Суммы обеспечения госконтрактов с 01.07.2021 — разъяснение Минфина

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году: в каких случаях требуется и что это такое?

Что такое Казначейское сопровождение госконтрактов? В 2021 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту. Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами. Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.

О сопровождении Казначейством госконтракта

В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.

КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.

Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Основная задача центров специализаций – открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.

Задача платежных центров – взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения на 2021 г.

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Как и кем осуществляется контроль?

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

Важный момент! Такое имущество вносится в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2020 г.

Казначейское обеспечение обязательств реализуется в рамках предоставления субсидий по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, указанных в ч.2 ст.5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится так: деньги для платежа по обязательствам юрлиц переводятся только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленной продукции.

Правила сопровождения

ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.

Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.

Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).

Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:

  • открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
  • предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
  • подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).

В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.

Авансирование по 44-ФЗ в 2021 году: в каких госзакупках предусмотрены авансы?

Авансирование контракта – это хорошая финансовая поддержка поставщикам, выигравшим торги. В связи с пандемией, которая нарушила работу малого и среднего бизнеса, Правительство РФ предусмотрело ряд изменений в законодательстве, касающихся авансирования.

Заказчики вправе прописывать это условие в контракте, но с соблюдением определенного порядка для некоторых видов закупок. Главное, что нужно понять: предварительная оплата работ – это не обязанность заказчика, а его добровольное решение. Предоплата рассчитывается в виде процентного соотношения от НМЦК или цены контракта.

  1. Действующее законодательство об авансе
  2. Авансирование по 44-ФЗ
  3. Рекомендации заказчикам
  4. Плюсы и минусы
  5. Ограничения при определении размера аванса
  6. Новые правила и разъяснения
  7. Когда предоплата невозможна?
  8. Заключение

Действующее законодательство об авансе

Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только дает возможность выбора. На практике же заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, но это уже отдельная тема для разговора.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

Согласно гражданскому законодательству предоплата по договору может быть выплачена исполнителю как в 100%-ном размере, так и частями (ст.487, 711, 781 ГК РФ). В зависимости от конкретной закупки размер аванса может составлять от 50 до 100 %.

При частичном погашении предоплаты последний платеж заказчик совершает после того как поставщик успешно сдаст работу.

Авансирование по 44-ФЗ

Ввиду того, что авансирование применяется на усмотрение заказчика, он должен принимать решение, исходя из его целесообразности и ограничений, которые накладывает на него бюджет.

Раньше минимальный размер предварительной оплаты составлял 30% от НМЦК, теперь минимальный порог этой суммы не может быть менее 50%.

Важный момент! С октября 2019 г. в ст.42 44-ФЗ был добавлен пункт 12. Согласно нему заказчики должны указывать в извещении о закупке, что по данной процедуре предусмотрено авансирование.

Это стало плюсом для поставщиков, так как многие из них при поиске закупок ориентируются на этот критерий. В связи с коронавирусом продажи мелкого и среднего бизнеса значительно просели, а выиграть контракт и еще до начала его исполнения получить деньги – хорошая поддержка со стороны государства. Сейчас даже не у всех бизнесменов есть деньги, чтобы начать какой-то проект. А авансирование, как стартовые деньги, сильно помогают при исполнении контракта.

Важный момент! Летом 2019 г. у заказчиков отпала обязанность заполнять извещение при закупках с единственным подрядчиком, поэтому теперь в ЕИС не получится найти такие закупки с авансированием. Раз не публикуется извещение о закупке с ЕП, то и информация о таком авансировании в ЕИС недоступна.

От суммы аванса напрямую зависит размер обеспечения исполнения контракта. ОИК не может быть ниже предоплаты, поэтому обеспечительная мера повышается до суммы аванса, если до этого была ниже его.

Читайте также:  Нужно ли свидетельство о рождении детей при оформлении пенсии по возрасту

Если заказчик посчитал необходимым применить в закупке условие о предоплате, то свое решение он должен прописать в контракте, а также сумму предоплаты и сроки по ее выплате в соответствии с ч.13 ст.34 44-ФЗ. Если в договоре заказчик не указал сроки выплаты, то это будет считаться нарушением.

Рекомендации заказчикам

Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:

  1. Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
  2. Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч.4.2 ст.7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г., Решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ.

Образцы формулировок в помощь заказчикам:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.

Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.

К минусам предварительной оплаты работ относится повышенный риск неисполнения договора. Например, недобросовестный поставщик может получить 100%-ную предоплату по договору, но не исполнить свои обязательства. Несостоявшиеся работы были оплачены полностью, а это может повлиять на решение нарушителя уйти от ответственности.

Для таких виновных лиц в законодательстве предусмотрены меры в виде начисления пени, штрафов и включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Ограничения при определении размера аванса

Ограничения по реализации государственных денежных средств были изложены Правительством РФ в Постановлении №1496 от 09.12.2017 г. В нем говорилось о допустимом начислении авансирования контракта для отдельных групп товаров.

С 23 января 2021 г. начали действовать внесенные в Постановление № 1496 пункты 18, 26.4 и 26.8. Для некоторых позиций было увеличено авансирование и прописаны условия его предоставления и обеспечения федеральных бюджетных средств.

В частности для работ, связанных со строительством, реконструкцией, капремонтом некоторых объектов государственного значения размер аванса был увеличен до 90%, при условии, что такая предварительная выплата сопровождается Казначейством.

Новые размеры авансирования по 44-ФЗ в 2021 г. для разных категорий заказчиков читайте в таблице:

Новое авансирование по указанным в таблице товарам действует в рамках Постановления Правительства РФ № 1289 от 26.08.2020 г.

Новые правила и разъяснения

С 01.07.2020 г. начали работать поправки в 44-ФЗ, внесенные 124-ФЗ от 24.04.2020 г. Нововведение было связано с тем, что теперь обеспечение исполнения контракта следует рассчитывать, исходя из НМЦ контракта, если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением. При этом НМЦК уменьшается на сумму предоплаты.

А если говорить о торгах для представителей СМП, то на сумму предоплаты уменьшается цена контракта (п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Условие об авансировании работ считается существенным, а согласно новым правилам допускается его изменять. Это разрешено в некоторых случаях, перечень которых изложен в Письме Минфина № 09-04-05/41434 от 19.05.2020 г. Изменить существенное условие об авансировании можно только при одновременном соблюдении этих мер:

  • новая сумма предоплаты не больше предельного размера, который разрешен законодательством для данных работ. Например, авансирование по контракту на строительство объектов регионального и муниципального уровня (если денежные средства поступают из федерального бюджета) не превышает 50% его суммы;
  • условие об авансировании внесено в текст договора;
  • инициатором предложения является исполнитель, а корректировки вносятся по согласованию с заказчиком;
  • контракт не удалось реализовать по причинам, связанным с коронавирусом.

Поставки компьютеров с авансированием:

В марте 2020 г. на официальном сайте правовой информации было размещено Распоряжение Правительства № 761-р от 27.03.2020 г. Согласно нему теперь разрешается авансирование торгов по 44-ФЗ на приобретение отечественных ПК весом не более 10 кг (планшеты, ноутбуки), телефонов, телевизоров, оборудования радиотелефонной и радиотелеграфной коммуникации, видеосвязи, на которые до этого момента действовал запрет.

Важный момент! Отечественное оборудование – это техника, содержащаяся в едином реестре радиоэлектронных товаров.

Когда предоплата невозможна?

Есть категории товаров, в отношении которых запрещено использовать авансирование. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 г. и предназначены для массового потребления.

В этот список вошли товары по 22 позициям ОКПД2. Среди них такие товары, как:

  • некоторые виды белья, одежды, занавесей, ковровых изделий;
  • некоторые виды канцелярских принадлежностей;
  • некоторые виды транспортных средств;
  • некоторые виды компьютеров, теле- и радиоприемников;
  • и др.

Также в Распоряжении № 21-р приведен и список услуг, в отношении которых авансирование невозможно. В основном, это услуги по ремонту отдельных групп техники и оборудования, мебели и предметов домашнего обихода:

Заключение

Таким образом, правила по авансированию, которые действовали еще до конца 2020 г., устарели. На смену им вначале 2021 г. пришли новые поправки, которые начали действовать с января.

Было увеличено минимальное значение аванса для некоторых групп товаров с 30 до 50%. Теперь ниже этой процентной ставки предоплата быть не может. Согласно Гражданскому законодательству максимальный размер предоплаты может составлять 100%. Но заказчикам нелегко принимать такое решение, так как высок риск нарваться на недобросовестного исполнителя.

Аванс может быть выплачен не только одним платежом, но и частями, если по условиям контракта предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.

Законодательство контролирует меры авансирования, на которое, в частности, повлияла пандемия в нашей стране. Некоторые изменения были связаны именно с негативным влиянием на закупки коронавируса. Поэтому и заказчикам, и поставщикам необходимо следить за актуальной информацией по этому вопросу.

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

Вот, наконец, и заканчивается 2020 год. Високосный год, год металлической крысы. Год коронавирусной пандемии, ограничений и локаутов. Но все когда-нибудь проходит, пройдет и это. Всего через 10 дней наступят новогодние праздники и новый 2021 год. А вместе с ним – новые надежды и новые планы.

Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2021 года.

Начнем с изменений в порядке закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

1. Порядок внесения изменений в закупочное законодательство

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в часть 5 статьи 2 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Теперь изменения в положения закона 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков, контроля в сфере закупок, мониторинга или аудита могут вступить в силу с 1 января очередного календарного года только в том случае, если они были приняты до 1 октября предыдущего года. Если же изменения были приняты после этой даты (т.е. в конце года), то они вступят в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом (т.е. будут отложены на 1 год).

(Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

2. Проверка участников закупок комиссией по проведению закупок

С 1 января 2021 года вступают в силу дополнения к части 7.1 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.

Комиссия должна отслеживать, не привлекалось ли за предыдущие два года юридическое лицо, участвующее в закупке, к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения. Также члены комиссии проверят, принадлежит ли участник к числу офшорных компаний и имеются ли сведения о компании-участнике в РНП.

(Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

3. Изменение механизма проверки поставщиков

С 1 января 2021 года изменяется порядок проверки участников закупки в соответствии с требованиями пункта 7.1 части 1 статьи 31 закона «О контрактной системе» (привлечение к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения).

С этой даты заказчик будет получать информацию о соответствии участника требованиям законодательства от оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор ЭП будет получать информацию о штрафах по ст. 19.28 КоАП из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сведения о штрафах загрузит Федеральное Казначейство на основании данных, полученных из Генеральной прокуратуры.

(Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 №1906)

4. Установление обязательной минимальной доли закупок российских товаров

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление правительства от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения. Квоты по этому постановлению распространяются на 107 видов товаров. Кроме перечня товаров, данное постановление устанавливает следующие правила закупок:

  • товары из стран ЕАЭС приравниваются к российским товарам;
  • отчет о выполнении квоты нужно будет размещать в ЕИС до 1 апреля. Формироваться отчет будет автоматически, заказчик должен будет только его подписать и, если потребуется, обосновать невыполнение квоты;
  • при обосновании НМЦК учитываются только товары ЕАЭС, из реестров отечественных товаров и из КТРУ.

Среди товаров, на которые распространяется действие постановления: клейкие перевязочные МИ, ноутбуки, ЭВМ, телефоны, сигнализация, электронная бытовая техника, медицинская техника, шприцы, носители памяти, электроника, осветительное оборудование, лифты, спортинвентарь и другое. Размер доли российских товаров при закупках по различным видам составляет от 50 до 90 процентов.

Уполномоченным органом, отвечающим за проведение оценки достижения заказчиком минимально установленной доли закупок отечественных товаров, определен Минпромторг РФ.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»)

5. Отмена закупок у единственного поставщика для общероссийского голосования

С 1 января 2021 года утрачивают силу все изменения, ранее внесенные в закон «О контрактной системе» в связи с проведением общероссийского голосования. Из закона удаляются пункты 6, 7, 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93, позволявшие избирательным комиссиям закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для проведения в 2020 году общероссийского голосования.

Читайте также:  Что такое подоходный налог (НДФЛ): кто платит, ставки, расчет, отчетность, примеры

(Федеральный закон от 27.02.2020 № 27-ФЗ)

6. Изменения в порядке оформления планов-графиков закупок

С 1 января 2021 года начали действовать изменения в «Правила
осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5 1 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вносящие коррективы в порядок оформления планов-графиков закупок.

(Постановление Правительства РФ от 6 августа 2020 г. N 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5 1 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование

для участников госзакупок

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Больше новостей из мира закупок в группе «Кредитно-Страховое агентство «Аркада плюс финансы» в социальной сети «ВКонтакте». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе событий!

  • Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года
  • Заключение контракта со вторым участником закупки

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

По всей России звонок бесплатный !

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Понравилась информация – поделись с друзьями!

Изменения в планировании и реестре контрактов в 2021 году

В статье будут рассмотрены изменения в подзаконные акты, внесённые Постановлением Правительства № 1799 от 07.11.2020 года, касающиеся правил планирования закупок и ведения реестра контрактов при работе по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 г., в том числе при проведении закупок работ в сфере строительства, проведении закупок за счёт субсидий при реализации национальных и федеральных проектов, процедуре «малых электронных торгов» при закупках у СОНО и МСП. Также в Постановлении 1799 затронуты вопросы технических изменений функционала ЕИС.

Когда изменения вступают в силу

Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:

  • с 01.01.2021 г. – Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 о форме плана закупок и часть изменений, касающиеся закупок для нужд обороны страны (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428);
  • с 01.04.2021 г. – изменения, касающиеся закупок у МСП и СОНО (Постановление Правительства от 17.03.2015 г. № 238);
  • с 01.07.2021 г. – изменения, касающиеся утверждения планов-графиков закупок (постановление Правительства от 30.09.2019 г. №1279), а также отдельные изменения в порядке контроля закупок (Постановление Правительства от 05.08.2020 г. №1193);
  • с 01.01.2022 г. будет внесено дополнение в подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов (Постановление Правительства от 28.11.2013 г. №1084) о проверке финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».

Изменение в правилах указания единиц измерения и количества закупаемых товаров

В Плане формирования закупки необходимо указывать единицы измерения закупаемых товаров и коды по ОКЕИ, сведения о количестве закупаемых товаров. С 01.01.2021 г. данные сведения необходимы не только для поставки товаров, но при передаче товаров при закупке работ или услуг (пп. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ №932 от 17.09.2012 г.). При этом сильных изменений сама форма Плана в данной части не претерпела.

Изменения, связанные с закупкой работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства

В данном случае в плане закупки не нужно указывать информацию о количестве закупаемых товаров, если эти товары не передаются на баланс заказчика.

В план-график (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279) следует включить информацию об общем объёме финансового обеспечения по таким закупкам по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимости.

Код формируется для госзаказчиков в системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», что даёт в дальнейшем возможность проверки финансового обеспечения.

При проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в сфере строительства не требуется указывать в реестре контрактов страну происхождения товара. При этом вся необходимая информация по такой закупке должна содержаться в утверждённой в соответствии с градостроительными нормами проектной документации, включённой в документацию о закупке (п.8 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ).

Таким образом, общая тенденция изменений в сфере закупок строительных работ согласуется с позицией ФАС России (письмо от 25.06.2020 г. ИА/53616/20) – не следует устанавливать конкретные показатели для товаров, если те не будут передаваться заказчику на баланс. Т.е. если в результате выполнения работ была уложена паркетная доска, которая не передаётся заказчику отдельно от результата, то все требования к ней указываются именно в проектной документации.

Все вопросы, связанные с производством работ, закупкой и использованием инструментов, материалов в ходе строительных работ должны быть урегулированы специальными нормами.

Основной упор сделан на контроль финансирования госзакупок, причём информацию о расходовании средств стремятся максимально детализировать. Также совершенствуются нормативные акты и в отношении внедрения и регулирование работы электронных систем.

Изменение информации о закупках за счёт субсидии, предоставляемой для реализации федеральных и нацпроектов или комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.

Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)

Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.

В соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства № 1193 от 06.08.2020 г., контролировать объёмы финансирования будут не только по национальным и федеральным проектам, но и в отношении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Правила ведения реестра (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279)

Информация, которая указана в реестре контрактов, не должна вступать в противоречие с содержанием извещения или плана-графика.

Формулировку п. б(1) п. 13 Правил ведения реестра контрактов уточнили – теперь соответствие идентификационного кода закупки и непревышение объёма финансового обеспечения для осуществления такой закупки необходимо как в целях реализации национальных и федеральных проектов, так и при закупках в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Указанные изменения призваны обеспечить прозрачность закупочной процедуры и возможность контроля финансирования, целевое использование бюджетных средств.

Изменение правил закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций

Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.

Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.

Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Другие изменения

Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)

Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:

  • наименование страны происхождения товара как при закупках товара, так и при закупках работ и услуг;
  • информация о производителе товара.

Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.

Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))

Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)

В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:

  • иностранные юрлица смогут указывать российский ИНН;
  • добавлена возможность указывать о статусе самозанятого для физических лиц.

Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.

Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Блог Ларисы Поповой

Закупай без нарушений!

Изменения с 1 июля 2020 года в закон № 44-ФЗ

Согласование закупок у ед. поставщика

Перечень случаев, когда нужно согласовать закупку у ед. поставщика после несостоявшихся процедур, расширили. Теперь, если не состоялся электронный конкурс, электронный аукцион или электронный запрос предложений, обращайтесь в контрольный орган, чтобы согласовать закупку у ед. поставщика. Согласовывать закупки обяжут только от определенной суммы, которую установит Правительство. Изменения внесли в п. 24, 25, изменяющий документ – п. 23 ст. 1 Закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ.

До 1 июля 2020 года согласовывать закупку у ед. поставщика после несостоявшейся процедуры нужно было в ограниченном перечне случаев. Например, после несостоявшегося запроса предложений.

С 1 июля 2020 года закупку у ед. поставщика согласовывают сразу, как только у заказчика не состоялась конкурентная процедура. Теперь это можно делать без цикличности закупок.

Гарантийные обязательства

Требовать обеспечения гарантийных обязательств не обязанность, а право заказчика. Максимальный размер обеспечения прежний – 10 процентов от НМЦК. Норма имеет обратную силу, поэтому можно освободить поставщика от обеспечения гарантийных обязательств по ранее заключенным контрактам. Изменения внесли в ч. 2.2 ст. 96, изменяющий документ – подп. «в», «г», «д» п. 6, п. 7 ст. 2 Закона № 124-ФЗ.

До 1 июля 2020 года заказчик был обязан требовать обеспечения гарантийных обязательств в большинстве случаев.

Изменения с 1 июля 2020 года определяют, что гарантийные обязательства по исполненным контрактам заказчик устанавливает на свое усмотрение, теперь это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение исполнения контракта

Новый минимальный размер обеспечения контракта – 0,5 процента от НМЦК. Для СМП и СОНО – 0,5 процента от цены контракта, если участие ограничено только субъектами СМП и СОНО. Изменения внесли в ч. 6 ст. 96, изменяющий документ – подп. «в», «г», «д» п. 6, п. 7 ст. 2 Закона № 124-ФЗ.

До 1 июля 2020 года заказчик устанавливал минимальный размер обеспечения контракта 5 процентов от НМЦК.

С 1 июля 2020 года размер обеспечения контракта в закупочной документации будет устанавливаться – от 0,5 до 30 процентов НМЦК. Если заказчик закупает у СМП или СОНО, то размер обеспечения контракта устанавливается от цены контракта.

Читайте также:  Считается ли мошенничеством получение денег для встречи с человеком, если не смогла приехать?

Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик может не устанавливать требование об обеспечении выполнения такого контракта. Если обеспечение установлено, оно не может превышать 10 процентов от НМЦК или от цены контракта, если поставщик – СМП или СОНО. Изменения внесли в ч. 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, изменяющий документ – подп. «в», «г», «д» п. 6, п. 7 ст. 2 Закона № 124-ФЗ.

Контроль

Обращение заказчика в контрольный орган за согласованием оформления контракта с ед. поставщиком станет основанием для внеплановой проверки. Добавили п. 4 ч. 15 ст. 99, изменяющий документ – подп. «д» ч. 24 ст. 1 Закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ.

До 1 июля 2020 года в перечне оснований, по которым контролер мог назначить внеплановую проверку, не было согласования контракта с ед. поставщиком.

Изменения с 1 июля 2020 года говорят о том, что заказчику надо быть внимательным при согласовании закупок у ед. поставщика, необходимо указывать в обращении максимальное количество информации по вопросу согласования закупки у единственного поставщика.

Изменения, перенесенные на 1 октября 2020 года

Помимо перечисленных изменений с 1 июля 2020 года планировались изменения в закон 44-ФЗ по пункту 4 статьи 93. Однако Законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ срок вступления в силу этих правок был перенесен на 1 октября 2020 года. В соответствии с данными изменениями закупка у ед. поставщика по пункту 4 статьи 93 будет проводиться в электронной форме на электронной площадке. Порядок таких закупок установлен частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы принять участие в закупке, поставщик должен будет опубликовать на электронной площадке предварительное предложение, в котором будет указывать:

  • сведения о себе – название, ИНН и т. д.;
  • название товара и его характеристики по каталогу товаров, работ, услуг;
  • товарный знак – при наличии;
  • название государства, в котором был произведен товар, прикрепить подтверждающий документ;
  • цену единицы товара;
  • максимальное количество продукции, которое сможет поставить;
  • срок действия предложения (до 1 месяца), который в дальнейшем может быть продлен.

Для проведения закупки по пункту 4 статьи 93 заказчик публикует на электронной площадке извещение. В нем прописывает свои данные, требования к продукции и к потенциальным поставщикам, прикрепляет проект контракта.

В течение 1 часа с момента публикации извещения оператор торговой площадки определяет предложения (максимум 5 штук), которые соответствуют этим требованиям. Далее он ранжирует их по цене за единицу товара и направляет заказчику. Если оператор нашел только одно предложение, то уведомляет об этом заказчика и само предложение не пересылает.

Заказчик в течение одного рабочего дня с момента получения предложений:

  • определяет, соответствует ли каждое из представленных предложений заявленным требованиям;
  • ранжирует те, что соответствуют всем условиям, первый номер получает предложение с самой низкой ценой за единицу продукции;
  • оформляет контракт с победителем по общим правилам, которые установлены статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Также в изменения в 44-ФЗ, перенесенные с 1 июля 2020 года на 1 октября 2020 года входят правки в правила проведения электронного запроса котировок. Увеличен предельный размер для проведения электронных котировок с 500 тыс. до 3 млн. руб. Также, сокращается срок подачи заявок с пяти рабочих дней до четырех рабочих дней.

Письмо Минфина России от 15.01.2021 г. № 24-03-07/1390

Вопрос: О выполнении минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15.01.2021 г. № 24-03-07/1390

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращения АО по вопросу применения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в части выполнения минимальной обязательной доли закупок, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В реализацию указанного положения принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения” (далее – Постановление N 2013), которое вступило в силу с 1 января 2021 г.

Пунктом 1 Постановления N 2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (далее – Приложение).

Таким образом, закупка товаров в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок осуществляется в соответствии с Приложением, устанавливающим соответствующие коды ОКПД 2 товаров.

При этом минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД 2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД 2.

Вместе с тем необходимо отметить, что Законом N 223-ФЗ установлена правовая конструкция, предусматривающая самостоятельность заказчиков в организации и осуществлении закупочной деятельности.

Так, порядок осуществления закупок осуществляется заказчиком в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, учитывая, что Постановлением N 2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, являющаяся обязательной, заказчики при формировании положения о закупке должны учитывать необходимость ее достижения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

Дополнительно отмечаем, что согласно положению о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области технического регулирования, внешней и внутренней торговли, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования, а также Минпромторг России является разработчиком Постановления N 2013, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросу, указанному в обращении, заявитель вправе обратиться в Минпромторг России.

Пенсионный фонд в Измалковском районе Липецкой области: график работы, телефон, адрес

Также Пенсионный Фонд обеспечивает меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 “Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет”.

Клиентская служба в Измалковском районе УПФР в г. Ельце Липецкой области (межрайонное)

График работы

Понедельник08:30 – 16:30, без перерыва
Вторник08:30 – 16:30, без перерыва
Среда08:30 – 16:30, без перерыва
Четверг08:30 – 16:30, без перерыва
Пятница08:30 – 15:30, без перерыва
Субботавыходной день
Воскресеньевыходной день

Контактная информация

Телефон горячей линии8 (800) 250-88-00
Телефон8 (47478) 2-18-36; 8 (47478) 2-12-11
E-mailok@058.pfr.ru
Адрес399000, Липецкая область, с. Измалково, ул. Ленина, д. 7

Схема проезда

Телефон: 8 (47478) 2-18-36; 8 (47478) 2-12-11

E-mail: ok@058.pfr.ru

Адрес: 399000, Липецкая область, с. Измалково, ул. Ленина, д. 7

Последние новости по соцподдержке граждан г. Липецка и Липецкой области

В Липецкой области опрос пройдет с 18 по 31 января, в нем примут участие 576 домашних хозяйств Липецка, Ельца, Грязей, Данкова, Задонска, Лебедяни, Усмани, а также Добринского, Добровского, Елецкого, Задонского, Лебедянского, Липецкого, Становлянского, Тербунского, Усманского и Хлевенского районов.

Управление социальной защиты Липецкой области вошло в единую диспетчерскую службу (ЕДС). По номеру 88004504848 вы можете получить любую информацию по мерам социальной поддержки. Звонок бесплатный со всех видов телефонов.

Десятки липчан ежедневно интересуются социальным контрактом. Кто имеет право его заключить? Какие документы нужны и как строится сам процесс? Ажиотаж вокруг этой меры поддержки людей с низким уровнем дохода объясняется просто: сумма выплат для желающих открыть собственный микробизнес с начала года выросла.

Последние федеральные новости по соцподдержке

На оплату отпусков работников социальных стационаров, а также их компенсацию дополнительно потребуется в 2021 году чуть больше одного миллиарда рублей. Об этом говорится в финансово-экономическом обосновании к проекту постановления правительства, которое до конца года продлевает федеральное софинансирование.

Где можно получить адресную продовольственную помощь

Льгота на бесплатное обучение в вузах для сирот стала бессрочной. Такое правило введено законом, который публикует сегодня “Российская газета”.

Книги по социальной поддержке

Учебное пособие посвящено теоретическим вопросам права социального обеспечения. Подробно изложены особенности правоотношений по правовой регламентации минимизации социальных рисков путем пенсионного обеспечения, обеспечения граждан социальными пособиями и выплатами, социального обслуживания и предоставления бесплатной медицинской помощи, а также международно-правовые стандарты социального обеспечения. Содержит нормативно-правовой материал по состоянию.

Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине “Право социального обеспечения” с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные.

Ссылка на основную публикацию