Каким образом результаты спецоценки влияют на размеры доптарифов

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с “дополнительными” взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе “Бланки”

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Условия труда по результатам аттестации оптимальные, а доптариф в ПФР – максимальный?

Шаповал Е.

С 01.01.2014 дополнительный тариф взносов в ПФР был дифференцирован в зависимости от класса условий труда по результатам спецоценки, введенной вместо аттестации рабочих мест. В то же время установлено, что до проведения спецоценки для этих целей применяются результаты аттестации .

Означает ли это, что если по результатам аттестации установлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, то взносы в ПФР по дополнительному тарифу платить не надо, так как тариф составляет 0%?

Напомним, что с 2013 г. все организации и предприниматели, в том числе применяющие пониженные тарифы, обязаны платить взносы в ПФР по дополнительному тарифу с выплат (независимо от их годового размера) тем работникам, которые трудятся в условиях, дающих им право на досрочную пенсию .

Рассказываем работнику

Периоды работы на работах, а также по профессиям и должностям, дающим право на досрочную пенсию , до проведения спецоценки учитываются во “вредном” стаже, даже если работы выполнялись в оптимальных и допустимых условиях труда по результатам аттестации .

До 2013 г. результаты аттестации никак не влияли на размер дополнительного тарифа пенсионных взносов. Они учитывались исключительно при предоставлении “вредникам” гарантий и компенсаций по Трудовому кодексу (повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск) .

А с 2014 г. при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР учитываются результаты аттестации рабочих мест.

При этом дифференцированные тарифы применяются только для вредных (класс 3, подкласс 3.1-3.4) и опасных (класс 4) условий труда, установленных по результатам аттестации .

Если же по результатам аттестации рабочих мест были установлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, то до проведения спецоценки взносы в ПФР по дополнительному тарифу надо платить с выплат тем работникам, которые трудятся в условиях, дающих им право на досрочную пенсию .

Это нам подтвердили в Департаменте развития социального страхования Минтруда.

Департамент развития социального страхования Минтруда России

“Если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной до 01.01.2014, условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, до проведения спецоценки и утверждения ее результатов взносы в ПФР по дополнительному тарифу надо начислять в размере :

– 4%, если работники заняты на работах, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;

– 6%, если работники заняты на работах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ”.

Как видим, с этого года для работодателей, у которых трудятся “досрочники” с подтвержденными аттестацией оптимальными и допустимыми условиями труда, тариф взносов в некоторых случаях оказался выше, чем у тех, кому аттестацией были установлены вредные условия труда (класс 3, подкласс 3.1). Что вряд ли соответствует конституционным принципам равенства и справедливости при установлении финансовых обременений .

Если аттестация признала условия труда “досрочников” оптимальными или допустимыми, от уплаты пенсионных взносов по дополнительному тарифу может освободить только проведение спецоценки. И сделать это нужно как можно раньше.

п. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее – Закон N 421-ФЗ); ч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; ч. 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ)

ч. 1, 2 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2014)

статьи 92, 117, 145, 209 ТК РФ

пп. 1-18 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ; Список N 1 и Список N 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10

п. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ

ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ

ч. 1, 2 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ

п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ

п. 2, 3 мотивировочной части Постановления КС от 24.02.98 N 7-П

Влияние СОУТ на начисляемый дополнительный тариф в ПФР

Специальная оценка условий труда Казань – ООО Тел: (843) 253-89-25

Влияние СОУТ на начисляемый дополнительный тариф в ПФР

В данной статье мы обсудим вопросы начисления дополнительных тарифов на страховые взносы, которые работодатели выплачивают в Пенсионный фонд РФ при обнаружении на рабочих местах вредных, тяжёлых, или же опасных условий труда.

Размеры таких доп. тарифов были установлены более двух лет назад. В январе 2013 года вышли дополнения к законодательству о труде, касавшиеся страховых взносов по всем предприятиям, где имеются вредные, либо опасные условия труда. Работники подобных заводов, фабрик, обладают правом выйти на пенсию раньше, чем иные категории граждан. Перечень таких лиц был указан в законе «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, п. п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30, от 28 декабря 2013.

Читайте также:  Можно ли оплатить жкх кредитной картой сбербанка через терминал - Портал о ЖКХ

Дабы не возникало разночтений и путаницы, мы решили помочь работодателю разобраться в этом вопросе, чтобы лучше понимать, при каких обстоятельствах он должен платить взносы по доп. тарифам, и каковы размеры таких начислений.

В первую очередь, речь идёт о подземных работах, горячих цехах и других вредных условиях. Для них Пенсионный Фонд РФ установил дополнительные тарифы:

  • На 2013 год – 4%;
  • На 2014 год – 6%;
  • С 2015 включительно – 9%.

Данная информация указана в 1 пункте нормы. А начиная с 2 пункта, и по 18-й включительно, описаны любые сложные условия, полевая работа, подземная и открытая добыча сланцевых, угля, иных полезных ископаемых. Также в список вошли:

  1. Геологоразведка;
  2. Поисковые работы%
  3. Геофизика;
  4. Топография/геодезия;
  5. Гидрография и гидрология;
  6. Лесоустроительные работы.

Здесь законодательно установлены следующие доп. тарифы:

  • С 2013 года – 2%;
  • С 2014 – 4%;
  • С 2015 года и далее – 6%.

Также 1 января 2014 действует решение, касающееся рабочих мест, где выполнялась СОУТ, имеются актуальные на данный момент итоги аттестации. Если условия труда получили класс «опасный», либо «вредный», на них распространяются следующие доп. тарифы в отношении всех лиц, задействованных в работе, и указанных в п. п. 1-18 ч. 1 ст 30 Федерального закона №400-ФЗ:

Класс условий
труда
Подкласс условий
труда
Доп.тариф страхового взноса, %
Опасный48,0
Вредный3.4
3.3
3.2
3.1
7,0
6,0
4,0
2,0
Допустимый2
Оптимальный1

Абсолютно все работодатели, на предприятиях, где выполнялась специальная оценка условий труда в Казани, и были обнаружены вредные/опасные факторы, обязаны делать дополнительные страховые отчисления, в соответствии с вышеприведенными тарифами. Постановление действует на всей территории РФ.

Фактическое применение доп. тарифов для страховых взносов в ПФ РФ

Чтобы разобраться в этом важном для работодателя моменте, стоит внимательнее изучить положения уже известного нам Федерального закона № 212-ФЗ, а именно – ч. 1, 2, 2.1 ст 58.3. Если вчитаться в текст, то несложно понять, что все особенности выплат лицам, которые указаны в упомянутом выше №400-ФЗ (п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30) имеют лишь одно условие – каждое застрахованное лицо должно быть реально задействовано на рабочем месте, условия которого признаны вредными/опасными.

При этом, никакого значения не имеет, какой тип трудового договора был заключён между работодателем и нанятым работником. Размер дополнительных выплат един для всех работников, которые были привлечены к выполнению задач, связанных с пребыванием в такого рода условиях. Доп. тарифы начисляются на любые выплаты всем работникам, с которыми заключается договор подряда/трудовой договор.

Многих интересует, как работает закон в отношении вышеупомянутых лиц, которые продолжили работать на вредных и опасных производствах после того, как достигли стажа, при котором могут претендовать на досрочную льготную пенсию.

В 212-ФЗ нет никаких дополнительных условий. Страховые взносы со всех начисляемых выплат идут по ранее установленным доп. тарифам. Ведь единственным условием начисления подобных тарифов является фактическая занятость работников на рабочих местах, где зафиксированы вредные, либо опасные условия труда.

Также возникают вопросы, касающиеся тех лиц, которые получили право получения досрочной пенсии, в силу выполнения каких-либо действий (участия в экспедициях и т.д.), совершенных в течение определённого календарного года.

Многих интересует, как работает закон в отношении вышеупомянутых лиц, которые продолжили работать на вредных и опасных производствах после того, как достигли стажа, при котором могут претендовать на досрочную льготную пенсию.

В Федеральном законе № 212-ФЗ нет никаких дополнительных условий. Страховые взносы со всех начисляемых выплат идут по ранее установленным доп. тарифам. Ведь единственным условием начисления подобных тарифов является занятость работников на рабочих местах, где зафиксированы вредные, либо опасные условия труда.

Также возникают вопросы, касающиеся тех лиц, которые получили право на досрочную пенсию, в силу выполнения каких-либо действий (участия в экспедициях и т.д.), совершенных в течение определённого календарного года.

На выплаты не зависит кол-во дней, проведенных в поле/экспедиции, а размеры доп. тарифа начисляются по тем ставкам, которые были на момент заключения трудового договора, или иного документа, определяющего отношения работник-работодатель.

Страховые взносы при полной и частной занятости на рабочих местах с вредными и опасными условиям труда

Как высчитываются страх. Взносы по доп. тарифам с различных типов выплат, которые работодатель делает в отношении работников, чьи рабочие условия включены в п. п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ? Их начисление полностью зависит от того, были ли вышеуказанные работники задействованы в выполнении таких работ в данном месяце. То есть, если выплаты начисляются за начало года, а сейчас середина, но вредные условия имеют место в данный момент, их учитывают при начислении доп. тарифа за предыдущие периоды. Это правило учитывает и работников с частичной занятостью.

Частичная занятость работника, это выполнение вредных и опасных работ в течение определённого периода времени в рамках календарного месяца. Остальное же время он либо не работает, либо работает на рабочем месте, условия которого не были признаны вредными, тяжёлыми, опасными.

Также, законодательство предусматривает сохранение доп. тарифов для работников, которые в данный момент находятся в командировках, отпусках (оплачиваемом, учебном), декрете (до 1,5 лет).

Если занятость работника в тяжёлых/вредных/опасных условиях весь месяц была полной, страховые взносы оплачиваются по установленным доп. тарифам со всех выплат в его пользу. При этом не имеет значения, какой именно период его рабочей деятельности в данный момент оплачивается.

Если оформлялась частичная занятость для работ, перечисленных и не перечисленных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400, страховые взносы выплачиваются со всех вознаграждений/выплат данному работнику, по кол-ву рабочих часов/дней, проведенных во вредных/опасных/тяжелых условиях.

Простой пример: предположим, что из 22 рабочих дней в месяце сотрудник предприятия работал 10 дней на рабочем месте с вредными условиями, а оставшиеся 12 дней при нормальных рабочих условиях. При этом страховыми взносами облагается сумма 22 тыс. руб. (включая премии/отпускные).

Мы получаем выплаты по 1000 руб. в день. Следовательно, страховой взнос, оплачиваемый по доп. тарифам составит 600 рублей. То есть 1000 рублей на 10 рабочих дней умножаем на 6% ставки доп. тарифа.

Как считать страховые взносы, если имеются актуальные результаты аттестации, либо спецоценки условий труда?

Если проводилась аттестация рабочих мест/СОУТ, результаты которой действительный на момент начисления выплат, с которых взымаются страховые взносы по дополнительным тарифам, работодатель высчитывает процент по вышеприведённой таблице. Это соответствует положениям ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Также следует принимать во внимание и положения иных нормативных и законодательных актов, принятых в сфере трудового права. В частности, с 28 декабря 2013 года действует Федеральный закон №421, в ч. 5, ст. 15 которого говорится, что если до вступления в силу закона о спецоценке была проведена аттестация раб. мест, то страховые взносы в Пенсионный фонд исчисляются исходя из её результатов, в отношении всех раб. мест, на которых обнаружены и классифицированы вредные, либо опасные условия труда.

Для подтверждения классов и подклассов условий труда используется карта аттестации раб. места, а также таблица классов. Таким образом, если в результате проведения аттестации было установлено, что условия работы на тех, или иных рабочих местах относятся к вредному, либо опасному классу, к ним применяются доп. тарифы в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ № 212.

Если был установлен класс 3, но не установлены подклассы, и работодатель по каким-либо объективным причинам не может установить подкласс для определения степени вредности, автоматически доп. тарифы начисляются по подклассу 3.4. Следовательно тариф, назначаемый для данного рабочего места – 7%.

Как только будет утверждён отчёт о спецоценке, специальная оценка условий труда Казань считается завершенной. С этого же дня начисляются установленные законом доп. тарифы, предусмотренные в ФЗ № 212, ч.2.1 ст.58.3. Следует также учитывать, что если, к примеру, отчёт утверждён 20 числа рабочего месяца, доп. тарифы насчитают с 20 числа по конец месяца.

  • Доп. тарифы для взносов в Пенсионный фонд могут применяться исключительно для выплат лицам, чья деятельность на рабочем месте указана в п. п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400.
  • Аттестация/СОУТ влияет только на процент доп. тарифа.

Если в данный момент работник не занят деятельностью на одном из видов работ, указанных в положениях данного закона, не имеет значения, были ли признаны вредными, или опасными условия труда в результате аттестации/СОУТ.

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки. В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.14 № 17-3/В-113.

Вводная часть

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

По общему правилу размер доптарифа зависит от того, проводил ли работодатель специальную оценку условий труда.

Если спецоценка не проводилась, то дополнительные взносы нужно начислять по «старым» тарифам. Они установлены пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-ФЗ). Значения «старых» тарифов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Доптарифы, которые нужно применять при отсутствии спецоценки

Льготная категория работников

2015 год и далее

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ

Если же работодатель использует результаты проведенной им спецоценки, то дополнительные взносы начисляются по «новым» тарифам. Они установлены пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Значения «новых» тарифов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Доптарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Обратите внимание: в отношении работника, не относящегося к льготной категории, ни «старые», ни «новые» дополнительные тарифы не применяются. Иными словами, если сотрудник не занят на видах работ, дающих право на досрочную пенсию, взносы нужно начислять по обычным тарифам. При этом не важно, какими являются условия труда: опасными или вредными, либо допустимыми и оптимальными. Факт проведения спецоценки также не имеет значения.

Вопросы переходного периода

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет. Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Также у ряда компаний и предпринимателей есть рабочие места, на которых не было ни аттестации, ни специальной оценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Отсутствие результатов аттестации и спецоценки

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы. Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными. Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Доптарифы по итогам аттестации

В случае, когда работодатель располагает актуальными итогами аттестации, проведенной до 2014 года, дополнительные тарифы нужно применять в следующем порядке.

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы. Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см. «ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Если же аттестация установила, что льготные категории работников трудятся в опасных или вредных условиях, то в 2014 году и далее дополнительные взносы необходимо платить по «новым» тарифам. Это закреплено частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда работодатель, у которого есть актуальные результаты аттестации, не захочет ими воспользоваться. Вместо этого он будет начислять дополнительные взносы по «старым» тарифам, как если бы итоги аттестации (равно как и спецоценки) отсутствовали. По мнению авторов комментируемого письма это недопустимо. Применять актуальные итоги аттестации — это обязанность, а не право работодателя. И произвольный выбор доптарифа законом не предусмотрен.

Таблица 3
Какие доптарифы пенсионных взносов применять в 2014 году до проведения спецоценки

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Рассказываем, за какую работу платят допвзносы в ПФР в 2021 году, как и по каким ставкам их рассчитывают.

Особенности работы во вредных условиях труда

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»

На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

  • из п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (Список № 1);
  • из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

Начислять взносы в ПФР по доптарифам нужно и в отношении «вредников», которые уже получают льготную пенсию по старости, но продолжают работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

  • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
  • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

Ставки доптарифов по результатам СОУТ

Как начислять взносы по доптарифам

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

За месяц, в котором сведения появились во ФГИС СОУТ, доптарифы по результатам спецоценки рассчитывают не со всех выплат, а начиная со дня появления сведений в системе и до конца месяца.

На выплаты работникам из пунктов 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начисленные до этой даты, взносы за «вредность» считают по общим ставкам — 6% или 9%.

Если в результатах СОУТ есть сведения, которые нельзя разглашать (государственная или иная охраняемая законом тайна), доптарифы можно применять со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки.

Начислять допвзносы нужно, как и обычные страховые взносы в ПФР — на все облагаемые выплаты отдельно по каждому работнику, с начала календарного года по конец каждого месяца нарастающим итогом. Но есть и особенности.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Когда и как уплачивать

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Что будет, если не платить взносы за «вредников»

За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

  • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
  • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
  • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Какую отчётность сдавать

Сведения о допвзносах на выплаты «вредникам» входят в несколько отчётов.

Расчёт по страховым взносам

РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

  • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
  • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

4-ФСС

В отчёте для соцстраха на титульном листе заполняют численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и таблицу 5.

Перечень льготных профессий

Эту отчётность сдают только те, у кого работают «вредники». Она не регламентируется нормативно-правовыми актами, но её требует Пенсионный фонд.

Отчёт состоит из двух документов.

  1. Перечень льготных должностей, профессий и рабочих мест, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовых пенсий.
  2. Поимённый список льготников с указанием «льготного» периода работы по каждому из них.

Для формирования отчёта по льготникам ПФР предлагает скачать на официальном сайте фонда программу «Перечень ЛП».

В разных регионах требования по представлению отчётности по льготным профессиям могут отличаться, так как общего документа с правилами нет. Свяжитесь с отделом оценки пенсионных прав вашего отделения ПФР и уточните следующие моменты:

  • в какие сроки нужно представить отчёт;
  • как заполнять Перечень ЛП и поимённый список — нарастающим итогом или отдельно за каждый отчётный период;
  • какие подтверждающие документы нужно прикладывать (штатное расписание, табель учёта рабочего времени, наряды на выполнение работ, список используемого оборудования).

Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В связи с этим вопросов у бухгалтеров много. Все ли должны проводить спецоценку? Как быть, если уже проводили аттестацию? Изменились ли доп. тарифы?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н, который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте здесь.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как платить зарплату при дистанционном режиме работы — оплаты труда удаленного работника

Трудовым законодательством РФ предусмотрено право работников трудиться из дома, то есть удаленно. С такими дистанционными сотрудниками заключается трудовой договор, оформляемый по стандартным принципам.

При необходимости на удаленную работу могут быть переведены штатные работники, что наблюдается в период коронавируса — как оплачивается дистанционный режим, можно ли снизить оплату труда или выплачивать зарплату в другие сроки?

  1. Порядок оплаты труда удаленного работника
  2. Может ли работодатель снизить зарплату при переводе на удаленку?
  3. Как оплачивается дистанционная работа — способы и сроки выплаты
  4. Выводы

Порядок оплаты труда удаленного работника

Период распространения коронавируса заставил работодателей массово переводить сотрудников на дистанционный режим работы из дома. При этом остро встал вопрос о том, как производить оплату труда удаленного сотрудника, можно ли платить зарплату в меньшем размере?

ТК РФ в настоящий момент описывает условия работы на удаленном режиме лишь в общих чертах, без конкретики. Говорится о том, что все вопросы решаются по согласованию сторон. Сейчас готовятся поправки в ТК РФ, которые внесут ясность во взаимоотношения работника и работодателя при удаленном режиме, а пока нужно выстраивать работу, исходя из существующих норм и законов.

Специалисты, трудящиеся дистанционно, обладают теми же правами, что и обычные сотрудники. Нормы трудового законодательства равны для всех.

Согласно данным ст. 129 ТК РФ, заработная плата удаленного работника представляет собой денежную выплату, размер которой определяется несколькими характеристиками – профессионализмом трудящегося, производственных условий, сложности выполняемых задач, объемов работы и т.п.

Зарплата граждан, работающих на удаленке, может состоять из следующих элементов:

  • фиксированный оклад;
  • премии или надбавки стимулирующего/компенсирующего/поощрительного характера;
  • доплаты за использование личного имущества в рабочих целях (к примеру, компьютерную технику).

Максимальных ограничений по оплате труда дистанционных работников нет. Единственное правило, которое должно соблюдаться при назначении зарплаты удаленному сотруднику – не менее МРОТ, установленного в регионе проживания трудящегося.

При переводе сотрудника с обычного режима работы на удаленный система оплаты его труда не должна меняться. Выплата заработной платы осуществляется по ранее установленной технологии. Это справедливо в случае, если работник выполняет тот же объем работы, работает столько же часов, дней и его работоспособность не страдает от того, что он работает из дома.

Может ли работодатель снизить зарплату при переводе на удаленку?

Работодатель не при каких обстоятельствах не может изменить величину заработной платы сотрудников в одностороннем порядке. Любые действия, касающиеся данной темы, должны быть согласованы с трудящимися и оформлены документально.

Перевод на удаленную работу должен сопровождаться заключением дополнительного соглашения. В нем, помимо стандартных реквизитов, должна отображаться информация следующего характера:

  • место/адрес места нахождения удаленного рабочего места трудящегося;
  • возлагаемые на работника функции и обязанности;
  • технология взаимодействия с работодателем и способ/частота предоставления отчетов о проделанной работе;
  • продолжительность рабочего дня, время его начала и окончания;
  • условия оплаты труда;
  • срок действия дополнительного соглашения.

При подписании договора работнику следует быть предельно внимательным и тщательно изучить все пункты, в нем описанные, особенно касающиеся оплаты труда и начисления зарплаты.

При возникновении вопросов необходимо сразу обсудить их с работодателем.

Если по договоренности стороны трудовых отношений принимают решение, что, работая удаленно, сотрудник будет выполнять меньший объем работы, чем трудясь в офисе, заработная плата сотрудника может быть уменьшена. Обязательное условия для выполнения данного условия – согласие не только работодателя, но и работника. В такой ситуации уменьшение зарплаты трудящегося будет законным.

Попытки работодателя самостоятельно уменьшить размер заработной платы сотрудника – нарушение трудового законодательства РФ. При возникновении подобных ситуаций сотруднику необходимо обратиться за помощью в соответствующие органы.

Если работодатель предлагает перевод на удаленку, при этом в условиях работы на дому указывает уменьшение зарплаты, то работник вправе отказаться от дистанционного режима.

Как оплачивается дистанционная работа — способы и сроки выплаты

Тема выплаты заработной платы трудящимся на официальной основе гражданам отражена в трудовом законодательстве РФ. Согласно данным ст. 136 ТК РФ, каждый сотрудник должен получать зарплату за свою профессиональную деятельность 2 раза в месяц. Интервал между каждой выплатой – 15 дней. Конкретные даты зачисления финансовых средств определяются нормативной документацией – коллективным или трудовым договором.

На сотрудников, работающих удаленно, распространяются все нормы трудового законодательства. В том числе, порядок оплаты труда, определенный 136 статьей ТК РФ.

Если при переводе на дистанционный труд условия о периодичности выплат в дополнительном соглашении не отражено, подразумевается, что по данном вопросу продолжают действовать договоренности, достигнутые ранее. Они отражены в основном трудовом договоре, оформленном при трудоустройстве специалиста.

Способы получения зарплаты при удаленной работе могут использоваться те же, что и при выполнении трудовых функций на территории работодателя. В данном случае речь идет о следующих вариантах:

  • получение денег в кассе;
  • зачисление денежных средств на счет/карту работника.

В первом случае подразумевается, что трудящийся приезжает в кассу и получает оплату за свой труд у ответственного за их выдачу специалиста. Во втором варианте все проще – никуда ехать не надо, деньги просто поступают на счет сотрудника. На практике сейчас он используется чаще всего. Первая методика является устаревшей.

Выбор способа выплаты заработной платы удаленным сотрудникам, как и даты для начисления средств – устанавливаются работодателем. В каждом случае подбирается наиболее удобный для обеих сторон трудовых отношений вариант.

Выводы

Удаленная работа – это выполнение сотрудником своих трудовых обязанностей из дома. На дистанционку работник может быть оформлен как с начала момента трудоустройства, так и путем перевода с обычного рабочего режима.

Специалисты, трудящиеся удаленно, обладают теми же правами, что и работники, занимающиеся выполнением своих должностных функций офлайн. На них распространяются все нормы трудового законодательства РФ.

При переводе сотрудника на удаленную работу с ним заключается дополнительное соглашение, в котором описываются все условия труда. Уменьшение заработной платы дистанционного сотрудника возможно только при выполнении меньшего объема работы и согласия обеих сторон. Этот факт подлежит обязательному отражению в дополнительном договоре.

Ссылка на основную публикацию