Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность. Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности. При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года. Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС. Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен. Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно. В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата. Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности. А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков. Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступает в силу: 19 августа 2017 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

Появились новые льготы по налогу на прибыль

Больше не нужно облагать налогом доходы в виде интеллектуальных прав, которые компания выявила при инвентаризации (ст. 251 НК РФ).

Юлия Майфет
Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Селютин и партнеры», Москва

В чем суть изменений. За годы работы предприятие создало научно-технические результаты — исследования или наработки по техническим новинкам. Теперь директор хочет оформить права на них, например патент на изобретение, и использовать в предпринимательской деятельности. Ему понадобится провести инвентаризацию и перечислить налог на прибыль с рыночной стоимости этих результатов. Однако теперь государство решило объявить налоговую амнистию: за объекты интеллектуальной собственности, выявленные в период с 1 января 2017 по 1 января 2019 года, платить не придется.

Насколько это выгодно. Поправки в статьи 251 и 262 Налогового кодекса РФ предоставляют дополнительные налоговые льготы предприятиям, которые ведут научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

Помните, что льгота выражается не только в отсутствии налогообложения, но и в возможности включить дополнительные расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом. К таким затратам относятся, в частности, страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные с выплат сотрудникам, выполняющим эти работы. Расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 можно включить либо в прочие расходы в период завершения этих работ, либо в первоначальную стоимость нематериальных активов. Иначе они будут учитываться в размере фактических затрат.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №166 ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

3 млн руб. — максимальная сумма сделки с недвижимостью, которая не привлечет внимание Росфинмониторинга

Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг

Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность. Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги. Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг. Доверяться аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.

Екатерина Шестакова
Генеральный Директор ООО «Актуальный менеджмент», Москва

В чем суть изменений. Представьте ситуацию: в Вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, Вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.

Что делать бизнесу. Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.

Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

Павел Тимохин
Руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

В чем суть изменений. Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными. В свою очередь Росфинмониторинг будет сообщать о подозрительных сделках в налоговую инспекцию и полицию.

С 2018 года внешние аудиторы начнут докладывать о Ваших ошибках учета в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Риск выездной проверки вырастет

Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг. Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся: а) операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации; б) сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.

Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:

  • беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
  • скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
  • однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.

Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Когда документ вступит в силу: через 10 календарных дней после опубликования
Для кого актуально: Генеральный Директор

Аудиторов обязали сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных сделках

Лента новостей

  • 20:49 Украина объявила в розыск Анатолия Шария
  • 20:22 Коты Эрмитажа получат 3 тысячи евро по завещанию
  • 19:53 Задавивший бабушку с внучкой Шариков отсидит 4,5 года в колонии
  • 19:38 Пашинян позвонил Путину, чтобы обсудить ситуацию в Армении
  • 19:25 Twitter признали злостным нарушителем российских законов
  • 18:49 Экипаж МКС временно заделал две трещины в российском модуле
  • 18:39 Мособлсуд оставил в силе приговор «самому крупному неплательщику НДФЛ» Константину Пономареву
  • 18:24 Навальный этапирован из СИЗО
  • 18:20 Россияне раскупают авиабилеты в Грузию
  • 17:50 ФАС завела дела на Альфа-банк и Совкомбанк
  • 17:44 Собянин назвал возможные сроки новых послаблений карантина
  • 17:22 Большунов не смог взять медаль в спринте на лыжном чемпионате мира
  • 16:53 Свыше 120 тысяч москвичей хотели бы видеть памятник на Лубянке
  • 16:29 Суд заочно арестовал собственника сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» Белойвана
  • 16:23 Украина заблокирует РБК, LiveJournal и еще более 400 сайтов
  • 15:49 В РСТ спрогнозировали сроки открытия европейских границ для россиян
  • 15:21 В Германии задержали немца за шпионаж в пользу России
  • 14:49 Якутский «шаман» ранил полицейского самодельным клинком
  • 14:21 Владелец отеля в Перми получил пять лет колонии после гибели пятерых человек
  • 13:54 Байден не стал менять посла США в России
  • 13:38 Власти Москвы готовы к лету свести к минимуму ковид-ограничения
  • 13:13 Пашинян обратился к сторонникам на площади Республики
  • 12:59 Власти отложили введение новых правил техосмотра до 1 октября
  • 12:48 В Кремле с тревогой наблюдают за событиями в Армении
  • 12:26 Мосгорсуд признал законным домашний арест Любови Соболь
  • 12:15 Предельная отпускная цена вакцины «Спутник» снижена вдвое
  • 11:58 Премьер Армении уволил главу Генштаба ВС после его требований об отставке кабмина
  • 11:47 Пашинян объявил о начале реформирования армии
  • 11:37 Система С-400 попала в массовое ДТП в Подмосковье
  • 11:34 Пашинян сообщил о попытке военного переворота в Армении
  • 11:29 СК запросил арест владельца «Корчмы Тарас Бульба»
  • 11:23 Генштаб Армении потребовал отставки Пашиняна и правительства
  • 11:00 В России выявлено 11 198 новых случаев COVID-19
  • 10:45 Союз потребителей предложил выдавать продовольственные карточки получателям жилищных субсидий
  • 10:15 Каждый десятый бизнес в России может закрыться в этом году
  • 09:50 Половина жителей Саратова остались без воды из-за аварии
  • 09:26 В Армении уволен замглавы Генштаба после критики слов Пашиняна об «Искандерах»
  • 09:06 Си Цзиньпин заявил о ликвидации бедности в Китае
  • 08:46 Счетная палата не досчиталась почти 100 млрд рублей по таможенным платежам
  • 08:15 В Москве за сутки выпало 20% месячной нормы осадков
  • 07:44 Рябков призвал ослабить зависимость России от доллара
  • 07:22 В Забайкалье россиянин приговорен к восьми годам за госизмену
  • 06:08 Квартиру площадью 5,3 квадратного метра выставили на продажу в Париже
  • 05:13 Эксперты подтвердили подлинность картины Эдварда Мунка «Крик»
  • 03:59 Кандидат на пост главы ЦРУ назвал Китай наибольшей угрозой
  • 03:03 Германия одобрила домашние тесты на COVID-19
  • 02:00 Администрация Байдена раздаст более 25 млн масок
  • 01:19 Президенты Польши и Украины обсудили «Северный поток — 2»
  • 01:03 Япония и США готовятся к военно-морскому конфликту с Китаем
  • 00:37 Опрос: каждый десятый бизнес в РФ опасается закрытия в текущем году
Читайте также:  Размеры и условия получения льгот в Воронежской области многодетными семьями в 2021 году

Все новости »

Кроме аудиторов, сообщать о нарушениях могут нотариусы, адвокаты, юристы, бухгалтеры

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который обязывает аудиторов информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках и об операциях их клиентов.

Документ опубликован на портале правовой информации, передает РИА Новости.

Закон обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма.

Закон о противодействии отмыванию преступных доходов дополняется понятием «личный кабинет». Это позволяет организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обмениваться информацией с Росфинмониторингом. Используя такой кабинет на сайте Росфинмониторинга, такие организации могут, в частности, получить перечень организаций и физлиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

В отдельных случаях личный кабинет может использоваться адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические и бухгалтерские услуги, организаторами торговли, клиринговыми организациями, центральными контрагентами. Аналогичная возможность предоставляется правоохранительным и надзорным органам.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов

Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторские организации, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.

Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

В России действуют свыше 4 тыс. аудиторских организаций и 19,5 тыс. индивидуальных аудиторов. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В статистике Росфинмониторинга (есть у РБК), в декабре предоставленной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), нет данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов. При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс. Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д. В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

Контроль за чиновниками

Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.

При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.

«Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.

Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

  • Получить коммерческое предложение
  • Компания

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

  • Главная forward arrow

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые – связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные – связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские – связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов.

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа. При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов. Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям. Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности. Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается. Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо. С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы. Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства. С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум. Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами. Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Аудиторов тоже заставили сообщать о подозрительных клиентах

4 мая заработали поправки в уже наш любимый 115- ФЗ об отмывании грязных бандитских денег. Это тот эпический закон, из-за которого банки блокируют счета, а ЦБ ведет так называемый черный список.

Теперь сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах должны еще и все аудиторы. Раньше они в законе в таком контексте не упоминались. Сообщать должны были бухгалтеры, юристы, адвокаты и нотариусы, а аудиторы нет. Теперь и они тоже. АХАХАХА, как говорится.

Почему аудиторы должны что-то сообщать о клиентах?

Они могли сообщать и раньше, но только если нашлись конкретные нарушения, о них сообщили руководству компании, а в ответ тишина. Тогда аудитор ждал три месяца и писал в Росфинмониторинг.

Теперь аудиторы упоминаются в статье 7.1 закона № 115- ФЗ . Там перечислено, кто обязан сообщать о любых подозрениях по поводу клиентов и их сделок в надзорный орган. Это именно обязанность, а не право или возможность.

Что это за закон?

Есть закон, с помощью которого государство борется с обналом. Его должны соблюдать банки и разные компании и специалисты. Например, если банк видит, что клиент снимает много денег и не платит налоги, проводит транзитные операции или не может объяснить, за что получил доход. Или нотариус заметил, что десять компаний сразу оформляют доверенность на одного человека и делают его директором.

О таких подозрительных делах нужно сообщать государству — эта обязанность лежит на банках, нотариусах, адвокатах, бухгалтерских компаниях, а теперь еще и на аудиторах. Причем нотариусы, адвокаты и бухгалтеры делают это при любых подозрениях. Даже если ус отклеился.

Рассказывать клиентам о таких сообщениях прямо запрещено законом. Если нотариусу что-то покажется подозрительным, он должен сообщить об этом через личный кабинет, а клиенту обязан не говорить. Так же должны поступить остальные. Может, какой-то бухгалтер и предупредит, но тогда он нарушит закон.

Короче: если у вас есть бизнес и вы обращаетесь к любым аудиторам, имейте в виду, что у них есть такая обязанность и вам о ее исполнении никто говорить не должен.

А можно не обращаться к аудиторам?

Можно, но не всегда. Есть случаи, когда обращаться к аудитору обязательно по закону.

Например, обязательный аудит должна заказать фирма с выручкой больше 400 млн рублей в год. Это чуть больше 30 млн рублей в месяц — не прибыль, а именно выручка. Это не звезды с неба. Если не обратиться к аудиторам, может быть штраф до 10 тысяч рублей и все равно потребуют заключение.

Если аудит необязательный, тогда сообщать о подозрениях не будут?

Хе-хе. Будут. Аудитор обязан сообщать о любых подозрениях и при оказании любых услуг. Если это не обязательный, а инициативный аудит и обнаружатся странные операции, о них все равно придется рассказать государству. От аудиторов этого требовали и раньше, но основания были косвенные.

К аудитору обращаются, чтобы получить кредит в банке, привлечь инвестиции или продать компанию, хотя формально закон не требует. И это повод рассказать о ваших подозрительных сделках. Даже если сами сделки законные, но аудитору что-то показалось.

А еще аудитор может оказывать бухгалтерские услуги. Например, брать на аутсорс небольшие компании или ИП . Таким специалистам больше доверяют из-за лицензии. И тогда они тоже должны сообщать о подозрениях, уже как обычные бухгалтеры.

Как аудиторы сообщают о своих подозрениях?

Аудиторы, бухгалтеры, нотариусы и адвокаты будут сообщать все через личный кабинет. Раньше об этом в своих разъяснениях говорил Росфинмониторинг, но теперь про личный кабинет написали прямо в законе. Это еще одно нововведение.

Чтобы пожаловаться, аудитору не нужно никуда ходить: он сделает все через интернет.

А как же аудиторская тайна?

Сообщение о подозрительных клиентах и их операциях не нарушает аудиторскую тайну. Такая же ситуация с адвокатами и нотариусами. Нет у нас тайн от государства.

Им придется выявлять сомнительных клиентов

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом в финразведку. Документ вызвал массу вопросов у рынка. По мнению экспертов, он плохо сочетается со стандартным аудитом и порождает массу вопросов и дополнительные расходы. Впрочем, соблюдать его придется, поскольку это не инициатива самого Росфинмониторинга, а требование FATF.

В четверг на круглом столе, организованном Минфином и Росфинмониторингом, аудиторам были представлены разработанные Росфинмониторингом методические рекомендации. Документ предписывает аудиторам выявлять риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ) и уведомлять о сомнительных клиентах или их операциях финразведку. Методические рекомендации уже утверждены рабочим органом совета по аудиторской деятельности при Минфине, а на следующей неделе будут утверждены самим советом. То есть станут обязательными для применения.

Замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный пояснил “Ъ”, что данный документ был принят во исполнение требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Особое внимание там уделяют мерам противодействия ОД/ФТ в посреднических секторах (риэлторы, нотариусы, юристы, аудиторы), за недостаточное регулирование данных секторов можно получить отрицательное заключение, как это было с Канадой, напомнил он.

Минфин и ЦБ определились, как будут разделены полномочия по регулированию и надзору рынка аудита

В самих методических рекомендациях Росфинмониторинг приводит риски вовлеченности клиента в ОД/ФТ. В частности, к ним относится «опасная» отрасль (туризм, строительство и т. д.), массовый адрес регистрации у самого клиента или контрагентов, срок работы клиента или его партнеров менее года, частая смена руководства компании, сложная структура собственности. Кроме того, в числе рисков нетипичное поведение клиента: долгое представление документов по запросу, отсутствие допуска аудитора к ключевым должностным лицам. В зону риска попадают много операций с наличными, перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии, многочисленные перепродажи товаров или услуг и т. д. При выявлении сомнительного клиента или сомнительных операций аудиторы обязаны уведомить о них Росфинмониторинг через личный кабинет.

Документ вызвал массу вопросов у участников встречи, на часть из которых они тут же получили ответы. Так, начальник отдела управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая пояснила, «чистым аудиторам», то есть не оказывающим юридических или бухгалтерских услуг, нет необходимости создавать собственные правила внутреннего контроля. Возлагать ответственность за противодействие ОД/ФТ на специальное должностное лицо им не придется, не будет и особых требований по хранению документов. Главная их задача информировать службу о выявленных сомнительных сделках и клиентах.

Как мошенники усложнили схемы обналичивания

Впрочем, у банковских аудиторов вопросы остались. Их смущает дублирование информации о сомнительных сделках клиентов банка, о которых сообщать должен и сам банк, и его аудитор. Однако и Росфинмониторинг, и Минфин указали: банк не вправе ставить аудитора в известность о подобных сообщениях в финразведку, так что сообщения будут поступать независимо друг от друга, отметил глава «Универс-аудита» Дмитрий Лимаренко.

Однако пока создается ощущение, что требования весьма слабо сочетаются с правилами аудита, поскольку аудиторы видят лишь часть операций в пределах выборки, отмечает собеседник “Ъ” из крупной аудиторской компании. «Хотелось бы все же подчеркнуть, что аудит — это коммерческая деятельность, и совершенно очевидно, что клиент будет не готов платить за выявление у него рисков ОД/ФТ, на что потребуются дополнительные человеко-часы»,— отмечает замглавы «Финэкспертизы» Наталья Борзова.

Федеральный закон обязал аудиторов регистрироваться в Личном кабинете Росфинмониторинга

23 апреля 2018 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ).

Текст Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №112-ФЗ

Данным Федеральным законом внесены следующие изменения, касающиеся обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе дополнена следующими положениями:

«личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7 1 и 7 1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»

Статья 7.1. Права и обязанности иных лицдополнена следующими положениями:

«2 1 . Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг , информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг , не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1. настоящей статьи. »

Статья 8. Уполномоченный орган дополнена следующим положением:

«Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации , необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Часть 2 дополнена следующими обязанностями аудиторской организации, индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг

«3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3 2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

«3 2 ) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

На основании изложенного, все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, независимо от факта осуществления ими от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом в предусмотренных законом случаях:

1) являются пользователями и обязаны зарегистрироваться в личном кабинете Росфинмониторинга;

2) обязаны обеспечить выполнение требований по уведомлению уполномоченных органов о сомнительных сделках и финансовых операциях посредством использования личного кабинета Росфинмониторинга

Дополнительно информируем, что решением Правления СРО ААС от 06 апреля 2018 года (протокол №352) утверждена новая редакция Положения о членстве СРО ААС, согласно п. 7.3. (2) которого аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг, обязаны соблюдать требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также обязаны уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Контроль за соблюдением членом СРО ААС указанных требований будет осуществляться в ходе проведения проверки внешнего контроля качества работы.

В случаях выявления нарушений член СРО ААС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ссылка на основную публикацию