Нарушение срока пребывания в РФ: гражданами других государств

Штрафы, запрет, продление и нарушение срока пребывания в России

Когда иностранец поступает на пограничный контроль, он проходит через ряд проверок и заполняет необходимую документацию.

Миграционная карта — обязательный документ, особенно, если мигрант приехал с внутренним паспортом, в котором нельзя оставлять штампы и пометки.

Заполненная миграционная карта подтверждает законность нахождения на территории РФ.

Иностранное лицо обязано знать, чем грозит просрочка документов, это мы и разберём в статье.

Просроченная миграционная карта

Вспомним сроки действия. Если иностранец приезжает по визе, то время нахождения в РФ зависит от срока её активности. Для граждан из безвизовых стран период пребывания в России регулируется законом РФ и составляет 90 календарных дней. По нормам законодательства иностранец обязан покинуть нашу страну по истечении установленного срока.

Когда мигрант не выезжает из РФ спустя 90 дней, миграционная карта считается просроченной.

Самые лояльные условия для граждан Беларуси: они могут свободно находиться на территории РФ, и время пребывания не ограничено.

Бланк миграционной карты

Штрафы

Миграционные карты позволяют контролировать въезд и выезд иностранных граждан. Просрочка МК является нарушением действующего законодательства.

Чтобы наказать иностранных граждан за несоблюдение установленных норм, предусмотрены штрафные санкции. Их размер зависит от длительности просрочки, от региона, количества просрочек.

Если мигрант не произвёл пролонгацию миграционной карты в положенные сроки, выписывается штраф в размере 5000 рублей.

Правда есть ряд нюансов, влияющих на его формирование:

  • иностранец по уважительной причине не смог вовремя узаконить своё пребывание РФ, например, находился в больнице (предоставляется справка);
  • планирует ли мигрант получить разрешение на временное проживание;
  • длительность просрочки.

В Москве и Московской области, а также в северной столице придётся заплатить около 7000 рублей. Если иностранец нарушает закон несколько раз за год, штраф составляет от 5000 до 7000 рублей.

Депортация из страны возможна по следующим причинам:

  1. Противозаконные действия.
  2. Указание в миграционной карте заведомо ложных данных.
  3. Поведение, противоречащее законным нормам, на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей.
  4. Неоднократные правонарушения.

Известно, что принудительное выдворение из страны – мероприятие, требующее больших затрат, что невыгодно для государства.

Приветствуется выезд из страны на добровольной основе, но, когда человек является преступником, приходится его депортировать.

Когда накладывается запрет на въезд

Для иностранных нарушителей установлены новые правила:

  1. Если человек находился незаконно в стране более 4 месяцев, ему нельзя приезжать в Россию в течение 3 лет.
  2. Когда сроки нарушены на 270 дней, пересекать границу РФ запрещается на 5 лет.
  3. 10-летнее ограничение накладывается, если мигрант находился в России более года.

Штамп в паспорте, указывающий запрет на выезд Ответ от пограничного контроля гражданину Украины

Как продлить

Чтобы избежать проблем и возможной отсылки, рекомендуется заранее побеспокоиться о законности нахождения в России.

Стоит задуматься о получении или статуса беженца. Актуален вариант оформления разрешения на временное проживание.

В первом случае подаётся заявление с пакетом документом, и мигрант сможет жить в России на протяжении 3 лет, пока, например, не решит, как поступать дальше.

Он может оформить вид на жительство, что ведёт к получению гражданства РФ в дальнейшем. В противном случае придётся уехать из страны.

Статус беженца актуален для жителей Украины по причине боевых действий на территории их страны. Также рассматриваются лица, ищущие политическое убежище или бегущие из своих стран по причине расовых, религиозных гонений.

Подобный статус позволит находиться в России 5 лет.

Чтобы продлить активность миграционной карты, можно покинуть страну и через день вернуться обратно. Граждане из стран СНГ могут постоянно оставаться на территории РФ в течение 3 месяцев (90 дней).

Если лица из Беларуси, Армении, Киргизии или Казахстана приезжают в Россию максимум на 30 дней, им не требуется заполнения миграционной карты.

Военные граждане, поступившие на службу в российскую армию, получают гражданство автоматически. Другие группы иностранных лиц могут подать прошение на получение гражданства, отказавшись от подданства своей страны.

Мигранта, приехавшие учиться в Россию, имеют полное право получить пролонгацию срока пребывания.

Иностранцы, которые планируют осуществлять рабочую деятельность в России, должны иметь патент, тогда возможно продление на 12 месяцев. Время пребывания обычно увеличивается, если работодатель решил заключить новый трудовой договор.

Когда у миграционной карты завершается срок действия, желательно добровольно покинуть Россию. Если просрочки не удалось избежать, а вернуться хочется, требуется оплатить штраф, и подать прошение на пролонгацию МК.

Ходатайство от работодателя

За 7 дней до завершения срока действия миграционной карты желательно обратиться в главное управление миграционной службы.

Подготавливается:

  1. Ходатайство от заявителя.
  2. Официальное соглашение с компанией-работодателем, справка из учебного заведения или подтверждение запроса на получение временного разрешения.
  3. Дубликат миграционной карты.
  4. Копия документа, удостоверяющего личность.
  5. Медицинское заключение с диагнозом заявителя или принимающей стороны (если МК просрочена и хочется избежать штрафа).

Могут быть и другие уважительные причины просрочки миграционной карты, что необходимо документально обосновать.

Положительное решение даёт привилегию находиться в России на срок, установленный законом.

Депортирование из РФ

Известно, что гражданина Российской Федерации нельзя выгнать из страны, даже если он является особо опасным человеком для общества. Так гласит закон.

Депортация – это выдворение иностранца из РФ в принудительном порядке, как правило, под конвоем.

Кто подлежит изгнанию:

  1. Лица, неоднократно нарушившие законы и правила РФ.
  2. Мигранта, находящиеся на территории России по фальшивым документам.
  3. Иностранцы, у которых просрочена МК, РВП или ВНЖ.
  4. Граждане, пересёкшие границу в обход, не посетив пограничный контроль.
  5. Лица, живущие в РФ без регистрации.

Мигрант должен уехать из нашей страны на протяжении 15 суток, когда вид на жительство или временное разрешение деактивировано.

Когда по закону решено сократить сроки пребывания в РФ, мигрант обязан уехать в установленный срок – 3 дня. Обычно это происходит, когда просрочено ВРП.

По закону иностранцы могут избежать выдворения, если они:

  • беженцы;
  • искали политическое убежище;
  • граждане, в родной стране которых идёт война;
  • лица, запросившие статус беженца;
  • работники консульств и дипломатических учреждений.

Если иностранец не покидает страну в добровольной форме, он подлежит принудительному выдворению.

Процессом депортации занимаются исполнительные органы и отделения миграционной службы регионального уровня.

Сначала иностранец привозится по месту вынесения судебного решения, далее отправляется для отправления за границу России.

Процедуру депортации оплачивает:

  1. Иностранец.
  2. Приглашающая компания-работодатель, если выявлены нарушения в составлении трудового соглашения.
  3. Консульство родной страны иностранца, если оплату не может произвести мигрант или принимающая сторона.
  4. Россия, если не удаётся найти связь с приглашающей стороной.

Опишем процесс:

  1. Уведомляется исполнительный орган, ведающий делами с иностранными гражданами.
  2. Далее информируется консульство или дипломатическое представительно страны мигранта.
  3. Иностранец отправляется в специальное помещение на 2 суток до вынесения судебного решения.
  4. После вынесенного вердикта есть 36 часов, чтобы доставить мигранта в пункт пересечения государственной границы.
  5. Происходит высылка из страны.

Иностранец имеет право обжаловать судебное решение, на что предусмотрено 10 суток.

Чтобы доказать свою невиновность, придётся нанять хорошего юриста или привести особые аргументы.

Например:

  • иностранцу необходимо специализированное лечение, которое он может получить только в России;
  • мигрант заключил брак с подданным РФ;
  • человек имеет российских родственников;
  • иностранцу предстоит обучение в одном из вузов страны;
  • подан официальный запрос на временное разрешение или вид на жительство;
  • человек имеет патент на работу для мигрантов.

Однако такие причины не являются гарантией отмены депортации.

После высылки повторный въезд недоступен в течение нескольких лет.

Иностранцы без подданства

Физическое лицо без гражданства не имеет подданства ни в одной стране. Они отсылаются по причине нежелательности нахождения в России. Обычно из-за нарушения законодательных норм, совершения преступлений.

Если иностранцы вынесено тюремное заключение, его депортируют после освобождения.

Когда в отношении мигранта вынесено решение, которое он считает незаконным, стоит обратиться в судебную инстанцию. Апелляционная жалоба подаётся после получения уведомления о депортации.

По статистике тысячи иностранных граждан нарушают закон, пересекая границу, совершая преступления и пропуская установленные сроки.

Депортация – это вынужденная мера, но она необходима, чтобы в стране не скапливались люди, преступающие правовые нормы.

Известно, что в 2018 году депортируют тысячи иностранных граждан.

Нарушение срока пребывания в РФ: гражданами других государств

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указ Президента РФ от 15 декабря 2020 г. № 791 “О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 16, ст. 2573; N 25, ст. 3874; N 39, ст. 6020) следующие изменения:

в абзаце первом слова “по 15 декабря 2020 г.” заменить словами “по 15 июня 2021 г.”;

подпункт “б” изложить в следующей редакции:

“б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, разрешения на временное проживание или вида на жительство;”;

дополнить подпунктом “д” следующего содержания:

“д) сроков действия свидетельств участника Государственной программы, в случае если они были действительны на 15 марта 2020 г. и выданы участникам Государственной программы и (или) членам их семей, находящимся за пределами Российской Федерации.”;

в абзаце первом слова “по 15 декабря 2020 г.” заменить словами “по 15 июня 2021 г.”;

подпункт “б” после слов “поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность” дополнить словами “, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании”;

в абзаце первом слова “по 15 декабря 2020 г.” заменить словами “по 15 июня 2021 г.”;

подпункт “а” изложить в следующей редакции:

“а) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита;”;

в подпункте “б” слова “до 15 декабря 2020 г.” заменить словами “до 15 июня 2021 г.”.

2. Установить, что действие подпунктов “а”, “в” и “г” пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”:

а) по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство;

б) по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу настоящего Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, не распространяется на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
15 декабря 2020 года
№ 791

Обзор документа

По 15 июня 2021 г. включительно продлено действие введенных в связи с пандемией временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и апатридов.

До этой даты приостановлено действие свидетельств участников госпрограммы по переселению, если они были действительны на 15 марта 2020 г. и выданы участникам и (или) членам их семей, находящимся за рубежом.

Читайте также:  Квалификация преступления в случае, если работник выдает кражу денег за похищение

Дополнен перечень категорий граждан, в отношении которых в период действия мер будут приниматься решения об административном выдворении в принудительном порядке, о реадмиссии, о сокращении срока временного пребывания в России, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника госпрограммы.

Уточнено, что иностранцы и апатриды, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита.

Урегулированы вопросы применения мер при возобновлении транспортного сообщения с иностранными государствами.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Что грозит за нарушение миграционного законодательства

Прокуратура республики (Республика Северная Осетия – Алания). 08 апреля 2020

В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.
Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.
Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:
– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;
– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.
В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.
Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:
– ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
– ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;
– ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.

Мероприятия
и встречи

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Статья 18.8. КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий

  • влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области

  • влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области

  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 18.8 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.

2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с изм. и доп.).

Читайте также:  Мокшан - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

5. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.

6. В гл. V Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.

В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).

7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.

Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

9. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

10. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

11. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

12. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Миграционные сроки, действующие в период пандемии: что важно знать иностранцам о миграционных сроках

Краткое содержание:

Течение миграционных сроков в период пандемии Россией приостановлено

Несоблюдение миграционного законодательства и, в первую очередь, миграционных сроков чревато негативными последствиями вплоть до депортации и выдворения.

Поэтому ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, напрямую затронули права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России либо временно выехавших за ее пределы. С целью урегулирования правового положения этих лиц в период пандемии и был издан указ Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 274 (далее – Указ),

которым течение миграционных сроков приостановлено с 15 марта по 15 декабря 2020 года.

Сроки пребывания и проживания иностранцев в России продлены до 15 декабря

На период с 15 марта по 15 декабря 2020 года включительно приостановлено течение следующих сроков пребывания и проживания иностранцев на территории России:

  • временного пребывания,
  • временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации,
  • сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства.

Указанные правила не применяются в отношении иностранных граждан:

  • сроки пребывания, проживания которых в РФ истекли до 14 марта 2020 года включительно либо истекают после 15 декабря;
  • прибывших в РФ в период с 15 марта по 15 декабря 2020 года;
  • изменивших свое место пребывания в пределах РФ после 14 марта.

То есть эта категория иностранцев подлежит постановке на миграционный учет в установленном порядке.

Миграционные документы, срок действия которых продлевать не надо

На период с 15 марта по 15 декабря 2020 года приостановлен срок действия следующих миграционных документов, срок действия которых истек или истекает в указанный период:

  • виза,
  • разрешение на временное проживание,
  • вид на жительство,
  • миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия,
  • удостоверение беженца,
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу,
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
  • свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – свидетельство участника Государственной программы).

В срок нахождения мигрантов за рубежом не засчитывается период с 15 марта по 15 декабря.

Указом также приостановлено на период с 15 марта по 15 декабря 2020 года течение шестимесячного срока нахождения мигранта за пределами России, необходимого для принятия решения об аннулировании следующих миграционных документов:

  • свидетельства участника Государственной программы,
  • разрешения на временное проживание,
  • вида на жительство.

Обязательное условие приостановления этого миграционного срока – отсутствие у мигранта возможности въехать в РФ до истечения шестимесячного срока.

Наложен временный запрет на принятие решений о депортации и выдворении иностранцев

С 15 марта по 15 декабря 2020 года в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются следующие решения:

  • об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации,
  • о депортации,
  • о передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Запрет на принятие перечисленных решений не распространяется на следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • освобождаемых из мест лишения свободы,
  • нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации,
  • создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность).

Какие миграционные документы не подлежат аннулированию

С 15 марта по 15 декабря 2020 года в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются следующие решения:

  • о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации,
  • о лишении статуса беженца, временного убежища,
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

Сложности при исчислении миграционных сроков

Миграционное законодательство России не содержит общих норм, разъясняющих порядок исчисления миграционных сроков, в том числе после их приостановления. Информацию на эту тему можно найти лишь в многочисленных комментариях, которые зачастую противоречат друг другу.

Отсутствует и единая практика расчета сроков. Правила исчисления приостановленных сроков после их возобновления в различных регионах России миграционными службами трактуются неодинаково.

Так, согласно методическим рекомендациям МВД, срок действия миграционных документов, у которых в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. истекает срок действия,

считается автоматически продленным на 276 дней без необходимости обращения в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России за их продлением.

При этом не указано, с какой именно даты следует исчислять 276 дней: с 15 марта, с 16 декабря или с даты окончания срока действия миграционного документа.

Одновременно в рекомендациях подчеркнуто:

в случае если в документе с истекшим сроком действия в период с 15 марта по 15 декабря 2020 г. имелась виза, срок действия которой также истек в обозначенный период, то указанные документы являются действительными для выезда из Российской Федерации в течение 276 дней с даты окончания срока их действия без необходимости оформления транзитной визы.

То есть в данном случае имеется конкретное разъяснение, что 276 дней исчисляются с даты окончания срока действия миграционного документа (при наличии визы).

Вместе с тем в Указе ничего не говорится о продлении миграционных сроков на 276 дней, поэтому верность толкования течения сроков в методических рекомендациях вызывает обоснованные сомнения.

Представляется, что наиболее правильным подходом будет применение порядка исчисления приостановленных сроков, установленного статьей 94.1 КАС РФ:

  • течение срока приостанавливается одновременно с приостановлением срока;
  • со дня возобновления срока течение срока продолжается.

Например, если миграционный срок приходится на 15 июля, но он приостановлен с 15 марта, то остаток срока составляет 4 месяца (с 15 марта по 15 июля). Таким образом, при возобновлении течения срока с 16 декабря миграционный срок автоматически продлевается на 4 месяца.

Что делать иностранцу с миграционными документами после 15 декабря

До 15 декабря все перечисленные выше миграционные документы, срок действия которых истек или истекает в период после 14 марта 2020 года, являются действительными.

Однако, как уже отмечено, правила исчисления приостановленных сроков после их возобновления с 16 декабря 2020 года миграционными службами трактуются неодинаково.

Поэтому до устранения имеющихся противоречий во избежание возможных негативных последствий следует рекомендовать иностранным гражданам и лицам без гражданства уточнить в миграционной службе по месту пребывания (проживания) дату, до которой у него после 15 декабря автоматически продлевается конкретный миграционный срок.

Читайте также:  ПФР Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан, Школьная ул., 7: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Кроме того, положения Указа не запрещают обратиться в миграционную службу за предоставлением услуг в сфере миграции в период приостановки срока, то есть до 16 декабря.

В случае обращения заявителей за предоставлением государственных услуг в сфере миграции они предоставляются в полном объеме.

Будут ли миграционные сроки продлены после 15 декабря

Период приостановления миграционных сроков дважды продлевался, поэтому, учитывая вторую волну коронавирусной инфекции, можно с большой долей вероятности предположить, что в декабре в Указ будут внесены очередные изменения. Однако это пока лишь ожидания мигрантов. Решение о продлении временных мер принимает президент.

О правилах въезда-выезда в Россию, Беларусь, Украину в следующих статьях:

Воздушные границы России: для кого открыты. Условия пересечения границы в период коронавируса Подробнее >>>

Близкое родство как основание въезда в Россию: действующие правила и необходимые документы Подробнее >>>

Украина: действующий порядок въезда в страну иностранцев в период коронавируса Подробнее >>>

Особенности въезда в Беларусь в период коронавируса Подробнее >>>

Остаться в России: когда мигранта не депортируют за нарушения

В 2017 году в России находилось более 9 млн иностранцев. Большинство из них приехало в поисках работы. Мигранты должны соблюдать все правила пребывания в РФ, которых немало: вовремя уведомлять о проживании, регистрироваться по месту жительства, следить за действительностью документов и т. д. За нарушения грозят штрафы, а в некоторых случаях и выдворение за пределы России. Если мигрант не согласен с таким решением, он может обжаловать его в суде.

И тут могут возникнуть разные подходы к оценке ситуации, когда проступков достаточно для выдворения, но сами они небольшие и не опасные для общества. Российские суды на местах в основном формально подходят к депортации как санкции за миграционные нарушения, утверждает управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. Нарушения есть – по закону нужно депортировать. Но Европейский суд по правам человека занимает другую позицию. “Хотя государству надо обеспечивать миграционный контроль, высылка за пределы страны может нарушить право человека на личную и семейную жизнь. Поэтому такое решение должно оправдываться крайней социальной необходимостью и иметь правомерную цель”, – цитирует ЕСПЧ адвокат КА “Барщевский и партнеры” Елена Михалевич. С подачи этого суда ВС стал чаще исправлять формальный подход нижестоящих инстанций, что должно поменять практику, надеется Старинский.

Когда связь с Россией теснее, чем с родиной

Гражданин Молдовы Илья Мунтяну* живет и работает в России много лет. В 2011 году вместе с женой, которая имеет гражданство РФ, купил квартиру в Брянске, они завели ребенка. Но через несколько лет в жизни иммигранта началась черная полоса. Ему не повезло дважды нарушить требования к иностранным гражданам. В мае 2016-го Мунтяну не вовремя уведомил о проживании. Это была привычная для него процедура (уведомлять надо раз в год), но на этот раз жена попала в реанимацию, а ему пришлось сидеть с ребенком. Затем Мунтяну опоздал с регистрацией по месту жительства (по закону допускается не более 7 дней). Оба раза на него составили административный протокол по ч. 1 ст. 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином правил проживания в РФ»).

Два подобных нарушения в течение года – это плохая новость для иностранца, которого могут выдворить из России (ч. 4 ст. 18.8 КоАП) или аннулировать вид на жительство (подп. 7 п. 1 ст. 9 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Мунтяну лишили ВНЖ, который был выдан до 2021 года. Сам иностранец нарушений не отрицал, но был уверен, что это чрезмерное наказание. Доказать свою правоту он решил в суде. Там он напомнил, что много лет живет в России, тут у него квартира, жена и ребенок.

Однако районный суд встал на сторону УМВД по Брянской области: он пришел к выводу, что наказание вынесено строго по закону. Суд не убедили аргументы Мунтяну. Пусть он женат на гражданке России и имеет с ней ребенка – это его не оправдывает и не имеет никакого отношения к его нарушениям. Ему всего лишь аннулировали ВНЖ и не выдворяли за пределы страны, так что истец вполне может продолжать жить со своей семьей в своей квартире. Таким образом райсуд объяснил, почему не нарушено право Мунтяну на личную и семейную жизнь (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Решение № 2а-621/2017 устояло в апелляции.

Райсуд подтвердил, что мигранта надо депортировать, ведь тот дважды нарушил режим пребывания в России. То, что человек имеет здесь семью и квартиру, мало относится к делу, решил районный суд.

Такой формальный подход не понравился административной коллегии Верховного суда. Она согласилась с истцом, что наказание чересчур серьезное для таких небольших нарушений, нарушает права Мунтяну на личную и семейную жизнь. Суды должны были оценить длительность проживания иностранного гражданина в России, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, доход и обеспеченность жильем в РФ, род деятельности, профессию и т. д. – в определении ВС № 83-КГ18-6 цитируется позиция Конституционного суда из постановления № 5-П от 17 февраля 2016 года. С таким обоснованием кассация вынесла решение в пользу Мунтяну и признала действительным его вид на жительство.

В похожей ситуации оказался гражданин Узбекистана Валерий Золотарев*. Он тоже много лет жил в России, но в 2016 году за два нарушения ему запретили въезд на территорию РФ, и два суда поддержали такое решение. Их исправил ВС, который снова указал на недопустимость формального подхода. Он указал на важные обстоятельства дела, которым не придали значения нижестоящие инстанции. Истец женат на гражданке РФ, с которой они ведут общее хозяйство с 2008 года, а сейчас она тяжело болеет и не может себя полностью обслуживать. У Золотарева есть постоянное место работы, он зарегистрирован в налоговой службе, а в Узбекистане у него ни родственников, ни имущества, перечисляется в определении № 48-КГ18-6. Истец подтвердил справкой, что дома или квартиры там на него не зарегистрировано. Все это убедило ВС, что необходимо разрешить Золотареву въезд в Россию.

* имена и фамилии изменены редакцией

– он давно и легально живет на территории РФ;

– проходил курс в российском учебном заведении;

– имеет супруга или супругу с российским гражданством, они живут вместе и ведут общее хозяйство;

– он воспитывает детей-граждан РФ – возможно даже, детей супруга от прежнего брака;

– близкие родственники (супруг или супруга, дети) нуждаются в особой заботе от него – например, являются инвалидами;

– у него есть квартира или дом в России;

– он имеет стабильную работу, платит налоги, законопослушен;

– человек стремится выполнять правила пребывания на территории России, а нарушения миграционного режима незначительные (например, подал документы, но не вовремя);

– он не оставил в родном государстве семью, квартиру, дом;

– там, куда его могут депортировать, ведутся боевые действия или есть другая угроза его жизни и здоровью. Заявитель обращался за статусом беженца, но не смог оформить документы.

Даже если человек не имеет документов, которые подтверждают право на пребывание в РФ, его нельзя депортировать, если у него тут жена/муж и ребенок (определение № 86-АД17-5).

– иностранец долгое время живет в России нелегально и ничего не делает, чтобы исправить ситуацию;

– мигрант принял меры по легализации лишь после того, как был оштрафован за нарушение режима;

– он утверждает, что боится возвращаться на родину, где боевые действия и нестабильно, хотя в других документах целью прибытия и проживания указана «работа»;

– он не имеет постоянного дохода;

– неоднократно привлекался к ответственности по миграционным и другим составам;

– иностранный гражданин не живет с супругом, не платит алименты и не принимает участия в воспитании ребенка;

– брак заключен уже после того, как у мигранта начались проблемы в стране пребывания.

Злостного нарушителя режима можно депортировать, даже если у него в России остаются муж/жена и ребенок (№ 18-АД18-8).

* имена и фамилии изменены редакцией

Какие санкции за превышение сроков пребывания иностранных граждан?

Иностранные граждане или лица без гражданства могут пересекать границу РФ только по разрешительным документам – визам, разрешениям на работу и т.д. Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами с участием России. Каждый разрешительный документ имеет ограничения по сроку, после чего лицо обязано самостоятельно покинуть территорию страны. В этой статье расскажем, что грозит за нарушение срока пребывания в РФ, и можно ли избежать выдворения за пределы страны.

Что является нарушением

Срок действий визы или иного разрешительного документа зависит от цели визита иностранца в Россию. Например, виза для посещения родственников, проживающих в РФ, может выдаваться на срок до 90 дней, тогда как для трудоустройства можно получить документ на 1 год. Выделим ключевые требований к срокам пребывания в России, которые должны соблюдаться иностранными гражданами:

  • лица, въезжающие в России на законном основании, обязаны сами следить за соблюдением сроков временного пребывания, а при истечении визы самостоятельно покинуть страну;
  • даже при наличии оснований на продление разрешения, требуется выехать в страну постоянного проживания, после чего повторный въезд допускается по новому документу;
  • если приглашение на визит иностранца оформляли российские граждане или отечественные организации, они также должны следить за соблюдением сроков пребывания и своевременно предпринимать меры по выезду приглашенных лиц.

Контролировать соблюдение миграционного режима иностранцами вправе органы МВД, ФСБ, пограничные службы, иные ведомства. При выявлении нарушений, в том числе при пропуске срока на выезд, будут приниматься меры воздействия, предусмотренные в КоАП РФ.

Исходя из правил, указанных в ст.ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ, санкции будут назначаться за следующие проступки:

  • иностранцы и лица без гражданства несут ответственность за уклонение от выезда за пределы РФ по истечении срока, указанного в визе или ином разрешительном документе;
  • принимающая сторона также будет наказана, если не предпримет своевременных мер по обеспечению выезда;
  • если отечественная организация примет на работу иностранцев с просроченной визой или разрешением на трудоустройство, будет наказано не только юридическое лицо, но и его должностные лица.

Разберем, какие последствия грозят при выявлении пропуска срока, и кто может назначать санкции за такие проступки.

Меры ответственности

Если в момент истечения срока визы или разрешения иностранец находится в России, его документы могут быть проверены в любой момент. При выявлении нарушения сроков, равно как и при отсутствии разрешительных документов, лицо подлежит административному задержанию с составлением протокола. Наказание за такие проступки вправе назначать только суд, поскольку одной из возможных мер ответственности является принудительное выдворение из страны. По итогам рассмотрения административного материала, суд вправе применить следующие санкции:

  • иностранец, допустивший нарушение сроков пребывания в РФ, получит штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб., а также будет принудительной выдворен за пределы страны (ст. 18.8 КоАП РФ);
  • если принимающая сторона (гражданин или организация) не приняли мер по обеспечению своевременного выезда иностранца, они наказываются штрафом в размере от 2 до 4 тыс. руб. (ст. 18.9 КоАП РФ);
  • для надлежащего исполнения санкции в виде выдворения, иностранец будет помещении в спецучреждение МВД.

Сведения о каждом нарушении миграционных правил автоматически поступают в базы данных МВД, ФСБ и пограничных служб. Доступ к указанным базам данных имеют сотрудники дипломатических и консульских учреждений, поэтому в выдаче визы может быть отказано даже без указания причин.

Выдворение осуществляется в виде самостоятельно выезда иностранца, либо принудительном перемещении через границу. В первой случае нарушитель сам оплачивает проездные документы, а сотрудники МВД сопровождают его до места пересечения границы. Если иностранец или лицо без гражданства отказываются добровольно покидать страну, сотрудники МВД и пограничной службы организуют принудительное перемещение через границу. Для этого оформляется акт, подтверждающий факт исполнения административной санкции.

Ссылка на основную публикацию