Можно ли отменить закупку по 223-ФЗ: алгоритм действий для заказчика, оформление протокола отмены закупки

Как отменить закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Отказ от закупки по 223-ФЗ — это право заказчика прекратить процедуру выбора поставщика. Из статьи вы узнаете, как оформить решение об отмене закупки, а также какой порядок действий в 2020 году, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018.

Установить основания для отмены

В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в Положении о закупках (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.

То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.

Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.

Давайте рассмотрим вариант, как проходит отмена торгов по 223-ФЗ на примере Положения о закупках ООО «ЖКС г. Петродворца». Отменить процедуру этот заказчик может в любой момент со дня публикации извещения в ЕИС (раздел 8). При этом в самом извещении устанавливается срок, до которого данное действие возможно: 5 дней до даты окончания подачи заявок для конкурсов и аукционов и 1 день — для запросов котировок и предложений. В более короткий срок отмена возможна только при форс-мажорных обстоятельствах.

В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).

Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.

Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.

При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.

Принять решение

Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).

Протокол отмены закупки по 223-ФЗ: образец в 2020 году

Разместить решение о прекращении приема заявок

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

Ответственность за нарушения порядка

За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.

При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.

Можно ли отменить закупку по 223-ФЗ: алгоритм действий для заказчика, оформление протокола отмены закупки

Отказ от закупки по 223-ФЗ состоит в праве заказчика прекратить закупочную процедуру выбора поставщика. При этом заказчик должен придерживаться определенного регламента действий.

  • Правила отмены закупки
  • Алгоритм действий
  • В какие сроки возможна отмена
  • Оформление протокола или приказа
  • Порядок размещения сведений в ЕИС

Правила отмены закупки

Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это. Согласно 223-ФЗ, заказчики вправе отменить как конкурентную, так и неконкурентную закупку.

Если необходимо отменить неконкурентную закупку у единственного поставщика, то заказчику необходимо руководствоваться собственным Положением о закупке. Связано это с тем, что в 223-ФЗ никак не регламентируется вопрос отмены неконкурентных закупок.

До недавнего времени 223-ФЗ не содержал порядка действий при принятии решения об отказе от проведения закупки. Порядок проведения данной процедуры заказчику следовало установить самостоятельно и отобразить его в Положении о закупках по ч. 6 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

Правила, которые вступили в силу с июля 2018 года, заказчик обязан продублировать в своем Положении о закупках.

Алгоритм действий

Процедура отмены закупки будет зависеть от того, на каком этапе это нужно сделать. Так, если сведения о закупках содержатся только в плане закупок, то заказчику нужно просто его скорректировать и разместить обновленный план в ЕИС.

Но когда извещение о закупке уже было опубликовано в ЕИС, то отменить ее будет сложнее. Процедура в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик принимает решение об отказе от закупочной процедуры и оформляет его в письменной форме. Решение оформляется в виде протокола или приказа.
  2. Размещает решение о прекращении приема заявок в ЕИС. Именно с этой даты процедура официально считается отмененной.

После окончания приема заявок процедуру отменить можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать не менее 18% от совокупного объема государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.

Сам порядок проведения таких закупочных процедур регламентирован ст. 3.4 223-ФЗ, а правила их отмены аналогичны общему порядку, который действует в отношении всех закупок.

Такие изменения должны были появиться в Положениях о закупках у всех заказчиков до января 2019 года. Но в данных положениях закона речь идет только о конкурентных процедурах, следовательно, отказ от подписания договора по результатам неконкурентных способов будет правомерен. При этом заказчику не нужно забывать о внесении правок в план закупок.

В 223-ФЗ не указаны причины для отмены закупки, но данный перечень в обязательном порядке прописывается в Положении заказчика. Это обязанность прямо вытекает из пп. 5, 31 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

В качестве типовых оснований можно определить:

  1. Изменение финансовых программ заказчика.
  2. Изменение (исчезновение) потребностей в товарах, работах и услугах.
  3. Необходимость исполнения предписания от контролирующих инстанций.
  4. Изменение законодательных норм.

Данный вывод следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 2017 года №Ф05-12698/2016.

В какие сроки возможна отмена

Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней. Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону. Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.

С учетом положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него). Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.

В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.

Оформление протокола или приказа

Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.

Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.

Порядок размещения сведений в ЕИС

Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:

  • номер и наименование закупки;
  • сведения о заказчике;
  • дата принятия решения;
  • основание отмены.

Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.

За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.

Согласно судебной практике, должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности и за неразмещение в документации основания для отмены закупки.

Таким образом, до июля 2018 года 223-ФЗ лишь рамочно регулировал вопросы отмены закупок, но после принятия поправок в законодательство здесь появились более четкие ограничения. Все заказчики по данному закону должны привести в соответствие собственные Положения о закупках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Инструкция по отмене закупкок по 223-ФЗ

Отмена торгов по 223 ФЗ — это процедура отказа заказчика от тендера. В законе о закупках отдельными видами юридических лиц для этого прописаны особые правила.

Отмена торгов по 223-ФЗ

Можно отменить закупочную процедуру по решению организации-заказчика. Но в законе нет прямых указаний, как действовать заказчику, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223 ФЗ. Ключевую роль играет внутренний норматив – положение о закупке организации-заказчика (ч.6 ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру. Независимо от того, каким способом осуществлялся заказ, готовятся документы, разъясняющие причину отмены с указанием даты принятия такого решения. Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ инструкции отличаются. Общее — отказ от проведения закупки по 223 ФЗ осуществляется на основании официального документа, который формируется в закрытой части ЕИС и в котором указываются следующие сведения (п. 31 ПП РФ № 908):

  • основание принятия решения;
  • дата решения об отмене.
Читайте также:  Список отделов ПФР городской округ Котовск, Тамбовская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Инструкция по отмене конкурентных закупок

В ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ сказано, что заказчик может отменить госзакупку по одному или более предмету вплоть до конца срока подачи заявок. Следовательно, возможна и отмена аукциона по 223 ФЗ. После окончания периода, отведенного для подачи заявок, тендер можно отменить только в форс-мажорных случаях и обстоятельствах непреодолимой силы (ч. 7 ст. 3.2). Главное — в день принятия решения его необходимо опубликовать в ЕИС (ч. 6 ст. 3.2).

Представим пошаговую инструкцию по отмене.

Шаг 1. Определяем основания для отказа. Причины должны быть четко прописаны в Положении заказчика. Именно на них и ссылается специалист, если отменяет торги до окончания срока подачи заявки. Если же прекращение конкурентной процедуры произошло по причинам, не закрепленным Положением, то такие действия заказчика будут расцениваться как неправомерные, необоснованные и ограничивающие конкуренцию (Постановление Арбитражного суда МО № Ф05-12698/2016 от 22.05.2017).

Шаг 2. Сверяемся со сроками. Открываем закупочную документацию и извещение и проверяем предельную дату окончания срока подачи заявок. Если в процессе госзакупки наступили форс-мажорные обстоятельства, вы можете отменить торги в любой момент. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется внести такое уточнение в Положение.

Шаг 3. Размещаем в Единой информационной системе извещение об отмене закупки по 223 ФЗ или же решение об отказе от проведения конкурентной процедуры. Это необходимо сделать именно в день его принятия.

Унифицированного образца решения об отказе Федеральный закон № 223 не предусматривает. Заказчик использует самостоятельно разработанную форму, предварительно закрепив ее в Положении. Сформированный документ с датой и основанием для прерывания торгов подписывается электронной подписью и размещается в ЕИС (п.п. 4, 31 ПП РФ № 908).

Решение о прекращении закрытых процедур или заказов, содержащих государственную тайну, не публикуются в ЕИС (ч.3 ст.3.5, ч.15 ст.4 223-ФЗ).

Если отменен тендер, участвовать в котором могут субъекты малого и среднего предпринимательства, то оператор электронной площадки не будет передавать заказчику заявки от потенциальных поставщиков.

Шаг 4. При необходимости внесите изменения в плановую документацию. Если Положением предусмотрена такая обязанность, специалист вносит изменения в план закупок.

Закон не обязывает корректировать план при отмененных торгах, но это рекомендуется делать, чтобы выполнить принцип открытости. Если учреждение планирует повторить тендер, это нужно отразить в плане и опубликовать его в ЕИС.

Ответственность за нарушения

Если нарушено требование о публикации решения, ответственному должностному лицу грозит административная ответственность и штраф величиной от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Учреждение получит взыскание в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Инструкция по отмене закупки у единственного поставщика

Прекращение заказа у единственного поставщика закрепляется в Положении заказчика. В 223 ФЗ конкретных указаний и правил нет. Необходимо прописать:

  • основания для прекращения;
  • возможные сроки;
  • порядок действий.

Если извещение о неконкурентной процедуре уже опубликовано в ЕИС, то и решение о прерывании заказа у единственного поставщика обязательно размещается в системе. По аналогии с конкурентными торгами, при необходимости вносятся изменения в плановую документацию для реализации принципа информационного госзаказа.

Отмена аукциона по 223-ФЗ

Иногда у заказчика возникает необходимость в отмене конкретной закупки. Такая возможность есть, однако ее следует реализовать без нарушения прав и интересов иных лиц. В случае с неконкурентными закупками нет особых проблем. А вот по поводу аукционов возникает немало вопросов.

Отмена аукциона по Федеральному закону № 223 подразумевает процедуру отказа заказчика от проведения торгов. В тексте законодательного акта содержатся предписания в отношении указанной процедуры. В июле 2018 года в регламент были внесены корректировки. Теперь каждому заказчику следует самостоятельно указывать схему действий в Положении о закупках. В целом 223-ФЗ предоставляет заказчикам значительно больше свободы в этом вопросе, если сравнивать с 44-ФЗ.

Общие правила

Федеральный закон № 223 подразумевает наличие у заказчика права отменить любой тип закупки: конкурентную или же неконкурентную. При этом организатору торгов можно отменить предложения по одному либо сразу нескольким пунктам. Главное условие — это нужно сделать до даты завершения приема заявок со стороны участников.

44-ФЗ содержит конкретную информацию о том, когда и как можно отменить закупочную сессию. При этом алгоритм весьма определенный, условия жесткие. В случае с 223-ФЗ все существенно проще. Собственные правила отмены закупочных сессий можно прописать в Положении о закупках.

Какие действия нужно совершить

Специфика процесса отмены аукциона по 223-ФЗ во многом зависит от того, на какой конкретно стадии это следует предпринять. В том случае, когда данные о закупочной сессии внесены лишь в план закупок, достаточно изменить его и разместить обновление в ЕИС.

Другое дело, если извещение о закупке было размещено в ЕИС. Тогда схема действий выглядит более сложной. Алгоритм таков:

  • Заказчик должен принять решение о том, что отменяет закупку. Это нужно оформить должным образом — в форме протокола либо приказа. При этом вне зависимости от причины отказа от проведения торгов, ее требуется обозначить документально. Конкретная форма документа не регламентирована. В то же время есть определенный список сведений, которые нужно отобразить в документе. Главными из них являются дата и основание.
  • Затем требуется опубликовать принятое решение о прекращении приема заявок от участников в ЕИС. Только с этого момента процедура считается отмененной. Поэтому дата принятия решения является ключевой. Относительно нее ведется расчет срока публикации информации в ЕИС.
  • Намерение отменить конкурентную процедуру публикуется в ЕИС в день его принятия. Отменить торги можно и потом, до заключения контракта. Однако сделать это допускается лишь по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, что указано в гражданском законодательстве.

В комплекте с документом, где указана информация об отмене закупки, нужно опубликовать в ЕИС и другую документацию: протоколы, изменения и пр. Сначала их нужно заверить усиленной квалифицированной подписью, которая принадлежит уполномоченному лицу покупателя.

В Федеральном законе № 223 указано, что заказчики должны размещать не менее 18% от общего объема совершаемых закупок у СМП. При этом регламент отмены таких торгов аналогичен общей схеме действий, применимой ко всем закупочным сессиям.

До того, как стали действовать поправки в ФЗ № 223, была возможность отмены закупок уже после принятия заявок от всех участников. Достаточно было оформить это как отказ заключать договор с победителем аукциона. Теперь правила изменились. Заказчику не разрешается отказывать поставщикам в заключении контракта.

Указанные корректировки следовало внести в Положения о закупках всем заказчикам еще до наступления января 2019 года. Пока что законодательно регулируются лишь конкурентные процедуры. Поэтому можно считать легальным отказ от подписания контракта по результатам неконкурентных вариантов закупочных сессий.

Федеральный закон № 223 не уточняет причины, по которым разрешается отменить аукцион. Однако этот момент следует отобразить в тексте Положения заказчика, что регламентировано пунктом 5 части 31 Постановления правительства № 908, опубликованного в 2012 году.

Стандартными причинами, по которым заказчик может отказаться от проведения торгов, считаются:

  • внесение корректировок в финансовые программы заказчика;
  • отсутствие потребности в продукции, оказываемых услугах либо выполняемых работах;
  • необходимость исполнить предписания со стороны контролирующих органов;
  • внесение корректировок в нормы права.

Указание любой причины, не входящей в Положения о закупке, считается неправомерным. В таком случае отмена закупки признается необоснованной, что подразумевает ограничение конкуренции.

Сроки отмены

Есть определенные сроки, в течение которых у заказчика существует опция отмены аукциона. Это считается вполне приемлемым до публикации данных о закупке в ЕИС. В тексте 223-ФЗ уточнено, что отказаться от проведения торгов разрешено лишь до наступления момента завершения подачи заявок на участие в аукционе. Официально это допускается сделать и в последний день приема заявок. Однако решение ФАС говорит о том, что такие действия противоречат законодательству.

44-ФЗ устанавливает еще более строгие требования в отношении сроков отмены закупок. В случае с конкурентной процедурой это выглядит так: за 5 дней разрешено отменить аукцион или конкурс, за 2 дня — запрос котировок. Обстоятельства непреодолимой силы здесь не имеют значения. Так что указанный момент в 223-ФЗ не получится засчитать как ущемление прав заказчика.

Поэтому можно однозначно сказать, что разрешено отменить аукцион и в последний день приема заявок. Допускается совершить это действие и после истечения обозначенных сроков. При этом важно одно: чтобы имели место обстоятельства непреодолимой силы согласно ГК РФ. То есть события должны быть чрезвычайными и непредотвратимыми. Обязанность доказать непреодолимость обстоятельств, которые стали причиной отмены конкурентной закупки, возлагается на самого заказчика.

Штрафы за несоблюдение протокола

Следует четко соблюдать регламент отмены закупок по 223-ФЗ. В противном случае организатор рискует выплатить штрафы. Ответственность за непубликацию данных об отказе от проведения торгов уточнена в части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Должностному лицу придется заплатить 30–50 тысяч рублей, в то время как для организаций эта сумма уже значительно больше — 100–300 тысяч рублей.

Может ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от закупки или контракта

Иногда в закупках по 223-ФЗ случаются отказы от заключения договора со стороны заказчика. Причина обычно в том, что изменились обстоятельства, и объект стал не нужен. Бывают и иные случаи, когда, казалось бы, логично отказаться от продолжения процедуры. Сегодня рассмотрим, насколько это правомерно.

Что говорит законодательство

В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров. Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.

Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае вторая сторона может добиться его заключения через суд.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читайте также:  Оформление права муниципальной собственности на земельный участок

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Итак, в Гражданском кодексе прямо указано, что победитель торгов может обратиться в суд и понудить заказчика к заключению договора. Также он вправе потребовать возмещения понесенного в связи с этим ущерба.

Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор. Поддержали ФАС и суды.

В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на сговор между ним и иными участниками закупки.

В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем. На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений пожаловался в ФАС на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку.

Что делать заказчику

Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.

Далее в извещении и закупочной документации каждой процедуры необходимо указывать, что заказчик имеет право при определенных обстоятельствах отказаться от ее проведения. В том числе и когда победитель уже выбран.

Включение таких положений в документацию увеличит шансы заказчика на победу в случае возникновения спора, однако не гарантирует этого.

Решение, которые принимали органы ФАС

Иногда в подобных ситуациях контролирующие органы принимали неоднозначные решения. В частности, известен случай, когда ФАС встала на сторону поставщиков и едва не заставила заказчика нарушить закон.

Закупалась продукция в рамках гособоронзаказа. В тот период, когда заказчик уже вскрыл заявки, но еще не выбрал победителя, изменилось законодательство. Закупочная документация заказчика была разработана без учета этого изменения. В связи с этим он принял решение отказаться от закупки и привести свои документы в соответствие с новым требованием закона. Однако в ФАС этого не оценили. Заказчику предписали вернуться к моменту выборы победителя и продолжить закупку.

Ситуацию, можно сказать, спасло то, что в предписании не было четко прописано, что именно нужно сделать заказчику. В частности, не было упомянуто о необходимости дать участникам шанс предоставить новое обеспечение заявок. В итоге заказчик вернулся к выбору победителя, но все заявки отклонил из-за отсутствия обеспечения. Иначе заказчик попал бы в странное положение. С одной стороны, он должен был выполнить предписание ФАС. С другой стороны, выполняя его, он нарушил бы закон о гособоронзаказе.

Вот некоторые другие решения контролирующих органов в отношении отказа заказчика по 223-ФЗ продолжать закупку или заключать договор с победителем:

  1. Отказ правомерен, если сделка является для заказчика крупной, и ее одобрение собственником отсутствует (решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  2. Отказ правомерен, если победитель определялся не на торгах, и возможность отказа предусмотрена Положением о закупке заказчика (письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  3. Отказ неправомерен, если порядок проведения закупки имеет признаки торгов (решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  4. Отказ неправомерен, хотя закупка и была проведена не в форме конкурса или аукциона, а в форме электронного запроса предложений(упомянутое выше решение Московского УФАС № 1-00072/77-15).

Есть ли возможность отказаться от закупки по 223-ФЗ?

Исходя из сложившейся практики закупок в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных нужд, иногда складывается такая ситуация, при которой заказчику необходимо отказаться от своих планов по проведению конкретной закупки. Закон № 44-ФЗ весьма определенно диктует условия и порядок такого отказа. Так, при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за два дня до наступления даты окончания срока подачи заявок. Также, заказчик вправе отказаться от осуществления закупки до размещения извещения в ЕИС, для этого ему необходимо не позднее чем за 10 дней до размещения извещения в ЕИС, внести в установленном порядке, изменения в план-график закупок.

В свою очередь 223-ФЗ не содержит аналогичных конкретных норм, связанных с отказом заказчиков от закупок. Фактически, только в п.9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, можно увидеть ограничение, которое говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан это сделать в срок не позднее размещения в ЕИС сведений о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Тем самым, законодатель дает свободу заказчику на то, чтобы последний смог самостоятельно установить «правила игры» относительно затронутой сегодня проблемы в своих положениях о закупке. Ввиду такой степени свободы творчества, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), желающим сориентироваться, был ли правомерным отказ, необходимо тщательно ознакомляться с содержанием закупочной документации отдельного заказчика. В свою очередь заказчикам, дабы максимально учесть все возможные ситуации, необходимо крайне внимательно отнестись к изложению правил в своих положениях о закупке.

Рассмотрим три возможных варианта отказа заказчика от проведения закупки по 223-ФЗ:

Вариант 1.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС.

Такой отказ для заказчика будет наиболее безболезненным, – для этого достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Отметим, что вопрос необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным, так как в соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан исключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») – иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Таким образом, если речь не идет о каких-либо форс-мажорных ситуациях, заказчик может заключать договор на закупку товаров (работ, услуг) только при условии наличия соответствующих сведений в плане закупки. Исходя из этого, если заказчик собирается осуществлять новую закупку, сведения о которой отсутствуют в плане или осуществлять закупку большего объема, на большую сумму, в другие сроки и так далее, он должен внести соответствующие изменения в план, дабы иметь правовые основания для заключения договора. Законодательство не нарушается и в случае если изменивший свои намерения заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой тем временем присутствуют в плане закупки. Необходимо отметить, что подобный вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика так же относится и к другим видам отказа, которые будут обозначены далее. Тем не менее, заказчику все же рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он желает отказаться из плана закупок, так как этот момент может быть дискутабельным.

Вариант 2.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС

Довольно часто заказчики прибегают к таким формулировкам, при которых за заказчиком остается право на отказ от проведения закупки на любом этапе. Безусловно эта мера предосторожности весьма удобна для заказчика и оставляет «место для маневра».

Именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, установленный заказчиком в извещении о конкретной закупке.

Разумеется, встречаются и более простые решения, в качестве примера, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что: «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Также, заказчик может конкретизировать случаи и условия, предусматривающие отказ от проведения закупки.

В качестве такого примера можно рассмотреть Положение о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», – где говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае:

  1. 1.Отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования;
  2. 2.Если отпала необходимость в закупаемых товарах (работах, услугах);
  3. 3.Существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен, либо был бы объявлен на значительно отличных условиях.

Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки – аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Встречаются примеры с использованием более строгих правил. Ярким примером будет Положение о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский). В положении имеются однозначные и четкие ограничения от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Кувшинове: особенности деятельности, режим работы, адрес

в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок.

Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Да, заказчики могут вкладывать в свои положения о закупке самое разнообразное содержание, однако стоит помнить, что помимо этого есть и гражданское законодательство, которое регулирует в том числе проведение торгов (аукционов, конкурсов). В самом 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2) говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ. И этим законодательством установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» (ч. 4 ст. 448 ГК РФ). Следовательно, если заказчик желает обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее» чем в указанные сроки, то ему обязательно необходимо указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Стоит отметить, что как правило в случае отказа от проведения закупочной процедуры заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть всем участникам закупки, поданные им заявки. Но встречаются положения в которых такая норма отсутствует.

Обратим внимание, что законодатель дает заказчику достаточно возможностей для отказа от закупки после размещения в ЕИС, что безусловно упрощает решение задач, стоящих перед последним. Идеальным вариантом, разумеется, будет установление в положении правила, согласно которому заказчик может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до проведения ее итогов, а при проведении аукциона либо конкурса – в срок, обозначенный в извещении о закупке. Тем временем, в этом извещении о проведении аукциона либо конкурса, также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Вариант 3.

Отказ заказчика от заключения договора

Заказчики в своих положениях могут обозначать свое право отказываться от заключения договора после определения победителя закупочных процедур.

Рассмотрим такой вариант на примере ОАО «НК Роснефть», которое установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ и в 135-ФЗ на данный момент ничего не говорится о таких случаях.

Зато в гражданском законодательстве такие случаи прописаны. В частности, в нем содержится норма (ч. 6 ст. 448 ГК РФ) о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения».

Рассмотрим, пожалуй, первую часть данной нормы более подробно. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса норма должна применяться. Однако, в 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее, если заказчик после подведения итогов аукциона или конкурса откажется вступить в договорные отношения с их победителем, но тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ без восторга относятся к проведению аукционов и конкурсов – ведь эти процедуры несут в себе уйму «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Рассмотрим Положение о закупке Дальневосточного федерального университета, где такой отказ предусмотрен только в случае запроса котировок – «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Данная норма ни коим образом не противоречит требованиям гражданского законодательства – ведь запрос котировок не является торгами (аукционом либо конкурсом).

Так, с точки зрения интересов заказчика, наилучшим вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после проведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения аукциона или конкурса, разумеется.

На практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие подобной нормы может служить важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством (ч. 10 ст. 4 №223-ФЗ).

Далее стоит упомянуть, что заказчику не стоит путать отказ от процедуры проведения закупки и отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки (ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ), а возможно что и положению о закупке заказчика – тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции (п.1 ч. 3 ст. 17 № 135-ФЗ), запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Федеральный закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует проведение закупок организациями, имеющими повышенный контроль со стороны государства в связи с государственным участием в них либо спецификой их деятельности.

Требования к участникам закупок

Перечень участников закупок определен в части 5 статьи 3 вышеуказанного закона, на основании которой участниками могут стать любые юридические лица любой организационно-правовой формы и собственности вне зависимости от места нахождения организации и места происхождения, а также участниками закупки могут стать физические лица и индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон 223 сам не содержит конкретных требований к участникам закупок, но устанавливает, что подобные требования должны быть установлены в Положениях о закупке заказчиков и документации о торгах.

Не разрешается становиться участником закупки самому организатору, заказчику и их работникам.

Существует ряд обязательных требований, которым должен соответствовать любой участник закупок.

ТребованиеПодтверждающий документ
Наличие полномочий на заключение договораПриказ о назначении руководителя либо доверенность на право заключения договора
Официальная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателяСвидетельство о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет
Наличие лицензии или разрешения при производстве некоторых определенных законом работЛицензия, разрешение
Компания не должна находиться в стадии ликвидации и банкротстваВыписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
Отсутствие задолженности по налогам и сборам и другим обязательным платежамСправка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухгалтерская отчетность
Отсутствие статуса оффшорной компанииНалоговая декларация
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиковПодтверждение данного факта документально со стороны участника не нужно, проверку будет проводить заказчик при анализе документов участника

Все документы должны предоставляться в надлежащим образом в заверенных копиях, а выписка и справка – в оригиналах.

Также существует ряд дополнительных требований, предъявление которых к участникам может быть включено в Положение о закупке или документацию о торгах.

Требование к участникуПодтверждающие документы
Опыт участия в закупочных процедурахПрежние договоры на осуществление закупок и акты приема-сдачи оказанных работ, услуг
Наличие необходимых материально-производственных ресурсовПаспорта транспортных средств, свидетельства о собственности, договоры аренды материально-производственных ресурсов
Наличие необходимых трудовых ресурсовТрудовые договоры о заключении трудовых правоотношений с работником на срок не менее 1 года, документы о наличии необходимого образования (дипломы, сертификаты, свидетельства), трудовые книжки работников
Наличие финансовых ресурсов для осуществления договораБанковская гарантия, выписка по счету, иные финансовые документы, подтверждающие наличие денежных средств
Прохождение предквалификационного отбораПодтверждение данного факта документально не нужно, списки прошедших предквалификационный отбор будут у самого заказчика
Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательстваВыписка из реестра субъектов малого или среднего предпринимательства
Наличие прав на объекты интеллектуальной собственностиДокументы, подтверждающие права на объекты интеллектуальной собственности

Также в каждой конкретной закупке могут быть предъявлены дополнительные требования, отраженные в Положении о закупке и документации по проведению торгов, например, определенный процент взятого в аренду оборудования.

Соответствие участника предъявляемым заказчиком требованиям позволяет минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения договора, а также срыва закупки товаров, работ или услуг отдельными видами юридических лиц.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ссылка на основную публикацию