Новые правила оказания услуг по полису ОМС вступили в силу с 28.05.2021

В России начали действовать новые правила обязательного медицинского страхования

Возрастает роль страховых медицинских организаций в создании пациенто-ориентированной модели и защите прав застрахованных.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» 28 мая 2019 года вступили в действие новые правила обязательного медицинского страхования.

В соответствии с новыми правилами усилена роль страховых медицинских организаций по работе с населением. Новые правила обязывают страховщиков проводить полное «информационное сопровождение» застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи.

Это подразумевает информирование о: медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе ОМС; праве выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача; порядке получения полиса; виде, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ; прохождении, в том числе, в вечерние часы и в субботу, профилактических осмотров и диспансеризации; прохождении диспансерного наблюдения лицами, поставленными на диспансерный учет; информировании о выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

«Если ранее страховые медицинские организации контролировали качество оказанной медицинской помощи по факту ее оказания на основе документации от медорганизаций или по факту обращения граждан, то теперь новыми правилами определен пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения», – отметила глава председатель ФОМС Наталья Стадченко.

При этом страховая медицинская организация теперь будет обязана уведомлять территориальный фонд ОМС о возможности выполнения страховой медицинской организацией информационного сопровождения застрахованных лиц. «Это обеспечит конкурентное преимущество на рынке страховых услуг в сфере ОМС для добросовестных страховщиков», – считает Андрей Рыжаков, председатель Совета по медицинскому страхованию Всероссийского Союза страховщиков.

В приказе четко определены обязанности страховых представителей, таких как работа с обращениями граждан, обеспечение организации информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, организация индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий, а также подготовка предложений для медицинских организаций по организации профилактических осмотров и диспансеризации и рассмотрение жалоб граждан (включая организацию проведения экспертиз).

Новые правила подразумевают и закрепление обязанностей за медицинскими организациями в части предоставления информации СМО.

Медицинские организации в соответствии с новыми правилами также обязаны предоставить страховым организациям информацию о застрахованных, с тем, чтобы страховщики смогли в полной мере исполнять свои полномочия по индивидуальному информированию пациентов, а также выполнять контрольные функции.

В первую очередь это касается диспансеризации и профилактических осмотров, сопровождения пациентов с хроническими и онкологическими заболеваниями. Страховые представители, на основе информации, переданной медицинской организацией не только напоминают о прохождении диспансеризации, но и выясняют причины, по которым диспансеризация не пройдена, осуществляют организацию повторного информирования застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий. «Увеличивается частота информирования застрахованных, не прошедших диспансеризацию: теперь информирование будет проводиться не ежеквартально, а ежемесячно», – пояснил Андрей Рыжаков.

СМО выбирает способ информирования застрахованных лиц: через сервис мобильных сообщений, почтовым отправлением, по телефону. Если же пациент не явился на профилактический осмотр, в том числе в рамках диспансеризации, то страховой представитель может проинформировать его еще раз и связаться с ним для выяснения причин.

Помимо этого, СМО контролируют оказание медицинской помощи и информируют о необходимости постановки на диспансерный учет и назначенном лечении в случае наличия онкологических, сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний.

Особенно пристальное внимание уделено сопровождению пациентов с онкологическими заболеваниями. В новых правилах появилась норма о формировании страховыми медицинскими организациями на информационном портале территориальных фондов ОМС истории страховых случаев пациентов с подозрением на злокачественное новообразование или с подтвержденными ЗНО. Таким образом, создаётся интегрированная база информационных данных для быстрой оценки места и времени нахождения пациента на этапах диагностики и лечения. Это даст возможность СМО оперативно восстанавливать нарушенные права пациентов, а также контролировать ход лечения.

Напомним, что с 1 января 2019 года страховые представители III уровня осуществляют контроль качества медицинской помощи, предоставляемой пациентам со злокачественными новообразованиями. В их функции входят: контроль своевременности оказания медицинской помощи с момента подозрения и диагностики злокачественного новообразования до момента предоставления специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, а также при проведении диспансерного наблюдения и в случаях обострения онкологического заболевания; контроль соответствия стадии онкологического заболевания выбранному медицинской организацией методу лечения; контроль степени достижения запланированного результата при проведении химиотерапии (в том числе, дорогостоящими таргетными препаратами); индивидуальное информационное сопровождение застрахованных лиц с онкологическими заболеваниями.

Страховые представители будут жестко контролировать сроки установления диагноза онкологического заболевания. В апреле 2019 года внесены изменения в Программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, где определены сроки установления диагноза онкологического заболевания – не более 14 календарных дней со дня назначения исследований. Также установлен срок постановки на учёт для диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным заболеванием – не более трёх рабочих дней с момента постановки диагноза.

В новых правилах также детально прописаны контрольные действия за диспансерным наблюдением пациентов со стороны страховых медицинских организаций. Создаётся база информационных данных о диспансерном учете каждого пациента находящегося на наблюдении. Как пояснил эксперт рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования Всероссийского союза страховщиков Алексей Старченко, её можно наложить на действующий приказ о конкретных мерах диспансерного учёта и информировать пациента о дате очередного приёма, консультации, лабораторном или инструментальном обследовании, предварительно согласовав с медицинской организацией. «Это позволит организовать доступ пациента к технологичным методам лечения, снизить риск их смерти или инвалидизации по кардиохирургическим, нейрохирургическим и эндокринно-хирургическим профилям, выявить своевременное прогрессирования онкозаболеваний», – считает эксперт.

Таким образом, страховые представители тесно взаимодействуют с пациентами, находящимися на диспансерном учете, и, помимо контроля за правильностью диспансерного наблюдения со стороны медицинских организаций, формируют у пациентов приверженность к лечению, рассылая памятки с подробной информацией о процедурах, противопоказаниях и т.п. Сегодня это важнейшая функция страхового представителя – разъяснить застрахованному по результатам оказанной ему медпомощи обоснованность и необходимость приема назначенных лекарственных препаратов, выполнения рекомендаций по плановому направлению на лечение, соблюдения принципов здорового образа жизни.

Важно, что информирование застрахованных о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости будет также осуществляться в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг по запросу, в также через официальные сайты (при условии предварительной идентификации и аутентификации).

Помимо этого, новые правила легализуют работу страховых представителей непосредственно в медицинской организации: медицинские организации обязаны предоставлять место для работы страховых представителей второго и третьего уровней. «Это значит, что пациенты смогут получить консультацию о своих правах прямо в медицинской организации, там, где они могут быть нарушены. А страховой представитель сможет оперативно разрешить возможный конфликт и восстановить права застрахованного лица», – отметил Алексей Cтарченко.

Новыми правилами также регламентируется порядок контроля телемедицинских консультаций. В целях внедрения в повседневную медицинскую практику новых медицинских технологий предусмотрено предоставление медицинскими организациями сведений о случаях оказания медицинской помощи с применением рекомендаций национальных медицинских исследовательских центров. Страховые медицинские организации проконтролируют выполнение медицинскими организациями рекомендаций Национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий.

Как пояснила заместитель председателя ФОМС Светлана Кравчук, медицинская организация, оказывающая специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь, включенную в базовую программу госгарантий, после получения сведений, содержащих рекомендации Национальных медицинских исследования исследовательских центров, данные при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий, не позднее одного рабочего дня с даты получения этих сведений размещает на информационном ресурсе информацию о застрахованных лицах, в отношении которых получены указанные рекомендации. В свою очередь, страховой представитель в течение двух рабочих дней после размещения данных сведений, обеспечивает проведение очной медико-экономической экспертизы в соответствии с порядком организации и проведения контроля.

Новые правила ОМС также предусматривают и большую открытость страховщиков. Так, страховые медицинские организации размещают на собственных сайтах информацию, в том числе, о деятельности компании в сфере ОМС, о составе участников компании, о финансовых результатах деятельности. Должна присутствовать информация об опыте работы в сфере ОМС и о количестве застрахованных лиц, в том числе, в субъектах РФ. Публикации подлежат и данные «о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи».

Новые правила скорректировали размеры санкций к медицинским организациям за не предоставление медицинской документации и за искажение информации в реестрах счетов. Это позволит обеспечить более справедливое применение санкций, при этом снизить объем приписок и сохранить деньги в системе ОМС.

Также увеличивается ответственность медицинских организаций за назначение нерациональной фармакотерапии.

Кроме того, страховые медицинские организации будут осуществлять контроль состоявшихся плановых госпитализаций. Амбулаторно-поликлинические учреждения будут направлять в СМО сведения о пациентах, которые должны пройти плановую госпитализацию, причем будут это делать раз в сутки. А стационары, в свою очередь, направлять списки пациентов, которые пришли на плановую госпитализацию. Соответственно, если по каким-то причинам пациент не явился, то страховые представители будут связываться с пациентом, выяснять причины и если это случилось по вине медицинской организации, то будут помогать пациентам решать проблемы с плановыми госпитализациями.

«Медицинским организациям новыми правилами вменяется и обязанность ведение Единого реестра планируемых госпитализаций в разрезе профилей. С учетом этого реестра поликлиниками будут распределяться объемы медицинской помощи. Страховые медицинские организации ежедневно будут вести учет состоявшихся и несостоявшихся госпитализаций, в том числе, при получении высокотехнологической медицинской помощи», – сообщил Андрей Рыжаков.

Алексей Старченко отмечает, что все указанные изменения «ориентированы на обеспечение преемственности медицинской помощи, на обеспечение контрольных мероприятий, которые позволят отследить все этапы лечения пациентов. Это должно дать импульс к плановой технологичной медицинской помощи, и в результате снизить риск смерти наших соотечественников».

Среди других изменений – упрощение порядка подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом. Теперь застрахованный сможет получить полис обязательного медицинского страхования не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации (электронный полис) или отказаться от его получения. Заявление о получении полиса можно будет подать через официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования при наличии электронно-цифровой подписи или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Для удобства застрахованных временное свидетельство будет действительно не 30, а 45 рабочих дней. К обязанностям застрахованных теперь относится сообщение о любых изменениях данных документа, удостоверяющего личность. Застрахованный отдельно сообщает о согласии на индивидуальное информационное сопровождение страховой медицинской организацией на всех этапах оказания медицинской помощи.

Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Читайте также:  Наследование при брачном договоре: условия раздела имущества

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Единый реестр медицинских организаций.

Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

Новый порядок медосмотров с 1 апреля 2021 года: главные изменения

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

29 января 2021 года Минюст зарегистрировал приказ Минздрава № 29н от 28 января 2021 года об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медосмотров работников. Приказ действует с 1 апреля 2021 года, и касается медосмотров, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. По нему мы будем работать семь лет. Предлагаю краткий обзор нового порядка медосмотров.

Что изменилось в проведении медосмотров по новым правилам

С 1 апреля 2021 года больше не действует приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Ему на смену пришел приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н. В нем прописаны:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1)
  2. Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Кроме того, вступил в действие и совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н. В нем утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие которых требует проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Оба приказа действуют до 01 апреля 2027 года .

Обратите внимание! Приказ № 302н утрачивает силу с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020, утвердившего новый перечень вредных факторов. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров и перечень противопоказаний утверждены Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

До указанной даты допускаются оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467).

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно учесть, что приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н распространяется только на работников, указанных в части четвертой статьи 213 ТК РФ — а это работники с вредными или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, на охранников с оружием, на работников, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в том числе в сельском хозяйстве, на пищеблоках и т.п).

Скачайте документы:

Изменение 1. Скорректировали список документов для организации и проведения предварительных медосмотров

Специалистам по охране труда и руководителям компаний нужно знать о трех основных изменениях:

  1. В направлении теперь нужно указывать номера полиса ОМС и ДМС (если есть)
  2. Полис работнику нужно предъявить во врачебную комиссию
  3. Сведения о проведенной диспансеризации медорганизация теперь должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр

Сам порядок проведения периодических медосмотров не изменился. Предварительный медосмотр проводят для лиц, поступающих на работу. Поэтому проводите медосмотр до заключения трудового договора. Если соискатель не подходит для работы по медицинским показателям, вы можете трудовой договор с ним не заключать. Чтобы составить мотивированный отказ, используйте медицинское заключение. Работодатель получает один экземпляр, поэтому просить документ у работника вам не нужно.

На медосмотр работник должен предоставить врачебной комиссии:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Направление на медосмотр от работодателя
  • Решение врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию (если такое освидетельствование положено)
  • полис ОМС, а также полис ДМС (при наличии). Это новое требование (п. 9 Приказа Минздрава № 29н)

Работник вправе, но не обязан предоставлять выписку из своей медкарты по месту прикрепления.

По новым правилам: сведения о проведенной диспансеризации медорганизация должна запросить сама в порядке электронного обмена, если это потребуется, до явки работника на медосмотр.

Изменение 2. Для периодических медосмотров разрешили использовать мобильные врачебные бригады

Периодический осмотр разрешили проводить, в том числе, и с использование мобильных бригад врачей-специалистов, но до этого необходимо пройти диагностические исследования в медицинской организации. (п.4 приказа № 29н от 28.01.2021).

Изменение 3. Заменили список контингентов

Список контингентов заменили списком работников, подлежащих предварительному и периодическому медосмотру. Требования к документу, заменившему список контингентов, перечислены в пункте 21 прил.1 к приказу № 29н от 28.01.2021.

По старым правилам: на данный момент в порядке № 302н требуется указать наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

По новым правилам: достаточно будет указать должность и наименование вредных факторов, установленных в ходе СОУТ.

Изменение 4. Разрешили не отправлять список некоторых работников в Роспотребнадзор

Теперь не все работодатели должны отправлять список работников в Роспотребнадзор – а только отдельные отрасли: общепит, торговля, водопроводные, медицинские организации, детские учреждения, и организации, указанные в приказе Минздрава и Минтруда России № 998н/1420н от 31.12.2020 г. (п.22 приказа № 29н от 28.01.2021).

По старым правилам: ранее в 302 н было указано, что включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности».

Читайте также:  Как предоставляются перерывы для кормления ребенка до 1.5 лет

По новым правилам: теперь в п.22 нового приказа № 29н указано иначе:

Изменение 5. Медосмотры нужно проводить на основании результатов СОУТ

По старым правилам: медосмотры по химическому, биологическому, физическому факторам могли быть установлены не только в ходе СОУТ, но и в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также источником информации были эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

По новым правилам: по факторам — химическому биологическому, физическому, трудового процесса медосмотр проводят вне зависимости от класса условий труда, на основании данных специальной оценки условий труда. Теперь в п.10 приказа № 29н указано, что в списке работников указывают должность и фактор, установленный в ходе СОУТ, или вид работ.

Изменение 6. Офисникам опять придется проходить медосмотры, но не всем

Для работников, которые используют ПЭВМ, медосмотр потребуется. Обратите внимание, что в новом перечне факторов есть пункт 4.2.5 «электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц)». В отмененном приказе 302н было указано в п.3.2.2.4 электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня). В новом приказе эту оговорку убрали. Это означает, что придется проводить медосмотр и для офисников, если на работника воздействует фактор в данном спектре частот.

Информацию об этих показателях вы можете получить из результатов производственного контроля условий труда на рабочих местах. Из отчета СОУТ вы об этом не узнаете — измерения ЭМП на персональных компьютерах при проведении СОУТ не проводят (прим. 5 к п. 1.5 приложения 2 утв. Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Изменение 7. Направлять на медосмотры придется всех сотрудников медорганизаций

Теперь придется направлять на медосмотры весь персонал медицинской организации, включая бухгалтеров, дворников или юристов, если они официально в ней трудоустроены. Это произошло потому, что пункт приказа 302н «17. Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных» заменили на пункт: «27. Работы в медицинских организациях».

Изменение 8. Медосмотров для работников торговли и общепита стало меньше

В новом порядке медосмотров указано, что для организаций общественного питания, торговли, а также в буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте, медосмотр проводится только в отношении работников, контактирующих с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. Это означает, что теперь не нужно проводить медосмотры для всех сотрудников поголовно. Направляйте только тех, кто готовит, складирует, довозит, продает пищевые продукты, непосредственно касаясь их. Если во время инвентаризации комиссия посещает цеха по изготовлению продукции, контакт с пищевыми продуктами происходит. Поэтому медосмотр также нужен (п. 29 приказа № 29н).

ОМС в 2021 году: обязательное медицинское страхование в России. Какие изменения с 1 января 2021?

Краткое содержание:

С января 2021 года в силу вступает ряд важных изменений, касающихся системы обязательного медицинского страхования. В частности, клиники с этого момента будут финансироваться непосредственно из Федерального Фонда медицинского страхования, о чем гласит закон, подписанный 8 декабря 2020 года Президентом РФ.

Название закона и когда вступает в силу

Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Это нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 января 2021 года. Исключением является только второй подпункт 4 пункта статьи №1, который начал действовать непосредственно в день публикации законодательного акта.

Главное простыми словами

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается. Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Кто получает преимущества

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.

В чём будут ущемлены права пациентов по новому закону ОМС

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

  • ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
  • сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
  • ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
  • потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

Какая система действует сейчас

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.

Есть ли выгода для больниц

Исключение посредников, в роли которых выступали страховые организации, позволило увеличить финансирование медицинских учреждений федерального уровня. Выгоден для лечебных учреждений и более прозрачный контроль за оказанием медицинских услуг, который будет осуществляться специалистами ФФОМС.

Таким образом, с вступлением нового закона об ОМС в силу с января 2021 года ответственность за оказание медицинской помощи населению берет на себя государство в лице ФФОМС, а из схемы финансирования лечебных учреждений убирается посредническое звено в виде страховых компаний. Все это должно привести к повышению качества медицинских услуг, оказываемых населению, и доступности помощи для граждан.

Принят закон о реформе системы ОМС

Автор: Александра Рожкова

С января 2021 года в силу вступает ряд важных изменений, касающихся системы обязательного медицинского страхования. В частности, клиники с этого момента будут финансироваться непосредственно из Федерального Фонда медицинского страхования, о чем гласит закон, подписанный 8 декабря 2020 года Президентом РФ.

Название закона и когда вступает в силу

Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Главное простыми словами

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

    переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается . Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

Кто получает преимущества

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

Ссылка на нормативный акт

Вопросы и ответы

В чём будут ущемлены права пациентов по новому закону ОМС

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

    ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

Какая система действует сейчас

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

Есть ли выгода для больниц

Исключение посредников, в роли которых выступали страховые организации, позволило увеличить финансирование медицинских учреждений федерального уровня. Выгоден для лечебных учреждений и более прозрачный контроль за оказанием медицинских услуг, который будет осуществляться специалистами ФФОМС.

В России начали действовать новые правила ОМС

С 28 мая вступили в силу новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС), которые, в частности, предусматривают усиление профилактического направления в работе поликлиник.

Это следует из приказа Минздрава, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации. Так, в течение двух лет планируется провести диспансеризацию и профилактический осмотр россиян, чтобы определить группу здоровья для каждого из них. Если при профилактическом осмотре у гражданина будет выявлено хроническое заболевание, врач назначит ему диспансерное наблюдение с обследованием несколько раз в год. Представители медицинских учреждений и страховых компаний, работающих в системе ОМС, будут напоминать гражданам о необходимости посещения врача и прохождении профилактического осмотра.

Как ранее заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, в 2019 г. поставлена задача охватить профосмотрами и диспансеризацией почти 62 млн россиян. Согласно принятым в апреле правилам, диспансеризация для граждан старше 40 лет становится ежегодной.

Новые правила обязывают страховщиков проводить полное «информационное сопровождение» застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи. Это подразумевает информирование о медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе ОМС; праве выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача; порядке получения полиса; виде, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ; прохождении, в том числе, в вечерние часы и в субботу, профилактических осмотров и диспансеризации и др.

«Если ранее страховые медицинские организации контролировали качество оказанной медицинской помощи по факту ее оказания на основе документации от медорганизаций или по факту обращения граждан, то теперь новыми правилами определен пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения», – отметила глава ФОМС Наталья Стадченко.

При этом страховая медицинская организация теперь будет обязана уведомлять территориальный фонд ОМС о возможности выполнения информационного сопровождения застрахованных лиц.«Это обеспечит конкурентное преимущество на рынке страховых услуг в сфере ОМС для добросовестных страховщиков», – считает Андрей Рыжаков, председатель совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков.

Также Андрей Рыжаков подчеркивает, что в приказе четко определены обязанности страховых представителей, таких как работа с обращениями граждан, обеспечение организации информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, организация индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий, а также подготовка предложений для медицинских организаций по организации профилактических осмотров и диспансеризации и рассмотрение жалоб граждан (включая организацию проведения экспертиз). Новые правила подразумевают и закрепление обязанностей за медицинскими организациями в части предоставления информации СМО.

Читайте также:  Как определяется период действия медкнижки и в чем суть замены

Особое внимание уделено сопровождению пациентов с онкологическими заболеваниями. В новых правилах появилась норма о формировании страховщиками на информационном портале территориальных фондов ОМС истории страховых случаев пациентов с подозрением на злокачественное новообразование или с подтвержденными ЗНО. Таким образом, создаётся интегрированная база информационных данных для быстрой оценки места и времени нахождения пациента на этапах диагностики и лечения. Это даст возможность СМО оперативно восстанавливать нарушенные права пациентов, а также контролировать ход лечения, сообщает пресс-служба Федерального фонда ОМС.

Информирование застрахованных о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости будет также осуществляться в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг по запросу, в также через официальные сайты (при условии предварительной идентификации и аутентификации).

Новыми правилами также регламентируется порядок контроля телемедицинских консультаций. В целях внедрения в повседневную медицинскую практику новых медицинских технологий предусмотрено предоставление медицинскими организациями сведений о случаях оказания медицинской помощи с применением рекомендаций национальных медицинских исследовательских центров.

Среди других изменений – упрощение порядка подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом. Теперь застрахованный сможет получить полис ОМС не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации (электронный полис) или отказаться от его получения. Заявление о получении полиса можно будет подать через официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования при наличии электронно-цифровой подписи или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Предупреждение травматизма и профзаболеваний за счет взносов в ФСС

Ежегодно работодатели тратят немалые средства для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), медосмотры, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний и другие аналогичные мероприятия. Все работодатели обязаны платить в ФСС взносы в зависимости от класса профессионального риска. Часть произведенных расходов можно возместить за счет уплаченных взносов.

Когда обращаться за финансированием

Регламент обращения прописан в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда № 580н от 10.12.2012), далее Правила.

У вас есть право подать в Фонд заявление с приложенными к нему подтверждающими документами в общем случае до 1 августа текущего года, но в 2020 году из-за нагрянувшей пандемии срок продлен до 1 октября 2020-го.

Важно! Обращайтесь в ФСС как можно раньше, ведь финансирование производится за счет бюджетных ассигнований, а они, естественно, ограничены. Даже при соблюдении сроков и подаче всех документов есть шанс получить отказ просто потому, что выделенные средства закончились.

В каком размере ФСС возместит затраты

В целях стимулирования более ответственного отношения к охране труда и заинтересованности (в том числе с экономической точки зрения) в сокращении несчастных случаев и профзаболеваний, ФСС вправе устанавливать скидки или надбавки к присвоенному организации тарифу . Поэтому размер взносов может меняться в большую или меньшую сторону, даже если компания или ИП не изменяли вид деятельности.

Но какую бы сумму взносов вы не заплатили, расчет суммы финансирования делается по одному и тому же принципу, исходя из данных предыдущего календарного года . Для этого необходимо взять сумму взносов на травматизм и вычесть из нее расходы, произведенные на выплату больничных в связи с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями и расходы на оплату отпуска сотрудников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством РФ) на период лечения и проезда (туда-обратно) к месту лечения.

Полученный результат умножьте на 20% – это и есть сумма возможного финансирования предупредительных мер. Работодатель, который заботится о работниках предпенсионного и пенсионного возраста и направляет дополнительные средства на их санаторно-курортное лечение, может рассчитывать на более высокую долю – 30%.

Также особые условия установлены для тех организаций или ИП, штат которых насчитывает менее ста работников и которые не обращались в течение двух предыдущих лет за мерами поддержки. Для них расчет ведется сразу из трех предыдущих лет, но сумма финансирования не может превысить сумму взносов текущего года .

Какие расходы входят в список подлежащих возмещению

До 2020 года можно было обратиться за финансовым обеспечением, если вы расходовали средства на следующие мероприятия и средства:

  • Специальная оценка условий труда (СОУТ);
  • Приведение уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов (далее ВОПФ) в соответствие с нормативами охраны труда;
  • Обучение по охране труда, обучение по безопасности ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производстве отдельных категорий работников. К примеру, руководителей организаций в сфере малого предпринимательства, специалистов служб охраны труда организаций и т.д. Более подробно – подпункт в, пункта 3 Правил .
  • Средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства для работников, занятых на работах с ВОПФ, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

СИЗ должны быть изготовлены на территории государств – членов Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия), они учитываются в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ или на основании проведенной СОУТ.

  • Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обязательные периодические медосмотры (обследования) работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 46н от 16.02.2009 г.);
  • Приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры), если работники обязаны проходить предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры;
  • Приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов), если организация или ИП осуществляет пассажирские или грузовые перевозки;
  • Аптечки для оказания первой помощи;
  • Приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (системы) приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах, а также для проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • Оборудование (см. п. 11) для дистанционной видео- и аудио фиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранения результатов такой фиксации;
  • Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (предпенсионеров).

В 2020 году к этому списку добавились расходы на мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 . В частности приобретение:

  1. СИЗ для органов дыхания (одноразовых и многоразовых масок, респираторов), лицевых щитков, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  2. дезинфицирующих салфеток, антисептиков и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук;
  3. устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия (проще говоря – уничтожающих вирусы) для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  4. устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров.

Также в перечень включено проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

Какие документы нужны для получения финансирования

Заявление и приложения можно представить в Фонд лично или через доверенное лицо, а также направить в электронном виде.

Основной документ, который потребуется подготовить – план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году. Вот форма плана (он является приложением к Правилам):

Необходимо предоставить копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, копию или выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Дополнительно, в зависимости от того какие предпринимаются и планируются предупредительные меры, к заявлению потребуется приложить копии других документов. К примеру:

  • приказа о создании комиссии по проведению СОУТ, договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится спецоценка и стоимости, отчет о проведении спецоценки;
  • документов, обосновывающих покупку оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия ВОПФ в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приказа о направлении работников на обучение по охране труда, уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, программа обучения, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и т.д.;
  • перечня приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
  • заключительного акта врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации, калькуляции стоимости путевки, документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
  • перечня приобретаемых дезинфицирующих средств вирулицидного (т.е. противовирусного) действия с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
  • списка работников, направляемых на обследование на COVID-19, договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (медицинской лабораторией) и документа, подтверждающего стоимость обследования 1 работника, при отсутствии указанной информации в договоре, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Вот образец реестра работников-предпенсионеров, направляемых на санаторно-курортное лечение.

ФСС может самостоятельно запросить другие сведения и документы в Минтруде, Росздравнадзоре, Ростехндзоре и других учреждениях в порядке межведомственного обмена информацией. При этом, для ускорения рассмотрения заявления, указанные сведения и документы заявителю рекомендуется представить самостоятельно.

В какой срок будет известен ответ Фонда о финансировании?

Сроки принятия решения фондом зависят от суммы страховых взносов, уплаченных за прошлый календарный год:

  • Если сумма составляет менее 25 000 рублей включительно, то решение принимает территориальный орган Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • Если сумма более 25 000 рублей территориальный орган согласует финансирование с ФСС РФ. В этом случае в течение 3-х рабочих дней документы направляются в Фонд и тот в течение 15 рабочих дней со дня их поступления производит согласование.

После принятия решения территориальный орган Фонда оформляет приказ, и в течение 3-х рабочих дней направляет его заявителю

Если вы получили отказ в поддержке из-за неполного пакета документов или наличия недоимки, то после устранения этих обстоятельств, вы вправе снова подать заявление до окончания срока приема в текущем году. Если отказ связан с тем, что выделенные на поддержку средства полностью распределены, то подавать повторное заявление бессмысленно.

Нужно ли отчитываться за целевое использование средств?

Подтверждать, что средства пошли именно на те цели, что вы указали в документах, придется ежеквартально. Форма отчета прилагается к Письму ФСС РФ № 02-09-11/16-05-3685 от 20.02.2017.

После завершения всех запланированных мероприятий необходимо представить в Фонд подтверждающие документы. Если средства освоены не в полном размере, то об этом также нужно сообщить не позднее 10 октября текущего года.

Если вы представите неверно оформленные документы или не сможете подтвердить какие-то расходы, то эти суммы не будут зачтены в счет уплаты “несчастных” взносов в ФСС.

Отражение финансирования в бухгалтерском и налоговом учете

Для целей налогового учета выделенные средства не являются ни доходами, ни расходами (на любой системе налогообложения). Дело в том, что как таковые средства ФСС вам не выдает, просто на определенную сумму уменьшает размер текущих взносов на “несчастное” страхование.

В бухгалтерском учете операции отражаются как целевое финансирование с использованием счета 86.

Для примера возьмем ситуацию, когда организация получает финансирование на приобретение СИЗ (масок и перчаток) для продавцов в продовольственном магазине, организация работает с НДС, СИЗ приобретаются после получения разрешения:

Дебет 20 Кредит 70 – начислена заработная плата рабочим

Дебет 20 Кредит 69 – начислены взносы в ФСС на травматизм

Дебет 76 Кредит 86 – получено разрешение на финансирование

Дебет 10 “СИЗ” Кредит 60 – приобретены маски и перчатки для защиты

Дебет 19 Кредит 60 – выделен НДС с приобретенных СИЗ

Дебет 69 Кредит 76 – уменьшена задолженность перед Фондом на сумму произведенных расходов

Дебет 86 Кредит 98 – учтены средства целевого финансирования в доходах будущих периодов

Дебет 20 Кредит 10 “СИЗ” – выданные продавцам маски и перчатки учтены в расходах

Дебет 98 Кредит 91.1 – признан прочий доход в сумме понесенных расходов на предупредительные меры

При расчете налога на прибыль данная сумма в составе доходов не учитывается. В результате в бухучете возникает постоянная разница и постоянный налоговый актив (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02):

Дебет 68 Кредит 99

Стоимость СИЗ в бухучете включается в состав производственных расходов, а при расчете налога на прибыль не учитывается. В результате также возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 Кредит 68

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи” бюджетные средства на финансирование текущих расходов списываются со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если бы организация изначально приняла к вычету сумму НДС со стоимости СИЗ (так бывает, если средства защиты приобретались до того, как организация получила разрешение на финансирование от ФСС), то сумму НДС пришлось бы восстановить :

Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету входной НДС при приобретении и оприходовании СИЗ

Дебет 19 Кредит 68 – восстановлена сумма НДС с СИЗ, на которые получено финансирование

Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получено разрешение.

Ссылка на основную публикацию