применения банковских гарантий в договорах по 223-ФЗ прописана в ст. 3 223-ФЗ. Заказчик вправе детально определить условия внесения обеспечения, сроки и порядок его возврата.

Отдельная статья по вопросу применения банковской гарантии в 223-ФЗ не предусмотрена, отсутствует и определение данного термина. Но на основании ст. 368 Гражданского кодекса можно сделать вывод, что под гарантией понимается документ, по которому банк-гарант обязан уплатить бенефициару определенную денежную сумму при наступлении ряда условий.

Схема получения выплаты по гарантии для обеспечения заявки будет выглядеть так: участник не подписывает договор после победы в тендере в положенные сроки. Заказчик обращается в банк-гарант с определенным комплектом документов. Банк перечисляет заказчику сумму обеспечения в качестве компенсации его издержек, которые возникли из-за действий недобросовестного поставщика. В дальнейшем банк сам компенсирует выплаченную сумму с поставщика.

Для получения банковской гарантии поставщику необходимо самостоятельно обратиться в выбранный банк (или в один из рекомендованных заказчиком). Сделать это необходимо заблаговременно. Связано это с тем, что проверка надежности и платежеспособности поставщика занимает определенное время.

Заказчику стоит предусмотреть в закупочной документации основные условия внесения обеспечения в виде гарантии от банка. К таким условиям можно отнести:

  1. Сумму гарантии.
  2. Сроки действия документа.
  3. Перечень обязательств поставщика, на которые распространяется гарантия.
  4. Условие о том, что гарантия имеет безотзывной характер.
  5. Основания для отказа в выплатах по гарантии.
  6. Основания для получения выплат и документальное подтверждение гарантийного случая.

В самом 223-ФЗ требования к банковским гарантиям не предусмотрены. Заказчикам стоит опираться на положения Постановления Правительства от 2013 года №1005. Здесь подчеркивается, что документ, помимо указанных выше условий, должен содержать перечень обязательств всех сторон: банка-гаранта, поставщика и заказчика.

Другие требования и форма банковской гарантии определяются исходя из требований заказчика. Так, например, крупнейший заказчик «Транснефть-Сибирь» принимает банковские гарантии из утвержденного им перечня банков. К самим банковским организациям предъявляют дополнительные требования. Это наличие действующей лицензии, представленность в системе страхования вкладов, положительная кредитоспособность, наличие долгосрочного кредитного рейтинга от международных компаний.

Денежные средства

Заказчик должен прописать в закупочной документации размер обеспечения в виде определенной суммы, реквизиты счета и сроки внесения обеспечения. В случае внесения обеспечения деньгами поставщик прикладывает в состав документации по заявке платежное поручение с указанной в нем суммой обеспечения.

Перечень банков для открытия спецсчета был утвержден в Распоряжении Правительства от 2018 года №1451-р. В него вошли 18 банков, соответствующих требованиям. Это Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, ВТБ и пр.

Требования к договору спецсчета прописаны в Постановлении Правительства РФ от 2018 года №626.

Средства на спецсчете блокируются оператором ЭТП, на которой проводятся торги, по окончании срока подачи заявок. Если суммы на спецсчете недостаточно для внесения обеспечения исполнения контракта, то заявка участника возвращается, как не соответствующая требованиям. Порядок прекращения блокировки средств на спецсчете при участии субъектов СМП установлен в Постановлении Правительства РФ от 2018 №657.

Размер и сроки внесения

Размер обеспечения заявки определяется заказчиком самостоятельно с учетом НМЦК и некоторых ограничений по 223-ФЗ. Заказчик ограничивается в своем праве установления требования обеспечения заявки на участие ценой договора по п. 27 ст. 3.2 223-ФЗ.

Так как законодательно не установлена обязанность установления обеспечения заявок на участие в закупках с ценой более 5 млн р., то нередко заказчики устанавливают другие лимиты. В Положении о закупках по 223-ФЗ можно встретить условие, что обеспечение устанавливается только при цене договора более 10 млн р. или более 20 млн р.

На практике величина обеспечения заявки может составлять 0,5-5% от начальной цены.

В отношении закупок с участием субъектов малого предпринимательства порядок обеспечения заявок определяется законодателями в ином порядке. На основании п. 23 Постановления Правительства «Об особенностях участия…» от 2014 года №1352 обеспечение заявки при торгах с СМП не может превышать 2% от цены контракта. Аналогичные разъяснения содержатся в письме МЭР от 2015 года №Д28и-270.

Заказчиком определяются в закупочной документации сроки внесения обеспечения. Так, нередко встречается требование о предоставлении обеспечения до подачи заявки на участие. В этом случае в состав заявки на участие поставщики, помимо прочей документации, включают документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки. Это могут быть платежное поручение или выписка из банковского счета.

Сроки действия банковской гарантии обычно на 28-30 дней превышают сроки приема заявок на участие.

Возврат обеспечения

В случае проигрыша поставщика в торгах денежные средства должны быть возвращены ему на условиях и в сроки, которые были указаны в закупочной документации или в Положении о закупке (на основании п. 25 ст. 3.2 223-ФЗ). Банковская гарантия не возвращается. Средства, которые были внесены в виде обеспечения на спецсчет, по сути, не возвращаются, а разблокируются по требованию ЭТП.

Например, в ГК «Ростех» заказчик предусмотрел такой порядок возврата обеспечения заявки на участие. Обеспечение нужно вернуть в сроки не более 5 рабочих дней после наступления одного из указанных событий:

  1. Принятия решения об отмене конкурентной закупки.
  2. Отзыва заявки на участие в закупке (обеспечение персонально возвращается лицу, отозвавшему заявку).
  3. Публикации протокола рассмотрения заявок на участие – в адрес лиц, которых не допустили до торгов.
  4. Публикации итогового протокола – всем участникам, кроме победителя.

На основании п. 9 Дополнительных требований Постановления Правительства от 2018 года №657 блокировка прекращается при отмене торгов по инициативе заказчика или при отклонении заявки по инициативе поставщика.

Заказчик имеет право удержать обеспечение заявки на участие в следующих случаях (на основании п. 26 ст. 3.2 223-ФЗ):

  1. Победитель закупки отказался от подписания договора.
  2. Участник не предоставил обеспечение выполнения договора.

Заблокированные на спецсчете средства банк должен разблокировать в течение часа после получения указания от оператора. Возврат обеспечения заявки при проведении торгов среди субъектов СМП не производится по аналогичным основаниям.

Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ

Порядок внесения обеспечения исполнения договора не указан в 223-ФЗ, но право требования обеспечения исполнения договора за заказчиком закреплено. При этом обязанности предусмотреть в документации по закупке требование о внесении обеспечения нет. То есть заказчики сами определяют, нужно ли им устанавливать обеспечение.

По 223-ФЗ в целях внесения обеспечения договора заказчиком может быть определен любой способ. Но обычно по аналогии с 44-ФЗ заказчиками практикуется внесение обеспечения в двух формах: банковской гарантии и денежными средствами.

Стандартным является требование, когда заказчик может подписать договор со своей стороны только после того, как свою подпись поставит поставщик и внесет обеспечение исполнения контракта.

Условия о сроке являются обязательными для банковской или независимой гарантии. Сроки ее действия должны перекрывать сроки исполнения договора и превышать его как минимум на 1 месяц.

В Положении о закупке заказчик может предусмотреть право поставщика на замену одного типа обеспечения на другой при необходимости (например, денежного обеспечения на банковскую гарантию).

Размер

Размер обеспечения для исполнения договора по 223-ФЗ не предусмотрен. Он определяется заказчиком самостоятельно в процентном отношении к цене контракта.

Стандартная сумма обеспечения составляет 5-30% от цены договора.

Возврат

После того как исполнитель полностью исполнит свои обязательства по договору, обеспечение должно быть перечислено ему в полном объеме. За возврат обеспечения не в полном размере без веских оснований заказчику грозит ответственность.

Но это правило действует, если обязательства исполнителя выполняются надлежащим образом. Когда в адрес поставщика были предъявлены требования об оплате штрафов и неустоек, то по условиям договора заказчика могут наделить правом удержания неустоек из суммы обеспечения.

Регламент возврата обеспечения исполнения договора должен быть предусмотрен самим соглашением. Заказчик может предусмотреть частичный возврат обеспечения, когда будут исполнены обязательства другой стороной (например, завершен определенный этап работ).

Если в качестве обеспечения выступает независимая банковская гарантия, то денежные средства не возвращаются, и гарантия прекращает свое действие после истечения срока выдачи.

Таким образом, на основании 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта и заявки на участие не так детально регламентируется, как в 44-ФЗ. Вид, размер и иные условия обеспечения могут регламентироваться заказчиком в Положении о закупках или закупочной документации. В 223-ФЗ указывается только на то, что заказчик может требовать обеспечения заявки на участие при цене более 5 млн р. и в размере до 5%.

Ссылка на основную публикацию