Изоляция от общества как мера уголовно-правового принуждения

Правовые и организационные основы исполнения изоляции от общества

Уголовно-процессуальные меры принуждения, связанные с изоляцией от общества

Процессуальное принуждение – это конкретный случай правомерного ограничения свободы и личной неприкосновенности в рамках предотвращения или преодоления неправомерного поведения участника процессуального действия. Поэтому изоляцию от общества как меру процессуального принуждения можно понимать и как правомерное ограничение прав и свобод личности в досудебном производстве 1 Федоров И.З. Применение в досудебных стадиях уголовного процесса конституционных норм, допускающих ограничение прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 1098. – С. 12. .

Виды мер уголовно-процессуального принуждения 2 Домашний арест (ст. 107 УПК РФ), по нашему мнению, может быть признан как мера уголовно-процессуального принуждения, связанная с изоляцией от общества при соблюдении следующих условий: 1) возложение судом обязанности на лицо не посещать работу, учебу, не покатать жилое помещение; 2) обеспечение надзора (контроля) компетентными органами, чтобы лицо не могло нарушать безнаказанно возложенные на него обязанности. Для этого могут быть использованы как технические средства, так и возможности личного состава правоохранительных органов. , связанные с изоляцией:

  1. задержание подозреваемого (глава 12 УПК РФ);
  2. заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ);
  3. помещение обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение для проведения судебной экспертизы (ст. 203; ч. 2 ст. 433, 435 УПК РФ).

Цели задержания . Действующий УПК РФ прямо не определяет цели, для достижения которых применяется содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, такое указание было в «Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления» 3 Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 29. – Ст. 426. Данное положение в связи с принятием Федерального закона от 15. 07. 1995. – № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений» утратило силу. , где были определены следующие цели:

  1. выяснение причастности задержанного к совершению преступления;
  2. разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Фактическими основаниями задержания подозреваемого являются следующие:

  1. когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  2. когда потерпевшие и очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
  3. когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  4. иные данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные – менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.). По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если лицо пыталось скрыться (оказано сопротивление при фактическом задержании, покушение на побег, приготовление к отъезду); если оно не имеет постоянного места жительства (факт регистрации по месту жительства является необязательным для следователя, прокурора, дознавателя, значение имеет место жительства как помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно на законных основаниях); если не установлена личность подозреваемого (сомнение в личности, лицо не может быть устранено до составления протокола о задержании, в том числе отсутствуют или имеют признаки подделки документов, удостоверяющих личность).

Что касается юридических оснований задержания, то здесь можно отметить, что после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок, составляющий не более трех часов, должен быть составлен протокол задержания с указанием оснований, мотивов, даты и времени, места задержания, даты и времени составления протокола и т.п. Протокол задержания является основанием для помещения подозреваемого под стражу.

Заключение под стражу является самой строгой мерой. Оно заключается в изоляции обвиняемого (подозреваемого) на время следствия и суда путем помещения его в специально предусмотренное дня этих целей учреждение.

Неприкосновенность личности гарантируется тем, что ни один гражданин не может быть заключен под стражу без соответствующего судебного решения. Только судебная власть вправе дать распоряжение о заключении под стражу того или иного гражданина и только при наличии к тому законных оснований. Заведомо незаконное заключение под стражу или задержание караются в уголовном порядке.

О целях заключения под стражу можно сделать вывод на основаниях, которые установлены в ст. 97 УПК РФ для применения мер пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия, суда или может продолжать преступную деятельность, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Предотвращение перечисленных нежелательных последствий или хотя бы одного из них либо обеспечение исполнения приговора, по существу, и являются целями, для достижения которых применяется содержание под стражей.

Помещение обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение для проведения судебной экспертизы . В зависимости от характера предполагаемого заболевания обвиняемый (подозреваемый) может быть помещен в психиатрическое или иное медицинское учреждение (больницу, клинику, госпиталь) для определения его психического состояния, выявления душевных болезней, временных расстройств психики и решения вопроса об их способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, а также способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания 4 УПК РФ говорит о необходимости установления последнего обстоятельства лишь применительно к показаниям потерпевших и свидетелей, на самом деле такая необходимость может возникать и при оценке показаний обвиняемого (подозреваемого). .

О строгости данной меры говорит длительность срока, в течение которого она может производиться, – лицо может быть помещено на срок до 30 дней. В случае необходимости, по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов, срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть про дзен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней. При этом общий срок пребывания лица в стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

В настоящее время принудительно поместить обвиняемого (подозреваемого) в медицинский или психиатрический стационар для проведения экспертизы, если он находится на воле, возможно только по решению суда (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В случае же, когда он находится под стражей, направить его на экспертизу, в том числе психиатрическую, может непосредственно следователь (ч. 1 ст. 195 УПК РФ).

Правовые основы применения мер уголовно-процессуального принуждения . Основными нормативными актами, регламентирующими вопросы применения и исполнения мер уголовно-процессуального принуждения, связанными с изоляцией от общества, являются: Конституция РФ, 1993 г.; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, 2001 г.; Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. (далее Федеральный закон № 103-ФЗ); и ряд других законов и нормативных правовых актов ведомственного характера.

Общими основаниями для применения меры пресечения в виде заключения под стражу являются:

  1. возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, за которое лицо подвергается мере пресечения;
  2. предъявление обвинения данному лицу в совершении преступления;
  3. в исключительных случаях наличие обоснованных подозрений в отношении данного лица в совершении преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона №103-Ф3 основанием о заключении является судебное решение.

Принципы изоляции как меры уголовно-процессуального принуждения . В уголовно-процессуальной науке принято выделять принципы применительно ко всему процессу либо его отдельным стадиям. Однако наша задача состоит в том, чтобы из общих принципов выделить специальные, присущие уголовно-процессуальному принуждению, связанному с изоляцией от общества, и их исследовать. В ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ к таким принципам отнесены: законность, справедливость, презумпция невиновности, равенство всех граждан перед законом, гуманизм, уважение человеческого достоинства. В соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации уголовно-процессуальное принуждение не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими цель причинения физических или нравственных страданий подозреваемому, обвиняемому в совершении преступлений, содержащемуся под стражей.

Все принципы, регулирующие изоляцию от общества как меру уголовно-процессуального принуждения, можно разделить на две группы:

  1. принципы, провозглашенные международно-правовыми актами;
  2. принципы, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах России.

Учреждения и органы, исполняющие меру процессуального принуждения . Существуют два традиционных для России вида мест предварительной изоляции от общества: следственные изоляторы ФСНП, ФСБ России; изоляторы временного содержания ОВД.

Разновидность данных учреждений зависит от их ведомственной принадлежности. Так, предусмотрено наличие двух видов следственных изоляторов: изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России и изоляторы органов федеральной службы безопасности (ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ).

Следственный изолятор предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77-1 УИК РФ).

Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений. В них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

На гауптвахте содержатся подозреваемые и обвиняемые военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению; военнослужащие, являющиеся подсудимыми (до окончания рассмотрения уголовного дела в суде).

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахте на общих основаниях. Однако в отличие от других лиц они не привлекаются на работы и иные занятия.

Режим (условия) изоляции . В местах содержания подозреваемых и обвиняемых устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение их прав, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Однако как в теории, так и на практике сформулировано понятие режима, под которым подразумеваются порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы. Режим включает в себя изоляцию подозреваемых и обвиняемых, постоянный надзор за ними, внутренний распорядок в местах содержания под стражей, который регламентирует образ жизни указанной категории лиц, права и обязанности сотрудников учреждений, а также иных лиц, находящихся на их территории.

Вопросы охраны и надзора лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, регламентируются ст. 32 Федерального закона № 103-ФЗ, в которой прописана охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними. Для более подробного изучения данных направлений деятельности следует обратиться к ведомственным нормативным актам.

О режиме содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания сказано в ст. 2 Правил внутреннего распорядка ИВС ОВД. Данные правила содержат нормы режима, направленные на порядок и условия содержания задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В ИВС подозреваемые и обвиняемые принимаются круглосуточно дежурным по изолятору, который проверяет наличие оснований для помещения их в места содержания. Такими основаниями является: протокол задержания подозреваемого; судебное решение (приговор, определение, постановление) об избрании меры пресечения заключение под стражу; постановление прокурора о заключении лица под стражу, вынесенное в порядке исполнения ч. 2 ст. 466 УПК РФ на основании прилагаемого решения судебного органа иностранного государства о заключении под стражу.

В присутствии понятых задержанные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию, а находящиеся у них вещи – досмотру. Задержанным разрешается оставить только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере (см.: приложение № 2 к данным правилам).

За нарушение правил внутреннего распорядка ИВ С ОВД подозреваемые и обвиняемые могут быть выдворены в одиночную камеру или карцер: за притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников ИВС или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников ИВС либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; мелкое хулиганство и другие нарушения.

Режим содержания в следственных изоляторах регламентирован ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ.

Как было сказано ранее, лица, подвергнутые заключению под стражу и содержащиеся в СИЗО, имеют дополнительные права, по сравнению с задержанными лицами, содержащимися в ИВС.

Обеспечение прав заключенных . 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г. №76-Ф3. По существу, данный Федеральный закон есть новый документ, объединивший в себе полномочия общественных организацией за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также вопросы, затрагивающие функции, относящиеся к Попечительскому обществу, социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, и другие аспекты, касающиеся исправления осужденных и их близких родственников.

В ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ закреплен правовой статус подозреваемых и обвиняемых, а в гл. 2 этого же закона установлены права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение. Функции обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, изолированных от общества, согласно закону возложены на учреждения и органы, осуществляющие исполнение данных мер принуждения. Об учреждениях и органах, исполняющих данные меры принуждения, было сказано ранее.

Средства обращения и обеспечения подозреваемых и обвиняемых . В ст. 21 Федерального закона № 103-ФЗ закреплено обращение подозреваемых и обвиняемых и средства их обеспечения. Предложения заявления и жалобы подозреваемых обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, направляются через администрацию мест содержания под стражей. Предложения заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или же в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде.

Ответы на предложения заявления и жалобы объявляются под расписку, а на устные обращения к администрации даются им в течение суток. Ответ на письменное обращение к администрации рассматривается в течение десяти суток.

Не допускается преследование за подачу предложений заявлений и жалоб. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом 5 Предложения, заявления, жалобы задержанных, содержащихся в ИВС, адресованные в органы государственной власти, которые имеют право контроля за ИВС, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи рабочего дня направляются адресату. Предложения, заявления, жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией ИВС и направлены по принадлежности не позднее чем через три дня с момента их продажи. .

Основании прекращении изоляции . В ст. 49 Федерального закона № 103 ФЗ закреплены основания освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи. Ими являются:

а) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

б) постановление следователя, органа дознания;

в) постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или подозреваемого в связи с истечением установленного срока содержания под стражей.

Читайте также:  Можно ли снимать на камеру в магазине, если директор запрещает

Понятие изоляции в уголовном и уголовно-исполнительном праве

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «изоляция от общества». Предполагается общеизвестность и однозначность понимания соответствующего термина. При толковании понятию «изоляция от общества» придается одно из существующих в русском языке значений, то есть – лишение соприкосновения с окружающей средой, отделение от других. Однако это, скорее, традиция.

Существуют различные классификации уголовных наказаний. Какие-то из них прямо закреплены в действующем законодательстве, как деление наказаний на основные и дополнительные (ст.45 УК РФ). Другие существуют исключительно в теории, как деление наказаний на связанные и не связанные с обязательным привлечением осужденных к труду. В этом смысле выделение наказаний связанных и не связанных с изоляцией осужденного от общества занимает промежуточное положение. С одной стороны, раздел II Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации объединяет регламентацию исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. С другой – аналогичного раздела, касающегося наказаний, предполагающих изоляцию осужденного в УИК РФ не выделено. И самое главное – не определено базовое понятие, что может порождать проблемы.

Итак, действующее законодательство не содержит легального определения понятия «изоляция от общества». Предполагается общеизвестность и однозначность понимания соответствующего термина. При толковании понятию «изоляция от общества» придается одно из существующих в русском языке значений, то есть – лишение соприкосновения с окружающей средой, отделение от других[1]. Однако это, скорее, традиция.

В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве разделение наказаний производилось на связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Причем для первых в качестве одной из особенностей выделялось “ограничение свободы передвижения, присущее, хотя и в разной степени, всем наказаниям этой группы”[2]. Данный признак не может исчерпывающе охарактеризовать суть изоляции от общества. Ограничение свободы передвижения может быть характерно и для условного осуждения (см. ч.5 ст.73 УК РФ), что никак не связано с изоляцией.

При обозначении в УК РФ самого известного наказания, связанного с изоляцией от общества, – лишения свободы – законодатель говорит об «изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-по­се­ле­ние, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму». Перечисление видов учреждений, исполняющих лишение свободы, вряд ли можно считать определением изоляции. Тем более что степень изоляции, например, в колонии-поселении[3] и в тюрьме отличается кардинально.

Ст.321 УК РФ предусматривает ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Если прибегнуть к буквальному толкованию данной нормы, то можно прийти к выводу, что законодатель включает в понятие учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, два более узких понятия – «места лишения свободы» и «места заключения под стражу», причем с привязкой к соответствующим виду уголовного наказания и мере пресечения. Авторы комментариев, на наш взгляд, толкуют смысл ст.321 УК РФ расширительно, включая сюда и места исполнения наказания в виде ареста[4]. Это вполне логично, хотя не совсем точно. Но, как бы то ни было, определения рассматриваемого понятия здесь также не содержится.

Внешне привлекательным может показаться определение изоляции через наличие охраны, однако колонии-поселения, исполняющие лишение свободы, являются неохраняемыми учреждениями.

Таким образом, выделение соответствующей категории наказаний возможно либо методом от противного – какие виды наказаний не вошли в раздел Уголовно-исполнительного кодекса «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества», либо исходя из их определения в Уголовном кодексе. В любом случае к этой категории будут отнесены арест (ст.54 УК РФ – арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества…) и лишение свободы (ст.56 УК РФ – лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества…).

Анализ порядка и условий исполнения (отбывания) такого наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, позволяет причислить его к наказаниям, связанным с изоляцией. В данном случае нет прямого указания в законе на изоляцию осужденных от общества. Есть лишь положение ст.156 УИК РФ об установлении порядка, обеспечивающего «охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними» (как в исправительных учреждениях – см. ст.82 УИК РФ) и ссылочная норма ст.157 УИК РФ, которая требует обеспечивать режим в дисциплинарной воинской части в соответствии с требованиями главы 12 УИК РФ, то есть как для лишения свободы.

Совершенно особое место в системе наказаний занимает наказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себя внимание, не относится к исполнению именно этого наказания.

Ст.36 УИК РФ определяет порядок исчисления срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного срок исчисляется по-разному в зависимости от того, дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам или к исправительным работам срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, «срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения». Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы все понятно – все они могут быть отнесены к «связанным с изоляцией от общества». В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенные для него должности и для него затруднительно заниматься запрещенной деятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы – наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.

Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы, приходишь к выводу, что данное наказание не соответствует признакам наказания, не связанного с изоляцией от обществах[5].

Условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы, во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-по­­селениях (см. ст.129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие – колонии-поселе­ния исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия.

При самовольном оставлении исправительного центра без уважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст.313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это – новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания.

Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) – в колонию строгого режима.

Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (то есть когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) – три года.

Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является, в известной степени, закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания – ограничение свободы[6]. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победил компромиссный вариант. Новый вид наказания – ограничение свободы – был введен в перечень наказаний, при сохранении исполнения лишения свободы в колониях-поселениях.

Вероятно, это был бы действительно идеальный вариант – исполнение ограничения свободы в колониях-поселениях. Хотя специалисты отмечают возможные сложности организационного порядка[7]. Также существует проект реорганизации порядка отбывания данного вида наказания в некий аналог домашнего ареста[8]. Чем бы не разрешилась ситуация, для нас важно, что она, скорее всего, не возникла бы в принципе, если бы существовало сформулированное в законе понятие изоляции от общества.

Как это не покажется странным, попытка определить рассматриваемое понятие была сделана в документе, не имеющем отношения к уголовным наказаниям. В п.14 «Типового положения о специальном учебно-воспитатель­ном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» говорится, что «специальные условия содержания предусматривают: …временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию». Это можно было бы взять за основу при формулировании понятия изоляции в уголовном и уголовно-исполнительном праве. В данном определении нет ссылок на охрану учреждения (которой нет в колониях-поселениях) и, вместе с тем сделан акцент на обязательности нахождения человека на территории специализированного учреждения, реализующего меру государственного принуждения.

В свете вышеизложенного представляется целесообразным сформулировать понятие изоляции в тексте уголовного закона. Причем, с нашей точки зрения, вряд ли целесообразно помещать его в ч.1 ст.56, ибо осужденный подвергается изоляции не только при исполнении лишения свободы. Правильнее было бы к данной статье добавить примечание: «Под изоляцией в данной статье, а также в других статьях настоящего кодекса понимается обязательность нахождения осужденного в строго определенном месте (учреждении, исполняющем соответствующий вид уголовного наказания) и невозможность для него ухода с данной территории по собственному желанию».

Литература

  1. См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Изд-во Русский язык, 1990. – С.245.
  2. Советское исправительно-трудовое право. – М., 1960. – С.62.
  3. Более того, неоднократно высказывались сомнения в том, что колонии-поселения вообще осуществляют изоляцию от общества. См., например: Наташев А.Е., Стручков Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. – М.: Юридическая литература, 1967. – С.144.
  4. См., например: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в двух томах. – Том 2. – Нижний Новгород: Изд-во НОМОС, 1996. – С.339.
  5. Подробнее см.: Петров В.В. Место ограничения свободы в системе уголовных наказаний // Научные исследования высшей школы: Материалы итоговой научно-практической конференции. Тюмень: ТЮИ МВД Рос-сии, 2003
  6. См., например: Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. С.13; Уткин В.А. Перспективы уголовного наказания в виде ограничения свободы. // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. С.29-31.
  7. См., например: Уткин В.А. Перспективы уголовного наказания в виде ограничения свободы
  8. Минюст разрабатывает новый вид ограничения свободы // Независимая газета. 2006, 26 апреля.

Опубликовано: Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации – подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Применение принудительных мер медицинского характера, связанных с изоляцией от общества

Дипломная работа: Применение принудительных мер медицинского характера, связанных с изоляцией от общества

Содержание

Глава 1. Правовая природа, понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера и их виды

1.1 Правовая природа принудительных мер медицинского характера

1.2 Понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера

1.3 Виды принудительных мер медицинского характера

1.4 Принудительные меры международного характера по законодательству зарубежных стран

Глава 2. Учреждения и органы, исполняющие принудительные меры медицинского характера и правовой статус лиц, изолированных по медицинским показаниям

2.1 Учреждения и органы, исполняющие меры медицинского характера

2.2 Правовой статус и обеспечение прав лиц, изолированных по медицинским показаниям

2.3 Режим (условия) изоляции

2.4 Средства обращения лиц изолированных по медицинским показаниям

Глава 3. Проблемы, противоречия, тенденции и перспективы исполнения мер медицинского принуждения, связанных с изоляцией от общества

Актуальность темы обусловлена 1) необходимостью выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, выработки новых нормативных правовых актов, регулирующих принудительные меры медицинского характера; 2) необходимостью разработки научно обоснованных предложений по преодолению коллизий, возникших в результате вступления в силу нового УПК РФ, нормы которого о применении принудительных мер медицинского характера не корреспондируют нормам УК РФ.

В системе мер уголовно-правового воздействия центральное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями — исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о принудительных мерах медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно.

Уголовное законодательство многих зарубежных стран построено по так называемому «двухколенному» принципу. В его рамках выделяются две группы относительно самостоятельных мер. С одной стороны, наказание, размеры которого определяют деяние и вина, с другой — иные меры (медицинские, воспитательные, профилактические и т. п.), характер которых зависит от общественной опасности личности преступника. Такой подход при всех его недостатках позволяет дифференцирование, подходить к правовому регулированию средств воздействия первой и второй группы и создавать с учетом их специфики различные системы гарантий соблюдения режима законности.

В российском уголовном законодательстве столь четкое разграничение не проводится, что влечет за собой весьма сомнительные с точки зрения соблюдения прав личности юридические решения. Статья 97 УК РФ озаглавлена “Основания применения принудительных мер медицинского характера”. В ней закреплены категории лиц (ч.1), условия, при которых возможно применение принудительных мер медицинского характера (ч.2), содержатся положения о правовом регулировании порядка их исполнения (ч.3) и возможных последствиях при их неприменении судом (ч.4).

Принудительные меры медицинского характера есть меры государственного принуждения, назначаемые по определению или приговору суда страдающим психическими расстройствами лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, и заключающиеся в психиатрическом лечении этих лиц.

Содержанием рассматриваемых мер является проведение комплекса диагностических, лечебных, восстановительных и иных медицинских мероприятий, направленных на излечение больного или улучшение его психического состояния.

Цели принудительных мер медицинского характера подразделяются на юридические и медицинские, что обусловлено двойственной их природой. Целью медицинского характера выступает излечение либо улучшение психического состояния психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние или преступление. Цель юридического характера – предупреждение совершения со стороны лиц новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Основанием применения принудительных мер медицинского характера и выбора конкретной меры следует считать общественную опасность лица, обусловливаемую рядом критериев: опасностью и характером совершенного им деяния, социально-психологической характеристикой личности невменяемого, характером и степенью психического расстройства.

В современной литературе присутствует большой интерес к проблемам изоляции от общества по медицинским показаниям. Основными источниками, используемыми в работе, являются работы таких авторов, как: Ю.Н. Аргуновой; Н.Е. Крыловой; А.В. Ленского; В.В. Мальцева; А.В. Наумова; А.В. Смирнова; С.Я. Улицкого; Э.Т. Шакарова; С.Н. Шишкова.

Читайте также:  Социальная помощь и льготы в Оренбурге и Оренбургской области в 2021 году

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере исполнения мер медицинского характера, связанных с изоляцией от общества.

Предметом исследования являются принудительные меры медицинского характера, связанные с изоляцией от общества.

Цель работы – исследовать нормативно-правовую базу и организацию деятельности учреждений и органов, осуществляющих принудительные меры медицинского характера и на основе полученных данных внести предложения организационно-правового порядка по совершенствованию их исполнения.

1) охарактеризовать правовую природу, понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера и их виды;

2) рассмотреть учреждения и органы, исполняющие принудительные меры медицинского характера и правовой статус лиц, изолированных по медицинским показаниям;

3) изучить проблемы, противоречия, тенденции и перспективы исполнения мер медицинского принуждения, связанных с изоляцией от общества

Глава 1. Правовая природа, понятие, цели, основания применения и прекращения принудительных мер медицинского характера и их виды

1.1 Правовая природа принудительных мер медицинского характера

Вопрос о том, что включают в себя уголовно-правовые основания применения принудительных мер медицинского характера, в юридической литературе является дискуссионным. Одни авторы под ними понимают совокупность обстоятельств, которые определяют необходимость применения (либо неприменения) принудительных мер к душевнобольным, условия и порядок их применения [1]. Другие определяют их как совокупность обстоятельств, необходимых для назначения принудительных мер медицинского характера психически больным лицам, совершившим преступные или общественно опасные деяния [2]. Третьи говорят об этих основаниях как о единстве трех условий, обозначенных в ст. 97 УК РФ [3].

Принуждение в уголовном и уголовно-процессуальном праве

Принуждение, как противоправное действие одного лица применительно к другому, и меры принуждения со стороны правоохранительных органов (задержание, меры пресечения) – это действия, имеющие одинаковую природу, но совершенно различные цели. Рассмотрим в этой статье понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения, а также психическое и физическое принуждение в уголовном праве.

Психическое и физическое принуждение

Принуждение – это разновидность насилия, т. е. противоправное воздействие на психику или организм человека вопреки его воле. Принуждение является средством достижения какой-либо преступной цели, либо способом заставить иное лицо совершить преступное деяние. Преступления, совершенные под принуждением, рассматриваются ст. № 39 Уголовного Кодекса (УК) РФ (кроме деяний, выполненных под гипнозом).

Юрисдикция данной статьи распространяется на преступления, совершенные при следующих обстоятельствах:

  • данные действия являлись единственным выходом из сложившейся ситуации;
  • вред, причиненный преступным деянием под принуждением, меньше вреда, который мог бы быть причинен при доведении принуждения до конечной реализации.

Если перечисленные факторы существовали при совершении преступления, то исполнитель преступного деяния освобождается от уголовной ответственности, а подстрекатель признается виновным по ряду статей УК РФ в совокупности:

Психическое давление

Психическое давление – это информационное воздействие на сознание человека. Может быть оказано с использованием таких способов:

  • угроз,
  • шантажа,
  • оскорблений,
  • гипноза и т. д.

Физическое вынуждение

Физическое насилие, применяемое с целью вынуждения гражданина к каким-либо действиям или, напротив, к бездействию, может быть осуществлено определенным воздействием на тело человека или его внутренние органы, в том числе – на головной мозг. Это может быть сделано посредством следующих действий:

  • избиений,
  • пыток,
  • введением в организм ядовитых, психотропных и пр. веществ.

Стоит отметить, что в случае, если лицо не могло осуществлять контроль над своими действиями вследствие применения физического принуждения, то последствия таких действий не могут быть инкриминированы в вину данного лица.

Заведующий складом (материально ответственное лицо) с целью совершения хищения на его складе, был одурманен психотропным веществом. Вследствие этого действия гражданин уснул, а со склада был вынесен товар на крупную сумму. При таком стечении обстоятельств завскладом не может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушение правил хранения и отпуска товара.

Другая ситуация: при ограблении предприятия преступники вынудили главного бухгалтера под воздействием побоев назвать код доступа к сейфу, в котором лежала заработная плата на всю организацию, и забрали наличность. Бухгалтер в данном случае не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как действовал под физическим принуждением.

Принуждение к труду

Меры процессуального принуждения

Процессуальное принуждение – это применение к подозреваемому, обвиняемому или осужденному гражданину определенных законодательно разрешенных мер, направленных на пресечение или предупреждение неправомерных действий со стороны данного гражданина.

Существуют следующие меры процессуального принуждения в уголовном процессе:

  • задержание;
  • меры пресечения;
  • прочие способы принуждения.
  • строго очерчивает круг лиц, которые вправе их использовать;
  • ограничивает временной интервал, когда указанные меры могут быть применены: с момента возбуждения уголовного дела и до момента вынесения судом решения по данному делу;
  • устанавливает четкий порядок их применения;
  • оговаривает возможность возмещения вреда в случае неправомерного применения мер процессуального принуждения.

Задержание

Задержание подозреваемого в совершении преступления может быть произведено на срок не более 48 часов без судебного решения. Задержание является правомерным при соблюдении строгих условий:

  • преступное деяние имеет уголовную составляющую, и наказание за данное преступление предусматривает лишение свободы;
  • применено по отношению к лицу, подозреваемому в преступлении, в случае, если:
    1. гражданин задержан на месте преступления или же сразу после его совершения,
    2. свидетели указывают на конкретного гражданина, как на лицо, совершившее преступное деяние,
    3. на одежде или теле подозреваемого визуально заметны следы преступления;
  • гражданину должно быть указано на основание, приведшее к задержанию, и обозначены права человека при задержании в соответствии со ст. 46 УПК РФ;
  • не позднее 3 часов после задержания должен быть составлен протокол, и копия представлена задержанному;
  • не позднее 12 часов после задержания об этом должно быть в письменном виде доложено прокурору;
  • подозреваемый гражданин обязательно должен быть допрошен уполномоченными лицами;
  • если необходимо дальнейшее заключение подозреваемого под стражу, то ходатайство об этом должно быть представлено судье не позже, чем за 8 часов до окончания срока задержания.

Меры пресечения

Необходимо отметить, что любые меры пресечения могут быть применены только после заведения конкретного уголовного дела.

Прочие способы процессуального принуждения

Применяются с целью обеспечения порядка ведения судопроизводства и выполнения решений суда. Могут применяться не только к подозреваемым и обвиняемым гражданам, но и к другим участникам конкретного уголовного процесса. К таковым способам относятся:

Иных мер процессуального принуждения не существует. Поэтому все другие действия сотрудников правоохранительных органов по отношению к подозреваемому и прочим участникам процесса являются незаконными.

Цели изоляции от общества: международные акты и национальное законодательство, сравнительный анализ

Выдержка из работы.

Министерство Образования и Науки

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

по правовым основам исполнения мер принуждения

Цели изоляции от общества: международные акты и национальное законодательство, сравнительный анализ.

Выполнил студент 5 курса:

  1. Наказания, связанные с изоляцией от общества по УК РФ, их цели. 5
  2. Изоляция от общества, как мера административного принуждения, ее цели……………………………………………………………….. .………10
  3. Меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с изоляцией по УПК РФ, их цели ………………………………………. ……………14
  4. Международное регулирование наказаний и мер принуждения …. …17
  5. Список источников права и литературы……………………………. …21

Применение государственного принуждения по уголовному делу , по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с международными стандартами защиты прав личности в уголовной юстиции. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, провозгласив принцип доступа к правосудию, обеспечила последовательное обновление законодательной базы в Российской Федерации. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

По правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).

Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

Уголовное право – одна из ведущих отраслей российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами федеральной государственной власти и определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общественных отношений в Российской Федерации.

Назначение уголовного права определяется его задачами, сформулированными в ст. 2 УК РФ, которая гласит: «Задачами настоящего кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».

Для осуществления этих задач УК устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Так же необходимость провести анализ норм международного права в сфере защиты прав лиц осужденных, задержанных, основных принципов , прав и свобод человека и реализация их в национальном законодательстве РФ.

  1. Наказания, связанные с изоляцией от общества по УК РФ, их цели:

Согласно ст.43 УК РФ «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

В соответствие с ч.2 ст.43 УК РФ предусмотрено 3 цели наказания

( Общие цели):

1) Восстановление социальной справедливости. Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления.

2) Исправление осужденного. Под исправлением осужденного понимается результат определенного воздействия на лицо, совершившее преступление, а также специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия. Цель исправления заключается в том, чтобы с помощью карательных элементов наказания попытаться изменить отрицательные качества личности осужденного

3) Предупреждение совершения новых преступлений. Подразделяется на частное (частная превенция) и общее (общая превенция). В плане общего предупреждения наказание должно устрашать; в плане специального предупреждения – исправлять и перевоспитывать, что необязательно предполагает устрашение.

Система уголовных наказаний – это установленный уголовным законодательством и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний. В статье 44 УК РФ дан перечень наказаний, из которых наказаниями, связанными с изоляцией от общества являются:

    • Арест (ст. 54 УК РФ)
    • Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ)
    • Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ)
    • Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ)

Арест (ст. 54 УК РФ) – Этот вид наказания согласно УК состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Таким образом, арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. Это подтверждается, во-первых, тем, что осужденный к данному виду наказания подлежит по приговору суда строгой изоляции от общества, т.е. помещается в специальное учреждение, где находится под постоянным надзором, в условиях жесткого режима, не имея права покидать это учреждение до окончания срока наказания. Во-вторых, закон устанавливает предельные сроки ареста – от одного до шести месяцев. Следовательно, изоляция от общества является кратковременной.

Арест относится к числу основных видов наказания и не может присоединяться к другим наказаниям.

За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения (благодарность, досрочное снятие наложенного взыскания), за нарушение порядка отбывания наказания – меры взыскания (водворение в штрафной изолятор на срок до 10 суток).

Цели ареста помимо общих, исправление осужденного за менее короткий срок, чем при лишении свободы, за данное преступление преступление, при содержании его в арестном доме.

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ)

Согласно Уголовному кодексу содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока по призыву (ч.1 ст.55).

Содержание в дисциплинарной воинской части является только основным видом наказания. Исполнение его возложено на Министерство обороны РФ.

Закон устанавливает сроки содержания в дисциплинарной воинской части – от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступления против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность военнослужащего свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не выше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч.1 ст. 55).

Данный вид наказания исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или ротами.

Осужденные военнослужащие обязаны соблюдать требования режима. В период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные независимо от воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат и носят единые форму одежды и знаки отличия.

К осужденным, добросовестно выполняющим условия отбывания наказания могут применяться меры поощрения (благодарность, награждение подарком, денежная премия, досрочное снятие взыскания), за нарушение порядка отбывания наказания – налагаются меры взыскания (выговор, строгий выговор, арест до 30 суток).

Цели содержания – зависит от статуса лица, совершившего преступление, от характера преступления портив военной службы, замена лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части – предупреждение преступлений против военной службы, содержание при соблюдении Устава ВС РФ осужденным, то есть направленных на исправление в условиях прохождения службы, режима, военной подготовки осужденного, воспитательной работе, труда.

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ)

Лишение свободы на определенный срок является основным наказанием и применяется в случаях, когда исходя из характера и степени отягчающих обстоятельств совершенного преступления и личности виновного, для достижения целей исправления необходима его изоляция от общества.

В соответствии со статьей 56 УК лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества в колониях-поселениях, исправительных колониях общего, строгого или особо строгого режима либо в тюрьме. Лица несовершеннолетние помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишению свободы присущи следующие признаки:

– принудительная изоляция осужденного от общества в специальном учреждении на определенный срок;

– возложение на осужденного иных правоограничений, изменяющих его правовой статус;

– применение к осужденному исправительно-трудового воздействия с целью его исправления.

Лишение свободы в исправительном или воспитательном учреждении, сопряжено с физической и духовной изоляцией от общества. Осужденный лишается свободы передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с родственниками и друзьями.

Уголовный кодекс четко и дифференцированно устанавливает кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должен отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 58 УК).

Цели – социализация осужденных, проведение воспитательной работы, труд, направленные на исправление. Это наиболее строгий вид наказания и применяется судом за совершение преступлений, представляющих значительную общественную опасность, когда исправление другим путем невозможно.

Читайте также:  ПФР Рязанская область, Милославский район, п. Милославское, Центральная ул., 28: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ)

Данное наказание предназначено в качестве альтернативы смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.

Условия применения пожизненного лишения свободы:

-лицо осуждается за совершение особо тяжкого преступления;

-это преступление должно выражаться в посягательстве на жизнь одного человека или нескольких лиц;

-суд, оценив все материалы дела и личности преступника – стечение смягчающих или наличие исключительных обстоятельств,- признает возможным не применять смертную казнь, а назначить осужденному пожизненное лишение свободы.

Возможность применения пожизненного лишения свободы ограничено законом: оно не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 летнего возраста.

Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Его существование в системе наказаний оправдано лишь потому, что его применение призвано сократить применение смертной казни.

В соответствии с ч.5 ст.79 УК «Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы».

Цели – предупреждение совершения новых преступлений особо опасными преступниками, режимное содержание направленное на исправление осужденных.

  1. Изоляция от общества, как мера административного принуждения, ее цели:

Наказания не связанные с изоляцией от общества: общая характеристика, виды

Одним из направлений российской уголовной политики является последовательное сужение объема применения наиболее строгих видов уголовного наказания – смертной казни и лишения свободы за счет более мягких уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества.В частности, согласно ч.1 ст.60 УК РФ, при решении судом вопроса о применении наказания к лицу, признанному виновным в совершении преступления, более строгий вид наказания из числа предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При этом ст.44 УК РФ, помимо наказаний в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни, предусматривает еще 9 видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Последние, в зависимости от основной направленности правоограничений, составляющих их содержание, можно разделить на три группы. П.ервую из них составляют наказания, направленные на ограничение предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; ограничение по военной службе; конфискация имущества. Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение предусмотренных ст.37 Конституции Российской Федерации прав граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы..Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на ограничение предусмотренного ст.27 Конституции Российской Федерации права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Таким являются наказания в виде ограничения свободы, а также содержания в дисциплинарной воинской части. Объем ограничения прав и свобод осужденных здесь значительно шире, чем при применении первых двух групп наказаний.

Штраф – денежное взыскание, назначаемое судом в размере от 2500 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 46).Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность.согласно ст. 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Это наказание устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного и от 6 месяцев до 3 лет – в качестве дополнительного вида наказания. Стоит заметить, что оно может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей статьей УК РФ в качестве наказания за ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть применено судом с учетом личности виновного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Это наказание используется только в качестве дополнительного. Уголовный закон в санкциях статей Особенной части не содержит прямых указаний о его применении, по϶ᴛᴏму суд по ϲʙᴏему усмотрению вправе применять его к виновному в целях усиления морального воздействия приговора за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления

54. Наказания, связанные с изоляцией от общества: общая характеристика, виды. Наказание- мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Наказания, связанные с лишением свободы

Арест (ст. 54 УК РФ). Это новый вид наказания, состоящий в содержании лица в условиях строгой изоляции от общества.

Арест – краткосрочный вид наказания: от одного до шести месяцев. В случае применения ареста взамен обязательных работ или при злостном уклонении от отбывания этого наказания он может быть назначен на еще меньший срок.

Арест не применяется к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет[21].

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ). Содержание в дисциплинарной воинской части является основным видом наказания, в том числе и при условном осуждении, и применяется военным трибуналом только к военнослужащим (по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву) и приравненным к ним лицам (курсантам военных училищ и иных военно-учебных заведений за преступления, совершенные во время обучения, если до поступления на учебу они не отслужили действительную срочную военную службу). Эта мера неприменима к военнослужащим сверхсрочной службы, в том числе проходящим службу по контрактам прапорщикам, мичманам, офицерам, а также военнослужащим, совершившим преступления в период учебных сборов.

Дисциплинарная воинская часть – новое название существовавшего ранее дисциплинарного батальона – является особой воинской частью (отдельный дисциплинарный батальон или отдельная дисциплинарная рота). Лица, содержащиеся в ней, остаются военнослужащими; срок – от трех месяцев до двух лет.

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ). Закон определяет лишение свободы как принудительную изоляцию осужденного в специально предназначенных для этого учреждениях.

Лишение свободы – основной вид наказания, может применяться только в качестве самостоятельного, в том числе и при условном осуждении (ст. 73 УК РФ).

В соответствии с ч.2 ст.56 УК лишение свободы может назначать на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случаях, предусмотренных частью 4 ст. 56 УК РФ в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров – более тридцати лет[23].

Несовершеннолетним осужденным лишение свободы назначается на срок не свыше десяти лет.

Лишение свободы отбывается осужденными в различных видах исправительных учреждений, которые определяются судом в приговоре: колонии – поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

Пожизненное лишение свободы (Ст. 57УК РФ) относится к основному виду наказания и в соответствии со ст.57 УК устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Пожизненное лишение свободы может назначаться только в тех случаях, когда суд смертную казнь сочтет чрезмерно строгим, а лишение свободы на определенный срок – чрезмерно мягким наказанием.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях значительно строже (ст.127 УИК), чем в других колониях особого режима (ст.124 УИК)[24].

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В настоящее время в России существует мораторий на смертную казнь до 2010 г. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П установил, что до создания судов присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Подробно о структуре ПФР

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Ссылка на основную публикацию