Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в 2021 году – что это такое, изменениями

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах. Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено». В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями).

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно.

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в 2021 году – что это такое, изменениями

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 МАЯ 2014 Г. № 481«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИ

В отечественной и зарубежной практике важнейшим показателем, определяющим эффективность политики в области социального сиротства, является количественный показатель: число детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан [1].

Так еще в 2006 году президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах [2].

Минобрнауки России планирует, что к 2018 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составит 60 тыс. человек, в том числе за счет устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан [3].

Анализ динамики количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи российских граждан, свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в нашей стране и обществе.

По данным Росстата, в Российской Федерации за период
2005–2013 годов наблюдается снижение количества интернатных учреждений для детей (график 1) [4].

График 1. Количество интернатных учреждений для детей в Российской Федерации

В указанный период наблюдается сохранение общей тенденции снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 1).

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, человек

Всего выявлено и учтено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей1)

Из них устроены:

в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение

под опекой (попечительством), на усыновление

В том числе усыновлены иностранными гражданами

в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях

В том числе в учреждениях:

детские дома — школы

школы-интернаты для детей-сирот

школы-интернаты общего типа

школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья

дома-интернаты для детей

Находится детей и подростков на воспитании в семьях:

под опекой (попечительством)2)

в приемных семьях (без родных детей)

в семейных детских домах

1) С учетом детей, оставшихся не устроенными к началу отчетного года.

2) С 2009 года — в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», включая детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. В таблице приняты условные обозначения: явление отсутствует; . данных не имеется.

По данным Росстата, в 2013 году выявлено и учтено 73,33тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (на 50% меньше, чем в 2005 году).

При этом численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сократилась с 177,12 тыс. (в 2005 году) до 78,23тыс. детей (в 2013 году).

Анализ количественного показателя по детям-сиротам, переданных на воспитание в семьи иностранных граждан имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 году количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 6,9 тыс. человек, то в 2013 году этот показатель составил 1,5 тыс. человек (что соответствует показателю 1993 года). В связи с введением ряда ограничений и запретов на международное (иностранное) усыновление, принятое в Российской Федерации в период с 2013 по 2014 годах, можно прогнозировать уменьшение количества детей, усыновленных иностранными гражданами и в 2014 году. Особое внимание необходимо уделить усыновлению группы детей, относящейся к категории детей-инвалидов [5]. Доля данной группы детей, усыновленных иностранными гражданами в 2013 году, высока в Словении, Финляндии, США. В Российской Федерации данный показатель составляет около 2%.

Данные на 2013 год по семейным формам имеют тенденцию к снижению показателей по усыновлению — 123,8 тыс. детей (уменьшение на 134,8 тыс. по сравнению с 2005 годом), при росте показателя по опеке (попечительству) – на 50,14 тыс. детей в 2013 году (426,45 тыс.) по сравнению с 2005 годом, с преобладанием безвозмездной формы опеки (попечительства) (таблица 2).

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 год, человек

Форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Всего детей передано

Из них численность детей-инвалидов

Численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года

Из них посторонним гражданам

Численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года

по договору о приемной семье

по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

Численность детей, усыновленных российскими гражданами

Однако, в настоящее время в соответствии изменением концептуальных подходов в системе работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меняются и нормативно-правовые инструменты.

В связи со вступлением постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в силу с сентября 2015 года организации для детей-сирот переориентированы на новый тип семейного воспитания, где приоритетом является семейное устройство детей. Детский дом – это место временного пребывания ребенка, промежуточная ступень с момента определения ребенка в детский дом до момента помещения или возвращения его в семью.

Изучение и прогнозирование возможных эффектов и рисков, связанных с вступлением данного нормативно-правового акта, имеет огромное значение в системе социально ответственного управления.

В ходе проведенного исследования, основываюсь на экспертных оценках, были выявлены предполагаемые положительные эффекты реализации механизмов, закрепленных Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 с 1 сентября 2015 года:

1. сокращение числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также снижение доли социальных сирот;

2. повышение качества условий содержания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. формирование инновационной системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. повышение эффективности и прозрачности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей.

При вступлении в силу данного постановления можно прогнозировать проявление ряда рисков:

1. Несовершенство нормативной правовой базы.

2. Сопротивление руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, механизмам реорганизации таких организаций. В ходе проведенного исследования выявлено, что 30% руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хотят изменений.

3. Отсутствие стандартизации услуг по подготовке кандидатов, сопровождению семей, необходимость в соответствующих профессиональных стандартах.

Вместе с тем при прогнозировании изменений необходимо учитывать ряд фактов, влияющих на эффективность политики в области социального сиротства:

1. Изменение контингента детей, находящихся в банке данных о детях-сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, по демографическим характеристикам, характеристикам здоровья и социально-психологическому статусу.

В настоящее время произошло изменение контингента воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как большая часть — это подростки старше 10 лет (69% детей) и дети с ограниченными возможностями (около 20% детей), с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения, в том числе имеющие криминальное прошлое.

2. Получение дошкольного и школьного образования за пределами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не предусмотрено получение дошкольного образования детьми, помещенными под надзор в медицинские организации, и не определены механизмы сопровождения таких воспитанников. Школы не готовы к приему детей-сирот. Во-первых, директоры и педагогический коллектив школ не заинтересованы в обучении воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, родители школьников выражают недовольство обучением в школе детей-сирот.

Читайте также:  Жалоба на учителя школы (образец). Куда пожаловаться анонимно?

3. Квалификационный уровень кадрового состава, в том числе лиц, замещающих профессиональных родителей.

Остро стоит вопрос об уровне соответствующей квалификации педагогических работников. Не проработаны новые профессиональные стандарты, механизмы квалификационной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с новыми требованиями, а также не решена проблема уровня внедрения новых технологий в работе с детьми и семьями, нет методических рекомендаций. Для лиц, замещающих профессиональных родителей, работающих на долговременной краткосрочной основе, необходимо предусматривать профессиональное обучение, включающее стажировку, супервизию (консультирование менее опытного более опытным), текущее обучение и повышение квалификации. Остаются сложности в подборе кадров (психологов, кураторов). Ощущается недостаток педагогических кадров.

4. Уровень информационной просвещенности населения о проблемах социального сиротства и семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, подводя итоги исследования, необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» – это своевременный шаг, направленный на повышение эффективности государственной политики России в области социального сиротства.

Рецензенты:

Мальцева Г.И., д.э.н., генеральный директор, АНО ДПО «Институт менеджмента в образовании», г. Москва;

Клячко Т.Л., д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.

Положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей

Ежегодно в России появляются тысячи детей-сирот. У кого-то из них погибли родители, от кого-то отказались родственники. Есть дети, которых забирают из недобросовестных семей и передают на попечение государству. Для проживания сирот созданы специальные организации, работа которых регулируется Постановлением № 481.

Цель принятия документа

Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей. Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.

Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.

Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы

Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.

В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:

  • Описание жилых помещений. Жилье необходимо обустраивать по типу квартиры. В учреждении оформляется игровая зона, комнаты для сна, употребления и приготовления еды, уборная.
  • Предоставление воспитанникам личного пространства. Ребенок должен иметь возможность играть, учиться. Дети имеют право на личные вещи.
  • Сохранность личных предметов воспитанника. Организация обеспечивает ребенка личным шкафчиком и следит за тем, чтобы его вещи оставались в сохранности.
  • Процесс воспитания и обучения. В акте описано, что сироты имеют право получать образование по общей или индивидуальной программе. Ребенок вправе посещать близлежащее учебное заведение или проходить обучение в стенах учреждения. Воспитанникам предоставляется возможность получать дошкольное, школьное и профессиональное образование. Сотрудники предоставляют детям полную информацию об их правах.
  • Содержание детей-инвалидов. Лица с особенными потребностями содержатся в учреждениях, обеспечивающих им комфортные условия.
  • Адаптация воспитанников к жизни вне стен организации. Для этого к работе привлекаются психологи. Кроме того, детям обеспечивают участие в жизни общества посредством участия в олимпиадах, посещения других общественных учреждений.
  • Обеспечение сиротам культурного развития. Организации предоставляют воспитанникам возможность посещать культурные мероприятия и учреждения.
  • Предоставление полного медицинского патроната. Дети, находящиеся на попечении государственных заведений, имеют право на обследование и лечение, как по месту нахождения организации, так и в больнице.
  • Предоставление вещей и питания за счет государства.
  • Право на общение воспитанников с родственниками.
  • Информирование общественности о деятельности учреждения. Организация для детей-сирот обязана освещать в общедоступных источниках информацию о своих сотрудниках, количестве воспитанников, направлениях работы.
  • Условия проживания ребенка в учреждение для детей-сирот во время отсутствия опекунов или невозможности осуществления ими ухода за несовершеннолетним.

В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.

Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481

Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:

  • Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
  • Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
  • Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
  • Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.

Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:

  • В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
  • Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
  • Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.

Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в 2021 году – что это такое, изменениями

Постановление от 24 мая 2014 года №481. Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации и защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Документ

Постановление от 24 мая 2014 года №481

Документ разработан Минобрнауки в целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом в Семейный кодекс Российской Федерации, Правительство наделено полномочиями по определению:

Комментарий

– перечня видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно – организации для детей-сирот, дети);

– порядка деятельности организаций для детей-сирот, порядка устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству детей);

– оснований принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот;

– требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

Подписанным постановлением утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), которое в том числе устанавливает:

– основные виды деятельности и оказываемые организациями для детей-сирот услуги, а также особые виды деятельности для медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и образовательных организаций соответственно;

– основания для помещения ребёнка под надзор в тот или иной тип организаций для детей-сирот, в том числе возможность проживания в них детей после достижения ими 18 лет, но не старше 23 лет;

– требования к организации жизнедеятельности детей в воспитательных группах по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и разного пола, прежде всего родных братьев и сестёр, детей, являющихся родственниками, которые ранее вместе воспитывались;

– требования к численности детей в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, которая не должна превышать 8 человек, а детей в возрасте до четырёх лет – 6 человек;

– требования по утверждению индивидуального плана развития и жизнеустройства каждого ребёнка, направленного на максимально возможное сокращение сроков его пребывания в организации для детей-сирот;

– требования по психолого-медико-педагогической реабилитации детей, реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, социальной адаптации воспитанников;

– порядок использования ресурсов организаций для детей-сирот для работы по профилактике социального сиротства, коррекционно-реабилитационной работы с родителями, подбору и подготовке граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в свои семьи, социальной адаптации воспитанников;

– порядок распространения информации о деятельности организаций для детей-сирот в интернете и средствах массовой информации.

Одновременно признаётся утратившим силу постановление от 7 июля 2011 года №558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации, защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Постановление вступает силу с 1 сентября 2015 года.

Ужесточение правил на усыновление детей сирот в 2021 году

С каждым годом, в связи с неблагоприятным материальным положением, высокой смертностью и отсутствием нормальных жилищных условий, увеличивается количество детей-сирот в детских домах. Для каждого ребенка отсутствие родителей – это огромная моральная боль, которая может отражаться в дальнейшем на судьбе человека. Именно поэтому, чтобы не подвергать ребенка такой опасности, неравнодушные люди, которые могут позволить себе воспитывать ребенка в материальном плане, прибегают к усыновлению.

Основное об усыновлении детей в России

Само по себе усыновление – воспитание ребенка, лишенного родительской опеки. Оно может быть осуществлено, если он является несовершеннолетним.

Процесс усыновления осуществляется судом, в соответствии со статьей 125 Семейного Кодекса РФ, после предоставления заявления лиц, планирующих усыновить ребенка.

Для завершения усыновления требуется заключение попечительского совета. После принятия в новую семью, малыш чувствует себя полноценным ее членом. Однако не каждый ребенок может рассчитывать на это.

По статье 129, 130 Семейного Кодекса, процедура производится только для находящегося в детдоме:

  • ребенка, чьи родственники согласны с этим;
  • лица, родители которого уклоняются от обязанностей по воспитанию;
  • ребенка, родителей у которого нет (неизвестны, умерли).

Все бумаги оформляются на одного человека или пару новых родителей. Однако, если он старше 10 лет, то требуется согласие на усыновление. Ребенок, который достиг возраста 10 лет или старше, уже осознанно понимает, что согласие на усыновление – это кардинальное изменение в его жизни.

Именно поэтому согласие самого ребенка – ключевой момент, который остается обязательным.

Необходимые документы: список

Для завершения окончательного этапа процедуры требуется определенный перечень документов. А именно:

  • автобиография;
  • справка о доходах;
  • выписка из домовой книжки о месте жительства;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, удостоверяющие личность;
  • медицинское заключение;
  • копия документа о прохождении подготовки;
  • справка из ПФР о пенсионном состоянии заявителя;
  • копия свидетельства о браке (если имеется);
  • заявление о согласии (также в этот пункт входит и согласие усыновляемого, если старше 10 лет);
  • акт обследования жилья.

После предоставления всего перечня документов должно поступить заключение от органов опеки. С этого момента появляется доступ к базе данных об усыновленных. Это последний этап в описываемом процессе.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Починках: особенности деятельности, режим работы, адрес

Пособия и выплаты на усыновленного ребенка

Для родителей, оформивших опеку, существует ряд выплат, в помощь. А именно:

  • 80000 руб. – на усыновляемого, младше 7 лет;
  • 100000 руб. – на инвалида старше 7 лет.

Также можно получать ежемесячные пособия на усыновленного:

  1. 40% от среднего заработка на усыновленного ребенка, не достигшего возраста 15 лет.
  2. Детям военного или человека, проходящего службу. Изначально, размер подобного пособия составлял 6000 руб., но с начала 2019 г. эта сумма составляет 11374,18 руб.
  3. В период декретного отпуска, пособие в сумме 50 тыс.руб., до достижения 3 лет.

Таким образом государство выплачивает не только ежемесячные выплаты, но и пособия для обеспечения бывших сирот.

Главные требования к будущим родителям

Для супругов или же одного, решившегося на важный шаг опекунства, человека существуют требования. К ним относят:

  1. Прохождение медицинской комиссии. Этот этап требуется для выявления или отсутствия болезней у лиц, решивших на опекунство, входящих в список по отклонению решения.
  2. Получение справки об отсутствии судимости. Важный документ, который показывает – существует ли опасность для воспитания в той или иной семье.
  3. Прохождение курсов подготовки. Этап для ознакомления с правилами и возможностями опекунства.
  4. Подача определенного перечня документов.
  5. После подачи документов открывается возможность просмотра базы данных детей, где можно сделать окончательный выбор малыша.
  6. После выбора, производится официальное одобрение и родители или опекун забирают ребенка к себе домой.
  7. В конце следует получить свидетельство о регистрации через ЗАГС.

В связи с большим перечнем документов, процесс занимает довольно долгое время. Также, рассмотрение не только органов опеки, но и других учреждений, является долгосрочным периодом. Для супругов-опекунов, это не только важный шаг, но и проверка на прочность, подтверждение того, что они действительно хотят усыновить ребенка.

Подарить ребенку прочную и крепкую семью – вот единственная цель в этом сложном и длительном процессе.

Усыновление детей сирот в 2021 году: ограничения

В Минпросвещения произведено ужесточение правил получения опеки с 10.01.19 г. Узаконенная версия документа вышла в 2021 г.

В нем описывается запрет на опекунство более 1 ребенка в год. С этого момента введено и обязательное прохождение обследования на соответствие психологическим нормам опекунов. Также снят запрет об опекунстве малышей с ВИЧ.

Какие выплаты положены семьям с приемными детьми

В качестве возмещения расходов, родителям выплачивается помощь в размере 5 прожиточных минимумов, а именно — 90145 руб. За второго ребенка положено 126203 руб. За третьего и последующих детей уже возмещают 10 прожиточных минимумов – 180290 руб.

Таким образом, для оформления опекунства требуется не только определенный перечень документов, но и соблюдение важнейших этапов подготовки. Несмотря на это, государство помогает приемным родителям выплатами и ежемесячными пособиями для того, чтобы погасить затраты и на дальнейшее обеспечение усыновленного.

Усыновление ребенка – важный этап для всех родителей, к которому нужно подходить заранее и подготовится не только морально, но и материально, и физически. Для планирующих взять в семью ребенка предъявляют ряд требований и без полного соответствия им процедура невозможна.

Основные положения Постановления №481 Правительства РФ о деятельности организаций для детей-сирот

По статистике за 2016 год количество детей-сирот в стране составила около 482 тысяч человек.

Более 30 % из них, находятся на попечении государства. Именно для обеспечения хорошего воспитания этих детей, Правительством был принят документ федерального уровня.

Основные положения

Начал действовать этот акт в 2015 год и действует до сих пор на территории всей страны.

Положением закреплены требования к содержанию, воспитанию, обучению детей-сирот, а также виды учреждений, способных оказывать услуги и сам перечень услуг, которые должны оказываться государством в отношении этой категории лиц.

Какие основные вопросы рассмотрены

Документом определено, что организации должны создавать подходящие условия, для воспитания детей. Пунктом 33 закреплено требование, в соответствии с которым условия нахождения детей в организации должны быть приближены к семейному, что также должно способствовать интеллектуальному, духовному и физическому развитию.

Постановлением разработаны специальные требования к помещению, в которых проживают дети. К ним относятся обязанность в оснащении данных мест:

  1. жилыми зонами:
  2. комнат, предназначенных для игр, отдыха детей;
  3. санузлами;
  4. комнатами для приготовления пищи и её употребления.

Создание помещений должно осуществляется по квартирному типу.

Обязанностью организации является осуществление права ребенка на индивидуальное пространство, которое он может использовать для занятий отдыхом, играми. Организацией обеспечивается возможность для ребенка иметь индивидуальные, личные вещи, а также обеспечивается сохранность и беспрепятственный доступ ребенка к этим вещам.

Организация должна устанавливать режим дня, который разумным образом будет в себе сочетать воспитательные и образовательные программы.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, организациями должны оказываться услуги по получению ими основных и дополнительных общеобразовательных программ.

Помимо этого, следует предоставлять возможность детям посещать другие образовательные группы, действующие в иных заведениях. Учитывая возраст детей, их психологическое и физическое состояние здоровья, детям должна предоставляться возможность для участия в различных конкурсах, выставках, смотрах, вне пределов учреждений, в которых они воспитываются.

Организациями должно осуществляется профессиональное обучение детей, при наличии соответствующей лицензии, а также при наличии согласия детей. Должно осуществляться обучение детей рабочей профессии или профессии служащих должностей.

Детям при ограниченных возможностях здоровья следует проходить обучение по адаптированным общеобразовательным программам с учетом рекомендаций медицинской комиссии.

Лица, не достигшие возраста 23 лет, и завершившие свое пребывание в учреждении, имеют право проживать там, на временном условии, а также бесплатно питаться.

Дети, пребывающие в специализированных организациях, в соответствии с Постановлением находятся на полном федеральном обеспечении, которое включает в себя бесплатное:

  • питание;
  • предоставление одежды и обуви;
  • проживание;
  • медицинское обслуживание.

Предоставляются медицинские услуги по:

  • охране здоровья детей, комплексной оценке здоровья, проведения профилактических и диагностических мероприятий;
  • осмотру детей в профилактических целях;
  • диспансерному наблюдению, для детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • по восстановительному лечению, комплексной реабилитации детей, их адаптации.

Помимо вышеуказанных услуг, организациями в обязательном порядке оказываются социальные услуги:

  • направленные на социально-трудовую реабилитацию, целью которой является восстановление бытовых, социальных, профессиональных способностей;
  • по физическому воспитанию детей-инвалидов, учитывая их возраст, состояние здоровья, которые позволяют развить их способности в пределах максимальных возможностей.

На учреждение возложена обязанность ежегодно размещать на своем официальном сайте информацию о:

  • организации (задачи, условия содержания и воспитания детей);
  • количестве детей, находящихся на воспитании;
  • кадровом составе работников;
  • направлении работы с детьми, порядке взаимодействия с гражданами, другими организациями;
  • количестве детей, возвращенных в течение года законным представителям, а также устроенным на воспитание в семьи.

Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта

Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:

  1. Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии. Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
  2. Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
  3. Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.

Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:

  1. В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
  2. Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.

Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.

О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:

Каким образом начисляются штрафы и пени по 44-ФЗ, и какими правовыми нормами они регулируются?

За нарушение действующего законодательства о госзакупках 44-ФЗ заказчик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, а за просрочку в исполнении финансовых обязательств ему могут быть начислены пени. С 2017 года правила их начисления несколько изменились.

  • Правовое регулирование
  • Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ
  • Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
  • Размер штрафов на заказчика
  • Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета
  • Таблица штрафов за нарушение норм 44-ФЗ
  • Сроки для привлечения к административной ответственности

Правовое регулирование

Начисление пени и штрафов регулируется положениями:

  • 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
  • КоАП РФ.

В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
  2. Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).

По Постановлению Правительства №1042 от 2017 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.

Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2017 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2017 года.

Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.

В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:

  • детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
  • внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
  • установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
  • прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
  • указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.

Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% – от 3 до 50 млн р.;
  • 1% – от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% – от 100 млн р.

С сентября 2017 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

  • 10% – при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
  • 5% – от 3 до 50 млн р.;
  • 1% – от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% – от 100 до 500 млн р.;
  • 0,4% – от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% – от 1 до 2 млрд р.;
  • 0,25% – от 2 до 5 млрд р.;
  • 0,2% – от 5 до 10 млрд р.;
  • 0,1% – при цене контракта свыше 10 млрд р.

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2017 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

  • 3% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 2% – от 3 до 10 млн р.;
  • 1% – при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Читайте также:  ПФР Тверская область, Молоковский район, п. Молоково, ул. Ленина, 16: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК – если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК – от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК – от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Размер штрафов на заказчика

Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2017 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

  • 2,5% от цены контракта, которая не превышала 3 млн р.;
  • 2% – при цене контракта 3-50 млн р.;
  • 1,5% – при цене от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% – при цене более 100 млн р.

Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:

  • 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. – от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
  • 100000 р. – свыше 100 млн р.

Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке – это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Таблица штрафов за нарушение норм 44-ФЗ

Помимо штрафов, которые накладываются на стороны по подписанному ими госконтракту, им также грозит административная ответственность. Она предусматривается положениями КоАП РФ. Помимо штрафов, в некоторых случаях здесь прописана такая форма ответственности, как дисквалификации.

Привлечением к административной ответственности уполномочена заниматься ФАС и ее территориальные подразделения.

Количество потенциальных нарушений по 44-ФЗ и наказаний за них в КОАП весьма велико, поэтому для наглядности их целесообразно привести в табличной форме.

Вид нарушенияСтатья КоАП РФШтраф, р.
Выбор способа определения поставщика с нарушением требований 44-ФЗч. 1
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Выбор иного способа закупки, если заказчик обязан применять аукцион или конкурсЧ. 2
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Принятие решения о проведении конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44, или нарушение сроков предоставления в ФАС информации о закрытых закупкахЧ. 2.1
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Включение в план (план-график) закупок объекта, не соответствующего целям госзакупокЧ. 1
ст. 7.29.3
Для должностных лиц – 20 тыс. р.-50 тыс. р.
Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК или закупочного объектаЧ. 2 ст. 7.29.3Для должностных лиц – 10 тыс. р.
Нарушение сроков общественного обсуждения закупокЧ. 3 ст. 7.29Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение срока утверждения или размещения плана закупок или плана-графика закупок в ЕИС, изменений в них, нарушение сроков размещения контрактаЧ. 4 ст. 7.29.3Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по конкурсам и аукционам до 2 днейЧ. 1
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 5 тыс. р., юрлиц – 15тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по конкурсам и аукционам более, чем на 2 дняЧ. 1.1 ст. 7.30.Для должностных лиц – 30 тыс. р., юрлиц – 100 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по запросам предложений и котировок не более, чем на 1 деньЧ. 1.2 ст. 7.30.Для должностных лиц – 3тыс. р., юрлиц – 10 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по запросам предложений и котировок более, чем на 1 деньЧ. 1.3 ст. 7.30.Для должностных лиц – 15тыс. р., юрлиц – 50 тыс. р.
Нарушение заказчиком порядка предоставления документации по закупке или приема заявок на участие, несвоевременное размещение заказчиком отчета об исполнении контрактаЧ. 1.4 ст. 7.30.Для должностных лиц – 15 тыс. р., юрлиц – 50 тыс. р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке с нарушением сроков включения закупки в план-график, заключение контракта без плана-графикаЧ.1.5 ст.7.30Для должностных лиц – 30 тыс.р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке с нарушением сроков включения закупки в план-график при отсутствии сведений о закупке в плане-графикеЧ. 1.6 ст. 7.30Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке, если ранее антимонопольная служба приняла решение о признании закупки необоснованнойЧ. 1.7 ст. 7.30Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Отклонение заявки по 44-ФЗ, ограничение конкуренции (отказ в допуске к участию в аукционе, конкурсе, отстранение от участия в аукционе); нарушение правил вскрытия конвертовЧ. 2, 6
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.
Нарушение требований к содержанию протокола при определении поставщикаЧ. 2.1 ст. 7.30.Для должностных лиц – 10 тыс. р.
Неразмещение в ЕИС обязательной информации и документовЧ. 3 ст. 7.30.Для должностных лиц – 50 тыс. р., юрлиц – 500 тыс. р.
Некорректный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие, неправомерные требования к участникам закупки и обеспечению по заявкам, которые ограничивают конкуренциюЧ. 4
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.
Включение в описание объекта требований о фирменных знаках и патентах, если это запрещено законодательно; одновременное включение в закупку несвязанных объектовЧ. 4.1 ст. 7.30.Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. р. и не более 50 тыс. р.
Утверждение документации по закупке с нарушением законодательстваЧ. 4.2 ст. 7.30.Для должностных лиц – 3 тыс. р.
Выбор победителя тендера с нарушением требований ФЗ-44Ч. 7
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Неправомерное уменьшение сроков подачи заявок на участие в закупке, нарушение сроков отмены определения поставщикаЧ. 8
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение требований о закупках в размере 15% у субъектов малого предпринимательстваЧ. 11
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Нарушение сроков подписания итоговых протоколов не более, чем на 2 рабочих дняЧ. 13
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 3 тыс. р.
Нарушение сроков подписания итоговых протоколов более, чем на 2 рабочих дняЧ. 14
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Умышленное размещение недостоверной информации в РНПЧ. 1
ст. 7.31.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Ненаправление информации для включения в РНПЧ. 2
ст. 7.31.
Для должностных лиц – 20 тыс. р.
Нарушение порядка возврата обеспечения не более, чем на 3 рабочих дняЧ. 1
ст. 7.31.1.
Для должностных лиц – 5 тыс. р., для юрлиц – 30 тыс. р.
Нарушение порядка возврата обеспечения более, чем на 3 рабочих дняЧ. 2
ст. 7.31.1.
Для должностных лиц – 15 тыс. р., для юрлиц – 90 тыс. р.
Заключение госконтракта с нарушением условий определения поставщикаЧ. 1
ст. 7.32.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.

Таким образом, помимо ответственности за нарушение сроков оплаты госконтракта, ненадлежащее его исполнение, неисполнение обязательств по контракту, которые наступают по нормам 44-ФЗ, заказчику и поставщику грозит административная ответственность по КоАП.

Сроки для привлечения к административной ответственности

Большинство совершенных правонарушений в сфере госзакупок предполагают срок давности для привлечения к административной ответственности в течение года с момента их совершения.

Если речь идет о наказании за нецелевое использование бюджетных средств, то привлечь к ответственности можно в течение более длительного срока – двух лет после совершения нарушения (по ч. 1,2 ст. 4,5 КоАП).

После истечения срока давности лицо не могут привлечь к административному наказанию.

Таким образом, недобросовестное исполнение сторонами своих обязательств грозит сторонам по 44-ФЗ ответственностью в виде штрафов и пени. Возможные меры наказания перечислены в 44-ФЗ, Постановлении Правительства №1042 от 2017 года и КоАП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ссылка на основную публикацию