По каким причинам контрольное соотношение может не выполняться

Контрольные соотношения показателей декларации по НДС актуализация

Автор: Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с налогового периода за I квартал 2019 года декларация по НДС представляется с изменениями, внесенными в нее Приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@. Понадобилась и актуализация контрольных соотношений показателей декларации (напомним, они доведены до налоговых органов Письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@). Соответствующие коррективы отражены Федеральной налоговой службой в Письме от 09.03.2019 № СД-4-3/4921@. Прежде всего – о них, а также о других моментах, которые возникают перед сдачей отчетности по НДС.

Сначала сверка по учетным регистрам, потом – по соотношениям

Контрольные соотношения – это метод математической проверки, отражающий корректность введенных в декларацию данных путем сопоставления определенных показателей. Формулы, содержащиеся в соотношениях, позволяют сверить показатели, заносимые в разд. 1 – 7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разд. 8 – 12. С помощью этих значений (их используют налоговики при камеральных проверках и в случае выявления ошибок и противоречий между сведениями требуют пояснений или внесения исправлений в установленный срок) налогоплательщики также могут самостоятельно проверить правильность заполнения новой декларации по НДС.

Но не стоит забывать: проверка налоговой декларации по Контрольныи соотношениям – завершающий этап. Прежде чем применить соотношения, налогоплательщику следует сверить бухгалтерские данные из «обороток» или иных учетных регистров, которые должны давать цифры, попадающие в декларацию. Это, например, счета:

90, 91 – в части объема реализации по каждой налоговой ставке;

60, 62, 76 – в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;

19 – по суммам вычетов;

68 – в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.

Проиллюстрируем сказанное на примере разд. 3 декларации:

Оборот по счету

Дебет/Кредит соответствующего счета

НДС

Строка разд. 3

Дебет 62-1 х 20/120

= Сумма налога, исчисленного с реализации

Дебет 62-1 х 18/118

= Сумма налога, исчисленного с реализации

Дебет 62-1 х 10/110

= Сумма налога, исчисленного с реализации

Дебет 62-2 х 20/120

= Сумма налога с аванса, полученного в счет предстоящих поставок

Дебет 62-2 х 20/120

= Сумма «авансового» НДС, подлежащая вычету

Кредит 60 х 20/120

= Сумма налога, предъявленная к вычету

Что проверяют инспекторы

При анализе деклараций необходимые показатели рассчитываются по имеющимся (54-м вместо ранее представленных 44-х) формулам в зависимости от статуса налогоплательщика и характера операций. С помощью этих формул проводится сверка значений между разд. 1 – 7 и 8 – 12. Например, согласно Контрольным соотношениям налоговики затребуют пояснения:

если сумма НДС в разд. 9 будет больше, чем в разд. 2 – 6 (п. 1.27);

если вычеты в разд. 8 будут меньше, чем в разд. 3 – 6 (п. 1.28);

если итоговое значение на последней странице разд. 8 (строка 190) будет больше суммы НДС к вычету (строка 180 разд. 8) (п. 1.32);

если сумма НДС по счету-фактуре, разница по корректировочному счету-фактуре (строки 200 – 210 разд. 9) не совпадает с итоговым значением на последней странице разд. 9 (строки 260 – 270) (пп. 1.37, 1.38).

Коррективы Контрольных соотношений

Итак, общий порядок рассмотрен. А теперь подробнее остановимся на актуализированных (1.4, 1.7, 1.8, 1.23, 1.25 – 1.27, 1.35, 1.39) и новых (1.45 – 1.54) пунктах Контрольных соотношений.

Вычеты – только по облагаемым НДС операциям

В Контрольных соотношениях скорректирован п. 1.4: в разд. 3 декларации добавлены строки 041 и 042, в которых отражают операции, облагаемые НДС по ставке 18% и 18/118 соответственно. Равенство указывает на то, что вычеты заявлены только по облагаемым операциям.

Налоговая база по разд. 3 (сумма строк 010, 020, 030, 040, 041, 042 графы 3)

Сумма «входного» и «ввозного» НДС к вычету (строки 120, 150, 160 графы 3 разд. 3)

Налоговая база в разд. 3 (сумма строк 010, 020, 030, 040, 041, 042 графы 3)

Стоимость товаров, работ, услуг по графе 2 разд. 7 по кодам
1010800 – 1010830

Сумма «входного» и «ввозного» НДС к вычету (строки 120, 150, 160 графы 3 разд. 3)

Сумма налога по графе 4 разд. 7, которую нельзя принять к вычету по операциям, не образующим объект по НДС (коды 1010800 – 1010830)

Если равенство не выполняется, значит, налогоплательщик допустил ошибку, заявив вычеты по операциям, не облагаемым НДС (ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Будьте внимательны: показатели граф 1 – 4 разд. 7 не участвуют в расчете итоговых сумм НДС к уплате или к возмещению, но учитываются в Контрольных соотношениях для проверки заявленных вычетов по налогу (коды операций 1010800 – 1010830).

Сумма исчисленного налога

При проверке общей суммы исчисленного НДС контролируют, чтобы выполнялось равенство, приведенное в п. 1.7 Контрольных соотношений. Как уже было отмечено, теперь сюда попадают добавленные в декларацию строки 041 и 042.

Сумма налога из графы 5 по строкам 010, 020, 030, 040, 041, 042, 045, 046, 050, 060, 070, 080, 105, 109, 110, 115

Общая сумма исчисленного налога (строка 118 графы 5 разд. 3)

Напомним, данные в графу 5 по строкам 070 (сумма «авансового» НДС) и 080 (сумма налога, подлежащего восстановлению) заносят и налоговые агенты, указанные в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Если такое равенство не выполняется (его левая часть больше правой), значит, исчисленный налог занижен. В этом случае стоит проверить, со всех ли операций начислен НДС (ст. 146, 154, 155, 156, 158, 159, 162 НК РФ), верно ли определена налоговая база.

Сумма заявленных налоговых вычетов

В пункте 1.8 Контрольных соотношений приведено равенство, с помощью которого налогоплательщик проверяет сумму заявленных вычетов. В итоговой сумме – новая строка 135, предназначенная для отражения вычетов налога, исчисленного организацией розничной торговли товарами (плательщиком НДС), реализованными с оформлением документа (чека) для компенсации НДС (система такс-фри).

Сумма налога из строки 190 графы 3 разд. 3

Сумма налога из графы 3 по строкам 120, 130, 135, 140, 150, 160, 170, 180, 185

Если общая сумма налога, подлежащая вычету (левая часть равенства), больше, налогоплательщик допустил ошибку: в целом заявил больше вычетов, чем по каждому основанию для вычетов из строк 120 – 185 разд. 3. В такой ситуации рекомендуется проверить значения:

«Стыковки» строк в разделах и приложениях к ним

Следующее соотношение, скорректированное ФНС, вызвано появлением в декларации строк, отражающих реализацию и принятие НДС к вычету по новой (действующей с 01.01.2019) базовой ставке налога – 20%.

В пункте 1.23 Контрольных соотношений, в частности, представлены равенства строк из приложения 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» к разд. 9 и разд. 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

Сведения из приложения 1 к разд. 9

Соотношение

Сведения из разд. 9

Строка 020 (ставка 20%)

Строка 230 (ставка 20%)

Строка 025 (ставка 18%)

Строка 235 (ставка 18%)

Строка 030 (ставка 10%)

Строка 240 (ставка 10%)

Строка 040 (ставка 0%)

Строка 250 (ставка 0%)

Строка 050 (ставка 20%)

Строка 260 (ставка 20%)

Строка 055 (ставка 18%)

Строка 265 (ставка 18%)

Строка 060 (ставка 10%)

Строка 270 (ставка 10%)

Строка 070 (итоговая стоимость продаж, освобождаемых от налога)

Строка 280 (всего стоимость продаж, освобождаемых от налога)

Нарушение равенства (левая часть меньше правой) сигнализирует о том, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, занижена.

НДС к возмещению

Если налог подлежит возмещению, эту сумму нужно отразить в строке 050 разд. 1, и она должна быть равна разности между всеми вычетами и исчисленным НДС.

Согласно п. 1.25 Контрольных соотношений, если показатель по строке 050 разд. 1 больше 0, должно выполняться следующее соотношение: совокупность строк из разд. 8 (сведения из книги покупок) минус совокупность строк из разд. 9 (сведения из книги продаж) дают положительное (больше 0) значение.

Строка 190 разд. 8 + (строка 190 –
строка 005 из приложения 1 к разд. 8)

Сумма строк 260, 265, 270 разд. 9

Сумма строк 200, 205, 210 разд. 9, в которых КВО (строка 010) = 06

Сумма строк 340, 345, 350 за минусом суммы строк 050, 055, 060 приложения 1 к разд. 9

Сумма строк 280, 285, 290 из приложения 1 к разд. 9, в которых КВО (строка 090) = 06

Проверка деклараций, представляемых налоговыми агентами

За это отвечают п. 1.26 и 1.31 Контрольных соотношений. Первый актуализирован, теперь в нем вместо одного равенства два: одно потребуется для случаев, если в строке 070 разд. 2 не указан код 1011715 (реализация товара из п. 8 ст. 161 НК РФ – сырых шкур, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры), второе – тогда, когда этот код указан.

1. При неотражении кода 1011715:

Сумма строк 060 по всем листам разд. 2

Сумма строк 200, 205 и 210 по всем листам разд. 9, в которых строка 010 = 06

Сумма строк 280, 285 и 290 по всем листам приложения 1 к разд. 9, в которых строка 090 = 06

2. При указании кода 1011715:

Сумма строк 200, 205 и 210 по всем листам разд. 9, в которых строка 010 = 41, 43 и 44

Сумма строк 280, 285 и 290 по всем листам приложения 1 к разд. 9, в которых строка 090 = 41, 43 и 44

Сумма строк 180 разд. 8, в которых строка 010 = 41, 42, 43 и 44

Сумма строк 180 приложения 1 к разд. 8, в которых строка 010 = 41, 42, 43 и 44

Если левая часть равенства меньше правой, нарушен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Согласно этой норме сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ в отношении товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ в части операций, осуществляемых названными агентами с учетом особенностей, установленных п. 3 ст. 172 НК РФ.

Что касается п. 1.31 Контрольных соотношений, он остался прежним. По нему проверяется право налогового агента на вычет (строка 180 разд. 3 = сумме строк 180 по листам разд. 8 и приложения к этому разделу с указанием «06» в строке 010).

Суммы НДС, исчисленного к уплате в бюджет

Следующие коррективы внесены в п. 1.35 Контрольных соотношений, который предусматривает такое равенство:

Сумма строк 180 разд. 9

Строка 240 разд. 9

Если его левая часть (стоимость продаж, облагаемых НДС по ставке 10%, по счету-фактуре, разница по корректировочному счету-фактуре (без НДС)) больше правой (всего стоимость продаж по книге продаж (без налога) по ставке 10%), возможно занижение суммы НДС, исчисленного к уплате в бюджет. Но это справедливо при условии выполнения соотношений:

в пункте 1.32 Контрольных соотношений (строка 180 разд. 8 = строке 190 разд. 8);

в пункте 1.47 Контрольных соотношений (строка 025 приложения 1 к разд. 9 + сумма строк 255 приложения 1 к разд. 9 = строке 315 приложения 1 к разд. 9).

В пункте 1.39 Контрольных соотношений приведена следующая формула:

Строка 020 приложения 1 к разд. 9 + сумма строк 250 приложения 1 к разд. 9

Строка 310 приложения 1 к разд. 9

Нарушение данного равенства (левая часть больше правой) сигнализирует о том, что, возможно, сумма исчисленного к уплате в бюджет 20%-го налога занижена (при условии, что соотношения в п. 1.32 и 1.49 выполняются).

О последнем пункте Контрольных соотношений – п. 1.49:

если в разд. 2 строки 070 декларации отчетного налогового периода указан код 101700 (разд. IV «Операции, осуществляемые налоговыми агентами»), то значение строки 060 равно 0;

если значение строки 060 в декларации отчетного налогового периода больше 0, то указание в строке 070 разд. 2 кода 1011700 некорректно.

ФНС отмечает, что в такой ситуации возможно нарушение п. 1 и 4 ст. 174 НК РФ (нарушение срока уплаты суммы НДС).

О некоторых пунктах Контрольных соотношений

К добавленным в Контрольные соотношения пунктам относятся также:

пункта

Контрольные соотношения

Возможное нарушение законодательства

Формулировка нарушения

Раздел 9: сумма строк 175 = строке 235 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 8 Правил ведения книги продаж

Вероятно, занижена сумма НДС, исчисленного к уплате в бюджет

Раздел 9: сумма строк 205 = строке 265 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Приложение 1 к разд. 9: строка 055 + сумма строк 285 = строке 345.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 040 – 060 в строке 070 этого раздела указываются коды 1011705, 1011709, 1011715

Вероятно, неверно указан код

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020 – 060 в строке 070 этого раздела указывается код 1011703

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020, 040 – 060 в стро-
ке 070 этого раздела указываются коды 1011707, 1011711, 1011712, 1011714

Пункты 1, 5 ст. 161; п. 10 ст. 174.2 НК РФ

Значение в разд. 1 строки 020 и (или) разд. 2 строки 040 = значению КБК для декларации по НДС, указанному в соответствии с кодами классификации доходов бюджетов РФ

Читайте также:  Как работает система обеспечения защиты персональных данных?

Неверно указан КБК

Значение в разд. 1 строки 010 (или) разд. 2 строки 050 = значению, указанному в ОК 033-2013 (ОКТМО), утвержденному Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст

Неверно указан ОКТМО

Контрольные соотношения к декларации по НДС обновлены. При ее сдаче за I квартал 2019 года проверять показатели формы нужно с учетом изложенной выше информации.

Контрольные соотношения в новом расчете по взносам

С 2017 года страхователи сдают новый расчет по взносам (Приказ ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@). Чтобы ФНС приняла расчет и не затребовала пояснений, должны выполняться контрольные соотношения, приведенные в письме ФНС от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@. На что нужно обратить внимание?

Почему ФНС может отклонить расчет

В первую очередь убедитесь, что общая сумма исчисленных взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в целом по плательщику за каждый месяц с базы, не превышающей предельной величины (строка 061 подраздела 1.1 приложения 1), равна сумме исчисленных взносов на ОПС за соответствующий месяц с базы, не превышающей предельной величины, по всем физлицам (строки 240 подраздела 3.2.1; см. табл., блок 1).

Если предприятие платит взносы на ОПС по доптарифам, то должно выполняться еще одно равенство (см. табл., блок 2). Общая сумма исчисленных взносов по доптарифу в целом по плательщику за каждый месяц (строки 050 по подразделам 1.3.1 и 1.3.2) должна быть тождественна сумме взносов по доптарифу за каждый месяц по всем физлицам (строки 290 подраздела 3.2.2).

Если равенства не выполняются, то ФНС не позднее чем на следующий день после получения расчета (или в течение 10 дней, если расчет был сдан на бумаге) направляет плательщику уведомление, что расчет не представлен.

Также будет считаться, что расчет не представлен, если при сверке персонифицированных сведений (строки 070–100 подраздела 3.1) с базой подсистемы «Централизованный учет налогоплательщиков» будет выявлено несоответствие СНИЛС и ФИО физического лица. Чтобы избежать таких ошибок, вводите данные в разделе 3 непосредственно со страхового свидетельства (или его скан-копии). А еще лучше заблаговременно сверьте ФИО и СНИЛС физлиц с ПФР. Невыполнение других контрольных соотношений, которые указаны в письме ФНС от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@, не может служить причиной отказа в приеме расчета.

Почему ФНС потребует пояснений

Остальные показатели сверяются уже после того, как расчет принят. Тем не менее если какие-то контрольные соотношения не будут выполняться, налоговый орган направит плательщику требование о представлении пояснений. Получив такое требование, вы должны в течение шести рабочих дней отправить квитанцию о приеме, а в течение следующих пяти рабочих дней пояснить расхождения или внести исправления в расчет.

Пояснения или исправления потребуются в следующих случаях:

  • Суммы страховых взносов по всем видам страхования, указанные в разделе 1, не равны сумме взносов по всем применяемым тарифам, указанным в приложении 1 раздела 1 (см. табл., блок 3).
  • Сумма выплат и иных вознаграждений в подразделе 1.1 приложения 1 раздела 1 не равна сумме выплат по строкам 210 всех подразделов 3.2.1 (см. табл., блок 4).
  • База, не превышающая предельную величину (строки 050–051 подраздела 1.1 приложения 1), отличается от базы, на которую начислены взносы на ОПС и которая получена суммированием всех строк 220 подраздела 3.2.1 (см. табл., блок 4).
  • Значения строки 060 по всем графам не равны сумме значений строк 061 и 062.
  • Выплаты, база и взносы по графе 2 «Всего» (за последние три месяца) не равны сумме граф 3, 4, 5 (1-й месяц + 2-й месяц + 3-й месяц; см. табл., блок 5).

Также ФНС проконтролирует, чтобы в отношении каждого физлица не была превышена предельная величина, то есть чтобы сумма по строке 220 нарастающим итогом с начала года была не больше 876 000 ₽. В самой форме суммы с начала года не отражаются, поэтому начиная с полугодия для расчета предельной величины ФНС будет использовать показатель за предыдущий отчетный период из своей базы.

Начиная с полугодия ФНС будет сверять нарастающим итогом и другие показатели. Так, во всех подразделах приложения 1 и в приложениях 2 и 8–10 значение графы 1 «Всего с начала расчетного периода» должно быть равно сумме показателя графы 1 за предыдущий период (хранится в базе ФНС) и значения графы 2 «Всего» (за последние три месяца отчетного периода).

Таблица. Контрольные соотношения в расчете по страховым взносам (письмо ФНС от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@)

Контрольные соотношения к расчету по страховым взносам

Контрольные соотношения для единого расчета по страховым взносам — это подсказки от ФНС, которые плательщики взносов могут использовать для проверки правильности заполнения РСВ. Контрольные соотношения регулярно обновляются ФНС: в отчете за 2 квартал 2020 года надо использовать обновленные данные.

Федеральная налоговая служба России письмом от 07.02.2020 № БС-4-11/2002@ направила в территориальные органы новые контрольные соотношения по страховым взносам. Они применяются для проверки правильности составления отчетности при:

  • приеме налоговым органом расчета по форме РСВ от плательщиков страховых взносов и камеральной проверке отчета;
  • выгрузке в ПФР и приеме от ФНС России сведений в целях разнесения сведений из расчетов на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Плательщики страховых взносов применяют контрольные соотношения для расчета по страховым взносам для самопроверки при составлении и сдаче отчетов.

В конце мая Федеральная налоговая служба России направила в свои территориальные органы письмо от 29.05.2020 № БС-4-11/8821 дополнила и исправила контрольные соотношения для расчета по страховым взносам, ранее приведенные в письме ФНС России от 07.02.2020 № БС-4-11/2002.

Работодателям-страхователям из числа МСП теперь необходимо ориентироваться на новые рекомендации налоговиков при проверке заполнения РСВ.

Утвержденные ранее контрольные соотношения расчета по страховым взносам не упразднены, они продолжают действовать в полном объеме.

В связи с чем изменились контрольные соотношения по РСВ

Как отметили специалисты ФНС России в своем письме, действующие контрольные соотношения РСВ были утверждены с учетом стандартной ставки взносов на обязательное страхование для всех работодателей. Но весной 2020 года был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в соответствии с которым с 01.04.2020 года плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства, получили право платить страховые взносы по пониженной ставке 15%:

  • на обязательное пенсионное страхование — 10%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
  • на обязательное медицинское страхование — 5%.

Новый порядок действует в отношении заработной платы за апрель 2020 года и последующие месяцы. За март страховые взносы начисляются по обычной ставке.

В связи с этим налоговики уточнили контрольные соотношения в РСВ 1.84, 1.138 и 1.140, а также ввели новые контрольные соотношения 1.193–1.199 и 2.8–2.10. Они помогут проверить правильность заполнения РСВ в части выплат работникам и другим физическим лицам в размере свыше 1 МРОТ, которые облагаются пониженными страховыми взносами при сдаче РСВ за полугодие (6 месяцев) 2020 года.

Новые контрольные соотношения

Ранее письмом от 07.02.2020 новые контрольные соотношения введены для новых временных кодов тарифа и категорий застрахованных лиц. Вот эти коды:

  1. Для пониженных страховых взносов с части выплат, превышающих 1 МРОТ — 20.
  2. Для застрахованных физлиц-граждан РФ к части выплат от 1 МРОТ — МС.
  3. Для застрахованных в системе ОПС иностранцев и лиц без гражданства, которые временно проживают в России, а также временно пребывающих в РФ иностранцев или лиц без гражданства, которым предоставлено временное убежище — ВЖМС.
  4. Для иностранцев и лиц без гражданства, которые временно пребывают в РФ (исключение — высококвалифицированные специалисты) — ВПМС.

ФНС допускает, что эти коды могут стать постоянными. В связи с этим в контрольные соотношения по страховым взносам внесены дополнительные формулы:

  • для кода тарифа плательщика;
  • для кода категории застрахованного лица.

Утверждены изменения как в КС для разделов расчета, так и в междокументарных КС. В частности, данные РСВ корреспондируются со сведениями о плательщике в реестре МСП на начало каждого месяца. Все КС традиционно оформлены в виде таблицы, в которой содержится информация о самом КС, нарушении норм Налогового кодекса РФ и других законов.

Правила сдачи РСВ

Этот отчет работодатели сдают в ФНС по итогам года и ежеквартально. Новая отчетная форма утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470. Ее страхователи будут впервые сдавать за первый квартал 2020 года. В ней сокращено общее количество показателей примерно на 30%, то есть заполнять ее стало легче.

Отчитываются по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом. В 2020 году сроки сдачи этой формы выглядят так:

  • за I квартал — до 30.04.2020;
  • за 6 месяцев — до 30.07.2020;
  • за 9 месяцев — до 30.10.2020;
  • за 2020 год — до 01.02.2021 (перенос с 30 января, субботы).

Для чего нужны контрольные соотношения

Контрольные соотношения к любой отчетной форме — это метод математической проверки данных, который отражает корректность введенных в отчет сведений путем сопоставления определенных показателей. Данные сопоставляются как внутри самой формы, так и с другими отчетами.

Налоговики формируют и дополняют таблицу сравнения показателей формы расчета по страховым взносам и рассылают ее в территориальные отделения, чтобы территориальные ИФНС проверяли корректность данных, указанных в документах плательщиков. Информация не держится в тайне: сами страхователи вправе использовать разработанные показатели для самопроверки перед сдачей расчета. Ранее ФНС России уже публиковала памятку для плательщиков страховых взносов, в которой содержится достаточная информация о порядке их исчисления и уплаты.

Контрольные соотношения в отчете: расчет страховых взносов

Данные для проверки представлены в виде объемной таблицы. В ней содержатся более 300 внутренних контрольных соотношений внутри расчета и два междокументных. В частности, контрольные соотношения 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам 2020. Например, первое из них звучит так: «обязательность предоставления расчета по страховым взносам в случае предоставления 6-НДФЛ». Это значит, что все работодатели, которые обязаны отчитываться по 6-НДФЛ, обязаны отчитаться и по страховым взносам. Даже если расчет получится нулевым.

Подробнее мы остановимся на ее небольшой части, междокументных соотношениях, чтобы понять, как ею пользоваться. Итак, эти показатели выглядят следующим образом:

РСВ. 6-НДФЛ (в отношении головной организации)

Обязательно предоставить РСВ в случае сдачи 6-НДФЛ

РСВ. 6-НДФЛ (для налогоплательщиков без обособок, не для ИП на патенте и ЕНВД)

Ст. 020 р. 1 6-НДФЛ – ст. 025 р. 1 6-НДФЛ >= ст. 050 гр. 1 подр. 1.1 р. 1 РСВ

Сумма начисленного дохода налогоплательщика меньше базы для начисления страховых взносов

Требование предоставить объяснение или внести исправления

РСВ, информация ФСС России

Гр. 3-5 ст. 80 прилож. 2 р. 1 РСВ = сумме выделенных ФСС средств на возмещение расходов на страховые выплаты в 1-3 месяце отчетного периода

Сумма возмещенных расходов больше выделенной суммы

Что означает первая строка в этой таблице, понять несложно, выше уже об этом шла речь. А вот вторая строка уже содержит реальный сравнительный показатель, и на ней остановимся подробнее. Итак, налоговики утверждают , что разность строки 20 раздела 1 и строки 25 раздела 1 в декларации 6-НДФЛ должна быть больше или равна данным, которые отражены в строке 50 группы 1 подраздела 1.1 расчета по страховым взносам. Что указано в этих полях форм:

  • стр. 20 р. 1 — это сумма начисленного дохода;
  • стр. 25 р. 1 — это начисленные дивиденды, которые входят в состав суммы дохода.

Очевидно, что раз на сумму дивидендов не начисляются страховые взносы, ее вычитают, чтобы получить облагаемую базу по ним, которую и указывают в стр. 050 гр. 1 подр. 1.1 РСВ. Если данные не совпали, значит, плательщик допустил ошибку, и ему направят требование о предоставлении пояснений. Но это не единственный вариант. При выявлении расхождений в документе налоговики вправе сразу же составить акт о правонарушении по нормам статьи 100 Налогового кодекса РФ и привлечь плательщика к ответственности. Если ошибку обнаружит сам плательщик уже после сдачи расчета, он вправе подать уточненную форму.

Что изменилось в 2020 году

В 2020 году применяются новые контрольные соотношения в расчете по страховым взносам 2020. К использовавшимся ранее добавились КС для новой строки 015 формы РСВ. В этой строке страхователь указывает число физических лиц, которым исчислены страховые взносы, отражаемые в приложении № 2 к разделу 1 расчета. В соответствии с контрольным соотношением, количество человек с начала года не должно быть меньше аналогичного показателя за предыдущий период. Если строка 015 заполнена, то в соответствующей графе строки 020 значение облагаемых выплат физлицам должно быть больше нуля. Также установлено контрольное соотношение для проверки корректности отражения в расчете выплат иностранцам по строке 055. Оценка правдивости показателя зависит от того, производились ли такие выплаты в отчетном периоде. В частности, если выплаты иностранцам были, действует правило:

Графа 2 стр. 055 прил. 2 Р. 1 + графа 3 стр. 055 прил. 2 Р. 1 + графа 4 стр. 055 прил. 2 Р. 1 0, то (графа 2 стр. 060 прил. 2 Р. 1 + графа 3 стр. 060 прил. 2 Р. 1 + графа 4 стр. 060 прил. 2 Р. 1) ≥ (графа 2 стр. 050 прил. 2 Р. 1 + графа 3 стр. 050 прил. 2 Р. 1 + графа 4 стр. 050 прил. 2 Р. 1) × 1,8%.

Добавленные в обновленную таблицу контрольные соотношения РСВ 2020 касаются проверки строки 045 расчета РСВ, в которой указывают сумму расходов по авторским заказам, издательским лицензионным договорам и затраты, связанные с правами на интеллектуальную деятельность. В соответствии с контрольным соотношением, сумма расходов с начала расчетного периода равняется аналогичной сумме за предыдущий период, увеличенной на затраты за три месяца отчетного периода.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Здвинске - адрес, телефон, режим работы отделения

Также утверждены контрольные соотношения для сравнения уровня заработка, указанного в РСВ, с величиной МРОТ и среднеотраслевой заработной платой. Они выглядят так:

Сведения о величине МРОТ

по застрахованному лицу

1. За 1 кв. расчетного периода (первый отчетный период при начале деятельности).

Значение (ст. 140 подр. 3.2 р. 3 РСВ – ст. 160 подр. 3.2 р. 3 СВ) по каждому показателю ст. 120 подр. 3.2 р. 3 РСВ / количество месяцев получения сумм выплат и иных вознаграждений (при значении 0) МРОТ.

2. За последующие отчетные (расчетные) периоды.

Значение ((ст. 140 подр. 3.2 р. 3 СВоп – ст. 160 подр. 3.2 р. 3 СВоп) по каждому показателю ст. 120 подр. 3.2 р. 3 СВ + (ст. 140 подр. 3.2 р. 3 СВпоп – ст. 160 подр. 3.2 р. 3 СВпоп) по каждому показателю ст. 120 подр. 3.2 р. 3 СВ (с начала расчетного периода) / количество месяцев получения сумм выплат и иных вознаграждений (при значении 0) с начала расчетного периода МРОТ.

Если сумма выплат меньше МРОТ, то есть подозрение в занижении базы для исчисления СВ.

Требование об исправлении и предоставлении объяснений.

В случае подозрения на занижение базы — иные надзорные мероприятия.

РСВ: новые контрольные соотношения

Помимо введения в 2020 году новой формы по расчету страховых взносов, налоговая служба откорректировала контрольные соотношения (КС), по которым проходит предварительная проверка формы. Данные изменения утверждены письмом ФНС №БС-4-11/8821@ от 29.05.2020г.

Новые КС пригодятся малому и среднему бизнесу при проверке внесения выплат, которые в связи с пандемией COVID-19 с 1 апреля 2020 облагаются пониженным страховыми взносами.

Для кого разработаны пониженные тарифы

Пониженные тарифы были введены для малых и средних предприятий. В соответствии с Федеральным законом 102-ФЗ от 01.04.2020г., компании МСП могут использовать при начислении страховых взносов пониженную ставку в размере 15% вместо положенных 30%. Подробнее в теме: «Как правильно рассчитывать страховые взносы по сниженной ставке?».

Возможность применения льготного тарифа обусловлена размером выплачиваемой заработной платы. Применять пониженную ставку могут только те компании, которые платят своим сотрудникам зарплату, превышающую федеральный МРОТ – 12130 руб. Если этот показатель не соблюдается, то предприятие должно начислять взносы по ставке 30%. Также использовать льготу могут только те компании, которые включены в реестр малого бизнеса.

Льготный тариф применяется только к той части заработной платы, которая превышает МРОТ. Выплаты в пределах минимального размера оплаты труда облагаются по прежнему тарифу. В отношении взносов на травматизм изменений не произошло, так как они рассчитываются отдельно от пенсионных, медицинских и социальных взносов.

Срок действия льготных тарифов и порядок их применения

Данные льготы не имеют ограничений по сроку использования. До 31 декабря 2020 года эта норма регулируется 102-ФЗ, а с 2021 г. налогоплательщики должны руководствоваться поправками, внесенными в ст. 427 НК РФ.

Так как изменения были внесены с 1 апреля, то применять льготу нужно с апрельских начислений. Датой начисления заработной платы в бухгалтерском учёте является последний день месяца, поэтому к мартовским платежам должен применяться прежний тариф. В то же время, если премия за март начисляется в апреле, то такие платежи попадают под льготный режим (письмо Минфина №03-15-06/38515 от 20.06.2017г.).

Новые контрольные соотношения для РСВ

Нововведения коснулись действующих ранее соотношений, также письмом ФНС №БС-4-11/8821@ от 29.05.2020г. были введены новые типы значений: внутренние и междокументные.

Междокументные контрольные соотношения

Новые КС разработаны для проверки соответствия применения льготного тарифа. При помощи них контролирующие органы определяют, относится ли налогоплательщик к субъектам малого предпринимательства.

Для проведения контроля были введены КС 2.8-2.10. Если компания указывает в расчёте по страховым взносам код 20, то на начало каждого месяца при наличии начислений в графах 2, 3, 4 в подразделе 1.1 приложения 1 раздела 1 компания должна находиться в реестре МСП. В противном случае применение пониженного тарифа будет необоснованным.

Бывают такие ситуации, когда налогоплательщика исключают из реестра в середине последнего месяца квартала. В таком случае компания имеет право применять пониженный тариф, так как на начало рассматриваемого месяца она состояла в реестре.

Перед тем как подать РСВ с кодом 20 рекомендуется проверить статус малого предприятия. При обнаружении несоответствия ФНС потребует объяснить причину применения льготной ставки, после чего придется вносить исправления и подавать уточненный расчет.

Внутренние контрольные соотношения

Для проверки правильности заполнения расчёта по страховым взносам ФНС были введены внутренние контрольные соотношения.

Новые контрольные соотношения:

  • 1.193 — отсутствует приложение 1 раздела 1 СВ со значением 01 в поле 001 при наличии приложеня 1 раздела 1 СВ со значением 20 в поле 001
  • 1.194 — отсутствует подраздел 3.2.1 раздела 3 СВ по ФЛ со значением в поле 130 = НР при наличии подраздела 3.2.1 раздела 3 СВ по данному ФЛ со значением в поле 130 = МС
  • 1.195 — отсутствует подраздел 3.2.1 раздела 3 СВ по ФЛ со значением в поле 130 = ВЖНР при наличии подраздела 3.2.1 раздела 3 СВ по данному ФЛ со значением в поле 130 = ВЖМС
  • 1.196 — отсутствует подраздел 3.2.1 раздела 3 СВ по ФЛ со значением в поле 130 = ВПНР при наличии подраздела 3.2.1 раздела 3 СВ по данному ФЛ со значением в поле 130 = ВПМС
  • 1.197 — строка 150 по каждому значению поля 120 подраздела 3.2.1 раздела 3 СВ со значением в поле 130 = НР Наличие необлагаемой суммы может привести к ошибке

При наличии в начислениях необлагаемой суммы можно допустить ошибку. Например, сумма заработной платы работника состоит из основного начисления – 26000 руб. и выплаты по больничному листу – 4000 руб., которая не подлежит налогообложению. Если разделить облагаемую сумму (26000 руб.) пропорционально, то при проверке контрольных соотношений будет выдана ошибка.

Некорректное заполнение раздела:

Неверное заполнение раздела 3 (код НР)
Неверное заполнение раздела 3 (код МС)

Если в доходе работника присутствуют необлагаемые суммы, то по НР в блоке 150 необходимо указать сумму, равную МРОТ — 12130 руб., а в строке 170 – сумму начисленного взноса по ставке 22%. По строке МР из суммы превышения должен быть вычтен начисленный больничный лист, и полученный результат внесен в блок 150. Соответственно начисление взносов по пониженному тарифу (10%) будет производиться от этой суммы.

Корректное заполнение раздела:

Верное заполнение раздела 3 (код НР)
Верное заполнение раздела 3 (код МС)

Как отразить в РСВ превышение предельной величины

Достижение предельной величины базы для начисления страховых взносов тоже может стать причиной некорректного заполнения формы. Например, некоторые программы делят сумму превышения пропорционально МРОТ и сумме выплат сверх МРОТ. В итоге база для основного тарифа занижается, что является серьёзной ошибкой.

Если рассматривать пенсионные взносы, то в соответствии с законодательством, пока доход работника не достигнет предельной величины – 1 292 000 руб., он будет облагаться пенсионным взносом по ставке 22%. Начисления сверх этой суммы попадают под льготный тариф по ставке 10%. По социальному страхованию такой предел составляет 912 000 руб., а по медицинскому и вовсе отсутствует.

При расчёте по новым правилам из базы, не достигшей предельной величины, вычитается общая сумма МРОТ, на которую начисляются взносы в ПФ по ставке 22%, оставшаяся сумма попадает под 10% тариф. Раздел 3 РСВ предназначен для отражения дохода в пределах установленной предельной величины, а также для внесения расчётов по самим взносам. Суммы превышения и начисления по льготному тарифу вносятся в подраздел 1.1 приложения 1 строки 051, 062.

Например, ежемесячные начисления работника составляют 220000 руб., соответственно в июне происходит превышение предельной величины на 28000 руб. В результате страховые взносы в пенсионный фонд будут начислены по основному и льготному тарифу: 12130 руб. – 22%, 179870 руб. (1292000 – (220000 x 5) – 12130) – 10%. На сумму превышения (28000 руб.) также начисляется взнос по ставке 10%.

Пример заполнения раздела 3 подраздела 3.2.1 будет следующим:

Верное заполнение раздела 3 подраздел 3.2.1 с кодом НР
Верное заполнение раздела 3 подраздел 3.2.1 с кодом МС

Проверка заполнения налоговых деклараций по контрольным соотношениям

Проверка заполнения налоговых деклараций по контрольным соотношениям

С января 2013 года «1С:Предприятие 8» поддерживает автоматическую проверку отчетности по правилам ФНС

Уже выпущены проверки КС для деклараций по НДС, ЕНВД, УСН, НДПИ, прибыли, к налоговому расчету (информации) о суммах, выплаченных ин. организациям.

В ближайшее время планируется выпустить КС к декларациям
– по налогу на игорный бизнес
– по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий
– по акцизам на табачные изделия
– налогу на прибыль иностранной организации

Налоговые отчеты, по которым установлены контрольные соотношения

Федеральная налоговая служба России письмом от 27.11.2012 № ЕД-4-3/19964@ сообщила о снятии пометки «для служебного пользования» с писем ведомства, устанавливающих контрольные соотношения (далее – КС) к 12 основным налоговым отчетам (см. табл. 1).

Налоговые отчеты, по которым установлены контрольные соотношения

Документ, которым установлены контрольные соотношения

Письмо ФНС России от 02.05.2012 № ЕД-5-3/541дсп@

Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых

Письмо ФНС России от 15.09.2011 № ЕД-5-3/1102дсп@

Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (дапт)

Письмо ФНС России от 06.03.2007 № ММ-14-03/125дсп@

Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия

Письмо ФНС России от 31.05.2006 № ММ-14-21/151дсп@

Налоговая декларация по водному налогу

Письмо ФНС России от 24.05.2012 № ЕД-5-3/586дсп@

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)

Письмо ФНС России от 19.08.2010 № ШС-38-3/459дсп@

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость

Письмо ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций

Письмо МНС России от 12.02.2004 № ЧД-14-23/21дсп@

Налоговый расчет (информация) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Письмо МНС России от 07.10.2009 № ШС-2-4-3/333дсп@

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Письмо ФНС России от 14.03.2012 № ЕД-5-3/273дсп@

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Письмо ФНС России от 14.02.2012 № ЕД-5-3/138дсп@

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес

Письмо ФНС России от 06.05.2004 № ЧД-14-23/62дсп@

Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации

Письма, которыми установлены контрольные соотношения, опубликованы на официальном сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» в рубрике «Контрольные соотношения по налоговым декларациям» (http://www.nalog.ru/otchet/kontr_decl/).

С помощью контрольных соотношений налоговые органы проводят камеральную проверку правильности, полноты и достоверности заполнения соответствующих налоговых отчетов (далее – налоговых деклараций).

Согласно официальным разъяснениям, ФНС России рассматривает публикацию методик и формул контроля показателей отчетности как очередной шаг на пути реализации клиентоориентированного подхода при взаимодействии с налогоплательщиками и повышению налоговой грамотности.

ФНС России рассчитывает, что это позволит налогоплательщикам избежать излишней переписки с налоговым органом и необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок, а налоговым органам – сократить издержки налогового контроля и оптимизировать работу по другим направлениям деятельности.

Контрольные соотношения (КС) представляют собой математические и логические формулы, с помощью которых проверяется внутридокументное и междокументное соотношение показателей.

По внутридокументным КС сопоставляются внутренние показатели налоговой декларации за текущий налоговый период (внутри раздела, между разделами), а также соответствие показателей налоговой декларации за текущий налоговый период с налоговой декларацией за предыдущий налоговый период (за налоговый период, предшествующий предыдущему).

По междокументным КС проверяется соотношение отдельных показателей налоговой декларации с показателями других отчетных форм, представляемых в налоговый орган.

На рисунке 1 приведен фрагмент письма с контрольными соотношениями для налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Для каждого контрольного соотношения указана область проверки (исходный документ), приведены формула проверки (контрольное соотношение), возможное нарушение законодательства РФ при невыполнении КС (ссылка на нормативный документ) и формулировка нарушения.

Проверка заполнения налоговых деклараций в программах «1С»

Для каждой налоговой декларации установлено несколько десятков контрольных соотношений. Чтобы проверить выполнение всех соотношений, налогоплательщику придется потратить несколько часов, а по отдельным налоговым декларациям – возможно, даже несколько десятков часов. Понимая это, фирма «1С» встроила в соответствующие регламентированные отчеты модуль проверки внутридокументных КС.

Для того чтобы проверить налоговую декларацию на выполнение контрольных соотношений, достаточно после ее заполнения и записи нажать на кнопку Проверка. Если все соотношения выполняются, то программа сообщает об отсутствии ошибок. На рисунке 2 приведен пример проверки для налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

При необходимости можно вывести форму с детальными результатами проверки (рис. 3). Для этого нужно утвердительно ответить на вопрос: «Вывести форму для просмотра соотношений?».

В форме указывается проверяемое соотношение, расшифровка значений и результат проверки. При встраивании проверок специалисты фирмы «1С», сохранив суть контрольных соотношений, описали их на более понятном и доступном для бухгалтера языке («перевели на русский язык»). Например, КС 1.4 для налоговой декларации по НДС в письме ФНС России от 19.08.2010 № ШС-38-3/459дсп@ сформулировано как «если р. 3 ст. (120 гр. 5 – 090 гр. 5) = 0, то должно выполняться р. 3. ст. (220 и 240) гр. 3 = 0». В форме с результатами проверки отчета оно называется: «Если разность строк 120 и 090 раздела 3 графы 5 равна 0, то строки 220 и 240 раздела 3 графы 3 должны равняться 0».

Если при проверке отчета обнаруживается невыполнение каких-либо контрольных соотношений, на экран выводится форма, в которой по умолчанию отображаются те проверки, по которым контрольное соотношение не выполняется (рис. 4).

Читайте также:  Клиентская служба Немецкого национального района Алтайского края

Налогоплательщику необходимо проанализировать обнаруженные несоответствия, чтобы принять решение о дальнейших действиях.

Контрольные соотношения подразделяются на соотношения, нарушение которых свидетельствует о безусловной ошибке, и условные соотношения, нарушение которых требует объяснения.

Для налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость примерами таких соотношений являются КС 1.4 и КС 1.5.

Невыполнение КС 1.4 «Если разность строк 120 и 090 раздела 3 графы 5 равна 0, то строки 220 и 240 раздела 3 графы 3 должны равняться 0» считается безусловной ошибкой, нарушение: «Необоснованное применение налоговых вычетов».

Невыполнение КС 1.5 «Отношение: (строка 010 + строка 020 + строка 030 + строка 040) по графе 3 Раздела 3 / ((строка 010 + строка 020 + строка 030 + строка 040) по графе 3 Раздела 3 + (∑ строки 010 графы 2 Раздела 7 по кодам (1010800 – 1010814)) должно быть равно (строка 130 + строка 170) по графе 3 Раздела 3 / ((строка 130 + строка 170) по графе 3 Раздела 3 + (∑ строк 010 графы 4 Раздела 7 по кодам (1010800 – 1010814))» расценивается как «возможно необоснованное применение налоговых вычетов».

Является ли соотношение безусловным или условным, можно понять из формулировки (описания) нарушения. Для условных соотношений она начинается со слова «возможно».

Если действительно имеет место ошибка в заполнении, т. е. не выполняется безусловное соотношение, то ее необходимо исправить. При этом для показателей, которые заполняются автоматически по учетным данным, необходимые исправления нужно обязательно внести в данные налогового учета, после чего перезаполнить налоговую декларацию.

Если выявлено невыполнение условного контрольного соотношения, и налогоплательщик может обосновать причину несоответствия, то нужно сохранить результат проверки в файл, подготовить письмо в налоговый орган, вставить в него таблицу-отчет и в колонке «Комментарий» привести обоснование причины несоответствия.

Обращаем внимание, что в регламентированных отчетах программ «1С» не поддерживается проверка внутридокументных КС, в которых сравниваются показатели налоговой декларации за разные налоговые периоды, а также проверка междокументных КС.

Например, для налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не поддерживается автопроверка КС 1.1-1.3 в части взаимосвязи с показателями декларации за предыдущий налоговый период, а также автопроверка КС 2.1-2.2, 3.1-3.3 и 4.1.

Указанные проверки налогоплательщику – пользователю программ «1С» необходимо выполнять самостоятельно. Для документирования результатов проверок может быть целесообразно подготовить в любом табличном редакторе таблицу (макет) по образцу формы с результатами проверки регламентированного отчета.

При выполнении проверок самостоятельно налогоплательщикам следует учитывать, что отдельные КС, установленные письмами ФНС России, могут быть неактуальными.

Например, для налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 20 февраля 2013 года неактуальными являются, в частности, проверки КС 1.21, 1.22, 2.1-2.2, 3.1.

Обращаем внимание, что на текущий момент являются неактуальными все контрольные соотношения налоговых показателей с данными промежуточной бухгалтерской отчетности, поскольку с 1 января 2013 года налогоплательщики не обязаны представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

В заключение заметим, что налогоплательщики не обязаны проверять налоговые декларации на контрольные соотношения. Невыполнение КС не является основанием для отказа в приеме у налогоплательщика налоговой декларации. Дальнейшее зависит от того, каковы налоговые последствия ошибки, выявленной при камеральной проверке налоговой декларации. В случае занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщику придется представить уточненную декларацию. Если сумма налога к уплате окажется меньше заявленной в декларации, налогоплательщик может решить, подавать или нет уточненную декларацию. Если не выполняется условное контрольное соотношение, то налоговый орган потребует от налогоплательщика объяснить причину несоответствия. Таким образом, налогоплательщикам не следует пренебрегать проверкой заполнения налоговых деклараций по контрольным соотношениям перед их отправкой в налоговый орган. Особенно это не рекомендуется налогоплательщикам – пользователям программ «1С», поскольку с помощью программы они могут выполнить такую проверку за считанные минуты.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Косвенное контрольное соотношение

Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей ряда отчетных форм связано между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель использование прибыли, приводимый в балансе общей суммой, в форме № 2 расшифровывается по направлениям использования. [1]

Эти связи дополняются информационными, которые представляют собой прямые и косвенные контрольные соотношения между значениями показателей. [2]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между показателями отчетности. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель Нематериальные активы, приводимый в балансе по остаточной стоимости общей суммой, а также расшифровка этого показателя в форме № 5 по видам активов и амортизация нематериальных активов из формы № 5 связаны между собой очевидным алгоритмом. [3]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между показателями отчетности. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей ряда отчетных форм связано между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель Нематериальные активы, приводимый в балансе по остаточной стоимости общей суммой, а также расшифровка этого показателя в форме № 5 по видам активов и износ нематериальных активов из формы № 5 связаны между собой очевидным алгоритмом. [4]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между показателями отчетности. [5]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. [6]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между показателями отчетности. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель Нематериальные активы, приводимый в балансе по остаточной стоимости общей суммой, а также расшифровка этого показателя в форме № 5 по видам активов и амортизация нематериальных активов из формы № 5 связаны между собой очевидным алгоритмом. [7]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. [8]

Логические связи дополняются информационными, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между показателями отчетности. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей ряда отчетных форм связано между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель Нематериальные активы, приводимый в балансе по остаточной стоимости общей суммой, а также расшифровка этого показателя в форме № 5 по видам активов и износ нематериальных активов из формы № 5 связаны между собой очевидным алгоритмом. [9]

Знание подобных соотношений между показателями чрезвычайно важно не только с позиции анализа, но и с позиции контроля. Начиная анализ бухгалтерской отчетности, необходимо в первую очередь выверить ее по формальным признакам и по существу. Наличие подписей, требуемая размерность единицы измерения, правильность арифметических расчетовДпромежуточ – ные итоги, прямые и косвенные контрольные соотношения ), хронологическая преемственность отчетных форм свидетельствуют о том, что отчетность подготовлена в установленном порядке и может быть подвергнута анализу. [10]

Знание подобных соотношений между показателями чрезвычайно важно не только с позиции анализа, но и с позиции контроля. Начиная анализ бухгалтерской отчетности, необходимо в первую очередь выверить ее по формальным признакам и по существу. Наличие подписей, требуемая размерность единицы измерения, правильность арифметических расчетов ( промежуточные итоги, прямые и косвенные контрольные соотношения ), хронологическая преемственность отчетных форм свидетельствуют о том, что отчетность подготовлена в установленном порядке и может быть подвергнута анализу. Неправильно или некачественно заполненная отчетность может послужить причиной ошибочных управленческих решений. [11]

По каким правилам и рекомендациям составляется претензия клиента в банк? Основания для подачи претензии, особенности документа

Продажа ненужного финансового продукта в банке, несогласие с начислением комиссии по кредиту, отказ в предоставлении информации и другие причины могут стать серьезным поводом для обращения клиента с официальной претензией в финучреждение. Будучи инструментом досудебного разбирательства, грамотно составленная и аргументированная претензия дает возможность потребителю отстоять свои законные интересы без привлечения контролирующих органов.

  • Правовое регулирование вопроса составления претензий
  • Основания для подачи претензии в банк
  • Правила составления претензии в банк
    • Как оформить претензию: пошаговая инструкция
    • Подача претензии и сроки ее рассмотрения
    • Что делать, если банк игнорирует претензию

Правовое регулирование вопроса составления претензий

Суть официального претензионного письма в банк (рекламации) — в декларации факта несоответствия действий организации своим заявленным обязательствам перед клиентом и причинения ему убытков, но также и в непосредственном требовании устранить проблему и ее последствия для клиента.

Несмотря на отсутствие в законодательных нормах определения данного понятия, претензионный порядок урегулирования спорных ситуаций между сторонами правоотношений является обязательным. Данное положение регламентируется в ряде нормативных актов:

  • Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (статья 5);
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (статья 132);
  • Кодекс административного судопроизводства РФ (статья 4).

Основания для подачи претензии в банк

Основанием для подачи клиентом претензионного письма в финучреждение могут стать следующие спорные ситуации:

  • нарушение условий кредитного соглашения в вопросе начисления пени, штрафных санкций, несогласие заемщика с исчислением процента переплаты и пр. — в такой претензии клиент может требовать перерасчет по займу;
  • снятие средств с карты клиента без его ведома: платеж дублируется, или же списание денег происходит по иной технической ошибке — держатель карты может составить претензию о возврате денежных средств;
  • сбои в работе банкоматов и платежных терминалов, при которых пользователю не удается обналичить средства или же перевести деньги;
  • изменение комиссионного платежа по той или иной услуге без предупреждения клиента;
  • просрочка в предоставлении банковской услуги — задержка в оформлении платежной карты, открытии счета, активации той или иной опции;
  • непредоставление информации клиенту, недостоверная информация от банковского работника также могут стать веским основанием для подачи претензионного письма;
  • активная реклама и убеждение клиента в необходимости оформления дополнительных, но ненужных ему банковских услуг.

Правила составления претензии в банк

Несмотря на отсутствие строгих законодательных стандартов в оформлении рекламации и возможность составления ее в произвольной форме, такое обращение пишется в соответствии с правилами официальной деловой переписки. Следует быть максимально точным и конкретным в изложении фактажа, при этом в письме должна быть представлена объективная аргументация без какой-либо эмоциональной окраски.

Как оформить претензию: пошаговая инструкция

В составлении претензионного письма следует придерживаться определенной структуры, состоящей из последовательных частей:

  1. Шапка документа: в правом верхнем углу заявитель должен указать полное наименование финансовой организации, к которой выдвигается претензия, а также реквизиты ее руководителя (ФИО и должность). Чуть ниже в данном блоке прописываются также и реквизиты самого заявителя — ФИО, адрес проживания, контактный телефон и e-mail.
  2. Содержательная часть: в данном блоке заявитель излагает факт нарушения обязательств финучреждением, а также связанные с этим объективные обстоятельства. Следует быть максимально конкретным, при этом лаконичным: важно уделить внимание тем аспектам, которые имели значение в сложившейся ситуации.
  3. Требовательная часть: после изложения фактажа заявитель декларирует конкретное требование рассмотреть претензию в течение определенного срока и разрешить данную ситуацию. В описании требований следует ссылаться на Закон «О защите прав потребителей» и другие нормативные акты.

Все вышеизложенное в тексте визируется подписью заявителя, ставится дата. Письмо составляется в двух экземплярах.

В качестве доказательной базы к письму могут быть приложены копии кредитных договоров, соглашений о подключении той или иной банковской услуги, выписки транзакций по карте и состояния счетов, то есть вся официальная документация, которая может подтвердить факт нарушения банком своих обязательств.

Подача претензии и сроки ее рассмотрения

Направить претензионное письмо в банк клиент, которому был причинен ущерб, может следующими способами:

  • передать обращение в отдел клиентского сервиса или отдел по работе с претензиями;
  • передать документ в корреспонденцию непосредственно для руководителя отделения;
  • отправить претензию заказным письмом с уведомлением о получении ответственным сотрудником.

Что делать, если банк игнорирует претензию

В том случае, если после получения рекламации от клиента банк проигнорировал требование рассмотрения случая в течение указанного срока, пострадавшая сторона имеет право обратиться для защиты своих прав с официальным запросом на содействие в разрешении конфликта в ряд вышестоящих инстанций:

  • Роспотребнадзор;
  • Центробанк РФ;
  • Антимонопольная служба;
  • органы прокуратуры;
  • арбитражный суд.

Таким образом, являясь механизмом досудебного урегулирования спора, претензионное письмо дает возможность клиенту защитить свои права перед финансовой организацией в том случае, если имел место факт нарушения условий и порядка предоставления услуг. В документе следует максимально детализировать фактические данные, а также аргументировать свои требования в соответствии с объективными обстоятельствами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ссылка на основную публикацию