Предмет регулирования и изменения статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ: основные положения

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

У процесса трансформации существовавшей ранее в Российской Федерации системы государственных закупок, кроме цели повышения прозрачности всей этой системы, имеется и другая существенная цель – открытие данной системы для участников бизнеса, которые имеют статус субъектов малого предпринимательства, а также для организаций, которые обладают статусом социально ориентированных некоммерческих организаций. Это необходимо для того, чтобы повысить, с юридической точки зрения, возможности некрупных участников рынка, которые не имеют достаточных возможностей для полноценного конкурирования с крупными участниками рынка в разных его секторах.

  1. Сфера правового действия статьи 30
  2. Круг лиц, применяющих положения статьи
  3. Правила применения существующих требований
  4. Ответственность за нарушение норм

Сфера правового действия статьи 30

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на которую возложена юридическая обязанность осуществлять защиту интересов субъектов малого предпринимательства в сфере государственных и муниципальных закупок, все организации-заказчики, которые проводят различные закупочные мероприятия для обеспечения своих нужд, должны привлекать к проводимым закупкам рассматриваемых некрупных участников рынка не менее, чем к пятнадцати процентам проводимых закупок. При этом расчет объема тех закупок, которые должны проводиться с участием компаний, обладающих статусом субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, рассчитывается от совокупного годового объема закупок.

Для того чтобы определить итоговый объем закупок, которые должны осуществить государственные и муниципальные заказчики, они не должны включать в проводимые расчеты следующие виды закупок (на основании части 1.1 указанной статьи федерального нормативного акта):

  • закупки услуг по кредитованию, если заемщиком выступает сам заказчик;
  • закупки, целью которых является приобретение товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение безопасности государства и его обороны;
  • закупки, проводимые с участием единственного поставщика на основании части 1 статьи 93 указанного федерального закона, если только речь не идет о закупках, которые проводятся на основании применения пунктов 25-25.3 данной части;
  • закупки работ, которые применяются в сферах использования различных видов атомной энергии;
  • в объем проводимых закупок для определения совокупного годового объема не включаются также закупки, которые относятся к закрытым видам процедур для определения потенциального исполнителя по контракту или договору.

Кроме того, регулирование проводимых закупочных мероприятий данной статьей также относится и к возможности применения такого вида ограничений, в соответствии с которым заказчик еще в извещении при объявлении закупочного мероприятия обязан указать сведения о том, что в данной закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае все потенциальные участники при подаче заявок на участие в таких процедурах обязаны предъявлять в составе заявки на участие декларацию, подтверждающую их статус, так как, в противном случае, заказчик, не имея должного юридически значимого подтверждения, обязан будет такую заявку отклонить, как не соответствующую требованиям документации к закупке и действующему законодательству. Право заказчиков на ограничение допуска к участию определенных групп участников рынка, а также обязанность потенциальных участников подтверждать свое право на участие в таких процедурах с ограниченным участием зафиксированы в положениях части 3 статьи 30 указанного федерального нормативного акта.

Установленный в 30 статье 44-ФЗ порог в пятнадцать процентов от общего значения СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) – это минимальный предел, который должен реализовать каждый государственный или муниципальный заказчик.

Если же говорить о верхнем пределе, то он на сегодняшний день не установлен, но вся закупочная деятельность заказчика должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать риск нарушения законодательства по другим аспектам осуществления закупочной деятельности.

Круг лиц, применяющих положения статьи

Говоря о практике применения нормативных положений статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе», нельзя ограничивать круг применяющих ее лиц только государственными и муниципальными заказчиками, так как участвовать в закупочной системе в этом случае могут и другие лица, а именно:

  • юридические лица, которые обладают статусом субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день рассматриваемая статья, как и весь нормативный акт, не дают характеристики того, какое именно юридическое лицо можно считать обладающим статусом субъекта малого предпринимательства (СМП). Для этого потребуется обратиться к Федеральному закону №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с его положениями к организациям, обладающим статусом СМП, могут относиться такие организации, штат которых не превышает сто человек, а общая сумма дохода не дошла до предела в восемьсот миллионов рублей за предыдущий отчетный финансовый год. Кроме того, в таких организациях доля государственных учреждений в имеющемся уставном капитале не может превысить двадцать пять процентов, а иных юридических лиц, в том числе иностранного происхождения – сорока девяти процентов;
  • если говорить о социально ориентированных некоммерческих организациях, то сведения о них так же не содержатся в Федеральном законе №44-ФЗ, поэтому для получения информации об определении данного вида организаций следует обратиться к положениям Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года. На основании положений указанного нормативного акта под некоммерческими организациями понимаются такие юридические лица, которые создаются без цели получения прибыли и которые функционируют в целях оказания всесторонней поддержки различных категорий граждан путем оказания им различных видов услуг, например, благотворительных, просветительских и иных.

Правила применения существующих требований

В целях реализации требований государства о допуске определенных категорий участников рынка к проводимым государственным и муниципальным закупкам созданы специальные правила применения данной статьи, а именно:

  • заказчик не имеет права проводить закупочные мероприятия с начальной максимальной ценой контракта более двадцати пяти миллионов рублей;
  • все закупки у таких категорий участников (были рассмотрены выше) должны проводиться посредством: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок и предложений;
  • потенциальные участники обязаны предоставлять документы, подтверждающие присвоенный им статус, в том числе выписки из существующих федеральных реестров субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • если в качестве потенциального участника закупочного мероприятия рассматривается юридическое лицо, обладающее статусом социально ориентированной некоммерческой организации, такое юридическое лицо в подаваемом пакете документов должно указать направление своей деятельности в виде специальной декларации;
  • в том случае, если заказчик предусматривает возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчика основным исполнителем, в извещении о проведении закупки, а также в составляемой документации могут быть зафиксированы возможность либо обязанность для основного исполнителя привлекать к выполнению взятых на себя обязательств по заключаемому контракту или договору субподрядчиков или субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства;
  • если исполнитель по контракту привлекает субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, то объем работ или услуг, которые должен выполнить такой субподрядчик, не может быть менее пяти процентов от общего объема работ;
  • в том случае, если заказчик устанавливает требование о перечислении обеспечения заявки, размер такого обеспечения не может превышать двух процентов от установленной для конкретной закупки начальной максимальной цены контракта;
  • оплата заключенного контракта должна производиться в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания всех документов, подтверждающих полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств.

Ответственность за нарушение норм

Статья 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» является обязательной к исполнению всеми без исключения государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним юридическими лицами, которые осуществляют свою закупочную деятельность в соответствии с указанным нормативным актом. Поэтому в случае возникновения нарушений положений данного закона и сам заказчик, и его ответственные должностные лица (контрактный управляющий или ответственный сотрудник контрактной службы) будут подвергнуты административному наказанию.

Наказание в данном случае будет выносить Федеральная антимонопольная служба на основании рассмотрения поступившей к ней жалобы либо по итогам проведенной внеплановой проверки.

Так как проводимые закупки, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства, должны быть предельно прозрачные, заказчик в Единой информационной системе обязан публиковать отчеты о таких действиях. Требование о формировании и публикации отчетов об исполнении требований об объемах закупок у СМП содержится в федеральном закупочном законодательстве. Если по каким-то причинам такой отчет опубликован не был, что делает невозможным изучение правильности соблюдения проведенных закупок у рассматриваемых участников рынка, на заказчика, как на организацию, будет наложен административный штраф в размере до пятисот тысяч рублей в соответствии с положениями части 3 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. Должностное лицо, которое такую отчетную информацию не опубликовало, получит штраф до пятидесяти тысяч за каждый выявленный факт нарушения требований законодательства.

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства по 30 статье ФЗ 44

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует порядок осуществления закупок на контрактной основе с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одной из важных составляющих сферы поставок товаров, услуг и работ является участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Их деятельность регламентируется статьёй 30 текущего законодательства о закупках.

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

Скачать текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Комментарии и разъяснения к статье

Для подробного изучения статьи закона необходимо обратиться к комментариям её положений. Главной особенностью является взаимосвязь статьи 30 ФЗ-44 об участии субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций в закупках с Федеральным законом № 7-ФЗ “о некоммерческих организациях” и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок осуществления контрактных закупок.

При принятии новых законодательных документов возникают несоответствия или двойственные трактовки определённых положений, в связи с чем эксперты комментируют данные несоответствия с целью выявить единственную правильную трактовку. Комментарии к законам становятся впоследствии основой для принятия поправок к законодательным актам.

Комментарии к положениям статьи 30 ФЗ-44 можно скачать по ссылке.

Кратко и доступно о главных аспектах 44-ФЗ

Структура

У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности. Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует 44-ФЗ, который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.

Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

  • статьи федерального закона с 1 по 15 дают подробное описание общих положений, отвечают на вопросы и принципы заключения договорных отношений с физическими и юридическими лицами, дают определение основным понятиям и терминам;
  • статьи закона о государственных закупках с 16 по 23 формируют у читателя представление о планировании таких процедур;
  • в статьях с 24 по 96 дана подробная информация о порядке государственного регулирования, участниках тендеров и предъявляемым к ним требованиям;
  • пункты 97 и 98 посвящены принципам мониторинга закупок и контролю в части выполнения каждого контракта в рамках 44-ФЗ;
  • в 99 -104 статьях представлена подробная информация о контроле в сфере ФЗ. Данные разделы чаще всего претерпевают внесение изменений и дополнений для усиления надзора в области закупок;
  • 105-107 статьи закона знакомят с порядком разрешения споров между поставщиком и заказчиком;
  • в 108-111 статьях дана информация о том, как заключать договоры и основные принципы их исполнения при определенных видах госзакупок;
  • в заключительных статьях с 112 по 114 44-ФЗ подведены краткие итоги и изменения с момента вступления в законную силу.
Читайте также:  Алименты удерживаются после удержания ндфл с зарплаты или до, а также 6 ндфл и берут ли алименты с регресса

Что регулирует закон

Федеральный закон № 44 регламентирует контрактный порядок осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных нужд.

Он отменяет действие закона № 94-ФЗ с 1 января 2014 года.

Конкретнее он регулирует:

  • порядок планирования госзакупок;
  • отбор и основные требования, предъявляемые к участникам тендеров;
  • мониторинг и аудит в сфере закупочных процедур;
  • непосредственно заключение госконтрактов и их последующее исполнение;
  • контрольные мероприятия и урегулирование споров.

Не входят в регулирование 44-ФЗ:

  • закупки международного формата;
  • закупки в сфере государственной защиты судей и должностных лиц;
  • закупки драгоценных металлов и камней в адрес Государственного фонда;
  • закупки в области поддержки спортивных мероприятий мирового масштаба, проводимые на территории РФ;
  • закупки органов избирательной власти с целью проведения выборов;
  • закупки в области бесплатных услуг адвокатов;
  • размер платы за участие в закупочных процедурах.

Принципы контрактной системы

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

  • открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  • обеспечение конкуренции для участников закупок;
  • профессионализм государственных заказчиков;
  • стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  • обеспечение единого подхода и принципов;
  • эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.

Участники

Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников.

Госзаказчик — это государственная организация, которая нуждается в определенных услугах или товарах.

В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту. К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта.

Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик. Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса.

Поставщик является исполнителем по контракту с соблюдением 44-ФЗ.

Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ. У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.

Поддержка государством малого бизнеса очевидна: на сегодняшний день более 15% от общего объема закупок госзаказчики проводят у субъектов малого бизнеса.

Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. АГЗРТ.
  3. ЕЭТП.
  4. РТС-Тендер.
  5. Национальная электронная площадка (ранее — ММВБ).
  6. Российский аукционный дом.
  7. ЭТП ГПБ.
  8. ТЭК-Торг.

Поставщик и заказчик — это далеко не все участники такого процесса. Посредником выступает одна из торговых площадок (оператор ЭТП), а также банки и надзорные органы.

Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки. Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС.

Единая информационная система (ЕИС) — это интернет-ресурс, который содержит реестр всех заключенных договоров, а также информацию о черных и белых списков потенциальных участников. Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно.

Осуществление закупок и определение поставщика

Если изложить процесс кратко, закупочная процедура в рамках 44-ФЗ состоит из таких этапов:

  1. Заказчик в лице государственного органа публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов по тендеру.
  2. Поставщик, который соответствует требованиям ст.31 44-ФЗ, направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике.
  3. Заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение.
  4. В результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего госзаказчик оплачивает услуги.

Обеспечение заявки

При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки.

При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация.

Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  • личные денежные средства, размещенные на специальном счете;
  • банковская гарантия — обязательство, при котором банк выступает гарантом.

Заключение контракта и его стоимость

Статья 34 44 Федерального закона посвящена требованиям к оформлению договора. Согласно инструкциям, контракт должен содержать следующую информацию:

  • предмет договора с подробным описанием объекта закупочной процедуры;
  • стоимость;
  • форму договорных отношений;
  • порядок расчетов и приемки товаров или услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • их ответственность.

Цена договора — величина постоянная и остается неизменной в течение срока контракта.

Но в ряде ситуаций можно менять стоимостное выражение договора:

  • при закупках у единственного поставщика возможно снижение начальной максимальной цены при сохранении прежних объемов товаров или услуг;
  • увеличение или уменьшение объемов закупки до 10 % — так называемый опцион;
  • существенные изменения, которые коснулись финансирования проекта;
  • предлагаемые услуги/продукция более высокого качества, что требует дополнительных расходов, но в пределах НМЦК.

Какие бывают тендеры

Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки.

Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  • открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
  • открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  • открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  • закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
  • электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  • запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
  • запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.

Контрактная служба

Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

  • планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  • выбор конкретных подрядчиков;
  • непосредственно заключение контрактов;
  • дальнейший контроль;
  • претензионная работа.

Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

Особенности осуществления отдельных видов закупок

Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

  • заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
  • контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
  • контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
  • закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
  • закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.

Планирование

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.

С 1 октября 2019 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.

Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  • название, номер, требования к товарам и участникам,
  • способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • месяц и год объявления закупки,
  • информация о банковском сопровождении контракта,
  • применение критериев оценки закупки.

Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.

Мониторинг и контроль

44-ФЗ диктует ряд определенных правил.

Сегодня каждый заказ для исполнения государственных закупок проходит процедуру мониторинга — это систематический сбор, обобщение и оценка имеющихся данных о прохождении тендеров и контроль за выполнением планов и планов-графиков закупок.

Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:

  • оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;
  • анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.

Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:

  • федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;
  • органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
  • органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны признаны: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций входит надзор и контроль за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и многое другое.

Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

  • федеральном,
  • региональном,
  • местном.

Главным контрольным органом в сфере закупочных процедур является Федеральная антимонопольная служба, которая выполняет ряд следующих функций, направленных на надзор за исполнением закона 44-ФЗ.

Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

  • заказчиков;
  • контрактных служб (управляющих);
  • закупочных комиссий (членов комиссий);
  • уполномоченных органов и учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

  • жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  • информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  • окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Таким образом в результате проверки или по поступившей жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. В таком случае ее корректируют или полностью отменяют, а виновные обязательно привлекаются к ответственности.

Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

  • Главная
  • Важная информация
  • Изменения 44-фз, которые вступают в действие в течение 2021 года

С какого числа действует и каким документом изменили

Планирование

Отдельными строками в план-график вносите закупки у едпоставщика, лекарства по назначению врача, закупки с лотами, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением и строительство, реконструкцию, капремонт

Отдельной строкой в план-график, кроме тех, которые были, вносите закрытые закупки и закупки по кредитам. А также малые электронные закупки

С 1 января 2021 года
Изменили постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 06.08.2020 № 1193)

С 1 апреля 2021 года

В плане-графике указываете номер соглашения о субсидиях

В итоговой строке больше не указываете номер соглашения о субсидиях

С 1 января 2021 года
Изменили постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 06.08.2020 № 1193)

Не детализируете финобеспечение по коду объекта строительства или имущества

Детализируйте объем финобеспечения по коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества

С 1 июля 2021 года
Изменили постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 07.11.2020 № 1799)

Порядок, по которому изменения вступают в силу, был прописан в самом изменяющем документе

Изменения по планированию, определению поставщиков, контролю, мониторингу, аудиту вступают в силу с 1 января года, следующего за тем, в котором приняли изменяющий документ

С 1 января 2021 года
Изменили часть 5 статьи 2 Закона № 44-ФЗ
(Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

Читайте также:  Положен ли по закону сотруднику аванс, если человек был в отпуске – примеры, расчет

Работа комиссии

Комиссия проверяет участника на предмет незаконных вознаграждений по своему желанию

Комиссия обязана проверять, не давал ли участник незаконных вознаграждений за два года до закупки

С 1 января 2021 года
Изменили часть 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
(Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

Закупки у едпоставщика

Избирательные комиссии могут закупать у едпоставщика ТРУ для общероссийского голосования с апреля до 31 декабря 2020 года

Избирательные комиссии больше не могут закупать ТРУ у едпоставщика, в связи с тем, что срок действия пунктов закончился

С 1 января 2021 года
Убрали пункты 6, 7 и 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (Закон от 27.02.2020 № 27-ФЗ)

Заказчики закупают только бумажными малыми закупками у едпоставщика до 600 тыс. руб.

Заказчики будут закупать электронными малыми закупками у едпоставщика с НМЦК до 3 млн руб.

С 1 апреля 2021 года
Начнет действовать новая часть 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (часть 3.1 статьи 2 Закона № 449-ФЗ)

Информационного обеспечения у электронных малых закупок с НМЦК до 3 млн руб. между ЭТП и ЕИС нет

Предварительные предложения, которые участники электронных малых закупок разместили на ЭТП, будут видны и в ЕИС

С 1 октября 2021 года
Начнет действовать новая часть 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 статьи 2 Закона № 249-ФЗ)

Запрос котировок

Максимальная НМЦК для запроса котировок — 500 тыс. руб., закупать можно в пределах 10 процентов от СГОЗ и не более 100 млн руб.

НМЦК для запроса котировок увеличат до 3 млн руб., уберут верхнюю границу в 100 млн руб., ограничение 10 процентов от СГОЗ останется

С 1 апреля 2021 года
Начнет действовать новая статья 82.1 Закона № 44-ФЗ, статьи 82.2–82.6 утратят силу (пункт 1 статьи 2 Закона № 249-ФЗ)

Запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок

Запрос котировок можно будет отменить не позднее чем за час до окончания срока подачи заявок

С 1 апреля 2021 года
Изменили часть 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ
(Закон № 449-ФЗ)

Закупки среди СМП и СОНКО

До 31 декабря 2020 года при проведении закупок среди СМП и СОНКО можно не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), если не предусмотрена выплата аванса

С 2021 года действует обычный режим обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств для СМП. ОГО можно не устанавливать, ОИК устанавливаете от цены контракта

С 1 января 2021 года
Действует часть 64 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (статья 11 Закона № 98-ФЗ)

Актирование – приемка товара в электронной форме

При приемке товаров все документы готовили в бумажной форме

Заказчик обязан принимать товары и оформлять приемку в электронной форме

С 1 апреля 2021 года

Квотирование – обязательная доля закупок у отечественного производителя

Можно закупать как у иностранного, так и у отечественного производителя товары в любом объеме

Закупаете с учетом минимальной доли в процентах по перечню товаров у отечественного производителя в 2021 году и сдаете ежегодный отчет

С 1 января 2021 года
Действует часть 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ
(Закон № 249-ФЗ)

Вниманию заказчиков

  • Закупки у ед.поставщика до 3 млн.руб. 19 Февраля 2021
  • Обзор изменений в законодательстве по 223-ФЗ за январь 2021 12 Февраля 2021
  • Обзор изменений в законодательстве по 44-ФЗ за январь 2021 12 Февраля 2021
  • Какой документ можно считать документом о приемке по 44-ФЗ 4 Февраля 2021
  • Разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров 3 Февраля 2021
  • Расширен перечень пластиковых медизделий, которые входят в Постановление 102 2 Февраля 2021

Все документы doc inter

Полезная информация

  • Единая информационная система (ЕИС)
  • Региональная информационная система (РИС)
  • Реестр недобросовестных поставщиков
  • План проведения совместных закупок
  • За честные закупки – ОНФ
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Портал проверки контрагентов
  • ФАС России
  • Особенности закупок по ОКПД 2
  • Профилактика терроризма

Электронный магазин закупок малого объема

vk vk

г. Ставрополь, ул. Карла Маркса, 63
тел.: +7 (8652) 95-55-59
e-mail: info@stav-zakupki.ru

Разделы сайта:
  • Структура
  • Поиск
  • Документы
  • Карта сайта
  • Новости
  • Мероприятия
  • Информационные ресурсы
  • Электронная приемная

Все права, на материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных прав.

Часть 1 ст 30 44 фз

1) Какое предусмотрено наказание за превышение 5% средств, предусмотренных на осуществление всех закупок по Закону № 44-ФЗ? Надо ли брать сумму всех договоров, заключенных с единственным контрагентом, включая договора, заключенные в 2013 году до вступления в силу Закона № 44-ФЗ? Ответ можно направить на эл.адрес: ekonomist45@bk.ru

1.1. Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: “Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу”. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. В части круга лиц, несущих ответственность, и собственно самой ответственности существенные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о контрактной системе в сфере закупок”. На данный момент КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за превышение лимита в 5% (п. 4. ч 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика. Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

2) Участником подана котировочная заявка соответствующая требованиям. Но декларации о том, что он является субъектом малого предпринимательства не предоставил. Можем мы его допустить.

2.1. Добрый день! Пункт 2 ст. 51 44-ФЗ “Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона”. Кроме того ст. 30 п.1 1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; Так что участник не выполнил условия – из борьбы вылетает.

3) Действует ли в 2016 году Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. № 17/13 “Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг” ?

3.1. Не действует ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 16 июня 2014 г. N 389/14 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА ФАС РОССИИ ОТ 18.01.2013 N 17/13 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ” В связи с внесением изменений в статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (I ч.), ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; 2008, N 27, ст. 3126; 2008, N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; 2009, N 29, ст. 3610; 2009, N 52 (I ч.), ст. 6450; 2009, N 52 (I ч.), ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; 2010, N 19, ст. 2291; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; 2011, N 27, ст. 3873; 2011, N 27, ст. 3880; 2011, N 29, ст. 4291; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2011, N 48, ст. 6728; 2011, N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 30 (Часть I), ст. 4084; 2013, N 44, ст. 5633; 2013, N 52 (часть I), ст. 6961; 2013, N 52 (Часть II), ст. 6988) приказываю: 1. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 “Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг” (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2013 N 28421).

4) Интересуюсь: с каких пор военные пенсионеры обязаны платить налоги? Ст.17 ФЗ”О статусе военнослужащих” от 1993 года отменена с какой даты?

4.1. С 01.01.2005 г. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая, 30 июня, 18 июля, 27 сентября, 31 декабря 2005 г., 10 января, 6, 13 марта, 3 июня, 16, 25 октября, 3, 4 ноября, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) “Статья 100 Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089) следующие изменения: 10) статью 17 признать утратившей силу; Статья 155 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, за исключением пункта 3 статьи 6, пунктов 1 – 13, 15 и 16 статьи 13, пунктов 1, 2 и 4 статьи 17, абзацев тринадцатого – семнадцатого пункта 19 статьи 44, абзацев четвертого – восьмого пункта 25 статьи 63, абзацев пятого и шестого пункта 15 статьи 78 в части выделения дополнительных средств на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, абзацев двадцать пятого – тридцать первого, тридцать третьего – сорок восьмого и пятьдесят четвертого пункта 9 статьи 125, статьи 140 настоящего Федерального закона”.

5) Имеет ли право командир части заставить проходить ВВК и уволить без жилья? Я в 2016 решением ВВК был признан ограниченно годным и написал рапорт на увольнение по состоянию здоровья. Жильём не обеспечен, выслуга 22,5 календаря. Контракт закончился в 2017 году, новый не заключал.

5.1. Здравствуйте, запрет на увольнение с военной службы без обеспечения жильем, предусмотренный абз. 2 ст. 1 ст. 23 ФЗ “О статусе военнослужащих” распространяется в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по одному из льготных оснований, не имеющих по месту военной службы никакого жилья и пожелавших быть обеспеченными жильем по месту службы. Аналогичный правовой подход сформулирован в определении ВС РФ от 14.09.2016 № КОПИ 16-44. Выводы суда [i]”Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания”.[/i] [b]Таким образом, если Вы по месту службы не имеете никакого жилья, то увольнение Вас с военной службы без Вашего согласия до реализации права на жилище по избранному месту жительства будет противоречить указанному выше законодательству.[/b] [i]Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 28 Приказа Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. № 660 командир воинской части обязан направить военнослужащего на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию только по желанию военнослужащего. [/i]

Приняты поправки в Закон № 44-ФЗ в части установления срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

19 апреля 2017 года в Государственной Думе рассматривался законопроект № 1155546-6, в соответствии с которым необходимо внести изменения в статьи 30 и 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. В результате, после рассмотрения данного документа, Государственной Думой РФ было решено принять его в третьем чтении.

Напомним, до принятия поправок в Закон № 44-ФЗ, в ряде случаев по результатам исполнения контракта, этапа исполнения контракта, наблюдалась негативная практика, связанная с тем, что заказчики затягивали оплату и пренебрегили любыми разумными сроками.

Для того, чтобы упредить подобный конфликт между заказчиками и исполнителями в будущем, был подготовлен законопроект, устанавливающий четкие временные рамки, в которые заказчик обязан произвести оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Читайте также:  Можно ли из больничных пособий удерживать средства по исполнительным документам

Теперь, при заключении контракта с СМП и СОНКО, заказчик должен включить обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней , в соответствии с новой редакцией части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

В остальных же случаях, заказчику необходимо оплатить поставленный товар, выполненную работу (ее результат), оказанную услугу, отдельный этап исполнения контракта не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке , в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

часть 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ
13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Данные поправки вступают в силу со дня официального опубликования документа.

в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4353; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 27, ст. 4298) следующие изменения:

1) в части 8 статьи 30 слова «тридцати дней» заменить словами «пятнадцати рабочих дней»;

2) статью 34 дополнить частью 13 1 следующего содержания:

«13 1 . Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Российской Федерации В.Путин

©Информационный портал закупок

Запретят или нет правый руль в России в 2021 году — важная информация для водителей

С 1 июля 2021 года планируется ввести запрет на ввоз некоторых типов транспортных средств с правым рулем, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением. Запрет вводится «Техническим регламентом Таможенного союза. Ввоз легковых машин с лета 2021 года должен существенно усложниться. В этой статье расскажем о том, какие изменения вводятся в 2021 году, что будет с праворульными машинами в России в 2021 году, запретят ли правый руль с 1 июля и как это скажется на владельцах автомобилей.

  1. Запретят или нет правый руль в России в 2021 году, правила эксплуатации праворульных машин: последние важные новости
  2. Право руля!
  3. Основные плюсы такого автомобиля:
  4. К минусам такого авто нужно отнести:
  5. Под угрозой запрета
  6. Новые правила регистрации праворульных автомобилей
  7. Как можно будет получить свидетельство безопасности
  8. Резюме

Запретят или нет правый руль в России в 2021 году, правила эксплуатации праворульных машин: последние важные новости

Ввоз праворульных «легковушек» с 1 июля 2020 года запрещать не собирались, но хотели существенно усложнить. Так, все машины, ввозимые на территорию России, должны были проходить индивидуальную сертификацию для получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). А пройти исследование можно исключительно в аккредитованных испытательных лабораториях.

Однако, внедрение данных поправок перенесено ровно на год — до 1 июля 2021 года.

Право руля!

Причин у любви автолюбителей к правому рулю немало. В регионах такие машины попросту намного дешевле, ведь их привозят из Японии. Некоторые водители вовсе считают, что только праворульный японский автомобиль действительно качественный и надежный. Якобы японцы делают их для себя намного лучше, чем для других стран. Так или иначе, на дорогах можно достаточно часто встретить праворульные автомобили.

Сами водители утверждают, что привыкнуть к правому рулю достаточно просто. Но возникает проблема безопасности при движении на трассе. Очень часто на наших загородных дорогах обгонять приходится по встречной полосе. И если из леворульного автомобиля она хорошо просматривается, то на «правом руле» приходится заезжать на встречную чуть ли не на пол кузова. Это стало одной из официальных причин ужесточения правил.

Уже сейчас гражданам запретили ввозить микроавтобусы с количеством мест более 8. В этот же список попала специальная техника и грузовые автомобили. С легковыми машинами ситуация чуть более «мягкая», но правила их ввоза планируют серьезно ужесточить, и легально ввести их будет проблематично.

Желающим ввести праворульный легковой автомобиль на территорию страны придется получать СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Выдают этот документ аккредитованные лаборатории, но уже сейчас понятно, что избежать проблем будет достаточно сложно.

Для получения свидетельства потребуется предоставить все необходимые документы в организацию и автомобиль. Эксперты проводят испытания и изучают машину на соответствие требованиям безопасности. Самая очевидная проблема — левосторонняя оптика. Фары не праворульных автомобилях светят вперёд и влево. У нас же слева располагаются не дорожные знаки, а встречная полоса. Автолюбителю придется устанавливать оптику от леворульного аналога, но и это не всегда возможно. Некоторые модели производятся исключительно с правым рулём.

Одна лаборатория уже сейчас работает на Дальнем Востоке, стоимость её услуг составляет 10 тысяч рублей за автомобиль. Получается, что формально ввоз праворульной машины будет возможен, но фактически сделать это будет сложно.

Основные плюсы такого автомобиля:
  1. Самым главным преимуществом таких автомобилей является их меньшая стоимость по сравнению с леворульными.
  2. Выход из автомобиля намного приятнее, особенно в том случае, когда на улице много луж. Владелец праворукого авто может выйти сразу на тротуар;
  3. Высокий уровень безопасности для ребенка. Ведь в таких авто детское сиденье располагается за водительским, и именно это место является самым безопасным в праворульных автомобилях. К тому же, высаживать ребенка сразу на тротуар намного удобнее, чем делать это на середине дороги;
  4. Нельзя не упомянуть и про парковку. Можно вплотную прижаться к правому борту леворульного авто, и это не помешает посадке/высадке за руль ни вам ни владельцу этого автомобиля.
К минусам такого авто нужно отнести:
  1. Затрудненный обгон;
  2. Если нужно остановиться на правой стороне дороги, а там заборчик или высокий бордюр, то может возникнуть проблема с выходом из машины;
  3. Но, самым главным минусом таких авто, является именно то, что к езде на таком авто в нашей стране нужно привыкать и достаточно долго.
Под угрозой запрета

Любопытно, что спрос на праворульные автомобили продолжает расти, несмотря на то, что многие годы они находятся под угрозой запрета. Официально подобные инициативы объясняются повышением уровня безопасности и сведением к минимуму «нестандартных» машин на российских дорогах.

Однако очевидно, что настоящая цель российских властей кроется в желании пересадить жителей Дальнего Востока, как самого автомобилизированного региона страны, на машины российского производства, тем самым поддержав отечественный автопром.

Новый ГОСТ с июля 2021 года и праворульные машины

А в июле 2021 года должен вступить в силу новый ГОСТ, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единично ввозимых автомобилей.

  • Для их проведения потребуются площадки для осмотра импортных машин, специальные разгонные полосы (до 120 км/ч), испытательные стенды и пр.
  • На открытие таких аккредитованных лабораторий (а их только в Приморском крае требуется как минимум 10) понадобится примерно 30 млн рублей.

И эти расходы, разумеется, отразятся на стоимости выдаваемых ими сертификатов, которая, по предварительным оценкам, может вырасти с нынешних почти 10 тысяч до 25-50 тыс. рублей.

В результате ввоз подержанных иномарок в нашу страну станет просто экономически нецелесообразен и очень быстро может сойти на нет. Однако это вовсе не решит так называемую проблему «правого руля», поскольку по российским дорогам будут по-прежнему колесить более 3,33 млн «праворулек», чуть более половины из которых эксплуатируются на Дальнем Востоке и порядка 40% — в Сибири. Более того, они продолжат активно перепродаваться на вторичном рынке.

«На сегодняшний день у нас только одна лаборатория, которая может производить испытания и выдавать сертификаты. Вряд ли за год ситуация кардинально изменится, и в Приморском крае будет действовать нужное количество лабораторий, чтобы успевать закрывать потребности рынка. К тому же непонятны суть и назначение нового ГОСТа в принципе. На территорию России практически ежедневно ввозятся одинаковые автомобили с пробегом, и на каждый из них требуется отдельный сертификат. В то же время официальные дилеры, продающие новые машины, проводят тестирование на один автомобиль и далее ввозят данную модель партиями. Очевидно, что данные меры приведут к ситуации с техосмотрами, когда все просто платят за бланки, но осмотры по факту не производятся. Для автолюбителей — это дополнительный налог, который бьет по карману семейного бюджета», — говорит директор компании «Таможенный портал» Роман Султанов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, маловероятно, что будет вводиться запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей в стране, ведь это может привести к социальному взрыву в обществе. К тому же на рынке «праворулек» заняты десятки тысяч людей, работают сотни компаний, выплачиваются налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому вряд ли ужесточение правил коснется только данного сегмента, а, скорее всего, дорожать будут все импортные автомобили с пробегом, и разница в стоимости между леворульными и праворульными машинами сохранится, хотя и немного уменьшится.

Так что можно с определенной уверенностью говорить о том, что праворульные автомобили еще долго будут пользоваться спросом в России, хотя бы потому, что всегда будут водители, которым такие машины нравятся больше других.

Новые правила регистрации праворульных автомобилей

Для получения ПТС автовладелец должен будет предоставить документы, подтверждающие то, что его ТС безопасно.

  • А получить их можно лишь после проверки авто в специализированной лаборатории.
  • На сегодняшний день положение дел в сфере праворульных авто определяет техрегламент Таможенного союза ЕАЭС ТР ТС 018/2011.
  • Он вводит запрет на производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации микроавтобусов с вместимостью более, чем 8 мест, и пассажирских автобусов категорий М2 и М3 с правым рулем.
  • Тот же регламент запрещает движение любых праворульных транспортных средств по территории Казахстана и Белоруссии.
  • Согласно ТР ТС 018/2011, под выпуском в обращение следует понимать разрешение неограниченного использования и распоряжения транспортным средством на всей площади Таможенного союза.

Что касается запрета на эксплуатацию легковушек, у которых руль расположен справа, то такового на сегодня в России нет.

На начало 2019 года в РФ было зарегистрировано почти 3,5 млн автомобилей с правым рулевым управлением.

  • При этом почти 90% из них эксплуатируются на Дальнем Востоке.

Новые правила предусмотрены новым регламентом Евразийской экономической комиссии.

  • Соответствующее решение было принято Коллегией от 29 января 2019 г. N19 и вступили в силу с 1 июля 2019 года.
  • Руководствоваться в обязательном порядке будут ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия».
  • И здесь эксперты уже отметили ряд существенных препон, в которых некоторые уже успели усмотреть реальную угрозу для праворульных ТС.
Как можно будет получить свидетельство безопасности
Что предусматривает новый регламент?

Новый регламент предусматривает для ввезенных в Россию автомобилей прохождение процедуры экспертизы, испытаний и исследований.

  • Когда владелец авто пересечет границу, он должен будет получить специальный сертификат безопасности, который, в свою очередь, позволит получить паспорт технического состояния.
  • Эта процедура возможна лишь в специализированной лаборатории, которая на сегодняшний день имеется только в Приморском крае.
  • Четкого алгоритма действий для собственника пока нет.
  • Но из того, что имеется в регламенте, становится ясно, что, скорее всего, автомобиль придется транспортировать на эвакуаторе до самой лаборатории.
  • И в случае успешной экспертизы – обращаться за получением ПТС.
  • Эта процедура одинакова для всех транспортных средств, ввозимых из-за границы, однако, ударит лишь по праворульным.
Дело в том, что такие авто не имеют VIN-номера.
  • А без него, даже если говорить гипотетически, эксперты лаборатории никаким образом не смогут получить данные сертификата Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) от производителя, чтобы сравнить с российским ГОСТ и подготовить резолюцию о том, что никаких доработок и интеграций техконструкция не претерпела.
  • То есть речь идет обо всей процедуре сертификации с самого начала. Учитывая, что через границу во Владивостоке в РФ каждый месяц проходит до пяти тысяч зарубежных автомобилей, можно предположить, что это обернется транспортным коллапсом. И это даже несмотря на то, что экспертам разрешено проводить выездную проверку.

В МВД уже заявили, что речи о запрете эксплуатации автомобилей с правосторонним рулевым управлением речи не идет. Однако автомобильные эксперты все больше сходятся во мнении, что новые технические требования ускорят процесс вытеснения праворульных авто с отечественного рынка.

Ссылка на основную публикацию