Установлены тарифы на страхование от несчастных случаев на производстве

Размер тарифной ставки страхового взноса по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Тема 6.3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний установлено Законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Этот вид страхования предусматривает обеспечение социальной зашиты застрахованных и экономически заинтересованных субъектов страхования в снижении профессионального риска. А также возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни физических лиц при выполнении ими обязанностей по трудовому договору.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний основано на следующих принципах:

1. гарантированность права застрахованных лиц на страховое обеспечение;

2. экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда, повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма;

3. обязательность регистрации в качестве страхователя всех лиц, привлекающих к труду работников;

4. обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

5. дифференцированность страховых взносов в зависимости от класса профессионального риска.

Застрахованными лицамив данном виде страхования являются:

– физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора;

– осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

– физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если это предусмотрено в договоре.

Страхователями, т.е. плательщиками взносов, признаются:

– физические лица, привлекающие наемных работников на основании трудового договора или гражданско-правового договора, если это определено его условиями.

Функции страховщикапо данному виду страхования выполняются Фондом социального страхования РФ.

Объект обложения— это сумма начисленной оплаты труда (дохода) по всем основаниям застрахованных лиц или сумма вознаграждений по гражданско-правовым договорам.

База обложения – это стоимостное выражение объекта обложения.

Тарифы страхования отличаются по видам экономической деятельности и по классам профессионального риска. Их величина устанавливается в процентах к базе обложения и подлежит ежегоднойкорректировке.

Величина страховых тарифов, установленная на плановый период 2010—2011 гг., в соответствии с Законом от 25 ноября 2008 г. № 217-ФЗ, приведена в таблице.

Класс профессионального рискаСтавка страхового взноса, %Класс профессионального рискаСтавка страхового взноса, %
0,22,1
0,32,3
0,42,5
0,52,8
0,63,1
0,73,4
0,83,7
0,94,1
1,04,5
1,15,0
1,25,5
1,36,1
1,46,7
1,57,4
1,78,1
1,98,5

Класс профессионального риска устанавливается Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей. Интегральный показатель определяется по формуле:

Ип — интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, %;

Евв — общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;

Ефот — размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в истекшем календарном году.

Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.

Основным видом экономической деятельности является:

для коммерческой организации — вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг;

для некоммерческой организации — вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации;

для страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию — основной вид деятельности, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Минздравсоцразвития РФ.

Для страхователей — физических лиц ежегодного подтверждения основного вида деятельности не требуется.

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, то он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.

Законодательство устанавливает льготы по уплате этих страховых взносов (60% установленного тарифа), которые применяется для следующих категорий плательщиков:

– для организаций любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной или натуральной форме работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

– для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

– для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

– для организаций, которые созданы для достижения социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых, являются указанные общественные организации инвалидов.

Кроме указанной льготы, Фонд социального страхования может установить для страхователя скидки и надбавки к установленному размеру страхового тарифа. Размер скидки и надбавки определяется страховщиком в соответствии с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по этому виду страхования. Он не может превышать 40% к страховому тарифу.

Базовыми показателями, на основании которых страхователю предоставляется скидка (надбавка) в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок являются:

– отношение суммы обеспечения по страхованию, в связи со всеми произошедшими у страхователя случаями, к начисленной сумме страховых взносов;

– количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;

– количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.

Скидка или надбавка устанавливается в случае, если указанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя.

Условиями предоставления страхователю скидки также являются:

– осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем три года с момента его государственной регистрации;

– своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;

– отсутствие задолженности по страховым взносам.

Исчисленные суммы страховых взносов перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления на счет) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а в случае выплат на основе гражданско-правовых договоров, срок устанавливается страховщиком. Страхователи осуществляют учет случаев производственного травматизма и профзаболеваний застрахованных и связанных с ними выплат. Если страхователь производил выплаты на обеспечение по страхованию, то исчисленная сумма страховых взносов уменьшается на данную величину.

Ежеквартально страхователь предоставляет страховщику – отчетность о начисленных и уплаченных суммах взносов, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. А органам статистического учета страхователь предоставляет отчетность о производственном травматизме, профзаболеваниях и связанных с ними затратах.

Класс профессионального риска устанавливается Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Тарифы 2020: топ страховых компаний

При выборе страховой компании для оформления полиса добровольного страхования от несчастных случаев на производстве рекомендуется остановиться на 5 лучших компаниях в РФ. Все они представлены в таблице с суммами выплат и годовой стоимостью полиса.


Компенсация может быть отложена по причине возбуждения уголовного дела. Отсрочка действует до момента получения судебного решения. Выплаты осуществляют на протяжении 10 рабочих дней после принятия решения о компенсации путем перевода на счет или через кассу.

Страховые тарифы от несчастных случаев на производстве в 2016 г. останутся на прежнем уровне

Проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее — законопроект) был разработан Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). В настоящий момент Минтруд России разместил этот проект на портале www.regulation.gov.ru в рамках публичного обсуждения, которое продлится до 1 июля 2015 г.

Фонд социального развития России предлагает сохранить на 2016 г. порядок уплаты и размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действовавшие в 2015 г. А именно 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

Помимо этого Фонд предлагает сохранить льготу по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для индивидуальных предпринимателей, введенную в 2013 г.

Указанная льгота предусмат­ривает, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний в размере 60% от установленных размеров страховых тарифов с сумм выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являю­щихся инвалидами I, II и III групп, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых догово­ров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом № 125-ФЗ.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, существующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По расчетам Фонда, общая сумма расходов на выполнение обязательств, предусмот­ренных Законом № 125-ФЗ, в 2016 г. составит 93475,1 млн руб., в 2017 г. — 100574,3 млн руб., в 2018 г. — 107491,6 млн руб., она включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обес­печение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний, и другие расходы.

При этом при расчете расходов на единовременные страховые выплаты были учтены следующие максимальные размеры, из которых исчислялся размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности: в 2016 г. — 90911,7 руб., в 2017 г. — 96639,1 руб. и в 2018 г. — 101567,7 руб., а также размер едино­временной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в размере 1 млн руб. в 2016, 2017 и 2018 гг.

Читайте также:  Исковое заявление о понуждении к совершению действий и компенсации причиненного морального вреда

В 2016 г. и плановом периоде 2017 и 2018 гг. при сохранении таких же, как и в 2015 г., поступлений страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит, по расчетам Фонда, в 2016 г. — 98878,7 млн руб., в 2017 г. — 109484,2 млн. руб., в 2018 г. — 120163,5 млн руб. Этого достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмот­ренных законодательством.

По расчетам Фонда, общая сумма расходов на выполнение обязательств, предусмот­ренных Законом № 125-ФЗ, в 2016 г. составит 93475,1 млн руб., в 2017 г. — 100574,3 млн руб., в 2018 г. — 107491,6 млн руб., она включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обес­печение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний, и другие расходы.

Страхование от несчастных случаев и болезней.

2. Род деятельности предприятия

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («Взносы на травматизм»)

В отличие от других налогов и сборов взносы на травматизм («налог на травматизм») взимаются не в соответствии с НК РФ, а в соответствии с такими нормативными документами, как:

  • — Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном социальном страховании);
  • — Федеральный закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее — Закон о страховых тарифах на обязательное социальное страхование);
  • — Федеральный закон от 25.11.2008 г. № 217-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
  • — Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765;
  • — Приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 г. № 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Согласно Федеральному закону от 02.12.2013 г. № 323-ФЗ «О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в 2014 г. и плановом периоде 2015—2016 гг. размеры и порядок уплаты страховых взносов не изменятся и будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 г. N° 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Первый элемент — плательщики страховых взносов К данному элементу относятся:

  • 1) юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ);
  • 2) физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию вышеуказанного вида.

Второй элемент — объект обложения взносами на травматизм Данный элемент включает:

  • 1) сумму оплаты труда (доход работников), включая внештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству, работающих по трудовым договорам (контрактам);
  • 2) сумму оплаты труда физических лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам при условии, если гражданско-правовым договором прямо предусмотрено, что работодатель (страхователь) обязан уплачивать страховщику вышеуказанные страховые взносы. При отсутствии указанного положения в гражданско-правовом договоре взносы не начисляются.

Третий элемент — льготы по уплате страховых взносов

Вышеуказанные льготы можно разделить на две группы:

  • 1. Первая группа льгот включает выплаты, не облагаемые страховыми взносами на травматизм, в том числе:
  • 1) выходное пособие, выплачиваемое при прекращении трудового договора (контракта);
  • 2) компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • 3) государственные пособия гражданам, имеющим детей;
  • 4) пособия по временной нетрудоспособности;
  • 5) социальное пособие на погребение;
  • 6) единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию;
  • 7) компенсации и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • 8) материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников;
  • 9) вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам и др.
  • 2. Вторая группа льгот установлена ст. 2 Закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование и заключается в том, что некоторые хозяйствующие субъекты уплачивают взносы на травматизм в размере 60% размера страховых тарифов, в том числе:
  • 1) организации любых организационно-правовых форм в части вознаграждения по гражданско-правовым договорам работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;
  • 2) общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • 3) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

4) учреждения, которые созданы для достижения образовательных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками которых являются указанные общественные организации инвалидов. Четвертый элемент — база для исчисления взносов на травматизм Представляет собой сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за расчетный период, в пользу физических лиц, за исключением сумм налоговых льгот, а также сумм, не являющихся объектом обложения страховыми взносами. Пятый элемент — тарифы взносов на травматизм Установлены в ст. 1 Закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска ежегодно присваивается каждой организации Фондом социального страхования РФ на основе соответствующей документации, представленной работодателем в вышеуказанный фонд.

Таблица 2.7

Размер тарифов страховых взносов на травматизм в 2014 г.

Класс профессионального риска

Размер страхового тарифа, %

Класс профессионального риска

Размер страхового тарифа, %

Шестой элемент — расчетный период

Начисление страховых взносов на травматизм производится ежемесячно.

Седьмой элемент — порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Отчетность по взносам на травматизм

Страхователи, заключающие с работниками трудовые договоры, перечисляют взносы на травматизм в ФСС РФ в срок, установленный для получения (перечисления) в банках средств на выдачу заработной платы за истекший месяц.

Сумма страховых «взносов на травматизм», подлежащая уплате в ФСС РФ, в общем виде исчисляется по формуле:

Согласно ст. 24 Закона об обязательном социальном страховании организации в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и связанного с ними обеспечения по страхованию, а также ведут ежеквартальную государственную статистическую и бухгалтерскую отчетность.

Отчетность по взносам на травматизм представляется страховщику (территориальному подразделению ФСС РФ) ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом и включает следующие типовые формы:

  • 1) расчетная ведомость по форме № 4-ФСС РФ «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» (форма № 4-ФСС РФ утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 г. № 871);
  • 2) одновременно с формой 4-ФСС РФ страхователи предоставляют отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, форма и порядок расчетов которого утверждены Постановлением ФСС РФ от 15.10.2008 г. № 209;
  • 3) ежегодно в срок до 15 апреля страхователь предоставляет в территориальное подразделение ФСС РФ следующие документы для подтверждения основного вида экономической деятельности и назначения соответствующего страхового тарифа по взносам на травматизм:
    • — заявление по специальной форме о подтверждении основного вида экономической деятельности согласно приложению 1 «Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными квалификационными единицами», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 55 (далее — «Порядок»);
    • — справку — подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению «Порядка»;
    • — копию Пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства) ;
    • — копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию). Восьмой элемент — источник уплаты взносов на травматизм

Сумма взносов на травматизм относится на себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, соответственно, отражается на счетах учета затрат.

Контрольные вопросы

  • 1. Кто является плательщиком страховых взносов на травматизм?
  • 2. Что является объектом обложения страховыми взносами на травматизм?
  • 3. Приведите примеры выплат, не облагаемых страховыми взносами на травматизм.
  • 4. Приведите примеры хозяйствующих субъектов, которым действующим законодательством предоставлено право уплачивать взносы на травматизм в размере 60% размера страховых тарифов.
  • 5. Что является базой для исчисления страховых взносов на травматизм?
  • 6. Что такое «класс профессионального риска»?
  • 7. По какому принципу построены тарифы страховых взносов на травматизм?
  • 8. Каков расчетный период по уплате страховых взносов на травматизм?
  • 9. Каков порядок исчисления и уплаты страховых взносов на травматизм?
  • 10. Какова отчетность по страховым взносам на травматизм?
  • 11. Каков источник уплаты страховых взносов на травматизм?

Практическое занятие № 5 по теме «Методика исчисления страховых “взносов на травматизм”»

Читайте также:  При какой недоимке наступает уголовная ответственность по взносам на случай травматизма

Задачи с решениями

Для ООО «Темп» установлен тариф страховых «взносов на травматизм» 1,2% (соответствует 11 классу профессионального риска).

В январе 2014 г. организация начислила следующую зарплату своим работникам:

Седьмой элемент — порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Отчетность по взносам на травматизм

Как воспользоваться субсидией?

В 2020 году средства господдержки можно потратить на следующие цели:

  1. Покупку жилья по договору купли-продажи;
  2. Строительство жилого дома.
  3. Первоначальный взнос или погашение процентов по ипотеке. С 2020 года долг и проценты можно погашать не только по основному договору, но и по рефинансированному. То есть если ипотеку рефинансировали, она все равно подойдет для использования субсидии.
  4. Приобретение квартиры в новостройке, причем платить можно не только через счет эскроу, но и напрямую застройщику, если он платит взносы в фонд дольщиков;
  5. Покупку жилья через кооператив;
  6. На оплату новостройки, которую купили по договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой.

Чтобы банк перевел средства на счет продавца недвижимости, ему нужно предоставить документы, доказывающие, что деньги идут на приобретение жилья. Список документов зависит от вида сделки:

  • договор купли-продажи;
  • кредитный договор (если жилье куплено в ипотеку);
  • договор долевого участия;
  • договор строительного подряда.

Если все в порядке, банк переведет деньги на счет продавца. Таким образом, семья оплатит часть стоимости своей недвижимости деньгами из бюджета. Приобретенная квартира или построенный дом становится общей собственностью всех членов семьи.

Несмотря на то что в январе 2019 года Счетная палата признала госпрограмму неэффективной, она все еще работает. В очереди на субсидию даже в небольших населенных пунктах стоят сотни семей. Пока программа действует, есть еще время подать заявку и дождаться своей очереди.

Условия и список документов для участия в программе

Чтобы получить возможность приобрести доступное жилье, прежде всего, необходимо стать в очередь – только при выполнении этого условия будет предоставляться ипотечный кредит на льготных условиях. Кредит выдается при предъявлении определенного перечня документов, список которых приведен ниже:

  • заявление;
  • паспорт, свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14 лет), другие документы, удостоверяющие личность (при отсутствии паспорта и свидетельства о рождении);
  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • документы об имеющихся льготах, дающих право на получение дополнительной жилплощади, первоочередное получение жилья и т.д.;
  • документы о праве на собственность иной недвижимости (заявителя и его семьи).

Далее, эти документы необходимо подать в управу района по месту жительства.

Если молодая ярославская семья удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям, то с указанными выше документами необходимо обратиться в местные органы самоуправления. После этой процедуры в Росстрое будет приниматься решение о включении семьи в список участников программы. Если решение окажется положительным, то семье выдадут специальное свидетельство на получение социальной выплаты. Средства перечисляются в безналичной форме на банковский счет, который открывается на имя одного из супругов, и могут быть использованы молодой семьей в качестве первоначального взноса по ипотеке.

Сумма социальной выплаты и банки, предоставляющие кредит по программе «Ипотека молодой семье»

Размер суммы будет определен с учетом средней стоимости жилья в городе Ярославле – 35% от стоимости положенного жилья (семье без детей) и 40% (семье с детьми). Размер площади рассчитывается в зависимости от численного состава семьи – 12 кв.м на каждого члена семьи (Ярославская норма). На сегодняшний день была установлена средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья в Ярославле на текущий год – 31 950 рублей.

Подытоживая вышесказанное, молодая семья в Ярославле, состоящая из трех человек (родители и ребенок) может получить субсидию от государства, равную в среднем 460 тыс. руб., а семья без детей – 302 тыс. руб.

Получить жилищный кредит можно в ярославском филиале «Сбербанка», где предоставляются улучшенные условия при получении ипотеки молодой семьей: созаемщиками в этом случае могут быть не только супруги, но и их родители, а первоначальный взнос, если в семье есть дети, равен 5% (в отличие от стандартного 10%).

Сроки действия программы

Пока программа рассчитана до 2025 года, но ее могут продлить. Счетная палата проверила работу по реализации программы в 2015—2017 годах и выяснила, что, например, в Курганской области потребуется минимум 16 лет, чтобы обеспечить жильем все молодые семьи, стоящие на учете на 1 января 2018 года, а в Оренбургской области для этого понадобится более 28 лет.

Н — норматив стоимости 1 м² площади жилья. Местные власти устанавливают его сами, поэтому расчетная стоимость различается в регионах.

Последние новости по программе “Молодая семья” г. Ярославля и Ярославской области

Текущая ситуация, по мнению авторов инициативы, порождает социальную несправедливость

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минвостокразвитию, Минфину, Минстрою РФ и ДОМ.РФ подготовить предложения по расширению программы дальневосточной ипотеки на вторичный рынок жилья на Чукотке и в Магаданской области. Соответствующее поручение опубликовано на официальном сайте правительства России.

В Ярославле 13 семей получили сертификаты на приобретение жилья в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», сообщила пресс-служба мэрии города. Всего в 2020 году по этой программе на жилье молодым семьям выделено 84 млн руб. Программа реализуется в городе с 2002 года.

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минвостокразвитию, Минфину, Минстрою РФ и ДОМ.РФ подготовить предложения по расширению программы дальневосточной ипотеки на вторичный рынок жилья на Чукотке и в Магаданской области. Соответствующее поручение опубликовано на официальном сайте правительства России.

Обеспечение жильем молодых семей

Ежегодно в рамках реализации программы “Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле” (разг. – программа “Молодая семья”) молодым семьям выдаются свидетельства на приобретение (строительство) жилья. В данной статье опубликованы условия участия в программе, информация об изменениях и статистические данные (итоги) по программе за 17 лет ее реализации.

Программа реализуется в рамках задачи по государственной поддержке молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2020-2025 годы, государственной программы Ярославской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 2020-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 21.02.2020 № 147-п.

Более подробно с нормативными документами по Программе можно ознакомиться в приложении к данной статье (см.внизу страницы).

C 2003 года в Ярославле более 1500 молодых ярославских семей смогли улучшить свои жилищные условия в рамках программы.

Главная задача, решаемая Программой – это предоставление молодым семьям – участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Ярославской области.

Размер социальной выплаты для молодой семьи, имеющей одного и более детей установлен в размере 35% от расчётной стоимости жилья. Для молодой семьи, не имеющей детей, размер социальной выплаты составляет 30% от расчётной стоимости жилья. Соответственно, молодая семья, имеющая одного и более детей должна подтвердить платёжеспособность в размере 65% от расчётной стоимости жилья, а молодая семья, не имеющая детей, должна подтвердить платёжеспособность в размере 70% от расчётной стоимости жилья.

Пример расчета размера социальной выплаты для семьи из трех человек:

18 м2 *42389,0 руб./м2*3*0,35 = 801 152,10 руб., где

18 м2 – учетная норма общей площади жилого помещения (определена в областной программе);

42389,0 руб. – действующий норматив квадратного метра стоимости жилья (утверждается ежеквартально).

На 08.06.2020 года в Сводный список (очередь) молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, включены 858 семей.

Прогнозный период ожидания семьями получения социальной выплаты составляет 8-9 лет.

Участники программы и требования к семьям-заявителям

Участниками Программы могут стать молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более ребенка, соответствующие условиям программы:

  • возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия решения о включении молодой семьи – участницы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (включительно);
  • семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках Программы*;
  • наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На начало 2017 года в Сводный список (очередь) молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, включены 1549 семей.

Прогнозный период ожидания семьями получения социальной выплаты составляет 7-8 лет.

* При наличии у молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

В 2021 году получателями социальных выплат станут семьи, подавшие заявление на участие в программе с 2011 года.»

Признание молодых семей нуждающимися производится по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации


18 м2 *42389,0 руб./м2*3*0,35 = 801 152,10 руб., где

Помощь от государства для молодых семей: что потребуется

Для того чтобы получить помощь, следует выполнить несколько условий. Участникам программы нужно знать какие требуются документы, чтобы заявку одобрили.

А также: сколько ждать ответа от властей и как узнать, когда предоставят льготные условия.


А также: сколько ждать ответа от властей и как узнать, когда предоставят льготные условия.

Главные цели госпрограммы «Молодая семья»

  • сделать доступным приобретение жилья многодетными семьями и супружескими парами до 35 лет;
  • помочь улучшить нуждающимся гражданам свои жилищные условия;
  • увеличить объемы строительства нового жилья.

За последние несколько лет условия программы претерпели некоторые изменения. Однако она по-прежнему привлекательна для жителей Ярославской области. И все также позволяет одновременно участвовать в других госпрограммах (например, материнский капитал в 2020 году).

Строительство индивидуального дома тоже имеет ограничения – оно допустимо исключительно в том районе, где была подана заявка. Также невозможно самостоятельно выбрать застройщика.

Что нового в программе «Молодая семья» с 1 августа 2020 года

В программе «Молодая семья» появились изменения. Они вступят в силу 1 августа. Теперь субсидию можно тратить на оплату рефинансированной ипотеки, новостройки можно покупать по договору уступки, а платить через счет эскроу необязательно.

Екатерина Мирошкина экономист

По этой программе не так просто получить деньги, но бюджет их выделяет, и в ближайшее время таким способом жилищные условия точно улучшат 15 тысяч семей. Вот что написано в новом постановлении и как это можно использовать для решения жилищного вопроса.

В какую программу внесли изменения

В России есть программа господдержки для молодых семей. В рамках этой программы можно получить так называемую социальную выплату, или субсидию, на улучшение жилищных условий.

Читайте также:  Кто такие судебные приставы и кому стоит бояться знакомству с ними

Молодая семья — это где супругам или одинокому родителю еще не исполнилось 36 лет. Если хотя бы одному исполнилось, программа не подойдет. Молодым семьям государство может оплатить 30 или 35% нормативной стоимости жилья. Но только если семья на самом деле нуждается в улучшении жилищных условий: квартиры нет вообще или она слишком маленькая.

То есть из бюджета можно получить живые деньги, но не на руки, а на счет продавца или в банк для погашения ипотеки. Сумма зависит от региона и количества членов семьи. Кому-то выделят 400 тысяч рублей, а кому-то — больше миллиона.

Все подробности программы — в подборке статей Т—Ж:

Условия программы «Молодая семья»

Как оформить документы

Как оценить нуждаемость в жилье

Изменения с 1 сентября 2018 года: субсидия на новостройки

Основная проблема этой программы — ее доступность, а точнее недоступность. За субсидией нужно стоять в очереди, потому что финансирование ограниченное и выделенных на год денег всем молодым семьям не хватает. Поэтому в первую очередь субсидии дают льготникам — например многодетным, а остальные иногда ждут годами. А потом не дожидаются, потому что кому-то исполняется 36 лет — и все, право на субсидию автоматически пропадает.

Но все же программа пока работает. Правительство пообещало выделить на нее очередные миллиарды — причем в 2020 году в разы больше обычного. Может быть, часть денег достанется именно вам. Даже если раньше вы не имели права на эту выплату.

На что теперь можно тратить субсидию

Как было раньше. Если для семьи соблюдаются все условия участия в программе, выплату можно было потратить на такие цели:

Оплата жилья по договору купли-продажи.

Строительство жилого дома по договору купли-продажи.

Последний платеж в счет уплаты паевого взноса при покупке жилья через кооператив.

Первоначальный взнос по ипотеке.

Погашение долга и процентов по ипотеке. Но только по первичному договору.

Оплата новостройки по ДДУ через счет эскроу. Договоры уступки не подходили, напрямую застройщикам деньги тоже переводить было нельзя.

Что изменилось. В программе появились такие уточнения:

Первоначальный взнос может быть по ипотеке с договором купли-продажи, ДДУ или уступки права требования. Раньше на этот счет не было конкретики.

Долг и проценты можно погашать не только по основному договору, но и по рефинансированному. То есть если ипотеку рефинансировали, она все равно подойдет для использования субсидии.

Платить за новостройку по ДДУ можно не только через счет эскроу, но и напрямую застройщику, если он платит взносы в фонд дольщиков.

Субсидию можно тратить на оплату новостройки, которую купили по договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой.

Больше нет требования, чтобы квартира относилась к экономклассу.

Эти изменения позволят большему числу семей погасить кредиты субсидиями или купить ту квартиру, какую хочется.

Например, семья подходила по возрасту и нуждаемости в жилье, но после рождения ребенка рефинансировала ипотеку, чтобы получить льготную ставку. А потом подошла очередь на субсидию, но для рефинансированных ипотек ее использовать было нельзя. Теперь можно.

Или семья получила свидетельство на выплату, а квартира мечты продавалась по договору уступки, а не по ДДУ. Раньше купить ее с частичной оплатой по программе «Молодая семья» не вышло бы, а теперь — пожалуйста.

Еще решена проблема со счетами эскроу. Такие счета до сих пор необязательны при покупке новостроек, иногда платить можно напрямую застройщику. Но субсидию для таких расчетов не давали — и снова семьям приходилось отказываться от квартиры, которая подходила. Больше не придется: если застройщик законно не использует счет эскроу, все равно можно покупать квартиру и погашать часть стоимости субсидией за счет бюджета.

Еще из программы исключили условие о принадлежности жилья к экономклассу. Но оно и так упоминалось только в пункте о покупке квартир уполномоченными организациями. Мы ничего не нашли об этих организациях и не знаем, существуют ли они вообще. В пунктах о покупке жилья по договорам купли-продажи, ДДУ или ипотеке об экономклассе ничего не было. Хотя еще одно упоминание встречалось в описании проверки документов банком перед перечислением денег. Но теперь этого понятия нет ни в программе для молодых семей, ни в других документах, его исключили. Поэтому, если вдруг вам отказывают в субсидии из-за того, что жилье якобы слишком комфортное для молодой семьи, оспаривайте.

Квартиру можно покупать в любом доме, но денег все равно дадут по нормативам — то есть семьи с двумя детьми в одном и том же регионе получат одинаковую сумму, даже если реальная стоимость квартир у них сильно различается.

Как устроена ипотека

Сколько действует свидетельство на субсидию

Право на субсидию подтверждает свидетельство — его молодой семье выдают, когда становится точно известно, что ей выделены деньги по этой программе. У свидетельства есть срок действия, потом оно теряет силу и нужно получать новое. Обычные сроки такие:

Свидетельство действует 7 месяцев с даты выдачи. Это срок, в течение которого нужно найти квартиру или взять ипотеку и собрать документы для оплаты.

Предъявить его в банк нужно в течение месяца с даты выдачи. Банк откроет счет, на который поступят деньги из бюджета.

Но если свидетельство выдано с 1 февраля по 5 мая 2020 года, сроки увеличены до 9 и 3 месяцев соответственно.

Если семья не подходит под условия программы

На практике это одна из самых труднодоступных программ. Деньги не могут получить даже семьи, у которых остро стоит жилищный вопрос и которые годами ждут в очереди. Причиной для отказа может стать даже проданная несколько лет назад однокомнатная квартира тещи, где у жены была небольшая доля.

Если не получается соблюсти все требования или устали ждать, используйте другие варианты господдержки для покупки жилья:

Льготная ипотека под 6,5%

Семейная ипотека под 6%

Дальневосточная ипотека под 2%

Сельская ипотека от 0,1%

Материнский капитал для ипотеки

450 000 Р на погашение ипотеки для многодетных 13

Оплата жилья по договору купли-продажи.

Время ожидания

Муниципальная программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ярославле» действует уже несколько лет. Для получения социальной выплаты семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, иметь определённые денежные средства, возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет, также необходимо соблюдение ещё некоторых условий.

Те, кому удалось попасть в программу, ждут по 8 – 10 лет и всё равно могут оказаться без социальной выплаты.

«Программа не работает уже два года, но в неё всё добавляют новых участников, в том числе многодетных. При финансировании 50 семей в год с очередью в 1500 семей ожидание составит 30 лет! Мы все пороги обили в департаменте, всё без толку!»- жалуются ярославцы.

Тогда молодые семьи создали группу в соцсетях и теперь собирают подписи под обращением к Президенту РФ.

«Мы, молодые семьи города Ярославля, участники подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, обращаемся к Вам за помощью в решении вопроса о несостоятельности программы, – сказано в обращении. – За последние два года количество выдаваемых сертификатов резко снизилось. Сертификаты получают только многодетные семьи Ярославля, в связи с чем очередь двигается только за счёт людей, исключенных по достижении 36 лет».

«В 2019 году сертификаты получили только многодетные семьи, в 2020 году планируется к выдаче 57 сертификатов, которые также получат только многодетные семьи. В настоящее время ожидание составляет более 8 лет! Суть проблемы заключается в том, что люди отстояли в очереди по программе 8 лет и исключаются из очереди по достижении 36 лет, так и не дождавшись заветного сертификата. Учитывая данный факт и среднестатистический возраст молодой семьи по Ярославской области, который составляет 28 лет, вероятность получения сертификата не приоритетной молодой семьёй сводится к нулю», – говорится в письме.

Авторы утверждают, что это дискриминация обычных молодых семей с одним-двумя детьми, и с этими вопросами они уже обращались в мэрию Ярославля, областной департамент по физической культуре, спорту и молодёжной политике, но не получили никакой поддержки.

В своём обращении люди просят увеличить финансирование программы, рассмотреть вопрос об увеличении возрастного порога участников-очередников, а также рассмотреть возможность применения пониженной процентной ставки или субсидирования по ипотечным кредитам. Авторы считают, что нужно разделить очереди многодетных и немногодетных семей и заменить сертификат другими ликвидными активами.

Авторы утверждают, что это дискриминация обычных молодых семей с одним-двумя детьми, и с этими вопросами они уже обращались в мэрию Ярославля, областной департамент по физической культуре, спорту и молодёжной политике, но не получили никакой поддержки.

Условия программы Молодая семья

Молодые семьи вправе претендовать на участие в жилищной программе, если они соответствуют определенным критериям:

  • возраст супругов или одинокого родителя не превышает тридцати пяти лет – и не на момент подачи документов, а на день принятия чиновниками решения по их участию в данном социальном проекте;
  • у молодых супругов (одиноких родителей) есть:
    • либо достаточное количество собственных сбережений, которыми они могут расплатиться с продавцом – в размере стоимости жилья, не охваченной выплатой от государства;
    • либо значительный регулярный доход, который позволит им взять кредит на эти цели;
  • один из супругов или единственный родитель в семье должен иметь российское гражданство;
  • семью официально признали нуждающейся в жилье.

Напомним, для признания такой нужды потребуется документально доказать одно из следующих обстоятельств (51-я статья Жилищного кодекса):

  • Что у заявителей вообще нет никакого жилья – ни в собственности, ни по договору найма.
  • Что занимаемое ими жилье слишком маленькое – не соблюдается минимальная норма, установленная государством.
  • Что имеющееся у молодой семьи жилое помещение не пригодно для постоянного проживания – например, находится в ветхом или аварийном состоянии, или расположено в районе с высокой концентрацией веществ, вредных для организма.
  • Что семейная пара вынуждена проживать совместно с тяжелобольным человеком, которому по закону должна быть предоставлена отдельная жилплощадь.

Получить социальную жилищную выплату молодая семья сможет только 1 раз.

Заявление и документы подаются в местную администрацию или многофункциональный центр. Обоснованность требования и достоверность переданных гражданами бумаг проверяются чиновниками в течение 10 дней , после чего ими принимается решение:

Добавить комментарий