Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС

Налогообложение организаций финансового сектора

Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС

Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т. е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону этой страны и по ставке этой страны.

Если по контракту поставщиком товаров, работ или услуг является иностранный контрагент, то он же будет являться и налогоплательщиком. Но данная ситуация также не может быть безразлична российской организации. Если иностранец является налогоплательщиком по законодательству России и не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация является налоговым агентом, т. е. именно российская организация должна будете рассчитать, удержать и уплатить НДС за иностранную компанию в российский бюджет. Причем предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и на уплате единого налога на вмененный доход, а также организации, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, не освобождаются от обязанностей налогового агента.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговый кодекс РФ не определяет значение термина «территория Российской Федерации», поэтому, следует обратиться к иным отраслям права. Так, статья 67 Конституции РФ указывает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом территориальным морем признается примыкающий к. сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Место реализации товаров

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Другими словами, не имеет значения, кто покупатель и кто продавец товара, какая из сторон осуществляет доставку товара, важна принадлежность территории, с которой отгружается товар. Поэтому, если иностранная компания со склада, расположенного вне территории Российской Федерации, отгружает для российской компании товар, местом реализации товара для целей уплаты НДС признается иностранное государство.

В то же время, если одна иностранная компания через свое постоянное представительство со склада в Москве реализует товар представительству другой иностранной компании, расположенной в Екатеринбурге, местом такой реализации признается Российская Федерация (несмотря на то, что покупатель и продавец иностранные компании).

Место реализации работ, услуг

При определении места реализации работ, услуг необходимо руководствоваться ст. 148 НК РФ, в которой критерии определения места реализации работ, услуг условно можно разделить на четыре группы:

  • по месту нахождения имущества, с которым связаны работы, услуги;
  • по месту фактического оказания услуг;
  • по месту деятельности покупателя услуг;
  • по месту деятельности исполнителя работ, услуг.

Местом деятельности организации (покупателя или исполнителя) считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное представительство) (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Согласно НК РФ при определении места реализации работ, услуг, главным является место деятельности организации, выполняющей работы, оказывающей услуги. Кроме того, если работы или услуги носят вспомогательный характер, то место их реализации определяется по месту реализации основных работ и услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ).

Из этих общих правил есть исключения, которые приведены в подп. 1 -4 п. 1 ст. 148 НК РФ и отражены в таблице.

Следует учитывать, что Гражданский кодекс РФ относит к недвижимым вещам земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Основными вопросами, которые необходимо решить на практике при определении места реализации работ или услуг, являются следующие:

• необходимо убедиться, что оказываемый вид деятельности не относится к перечисленным в подп. 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

• в случае если оказываемая услуга или выполняемая работа поименована в одном из специальных правил, перечисленных в п. 1-4 ст. 148 НК, определить место ее реализации в соответствии с данным специальным правилом; в противном случае правильно определить место деятельности налогоплательщика, который выполняет работы (оказывает услуги).

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:

• контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

• документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг):

– акт о выполнении работ, оказании услуг;

– акт передачи в аренду (лизинг) имущества;

– сертификат, диплом и т.п. при оказании образовательных услуг;

– экземпляры печатных изданий с образцами размещенной рекламы и др.

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны самостоятельно определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно при совершении каждой такой операции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Помимо общих мер ответственности, которые распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов, например, за непредставление документов (ст. 126 НК РФ), в НК РФ есть специальная статья, посвященная ответственности налогового агента (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»). Согласно этой статье неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Если в контракте указана только сумма контракта и нет никакого упоминания об НДС, то в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ исчисление налога производится по формуле

НДС = Сумма контракта х 18/118.

Однако на практике встречается и другой вариант. В контракте указывается сумма контракта с формулировкой «без учета НДС». Если операции по такому контракту не подлежат в Российской Федерации обложению НДС, то проблем не возникает. Если же операции по данному контракту подлежат обложению НДС в Российской Федерации, то в контракте отражается сумма реализации без учета НДС, т. е. отсутствует налоговая база для исчисления НДС. Формула для определения суммы налога следующая:

НДС = Сумма контракта х 18%.

Налоговый агент должен перечислить удержанную у иностранной организации сумму НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

Особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет установлены НК РФ только для случаев приобретения у нерезидента РФ работ или услуг. Тогда перечисление налога в бюджет производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. Кроме того, банки обязаны не принимать к исполнению платежные поручения по перечислению дохода нерезиденту без платежного поручения на перечисление НДС с этих доходов в бюджет.

При покупке налоговым агентом товара, местом реализации которого признается РФ, удержанный НДС у иностранного контрагента нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС налогоплательщиками, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо УФНЕ по г. Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11 /033709).

Условия для принятия у налогового агента уплаченных сумм НДС к вычету

Принятие налоговым агентом к вычету сумм НДС, удержанных им у иностранного поставщика, может считаться правомерным при обязательном соблюдении трех условий:

  • вышеуказанные суммы НДС фактически перечислены в бюджет;
  • стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • данные товары (работы, услуги) приняты организацией к учету (товары получены, работы и услуги приняты по акту или другим надлежащим образом).

Особенности заполнения декларации по НДС налоговым агентом.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, указывается им в разделе 2 Налоговой декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Данный раздел заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Сумма НДС, подлежащая вычету покупателем — налоговым агентом, отражается по строке 310 раздела 3 Налоговой декларации по НДС.

Если налоговый агент в налоговом периоде осуществляет исключительно операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, или он освобожден от обязанностей плательщика НДС, им заполняются только титульный лист и разделы 1 и 2 декларации. При этом в случае отсутствия показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки.

Место реализации и как его найти

  • Всем хорошо известно, что, оказывая кому-либо услуги, выполняя работы, продавая товар, компания должна начислять налог на добавленную стоимость. Однако это происходит только в том случае, когда местом реализации является территория России. Поэтому, прежде всего, необходимо выяснить, относятся ли эти товары, услуги и работы к реализуемым в нашей стране. Обычно сделать это бывает не сложно, но в некоторых ситуациях, например, когда товар перемещается через границу, находится все время за территорией РФ, одной из сторон договора является иностранная организация, возникают трудности.
    И для того, чтобы сотрудничество с иностранными компаниями не вызывало у российских фирм затруднений, в этой статье мы разберем самые сложные моменты, которые требуют особенно пристального внимания.

    В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Причем абсолютно не имеет значения, кто будет реализовать данные товары (работы, услуги) – российская или иностранная компания. Самое важное – это определить место реализации данных товаров (работ, услуг).
    Чтобы определить место реализации товаров, организации необходимо четко изучить правила, закрепленные в статье 147 НК РФ, а чтобы определить место реализации работ и услуг – ст. 148 НК РФ.

    Место реализации товаров

    Под товаром, в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ, понимается имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.
    Чтобы местом реализации товаров признавалась территория Российской Федерации, необходимо соблюсти одно из двух условий, перечисленных статьёй 147 НК РФ. Во-первых, товар должен находиться на территории России и при этом не отгружаться и не транспортироваться. Например, данное требование может быть выполнено при реализации зданий. А во-вторых, товар в момент начала отгрузки или транспортировки должен находиться на территории РФ.
    Таким образом, для возникновения объекта налогообложения необходимо присутствие на территории РФ товара, который при реализации может вообще не перемещаться за ее пределы либо перемещаться, но в момент начала отгрузки или транспортировки должен находиться на ее территории.
    Теперь для ясности разберемся на конкретных примерах.
    При продаже иностранной компанией недвижимости, находящейся на территории РФ, местом реализации данного объекта недвижимости в соответствии со ст. 147 НК РФ признается РФ. Данная позиция поддерживается и письмом Минфина от 26 июня 2006 года N 03-04-08/130 и письмом Минфина РФ от 13 ноября 2008 года N 03-07-08/254.
    Если российская организация приобретает товар за границей и реализуетего там же, то есть товар не попадает на территорию РФ, то местом реализации территория РФ не признается, так как не выполняется условие, предусмотренное ст. 147 НК РФ, о том, что товар должен находиться на территории РФ как минимум в момент начала отгрузки (транспортировки).
    В случае транзита товаров через территорию РФ, когда российская организация закупает их в одном иностранном государстве, а продает в другом, не выполняются условия признания местом реализации территории РФ.
    В подтверждении данного утверждения можно воспользоваться и пп.3 п.1 ст. 151 НК РФ, где четко говорится, что при помещении товаров под таможенный режим транзита НДС не уплачивается.
    В случае, когда российская организация продает товар фирме, находящейся в другом государстве через свой филиал, расположенный за границей, при определении места реализации необходимо четко определить, находился ли товар в момент заключения договора в головном подразделении организации, был отгружен в филиал или находился в филиале. Именно от этого зависит, где же все-таки будет место реализации.
    В письме Минфина от 14.03.2006 N 03-04-08/61 разъясняется, что если продукция, вывозимая с территории РФ за границу, где расположен филиал российского продавца, предназначена для реализации, то местом реализации признается территория РФ.
    А в соответствии с письмом ФНС РФ от 15.05.2006 N 03-4-03/940, если товары реализуются уже после того, как они были перевезены в филиал, то местом реализации товаров территория РФ уже не признается.
    Таким образом, можно сделать вывод, что местом реализации товара признается иностранное государство, в котором находится филиал компании, если до заключения договора о его покупке иностранным партнером товар находился в филиале, либо был отгружен ему головной организацией.
    Важно! Если вы хотите, чтобы в этом случае местом реализации признавалось иностранное государство, то вам необходимо правильно, а главное своевременно составить договор поставки. В случае если иностранный покупатель захочет купить товар в вашем филиале, а в данный момент данного товара нет на складе, то, для того, чтобы местом реализации призналась территория иностранного государства, договор поставки необходимо составить не числом, когда иностранный покупатель обратился в ваш филиал, а тем числом, когда данная партия товара уже поступит на склад.

    Читайте также:  Кредит иностранным гражданам в Москве и по России – как получить деньги, не имея гражданства РФ?

    Место реализации работ и услуг

    В соответствии с п. 4 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц. А услуга для целей налогообложения – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
    По общему правилу местом реализации услуг и работ признается территория РФ, если сам продавец работает в России (пп. 5 п.1 ст.148 НК РФ). Присутствие подтверждается государственной регистрацией, а при ее отсутствии – адресом, указанным в учредительных документах, а также местом нахождения постоянного представительства или местом жительства индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 148 НК РФ).
    Также в НК РФ установлено и то, что если работы или услуги носят вспомогательный характер, то место их реализации определяется по месту реализации основных работ и услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ). Допустим, организация, оказывающая услуги по ремонту помещений, может оказать вспомогательную услугу по вывозу строительного мусора. Местом реализации услуг, связанных с вывозом мусора, признается место реализации услуг по ремонту помещений. Данная норма применяется, если организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) согласно договору с покупателем (письмо Минфина России от 04.10.2005 N 03-04-08/278).
    Однако из этого общего правила есть услуги (работы) – исключения, список которых приведен в пп.1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ:

    • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
    • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
    • оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
    • предоставление персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
    • сдача в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
    • оказание услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг;

    В ряде этих случаев место реализации определяется по месту фактического оказания услуг, либо по месту нахождения имущества, с которым связаны работы (услуги), либо по месту деятельности покупателя. В отношении таких работ (услуг) общее правило не применяется.
    Также существует исключение из правил, касающееся работ или услуг, которые непосредственно связанны с движимым или недвижимым имуществом. В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг соответствует месту нахождения имущества.
    В соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 130 ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
    А также, в соответствии с гражданским законодательством РФ, к недвижимым вещам относятся воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
    Еще одно исключение из правил касается услуг, оказываемых в сфере образования, культуры, искусства, туризма, физической культуры, отдыха и спорта. В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 148 НК РФ местом их реализации следует считать место их фактического оказания.
    Однако следует помнить, что проведение различных семинаров, конференций, симпозиумов и курсов повышения квалификации к образовательным услугам не относятся, а, следовательно, и место их реализации необходимо определять не по месту оказания услуги, а по общему правилу (письмо Минфина от 30 марта 2006 года N 03-04-03/08).
    Также часто проблемы возникают и при оказании услуг в сфере туризма, а именно у турагентов, продающих путевки за границу.
    Напомним, что НДС не начисляется на стоимость тех услуг, которые туристу оказывает за рубежом принимающая сторона, поскольку местом реализации при этом будет территория иностранного государства (размещение, питание, проживание). А вот на стоимость туристических услуг, которые оказываются клиенту в России (страхование, выдача проездных документов) НДС начислять необходимо, потому что местом продажи такой услуги будет считаться территория России (письмо УМНС по г. Москве от 18 июня 2004 года N 24-11/41285).
    И последнее исключение из правил касается транспортных услуг. При их оказании место реализации зависит от нескольких факторов.
    Во-первых, для того чтобы местом продажи такой услуги считалась территория нашей страны, необходимо, чтобы услуги эти оказывались исключительно российскими организациями. Транспортные услуги, оказанные иностранными перевозчиками, НДС в России не облагаются (письмо Минфина от 17 июля 2007 года N 03-07-08/199).
    Во-вторых, хотя бы один из пунктов, между которыми осуществляется перевозка груза или оказание работ, услуг, должен находиться на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК).
    Только при соблюдении этих двух условий местом реализации услуги будет считаться территория РФ, и НДС будет уплачиваться в бюджет нашей страны.
    При транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, дело обстоит немного по-другому. В этом случае действует лишь первое условие. По сути, определение места продажи такой услуги сводится к общему правилу: где продавец услуг осуществляет свою деятельность, там и будет место их реализации (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК).
    Место реализации работ и услуг

    НДС-агенту: учимся определять место реализации услуг

    Времена, наверное, такие, но довольно часто у российских фирм возникают вопросы об агентском НДС. Особенно, когда иностранец оказывает услуги, и нужно решать, что делать с налогом – удерживать или нет. Решение зависит от того, будет ли РФ местом реализации. Разберемся, как это сделать.

    Когда фирма становится налоговым агентом

    Налоговым агентом российская фирма становится, если:

    • иностранная фирма не зарегистрирована в РФ;
    • услуга или товар, который вы покупаете, облагается НДС. Есть операции, которые не признаются реализацией и, следовательно, НДС не облагаются (например, операции, связанные с обращением валюты, вклады в уставные капиталы других фирм, продажа земельных участков и др.);
    • местом реализации является РФ.

    Налоговый агент обязан удержать НДС из денег, которые выплачиваются иностранному исполнителю, и перечислить сумму налога в бюджет.

    Реализация облагается НДС только на территории РФ. Если же местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции в России не облагаются НДС.

    Место реализации товаров

    По товарам место реализации определить просто – на основании статьи 147 НК РФ. Если товар в момент отгрузки находится в РФ, то местом реализации будет РФ. Если поставщик поставляет товар из своей страны, тогда налоговым агентом по НДС российский покупатель не будет. НДС нужно будет платить на таможне.

    Место реализации услуг (работ)

    Место реализации услуг (работ) определяют в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо та страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ. Там есть пункты, в которых перечислены виды услуг (работ), местом реализации которых всегда будет РФ.

    Когда место реализации – всегда РФ

    Местом реализации всегда будет признаваться территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 – 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

    Для вашего удобства приведем весь список.

    1. Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом. Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

    2. Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ.

    Это монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

    3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

    4. Покупатель работ (услуг) зарегистрирован в России и работает по направлениям:

    • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
    • разработка ПО;
    • консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
    • инжиниринговые услуги;
    • реклама и маркетинг;
    • услуги по обработке информации;
    • предоставление персонала;
    • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

    Если перечисленные работы (услуги) приобретает филиал или представительство, расположенные на территория иностранного государства, то местом реализации Россия не является и объекта обложения НДС не возникает, даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

    4.1 Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, когда пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

    4.2 Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, если местом осуществления деятельности заказчика признается территория РФ.

    4.3 Услуги российских компаний по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ.

    4.4 Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ.

    Подчеркнем: по перечисленным работам и услугам местом реализации всегда признается территория РФ.

    Главный вывод

    Чтобы определиться с местом реализации работ (услуг), которые иностранная фирма, не состоящая на налоговом учете в РФ, оказывает российской компании, нужно внимательно почитать подпункты 1 – 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ. Если вы не найдете в списке интересующие вас услуги, то платить НДС не нужно. Дело в том, что в этом случае не будет выполняться условие, необходимое для выполнения обязанностей налогового агента, – о месте реализации, каковым должна признаваться территория РФ.

    Если найдете – то ничего не поделаешь. Удерживать НДС из вознаграждения иностранца и платить его в бюджет придется.

    В качестве примера – письмо Минфина от 13 августа 2020 г. № 03-07-08/71010. В нем речь шла об услуге по поиску потенциальных бизнес-партнеров. Такой услуги в указанных нормах статьи 148 НК РФ нет. Значит, у российской фирмы нет и обязанностей НДС-агента.

    Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

    Место реализации работ (услуг)

    Место реализации работ и услуг закреплено в налоговом законодательстве.

    Понятие места реализации работ (услуг)

    Статья 148 НК РФ устанавливает особенности определения мест реализации услуг и работ. Далее рассмотрим основные моменты регулирования отношений по установлению места реализации товаров и услуг.

    Место реализации работ и услуг – это место, в котором произведена реализация. Место зависит от вида работ и услуг. В первую очередь любая реализация связана с недвижимым имуществом.

    Перечень связанных с таким имуществом работ и услуг закреплен пунктом 1 статьи 148 НК РФ. Данная статья устанавливает, что к недвижимым относятся вещи:

    • участки недр;
    • земельные участки;
    • воздушные и морские суда;
    • здания и сооружения в незавершенном строительстве.

    Перечень не является исчерпывающим и на усмотрение налоговых органов может быть расширен, но в рамках налогового законодательства. Например, по статье 132 НК РФ имуществом является предприятие в целом, со всеми его зданиями и оборудованием.

    Если российская компания осуществляет работы и услуги на территории иностранных государств, то местом реализации работ и услуг признается российский адрес компании.

    Данное правило закреплено письмом Минфина России № 03-07-08/10597.

    В этом случае российская компания имеет право на вычеты налоговых сумм по налогу на добавленную стоимость (НДС).

    Статья 148 не определяет место реализации работ и услуг при производстве на земельном участке.

    Другими словами, вне зависимости от того, находится участок на российской или иностранной земле, он не является местом реализации изначально, поскольку не имеет юридического адреса, а имеет только кадастровый.

    Условия признания места реализации работ (услуг)

    Основополагающими условиями являются:

    • нахождение организации и физического лица-налогоплательщика на территории России;
    • нахождение на территории России покупателя работ, услуг;
    • осуществление деятельности иностранной компании на территории России.

    Если место реализации – Российская Федерация, то у продавца появляется обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость с реализационных оборотов.

    При реализации товаров и работ налоговая база определяется в зависимости от условий реализации товаров и услуг. База закреплена статьей 153 НК РФ. Налог же уплачивается в соответствии с главой 21 НК РФ, если организация является российской.

    Читайте также:  Какие налоговые льготы положены ветеранам боевых действий в Московской области в 2021 году, налоги в Подмосковье

    Если компания иностранная, но состоит на учете в российских налоговых органах, то она исчисляет НДС в порядке, установленном для компаний России. Если зарубежная компания не состоит на российском налоговом учете, то налоговая база определяется покупателями.

    Именно покупатель в данном случае будет являться налоговым агентом. Это правило действительно при условии того, что покупатель зарегистрирован в России (требования стать 161 НК РФ).

    Покупатель уплачивает НДС в полном размере, но он имеет право на стандартный вычет по НДС (в соответствии со статьей 171 НК РФ).

    Место осуществления деятельности покупателя

    Существует ряд услуг, по которым место осуществления деятельности определяется по нахождению покупателя. К таким услугам и работам относятся:

    • консультационные услуги;
    • юридические услуги;
    • рекламная деятельность.

    При определении места реализации в рамках таких услуг необходимо применять единственный критерий – признание территории РФ в качестве места осуществления деятельности покупателя.

    Прочие критерии: гражданство покупателя, оказание услуг на территории прочих государств – учету не подлежат.

    Условия признания места осуществления деятельности покупателя

    Условия признания места осуществления деятельности со стороны покупателя следующие:

    • покупатель должен присутствовать на территории России фактически и это присутствие должно быть подтверждено регистрацией в местных налоговых органах;
    • если регистрация отсутствует, то место должно быть прописано в учредительных документах. Данное место может быть местом расположения исполнительного органа покупателя либо быть местом жительства физического лица.

    Территория, которая не признается местом реализации работ (услуг)

    Некоторые территории не могут быть признаны местом реализации товаров, услуг и работ. Так, не признаются местом реализации земельные участки, которые переданы России во временное пользование. Такие участки, как правило, являются собственность иностранных государств, что противоречит положениям статья 148 НК РФ о российском расположении организации.

    Несмотря на то, что на участке располагаются российские компании, это не меняет его принадлежности к другому государству. Участок не облагается НДС.

    Движимое имущество, а также воздушные и морские суда внутреннего плавания, связанные с имуществом компании-налогоплательщика, и расположенные на территории другого государства не признаются реализованными на российской территории.

    Условия для территории, которая не признается местом реализации работ (услуг)

    Место реализации – это территория Российской Федерации при условии того, что компания-налогоплательщик или физическое лицо находятся на территории России.

    Организация, предоставляющая в пользование воздушные и морские суда по договору фрахтования с экипажем, не может признавать территорию Российской Федерации местом реализации, если суда используются для добычи водно-биологических ресурсов либо научно-исследовательских работ на иностранной территории.

    Отдельным спорным вопросом остается признание места реализации при выполнении работ, услуг, осуществляемых на территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны, на местах добычи и разведки углеводородных материалов.

    Данные территории могут признаваться метом реализации только при выполнении следующих работ:

    • работы, осуществляемые на границе континентального шельфа или экономической зоны, на границе российской части дна Каспийского моря, по изучению и разведке водных глубин, добычи углеводородного сырья, по созданию искусственных островов;
    • работы по созданию скважин;
    • работы по транспортировке и переработке углеводородного сырья в пунктах на континентальном шельфе или в исключительных экономических зонах.

    Если организация осуществляет несколько работ из вышеперечисленных, то место реализации будет определяться по месту основного вида работ, а не по месту реализации вспомогательных мероприятий.

    Виды работ (услуг) для целей геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья

    Если работы и услуги реализуются в целях геологического изучения или добычи полезного сырья из тех участков недр, которые расположены в экономической исключительной зоне или на континентальном шельфе, вне зависимости от того, находятся они там полностью или частично, то порядок определения места реализации для целей вычисления налога на добавленную стоимость определяется рамками статьи 148 НК РФ.

    Данные положения строго регулируются, поскольку затрагивают отношения нескольких государств. Большие разногласия в рамках анной статьи вызваны необходимостью уплачивать НДС при осуществлении работ на территории других государств и особых зон.

    Если налогоплательщик осуществляет различные виды работ, то НДС начисляется и по вспомогательному производству, и по основной деятельности.

    Ставки НСД при этом могут различаться. Вычеты рассчитываются в данном случае раздельно (например, работы определены по ставке 18%, а часть вспомогательных услуг по ставке – 10%).

    Документы, подтверждающие место выполнения работ

    Существует ряд документов, которые подтверждают место реализации работ и услуг:

    • контракты и приравненные к ним договоры, как с российскими, так и с иностранными компаниями;
    • документы о выполнении работ – акты приема, акты проверки и т.д.

    Таким образом, определение места реализации услуг и работ является достаточно сложным регулируемым процессом. Нормы статьи 148 НК РФ позволяют налогоплательщикам достоверно исчислять налог на добавленную стоимость и прочие виды налогов на работы и услуги, производимые в особых зонах.

    Место реализации товаров

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

    Осуществляя хозяйственную деятельность, нередко организации вступают в экономические связи с иностранными юридическими лицами. Заключая различные договора на покупку товаров (работ, услуг) с иностранной фирмой, необходимо обратить особое внимание на два следующих обстоятельства:

    1. На территории какого государства приобретаются товары (работы, услуги)?

    2. Зарегистрирована ли иностранная компания на территории Российской Федерации, как налогоплательщик по НДС?

    Дело в том, что налоговое законодательство по НДС, связывает возникновение обязанностей налогового агента по данному налогу с одновременным выполнением двух условий, а именно:

    · Товары (работы, услуги) приобретены у иностранного юридического лица на территории России;

    · Иностранное юридическое лицо не состоит в России на налоговом учете.

    Если эти два условия выполняются, то, перечисляя денежные средства за товары (работы, услуги) своему иностранному партнеру, организация должна будет удержать из этих денег соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

    В том случае, если хоть одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, то делать этого не нужно, иначе говоря, обязанностей налогового агента у организации не возникает.

    Пример.

    Предположим, что российская торговая фирма приобрела партию компьютеров у представительства немецкой фирмы, имеющей аккредитацию в Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе. Стоимость договора, согласованная сторонами составляет 1 416 000 рублей с учетом налога на добавленную стоимость. В данной ситуации не соблюдается наличие второго условия, выдвигаемого налоговым законодательством, поэтому российская организация не будет являться налоговым агентом. Осуществляя выплату продавцу за приобретенный товар, организация перечислит полную сумму по договору с учетом налога, а немецкая сторона, исчислит и уплатит налог на добавленную стоимость самостоятельно.

    Определяя выполнение первого из условий, организация должна особое внимание обратить на следующие статьи Налогового Кодекса РФ: статья 147 «Место реализации товаров» и статья 148 «Место реализации работ (услуг)».

    Как уже было отмечено, в Налоговом Кодексе этому вопросу посвящена статья 147 НК РФ*

    *В целях настоящей главы местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

    товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

    товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;*

    Правильное определение места реализации товаров представляется одним из самых важных моментов при расчете налога на добавленную стоимость. Определение места реализации товаров играет значительную роль при осуществлении операций, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками российским налогоплательщикам, находятся за пределами территории РФ или когда одной из сторон контракта является иностранное лицо. Если операция осуществляется на территориях нескольких стран, то место реализации играет важнейшую роль при распределении налога между этими странами, то есть место реализации выступает основным инструментом для избежания двойного налогообложения.

    Обратите внимание!

    Согласно Конституции РФ (статья 67) российская территория включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.

    Таким образом, сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации. Водная территория охватывает национальные воды, находящиеся в пределах границ России: воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу (территориальные воды). Воздушная территория включает воздушное пространство над сушей, водами государства, в том числе территориальными. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак Российской Федерации, в теории международного права именуются «плавучей», «летучей» и «космической» территориями России.

    Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в статье 147, а именно:

    · если товар находится на территории России и не отгружается и не транспортируется;

    · если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ;

    Рассмотрим пример, чтобы было более понятно.

    Пример 1.

    Российская организация имеет на балансе организации здание, находящееся за пределами России.

    При реализации данного объекта другому российскому налогоплательщику местом реализации данного здания будет являться не территория РФ, а территория иностранного государства.

    Пример 2.

    Российская организация имеет на балансе организации здание, находящееся на территории России.

    При продаже данного строения иностранному лицу, местом реализации данной операции будет являться Российская Федерация.

    Согласно статье 147 НК РФ, при совершении налогоплательщиками операций по вывозу товаров с территории РФ в режиме экспорта по контракту с иностранным лицом местом реализации товаров является территория Российской Федерации.

    И соответственно, при закупе товаров российским налогоплательщиками на территории иностранных государств, местом реализации товаров будет признана территория иностранного государства.

    Напоминаем, что операции по реализации российскими налогоплательщиками товаров в таможенном режиме экспорта попадают под налогообложение по НДС по ставке 0%.

    Если налогоплательщик приобретает товары за пределами России, то при ввозе данных товаров на территорию России объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и налогоплательщик будет обязан заплатить НДС на таможне, не как налоговый агент.

    В соответствии с федеральным законом от 22 мая 2001 года №55-ФЗ Российская Федерация во взаимной торговле с государствами – участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами – участниками Содружества Независимых Государств перешла с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.

    Во взаимоотношениях с Республикой Беларусь действует порядок налогообложения установленный статьей 13 федерального закона от 05 августа 2000 года №118-ФЗ.

    Установить, что с 1 июля 2001 года главы 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации применяются с учетом следующих особенностей.

    Реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации, а также реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются в государства – участники Содружества Независимых Государств, приравниваются к реализации товаров на территории Российской Федерации.

    При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, а также при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территорий государств – участников Содружества Независимых Государств налог на добавленную стоимость и акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации) таможенными органами Российской Федерации не взимаются.

    При реализации товаров, указанных в части третьей настоящей статьи, на территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств – участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.

    Сумма акциза по подакцизным товарам, указанным в части третьей настоящей статьи, происходящим и ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Государств, подлежит уплате за вычетом суммы акциза, уплаченной в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.

    Реализация драгоценных металлов Национальному банку Республики Беларусь с 11 июня 1997 года по 1 января 2001 года не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

    Особенности на основании статьи 147 НК РФ:

    · Если организация купила товар в Белоруссии и там же реализовала, то объекта налогообложения нет, и вычет по расходам не принимается;

    · Если организация купила товар в Белоруссии и реализовала, например, в Украине, то объекта налогообложения нет, и вычет по расходам не принимается;

    · Если организация купила товар в Белоруссии и реализовала в России, то объекта налогообложения есть, и вычет по расходам принимается на общих основаниях. При этом вычет принимается на основании счета – фактуры оформленному в соответствии с законодательством Белоруссии.

    Обращаем внимание, что в статья 13 федерального закона распространяется только на товары. По работам и услугам необходимо руководствоваться статьей 148 НК РФ.

    Более подробно об исчислении и уплате НДС и налога на прибыль налоговыми агентами Вы можете ознакомится в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Налоговые агенты по налогу на прибыль и НДС»

    Место реализации работ или услуг

    Место реализации услуг для НДС. Место реализации услуг не территория РФ. НДС место реализации товаров, работ и услуг. Территория РФ как место реализации услуг.

    При реализации товаров (работ и услуг) на территории РФ нормами статьи 146 НК РФ установлена обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость. Статьей 148 НК РФ разъясняется как плательщику установить место реализации произведенных им товаров, работ и услуг.

    Читайте также:  Купить автомобиль за материнский капитал от региона - реально в Туле

    Вопрос, связанный с исчислением НДС в отношении товаров (экспортируемых и импортируемых), регламентируется правовыми нормами (НК РФ и Таможенным кодексом) довольно хорошо, однако возникает много неясностей в случае оказания различного вида услуг (консультационных, юридических и т.д.) иностранным компаниям (далее по тексту – ИК), разрешить которые можно только с помощью судебной практики.

    В этом могут помочь судебные акты по делу № А40-142855/18.

    Фабула дела:

    Организация оспорила в суде решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за неуплату НДС по консультационным и юридическим услугам, оказанным ИК, в связи с тем, что ею (по мнению налогового органа) нарушены нормы ст. 146, 148, 154, 164 НК РФ, так как реализация данных услуг осуществлена на территории РФ.

    Налоговым органом установлено, что место управления заказчиков услуг – ИК находится в Российской Федерации, следовательно, территория РФ также является и местом реализации услуг данным компаниям.

    Заявитель в суде отстаивал свою позицию, приводя доводы о том, что место реализации услуг устанавливается исходя из места государственной регистрации заказчиков услуг (главный критерий), а место управления (как и другие критерии) являются дополнительными критериями и применяются последовательно либо в совокупности, исходя из конструкции пп.4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

    Суды двух инстанций согласились с налоговым органом.

    Выводы суда:

    1. Суд, исходя из норм пп. 4 п.1 ст. 148 НК РФ, установил: если покупатель услуг не зарегистрирован на территории России, место осуществления деятельности заказчика услуг на территории Российской Федерации надлежит определять применительно к месту управления этим юридическим лицом. Вывод о месте нахождения покупателя должен следовать из совокупности критериев, установленныхданной нормой.

    2. Налоговым органом представлены доказательства, подтверждающие, что местом управления ИК является территория РФ:

    – изъяты печати юридических лиц, заключенные договоры, а также акты оказанных услуг, при этом экспертизой определено, что документы оформлены на территории РФ;

    – печати иностранной организации хранились в помещениях налогоплательщика, при этом, в соответствии с уставом ИК, печать может проставляться только в присутствии одного из членов совета директоров или секретаря;

    – в составе персонала ИК только руководители данных организаций;

    – составление бухгалтерской отчетности на территории иностранных государств позволяет лишь формально соблюдать положения законодательства.

    3. Исходя из совокупности доказательств по делу, суд установил, что местом деятельности исполнителя услуг является Российская Федерации, следовательно, услуги оказаны также на территории РФ.

    Комментарии:

    1) Отсутствие государственной регистрации ИК в Российской Федерации не свидетельствует о том, что Россия не является местом ведения деятельности заказчиком услуг. В целях определения места реализации услуг следует использовать совокупность критериев(место государственной регистрации не главный критерий), которыми определяется место фактического присутствия ИК на территории РФ и потребления им консультационной услуги, оказанной исполнителем, находящимся в РФ.

    2) Руководствуясь позицией судебных органов, местом реализации консультационных услуг ИК не является территория РФ, если ИК не имеет места фактического присутствия в России.

    В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерации может быть определена местом реализации услуг ИК, если:

    учредительными документами ИК предусмотрено осуществление деятельности в РФ;

    на территории России расположено место управления ИК;

    исполнительный орган ИК находится на территории России.

    Если заказчик консультационных услуг не отвечает указанным критериям, Россия не считается местом их реализации и исполнитель не обязан уплачивать НДС от операций по реализации этих услуг.

    3) Для того, чтобы исполнитель мог определить, обязан ли он уплачивать НДС в случае оказания консультационных услуг ИК, необходимо располагать информацией о месте осуществления деятельности и месте нахождения заказчика услуг. Необходимость уплаты НДС либо освобождение от его уплаты зависят от того, насколько полную и достоверную информацию и документы, подтверждающие место осуществления деятельности (месте жительства заказчика), предоставил контрагент по сделке.

    Обязанность заказчика направить исполнителю полную и достоверную информацию и документы о месте нахождения и деятельности либо о месте жительства, желательно включать в договор.

    4) При анализе рисков, связанных с НДС, важно комплексно и всесторонне учесть все детали построения отношений по внешнеэкономической сделке, так как контролирующие органы неизбежно обратят внимание на произведенные операции между такими контрагентами, и, чтобы избежать возможных споров и санкций, следует определить наличие всех условий, которые согласно действующему правовому регулированию влияют на обязанность по уплате налога.

    Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

    У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

    Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Номинальный директор как инструмент для скрытого владения бизнеса» можно посмотреть по ссылке.

    В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

    Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

    Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

    Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

    Страховые взносы на общеобязательное медицинское страхование в 2021 году

    Оплата взносов ОМС за работников с 2021 г.

    Некоторые изменения в 2021 г. по части общеобязательных взносов отчасти коснутся и медицинского страхования. С 1.01.2021 будет применяться другой фиксированный размер для ИП без работников. Планируется, что он не будет зависеть от МРОТ. По тарифной ставке и предельной базе новшеств не ожидается.

    Вид платежаПредельная база с 2021 г.Тарифная ставка с нового годаРазмер ставки в случае превышения предельной базы
    Взносы ОМСОтсутствует5,1%5,1%

    Единая тарифная ставка взносов с учетом суммы по ОМС с нового года не изменится. Суммарный ее размер остается прежним — 30%, что регламентирует НК РФ, ст. 425 и 426. Предполагается, что суммарная ставка останется неизменной вплоть до 2021 г., после чего повысится до 34 %.

    Льготирование по части пониженных ставок ОМС также не изменится. Их размер (от 0 до 4 %) и условия применения детально оговариваются в ст. 427 НК РФ.

    аптеки, ИП на ЕНВД с лицензией на аптеку;

    плательщики, участвующие в проекте «Сколково»;

    Данные таблицы свидетельствуют о том, что взносы по ОМС за работников могут быть обязательными и льготного содержания. В единичных ситуациях страхователи освобождаются от их уплаты.

    При калькуляции суммы взноса ОМС к уплате учитываются действующие ставки и заработок работника. Формула подсчета для платежей стандартна: заработок * 5,1%. В платежных документах при оплате взносов ОМС записывается КБК 182 1 02 02101 08 1013 160.

    Страховые взносы на ОМС предпринимателей с 2021 г.

    Сумму общеобязательных медицинских взносов в 2017 г. предприниматели рассчитывают с учетом МРОТ, но независимо от размера прибыли. Используется формула расчета: МРОТ × МЕСЯЦЫ × 0,051.Фиксированная сумма в российских рублях к уплате достигла на этот момент цифрового значения 4 590.

    • аннулируется привязка фиксированной суммы на ОМС к МРОТ;
    • применяемая фиксированная величина повышена до 5 840 руб., что больше показателя предыдущего года на 1 250.

    Это значит, что за 2021 г. ИП обязан будет рассчитаться по взносам ОМС, перечислив 5 840 руб. в ФНС. На законодательном уровне определено, что фиксированное величина будет ежегодно индексироваться

    С 2021 г. калькуляция платежей ОМС за неполный рабочий месяц будет несколько иной. При подсчете суммы предприниматель учитывает фиксированную величину и количество дней работы (пребывания в статусе предпринимателя). Исходя из этого, калькуляция ведется по формуле: 486 руб. (сумма фиксированного взноса ОМС за 1 рабочий месяц) / число дней месяца * число рабочих дней за данный месяц. Оформляя платежный документ, ИП указывает новый КБК 182 1 02 02103 08 1013 160 (Читайте также статью ⇒ Страховые взносы на ОПС в 2021 г.).

    Сроки оплаты взносов и сдачи отчетности по ОМС с 2021 г.

    Общеобязательные взносы ОМС исчисляются с заработка работника ежемесячно. Из этого следует, что сроки уплаты их напрямую зависят от выплат работнику. Законом установлена крайняя дата оплаты — 15 число месяца, который идет вслед за месяцем начисления взносов. Основание — НК РФ, ст. 431, п. 3.

    При этом применяются общие правила переноса выходных и праздничных дней на первый рабочий день. Т. е. если крайний срок уплаты пришелся на выходной (праздничный), оплатить можно будет в следующий за ним первый же рабочий день.

    Для предпринимателей определены отдельные правила уплаты фиксированной величины по ОМС. В 2021 год им предлагается на выбор внести страховой платеж единовременно либо частями. Так, установленную величину 5 840 руб. ИП вправе разделить и оплачивать каждый месяц, поквартально либо единожды за полгода. Обязательно условие, которое нужно будет при этом соблюсти: уложиться с единовременными и частичными страховыми платежами следует до 31 декабря отчетного года.

    Отчитывается за платежи ОМС обязанное лицо в составе единой новой формы расчета КНД 1151111, которая объединяет все виды взносов по страхованию. Вводилась она приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ от 10.10.2016.

    Впервые ее стали оформлять и представлять с 1 квартала 2017 г. Она же будет применяться и в следующем году. Оформляется этот отчетный документ нарастающим итогом за целый год.

    Установлен крайний срок по сдаче единого расчета — 30 число месяца, который идет вслед за отчетным месяцем. В порядке очередности с учетом выходных и праздников актуальными датами будут:

    1. 05.2017.
    2. 07.2017.
    3. 10.2017.
    4. 04 2021.

    Подается новый расчет стандартно: на электронном либо бумажном носителе в ФНС. Если организация начисляет выплаты по своим обособленным подразделениям, оплата вносится и отчетность сдается централизованно. Те из подразделений, кто автономно производит выплаты работникам, платят взносы ОМС и отчитываются перед ФНС по месту своего учета (Читайте также статью ⇒ Как рассчитать фиксированные страховые взносы ИП в 2021).

    Пример 1. Калькуляция и оплата взносов ОМС предпринимателем за неполный 2021 г.

    Резидент РФ, Л. Р. Васильченко получил статус предпринимателя 15.02.2021. Проработав несколько месяцев самостоятельно, без работников, он в этом же году, 15.11.2021, снялся с учета.

    Прибыль предпринимателя за период работы его с февраля по ноябрь достигла 1 000 000 руб. За указанный период деятельности ему надо заплатить за себя общеобязательные взносы по медицинской части. Для калькуляции учитывается фиксированная величина 2021 г. — 5 840 руб.

    Последовательность калькуляции будет следующий. Сначала отдельно подсчитывается сумма по ОМС за неполные месяцы работы, т. е. за февраль (13 дней) и ноябрь (14 дней). Затем подсчет ведется по целым месяцам работы в 2021 г., а это период с марта по октябрь (итого 8 месяцев). Затем все суммируется и получается итоговая сумма платежа по ОМС к уплате.

    1. Платеж по ОМС за месяц: 5 840 / 12 месяцев = 486 руб.
    2. Платеж по ОМС за неполный февраль: 486 / 28 дней февраля * 13 рабочих дней = 226 руб.
    3. Платеж ОМС за неполный октябрь: 486 / 31 день октября * 14 рабочих дней = 523 руб.
    4. Платеж ОМС за целые месяцы работы: 486 * 8 целых рабочих месяцев = 3 888 руб.
    5. Суммирование скалькулированных величин по неполным и целым месяцам работы ИП Л. Р. Васильченко: 226 + 523 + 3 888 = 4 637 руб.

    Итоговая сумма платежей на ОМС Л. Р. Васильченко за период пребывания им в статусе предпринимателя в рублях составила 4 637.

    При годовой сумме дохода за 2017 г., превышающей 300 000 руб., крайний срок доплаты (1% с превышенной суммы) перенесли. С 2021 г. доплату нужно будет внести не позже 2 июля 2021 г.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Вопрос 1: Нужно ли ИП, который не осуществлял деятельность на протяжении 2021 г., отчислять общеобязательные взносы по медицине?

    Да, т. к. медицинские взносы, как и пенсионные, считаются общеобязательными платежами. Прибыль, отсутствие движения по банковским счетам, осуществление деятельности здесь роли не играют. Пока статус предпринимателя не утрачен, оплачивать медицинские взносы придется. Следовательно, за 2021 г. ИП обязан будет заплатить фиксированную величину — 5 840 руб.

    Вопрос 2: Как скалькулировать сумму общеобязательных медицинских взносов ИП за целый 2021 г., если его годовая прибыль составила больше 300 000 руб.? Нужно ли доплачивать 1% с превышенной суммы? Предприниматель без работников.

    Для общеобязательных страховых платежей по медицинской части установлена фиксированная величина (5 840 руб.), ее и надо будет перечислить до 31 декабря отчетного года.

    1% с превышенной суммы дохода (при прибыли больше 300 000 руб. за год) исчисляется и уплачивается по пенсионной части единожды.

  • Ссылка на основную публикацию