Аренда земельных участков находящегося в муниципальной и государственной собственности

Муниципальная земля

19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений.

19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений. Они необходимы для ведения хозяйственной деятельности в рамках поселения, для обеспечения инфраструктуры и коммуникаций.

Большая часть муниципальных земель находится в границах соответствующих поселений, но в некоторых случаях участки могут находиться и вне их границ, например, если там находятся объекты недвижимости, принадлежащие муниципалитету. Во владение администрации могут передаваться государственные земли.

В данной статье мы подробно расскажем, как взять землю в аренду у администрации.

Необходимые условия

Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:

  • Участок поставлен на кадастровый учет.
  • Определено его разрешенное использование.
  • Он отнесен к определенной категории земель.
  • Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.

Порядок аренды земельного участка муниципальной собственности

Как получить землю в аренду? В общем случае аренда земли у муниципалитета происходит в порядке торгов. В ходе аукциона определяются цена участка и его арендатор. Все случаи предоставления земли без организации аукциона указаны в статье 39.6, ниже приведены самые характерные условия.

Без торгов взять в аренду земельный участок у администрации могут:

  • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
  • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
  • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
  • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
  • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.

Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.

Оно включает в себя такие реквизиты:

  • Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
  • Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
  • Цель использования ЗУ.
  • Контактные данные заявителя.

К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.

Его основные реквизиты:

  • Сведения об арендаторе и арендодателе.
  • Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
  • Предназначение ЗУ.
  • Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
  • Данные о строениях (если имеются).
  • Цена договора и способ расчета.
  • Срок действия договора.
  • Подписи сторон и дата заключения договора.

Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.

Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.

Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.
Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.

Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Аренда земель представляет собой передачу участка во временное владение и пользование за плату.

Понятие аренды земель

Понятие «аренда земельного участка» охватывает правоотношения двух видов.

Первые связаны с вещными правами на землю, предоставленными из публичных земель муниципалитетами либо органами госвласти. Правоотношения рассматриваемого вида имеют выраженную публичную составляющую.

Это касается всех существенных условий, порядка заключения и исполнения арендного договора. Так:

  • в аренду могут быть переданы участки, не находящиеся на кадастровом учете (достаточно наличия схемы расположения на кадастровом плане территории);
  • арендные договора в отношении публичных земель по общему правилу заключаются на торгах, и только в порядке исключения – без них;
  • срок аренды определяется в зависимости от разрешенных видов использования земель и устанавливается в привязке к градостроительным регламентам;
  • порядок расчета арендной платы устанавливается нормативно.

Вторые связаны с гражданско-правовыми обязательствами, возникающие между частными владельцами земель и равноправными контрагентами-арендаторами. Они регламентированы, преимущественно, Гражданским кодексом РФ.

Интересно, что в странах Евросоюза не существует института предоставления земельных участков в том виде, в каком он есть в России. Ввиду отсутствия свободных целинных земель земельные участки покупаются и арендуются исключительно на вторичном рынке по правилам гражданского законодательства.

Правомочности арендатора

Исходя из определения ст. 606 ГК РФ, аренда земель представляет собой гражданско-правовой договор о передаче участка во временное владение и пользование за плату. Владение земельным участком связано с возможностью:

  • получить объект от арендодателя по передаточному акту;
  • фактически обладать участком;
  • исключить нахождение в его пределах сторонних лиц, кроме тех, в чьих интересах установлен сервитут.

Право пользования связано с извлечением полезных свойств земельного участка в собственных интересах. Свобода действий арендатора ограничена целевым назначением и разрешенными способами использования земельного участка согласно кадастровой документации.

Плоды, сельскохозяйственная продукция и другие доходы, полученные арендатором при использовании полученного от государства или муниципалитета земельного участка, признаются его собственностью в силу ст. 606 ГК РФ.

Правовая регламентация предоставления публичных земель в аренду

Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

В ч. 2 ст. 607 ГК РФ оговорена возможность установления специальных правил и ограничений касательно сдачи в аренду обособленных природных объектов.

Особенности аренды земельных участков описаны в ст. 22 Земельного кодекса России.

К примеру, право аренды земельного участка может стать самостоятельным предметом залога. Этим оно отличается от права аренды иной недвижимости.

Одновременное действие предписаний гражданского и земельного законодательства привносит в регламентацию арендных правоотношений некоторую специфику. Стоит учесть, что законотворчество в сфере гражданско-правовых отношений находится в исключительной компетенции РФ. При этом земельное и градостроительное законодательство, наоборот, является предметом общей компетенции РФ и ее субъектов.

Условия предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности в аренду

В рамках действующего законодательства земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ) и могут передаваться в аренду. Стоит подчеркнуть, что предметом арендного договора могут выступать только выделенные участки. Неразграниченные целинные земли в аренду передаваться не могут.

Договор аренды должен вмещать сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок как часть земной поверхности, индивидуально-определенную вещь и объект аренды. При отсутствии таких сведений арендная сделка считается незаключенной (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Индивидуализация участка обеспечивается посредством:

  • постановки на кадастровый учет;
  • формирования границ по правилам ст. 38 «Межевой план» Федерального закона РФ № 221«О госкадастре недвижимости».

Инициатором предоставления земельных участков в аренду может выступать любая сторона договора: арендодатель в лице соответствующих публичных образований либо арендатор. Для получения в аренду публичных земель по собственной инициативе заинтересованному лицу приходится последовательно:

  • осуществить образование участка;
  • обеспечить установление разрешенных способов использования;
  • приобрести право аренды участка в результате его предоставления одним из оговоренных ЗК РФ способов, то есть с аукциона или без него.

Отраслевые нормативные акты в качестве оснований образования участков требуют подготовки различных документов:

  • лесоустроительной документации (Лесной кодекс РФ);
  • проекта межевания территории (Градостроительный кодекс РФ);
  • схемы образования участков на кадастровом плане территории (ЗК РФ);
  • проекта организации и застройки территории (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Дополнительные условия заключения договоров аренды в отношении земель отдельных категорий

В силу ст. 39.8 ЗК РФ арендаторам вменяется в обязанность:

  • хозяйствовать способом, исключающим возможную деградацию, захламление, порчу или уничтожение плодородного слоя (в отношении участков сельскохозяйственного назначения);
  • провести рекультивацию (земли, предоставленные для недропользования);
  • в отношении участков береговой полосы общего пользования обеспечить населению свободный доступ к водному объекту;
  • применительно к землям, предоставленным организациям для ведения дачного хозяйства, обеспечить изготовление проектов планировки и межевания территории, организовать проведение кадастровых работ;
  • в отношении земель, предоставленных для комплексного освоения, заключить соответствующий договор об освоении.

Сроки предоставления земельных участков в аренду

Допустимые сроки аренды в отношении публичных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. Максимальный срок длительности аренды составляет 49 лет и касается земель сельскохозяйственного назначения. Минимального срока придачи земель не оговорено.

Интересно, что упразднение минимального срока аренды сельскохозяйственных угодий критикуется многими экологами и юристами.

Дело в том, что плодородные почвы требуют бережного и хозяйственного отношения. Севосмену и щадящий режим использования земель может обеспечить только постоянный пользователь. Временщик же заинтересован в том, чтобы выжать из временно находящихся в его владении земель все полезные свойства по максимуму.

Рамковые сроки арендных договоров касательно публичных земель разного целевого назначения установлены нормативно и составляют, к примеру:

  • 3 – 10 лет в отношении земель, предоставляемых для возведения и реконструкции объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта;
  • 3 – 5 лет для комплексного освоения территории и дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Аукцион по предоставлению земельных участков в аренду

Как уже говорилось, законодатель рассматривает право аренды земельного участка как самостоятельное вещное право и даже допускает его залог. В рамках этой концепции вполне обоснованно выглядит общее правило ст. 39.6 ЗК о том, что право аренды публичных земель подлежит продаже с торгов.

Гражданское законодательство допускает два вида торгов: аукцион и конкурс.

При определении победителя торгов в ходе аукциона сравниваются исключительно ценовые предложения заинтересованных лиц, тогда как конкурс предполагает более сложную конкуренцию. При продаже права аренды публичных земель в России практикуются исключительно аукционы.

Хотя прямого запрета на применение конкурсов законодательство не содержит, считается, что процедура определения победителя (будущего арендатора) по результатам конкурса может включать субъективные моменты и предполагает возможность злоупотреблений со стороны чиновников.

Аукционы проводятся открыто. Принимать участие в них по общему правилу могут все желающие: как организации, так и физические лица. Об их проведении сообщается в СМИ и на официальных сайтах. В последнее время аукционы зачастую проводятся в электронной форме, поэтому их участниками могут стать только держатели электронной цифровой подписи.

В сообщении о проведении аукциона оглашается начальная цена договора аренды. В случае если участком заинтересовалось только одно лицо (подана одна заявка), договор аренды заключается с ним на первичных условиях. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда подано несколько аукционных заявок, но к участию в торгах по формальным основаниям допущено одно лицо.

В случае если участников аукциона несколько, происходит торг. Организатор устанавливает «шаг» – минимальную сумму, на которую можно повысить начальную цену аренду или цену, предложенную другим участником.

Если новую (повышенную) цену в отведенное время поддержал еще хотя бы один участник, торг продолжается. И так до момента, пока одно из заинтересованных лиц не станет единственным, кто предложил большую стоимость.

Он признается победителем и становится арендатором. Цена аренды соответствует максимальной предложенной им цене.

В пылу торга нужно помнить о своих возможностях. За отказ или уклонение победителя либо единственного участника аукциона предусмотрена имущественная ответственность. Он лишается гарантийного взноса (обычно – 10%), предварительно перечисленного на счет организатора торгов. Добросовестным участникам, которые не выиграли аукцион, гарантийный взнос возвращается в полном объеме по окончании аукциона.

Предоставление земельного участка в аренду без торгов

Исключительный перечень обстоятельств, при которых заинтересованное лицо вправе требовать от публичного образования предоставления земельного участка без торгов, содержится в ст. 39.6 ЗК РФ. Вне аукциона земли предоставляются для:

  • размещения объектов социально-культурного назначения, реализации инвестиционных проектов;
  • продления договора аренды на новый срок;
  • индивидуального жилищного строительства в пределах земель, переданных для комплексного освоения;
  • ведения личного подсобного хозяйства в пределах ограниченного в обороте участка, переданного для ведения дачного хозяйства;
  • обслуживания размещенной на участке недвижимости (арендатором выступает собственник недвижимости);
  • хозяйствования на земле в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • развития уже застроеной территории лицу, с которым заключен соответствующий договор о развитии.

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.8 . Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.8 ЗК РФ

1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.

Информация об изменениях:

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

5. Утратил силу с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Информация об изменениях:

6. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:

7. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Статья 39.8 дополнена пунктом 7.1 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

7.1. В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее – приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, – обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

Читайте также:  Продажа валюты, покупка валюты, проводки и курсовые разницы

8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Аренда участка: 7 нюансов аренды муниципальной и государственной земли

Аренда участка из состава муниципальной или государственной земли имеет свои особенности.

Если знать эти нюансы, то аренда участка станет более понятной и достижимой.

В этой статье рассмотрим некоторые особенности аренды муниципального участка.

Аренда участка, находящегося в государственной собственности, имеет такие же нюансы, как и аренда муниципального участка.

Аренда участка в границах береговой полосы водного объекта.

Особенность аренды участка в пределах береговой полосы водного объекта состоит в следующем.

Разберемся в этом нюансе подробнее.

Для этого рассмотрим, что такое береговая полоса, береговая линия и водный объект.

Что такое береговая полоса водного объекта?

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования.

Береговая линия — это граница водного объекта.

Иными словами, береговая полоса представляет полосу земли от границы водного объекта.

С обывательской точки зрения, береговая линия проходит по кромке воды.

Однако, для разных видов водных объектов береговая линия определяется по-разному.

  • береговую линию или границу водного объекта для моря определяют по постоянному уровню воды. В случаях периодического изменения уровня воды, границу моря определяют по линии максимального отлива;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера, береговую линию определяют по среднемноголетнему уровню вод. Береговую линию определяют в период, когда они не покрыты льдом;
  • береговая линия пруда, водохранилища проходит по нормальному подпорному уровню воды;
  • болото имеет береговую линию по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Таким образом, береговая линия по-разному определяется для разных водных объектов.

Поэтому береговая полоса тоже имеет разное расположение, в зависимости от береговой линии.

Береговая полоса для болот не устанавливается.

Аренда участка зависит от ширины береговой линии.

По общему правилу, для водных объектов общего пользования ширина береговой полосы составляет – 20 метров.

Исключение составляют каналы, реки и ручьи, протяженностью не больше 10 км.

Протяженность определяют от истока до устья.

Если протяженность канала, реки, ручья меньше десяти километров, то ширина береговой линии – 5 метров.

аренда участка, попадающего в 20- или 5-метровую ширину береговой полосы,

возможна, при обеспечении свободного доступа граждан:

  • к водному объекту общего пользования,
  • и к береговой полосе водного объекта.

Подведем итог по 1-ой особенности.

Если аренда участка затрагивает береговую полосу, то договор заключат только при обеспечении свободного доступа.

Иными словами, свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе нельзя перекрывать.

В сети публикуют расследования о препятствиях в доступе к водным объектам.

«Борзость» отдельных персонажей, перекрывающих доступ к воде объектов общего пользования, возмущает.

Однако, она не служит примером правомерного поведения.

Аренда участка подлежит продлению, если установлен публичный сервитут.

Данная особенность касается случаев со следующими условиями:

  • заключен договор аренды муниципального или государственного земельного участка,
  • после заключения договора аренды участка установлен публичный сервитут.

Кратко рассмотрим публичный сервитут, чтобы понимать, когда продляют аренду участка.

Что такое публичный сервитут на земельный участок?

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Есть 2 способа установления сервитута:

  • соглашение,
  • акт органа власти.

Публичный сервитут устанавливают актом органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Цель публичного сервитута — обеспечение государственных или муниципальных нужд. А также нужд местного населения.

Публичный сервитут не связан с изъятием земельного участка.

Иными словами, власть может установить публичный сервитут на земельный участок, который сдан в аренду.

Наличие публичного сервитута создает неудобства арендатору.

Он испытывает сложности с использованием земельного участка.

В качестве компенсации неудобств арендатор вправе продлить договор аренды земельного участка.

Мысли вслух.

Удивительна «щедрость» законодателей.

Арендатор муниципальной или государственной земли платит арендную плату в бюджет.

Ему власть ограничивает возможность использования участка, установив публичный сервитут.

При этом в качестве компенсации арендатору предоставляют только право продления аренды участка.

О снижении арендных платежей речь не идет.

Иными словами, аренду плати весь срок действия публичного сервитута.

На какой срок может быть продлена аренда участка?

Срок продления аренды участка определяется соглашением об осуществлении сервитута.

Не путайте соглашение об осуществлении сервитута с соглашением об установлении сервитута.

Это два разных вида соглашений.

Детально их рассматривать не будем. Потому что тема статьи касается особенностей аренды участка, а не применения сервитутов.

Продление аренды участка возможно, если публичный сервитут установлен согласно главе V.7 земельного кодекса.

Иными словами, не каждый публичный сервитут дает право на продление аренды участка.

В статье 39.37 главы V.7 земельного кодекса перечислены 5 целей установления публичного сервитута.

Арендатор имеет право на продление аренды, если публичный сервитут установлен по одной из 5 целей.

Кроме этого, для продления аренды участка нужно доказать невозможность или существенную затрудненность использования участка. Причина трудностей — публичный сервитут.

Другими словами, власть установила компенсирующую возможность. Однако, по «заведенной традиции» обставила ее реализацию массой уточняющих условий.

Аренда участка в охранной зоне линейного объекта.

В земельном кодексе выделяют несколько видов охранных зон линейных объектов.

Например, охранная зона:

  • объектов электроэнергетики, в частности, объектов электросетевого хозяйства;
  • трубопроводов, в том числе, газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также аммиакопроводов;
  • линий и сооружений связи.

Каждый вид охранной зоны линейного объекта имеет свои критерии и порядок установления.

Суть 3-ей особенности состоит в следующем.

Если участок попадает в охранную зону линейного объекта, то в договор аренды добавляют особые положения.

Достаточно даже частичного попадания участка в охранную зону.

Дополнительные положения договора определяют условия допуска к линейному объекту.

Иными словами, договор аренды участка должен определять порядок допуска к линейному объекту.

Речь идет о доступе собственника или обслуживающей организации.

Целью доступа к линейному объекту является обеспечение его безопасности.

Таким образом. Если участок в охранной зоне линейного объекта, то в договор включат условия о доступе.

Речь идет о доступе к линейному объекту.

Запрещено возлагать на арендатора выполнение работ или оказание услуг, не связанных с арендой участка.

Аренда участка предполагает заключение договора с местной администрацией или органом государственной власти.

Чиновники не вправе включать в договор аренды участка дополнительные обязанности для арендатора.

Какие дополнительные обязанности нельзя включать в договор аренды земельного участка?

Нельзя устанавливать требования по выполнению работ и оказанию услуг, которые:

  • влекут дополнительные расходы арендатора,
  • не связаны с предметом договора аренды участка.

Таким образом, чиновники не вправе «втулить» в договор аренды условия о выполнении «левых» работ и услуг.

Что делать, если чиновники включают в договор аренды участка незаконные обязанности для арендатора?

В подобных ситуациях можно действовать одним из 2-х способов.

1-ый способ: подписать договор и обратиться с иском в суд о признании недействительной части договора аренды участка.

Если суд признает незаконность действий чиновников, то договор в части дополнительных обязанностей признают недействительным.

При этом, в остальной части договор останется действующим.

Иными словами, аренда участка по договору будет сохранена.

2-ой способ: до подписания договора инициировать прокурорскую проверку на предмет нарушения земельного законодательства.

Такой способ защиты имеет свои плюсы, особенно если «не горят» сроки с подписанием договора.

Аренда участка не дает право на заключение договора на новый срок без проведения торгов.

Данная особенность касается преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.

По общему правилу (статья 621 ГК), арендатор имеет преимущественное право заключить новый договор аренды.

Однако, аренда земельного участка исключает преимущественное право арендатора на заключение нового договора.

Арендатор муниципальной и государственной земли не имеет преимущественного права на новую аренду участка.

Если арендовали участок у администрации, то преимущественного права на заключение нового договора у вас нет.

Проще говоря, аренда участка не дает привилегий на заключение нового договора после истечения срока старого.

Отсутствие преимущественного права на аренду участка является общим правилом.

Однако, из общего правила есть исключения.

Рассмотрим данные исключения, потому что они дают ответы на вопросы:

  • кто имеет право на заключение нового договора аренды участка без торгов,
  • при каких условиях арендатор получает в аренду участок на новый срок без аукциона.

В каких случаях возможна аренда участка на новый срок без торгов?

Арендатор может получить участок в аренду на новый срок в 2-х случаях.

1-ый случай: земельный участок изначально предоставлен в аренду без торгов,

2-ой случай: земельный участок предоставлен на аукционе для ведения садоводства.

Если первоначально аренда участка оформлена без торгов, то возможно заключение нового договора без аукциона.

Кроме этого. Если участок первоначально получен на торгах. Цель получения участка — ведение садоводства. Это также дает право на новую аренду без торгов.

При каких условиях возможна аренда участка на новый срок без аукциона?

Земельный кодекс установил 4 условия, при которых 2 вышеуказанных случая могут быть реализованы.

Иными словами, существует 4 условия. При выполнении этих условий возможна аренда участка на новый срок без торгов.

1-ое условие: заявление о заключении нового договора подано до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды участка.

Проще говоря. Если хотите заключить договор аренды участка на новый срок, то не ждите окончания договора.

Подавайте заявление на новую аренду участка до истечения срока действия старого договора аренды.

Если срок аренды участка истек, то 1-ое условие не исполнено.

Следовательно, аренда участка на новый срок без торгов станет невозможна.

2-ое условие: иное лицо не обладает исключительным правом на приобретение такого земельного участка.

если 3-е лицо имеет исключительное право на приобретение участка, то второе условие не выполняется.

Следовательно. При невыполнении второго условия, арендатор не может рассчитывать на новый срок аренды участка. Безусловно, речь идет об аренде участка без торгов.

Пример исключительного права на приобретение участка. Наличие права собственности на объект недвижимости, расположенный на участке.

Проще говоря. Если 3-е лицо собственник здания на участке, то он имеет преимущественное право на приобретение участка.

В такой ситуации, арендатор не имеет права на получение участка в аренду на новый срок без торгов.

3-е условие: договор аренды земельного участка не был расторгнут с арендатором.

Суть данного условия состоит в следующем.

Если старый договор не расторгли, то арендатор вправе заключить договор на новый срок.

Иными словами, для соблюдения 3-го условия важно сохранение действия предыдущего договора аренды.

4-ое условие: у арендатора имеются основания для получения земельного участка в аренду без торгов.

Пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ содержит основания, по которым аренда участка возможна без торгов.

На момент заключения нового договора, арендатор должен иметь право на аренду участка без торгов. Основания аренды участка без торгов смотрите в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Иными словами. Если арендатор не имеет оснований для заключения нового договора без торгов, то 4-ое условие не выполняется.

Следовательно, арендатор не получит в аренду участок на новый срок.

Все 4 условия для аренды участка должны действовать в совокупности.

Другими словами. Для аренды участка на новый срок все 4 условия должны быть в наличии вместе.

Невыполнение, хотя бы одного из условий, исключает аренду участка на новый срок без торгов.

Аренда участка, зарезервированного для государственных или муниципальных нужд.

Земельные участки, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, могут быть сданы в аренду.

Если зарезервированный муниципальный или государственный участок сдан в аренду, то договор должен содержать особые условия.

Аренда участка, зарезервированного для муниципальных или государственных нужд, может быть расторгнута.

Уведомление о расторжении направляют за 1 год до предстоящего расторжения договора.

Шестая особенность заключается в следующем. Договор аренды зарезервированного участка содержит возможность досрочного расторжения.

Иными словами, аренда участка, всегда находится в состоянии возможного досрочного расторжения.

Изменение вида разрешенного участка, сданного в аренду по результатам аукциона.

По результатам аукциона, с арендатором заключается договор аренды участка.

Данный договор, в том числе, содержит вид разрешенного использования участка.

Можно ли изменить вид разрешенного использования участка, сданного в аренду на торгах?

Ответ: нет, нельзя.

Изменять договор аренды участка, заключенный по результатам аукциона, в части изменения ВРИ, не допускается.

Таким образом. Изменить разрешенное использование участка, полученного на торгах, арендатор и арендодатель не могут.

Данное правило, также распространяется на аукционы, признанные несостоявшимися.

Бывают ситуации, когда на аукцион подана 1 (одна) заявка. Либо подали несколько заявок, но только 1 (одного) заявителя допустили до аукциона.

В таких ситуациях аукцион признают несостоявшимся. Но договор аренды земли заключают с единственным участником.

С таким участником договор аренды заключают фактически без торгов.

единственный участник аукциона, заключивший договор аренды участка, не имеет право изменять вид разрешенного использования.

Иными словами. Заключение договора аренды по результатам несостоявшегося аукциона, не позволяет изменять договор, в части смены ВРИ.

На этом пока всё.

Выводы, изложенные в материале: Аренда участка, можете проверить в следующих источниках:

— статья 39.8 Земельного кодекса РФ (особенности аренды муниципального и государственного участка),

— пункт 6 статьи 6 Водного кодекса РФ (береговая полоса),

— статья 621 ГК РФ (преимущественное право аренды),

— пункт 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ (заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов),

— пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1. Обзор утвердил Президиум Верховного Суда РФ 28.03.2018 (случаи заключения нового договора аренды).

Желаю легкого получения земельного участка для достойной жизни.

Процедура аренды земли у муниципалитета

Земля может принадлежать как частному лицу, так и государству. Оба режима собственности дают возможность оформить аренду. Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, происходит с некоторыми нюансами.

Законодательная база

Все земельные угодья в России находятся в «ведомстве» Земельного Кодекса. Именно этот кодифицированный закон регулирует порядок аренды земельных участков, принадлежащих государству в лице органов местной власти.

В ст. 19 ЗК РФ дано определение муниципальных земель. Это участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администрации муниципальных образований. Большинство из них необходимо для того, чтобы обеспечить это поселение коммуникациями и инфраструктурой.

Если участок не зарезервирован местными властями для своих нужд и на него не наложены дополнительные ограничения и обременения, его можно взять в аренду. Для этого необходимо обратиться к непосредственному собственнику.

Категории земель, предоставляемых в аренду

В ст. 22 ЗК РФ указаны категории земель, которые можно взять в аренду. К таковым относятся:

  • поставленные на кадастровый учёт;
  • если участок можно использовать в тех целях, для которых его хотят арендовать;
  • чётко определена его категория;
  • он не находится в уже оформленной аренде у других пользователей.

Важно! Стать пользователями муниципальных земель могут предприятия, предприниматели, лица, имеющие российское гражданство или гражданство другой страны.

Сроки аренды

Бывает краткосрочная и долгосрочная аренда. При краткосрочной аренде договор сроком от 3 до 5 лет. Если стороны придут к соглашению, его можно продлить, заключив новое соглашение или подписав дополнительное соглашение к ранее действовавшему.

Читайте также:  Злоупотребление родительскими правами: что это означает и какая ответственность в 2021 году

При долгосрочной аренде сроки уже другие – от 5 до 49 лет. В соглашении прописываются правила и особенности пользования участком и возможность пролонгации сотрудничества.

Важно! Все договора, включая аренду, предметом которых выступает недвижимость, заключённые сроком более 1 года, должны быть зарегистрированы в Росреестре. Это не изменяет их юридического статуса. Не нужно регистрировать письменные соглашения, если срок их действия менее года или в «теле» прописано, что соглашение бессрочное.

Сроки также могут зависеть от заявленного целевого использования на участок земли:

  • граждане могут взять землю под ИЖС или ЛПХ сроком до 20 лет;
  • предприятия, для комплексного освоения земель и ведения дачного хозяйства – на срок от 3 до 5 лет;
  • если на участке расположен объект незавершённого строительства, то земля может быть предоставлена на срок до 3 лет;
  • строительство и реконструкция здания. Соглашение можно оформить на период 3-10 лет;
  • возведение линейных объектов и прокладки коммуникаций – до 49 лет;
  • выпас животных, сенокоса и разведения огорода, можно взять участок не более чем на 3 года;
  • оформление в аренду здания даёт право пользоваться землёй под ним не более 49 лет.

Данные нюансы регулируются ст. 39.8 ЗК РФ.

Основания для получения земли в аренду

Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:

  • ведение садоводства и огородничества;
  • выпас скота, сенокошение;
  • организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
  • производства сельхозпродукции.

Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:

  • строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
  • ЛПХ;
  • возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
  • строительства дорог и транспортных узлов;
  • возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.

Цель аренды необходимо заранее обговорить с собственником. Если будет выявлен факт нецелевого использования участка, это станет основанием для досрочного расторжения соответствующего соглашения.

Способы получения земли в аренду

Чтобы получить земельный надел в пользование и оформить соответствующее соглашение, необходимо обратиться напрямую к собственнику. Для этого необходимо написать подробное заявление и подготовить комплект документов.

Как арендовать землю у администрации города? Это можно сделать следующими образом:

  • без торгов;
  • через торги.

Каждый из способов имеет свои особенности.

Без торгов

Процедура аренды земли у администрации без проведения аукциона такова:

  1. Заявление вместе с комплектом документов подаётся в местную администрацию.
  2. В течение 30 дней оно должно быть рассмотрено. Если приходит отказ, то он должен быть оформлен в письменной форме со ссылками на действующее законодательство. Если принято положительное решение, то нужно приступать к следующему шагу.
  3. Заявителю выдают на руки письменное постановление о выделении заявленного надела.
  4. Если земля не состоит на кадастровом учёте, необходимо заняться этим.
  5. Если кадастровый номер уже присвоен, то нужно подписать договор аренды и зарегистрировать право пользования.

Важно! Регистрацией вещных прав на объекты недвижимости занимается Росреестр. В него можно обратиться через МФЦ или портал Госуслуги.

С торгами

Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, может происходить через официальные торги. Тогда необходимо подать официальную заявку через электронную площадку проведения аукциона. На этой платформе аккумулируются все официальные торги, предметом которых является недвижимость (любой объект любое вещное право).

Заявка подаётся в электронном виде, поэтому необходимо пройти процедуру регистрации. После этого будет создан личный кабинет, с помощью которого можно будет управлять своими заявками и процессом торгов относительно интересующего объекта.

Подав документы в электронном виде, необходимо подать в местную администрацию бумажный комплект. В него входят:

  • копия основного документа заявителя;
  • платёжный документ, подтверждающий тот факт, что заявитель внёс задаток, являющийся обязательный условием участия в аукционе.

Победителем будет объявлен тот участник, который предложит большую арендую плату за конкретный участок земли. Для того чтобы торг состоялся, необходимо наличие минимум 2 участников. Если он будет один, то аукцион завершится, едва начавшись. Единственный участник будет признан победителем, ему вручат уведомление на руки.

После того, как победитель получит на руки на уведомление, он начинает готовить тот же комплект документов, который необходим для оформления аренду без торгов.

Для юридических лиц

Аренда земельного участка у муниципалитета юридическим лицом происходит с целью получения прибыли. Как правило, под бизнес. Но есть разграничение земель:

  • для получения прибыли;
  • для производственных целей.

Если арендатору нужно, чтобы земля приносила прибыль, то нужно брать в пользование тот участок, на котором разрешено строительство торговых объектов. Если же нужно удовлетворить производственные цели, то нужно брать надел под строительство фабрики или завода.

Отсюда различные требования к самим арендаторам. Если на участке земли планируется построить фабрику, то нужно будет представить администрации полную информацию о типе отходов, выручке, типе производимой продукции и прочее.

Если же на участке планируется возвести объект с целью получения коммерческой составляющей, то нужно будет приложить копию Устава основного арендатора. Этих сведений собственнику будет достаточно. Потом возможна субаренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Для физических лиц

Аренда муниципальной земли гражданами происходит с целью ведения садоводства или огородничества или для достижения прочих сельскохозяйственных целей. Это возможно с торгами и без проведения таковых.

Участие в открытых торгах для граждан возможно на общих основаниях.

Договор аренды

Арендные отношения между собственником земли и её пользователем должны быть оформлены в законном порядке. Нужно составить договор аренды. Если срок его действия менее 1 года или он бессрочный (о чём сделана пометка в «теле»), то его не нужно регистрировать в Росреестре.

В остальных случаях это необходимо сделать. Поэтому составляется 3 экземпляра договора – один арендатору, один собственнику и один в Росреестр. Составляется он по шаблону, здесь нужно указать следующую информацию:

  • сведения о каждой стороне сделки. Физическое лицо указывает о себе – полностью ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и контактную информацию. Юридическое лицо – полное название, ФИО и должность руководителя, документ, на основании которого осуществляется деятельность;
  • сведения об участке – адрес места расположения, кадастровый номер, площадь, назначение;
  • реквизиты документа, который подтверждает законное имущественное право на надел;
  • если уже на земле есть строения, то сведения о них – этажность, площадь, назначение;
  • арендная плата, порядок её уплаты;
  • срок действия;
  • реквизиты каждой стороны, подписи, дата подписания.

Важно! Для регистрации соглашения в Росреестре необходимо заплатить пошлину. Её размер составляет 2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для предприятий.

Какие документы нужны

  • копии паспортов физических лиц или устава юридического лица;
  • выписку из ЕГРН, подтверждающую имущественное право у администрации муниципального образования;
  • если арендатор планирует заниматься производством, то собственнику также могут понадобиться документы об отходах (их предполагаемые объёмы и виды), о выручке и прочее;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • постановление от местной администрации о выделение участка;
  • заявление на регистрацию права пользования;
  • другие документы.

Если бумаги на регистрацию принимаются в бумажном виде через МФЦ, то предварительно делать копии не нужно. Достаточно принести оригиналы, работник «единого окна» сам снимет с них копии, проверит на подлинность и заверит.

Если же регистрация аренды проводится через Госуслуги, нужно подготовить бумаги в электронном формате pdf и прикрепить их к электронному заявлению. После принятия их ведомством (уведомление придёт на электронную почту, указанную при регистрации), нужно будет подойти в МФЦ и пройти сверку.

Стоимость аренды муниципального надела

Собственник может установить любой размер арендной платы. Для оформления аренды земельного надела цена сделки должна быть:

  • экономически обоснованной;
  • связанной с кадастровой ценой земли;
  • сравнимой с аналогичными категориями земель в этом же регионе.

Участок – объект налогообложения. В зависимости от его коммерческой ценности, размер ежегодной арендной платы не должен превышать в 2 раза сумму ежегодного налога. Последний рассчитывается, исходя из кадастровой цены. Поэтому каждый потенциальный арендатор может самостоятельно рассчитать верхний предел арендной платы.

Если цена будет сильно завышена, никто не захочет брать землю в аренду. Она может много лет не приносить прибыли своему собственнику. Поэтому к вопросу определения цены нужно подходить с умом.

Ограничения на получение земли в аренду

Не каждый земельный участок можно взять в аренду. Ограничения на получении земли в аренду наложены на участки:

  • расположенные вблизи тех объектов, которые обеспечивают безопасность нашей страны;
  • являющиеся парками, заповедниками, заказниками;
  • расположенные на территориях закрытых административных образований;
  • прилегающие к атомным электростанциям, оборонным предприятиям и прочее;
  • расположенные вблизи границ наше страны. Запрет распространяется только на арендаторов–иностранцев.

Все остальные категории земель можно брать в пользование. Но самому потенциальному пользователю необходимо тщательно проверить возможные ограничения и убедиться в том, что данный надел не находится в аренде у другого гражданина или предприятия.

Сделать это можно с помощью официального сайта Росреестра. Зная официальный адрес земельного надела, можно получить необходимые сведения об ограничениях и прочем. Эта информация находится в открытом доступе.

Особенности составления договора

Договор на право пользования земельным участком должен содержать в себе все необходимые сведения – о сторонах, предмете сделки, порядке расчёта и прочем. Но в него можно добавить некоторые детали:

  • срок аренды – не более 49 лет. Земли некоторых категорий могут быть сданы в аренду только на более короткий срок, но с условием пролонгации соглашения. Например, для ИЖС максимальный срок аренды составляет 20 лет, но его можно продлить по соглашению сторон;
  • возможность сдачи земли в субаренду. Например, участок берётся в пользование для того, чтобы организовать здесь садовый кооператив. Участок будет поделён на несколько других, каждый из которых будет сдан в субаренду;
  • возможность приватизации;
  • другие нюансы. Например, аренда земельных недр подразумевает под собой обязательную рекультивацию участка.

При составлении договора и включении в его «тело» нюансов необходимо опираться на ст. 39. 8 ЗК РФ.

Образец заявления

Как арендовать муниципальную землю? Прежде чем заключать договор на пользование земельным наделом, необходимо подготовить заявление с просьбой выделить такой участок. В нём необходимо указать все данные об арендаторе. В основной части необходимо изложить свою просьбу о выделении конкретного участка земли в пользование на определённый срок. При составлении необходимо опираться на положения ЗК РФ.

Важно! Если заявитель желает получить участок земли без торгов, он может дать на это указание в «теле» заявления, сделав ссылку на ст. 39.5 ЗК РФ. Выражение такого желания ещё не даёт гарантии, что так и будет. Если желающих несколько, процедура получения территории будет проходить через аукцион.

Заключение

К выбору участка для аренды необходимо подходить с умом, особенно, если он берётся в пользование для принесения прибыли. Чтобы окупить затраты на аренду и строительство торговых площадей, нужно выбирать его место расположения правильно.

Аренда земельных участков находящегося в муниципальной и государственной собственности

Правовое регулирование аренды земельного участка осуществляется нормами гражданского и земельного законодательства.

В Земельном кодексе РФ правовому регулированию аренды земельных участков посвящены статьи:

Статья 22 «Аренда земельных участков»;

Статья 39.6 «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов»;

Статья 39.7 «Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности»;

Статья 39.8 «Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;

Статья 46 «Основания прекращения аренды земельного участка»;

Статья 22 «Аренда земельных участков»:

иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ земельные участки на праве аренды;

размер арендной платы определяется договором аренды;

арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется;

арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Земельным кодексом РФ;

при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором;

передача арендатором, являющимся юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного ему для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, допускается только в случае передачи таким лицом прав и обязанностей по договору об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (ред. с 1.01.2018 года);

в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия;

изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду;

размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Статья 39.6 «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов»:

договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, рассматриваемых ниже;

договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента или Правительства РФ;

Читайте также:  Список отделов ПФР Мошковский район, Новосибирская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов РФ;

земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;

земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации и др.;

граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов;

земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства;

гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных выше случаях при наличии в совокупности следующих условий:

заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

исключительным правом на приобретение такого земельного участка не обладает иное лицо;

ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом;

на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Статья 39.7 «Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности»:

размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ;

в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона;

порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

с лицом, которое имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков и др.

Статья 39.8 «Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»:

заключенный с юридическим лицом в целях ведения дачного хозяйства договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен предусматривать обязанность указанного юридического лица обеспечить подготовку в отношении такого земельного участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (действителен до 1 января 2019 года);

договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

на срок от 3 до 10 лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений;

на срок до 49 лет для размещения линейных объектов;

на срок 20 лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

на срок от 3 до 5 лет в случае предоставления земельного участка юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

на срок от 3 до 49 лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства;

на срок не более чем 3 года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества и др.

Статья 46 «Основания прекращения аренды земельного участка»:

аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством;

аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ;

аренда земельного участка может быть прекращена при использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

при этом прекращение аренды земельного участка не допускается:

в период полевых сельскохозяйственных работ;

в иных установленных федеральными законами случаях.

В следующем материале вы познакомитесь с понятием “земельный сервитут”.

Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукцион

Статья 19 ЗК РФ устанавливает, что определенные земельные участки могут находиться во владении муниципальных органов. Обычно в их качестве выступает местная администрация. Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, может быть оформлена, если земля не изъята из оборота или не ограничена в нем. Условия могут быть разные: по срокам, с правом выкупа или без такового.

Условия

Статья 22 ЗК РФ определяет, кто может стать арендатором земельного надела. Это граждане, организации, включая и иностранцев. Арендовать земельный надел у администрации они могут при наличии условий:

  • участок имеет кадастровый номер;
  • отнесен к определенному ВРИ;
  • не имеет обременений в отношении других арендаторов.

Аренда – это договор, в котором участвует два субъекта. Это арендодатель, владелец земли. Он на праве собственника передает второй стороне – арендатору земельный надел. С момента государственной регистрации договора, у арендодателя возникает право на пользование землей на срок, установленный в соглашении.

Существенными условиями договора выступает его предмет. Это земельный надел, который прописывается в соглашении с точными идентификационными данными. Законодатель ввел это правило для того, чтобы из смысла договора было понятно, какой участок арендуется из сотни схожих ему по ВРИ и по другим характеристикам. Поэтому в соглашении указывается:

  • кадастровый номер;
  • НП, где он находится;
  • площадь;
  • иные характеристики.

Не менее важным условием договора выступает стоимость аренды. Она прописывается в договоре, как цифрами, так и прописью. Участники правового отношения самостоятельно регулируют вопрос о том, сколько денег будет отдавать арендатор собственнику, в какой период времени, в какой форме (наличными или путем банковского перевода).

Срок договора – дополнительное условие. От существенного оно отличается тем, что его не включение в текст соглашения не может служить основанием к признанию недействительности сделки. Поэтому срок может быть не указан. В этом случае, он считается заключенным на неопределенное время дл тех пор, пока одна из сторон не решит закончить правовые отношения. Но существует обязанность обязательного уведомления об этом второй стороны, как минимум, за 2 недели до окончания правоотношений.

Нюансы по срокам заключения аренды

По общим правилам, аренда земли заключается на срок, который прописан самими сторонами. Либо на неопределенное время до тех пор, пока какая-либо из сторон не решит закончить отношения друг с другом. Но существуют категории земельных наделов, по которым срок их аренды императивно устанавливает закон. И стороны в этой ситуации уже не вправе регулировать процесс самостоятельно.

СрокКатегория земельного участка
от 3 до 10возведение зданий, сооружений, реконструкция
от 3 до 49с/х работы
20 летИЖС, ЛПХ
до 49 летвозведение, введение в работу объектов линейного предназначения
до 49 летналичие на участках объектов, принадлежащих к капитальному строительству

Самые короткие сроки предусмотрены в случаях:

  1. На 12 месяцев закон разрешает предоставлять земельные наделы при условии, что арендатор соблюдет все прописанные пункты в договоре. Он использует земельный надел в соответствии с его предназначением. На год выделяются участки под следующие цели:
  • проведение работ, которые были запланированы в соответствии с законными целями;
  • археологические раскопки;
  • разработка недр;
  • использование полезных ископаемых;
  • для нужд структур органов власти и управления.
  1. На три года, по ст. 39.8 ЗК РФ предлагаются в аренду земельные наделы, на территории которых размещен объект, относящейся к незавершенному строительству. Законодатель посчитал, что 3 года – это достаточный промежуток времени для того, чтобы сооружение достроить. Кроме того, на 3 года в аренду могу быть сданы земельные наделы гражданам для сельского хозяйства. Но закон четко очерчивает действия, которые могут быть проведены в отношении этой категории земель:
  • выпас животных;
  • сенокос;
  • огородничество.

Без аукциона

Для получения земли обычно проводятся торги между заинтересованными гражданами или организациями. Но в ряде случаев земля передается без торгов.

В ходе проведения аукциона, который организовывается владельцем земельного надела, определяется цена и будущий арендатор. Без торгов также может быть представлена земля, но на определенных условиях и по конкретным случаям:

  1. Арендатором выступает гражданин, который берет в аренду земельный надел с целями ведения подсобного хозяйства в пределах поселения, где располагаются угодья.
  2. Арендатор – это гражданин, заинтересованный в земле для того, чтобы осуществлять на ней выпас животных.
  3. Арендатор – организация, которая берет землю под ИЖС. Но главное условие состоит в том, что организация должна быть некоммерческая. Закон относит к таким ЮЛ фонды, учреждения, объединения. Иными словами, тех юридических лиц, которые создаются и работают не с целью распределения прибыли между ее участниками. Этим некоммерческие организации отличаются от тех, кто ведет коммерческую деятельность.
  4. Организации некоммерческого направления с целью ведения огородничества, садоводства.
  5. Граждане, которые на арендуемом участке имеют собственность.

Для того, чтобы получить земельный надел без проведения аукциона, необходимо написать в местные органы власти соответствующее заявление. Оно пишется в произвольной форме, единого и унифицированного бланка не имеет. Но в нем обязательно содержится информация:

  • паспортные данные заявителя;
  • если заявитель выступает от имени ЮЛ, то его реквизиты;
  • данные об участке: адрес, габариты, кадастровый номер, ВРИ;
  • цель использования;
  • контакты заявителя.

К заполненному от имени заявителя документу прикладываются бумаги, которые доказывают факт того, что заявитель имеет право арендовать земельный надел без торгов.

Предварительное согласование

Решение об этом принимается, если участок требует уточнения границ, а также их согласования. А также, если человек или организация могут арендовать землю без аукциона.

Для предварительного согласия необходимо указать в заявлении определенные сведения:

  • данные паспорта;
  • номер государственной регистрации ЮЛ;
  • кадастровый идентификатор земельного надела, если его границы нужно уточнить или земельный надел необходимо образовывать на основании проектной документации, которая утверждена;
  • образование участка на основании проекта межевания – указывается решение, по которому утверждается межевое дело;
  • основания, которые существуют для передачи надела без торгов (если они возникли по актам местных органов власти – указываются реквизиты таких документов);
  • назначение земельного угодья;
  • контактные данные связи с заявителем.

Вместе с заявлением заинтересованное лицо подает документы. Они должны подтвердить факт того, что заинтересованное лицо имеет право на то, чтобы получить надел в аренду без торгов.

Если муниципалитет в документах, которые были переданы от заинтересованного лица, обнаружат неточности и ошибки, он возвращает их обратно. Указывает на недостатки.

Если все в порядке, надел имеет границы, их не нужно уточнять, то местный орган власти разрабатывает проект договора, направляет этот вариант заинтересованному лицу. Если потенциальному арендатору не понравятся условия соглашения, то возникает конфликт интересов между будущими участниками сделки. Муниципалитет может приостановить рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду. Сначала решается вопрос с ним, условия и алгоритм передачи земли. Если ситуация так и не придет к договоренности, муниципалитет вправе отдать угодье другому арендатору, который тоже заинтересован в этой земле.

Аукцион

Торги проходят достаточно стандартно. Сначала устанавливается начальная цена земельного угодья. После этого она увеличивается на один «шаг» участниками торгов. Если цена озвучивается три раза, никто более не предложит другую стоимость, земля передается лицу, предложившему за нее большие деньги по сравнению с другими участниками. Информация о дате проведения торгов, начальной цене и «шаге» публикуются в местных СМИ. Это происходит за 1 месяц с даты их проведения. Участники подают заявки на проведение аукциона, вносят задаток не позже пяти дней с начала мероприятия. Начальная стоимость торгов составляет 1,5% кадастровой стоимости земельного надела, либо = рыночной стоимости аренды. Итоги проведения аукциона фиксируются в протоколе. Его копия прикладывается к арендному договору.

Торги в качестве этапа передачи земли из владения местных органов власти заинтересованным субъектам не являются обязательным этапом. Иными словами, закон передачу земли на две составляющие: когда проводятся торги, либо ситуации, в которых аренда заключается без них.

Если на торгах один из участников одержал победу, он во второй раз подает заявление на предоставление ему в аренду земельного надела. К нему прилагает необходимые бумаги. Между муниципалитетом и заинтересованным лицом составляется договор. В нем прописываются существенные пункты аренды. Для заключения договора достаточно присутствия двух сторон: собственника земельного участка и потенциального арендатора.

Документы для участия в аукционе

  1. Заявка участника. В нем он обязательно прописывает номер счета, на который возвращается задаток в случае его неудачи на торгах.
  2. Паспорт.
  3. Квиток об оплате задатка.
  4. Если участником торгов выступает ЮЛ, то необходимо свидетельство ОГРН.

Отказ в аренде

Не исключено, что заявителю может быть отказано в аренде земельного участка, который его заинтересовал. Отказ происходит в ситуациях:

  • неверное заполнение заявления;
  • резервирование земельного угодья для нужд государства или муниципальных органов власти;
  • участок уже находится в аренде;
  • надел изъят из гражданского оборота;
  • на земле находятся строения, собственником которых выступает местная администрация;
  • не определен ВРИ земельного угодья.

По этим причинам администрация может отказать заявителю в предоставлении участка на правах аренды.

Вне зависимости от того, как была передана земля, по торгам или без них, аренда подлежит государственной регистрации. Это действие уполномочен осуществлять в России только Росреестр в лице территориальных подразделений.

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

Ссылка на основную публикацию