Какую ответственность несут лица без гражданства в 2021 году

Права лиц без гражданства на территории России

Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента. Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения. Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.

По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.

Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и граждане РФ обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.

Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.

Причины

К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.

Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:

  1. По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений. Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны. Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины. Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.
  2. При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».

Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.

  1. При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.

Выдворение из страны

По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.

Права и обязанности апатридов

Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.

Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.

Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.

В противном случае особу без подданства депортируют.

Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку. Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги. Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.

Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.

Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.

Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.

Предоставление больничного листа

Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.

Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении ГУВМ.

Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.

При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.

За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.

Пересечение границы

Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.

Вид на жительство в РФ

Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:

  1. Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
  2. Вид на жительство.
  3. Разрешение на временное проживание.
  4. Недействительный паспорт.

Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

Разрешение на временное пребывание в РФ

Получение вида на жительство

Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ГУВМ МВД с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.

Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ГУВМ. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.

Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.

Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.

Причины отказа

Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:

  1. Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники ГУВМ посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
  2. Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
  3. Наличие текущей или незакрытой судимости.

Получение гражданства

Согласно административным законам, каждый апатрид имеет право претендовать на получение гражданства РФ. Получить статус гражданина России можно лишь в том случае, если дееспособное лицо без гражданства прожило на территории этого государства в течение последних 5 лет.

Но существует и упрощённая схема получения гражданства. Она применяется в таких случаях, как:

  1. Дееспособное лицо без подданства имеет родителя, который проживает в России.
  2. Дееспособный апатрид ранее являлся резидентом Союза Советских Социалистических Республик.
  3. Особа, не имеющая подданства, родилась на территории СССР.
  4. Дееспособное лицо состоит в браке с резидентом России более 3 лет.

По упрощённой схеме получить статус резидента России возможно за 6 месяцев.

Новый указ о продлении мер по урегулированию правового положения иностранных граждан в России до 15 июня 2021 года: что мигрантам делать с документами с 16 декабря

15 декабря президент подписал новый Указ № 791 от 15.12.2020 г. о продлении до 15 июня временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан в России в связи с угрозой дальнейшего распространения коронавируса. Указ N791 вступил в силу в день подписания – 15 декабря 2020 года.

Согласно новому указу президента, до 15 июня 2021 года будет приостановлено течение сроков пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Иностранцам не нужно будет продлевать документы о временном пребывании на территории РФ, сроки постановки на учет по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания, а также продлевать вид на жительство в РФ.

Другими словами, в соответствии с новым указом президента, до 15 июня 2021 года будет приостановлено течение сроков действия документов, срок действия которых истекает в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года:

  • визы;
  • разрешения на временное проживание(РВП);
  • вида на жительство в РФ (ВНЖ);
  • миграционной карты с отметками о сроках действия;
  • удостоверения беженца;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в РФ;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ;
  • свидетельства участника Государственной программы переселения соотечественников.

Это означает, если срок действия любого из вышеуказанных документов истекает в период с 15 марта 2020 года до 15 июня, то документ автоматически будет действовать до 15 июня 2021 года.

Кроме того, в соответствии с новым указом президента, до 15 июня в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

  • о нежелательности их пребывания или проживания в стране;
  • о сокращении срока временного пребывания;
  • об административном выдворении за пределы РФ;
  • о депортации или реадмиссии;
  • о лишении статуса беженца или временного убежища;
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов на работу, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Важно! За исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших закон о государственной границе, а также иностранцев, создающих угрозу национальной безопасности России, в том числе, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя или занимающиеся террористической (экстремистской) деятельностью, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.

Также в период с 15 марта по 15 июня 2021 года приостановлено течение сроков:

  • нахождения за пределами РФ для лиц, имеющих РВП, ВНЖ или свидетельство Государственной программы переселения соотечественников;
  • добровольного выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение об административном выдворении, о неразрешении въезда или нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ.

До 15 июня 2021 года иностранные граждане, которые прибыли в РФ в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Что касается работодателей иностранных граждан, которые получили в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то до 15 июня 2021 года работодатели, выполняющие установленные ограничения и санитарно-эпидемиологические меры, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшим в Россию по визе. Разрешения на работу иностранным гражданам будут выдаваться со сроком действия по 15 июня 2021 года.

Также иностранным гражданам будет разрешен выезд из РФ на родину без транзитного проезда через другие государства по удостоверяющим личность документам, сроки действия которых истекли в период с 14 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.

Важно! Обратите внимание, что с 15 марта 2021 года весь вышеописанный порядок не будет распространяться на граждан иностранных государств, в том числе имеющих там вид на жительство, с которыми по состоянию на 15 декабря 2020 года возобновлено транспортное сообщение (кроме «вывозных» рейсов): Великобритании, Танзании, Турции, Швейцарии, Египта, Мальдив, ОАЭ, Казахстана, Киргизии, Республика Кореи, Кубы, Сербии, Японии, Сейшельских Островов, Эфиопии.

При возобновлении транспортного сообщения с другими иностранными государствами после 15 декабря 2020 года, указанный порядок не будет применятся в отношении граждан и постоянных жителей этих государств по истечению 90 суток с даты начала транспортного сообщения.

Полный текст Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791 “О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)” вы найдете по этой ссылке.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья об изменениях в правовом положении иностранных граждан в России в период с 15 декабря 2020 года по 15 июня 2021 года или поделитесь информацией о новом указе президента в соц. сетях:

Какую несут ответственность иностранные граждане и лица без гражданства

Каждый иностранец, который пребывает в России, должен обязательно соответствовать общим нормам и правилам, которые установлены настоящим российским законодательством в миграционной сфере.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждое правонарушение в этом контексте может в итоге обернуться наложением некоторых взысканий, поэтому нужно знать об ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за такие проступки. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Читайте также:  Кунья - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Что это такое

Данный термин на юридическом языке означает, что за нарушение определенных правил в вопросах миграции данные лица могут быть подвергнуты определенному наказанию. Иными словами, это приверженность иностранцев и людей, которые не имеют ни в одном из государств резидентства, законодательству той страны, в которой они проживают.

Здесь речь идет не только о нарушении миграционных законов – здесь также предусматривается ответственность и за другие нарушения, которые будут происходить на территории чужой для человека страны.

О правовом положении

Иностранцы являются лицами, которые имеют юридическую связь с определенным государством, а что касается лиц без гражданства, то такие люди не имеют подобной связи. Таких лиц еще в юриспруденции называют апатридами.

Главной особенностью правового положения репатриантов является подчинение двум основным правопорядкам – государства, где лицо имеет гражданства, а также государства, в котором он пребывает.

При этом признанные нормы и принципы публичного международного права выступают в качестве базы для правового статуса иностранцев.

Имеется при этом минимальный стандарт для обращения с лицами иностранного типа, который основывается на разных международных пактах, говорящих об экономических, политических и социальных правах.

В нем имеется несколько составляющих:

  1. Политические права имеют некоторые ограничения. В частности, репатрианты не могут использовать политические права, они не могут быть избранными и не имеют права голоса.
  2. Ограничения по исполнению воинского долга. Иностранцы не могут нести в стране пребывания воинской обязанности.
  3. Имеются различия в порядке приезда и отъезда граждан страны и иностранцев. К примеру, к гражданину страны не может быть применен запрет на въезд, в то время как иностранцы подвергаются подобному наказанию.
  4. Равная уголовная ответственность репатриантов, как и у основных граждан страны.
  5. Защита консульского и дипломатического характера репатриантов, которая осуществляется в стране согласно действительному законодательству.

При этом правовое положение физлиц будет определено национальным законодательством и международными соглашениями.

В России в данном контексте определяющими будут являться следующие нормативные акты:

  1. ФЗ «О правовом положении иностранцев».
  2. ФЗ «О гражданстве России».
  3. ФЗ «О миграционном учете иностранцев».

Видео: За нарушение миграционного законодательства

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Наиболее явным признаком проявления ответственности иностранцев и апатридов является выдворение за пределы государства, которое по-другому называется депортацией. Иными словами, это высылка человека в принудительном порядке за пределы страны. При этом данная мера производится обычно в сопровождении конвоя.

Депортация имеет определенный порядок по применению, который имеет жесткую регламентацию.

Согласно настоящему законодательству, иностранец будет подвержен этой мере при следующих ситуациях:

  1. При сокращении срока пребывания в государстве иностранцу, в то время как он не совершил выезд в течение 3 дней.
  2. При аннулировании РВП или ВНЖ, а иностранец не смог покинуть страну за 15 дней после этого.
  3. При принятии решения о нежелательности нахождения репатрианта в РФ.
  4. При выявлении ВИЧ-инфекции у репатрианта.

При этом иностранец может не допускать нарушения законов, чтобы быть в итоге депортированным.

Данная процедура характеризуется следующими обстоятельствами:

  1. Наличие госпринуждения, которое предназначено для ограничения свобод и прав иностранцев в РФ.
  2. В качестве субъектов депортации являются репатрианты и апатриды.
  3. Может применяться по основанию решения исполнительной власти.
  4. Не является наказанием административного характера.
  5. Может применяться за неправомерное или правомерное деяние.

Как получить гражданство Австрии? Найдете по ссылке.

Административное выдворение

Данная мера характеризуется следующими особенностями:

  1. Направление на ограничение свобод и прав репатриантов и апатридов в РФ.
  2. В качестве субъектов выдворения должны выступать только апатриды и репатрианты.
  3. Выдворение может быть осуществлено исключительно за административное правонарушение.
  4. Решение о данной мере может быть принято только односторонне. Назначается судьей, либо определенными должностными лицами, когда нарушение совершается при приезде в страну. Постановление согласно выдворения должно выноситься без какого-либо государственного согласования.
  5. Не является применимым к иностранцам, несущим военную службу.
  6. Исполнение по принятому решению рассматриваемого характера предполагает контроль за выездом, осуществляемый за счет физлица или юрлица, которое пригласило гражданина или же в принудительном порядке.

За несоблюдение правил

В целом, несоблюдение правил, которые установлены российским законодательством, грозит как выдворением, так и депортацией. Все зависит только от степени тяжести совершенного проступка, а также от итогового решения, которое было принято компетентными лицами.

Стоит понимать, что самая малая провинность административного характера, которая может быть совершена иностранцем, также обязательно будет сопровождаться наказанием. В частности, это будет штраф.

Все зависит от того, какое нарушение будет совершено, и что именно предпримут по итогу его рассмотрения компетентные лица. В большинстве случаев вынесением наказания занимаются сотрудники миграционных служб, поскольку этот вид деятельности находится именно в их полномочиях.

Несмотря на то, что в целом российская миграционная политика в последнее время претерпевает изменения, которые касаются ужесточения порядков регистрации и получения определенных документов иностранцами, штрафы и прочие взыскания ужесточены не были.

Согласно мнениям специалистов миграционных служб, действительные взыскания и так являются достаточно серьезными, и в нынешнее время нет никакой необходимости в том, чтобы их ужесточить еще сильнее.

Беженец

Те лица, которые приезжают в Россию для того, чтобы найти в нашей стране политическое убежище, не являются теми лицами, которые могут спокойно совершать проступки административного типа на территории государства безнаказанно.

Соответственно, те виды наказаний, которые предполагаются для иностранцев и апатридов, будут также распространяться и на тех людей, которые получили статус беженцев.

Здесь имеется одна небольшая ремарка. Дело в том, что у беженцев имеется возможность получения гражданства в упрощенном режиме.

Это значит, что если такой человек, получивший российский паспорт, совершил правонарушение, подразумевающее выдворение из пределов страны, то он будет являться по отношению к нему неприменимым, потому что к российским гражданам подобные решения не могут иметь какого-либо отношения.

Вынужденный переселенец

Имеется и такая категория лиц, которые должны вынужденно переселяться в Россию. Но, несмотря на такой статус, за совершенные тяжелые проступки, которые требуют немедленного выдворения, в основном выносится решение о депортации такого человека.

Правда, наибольшую роль при вынесении решения здесь играет именно тяжесть совершенного нарушения, и нередки случаи, когда гражданин подобной категории отделывался внушительным штрафом.

Но если у переселенца обнаруживали серьезное заболевание, несущее угрозу остальному народу, он немедленно выдворялся за пределы страны.

Плюсы и минусы гражданства Австралии. Найдете здесь.

Пробный тест на гражданство рф. Узнайте далее.

В настоящее время российское миграционное законодательство регулярно претерпевает серьезные изменения. Чаще всего они касаются порядков проведения регистрации и выдачи каких-либо документов, однако в предстоящем будущем российские власти обещают пересмотреть и ответственность не только самих российских граждан за правонарушения, но также и иностранцев, что должно привести к повышению уровня безопасности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Жизнь человека без гражданства (апатрида)

От 12 до 15 миллионов человек на нашей планете не имеют гражданства ни одной страны мира. Это число сравнимо с численностью среднего европейского государства, к примеру, Греции или Бельгии. В юридической лексике есть термин, обозначающий статус личностей, не имеющих правовых отношений с государством, – «лицо без гражданства» или «апатрид».

Как теряют гражданство

Впервые об апатридстве заговорили в Лиге Наций. Термины «апатриды» и «лица без гражданства» – являются синонимами. Эти понятия были введены, чтобы определить статус беженцев, появившихся в большом количестве после Первой мировой войны. Два договора – Конвенция о статусе апатридов и Конвенция о сокращении безгражданства формулируют правовое положение апатридов, живущих в странах, подписавших указанные международные документы.

Апатридство бывает абсолютным и относительным. Если человек рождается лицом без гражданства, то это абсолютный апатрид, если гражданство было утеряно по разным причинам, то относительный апатрид. После выяснения, как называется человек без гражданства, целесообразно определить, какие причины приводят к этому положению. К таковым относят такие ситуации:

  • ребенок автоматически становится апатридом, если его отец и мать обладают этим статусом. Исключением становится ситуация, когда человек рождается в стране, в которой новорожденного признают своим гражданином по «праву почвы» ;
  • если были предоставлены документы с ложной информацией. Например, люди поженились для того, чтобы один из брачующихся получил гражданство. После раскрытия подобной аферы предоставленный статус может быть аннулирован;
  • когда человек добровольно отказывается быть гражданином государства. Часто так происходит, когда подаются документы на гражданство. Человек находится в неоднозначном положении: пока приобретается новый статус, он лишается имеющегося и становится временным апатридом. Но если его прошение не одобрят, ему ничего не остается, как стать лицом без гражданства;
  • в ситуации, когда происходит распад страны, ее завоевание или она входит в состав другой. Яркий пример такого прецедента – распад СССР;
  • государство может отнять гражданство принудительно, если человек уличен в шпионаже, иных противоправных деяниях. Часто процедура сопровождается экспатриацией (выселением).

Еще гражданин может быть лишен гражданства РФ, если он сообщал заведомо неверную информацию в период подачи документов на гражданство, и его настоящей целью было желание проводить террористическую деятельность в России, захватывать заложников, создавать незаконные вооруженные формирования.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

Законодательные акты, в которых прописаны права и должные, безусловные для выполнения действия (обязанности) апатридов, в каждой стране имеют свою специфику. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ практически однозначен, но есть несколько моментов, которые их отличают:

  • апатридам не предоставляют покровительство в диппредставительстве;
  • иностранец всегда находится в правовом поле страны, где он пребывает на определенный момент и своей официальной родины. Апатрид же состоит только в компетенции страны местопребывания;
  • иностранец имеет паспорт, а апатрид не может документально доказать свою взаимосвязь с государством.

В остальном иностранцы и апатриды имеют одинаковые права, обязанности и ограничения. Как и иностранных граждан, их не призывают в армию, не предоставляют права голоса, не разрешают занимать юридические и некоторые другие должности.

В законе №62-ФЗ о лицах без гражданства сказано, что Россия поддерживает принятие ее гражданства апатридами, находящимися в ней (п. 6 ст. 4).

Кроме того, дети, родившиеся от апатридов в границах страны, становятся россиянами по «праву почвы» (п. «г» статьи 12 ФЗ-62).

Что нужно знать апатридам: Видео

Права и обязанности человека без гражданства

Обязанности и права лица без гражданства в России упоминаются практически во всех федеральных законах, но подробнее и основательнее остальных в законах об иммиграционном учете (№ 109-ФЗ от 18.07.2006), о гражданстве (№ 62-ФЗ от 31.05.2002), о положении иностранцев (ФЗ № 115 от 25.07.2002) и, конечно, в Конституции РФ. Законы России не ущемляют в правах лица без гражданства, и даже наоборот, представляют им более широкий диапазон прав, чем в других странах. Апатрид вправе:

  • подать прошение о вступлении в гражданство (ст. 13, 14 ФЗ-62);
  • получить медицинскую помощь, не оплачивая ее, если прошел процедуру страхования. А застраховаться он может, если у него есть вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП);
  • выбирать место, где он будет жить (правда, для нахождения на определенных территориях ему следует иметь разрешение);
  • работать и зарабатывать (для трудоустройства апатрид должен обязательно пройти дактилоскопическую регистрацию);
  • исповедовать свою веру и придерживаться своих взглядов;
  • получать образование (бесплатно или платно), согласно № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст. 78, и государственную стипендию.

Главные обязанности апатрида: он должен уважать и соблюдать Конституцию и законодательство России. Апатрид не вправе голосовать на выборах и создавать свои политические партии, замещать государственные должности, служить в армии России.

Апатрид должен выплачивать налоги. Они такие же, как действующие налоги для граждан РФ, кроме того, апатриды имеют право на налоговые вычеты. Уплачивается налог 3 равными долями до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября. Работодателем за такое лицо уплачиваются страховые взносы в размере 1,8 %. Если они выплачивались не меньше полугода до наступления страхового случая, то апатрид вправе получить пособие по временной нетрудоспособности.

Поэтому ответ на вопрос, касающийся того, можно ли жить без гражданства, вполне утвердительный. Правда, сложностей из-за отсутствия гражданской принадлежности к конкретной стране тоже вполне предостаточно. Так как у апатрида нет внутреннего паспорта, могут возникнуть проблемы при получении различных услуг в госучреждениях. Работать он должен тоже легально – за нарушение миграционных и трудовых законов его могут выдворить из страны.

Удостоверение личности для пересечения границы

Чтобы жить в России, въезжать или выезжать из страны апатрид должен иметь определенные удостоверения. В ст. 10 ФЗ № 115 установлены следующие документы, удостоверяющие личность лица без гражданства:

  • паспорт или иное свидетельство, идентифицирующее его личность, предоставленные иностранной страной (Россией этот документ тоже должен быть признанным);
  • РВП;
  • ВНЖ;
  • документ, подтверждающий личность апатрида на то время, пока рассматривается его заявление на гражданство;
  • свидетельство, подтверждающее, что ему предоставлено временное убежище.

Для пересечения границы лицу без гражданства не нужен биологический паспорт. Действительным документом является только виза, а ее получить можно лишь при условии наличия приглашения, которое оформляет российская сторона.

Первые шаги по легализации в России

В статье 11 ФЗ-62 указаны основания для приобретения гражданства РФ. Апатриду можно стать россиянином при следующих условиях:

  • он был раньше гражданином СССР (на 05.09.1991 и ранее);
  • получил паспорт РФ до 1.07. 2002 года и не обрел гражданства;
  • он не гражданин другой державы и располагает документами, позволяющими ему проживать в ней.

Разберем поэтапно, как лицу без гражданства получить гражданство РФ. Во-первых, зарегистрироваться в ГУВМ МВД (бывшае ФМС); во-вторых, получить РВП, а затем ВНЖ, и последнее – стать гражданином.

Апатрид вправе подать заявление о гражданстве, не обладая РВП и ВНЖ. Перед началом легализации сотрудники ГУВМ МВД будут проверять личность апатрида на наличие в его биографии правонарушений и фактов выдворения из страны.

ВНЖ в РФ для апатридов

Вид на жительство – это очень важный для апатрида документ, который:

  • дает ему право беспрерывно проживать в РФ;
  • подтверждает его личность;
  • позволяет ему пересекать границу.

ВНЖ значительно облегчает трудоустройство лиц без гражданства РФ. Процедура получения происходит так, как описано далее.

  1. Готовятся документы для получения ВНЖ и оформляется заявление.
  2. Они передаются в региональное ГУВМ МВД.
  3. После их рассмотрения и одобрения заявителю направляется уведомление о принятом решении. Рассматриваться заявление будет от 15 дней до полугода, все зависит от статуса заявителя.
  4. Уплачивается госпошлина и выдается зеленая книжечка с ВНЖ.

Не только для получения официальной работы оформляют ВНЖ, этот вопрос важен и тому, кого интересует, как иностранному студенту получить гражданство РФ. До получения ВНЖ апатриду необходимо прожить в России не меньше одного года вместе с РВП в качестве основания для проживания.

Причины отказа в выдаче

Отказать в выдаче ВНЖ могут, если будет установлено, что человек представляет угрозу России, ее конституционному строю, ее гражданам. Если выяснится, что он спонсирует, организует и участвует в террористических операциях, был неоднократно депортирован из страны, представил ложные сведения при получении вида на жительство и ряд других случаев, которые описаны в п. 1 ст. 9 ФЗ № 115.

Читайте также:  Всё об общем собрании жилищного кооператива: образец протокола, участие членов ЖСК и особенности голосования

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Получение гражданства РФ

Выше было описано, как апатриду получить гражданство РФ. После получения ВНЖ следует написать заявление и лично отнести его в территориальное УВМ. Для лиц без гражданства при определенных условиях предусмотрен и упрощенный порядок получения гражданства. Например, если один из его родителей уже россиянин, либо апатрид имел советское гражданство. Вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • подтверждающие личность апатрида (их можно получить после процедуры установления личности;
  • свидетельство о рождении, свое и детей, не достигших 18 лет;
  • согласие детей на прием в гражданство;
  • любые документы, доказывающие, что человек прибыл в РФ до 1 ноября 2002 и находился в стране до подачи заявления;
  • заключение МВД о том, что гражданину ранее не предоставлялось российское гражданство.

Если лицо недееспособное, то предоставляется его свидетельство о рождении, паспорт (если он есть), акт органов опеки, в котором указано, что заявитель является его законным опекуном. После принятия документов, апатриду будет выдана справка, с перечислением полученных документов и свидетельство, которое будет удостоверять его личность, пока рассматривается поданное им заявление. Если при заполнении заявления возникли сложности, существует множество юридических фирм, которые за определенную плату оказывают помощь лицам без гражданства.

Штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства

Как граждане России, как иностранные граждане, обязаны своевременно получить регистрацию по месту своего жительства. Сделать это нужно в определённый срок, зависит который от того, временное это место жительства или постоянное. В случае отсутствия прописки, нарушителям грозит привлечение к административной и уголовной ответственности. В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства в 2021 году.

Место жительства

Под местом жительства в России понимают жилой объект, в котором гражданин на законных основаниях проживает постоянно или преимущественно. Для лиц не достигших совершеннолетия это место совпадает с местом жительства одного из родителей.

Если гражданин свое место жительства меняет, он обязан зарегистрировать это в госорганах. В случае отсутствия регистрации по месту жительства, гражданина ожидают неприятные последствия, причем не только в виде штрафа. Если у гражданина нет регистрации, он не вправе пользоваться различными госуслугами, включая сферу образования и здравоохранения. Это также является одной из причин, почему нужно своевременно прописаться (Читайте также статью ⇒ Что такое постоянное место жительства (ПМЖ) в России в 20218).

Срок, в который нужно зарегистрироваться

В том случае, если гражданин меняет свое место жительства, он обязан оповестить об этом госорганы и пройти регистрацию в течение 7 дней. Если это требование законодательства нарушается гражданина ждут неприятные последствия, как правило, это штраф за нарушение сроков прописка, размер которого будет отличаться в зависимости от обстоятельств. Причем к ответственности будет привлечен не только сам нарушитель, но собственник жилья, в котором он проживал без регистрации.

В том случае, если гражданин прибыл по новому адресу не для постоянного проживания, то срок для регистрации составляет 90 суток. По прошествии этого периода необходимо обратиться для получения временной регистрации в миграционную службу. Иначе нарушителю и собственнику жилья также грозит штраф.

Штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства в 2021

Как правило, за нарушение в сроках регистрации по месту жительства гражданам грозит административное наказание (ст. 19.2.5 КоАП РФ), но в некоторых случаях граждан могут привлечь и к уголовной ответственности. Причем, и административные правонарушения могут иметь достаточно серьезные последствия. Например, для граждан РФ они могут заключаться в запрете на выезд за границу, для иностранных граждан последствия могут быть еще более серьезными. При неоднократном нарушении иностранному лицу могут отказать в продлении разрешения на нахождение в РФ, либо даже выслать из России.

За отсутствие регистрации по месту проживания ответственность несёт не только гражданин, проживающий без официального оформления, но и иные лица, которые обязаны не допустить это нарушение. Такими лицами являются собственники жилого объекта, либо должностные лица организаций, которые предоставили жильё. Размер штрафа за отсутствие регистрации будет зависеть от категории граждан, признанных нарушителями, а также от города, в котором это нарушение совершенно.

Важно! Штраф за проживание в квартире без прописки составит 2000 – 3000 рублей. Если нарушения произошло в Москве либо Санкт-Петербурге, то штраф уже будет 3000 – 5000 рублей. Собственник этой квартиры должен будет заплатить штраф 2000 – 5000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге 5000 – 7000 рублей.

Штраф для должностного лица составит 25 000 – 50 000 рублей, соответственно, в Москве и Санкт-Петербурге – 30 000 – 50 000 рублей. На организацию, предоставившую жильё нарушителю штраф составит 250 000 – 750 000 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге – 300 000 – 800 000 рублей.

Помимо штрафов за отсутствие регистрации, существуют также штрафы, которые связаны с этим нарушением. Речь идёт о том, что собственники жилых помещений обязаны сообщать что на их территории живёт лицо без регистрации. В том случае если они этого не сделают, штрафы будут следующими:

  • 2000 – 3000 рублей для собственника физического лица, 3000 – 5000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге;
  • 4000 – 5000 рублей для юридического лица, 7000-10000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге.

Когда штраф за отсутствие регистрации не взымается

Согласно статье 19.18.2 КоАП РФ в некоторых случаях нарушитель освобождается от уплаты штрафа, например:

  • Граждане, являющиеся родственниками первой линии, зарегистрированные в этом жилье;
  • Собственники помещений, если проживающие в них граждане зарегистрированы в этом же субъекте РФ.

Штраф за отсутствие регистрации у ребёнка

В случае отсутствия регистрации ребёнка, штраф будет такого же размера, какой предусмотрен для взрослого гражданина. Разница будет только в том, что платить его обязаны родители или опекуны. Правила регистрации точно такие же, как и у взрослых граждан. Исключение составляют новорождённые дети. Согласно законодательства, зарегистрировать их необходимо в течение одного месяца после рождения.

Ответственность за нарушение регистрации по месту жительства в 2021 для иностранного гражданина

На основании закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», данная категория лиц обязана зарегистрироваться по месту жительства срок до семи дней с момента оформления РВП или ВНЖ. При этом следует помнить, что особых штрафных санкций для иностранцев за такое нарушение не предусмотрено. Они несут ответственность наравне с гражданами РФ. Однако, в случае неоднократного нарушения, им может грозить аннулирования разрешений.

Фиктивная регистрация

Иностранному гражданину регистрации необходимо первую очередь для получения разрешение на пребывание в России и на работу. В связи с этим, довольно частым нарушением становится фиктивная регистрация. В этом случае иностранный гражданин подает заведомо ложные сведения о месте своего проживания. Особо предприимчивые граждане России пытаются заработать на этом и прописывают в своей квартире до сотни человек. При обнаружении фиктивной регистрации, наказание будет следующее:

  • Штраф 100 000 – 500 000 рублей;
  • Удержания зарплаты (дохода) течение трёх лет.

Что делать если собственник жилья отказывается прописывать

Несмотря на то, что собственники жилья, в котором проживают незарегистрированные граждане также несут ответственность, они не всегда идут навстречу и прописывать этих лиц. Конечно, проживающие в квартире граждане могут указать на размеры штрафных санкций, но в этом случае собственник жилья может попросить освободить квартиру. Влиять на это невозможно, лучше найти для себя другое жильё, в котором будет возможность зарегистрироваться.

Порядок оплаты штрафа

Оплатить штраф за отсутствие регистрации по месту жительства можно в любом отделении банка, либо на почте. Реквизиты для оплаты штрафа можно получить в отделении ГУВМ МВД по месту своего проживания. Как правило, в отделениях банка также представлены эти реквизиты, поэтому возможно дополнительно обращаться миграционные органы не потребуется.

Штраф за просроченную прописку

В законодательстве РФ нет такого юридического термина, как «просроченная регистрация». Выписать штраф по такому юридическому основанию невозможно. Ведь доказать просрочку прописки будет очень сложно.

Однако, в этом деле есть несколько нюансов. Так, если гражданин РФ снимается с регистрационного учета по прежнему адресу проживания, то ему надо прописаться в новом месте на протяжении 7 дней. Если новое жилье — временное, то здесь необходимо оформить прописку в течение 90 дней (ст. 5, 6 Закона РФ № 5242-1-ФЗ) . Однако, после «просрочки» прописки законный срок не действует, ведь отсчет времени будет начат со дня, когда новый жилец въехал в новую квартиру (частный дом).

Важно! Таким образом, если адрес того дома, куда переехал гражданин, долго остается неизвестным, наложить штраф за нарушение Закона РФ № 5242-1-ФЗ будет невозможно. Однако, если все же известно, по какому адресу находиться новое жилье, прописку необходимо сделать на протяжении 1 недели со дня въезда в квартиру (частный дом). Иначе, на правонарушителя будет наложен соответствующий штраф.

Размер штрафа при отсутствии регистрации по месту жительства более 7 дней

Если после переезда в новое жилье прописка не оформлена более 7 дней, это считается прямым нарушением Закон № 376-ФЗ . Основные размеры штрафов приведены ниже в таблице ( ст.19.15.1 КоАП РФ ).

Категории правонарушителейРазмер штрафа
1Физлица2-3 тыс. р.
2Наниматели, собственники, сдающие в найм свое жилье лицам без прописки2-5 тыс. р.
3Юр. лицо (компания), предоставляющее в аренду жилье лицам без регистрации250-750 тыс. р.

Аналогично для граждан, проживающих в Санкт-Петербурге и в Москве, законодательством РФ установлены следующие суммы штрафов:

  • физлица — 3-5 тыс. р.;
  • наниматели, собственники жилья — 5-7 тыс. р.;
  • юр. лицо — 300-800 тыс. р.

Важно! Следовательно, если вовремя не прописаться в своем новом жилье, то можно получить немалый штраф.

Штраф в случае, если в паспорте нет штампа о регистрации по месту жительства более 2, 3 и более лет

Согласно ст. 6 Закона РФ № 5242-1-ФЗ ., прописаться в новой квартире (частном доме) надо в течение 1 недели после въезда. Если этого не сделать, можно получить немалый штраф в размере, приведенном в ст. 19.15.1 КоАП . В случае отсутствия штампа в паспорте на протяжении 2, 3 и более лет, сумма штрафа никак не изменится .

Можно ли обжаловать штраф за отсутствие регистрации в суде

Если гражданин без прописки считает, что его незаконно оштрафовали, он вправе подать иск об отмене соответствующего постановления ФССП. Документ ФССП вступает в юридическую силу на протяжении 10 дней ( ст. 122 Закона РФ № 229-ФЗ ).

Важно! При подаче иска об отмене постановления ФССП необходимо ссылаться на действующие законы, которые действительно были нарушены. Иначе, решение службы судебных приставов останется в силе, а правонарушителю придется заплатить штраф.

Можно ли жить без регистрации по месту жительства

Законодательством РФ установлены 2 вида прописки:

  1. По месту пребывания. По-другому прописка называется временной.
  2. По адресу проживания (постоянная).

При переезде в новую квартиру (частный дом) надо на протяжении 1 недели обратиться в паспортный стол и оставить заявление на получение прописки ( ст. 6 Закона РФ № 5242-1-ФЗ ). На рассмотрение заявки дается 30 дней (ст. 6, 12 Закона РФ № 59-ФЗ). Затем, гражданину возвращается его личный паспорт, в котором должен стоять штамп с постоянной пропиской. Несовершеннолетнему лицу выдается свидетельство.

Важно! Жить без прописки можно 7 дней как максимум (без временной — 3 мес.). Иначе, правонарушитель будет оштрафован по ст.19.15.1 КоАП .

Штраф для собственника квартиры, допустившего проживание граждан без прописки

Отсутствие прописки наказуемо как для самого жильца, так и для нанимателя и собственника жилья, допустившего проживание не прописанных лиц.

Суммы штрафов для собственника и нанимателя жилья приведены ниже в таблице ( п. 1, 2 ст. 19.15.1 КоАП ).

Категории правонарушителейРазмер штрафа
1Граждане2-3 тыс. р.
2Компания4-7 тыс. р.
3Физлица (в Москве, Санкт-Петербурге)3-5 тыс. р.
4Юр. лица (в 2 столичных городах)7-10 тыс. р.

Важно! Под штрафные санкции попадают следующие собственники жилья: граждане — владельцы (наниматели) жилья и юр. лица (компании).

Уголовная ответственность за отсутствие регистрации

В 2013 г. Законом РФ № 376-ФЗ в УК РФ была добавлена ст. 322.2, устанавливающая уголовную ответственность за отсутствие регистрации. В соответствии с указанной статьей, теперь гражданин без прописки может быть оштрафован на крупную сумму денег или даже посажен в тюрьму. Основные виды уголовного наказания приведены ниже в таблице.

Вид уголовного наказанияПояснения
1Штраф100-500 тыс. р., или зарплата (иной ежемесячный доход) за 3 года
2Отправление на принудительные работыНа 3 года с последующим лишением работы на 3 года или без такового
3Лишение свободыНа 3 года как максимум с лишением права в течение 36 месяцев после выхода из тюрьмы работать по своей профессии или без такового

Важно! Что делать гражданам, чьи действия квалифицируются по ст. 322.2 УК РФ ? Ответ очевиден: помочь правоохранительным органам раскрыть преступление по данной статье. Помощь следствию и отсутствие в своих действиях иного преступного умысла помогут не попасть в тюрьму и избежать крупных штрафов.

Типичные ошибки по теме «Штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства»

Ошибка: Недавно я переехал в другой город. Зато у меня есть постоянная прописка там, где я родился и вырос. Поэтому штрафы мне не грозят.

Это заблуждение. Только если вы проживаете у своих родных и близких, то штрафа не будет. Причем родство нужно будет доказать. В ином случае, вас оштрафуют на 2 000 – 3 000 р.

Ошибка: 2 года назад был снесен мой дом, и я переехал в новый, в том же поселке. По новому адресу у меня до сих пор нет прописки. Однако, меня все равно ни за что не оштрафуют.

Нет, это не так. Даже если дом был снесен, за отсутствие прописки все равно налагается штраф ( ст. 19.15.1 КоАП ).

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме «Штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства»

Вопрос: Я продал квартиру и снялась с регистрационного учёта. Я планировал купить новое жилье сразу после продажи старого. Однако, в этот момент ввели режим самоизоляции и банк задержал оформление сделки купли-продажи на 21 день. Все это время я нигде не прописан, потому что мне негде жить. Грозит ли мне штраф?

Ответ: Штраф за отсутствие прописки на вас не наложат. Ведь вы не виноваты в том, что в стране был введен режим самоизоляции по ковиду, в результате чего банк задержал оформление сделки. Это ситуация является форс-мажором.

Вопрос: Меня выписали из квартиры 1,5 года назад. Однако, я об этом узнала только сегодня. Грозит ли мне штраф за отсутствие регистрации?

Ответ: Нет, штрафа не будет. Ведь административному наказанию подвергаются только при виновном поведении. Только вам нужно будет документально доказать, что вы не знали о выписке из своего дома.

Статья 12 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Читайте также:  ПФР Республика Дагестан, Магарамкентский район, с. Магарамкент, ул. Ленина, 1: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 12 УК закреплен принцип гражданства, согласно которому действие уголовного закона распространяется на строго определенный в законе круг лиц – граждан РФ и постоянно проживающих в Российской Федерации лица без гражданства.

Принцип гражданства вступает в действие при наличии следующих условий:

  1. совершение преступления на территории иностранного государства;
  2. совершение преступления против интересов, охраняемых УК;
  3. деяние признается преступлением по УК, и при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления;
  4. в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Принцип специальной миссии вступает в действие при совершении преступлений следующих категорий:

  • против военной службы (гл. 33 УК);
  • общеуголовных, совершенных на территории воинских частей против военнослужащих или иных граждан РФ.

За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

Принцип защиты действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если:

  • привлекаются к ответственности на территории РФ;
  • преступление совершено на территории иностранного государства, приговор по которому в иностранном государстве не вынесен; преступление направлено против интересов РФ.

Согласно принципу универсальной юрисдикции иностранный гражданин и лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Принцип универсальной юрисдикции действует, если:

  • лицо привлекается к ответственности на территории РФ;
  • преступление совершено на территории иностранного государства;
  • лицо не было осуждено в иностранном государстве;
  • совершено международное преступление или преступление международного характера.

К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др.

Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

Аналитика Публикации

Банк между двух огней: риски неисполнения и неправомерного исполнения исполнительного документа

На первый взгляд исполнение требований исполнительного документа — рутинная операция, которая не должна вызывать серьезных споров: процедура исполнения, в том числе ответственность банков за неправомерные действия, законодательно урегулирована. Тем не менее, судебная практика показывает, что не все так однозначно.

В соответствии с нормами Закона о банках[1], Закона об исполнительном производстве[2], Положениями Банка России № 285-П и № 383-П кредитные организации обязаны незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительных документах или постановлениях судебных приставов-исполнителей требования о взыскании денежных средств. В соответствии с позицией Центрального банка Российской Федерации[3] незамедлительно – значит не позднее рабочего дня, следующего за поступлением таких документов.

В соответствии со статьей 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Законодатель перечислил конкретные требования, предъявляемые к заявлению взыскателя. Так, в заявлении должны содержаться:

реквизиты банковского счета взыскателя для перечисления;

ФИО, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН либо данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина;

наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.

Когда банк вправе задержать исполнение?

Не исполнить исполнительный документ кредитная организация может в случаях:

когда на счетах должника отсутствуют денежные средства;

когда на денежные средства на указанных счетах наложен арест;

в иных случаях, предусмотренных федеральным законом[4].

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона об исполнительном производстве кредитная организация вправе задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности либо достоверности сведений в случае наличия обоснованных сомнений, но не более чем на семь дней. При этом незамедлительно приостанавливаются операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию. Важно понимать, что суды, оценивая правомерность приостановления исполнения, требуют подтвердить обоснованность сомнений в достоверности сведений. В противном случае существует высокий риск присуждения компенсации убытков в пользу взыскателя, если действия или бездействие организации привели к реальной невозможности исполнения судебного акта.

К такому выводу пришли суды, например, в рамках дела № А40-69191/2017[5]. Взыскатель направил в банк исполнительный документ вместе с заявлением, которое соответствовало требованиям закона. Банк приостановил исполнение переданного ему документа, сославшись на положения закона и рекомендации Банка России. После проверки кредитная организация уведомила взыскателя о недостаточности средств на счете должника.

При рассмотрении дела выяснилось, что на момент предъявления исполнительного документа денежные средства имелись на счете в достаточном размере. Банк пытался обосновать свои сомнения в подлинности исполнительного листа: указал на то, что на сайте картотеки арбитражных дел отсутствовали сведения о вступлении решения в законную силу, а также информация о серии и номере исполнительного листа.

Суды, удовлетворяя требования истца, пришли к выводу о неправомерности действий банка, так как:

размещенное в сети Интернет решение по делу идентично предъявленному исполнительному документу;

подлинный исполнительный лист изготовлен с учетом инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, содержит сведения о вступлении судебного акта в законную силу;

материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист с запросами о предоставлении сведений какого-либо характера.

При этом банк не представил доказательства проведения проверки подлинности исполнительного документа.

Каковы последствия?

В случае признания действий банка неправомерными финансовые потери для нарушителя могут быть значительными. В соответствии с частью 2 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф зависит от размера подлежащей взысканию денежной суммы и может достигать одного миллиона рублей. Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность наложения судебного штрафа на организацию в случае ее неправомерных действий. В данном случае штраф может достигать ста тысяч рублей. Дополнительным негативным последствием в виде финансовых потерь для кредитной организации, неправомерно не исполнившей исполнительный документ, является возможность взыскания убытков со стороны взыскателя по документу.

Анализ приведенных правовых норм показывает, что банки обязаны незамедлительно исполнять поступающие к ним исполнительные документы и существенно ограничены в выборе оснований для отказа в исполнении предъявленного документа. В то же время высок риск взыскания убытков со стороны клиента в случае неправомерного списания денежных средств.

Например, Арбитражный суд Московского округа по одному из дел[6] признал обоснованным иск клиента к банку о взыскании убытков в виде реального ущерба за списание денежных средств по поддельному исполнительному документу.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что банк исполнил поддельный исполнительный лист, ограничившись формальной проверкой по внешним визуальным признакам и полноте реквизитов, установленных Законом об исполнительном производстве. Суд указал на то, что в данной ситуации банк является субъектом профессиональной предпринимательской деятельности в области проведения операций по счетам клиентов, осуществляющим их с определенной степенью риска. Соответственно, банк должен нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных неправильным списанием принадлежащих истцу денежных средств.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что действия, предпринятые банком, не были достаточными для установления подлинности спорного исполнительного документа.

В другом аналогичном деле суды пришли к выводу, что непроведение банком проверочных мероприятий по факту выдачи исполнительного листа и обоснованности предъявления его к исполнению, а также непринятие дополнительных меры защиты (смс-информирование, запрос по системе банк-клиент) является противоправным поведением ответчика в форме бездействия[7].

Что учитывать при проверке исполнительного листа?

Наиболее частыми основаниями для отказа банка являются ошибки, допущенные в предъявляемом взыскателем заявлении или исполнительном документе. Так как закон содержит строго определенные требования, то банк обязан проверить, соответствуют ли заявление или документ таким требованиям.

Например, в деле № 40-75776/2014[8] суды отказали в признании незаконными действий банка по возврату исполнительного листа без исполнения.

Из обстоятельств дела следует, что организация обратилась в банк с заявлением об исполнении исполнительного документа. К заявлению была приложена доверенность на представителя. Банк возвратил исполнительный лист и приложенные документы заявителю без исполнения, указав, что:

доверенность на представителя подписана лицом, которое не указано в качестве единоличного исполнительного органа на официальном сайте ФНС;

документы, подтверждающие полномочия подписанта к заявлению не приложены, не подтверждены обществом и данными единого государственного реестра юридических лиц.

Суды пришли к выводу, что действия банка были правомерными, так как закон требует[9] предоставлять сведения о взыскателе и представителе, что сделано не было. Однако истребование кредитными организациями дополнительных документов и сведений, которые не предусмотрены законом, расцениваются судами как неправомерные действия[10].

Также суды признают правомерными действия кредитной организации по возврату исполнительного документа, если в исполнительном документе допущены ошибки и опечатки в ИНН или наименовании сторон спора.

В одном из дел суд указал, что исполнительный лист правомерно возвращен взыскателю в связи с неверным указанием ИНН и наименования должника[11]. В деле № А56-70250/2015 суды пришли к выводу о правомерности отказа в принятии исполнительного документа в связи с наличием разного написания наименования взыскателя в исполнительном листе, при этом отличия заключались в одной букве. Суды отклонили доводы взыскателя о том, что банк обязан проводить проверку с целью уточнения содержащихся в исполнительном листе сведений[12].

При этом существует и иная судебная практика, по смыслу которой недопустим формальный подход кредитных организаций к проверке заявления и исполнительного документа.

Так, суды, удовлетворяя требования заявителя о признании действий банка незаконными, указали на то, что написание наименования должника – государственного учреждения в сокращенной форме не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку сокращенное наименование общеизвестно, что исключает ошибку при идентификации должника, даже с учетом неверного указания ИНН должника. Также суды не согласились с доводами банка о том, что отсутствие сведений об ОГРН, месте регистрации взыскателя препятствует исполнению, так как требуемые сведения были указаны в заявлении, а также на оттиске печати[13].

Еще одним основанием для правомерного отказа кредитной организации в принятии исполнительного документа является указание в заявлении реквизитов счета представителя как счета, на который подлежит перечислять денежные средства. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве в заявлении могут быть указаны только реквизиты банковского счета взыскателя.

В подавляющем большинстве случаев судебная практика исходит из буквального толкования указанной нормы[14]. Суды приходят к выводу, что из системного толкования норм Закона об исполнительном производстве следует, что перечисление взысканных денежных средств производится только на счет взыскателя, следовательно, кредитные организации правомерно отказывают в перечислении денежных средств на счет представителей.

Однако и здесь существует иная судебная практика. Например, в деле № А40-87058/2010 суд кассационной инстанции пришел к противоположному выводу, указав, что нормы Закона об исполнительном производстве не ограничивают права взыскателя по направлению денежных средств только на свой счет, а не на счет иного лица, при наличии заявления, в котором указаны реквизиты счета поверенного, и доверенности с предусмотренными полномочиями на получение присужденных денежных средств[15].

Как снизить риск?

Анализ судебной практики показывает, что в спорах об исполнении кредитными организациями исполнительных документов высока степень судебного усмотрения, даже в одном арбитражном судебном округе могут быть вынесены противоречащие судебные акты при схожих обстоятельствах.

С учетом складывающейся практики должностные лица кредитных организаций не должны подходить к проверке достоверности требований формально. Для снижения рисков необходима не только визуальная проверка исполнительного листа. Следует также пытаться установить его подлинность на основании информации, полученной как минимум из общедоступных источников, например с официальных сайтов судов, ФНС и прочих государственных органов.

Также представляется целесообразным в случае приостановки исполнения фиксировать все действия по проверке достоверности представленных документов для целей защиты интересов организации в потенциальных спорах. Перечисленные меры позволят снизить потенциальные риски и уменьшить негативные последствия.

[1] Статья 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

[2] Статья 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

[3] Письмо Банка России от 27.03.2013 № 52-Т «Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств».

[4] Часть 8 статьи 70 Закона об исполнительном производстве.

[5] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2018 по делу № А40-69191/2017.

[6] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2018 по делу № А40-71636/2017.

[7] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2015 по делу № А40-160913/2014.

[8] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2015 по делу № А40-75776/2014.

[9] Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

[10] См., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2015 по делу № А38-2333/2014, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2013 по делу № А06-8016/2011.

[11] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.04.2014 по делу № А40-59286/2013.

[12] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2016 по делу № А56-70250/2015.

[13] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2014 по делу № А40-59267/2013.

[14] См., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2015 по делу № А12-29370/2014, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2014 по делу № А45-11127/2013.

[15] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.07.2011 по делу № А40-87058/2010.

Ссылка на основную публикацию